Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях гуманизации образовательного процесса педагогического колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На этом основании в педагогической деятельности предлагается классификация групп ценностей, связанных с утверждением (закреплением) общественной значимости педагогического труда (социальная значимость учительской профессии, ее престижность, признание ее важности окружающими: родными, близкими, знакомыми и др.) — удовлетворением коммуникативных потребностей учителя (потребность в общении с детьми… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ГЛАВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО 13 КОЛЛЕДЖА
    • 1. 1. Сущность процесса гуманизации современной системы профессионального образования будущих педагогов
    • 1. 2. Профессионально-ценностные ориентации будущих педагогов как психолого-педагогический феномен
    • 1. 3. Модель формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в контексте гуманизации образовательного процесса педагогического колледжа
  • 2. ГЛАВА: РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО 83 КОЛЛЕДЖА
    • 2. 1. Организация- опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированное&trade- профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического колледжа
    • 2. 2. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в контексте гуманизации образовательного процесса
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163 БИБЛИОГРАФИЯ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях гуманизации образовательного процесса педагогического колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Необходимость осуществления в современных условиях кардинальной перестройки системы образования с позиций гуманизма, возрождения духовно-нравственной культуры россиян, в свою очередь, требует новых подходов к формированию личности будущего педагога, его профессиональной подготовки. С первых шагов жизни деятельность человека направлена на освоение общечеловеческого опыта. Приобщение личности к моральному опыту человечества, сконцентрированному в нравственных нормах, принципах и идеалах, его осмысление и осознание формирует ценностные ориентации, духовные потребности, жизненные притязания личности. Именно в процессе социализации происходит приобщение человека к культурным ценностям, их усвоение и присвоение, накопление собственного индивидуального багажа на основе усвоенного.

Реализация приобретенного «духовного багажа» происходит в различных видах деятельности, в том числе и в профессиональной. Эволюция социально-экономических и политических взаимодействий в стране и мире, формирование нового образа науки, осознание антропогенного характера эпохи, возрастание в ее содержании роли личностного начала и соответствующая переориентация образовательных ценностей предполагают не только новую парадигму образования, но и формирование адекватной ей «параметрии» личности педагога XXI века. Современный этап развития цивилизации диктует необходимость модернизации образования, и как следствие этого — изменение ценностных ориента-ций педагога, под которыми понимается субъективно-практическое отношение конкретного педагога к профессиональным нормам (Левитан К.М.).

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие профессиональную деятельность учителя, и выступают как познавательно-действующая система, служащая опосредующим и связующим звеном между сложившимся социальным мировоззрением и деятельностью учителя. Развитие современного общества характеризуется качественно новым состоянием всех сфер общественной жизни, основной характеристикой которого является направленность на человека как активную личность, стимулирование его субъ-ектности и самостоятельности, готовности к саморазвитию и самосовершенствованию.

В свою очередь, смена образовательных и мировоззренческих парадигм объективно требует новых методологических подходов в области аксиологии на основе глубокого переосмысления системы профессиональных ценностей. Особую значимость эта проблема приобретает при подготовке будущих педагогов, которые будут оказывать влияние на формирование мировоззрения подрастающего поколения. В связи с этим возникает настоятельная необходимость сформировать соответствующие современной гуманистической парадигме профессиональные ориентации студентов педагогических колледжей. Это связано с тем, что в самой специфике организации педагогического образования имплицитно заложена система ценностей, передаваемая молодежи и студентам ее гуманистический потенциал.

Изучение философской, историко-педагогической, психологической литературы показало, что фундаментальные исследования в области гуманизации образования открывают путь частным исследованиям проблемы, намечают конкретные направления ее изучения и реализацию этих идей в образовательной практике.

Существенные историко-педагогические разработки исследования гуманизма сложились в контексте изучения генезиса данного феномена (B.C. Биб-лер, Б.М. Бим-Бад, М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов, Н. Б. Крылова, Е.Г. Осов-ский, Н. С. Розов, А.И. Субетто), которые с антропологических, философско-исторических, системно-структурных позиций рассматривают весь ход развития процесса гуманизации педагогической теории и практики. Анализ философских оснований гуманистической педагогической мысли, становления и развития гуманистической направленности педагогического процесса в России и за рубежом осуществлен в исследованиях С. А. Ан, И. А. Бирич, Р. А. Валевой,

П.А.Гагаева, В. М. Кларина, В. М. Коротова, В. М. Меньшикова, О. Г. Панченко, J1.A. Степашко.

Персонифицированному анализу гуманистической направленности педагогической деятельности посвящаются исследования И. Н. Андреевой, Г. Б.Кор-нетова, Н. В. Кудрявой, П. А. Лебедева, Д. И. Латышиной, Е. А. Мищенко, В. Г. Пряниковой, З. И. Равкина и других, в них представлены авторские гуманистические концепции прогрессивных педагогов второй? половины XIX века. В исследованиях Л. Л. Ворошиловой, А. Г. Козловой, Н. В. Кеберле, Н. В. Кудрявой, М. Н. Певзнера, Н. П. Юдиной рассмотрены идеи гуманистических течений в педагогике второй половины XIX — начала XX века (теория свободного воспитания, педагогика ненасилия, реформаторская педагогика), в которых выявлены теоретико-концептуальные и процессуально-технологические основы изучаемого феномена с позиции прогнозирования развития педагогических теорий в настоящее время.

