Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационно-педагогические технологии в системе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: а) теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературыизучение и систематизация инновационного опыта в области информатизации образовательного процессаб) эмпирические: наблюдения за учебным процессом, педагогический экспериментприменение диагностических средств (тестирование, рейтинг) — исследование… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В СВЕТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Проблемы внедрения новых педагогических технологий в учебных процесс высшей школы
    • 1. 2. Информационные технологии в системе обучения
    • 1. 3. Анализ содержания педагогических технологий
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС — КАК
  • ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ИННОВАЦИОННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 2. 1. Роль УМК в организации учебной деятельности вуза.62 ^
    • 2. 2. Принципы разработки ЭУМК с использованием модульной технологии
    • 2. 3. Электронный учебно-методический комплекс как средство оптимизации учебного процесса в техническом вузе
  • Выводы по II главе
  • ГЛАВА III. ПРОВЕРКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА — КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    • 3. 1. Содержание и методика экспериментальной работы
    • 3. 2. Обоснование критериев оценки эффективности использования УМК-ов — как средства оптимизации учебно-воспитательного процесса
    • 3. 3. Исследование динамики формирования успешности обучения курсантами дисциплины «Педагогика» с использованием ЭУМК в учебной деятельности
  • Выводы по III главе
  • ВЫВОДЫ

Информационно-педагогические технологии в системе профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Высшее профессиональное образование — важнейший социально-государственный институт, готовящий личность к решению в будущем профессиональных задач в определенной сфере деятельности. Высшее образование призвано формировать у выпускников Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы (ГПС) I.

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) целый ряд личностных профессиональных компетенций, позволяющих усваивать перспективные идеи в области науки и техники, умения принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях.

Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время во всех развитых странах идут интенсивные процессы информатизации образования, разрабатываются пути повышения эффективности образовательных систем, осуществляется поиск оптимальных методов внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Инновационные технологии используются в качестве источника учебной информации, средства наглядной иллюстрации представления таких процессов, которые с помощью обычного, традиционного обучения представить невозможно, в качестве творческого средства решения многочисленных задач и, конечно, средства оперативного контроля по усвоению знаний курсантами.

Огромный объем знаний, который необходимо усвоить в процессе обучения в вузе, и часто ограниченные возможности курсантов по его усвоению в короткие сроки — эта проблема во всей своей полноте предстала перед профессорско-преподавательским составом при разработке и внедрении инновационных технологий и методик в вузовский процесс обучения, и во многом до сих пор она не решена, поскольку любая технология предполагает системный подход к процессу обучения в вузе, как целостному, направленному на общее и профессиональное развитие личности.

Образовательный процесс в вузах ГПС МЧС России отличается специфическими особенностями и условиями становления личности сотрудника Государственной противопожарной службы, спецификой оперативно-служебных задач, выполнение которых связано с эмоциональным и физическим напряжением. Поэтому основными современными тенденциями профессионального образования выступают информатизация и технологизация обучения. Под информатизацией образования принято понимать комплекс методов и форм обучения, основанный на использовании технических средств и новых форм обучения, например, таких, как дистанционное образование и дистанционное обучение, способствующих оптимизации учебного процесса (А.А.Андреев, С. В. Васекин, Е. С. Полат и др.). Критерием технологизации, согласно общепринятой точке зрения, является успешность овладения курсантами базовыми компетенциями, когда степень соответствия результатов обучения соответствует требованиям программы обучения (Ю.К.Бабанский, Б. Н. Беспалько, В. Г. Монахов и др.). В качестве оптимизационного средства процесса обучения в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России мы определили электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) (на примере дисциплины «Педагогика»).

Цель исследования: совершенствование учебно-методической работы в вузах МЧС России за счет внедрения в учебный процесс ЭУМК.

Объект исследования: процесс учебно-методической работы в вузах ГПС МЧС России.

Предмет исследования: информационно-педагогическая технология изучения учебной дисциплины на основе электронного учебнометодического комплекса, интегрированного в образовательный процесс в специализированном техническом вузе.

