Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические условия развития креативных способностей у курсантов военного вуза: На материале изучения курса иностранного языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ качества изучения иностранного языка в военных вузах показал, что реализуемые в большинстве случаев модели обучения не позволяют в полной мере раскрыть потенциальные способности курсантов к изучению языка. Это объясняется тем, что преподавание прежде всего направлено на развитие умений и навыков в предметной области, а не на развитие креативных способностей. Особенно остро эта проблема… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы развития креативных способностей у курсантов в военном вузе
    • 1. 1. Креативные способности обучающихся в вузе как психолого-педагогический феномен
    • 1. 2. Обоснование теоретической модели развития креативных способностей у курсантов в военном вузе
    • 1. 3. Технологический подход как средство реализации модели развития креативных способностей у курсантов
  • Глава 2. Экспериментальное исследование развития креативных способностей у курсантов при изучении иностранного языка
    • 2. 1. Проектирование технологии обучения, направленной на развитие у курсантов креативных способностей
    • 2. 2. Результаты экспериментальной апробации технологии обучения, направленной на развитие креативных способностей обучающихся
    • 2. 3. Условия, способствующие развитию креативных способностей у курсантов в военном вузе

Психолого-педагогические условия развития креативных способностей у курсантов военного вуза: На материале изучения курса иностранного языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Глобальные изменения в современном обществе, сложный и динамичный характер служебно-боевой деятельности, расширение международных связей ставят перед военными профессионалами задачу глубокого и прочного освоения иностранного языка. В этих условиях возрастает потребность общества во всесторонне развитой творческой личности.

На современном этапе модернизации высшей военной школы особое внимание уделяется совершенствованию учебно-воспитательного процесса, при котором курсанты вовлечены в активную учебно-познавательную деятельность, способствующую их личностному развитию и самообразованию.

В настоящее время существенно усложняется вооружение и техника, возрастает объем приемов, действий и операций, выполнением которых офицер должен владеть в совершенстве, действуя в кратчайшие сроки. Креативные способности проявляются сегодня более всего в моменты самостоятельного выбора, открытия нового, переноса знаний в другие ситуации, при решении оригинальных и нестандартных проблемных задач, что особенно важно с ростом доли умственного труда и творческих решений во всех сферах военной деятельности. В этой связи развитие креативных способностей у будущих офицеров в военном вузе представляется задачей достаточно важной и актуальной.

Анализ качества изучения иностранного языка в военных вузах показывает, что реализуемые в большинстве случаев модели обучения не позволяют в полной мере раскрыть креативные способности курсантов в процессе изучения иностранного языка. Это объясняется тем, что методика преподавания ориентирована на развитие умений и навыков в предметной области и не учитывает возможности развития творческих способностей обучающихся.

Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа исследования, свидетельствуют, что только 12% курсантов, обладая высокими креативными способностями, решают задачи повышенной сложности. Это подтверждает вывод о том, что процесс подготовки военных специалистов в военных вузах ориентирован в основном на вооружение выпускников совокупностью предметных знаний, а не на развитие у них креативных способностей.

Кроме того, данные экспериментальной работы свидетельствуют о том, что 30% курсантов видят причины низких оценок по дисциплине «Иностранный язык» в недостаточной базовой подготовке, полученной в школе, а также в неумении планировать время на подготовку к занятиям. При этом 60% респондентов, получивших удовлетворительные оценки на экзаменах и зачетах, не способны творчески мыслить и продуктивно решать проблемные учебные задачи применительно к будущей военно-профессиональной деятельности, нерационально используют свои креативные способности.

Изучение психолого-педагогической литературы, анализ материалов конференций, обобщение опыта решения задач подготовки высокопрофессиональных офицерских кадров в условиях высшей военной школы выявили, что, во-первых, имеет место увеличение разрыва между подготовкой военных специалистов высшей школы и требованиями, которые предъявляются к ним на практикево — вторых, сокращение часов на обучение при возрастании объема учебного материала.