Современные концептуальные основы гуманистической педагогики разрабатываются в контексте рассмотрения проблем развития полисубъектной модели педагогического взаимодействия, гуманизации педагогического образования, анализа дефиниции «педагогического гуманизма» в исследованиях Г. А. Бордовского, Б. С. Братусь, З. И. Васильевой, И. А. Зимней, И. Ф. Исаева, И: Б. Котовой, В Л. Матросова, Т. В. Машаровой, Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина, В. А. Ситарова, А. П. Тряпицыной, Е. Н. Шиянова и других.

Декларируемое гуманистически ориентированное реформирование и обновление современной образовательной сферы должно осуществляться на основе аксиологического подхода (Кларин М.В., Равкин З. И., Хвастунова Н.М.), который определяет систему ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей по формированию «идеального образа профессии» (Митина Л.М.). На этом основании в последние годы были предприняты попытки осмыслить природу ценностей с философской (М.В. Богуславский, О.Г. Дробниц-кий, Г. Б. Корнетов, В.А. Крутецкий) и психолого-педагогической (Т.К. Ахаян, Л. И. Божович, Р. Б. Вендровская, В. В. Веселова, И. В. Дубровина, А. Г. Здравомыслов, Л. Я. Зорина, MB. Кларин, B.C. Круглов, Т. Н. Мальковская, И. М. Осмоловская, З. И. Равнин, P.M. Рогова и др.) позиций. Именно ценностные ориентации задают основу формирования личности, детерминируют ее поведение и определяют выбор и особенности освоения профессии.

Аксиологический подход применительно к системе образования обусловлен также и необходимостью значительных изменений в сфере педагогического образования и обновления его содержания. Изучая проблему связей индивидуальной и общественно принятой систем ценностей, современные исследователи С. Ф. Анисимов, Л. И. Божович, В. Я. Ядов отмечают наличие расхождений между ними, которые объясняются противоречивыми требованиями современной социальной среды.

Эта проблема имеет отношение и к определению основных закономерностей профессионального становления личности будущего педагога, его профессионально значимых качеств, творчества и мастерства, общепедагогических умений и навыков (Е.П. Белозерцев, Е. С. Волков, В. Н. Гоголева, Ф.Н. Го-ноболина, Б. И. Додонов, И. В. Дубровина, О. И. Зотова, С. В. Новикова, В. А. Сластенин, В. А. Ситаров, В. П. Тугаринов, В. ВТу мал ев, Е. П. Шастина, Е.Н. Шиянов).

Данная проблема получила свое всестороннее развитие в различных исследованиях. Так, например, в работах Л. Ю. Ивановой, M.F. Казакиной, А. В. Кирьяковой, П. В. Козлова, Г. П. Савкиной рассматривалось содержание особенности процесса формирования ценностных ориентаций школьников, подростков, студентов. Труды Л. Х. Магаматовой, ШТ Селезневой, Л.Ф. Серби-ной, Е. Н. Шиянова посвящены обзору ценностей педагогической деятельности.

Пути и методы формирования: мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности, ценностных ориентаций будущих учителей раскрыты в работах Л. А. Блохиной, Ю. В. Варданян, С. В. Новиковой, Л.В. Разжи-виной, А. А. Чунаева. Проблемы формирования профессионального идеала гуманистической направленности рассматривали Д. М. Боднар, З. М. Гоголев, Н. Н. Никитина, Л. Г. Попова, Л. В. Шустрова, И. В. Фастовец. В исследованиях

Е.Н. Александровой, С. Г. Кулагиной, И. П. Селезневой, Г. В. Телицыной, Н. М. Хвастуновой, Т. В. Чумаловой, А. И. Щербаковой изучалась специфика развития ценностных ориентаций студентов средствами различных образовательных дисциплин и учебных предметов.

Таким образом, социально-экономические преобразования влекут за собой целесообразные инновации в развитии системы образования, характеризующиеся интеграционностью, и дифференциально актуализируют проблему развития профессионально-ценностных качеств личности педагога. Аксиоматичным является тот факт, что чем выше развивается педагогическая наука, тем больше проявляются потребности в личностном и профессиональном совершенствовании педагога. Это связано с тем, что от индивидуальных ценностных ориентаций учителя зависит будущее любого государства, общества, человека.

Развитие педагогической направленности и мотивационно-ценностной сферы будущих педагогов в настоящее время является серьезной проблемой. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего учителяэто комплексный феномен, слагаемое общей педагогической культуры, который требует значительных усилий от всей системы профессиональной подготовки. В свою очередь, квалифицированный педагог может выступать в качестве транслятора определенных моральных, социальных, эстетических и других духовных ценностей в качестве норм и приоритетов, определяющих жизненную позицию личности.

Таким образом, можно констатировать существование потребности в компетентном, высоконравственном педагоге, способном стимулировать гуманистические процессы, происходящие в обществе и в системе образования. Между тем, педагогическая наука до настоящего времени не даёт однозначного и аргументированного ответа на вопрос о механизмах формирования у студентов педагогических колледжей профессионально-ценностных ориентаций в условиях гуманизации образовательного процесса. В этой связи возникает противоречие между социальной необходимостью в квалифицированных педагогических кадрах, которые становятся регулятором дальнейшего совершенствования образовательной сферы с учетом принципов гуманизации, с одной стороны, и отсутствием специальной подготовки педагога с адекватно сформированными профессионально-ценностными ориентациями.

Выявленное противоречие обусловило выбор темы исследования «Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях гуманизации образовательного процесса педагогического колледжа», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия эффективного становления профессионально-ценностных ориентаций будущего педагога в контексте гуманизации образовательного процесса педагогического колледжа? Решение заявленной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: гуманистически ориентированный образовательный процесс педагогического колледжа.