Гипотеза исследования: обучение курсантов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России будет осуществляться более эффективно, если:

— проектирование и внедрение учебно-методического комплекса по педагогике будет осуществляться с учетом информационно-педагогических и модульных технологий содержания дисциплины, соответствующих условиям и этапу обучения в специализированном техническом вузе;

— электронная программа УМК будет являться информационно-деятельностной составляющей целостного дидактического комплекса, ориентированного на формирование профессиональных компетенций у курсантов технических вузов.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и информационно-технологическую литературу по проблеме.

2. Определить дидактические принципы, соответствующие созданию электронного учебно-методического комплекса в условиях технического вуза.

3. Создать модульную программу электронного учебно-методического комплекса.

4. Выявить особенности внедрения электронного учебно-методического комплекса по педагогике в специализированном техническом вузе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: а) теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературыизучение и систематизация инновационного опыта в области информатизации образовательного процессаб) эмпирические: наблюдения за учебным процессом, педагогический экспериментприменение диагностических средств (тестирование, рейтинг) — исследование динамики эффективности успешности овладения курсантами знаний по учебной дисциплинеприменение рейтинговой системы, которая используется при прохождении тестов с использованием электронного учебно-методического комплексасинтез результатов обучения на основе проектирования и внедрения ЭУМК и выявление его возможностей для оптимизации обучения педагогики в специализированном техническом вузе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфические дидактические принципы, как основа проектирования компьютерной технологии электронного учебно-методического комплекса, а именно: модульной информативности, диалогового взаимодействия, интерактивности и практико-ориентированных технологий.

2. Модульная программа, как эффективная технология управления качеством профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России на основе проектирования электронного учебно-методического комплекса, как инструмента оптимизации изучения педагогики в специализированном техническом вузе.

3. Принципы проектирования ЭУМК, учитывающие психолого-педагогические особенности обучения курсантов в техническом вузе и созданный ЭУМК по педагогике на новом функционально-содержательном уровне.

Методологическую и теоретическую базу исследования составляют: теоретические положения системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов в профессиональном образовании на базе компьютерных технологий (А.А.Андреев, В. С. Артамонов, В. П. Беспалько, О. Ю. Ефремов, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, Н. Н. Нечаев, Е. С. Полат и др.) — теория проектирования образовательных технологий (С.В.Васекин, М. Я. Виленский, В. М. Монахов, А. И. Уман и др.) — концепции оптимизационных процессов в образовании (Ю.К.Бабанский, В. П. Беспалько, В. М. Монахов, В. А. Мясников, Ф. Г. Паначин, Г. Н. Филонов, Н. А. Хроменков и др.) — исследования в области образовательных технологий и личностно-ориентированного обучения (Ю.К.Бабанский, Б. Н. Беспалько, Н. Г. Винокурова, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. И. Коновалова, А. Н. Матюшкин, Е. И. Машбиц, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) — концептуальные подходы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузах (А.А.Грешных, Л. И. Коновалова, И. М. Машаров, Л. С. Узун, В. И. Чернолес, В.А.Щеголев).

Этапы и организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось с сентября 2004 года по октябрь 2007 года и осуществлялось в три этапа.

Первый этап (сентябрь 2004 г. — февраль 2005 г.) — этап формулирования проблемы, определения проблемной области, цели и задач, гипотезы исследования, разработки методики исследования, накопления и систематизации знаний о модифицировании из традиционной модели УМК по педагогике в инновационную.

Второй этап (февраль 2005 г. — февраль 2006 г.) — этап экспериментальной работы — был посвящен проведению эксперимента, в ходе которого проверялась выдвинутая гипотеза.

На третьем этапе (февраль 2006 г. — октябрь 2007 г.) осуществлялась обработка и обобщение полученных результатов, формирование выводов и предложений, уточнение теоретических положений, выявление тенденций в практике использования инновационных технологий, обсуждение хода проводимой работы и полученных результатов с профессорско-преподавательским составом в ходе конференций, семинаров, методических сборов и т. д.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Научная новизна исследования заключается:

— в разработке эффективной технологии обучения, которая побуждает к активному творческому настрою обучаемого на учебный процесс, включающий дидактическую обучающую модель и электронную программную поддержкув обосновании инновационного подхода к проектированию электронного учебно-методического комплекса на основе модульности, как инструмента оптимизации изучения педагогики в специализированном техническом вузе;

— в создании комплекса методических рекомендаций по внедрению ЭУМК с учетом поэтапного формирования умственных действий на основе личностно-ориентированного подхода.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что проанализированы понятия «информационные технологии», «педагогические технологии», показана возможность их интегрирования, выявлены принципы проектирования ЭУМК с учетом психолого-педагогических особенностей обучения в техническом вузесоздан ЭУМК по педагогике на новом функционально-содержательном уровне.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования ЭУМК на основе инновационных технологий по педагогике, внедрению его в образовательный процесс.