Из сказанного следует, что существующая традиционная модель обучения военных специалистов не нацелена на развитие креативных способностей у обучающихся. Вместе с тем педагогическая практика свидетельствует, что устранение указанных выше недостатков возможно на основе последовательного моделирования системы форм, методов и средств обучения (традиционных и инновационных), т. е. посредством использования технологии обучения, направленной на развитие креативных способностей у курсантов. В современных условиях цели высшего военного образования не сводятся к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности, а должны быть направлены на всестороннее развитие личности военнослужащего. Решению обозначенной проблемы способствуют широко применяемые сегодня в высшей школе психолого-педагогические подходы, основанные на акмеологическом подходе (Б.Г. Ананьев, О. С. Анисимов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина, JI.C. Подымова, H.A. Рыбников, В. А. Сластенин и др.).

Большой вклад в разработку технологий обучения иностранным языкам, направленных на развитие креативных способностей у обучающихся, внесли отечественные и зарубежные специалисты в области дидактики: A.B. Алферов, Р. Александреску, И. Л. Бим, С. Брумфит, Г. А. Китайгородская, К. Ливенстоун, Е. И. Пассов, В. В. Петрусинский, Е. С. Полат, Дж. Ричарде, Г. В. Рогова, Г. В. Сороковых, О. М. Шиян и др.

В условиях политических и экономических реформ в России выдвигаются новые требования к системе образования, которые необходимо реализовать в профессиональной подготовке специалистов. В связи с этим в высшей школе интенсивно проводятся исследования проблем создания психолого-педагогической комфортной среды обучения, выбора адекватных информационно-технических и коммуникационных средств и методов обучения, а также научной организации творческой педагогической деятельности, проектируются авторские технологии обучения (В.П. Беспалько, В. Н. Бугаев, Б. А. Воронович, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Г. Н, Подчалимова, П. И. Образцов, И. П. Раченко, Г. К. Селевко, Н. Ф. Талызина, И. Н. Тихонов, Ф. П. Тонких, А. И. Уман, П. М. Эрдниев и др.).

Технологии обучения, применяемые сегодня в высшей школе, рассматриваются как совокупность средств учебной деятельности для гарантированного достижения результатов обучения и как комплекс педагогических способов реализации запланированного содержания обучения в системе форм, методов и средств, обеспечивающих достижение целей творческого развития профессиональной компетенции специалиста. Вместе с тем анализ теории и практики вузовского обучения военных специалистов позволил сделать вывод о том, что сегодня ещё недостаточно разработаны теоретико-прикладные аспекты технологий обучения, направленные на развитие креативных способностей у курсантов, и в частности, в рамках освоения учебной дисциплины «Иностранный язык» .

Таким образом, в настоящее время налицо объективно существующее противоречие между необходимостью развития креативных способностей у военных специалистов и ограниченными для этого возможностями традиционных дидактических средств и моделей обучения, применяемых в военных вузах.

С учетом необходимости разрешения обозначенного противоречия была выбрана тема исследования, проблема которого заключается в потребности ответить на вопрос: каковы психолого-педагогические условия, способствующие развитию креативных способностей у курсантов военного вуза при изучении иностранного языка. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс развития креативных способностей у курсантов в высшем военном учебном заведении.

Предметом исследования являются психолого-педагогические условия, способствующие развитию креативных способностей у курсантов военного вуза при изучения иностранного языка.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что развитие креативных способностей обучающихся в процессе освоения иностранного языка будет протекать более эффективно, если в рамках специально разработанной технологии обучения обеспечить четкую целенаправленностьмотивационно-ценностное отношение к профессионально-ориентированной деятельноститворческую активность и воображение в процессе разработки учебных проектов и решении проблемных задач на аудиторных и внеаудиторных занятияхдоминирование активного познавательного интереса в мотива-ционной структуре личности обучающегосясубъект-субъектные отношения между преподавателем и курсантомконструктивную операционально-деятельностную направленность в изучении учебного предмета.

В соответствии с целью, предметом, объектом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Выявить и научно обосновать совокупность положений, определяющих теоретические основы развития креативных способностей у курсантов военного вуза.

2. Определить критерии, показатели и уровни развития креативных способностей у курсантов военного вуза.

3. Разработать теоретическую модель развития креативных способностей у курсантов военного вуза посредством изучения иностранного языка и реализовать ее в виде технологии обучения.

4. Опытно-экспериментальным путем выявить и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие развитию креативных способностей у курсантов военного вуза.