Предмет исследования: особенности формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в контексте гуманизации образовательного процесса.

Задачи исследования:

1. Опираясь на современные теоретико-методологические подходы, сконструировать прогностическую модель процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического колледжа в контексте гуманистической парадигмы.

2. Выявить и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия становления профессионально-ценностных ориентаций студентов в контексте гуманизации образовательного процесса педагогического колледжа.

3. Разработать технологический инструментарий, обеспечивающий совершенствование профессионально-ценностной направленности в условиях гуманизации образовательного процесса педагогического колледжа.

Гипотеза исследовании: гуманизация образовательного процесса педагогического колледжа может стать важным фактором становления и развития профессионально-ценностных ориентации студентов, если обеспечить: становление внутренних ориентиров гуманного отношения к самому себе и окружающим как основы педагогической рефлексииразвитие гуманистических установок на профессионально-педагогическую деятельностьединство аксиологических оснований культурологической, естественнонаучной и психолого-педагогической подготовки будущего педагогаосвоение личностно-ориентированных педагогических технологийовладение первоначальным опытом субъект-субъектного взаимодействия.

Теоретикометодологическую основу исследования составляют концепция гуманизации педагогического процесса, общий системно-структурный, аксиологический, культурологический и личностно-деятельностный подходы, теория ценностей и ценностных ориентаций, психологическая теория установки, мотивация и потребности, единство сознания и деятельности, теория интериориза-ции общественных ценностей, соотнесенность ценностных установок с потребностями активно осваивающего мир субъекта.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы был использован комплекс взаимно дополняющих друг друга методов: теоретические — анализ научной литературы, первоисточников, учебных и рабочих программэмпирические — мониторинг, опрос, беседы, тестирование, ранжирование, анкетирование и интервьюирование педагогов и студентов, анализ результатов деятельности студентов и их самооценокэкспериментальные — эксперимент, включающий диагностический, формирующий и контрольный вариантыстатистические — количественный и качественный анализ данных, полученных в результате исследования и их математическая обработка.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Ленинградский педагогический колледж Краснодарского края.

Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов: / этап — теоретический (1997 — 2000 гг.) — определены цели и задачи исследованияпроведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической и социальной литературы с целью определения общей концепции исследования;

2 этап — экспериментальный (2000 — 2002 гг.). Проведен констатирующий эксперимент по изучению образовательной среды, в которой предполагалось осуществление опытно-экспериментальной работы по формированию профессионально-ценностных ориентаций будущих педагоговпостроена модель формирования профессионально-ценностных ориентаций, выявлены уровни их сформированности и система педагогических условий^ обеспечивающих эффективность их актуализации;

3 этап — обобщающий (2002 — 2003 гг.) — завершена реализация экспериментальной технологии актуализации профессионально-ценностных ориентацийобработаны и проанализированы экспериментальные данныезавершено литературное оформление диссертации, материал которой отражен в соответствующих авторских публикациях.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

— осуществлен анализ современных концепций гуманизации системы профессиональной подготовки будущих педагогов с позиции их самореализации в процессе формирования профессионально-ценностных ориентаций;

— разработана и апробирована теоретическая модель процесса формирования — профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического колледжа в контексте гуманистической парадигмы;

— определены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия становления профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического колледжа в контексте гуманизации образовательного процесса.

Теоретическое значение исследования:

— уточнено понятие профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического колледжа, базирующееся на соотнесении субъектного опыта будущего педагога с распространенными в данном социуме образцами профессиональной деятельности, выражающими устойчивое, конкретное понимание ее смыслов;

— установлены закономерности становления и развития профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогических колледжей, зависимость этого процесса от обогащения аксиологических оснований культурологической, естественнонаучной и психолого-педагогической подготовки педагога, формирования у него гуманистических установок на профессионально-педагогическую деятельность и субъект-субъектное взаимодействие;

— выявлены теоретические предпосылки для прогнозирования и оптимизации процесса профессионально-личностного развития педагога в системе среднего педагогического образования.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические идеи и выводы могут быть положены в основу научнометодических рекомендаций по формированию профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогических колледжей посредством гуманизации образовательного процесса.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечены теоретико-методологической обоснованностью исходных параметров исследования, использованием комплекса методов, адекватных его задачам, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, их сравнимостью с массовой практикой.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты проведенного исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики высшей школы Mill Уотражены в научных публикациях авторавнедрены в практику деятельности Ленинградского педагогического колледжа Краснодарского края.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социокультурная ситуация ориентирована на аксиологические принципы и ведущие гуманистически-ориентированные интенции, детерминирующие развитие современного образования, включая среднее педагогическое.

2. Формирование профессионально-ценностных ориентаций у студентов педагогических колледжей в условиях гуманизации образования есть процесс обретения студентами смысла жизни, профессионально-педагогического бытия, процесса новообразований социально-феноменологического характера, обуславливающих становление и продуктивное функционирование целостной внутренней позиции педагога в ее динамике.

3.Гуманистическая ориентация образовательного процесса в педагогическом колледже (на содержательном и технологическом уровнях) раскрывает профессионально-личностный потенциал студента как субъекта профессиональной деятельности.