Модель электронного учебно-методического комплекса может быть использована в других дисциплинах гуманитарного и общепрофессионального блока. Внедрение данного ЭУМК в условиях оптимизации образования обеспечит курсантам и адъюнктам уровень подготовки, соответствующий государственному образовательному стандарту, высвободив время для самостоятельной работы в освоении дисциплины «Педагогика».

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается: научно обоснованным выбором методов исследованияанализом и обобщением предшествующих разработок в рассматриваемой областисистемным подходом к изучаемому объектукорректным использованием современных методов исследованиясогласованностью полученных результатов с логикой особенностей и динамикой изменения различных процессов, происходящих в системах подготовки специалистов ГПС МЧС Россииположительными результатами педагогического эксперимента и статистической значимостью полученных результатов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России.

Основные положения и результаты исследования докладывались на Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России» в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, сентябрь 2005 годана научно-практической конференции «Информационные технологии в системе обучения» в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, март 2006 годана Международной научно-практической конференции «Homo ludens как социальное варьирование языка и культуры», апрель 2006 года, Санкт-Петербургский Невский университет языка и культурына научно-практической конференции «Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, октябрь 2007 годана научно-практической конференции «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы» в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, апрель 2008 года.

Материалы исследования отражены в восьми публикациях.

Объем и структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Объем исследования составляет 154 страницы печатного текста.

Список литературы

включает 170 наименований. Работа содержит 10 рисунков, 12 таблиц, 2 приложения.

ВЫВОДЫ.

1. По теме диссертационного исследования нами изучена психолого-педагогическая и информационно-технологическая литература по проблеме. Анализ современных работ, посвященных данной проблеме, свидетельствует о том, что: во-первых она до сих пор актуальнаво-вторых — под информатизацией образования принято понимать комплекс методов и форм обучения, основанный на использовании технических средств и новых форм обучения, таких как дистанционное образование и дистанционное обучение, способствующих оптимизации учебного процессав-третьих, критериями оптимизации, согласно общепринятой точке зрения, являются успешность овладения курсантами знаний, навыков, умений, степень соответствия результатов обучения требованиям программы обучения.

2. Нами определены дидактические принципы, соответствующие созданию электронного учебно-методического комплекса в условиях технического вуза:

— принцип технологизации, предусматривающий использование в учебном процессе новейших достижений в области создания аппаратных и программных средств информатизациипринцип технологичности, предусматривающий тщательную проработку каждого этапа обучения, в том числе с использованием средств информационных технологий.

3. Компьютерное поддерживающее обучение в виде ЭУМК, ставящее своей целью управление познавательной деятельностью обучаемых, обладает рядом потенциальных возможностей для повышения эффективности процесса обучения, к которым, в частности, можно отнести:

— меньшие временные затраты аудиторных часов на формирование знаний по педагогике, навыков и умений по сравнению с традиционным обучением, поскольку курсанты могут заниматься с использованием ЭУМК в асинхронном режиме;

— повышение качества обучения, поскольку ЭУМК на основе модульного обучения позволяет высвободить время на аудиторных занятиях для творческой работы и изучения других аспектов педагогики — семинаров, творческих мастерских, самостоятельного изучения литературы;

— повышение прочности усвоения знаний, поскольку курсант обучается в удобном для его психофизиологических качеств темпе;

— более объективная и менее трудозатратная для преподавателя система контроля.

4. На основе представленных в диссертации принципов спроектирован ЭУМК, позволяющий стимулировать ответные действия обучаемых. В результате обучающего эксперимента доказана возможность повышения уровня мотивации курсантов за счет внедрения и использования электронного учебно-методического комплекса по педагогике. При компьютеризации обучения позитивная мотивация формируется через выбор курсантами собственного темпа работы, соответствующего его психологическим характеристикам. Самостоятельность учения обеспечивает положительный эмоциональный фон, что является важным моментом в достижении эффективности обучения.