Методологической основой исследования явились философские положения о единстве теории и практики, о человеке как субъекте деятельностиучение об особенностях поэтапного становления и развития личности в процессах деятельности, познания и общения, образования и самообразованияидеи системного анализа профессиональной подготовки. Методологическими подходами исследования выбраны: системный анализ, системно-деятельностный, акмеологический, личностно-ориентированный и технологический подходы к процессу обучения в целом и к отдельным его компонентам.

Теоретическую базу исследования составляют системный анализ педагогических явлений (С.И. Архангельский, В. П. Давыдов, Н. В. Кузьмина, М.Н. Скаткин) — личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке специалиста (К.А. Альбуханова-Славская, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов и др.) — акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, О. С. Анисимов, В. М. Бехтерев, А. А. Бодалев, A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина, Л. С. Подымова, H.A. Рыбников и др.) — современные подходы к обучению иностранным языкам (И.Л. Бим, И. Я. Зимняя, Г. А. Китайгородская, В. П. Кузовлев, Р. П. Мильруд, Р.В. Миньяр-Белоручев, A.A. Миролюбов, Е. И. Пассов, Е.С. По-лат, Г. В. Рогова, В. В. Сафонова, Г. В. Сороковых, С. Г. Тер — Минасова, О. М. Шиян и др.) — технологический подход к организации образовательного процесса (В.П. Беспалько, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, П. И. Образцов, А. И. Уман и др.) — педагогическое моделирование образовательных систем (A.A. Андреев, В. П. Беспалько, Ю. К. Бабанский, Н. Ф. Маслова и др.) — концепции профессионального становления военнослужащего (A.B. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, В. П. Давыдов, П. А. Корчемный, В. Г. Михайловский и.

ДР-).

Исследование ориентировано на развитие личности в процессе обучения в высших военных вузах, раскрытие дидактических условий ее целенаправленного и деятельного становления в системе профессиональной подготовки и достижения «акме». Развитие креативных способностей выступает в работе как ключевое понятие, выполняющее не только функцию выделения предмета исследования, но и являющееся ведущим принципом личностно-ориентированного обучения. При этом курсант является активным субъектом собственного развития, реализующим себя в своих профессиональных интересах и потребностях через самостоятельную учебно-познавательную деятельность в условиях конкретных личностно-творческих технологий развивающего обучения.

Для достижения цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы: общетеоретические методы познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация, типизация, моделирование и др.) — общепедагогические методы (анализ документов и литературных источников, беседы, опрос, интервьюирование, изучение результатов деятельности, обобщение опыта и независимых характеристик, констатирующего и формирующего педагогических экспериментов и др.) — прогностическо-верификационные методы (экспертные оценки, индивидуальная и коллективная экспертиза, публикационный метод, обсуждение в форме конференций, научно-методических семинаров) — методы математической статистики и др.

Организация и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования явилась Академия ФСО России. Сбор дополнительного исследовательского материала осуществлялся в Академии Пограничной службы ФСБ России. Исследованием было охвачено 215 курсантов и 25 человек профессорско-преподавательского состава. Исследование проводилось на протяжении пяти лет и включало ряд взаимосвязанных этапов.

Первый этап исследования (2001 г.) — теоретико-поисковый. На этом этапе проводилось теоретическое изучение состояния проблемы и специальной литературы по развитию креативных способностей у курсантов военных вузов при изучении иностранного языка, определялись цель, задачи и основные направления исследования. В результате этой работы были обоснованы исходные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методика, понятийно-категориальный аппарат. Отдельные положения и выводы подвергались анализу в течение всей последующей работы, вносились соответствующие коррективы.

Второй этап исследования (2001;2002 г. г.) — проектировочный. Данный этап включал проведение констатирующего эксперимента (диагностику развития креативных способностей у курсантов в процессе изучения иностранного языка). С опорой на результаты первого этапа осуществлено проектирование и конструирование специальной технологии обучения, направленной на развитие креативных способностей обучающихся. Обоснована возможность применения для этих целей метода проектов, выбраны и определены критерии, показатели и уровни сформированности креативных способностей у курсантов военного вуза, разработана методика формирующего эксперимента.