4. Эффективность формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического колледжа в контексте гуманизации образовательного процесса обусловлена следующими психолого-педагогическими условиями: становление внутренних ориентиров гуманного отношения будущего педагога к самому себе и окружающим как основы педагогической рефлексииразвитие гуманистических установок студентов на профессионально-педагогическую деятельностьединство аксиологических оснований культурологической, естественнонаучной и психолого-педагогической подготовки будущего педагогаосвоение личностно-ориентированных педагогических технологийовладение первоначальным опытом субъект-субъектного взаимодействия. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I. Как показал детальный анализ современных теоретикометодологических подходов к проблеме гуманизации системы профессиональной подготовки будущих педагогов, гуманизация, как современная образовательная парадигма, включает в себя целый комплекс направлений по изменению системы отечественного образования, которые, в свою очередь, и выступают в качестве ведущих сущностных характеристик его реформирования.

Приоритетным в сфере образования становится не подготовка человека к выполнению свойственных ему социальных функций, а человек как самоценность, представляющий собой свободную творческую личность, способную к самореализации и полноценному развитию. При этом под гуманизацией образования подразумевается идея воспитания целостной личности, свободной и ответственной, во всем богатстве ее индивидуального своеобразия, способной к взаимопониманию, взаимоуважению, сотрудничествусоздание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми.

Это ориентирует на самореализацию каждым будущим педагогом своего внутреннего потенциала и раскрытие индивидуальных возможностей в ходе целенаправленного освоения профессионально-значимых знаний, умений и навыков. Именно профессиональное и личностное развитие будущего учителя" создает предпосылки для гармоничной реализации культуры знания и мышления, культуры творческого действия, культуры чувств, общения и поведения в целом.

Соответствующая переориентация образовательных ценностей предполагает не только новую парадигму образования, но и формирование адекватной ей «параметрии» личности педагога XXI века. В осуществлении гуманизации всех сфер жизни общества решающую роль играет школа, а точнеепедагог, поскольку именно от него зависит, будут воспитанники проводить в жизнь идеи гуманизма, или, напротив, останутся к ним безразличными, либо встанут в оппозицию. В современной образовательной ситуации исследователями признается, что одним из приоритетных направлений в системе профессиональной подготовки является проблема активной и целенаправленной гуманизации и гуманитаризации процесса обучения будущих работников воспитательно-образовательных учреждений.

В то же время, гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический феномен, отражающий современные тенденции гармоничного развития личности, обогащения ее творческого потенциала, развития способностей посредством оптимальной модели дидактических отношений — субъектсубъектных, в которых основой гуманизации является развитие рефлексии участников педагогического процесса, как способа регулирования межличностных отношений и самоанализа в связи с изменениемличностных позиций педагога.

В связи с этим обучение в педагогическом колледже необходимо рассматривать как педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение студентов в культуру, в жизнь социума, развитие их творческих профессиональных способностей и возможностей. Основным механизмом данного процесса можно считать личностную и познавательную активность будущего педагога, ориентированного на профессиональное самоопределение, что становится основой трансформации собственно типа обучения, направленного на культурологическое личностноориентированное образование.

2. В современной аксиологии явно обозначились основные подходы к отбору наиболее признанных в обществе ценностей и их активному внедрению, в том числе в систему образования и в подготовку педагогических кадров. В системе профессиональной подготовки уже разработаны и активно внедряются в образовательный процесс понятия, которыми может пользоваться личность и которые являются наиболее значимыми именно в тот момент, когда человек меняет среду, общественную группу, собственные идеалы и ценности, в соответствии с которыми он существовал и функционировал в предыдущей среде. Именно этот период является для личности наиболее сложным и важным. Поэтому поступление студентов в педагогический колледж является значительным жизненным шагом, связанным с установкой на новые ценности, мотивы поведения и собственно деятельности. Важность данного перехода человека из одной социальной группы в другую определяется также всей системой его ценностных ориентацией в соответствии со спецификой выбранной профессиональной деятельности.

На этом основании в педагогической деятельности предлагается классификация групп ценностей, связанных с утверждением (закреплением) общественной значимости педагогического труда (социальная значимость учительской профессии, ее престижность, признание ее важности окружающими: родными, близкими, знакомыми и др.) — удовлетворением коммуникативных потребностей учителя (потребность в общении с детьми, в ощущении своей необходимости в работе с ними, в возможности вербального контакта с различными категориями детей, родителями, коллегами, другими людьми) — необходимостью творческого самовыражения и самосовершенствования педагога (увлекательность, романтичность педагогической профессии, постоянное преодоление трудностей, развитие творческих способностей, приобщение к духовной культуре, занятие любимым делом, предметом, соответствие педагогической деятельности интересам и способностям личности, возможность постоянно пополнять свои знания и др.) — удовлетворением утилитарнопрагматических запросов и потребностей (возможности самоутверждения, межличностного общения, профессионального роста, продвижения по службе и др.).

Системная целостность индивидуально-личностных ценностей представляет собой сложное социально-психологическое образование, в котором сливаются целевая и мотивационная направленность личности, составляя систему ценностных ориентаций. Таким образом, система ценностных ориентаций, представляя собой аксиологическое «Я», дана личности не как система знаний, а как система когнитивных образований, сопряженных с эмоционально-волевыми компонентами и принимаемая личностью в качестве собственного внутреннего ориентира, побуждающего и направляющего деятельность личности.

В контексте проводимого нами исследования данное положение позволяет дать определение заявленному нами феномену — профессионально-ценностной ориентации студента педагогического колледжа, под которой понимается социально детерминированная и личностно осознанная будущим педагогом установка на самореализацию в профессиональной деятельности. В свою очередь, система ценностных ориентаций формирует содержательную сторону направленности личности, отражает основу ее отношения к действительности и актуализирует гуманистическое своеобразие ее практической профессиональной деятельности.