5. Созданная нами модульная программа электронного учебно-методического комплекса, может быть использована в других дисциплинах гуманитарного и общепрофессионального блока. В результате педагогического эксперимента доказано, что при использовании ЭУМК в процессе обучения при проведении итогового контроля в экспериментальных группах отмечается повышение среднего балла с 3,63 в начале эксперимента до 4,33 в конце.

6. В исследовании представлены оптимизационные возможности обучения педагогике на базе ЭУМК в условиях специализированного технического вуза, дано психолого-педагогическое обоснование использования компьютерного обучения, определены принципы отбора содержания ЭУМК, описана технология внедрения в учебный процесс ЭУМК.

7. В работе раскрыт механизм проектирования и внедрения ЭУМК, интегрированный в учебный процесс обучения педагогики в условиях специализированного технического вуза, где ЭУМК выступает в качестве информационно-деятельностной составляющей данного комплекса. Содержательное наполнение ЭУМК обеспечивает формирование знаний педагогики у курсантов специализированных технических вузов в соответствии с Государственным стандартом.

Практические рекомендации:

1. В учебной деятельности Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России можно использовать электронный учебно-методический комплекс по педагогике для курсантов очной и заочной форм обучения (см. главу III, параграф 3).

2. Принцип электронного учебно-методического комплекса, разработанный на иптегративной основе: информационной, педагогической и модульной технологий, может быть использован в других дисциплинах гуманитарного и общепрофессионального блока (см. главу II, параграф 2).

3. Внедрение данного ЭУМК в условиях оптимизации образования обеспечит курсантам и адъюнктам уровень подготовки, соответствующий Государственному стандарту, высвободив время для самостоятельной работы в освоении дисциплины «педагогика».

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Губанова O.A., Коновалова JI.И., Солнцев В. О. Методологические проблемы внедрения информационных технологий в учебный процесс высшей школы // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. — 2006. — № 1 [12] - 2 [13], 2006. (0,8/0,3 пл.).

2. Губанова O.A. Развитие личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России // Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. «Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России», 22 сентября 2005 года. -Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2005. (0,2 п.л.).

3. Губанова O.A. Дистанционное обучение в современном образовательном процессе // Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. «Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России», 22 сентября 2005 года. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2005. (0,3 п.л.).

4. Губанова O.A. Развитие личности как понятие и как процесс // Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. «Здоровье, риск и безопасность сотрудников ГПС МЧС России», 22 сентября 2005 года. -СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2005. (0,3 п.л.).

5. Губанова O.A. Модульная организация учебной дисциплины как основа разработки учебно-методического комплекса // Материалы науч.-практ. конф. «Информационные технологии в системе обучения», 14 марта 2006 года. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2006. (0,2 п.л.).

6. Губанова O.A. Электронный учебник в коммуникационной инфраструктуре // Homo ludens как социальное варьирование языка и культуры. — СПб.: Ниях, 2006. (0,2 п.л.).

7. Губанова O.A. Применение информационных технологий при организации учебного процесса в СПб УГПС МЧС России // Материалы науч.-практ. конф. «Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», 19 октября 2007 года. -СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2007. (0,2 п.л.).