Третий этап исследования (2002;2003 г. г.) — формирующий. На этом этапе был организован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялась проверка гипотезы исследования, применение разработанной модели технологии обучения, направленной на развития креативных способностей курсантов посредством изучения иностранного языка.

Четвертый этап исследования (2004;2005 г. г.) — аналитический. Этап посвящен обработке полученной информации, анализу, обобщению и систематизации результатов опытно-экспериментальной работы, обоснованию психолого-педагогических условий развития креативных способностей обучающихся в военном вузе при изучении иностранного языка. На этом этапе были подготовлены выводы и сформулированы рекомендации для преподавателей вуза, занимающихся данной проблемой, оформлены результаты исследования в виде кандидатской диссертации.

Основные результаты исследования, их научная новизна состоят в следующем:

— выявлена и научно обоснована совокупность положений, определяющих теоретические основы развития креативных способностей у курсантов военного вуза;

— определены и обоснованы критерии, показатели и уровни развития креативных способностей у курсантов военного вуза;

— разработана теоретическая модель развития креативных способностей у курсантов посредством изучения иностранного языка, которая реализована в специально спроектированной технологии обучения;

— экспериментально подтверждена возможность использования технологии обучения для успешного развития креативных способностей личности на основе применения проблемных учебных задач и поэтапного вовлечения обучающихся в решение проектов возрастающей сложности на занятиях по иностранному языку;

— обоснованы психолого-педагогические условия, способствующие развитию креативных способностей, которые, в свою очередь, обеспечивают успешное становление профессиональной готовности выпускника военного вуза и выполнение задач по прямому предназначению.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «развитие креативных способностей у курсантов военного вуза» — получении новых знаний в области педагогического проектирования, конструирования и применения в учебном процессе военного вуза технологии обучения, направленной на развитие креативных способностей у будущих офицеровв обосновании возможности использования в рамках технологии обучения метода проектов и типизация проблемных задач как способов достижения «акме» .

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы создают предпосылки для успешного решения проблемы развития креативных способностей у курсантов военного вуза в процессе изучения иностранного языка и могут быть использованы для этих целей в других учебных заведениях системы высшего профессионального образования, а также в обосновании технологии обучения, направленной на развитие креативных способностей обучающихся на занятиях по иностранному языкув разработке и обосновании практических и методических рекомендаций для преподавателей вуза по развитию креативных способностей у обучающихся в процессе изучения иностранного языка.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены четкостью исходных методологических принципов и методов познания исследуемого процессаприменением апробированной методики, адекватной целям, задачам и логике исследованиярепрезентативностью эмпирических результатовопытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендацийвоспроизводимостью и использованием полученных результатов в педагогической практике.

На защиту выносятся следующие научные положения:

1. Развитие креативных способностей курсантов в военном вузе представляет собой целенаправленный и личностно-ориентированный процесс субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и обучающихся, в ходе которого преподаватель, используя различные виды и формы проблемных заданий, а также метод проектов, добивается достижения ими личностного «акме» при соблюдении определенных психолого-педагогических условий в рамках строго регламентированного распорядка дня.

2. В рамках исследования обосновано выделение трех групп критериев развития креативных способностей у курсантов.

1. Мотивационно-ценностное отношение к профессионально-ориентированной деятельности. К этой группе относятся ценностно-мотивационное отношение к изучению иностранного языкастремление решать задачи разной степени сложностистремление работать в группахзаинтересованность в профессиональном росте.

2. Интеллектуально-творческие умения. В эту группу включены такие умения, как: поиск учебной информации из разных источниковумение творчески работать над выполнением поставленных задач, принимать нестандартные решения, быстро ориентироваться в новых условияхумение оригинальным способом решать простые задачи, творчески перерабатывать уже существующие идеи.

3. Рефлексия собственной деятельности. Рефлексивный компонент выражается в умении перерабатывать информацию (выделять главное, определять проблему, генерировать идеи, находить взаимосвязи между фактами и явлениями) — в умении выполнять учебные задачи (репродуктивные, проблемные, частично поисковые) по разным темам на иностранном языкев осмысленностив критичности мышления.