В исследовании мы ориентируемся на необходимость формирования позитивного отношения к педагогической деятельности на основе возникновения и преодоления внутренних (личностных) и внешних (социальных) противоречий между необходимым и достигнутым уровнем профессиональной подготовки в ходе обучения в колледже. Процесс формирования профессиональноценностных ориентаций, в свою очередь, складывается в рамках трех взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного, оценочно-рефлексивного, деятельностно — регулятивного.

В контексте заявленной исследовательской проблемы было уточнено основополагающее понятие нашей работы: формирование профессионально-ценностных ориентаций, под которым мы понимаем 1{еленаправленно организованный процесс идентификации личностных представлений о социально оформленных и исторически закрепленных педагогических идеалах и смысле профессиональной деятельности, который определяет внутренние устремления студентов и их творческую активность в освоении педагогической профессии на основе становления целостной внутренней позиции индивидуума в ее динамике.

В процессе конструирования теоретической модели формирования профессиональноценностных ориентаций студентов педагогического колледжа в контексте гуманистической парадигмы мы использовали смысловое содержание понятия «гуманизация образовательного процесса» посредством определения следующих концептуальных идей:

— ориентация субъектов образования на гуманистические ценности (через самопознание, самоактуализацию, становление внутренних ориентиров гуманного отношения к самому себе и окружающим как основы педагогической рефлексии, развитие гуманистически направленных аксиологических установок на будущую профессиональную деятельность);

— внесением корректив в образовательную систему педагогического колледжа (наполнение учебной культурологической, естественнонаучной, психолого-педагогической информации гуманистическим смыслом и ориентацией на готовность к практическому освоению личностно-ориентированных технологий).

Данный комплекс явился основанием для конструирования блоков профессиональноценностных ориентаций: социальных, коммуникативных, творческих, прагматических. Формирование профессиональноценностных ориентаций студентов происходит в плоскости гуманистически ориентированного образовательного процесса и его определенных аспектов: личностного, коммуникативного, технологического.

3. В ходе проведения экспериментальной работы была заявлена система психологопедагогических условий становления профессионально-ценностных ориентаций студентов в контексте гуманизации образовательного процесса педагогического колледжа, среди которых особую значимость представляют следующие:

1- становление внутренних ориентиров гуманного отношения к самому себе и окружающим как основы педагогической рефлексии;

2- развитие гуманистических установок на будущую профессиональную деятельность;

3- единство аксиологических оснований культурологической, естественнонаучной и психолого-педагогической подготовки будущего педагога;

4- освоение личностно-ориентированных педагогических технологийовладение первоначальным опытом субъект-субъектного взаимодействия

5- готовность к практическому освоению инновационных технологий в контексте субъектсубъектного взаимодействия.

4. Организация опытноэкспериментальной работы с целью апробации заявленных условий детерминировала разработку соответствующего технологического инструментария по их реализации, обеспечивающих формирование профессиональноценностных ориентаций студентов посредством гуманизации образовательного процесса. Эксперимент носил целостный характер, был направлен на развитие всех сторон личности будущего педагога — как индивида, как представителя профессии, личности — и практически доказывал эффективность предложенных психолого-педагогических условий совершенствования профессионально-ценностной направленности в контексте гуманизации учебной деятельности педагогического колледжа.

В ходе организации констатирующего этапа опытноэкспериментальной работы было установлено, что у студентов педагогического колледжа в процессе обучения не формируются должным образом профессиональноценностные ориентации на будущую педагогическую деятельность. Результаты анкетирования, собеседования, наблюдений за учебной, научно-исследовательской и практической деятельностью респондентов показали отсутствие аксиологических установок в работе Ленинградского педагогического колледжа Краснодарского края, недостаточную продуктивность учебной деятельности в контексте адаптации студентов к специфике работы в системе образования. Это, в свою очередь, не позволяет создавать условия для эффективного формирования профессиональноценностных ориентаций и снижает общий гуманистический потенциал образовательного процесса в педагогическом колледже.

На основании полученных данных по степени освоения студентами педагогического колледжа основных компонентов профессиональноценностных ориентаций и установок было произведено ранжирование уровня их сформированности. С этой целью были определены ведущие и наиболее значимые критерии, позволяющие дать характеристику условно выделенным в исследовании уровням развития профессиональноценностных ориентаций (низкому, среднему и высокому).

Общий анализ количественных результатов по группе участвующих в эксперименте респондентов позволил определить следующее: лишь незначительная часть респондентов находится на втором (среднем) уровне- 32%, лишь отдельные студенты поднимаются в своём ¦ профессиональноценностном развитии до первого (высокого) уровня- 12%, наибольшая же часть респондентов оказалась на третьем (низком) уровне- 56%, что свидетельствует о необходимости проведения значительной подготовительной работы по формированию профессионально-ценностных ориентаций студентов, с учетом выявленных у них особенностей и тенденций освоения основных структурных компонентов изучаемого феномена.

5. Стратегические направления опытноэкспериментальной работы в их содержательном и формальном единстве были нацелены на комплексное формирование основных компонентов профессинальноценностных ориентацийбудущих педагогов в условиях гуманизации образовательного процесса педагогического колледжа. Их совершенствование и развитие происходило целенаправленно и планомерно, о чём свидетельствуют показатели сформированности профессиональноценностных ориентаций: студентов, которые были значительно видоизменены по сравнению с этапом констатирующего эксперимента.

Проведённое: исследование даёт основание делать вывод о том, что целенаправленное формирование профессиональноценностных ориентаций будущих работников образовательной сферы в контексте реализации заявленных условий приносит положительные сдвиги и большие возможности в оптимизации заявленного процесса х точки зрения становления, саморазвития и самореализации будущего педагога. Совершенствование (на основе гуманистических идей и концептуальных положений педагогики ненасилия) процессуальных основ обучения педагогических кадров не только создаёт предпосылки, но и позволяет реализовать в практике профессиональной школы современные тенденции внесения инноваций в структуру учебного процесса педагогического колледжа.