8. Губанова O.A. Применение модульных, информационных и педагогических технологий для обеспечения эффективности деятельности подразделений ГПС // Материалы науч.-практ. конф. «Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы», 23−24 апреля 2008 года. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. (0,2 п.л.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Владос. 1994.-336 с.
  2. Е.Б., Ахлибининский Б. В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. 1998. — № 7. — С. 170−178.
  3. Ю.П., Маркова Е. П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: Наука, 1986. — 316 с.
  4. Е.В. Методика подготовки студентов строительных специальностей с использованием современных информационных технологий: Автореферат.дис.канд.пед.наук.- М., 1998. 18 с.
  5. . Вклад в будущее: приоритет образования / Пер. с англ. И. В. Китаева. М.: Педагогика — Пресс, 1993. — 168 с.
  6. А.Ф., Тюмасева З. И. От современных концептуальных основ образования к глубинным образовательным технологиям // Вестник Челябинского гос. педагогического университета. 1997. — № 2. — С.32−60.
  7. .Г. Человек как предмет познания, Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. -334 с.
  8. К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с макед. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.
  9. A.A. Введение в дистанционное обучение. М.: 1997. — 147 с. Ю. Анохин П. К. Избранные труды: философские аспекты теориифункциональной системы. М.: 1978. — 400 с.
  10. B.C. Технология подготовки научно-педагогических кадров в вузах МЧС России. — Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2004. 120 с.
  11. А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России, 1999. № 4, С. 121−125.
  12. В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. — 250 с.
  13. Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-254 с.
  14. A.B. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогика и информатика, 1995. № 2, С. 12−15.
  15. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. — № 5. — С.21−22.
  16. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / ИРПО.-М., 1995.-336 с.
  17. В. П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика, 1989. 144 с.
  18. В. П. Стандартизация в образовании: основные идеи и понятия. // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 16−25.
  19. Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века: размышления о будущем // Педагогика. 1990. — № 8 — С. 103−113.
  20. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1993.-270 с.
  21. . В.И. Педагогическая технология и подготовка учителя // Учит. Газета.- 1993. № 5 — С. 21.
  22. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 12−15.
  23. Большой энциклопедический словарь/ Под ред. А. М. Прохорова. М., 1991.-Т. 1,2.
  24. М.С. Инновация и новизна в педагогике//Сов.педагогика, 1989. -№ 12. -С.36−40.
  25. Я.А. О направлениях информатизации российского образования // Системы и средства информатики, вып.8, М., Наука, 1996.-С.27−30.
  26. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса.//Педагогика 1998. — № 4. — С.12−18.
  27. С.В. Проектирование информационной образовательной среды факультета информатики и математики // http: // mech.math.msu.su /conference / nikolsky-100 / Atticdes / Vasekin. htm
  28. P. О компьютере и компьютеризации образования. //Педагогика. 1998. — № 4. — С.210−121.
  29. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  30. В.И. О русской интеллигенции и образовании/Юткрытие и судьбы. М.: Современник, 1993. — 688 с.
  31. М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. -М.: 2007. 218 с.
  32. Н.Г., Косов В. В. О структуировании содержания учебной дисциплины на основе экспертных оценок. Научно-методический сборник: Новые технологии в образовательном процессе, 2000, Вып.9, СПб, ВМИ.- 120 с.
  33. О.С. О логике развития управлеия//Пробл. теории и практики упр. 1987. — № 3. — С.38−40.
  34. И.П. Некоторые задачи психологии физического воспитания. -М., 1988.- 178 с.
  35. М.Б. Наука обучать: Технология преподавания математике. -М.: Л инка-Пресс, 1995. 280 с.
  36. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. -500 с.
  37. П.Я. Педагогическая психология. — М., Педагогика пресс, 1996.-200 с.
  38. Д.М., Системные исследования. Методологические проблемы, Выпуск 29. Сборник, М., УРСС, 1970.-400 с.
  39. В.А. Системно-эволюционная трактовка асимметрии мозга//Системные исследования: Ежегодник 1986. М.: Наука, 1987. — С. 355−376.