В целом, профессиональное развитие студентов должно осуществляться не путём дискретного овладения определённым, количественно возрастающим набором знаний, умений и навыков, а на основе целостного овладения богатствами профессиональной культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности, культурноисторическими традициями и признания системы социальных, коммуникативных, творческих и прагматических ценностей в их интеграции.

Наше исследование не претендует на решение всех вопросов формирования профессиональноценностных ориентаций будущих педагогов и скорее всего является попыткой в решении столь сложной и многогранной проблемы в системе профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Динамика культуры. — М., 1997. -55 с.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать: книга для учителя. М., 1985.
  3. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования /под ред. З.И. Равкина/. -М., 1994.
  4. Актуальные проблемы педагогики ненасилия. Межвузовский сборник научных трудов. -М., 2001 -120с.5- Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 4. Калининград, 2000 -156с.
  5. Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 8. Калининград, 2000 -108с.
  6. Актуальные проблемы современного образования: Учебно-методическое пособие для учителей. / Под ред. В. Г. Воронцовой и др. СПб., 2002. — 237с.
  7. И.Ю. Теоретико-методологические основы освоения учителем идей гуманизации образования в процессе повышения его квалификации. Автореф. дисс. .докт. пед. наук. СПб., 1997 -45с.
  8. М.И. Педагогические условия становления личностно-ориентированной позиции будущего учителя начальных классов. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Владимир, 1998 — 19с.
  9. Ю.Ан С. А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX начала XX века. Дисс.. докт. пед. наук. — М., 1995 г.
  10. П.Ф. О программе развития воспитания в системе среднего профессионального образования //Среднее профессиональное образование. 2001 г.
  11. Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя. Омск, 1992.
  12. Г. А. Проблема человека: соотношение философского, научного и аксиологического контекстов / Взаимодействие наук как фактор их развития. Новосибирск, 1988.
  13. М.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров: психолог, психопедагог, психоисторик. М.-Воронеж, 1996.
  14. А. С. Матвеева С.А. Гуманизм как элемент культуры // Общественные науки. № 2, 1990.
  15. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. — 560 с.
  16. Г. А. Норма деятельности категория педагогическая. М., 1992.
  17. В.Э. Роль учителя в современном обществе и школе // Преподаватель. № 3, 2000 г.
  18. B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990. — 62 с.
  19. B.C. От наукоучения к логике культуры. — М., 1991. — 412 с.
  20. Бим Бад Б. М. Педагогическая антропология / Учебное пособие. — М., — 575 с.
  21. М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (начало XX века) // Педагогика. № 7, 1998.
  22. А.В. Проблема человека в социальной философии и ее современное значение. Автореф. канд. философ, наук. М., 1991.
  23. СЛ. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. СПб., 1999.
  24. М.С., Кузнецов В. И. Аксиологические аспекты научных теорий. -Киев, 1991.
  25. Л.П. Человек как высшая ценность и главное богатство общества // Человек в системе наук. М., 1989. — С. 493−501.
  26. Л.П. Человек: деятельность и общение. -М., 1978. С. 49.
  27. С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования // Гуманизация образования: теория и практика. СПб., 1994. — С. 13
  28. В.Б. Традиции в мире духовных ценностей.- М., 1983.
  29. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человечества: естественный и гуманистический аспекты. Ростов на Дону, 1994.
  30. Воспитание свободной личности: теория, история, практика (сборник научных статей). -М. Белгород, 2001 -151с.
  31. Герценовские чтения. Педагогика и психология дошкольного и начального образования. Анализ прошлого и взгляд в будущее. Тезисы конференции. -СПб., 2000 -220с.
  32. Герценовские чтения. Перспективы развития дошкольного и начального образования. Тезисы конференции. СПб., 2002 -199с.
  33. Герценовские чтения. Стратегия развития дошкольника и младшего школьника в XXI веке. Тезисы конференции. СПб., 2001 -194с.
  34. .С., Никандров Н. Д. Методологическое знание в педагогике. -М., 1986.
  35. .С. Гуманизация образования: необходимость новой парадигмы // Магистр, май, 1993.
  36. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. // Отв. ред. и сост. П- В. Алексеев. М., 1995. — 448 с.
  37. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб, 1992. — 150 с.
  38. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. // Сост. Л. И. Василенко, В.Е.Ермолаева-М., 1990. С. 495.
  39. Ю.Д. Ценность и оценка в социальном познании. Автореф. дисс. .докт.фил. наук.-М., 1980.
  40. Гуманизация образования императив XXI века. Сборники научных трудов /под ред. И. А. Зимней. Вып. 1−3. — Набережные Челны, 1996.
  41. Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольника. Межвузовский сборник научных трудов. -СПб., «Образование», 1994 —116с.
  42. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи Средневековья и начала Нового времени //Сб. научных трудов. Под ред. К. И. Салимовой. М., 1990. — 200 с.
  43. Гуманистические тенденции в организации воспитательного процесса. Сборник научных трудов. М., 1999 -124с.
  44. Гуманистические традиции русской философии. Встреча за круглым столом. // Сост. Алексеев В. А., Лысенко Н. Н. и др. М., 1991.
  45. Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы. Дисс. канд. пед. наук. Брянск, 1994.
  46. Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1994- 19с.
  47. О.В. Очерки по философии образования. -М., 1995 -286с
  48. В.А. Ценностные аспекты общественного сознания. Барнаул, 1990.
  49. Е.В. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М., 1993.
  50. А.П. Идея гуманизма и традиции русской этической мысли Дисс.. докт. филос. наук. СПб., 1999.
  51. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
  52. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.-М., 1989- 189с.
  53. М.Г. Принципы гуманизации образовательного процесса и их реализация в условиях школы-комплекса. Автореф.. дис. канд. пед. наук. -Белгород, 1999.
  54. С.В. Гуманизация процесса обучения в старших классах. -М., 1998 -85с.
  55. М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997 -205с.
  56. А.В. Теоретико- педагогические основы деятельности учебных заведений нового типа. Дисс. док. пед. наук. Минск, 1995.- 216 с
  57. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине 20 века. Дисс. докт. пед. наук.- Ростов- на Дону. 1994.- 226 с.
  58. О.Н. Гуманизм в воспитании: социокультурные проблемы реализации. Дисс. докт. соц. наук. М, 1995.
  59. И.А. О критериях гуманизации образования. //Гуманизацияобразования. Теория. Практика. СПб., 1994 — 96с.
  60. И.В. Психологические особенности формирования элементов ненасильственного взаимодействия у детей дошкольного возраста. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1999 -17с.
  61. Концептуальные основы и технологии гуманизации образования и воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Рязань, 1997−178с.
  62. Концепция воспитания учащейся молодежи. М., 1992.
  63. Г. Б. Всемирная история педагогики. -М., 1994, С. 12−13. С. 78
  64. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М., 1993.- 135 с.
  65. Г. Б. Мудрость народной педагогики. М., 1989.
  66. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко -педагогического процесса. М., 1994. — 265 с.
  67. А.И. Педагогическая диагностика в школе. -Минск, 1987.
  68. Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. М., 1990.
  69. И.В. Идеи свободного воспитания в России начала XX в. и их использование в современной школе. Дисс.. кан. пед. наук. М., 1995.
  70. В.В. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск, 1988. — 22 с.
  71. С.В. Педагогика самореализации: феномен содержания. Воронеж, 1997. — С. 236.
  72. Кун Т. С. Структура научных революций. М., 1990.
  73. А.Т., Новикова Л. И. О системном подходе в исследовании проблем воспитания // Советская педагогика. № 1. 1970
  74. М.Д. Позиция в структуре профессионального общения. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1999−24с.
  75. В. П. Нажмудинов Г. М. Кукушкин В. Д. Человек. Гуманизм. Образование. Ярославль, 1998. — 223 с.
  76. В.Г. Социально-философские основания гуманизма и гуманитарной рефлексии как фактор и условие развития культуры. Дисс.. докт. филос. наук.-М., 1999.
  77. О.А. Психолого-педагогические условия гуманизации лицейского образования (на материале Псковского технического лицея). Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 2000 — 24с.
  78. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. -Самара. 1997.-84 с.
  79. .Т. Методологические основы педагогики. Самара. 1998. — 200 с.
  80. Н.М. Методологические и социально педагогические основы теории и практики свободного воспитания. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1994.
  81. Н.В. Пути решения проблем взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй // Преподаватель. № 4, 2001 г.
  82. В.А. Культура и человеческая ценность. Киев, 1984.
  83. В.А. О гуманистической традиции в русской философии // Философские науки. М., 1990 г. № 9, — С. 59 — 66.
  84. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения — М., 1990.
  85. Материалы второго республиканского семинара «Принципы ненасилия в обучении и воспитании. М., 1992 -148с.
  86. В.А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования: сущность, направления, проблемы. Волгоград. 1998. — 56 с.
  87. Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности. // Вопросы психологии № 5, 1989.- с. 12−26.
  88. В. М. Сластенин В.А. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Курск, 1999. — 176 с.
  89. А.И., Мищенко Л. И., Шиянов Е. Н. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. -М., 1991 -286с.
  90. М.А. Гуманизация организационных форм обучения в современной общеобразовательной школе. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — М., 1993−31с.
  91. В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (Опыт истори-ко-педагогического исследования русской духовности). СПб., 1996. -210 с.
  92. А.В. Социализация в смутное время. М., 1991.
  93. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (вторая половина XIX 90-е гг. XX в.) / Под ред. З. И- Равкина. — М., 1997. -405 с.
  94. З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946−1989гг.). Дисс. докт пед. наук. М., 1991.
  95. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. 1990.№ 9,-с. 43−45.
  96. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Школа духовности. 1997, № 3.
  97. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З. И. Равкина. М., 1995.-631 с.
  98. О.Г., Бирич И. А. Мировоззренческие основы гуманной педагогики в России. -М., 1999 -51с. //Педагогика, № 11, 1991- № 3−4- 1992.
  99. JI.H. Гуманистические особенности педагогического процессав отечественной дошкольной педагогике начала XX века. Дисс канд.пед. наук. М., 1996.
  100. Т.Н. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Автореф. дисс. .докт. пед. наук.-М., 1999−37с.
  101. А.А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение диалог //Вопросы психологии, № 2, 1983, с.56−62.
  102. П.И., Фридман JI.M., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999 -354с.
  103. JI.P. Повышение квалификации учителя в процессе овладения личностно-ориентированной образовательной технологией. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ростов — на — Дону, 1999 — 24с.
  104. O.K. Содержание и методы формирования гуманистической позиции студентов педагогического университета. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Самара, 2000 — 21с.
  105. В.Б. Проблема поиска ценностных приоритетов в современной педагогической науке // Тезисы докладов российской научно-педагогической конференции «Теория и вариативные технологии гуманистического обучения и воспитания» Рязань 1998. — С. 16−22