  40. B.C. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Высшая шк., 1986. — 200 с.
  41. .С. Философия образования для XXI века.- М.: Интер д +, 1997.
  42. В.И. Знание как категория педагогики: Опыт пед. когнитологии. JL: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1989. — 240 с.
  43. В.И. Пропедевческий курс общей психологии. СПБ, Изд — во С-Петербургского ун-та, 1997. — 197 с.
  44. В.М. Монография «Введение в АСУ». — Киев, 1974. 215 с.
  45. P.M. Элементы практической психологии. Л, Изд-во Ленингр. ун-та., 1988. — 565 с.
  46. P.M. Развитие ребёнка и компьютерные игры // Компьютерные инструменты в образовании, СПБ, май-август, 1998.- С. 5−8.
  47. A.A. Модели системы управления образовательным процессом в вузах МЧС России: Монография. СПб.: СПб институт ГПС МЧС России, 2004.- 178 с.
  48. Ю.А. Роль синергетики в современной науке, //Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997. — С.5−11.
  49. В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-239 с.
  50. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. -М., 1955.
  51. Ю.К. Основные приемы математической обработки и интерпретации результатов исследований по физической подготовке и спорту. — Л., Военный дважды краснознаменный факультет физической культуры и спорта при ГДОИФК имени П. Ф. Лесгафта, 1972. С. 75.
  52. С.Р. Педагогические основы новых информационных технологий в образовании: Автореф. дис. д-ра пед. наук- Ростов н/Д., 1995.-35 с.
  53. Дэйл Майкл О. Влияние компьютерной анимационной среды на высшее образование // Информатика и образование. № 5 — 1998. — С.55−62.
  54. О.Ю. Пути совершенствованию применения психолого-педагогической диагностики в образовательном процессе военного вуза // Сборник научно-педагогических трудов. Вып.1 СПб.: ВАС, 2005. С.250−253
  55. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  56. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 159 с.
  57. Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Учпедгиз, 1962. — 116 с.
  58. Д.Д. Проблемы школьного учебника. XX век. Итоги. М.: Просвещение, 2006. — 210 с.
  59. Т.А. Развитие концепции педагогической технологии в современной дидактике за рубежом. М.: Знание, 1984. — 126 с.
  60. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения.- В 3-х т. М.: 1971.
  61. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.-240 с.
  62. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  63. Инновационное обучение: стратегия и практика: Материалы 1 научн.-практ. Семинара психологов и организаторов школ. Образования, Сочи, 3−10 окт. 1993 г./под ред. В .Я. Ляудис. М., 1994. — 100 с.
  64. История педагогической технологии: Сб. науч. тр./АПН РСФСР, НИИ ТИИП.-М., 1992. 133 с.
  65. В.А. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования. СПб., Образование, 1996. — 222 с.
  66. Информатизация образования России: сети, информационные ресурсы, технологии. М.: Ин-т ЮНЕСКО, 1997. — 52 с.
  67. И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976.-263 с.
  68. В.М. Информационный подход к методам обучения//Педагогика, № 6, 1998. С.43−47.
  69. С.П., Курдюмов С. П. Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997. — С. 165−190.
  70. .Ф., Трофимов А. Б. Информационно-педагогические технологии. СПб. — 1997. — 140 с.
  71. .М. Предмет и взаимосвязь естественных наук, М.: Наука, 1962.-436 с.
  72. С. Новые информационные технологии и реформа школы //Информатика и образование 1993. — № 5 — С Л17−123.
  73. Калленков А. А Системный анализ эффективности технологии обучения //Эффективность информационных технологий обучения в высшей школе. М.: 1994.-С. 18 .
  74. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  75. Е.В. Новые информационные технологии в обучении математике в техническом вузе//Инновационные процессы в образовании и новые педагогические технологии. Тюмень — 1997.-125 с.
  76. Л. Проблемы теории обучения. М.: Педагогика, 1984. — 197 с.
  77. Ю.В. Проектирование компьютерных дидактических систем на основе структурных инвариантов //Интегрированные системы компьютерного обучения. Казань- 1994. — С.56−58.
  78. Ю. В. Подколзин В.В. Добровольская Н.Ю Метамодель компьютерной системы обучения//Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. Москва-Краснодар — 1998. — С. 158−162.
  79. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалистов общеобразовательных учреждений. — М., КАРО, 2004. -368 с.
  80. Я.А. О воспитании //Золотой фонд педагогики. М.: Педагогика, 2003. — 300 с.