  106. К.В. Социально педагогический аспект гуманизации школьного образования. Дисс.. канд. пед. наук. — СПб., 1991.
  107. ИЗ. Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. М., МПГУ, 1995 -58с.
  108. Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Выпуск 4. М., МПГУ, 1999 -42с.115- Проблемы становления гармоничной личности. Сборник научных статей. Балашов, 2000 -176с.
  109. В. Самообразование учителей в контексте гуманистической парадигмы развития человека. Автореф. дисс. .докт. пед. наук. СПб., 1996−43с.
  110. Профессиональная деятельность молодого учителя. / Под ред. С. Г. Вер-шловского, Л. Н. Лесохиной.—М., 1982.
  111. М.Г. Профессиональная подготовка учителя к формированию ценностно-гуманистических ориентаций младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1999 -16с.
  112. В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования до XXI века. М., 1992.
  113. Н.С. Культура, ценности и развитие образования (Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе). -М., 1992.
  114. Н.С. Философия гуманитарного образования: ценностные основания.-М., 1993.
  115. Н.С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире. Новосибирск, 1993.
  116. Н.Б. Гуманистические идеи русской педагогики с XIX начала XX в. и их реализация в современной школе. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1995.
  117. Л.В. Романюк Гуманистическая традиция как феномен отечественного педагогического наследия второй половины XIX века. Дисс.. докт пед. наук.-М., 2002−367с.
  118. Российская модернизация: проблемы и перспективы (материалы круглого стола) // Вопросы философии. № 7, 1993. -С.З.
  119. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
  120. Российское образование: история и современность. / Под ред. С. Ф. Егорова.-М, 1994.- 123 с.
  121. Н.Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая проблема. Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Петропавловск-Камчатский, 1998−43с.
  122. Э.К. Педагогические условия профессионального развития студентов колледжа. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2001 -23с.
  123. Самоорганизация: психо- и социогенез. -СПб., 1996 200с.
  124. .П. Экзистенциализм — это гуманизм. Сумерки богов. М. 1989.
  125. Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. -М., 1972. -С.38−39.
  126. Свобода выбора в условиях реализации идей педагогики ненасилия //Материалы ХУП Всероссийской научно-практической конференции по педагогике ненасилия. СПб., 1998 -348с.
  127. В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования образовательных систем. М., 1999 — 272с.
  128. А. Диалог в воспитании: к постановке проблемы //Гуманизация образования № 2, 1995
  129. В. А. Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе. М., 2001. — 186 с.
  130. В.А. Ненасильственное взаимодействие педагога с учащимися (теоретические и практические аспекты). М., 1998 35с.
  131. В.А., Маралов В. Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога. М., 1997 -31 с.
  132. Сластенин В. А, Пустовойтов В. В. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования. Методическое пособие. М., 2002 — 63с.
  133. В.А., Меньшиков В. М. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Курск, 1999. — 176 с.
  134. . М., 2000. — 188 с.
  135. B.C. Жизненные ценности и отношение к образованию. М., 1994.
  136. Современные проблемы гуманистической педагогики (методологические, научно-теоретические, технологические): опыт и перспективы развития. Тезисы докладов международной научно-методической конференции. -Рязань, 1999−91с.
  137. Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы //Тезисы докладов и сообщений У1 Международной конференции «Ребенок в современном мире. Открытое общество и детство». СПб., 1999 -226с.
  138. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1997 -34с.
  139. Т. Академическая зрелость как важнейшая ценность готовности студентов к профессиональной деятельности. Дисс.докт. пед. наук. М. Щецин, 1998−323 с.
  140. А.Л. Становление и развитие среднего специального педагогического образования: Автореф. Дисс. канд. пед. наук.- Москва, 1992- 17 с.
  141. Теория и вариативные технологии гуманистического обучения и воспитания. Тезисы докладов Российской научно-методической конференции. -Рязань, 1998 -142с.
  142. Т.Н. Европейская культура и проблем гуманизации педагогики. -СПб., 1995.
  143. Н.Е. Гуманизм как проблема философского сознания в современном социокультурном контексте. Дисс. канд. филос. наук. М., 1996.
  144. Традиции и новаторство в современной школе //Тезисы докладов научно-практической конференции. Вологда -М., 1998 — 211с.
  145. Учитель современной школы. Тезисы докладов XI Всероссийской конференции по педагогике ненасилия. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 1996 -278с.
  146. М.И. Реализация гуманистических идей Толстого Л.Н. в современной педагогике. Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993.
  147. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. // Пед. соч. в 6 т. Т. 5. М., 1990. С. 282.
  148. Философия образования для XXI века. Новосибирск, 2001, № 2.
  149. Философия образования. «Круглый стол» журнала «Педагогика» // Педагогика. № 4, 1995.
  150. Ценностные приоритеты общего и профессионального образования // Материалы Международной научно- практической конференции. —Т. 1−5- М., 2000.
  151. Т.С. Античное наследие и европейский гуманизм: культурная зависимость. Дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
  152. Г. И. Лекции по педагогической аксиологии. Учебное пособие. -Красноярск, 1999 142с.
  153. Г. И. Философия образования (аксиологический аспект). Методическое пособие для студентов. Красноярск, 1995 -64с.
  154. Е. Н. Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов на Дону, 1995 — 300 с.
  155. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагоического образования. Автореф. дисс. .докт. пед. наук. — М., 1991 -33с.
  156. В.А. Педагогическая психология. СПБ, 1998- 638с.
Заполнить форму текущей работой