  81. Г. А. Схематическая наглядность как фактор интенсификации обучения в вузе. Автореф. .канд. дисс. -Л., 1987. 18 с.
  82. Л.И., Михайлов В. А. Компендиум по курсу «Психология и педагогика». Часть 2. Педагогика СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России — 2003. — 87 с.
  83. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации. Госкомвуз России, М., — 1994. — 100 с.
  84. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. Госкомвуз России, М., — 1993. — 73 с.
  85. Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования. Госкомвуз России, М., — 1991. — 120 с.
  86. В.В., Хуторской A.B. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Интернет журнал «Эйдос». — 2003. http://www.eidos.ru/journal/2003/0402.htm
  87. В.Г. Проблемное обучение: поиски, сущность, перспективы. М.: Знание, — 1991.- 79 с.
  88. A.A. Исследование автоматизированных технологий самоконтроля в повышении эффективности обучения курсантов. Автореф. .канд. дисс. СПб.: — 1998. — 25 с.
  89. Н.В. Методы системного педагогического исследования. J1.: Изд-во Ленингр. ун-та, — 1980. — 172 с.
  90. Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 150 с.
  91. В. С. И др. Новые информационные технологии обучения -деятельностный подход к проектированию//Нар. Образование. 1990. -№ 10. -С.65−69.
  92. С.Н. Оптимизация процесса конструирования учебной информации преподавателем вуза. Автореф.канд. дисс.- Л.: 1984. 20 с.
  93. A.A. Педагогическое общение . -М., 1979. — 114 с.
  94. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1991. — 184 с.
  95. Лорьер Ж-Л. Системы искуственного интеллекта, М, 1991. 378 с.
  96. A.C., Макаренко Г. С. Книга для родителей. М., 1937. -387 с.
  97. Матюшкин-Герке A.A. Структурно-логические модели конструирования учебной информации и их использование в управлении процессом обучения. Авореф. дис. .канд. пед. наук — 1978. — 21 с.
  98. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988. 191 с.
  99. JI.B. Образные компоненты в мышлении, Автореф. .канд.пед.наук. JL- 1974. — 21 с.
  100. Ю.Н. Эффективность испытаний военно-технических систем. -МО СССР, 1977.- 56 с.
  101. В. М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения.//Сов. Педагогика. 1990 — № 7. — С. 17−22.
  102. Л.М., Петухов Г. Б., Сидоров В. Н. Методологические основы теории эффективности, Л.: Изд-во ВИКИ им. А. Ф. Можайского, 1982. -325 с.
  103. В.А. Информационное взаимодействие в образовании стран СНГ в контексте глобализации // Мир образования образование в мире. — М., — 2002. — № 4 с. 23−27.
  104. А.Я. Инновации в образовании/ Челяб. фил. Челябинск, — 1995. -228 с.
  105. Н.Н. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы, -М., — 1989.-340 с.
  106. Ю.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., -1992.
  107. А. В Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя//Вопр. Психологии. 1988. — № 1. — С. 16 — 26.
  108. Ф.Г. Учительство и революционное движение в России (XIX — начало XX в.) М., — 1986. — 216 с.
  109. С.Н. Моделирование информационной среды как технологическая основа обучения математике, автореф. канд. дисс., М., -1998.-21 с.
  110. Е.С. Средства информационных технологий в зарубежной педагогике.- М.: 1986. 153 с.
  111. Е. С. Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. М.: НИИСОИУК , — 1991. — 137 с.
  112. Э.В. Экспертные системы: решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. М.: Наука, 1987. — 119 с.
  113. В.Ю. Основы педагогической технологии.-М.: Рос.пед.агенство, 1997. — 173 с.
  114. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия:/Социал.пробл.инноватики. М.: Политиздат, — 1989. — 269 с.
  115. Проблемы методологии педагогики и методики исследования//Под ред. М. А. Данилова, Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, — 1991. — 269 с.
  116. A.M. Способы оптимизации технологии обучения и оценка их эффективности: Автореф. дис. .канд.пед.наук/С-Петербург. Ун-т. -СПб., 1992.- 16 с.
  117. А.И. Анатомия научного знания, М.: Политиздат, — 1969. 206 с.
  118. А.И. Эспертные системы: стратегический смысл и применение. М.: ИНИОН АН СССР, — 1989. -19 с.'
  119. А.И. Информационные технологии и организация, М.: ИНИОН АН СССР, 1996. — 136 с.
  120. В.М. Программирование заданий учащимися средних специальных учебных заведений в системе самостоятельной работы. Автореф. дис. .канд.пед.наук/J1.: 1985. — 18 с.
  121. JI.A. Обучение как управление // Техническая кибернетика, 1993. — № 2. — С. 15.
  122. И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования.//Информатика и образование. 1991. -№ 4. — С. 18−25.
  123. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, — 1998. — 255 с.
  124. И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. -М.: Педагогика, 1995. — 215 с.
  125. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Знание, -1971.-202 с.
  126. ИО.Скоробогатов В. А. Наука и научное познание в свете современной философии, конспект лекций. СПб, — 1997. — 19 с.
  127. .Я. Информационная технология. М.: Высшая школа, -1994.-366 с.
  128. В.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, — 1979. — 432 с.
  129. Н.Ф., Габай Г. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса.- М., 1977. С. 97.
  130. Н.В. Методика составления обучающих программ. М.: Изд-во Моск. ун-та, — 1990, — 49 с.
  131. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975 .115 с.
  132. Талызина Н. В Теория и технология образования/Твер.гос. ун-т. -Тверь, 1992.-342 с.
  133. Талызина Н. В Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983.-96 с.
  134. Ю.Г. Высшее образование. Методология и опыт проектирования. Учебно-методическое пособие. М.: Логос, Университетская книга, 2006. — 256 с.
  135. Н.Ф. Сравнительный анализ эффективности учебного процесса при концептуальном представлении учебной информации: Автореферат, канд. дисс. Л.: 1981. — 20 с.
  136. А. И. Компьютерные технологии в высшем образовании. М.: 1994, — С. З 4.
  137. А. Футурошок. СПб, 1998.-461 с.
  138. П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. М., 1997. — 168 с.
  139. Трофимова 3. П. Технология обучения (Методические материалы для преподавателей). Минск, 1995. 320 с.
  140. А.П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ: СПб: КАРО, 2007.- 144 с.
  141. З.И., Кваша Б. Ф. Метатеория образования : Монография. -СПб.: МАНЭБ, МИНПИ, ИЗиЭЧ, 2004. 414 с.
  142. Ю.А. Компьютерная коммуникация в современном образовании.// Информатика и образование. № 4 — 1998.- С. 46.
  143. А.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. М.: 2006. — 128 с.
  144. JI.C. Теория управления качеством образовательного процесса в вузах силовых ведомств: монография. — СПб.: СПбУ МВД России, 2003. -456 с.
  145. Г. Н. Воспитание в российском обществе: тенденции теории и практики-М.: 2000. 197 с.
  146. С.К. Текст в учебном процессе. М.: 1987. — 152 с.
  147. Г. Информация и самоорганизация. М.: 1988. — 240 с.
  148. X. Компьютер и образование // ИНФО № 1. — 1997.
  149. С. А. Компьютер и образование.// ИНФО № 3. -1995.
  150. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -М.: Барс, 1997.-391 с.
  151. H.A. Ускорение и реформа общеобразовательной школы -М.: Сов. Россия, 1980. 192 с.
  152. Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования /синергетический подход/. М.:1998. — 125 с.
  153. В.А. Введение в методологию научного познания. Л.: -1972. С.54−92.
  154. В.П. Формула изобретения. — Методическое пособие. — СПб.: ВАС, 1996.- 120 с.
  155. А.И. О проблемах организации и представлении знаний.//Международный форум по информатизации и документации, Т.23 № 2. 1998. — С.3−8.
  156. М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Методическое пособие. М., 1996. — 315 с.
  157. В.А. Гуманизация физической культуры в образовании студентов. СПб.: СПбГТУ, 1995. — 210 с.
  158. Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. «Известия Отд.лит. и яз. АН СССР», 1931, С. 10.
  159. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1982. — 176 с.
  160. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-392 с.
  161. П. А. Основы модульного обучения. Вильнюс, 1989.-412 с.
  162. П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.-315 с.
  163. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения//Вопр. Психологии. 1995. — № 2. — С.31−42.
  164. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус, 1998. — 638 с.
  165. Alder Harry. Boost Your Intelligence. Tested techniques for improving your IQ and EQ.N.Y.: Kogan Page, 1996. 190 p.
  166. Goleman D. Emotional Intelligence.N.Y.: Bantan Books, 1995.71 .1. Тема N 10. Тесты ситуаций
  167. Вопросов всего: 12 Задано вопросов: 12 Пропущено вопросов: О Правильных ответов: 7 (58<Ио) Неверных ответов: 5 (429Ъ)
  168. Общее количество баллов: 12 Вы набрали баллов: 7 (58<Ма)
  169. Дата теста: 28.11.2008 Затраченное время: 0:04:521М т И Неверно 42% |1. Печать1. X Закрыть
Заполнить форму текущей работой