Показателями сформированности креативных способностей у курсантов являются мотивационно-творческая активность и направленность личности в освоении профессиональной деятельностизнание приемов и способов решения профессиональных практических задач, умение творчески использовать ихразвитость творческого мышленияэмоционально-волевые качества личности (целеустремленность, работоспособность, способность управлять своими действиями, удовлетворенность деятельностью), самооценка и анализ своей творческой деятельности.

Сочетание этих показателей позволяет осуществить типизацию группы. ТГ (тип группы) 1 соответствует низкому уровню, ТГ 2 — среднему, ТГ 3 — достаточному и ТГ 4 — высокому.

3. Технологию обучения, направленную на развитие креативных способностей у курсантов военного вуза, целесообразно рассматривать как последовательность педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в практике работы преподавателя способствует развитию как креативных способностей обучающихся, так и целостному развитию личности курсанта. Данная технология предполагает дифференциацию курсантов по группам с учетом уровня развития их креативных способностей, что позволяет технологично точно осуществить отбор содержания обучения на занятиях по иностранному языку. Она содержит элементы коммуникативного и проблемного обучения, включает поисковые методы, благодаря которым обучающиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания, формируя внутреннюю мотивацию для достижения «акме» .

4. Эффективность развития креативных способностей обучающихся обеспечивается совокупностью следующих психолого-педагогических условий:

— четкой целенаправленностью, системно-содержательным обеспечением учебного предмета при его изучении;

— доминированием активного познавательного интереса в мотивационной структуре личности обучающегося и творческом характере учебной деятельности;

— формированием у курсантов внутренней мотивации для достижения «акме» ;

— управлением развития креативных способностей у курсантов на основе паритетных субъект-субъектных отношений с преподавателем;

— конструктивной операционально-деятельностной направленностью в изучении учебного предмета, создающей условия для развития креативных способностей у курсантов с учетом из развитости;

— мотивационно-ценностной ориентацией в изучении иностранного языка, возникающей на основе формирования устойчивого интереса и мотивации к разработке учебных проектов, решении проблемных задач на аудиторных и внеаудиторных занятиях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, анализ полученных результатов и выводов диссертационной работы были представлены и обсуждены на (12) международных, всероссийских и межвузовских конференциях, на заседаниях кафедры иностранных языков Академии ФСО России.

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (175 источников) и приложений.

Выводы по второй главе.

1.На основе предложенной теоретической модели развития креативных способностей у курсантов военного вуза разработаны и осуществлены проектирование, конструирование и реализация модели технологии обучения, направленной на развитие креативных способностей у курсантов, которая позволяет на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» успешно развивать эта способности.

2. Формирующий эксперимент подтвердил эффективность разработанной технологии обучения, направленной на развитие креативных способностей у курсантов военного вуза при изучении дисциплины «Иностранный язык». После его проведения у курсантов экспериментальных групп зафиксированы более высокие результаты по сравнению с результатами курсантов контрольных групп. Как в контрольной так и в экспериментальных группах маленький % курсантов с низким уровнем развития креативных способностей (контрольная-8,62%, экспериментальная — 6,89%). Средний уровень выражен в большей степени у участников контрольных групп (63,8%), в экспериментальных группах произошло снижение количества курсантов, имеющих данный уровень на 10% по сравнению с констатирующим экспериментом (50%). Достаточный уровень был обнаружен у 17,24% курсантов контрольных групп и соответственно 29,31% у обучающихся в экспериментальных группах. Высоким уровнем креативных способностей в контрольных группах обладают 10,34% курсантов, что свидетельствует о спаде по сравнению с констатирующим экспериментом, а в экспериментальных группах отмечается положительная динамика роста 13,80% участников, обладающих этим уровнем.

3. Опытно-экспериментальная работа позволила выявить следующие психолого-педагогические условия, способствующие развитию креативных способностей у курсантов в военном вузе на занятиях по иностранному языку:

— четкая целенаправленность, системно-содержательное обеспечение учебного предмета при его изучении;

— доминирование активного познавательного интереса в мотивационной структуре личности обучающегося и творческий характер учебно-познавательной деятельности;

— формирование у курсантов внутренней мотивации для достижения «акме» ;

— управление развитием креативных способностей у курсантов на основе паритетных субъект-субъектных отношений с преподавателем;

— конструктивная операционально-деятельностная направленность в изучении учебного предмета, создающая условия развития креативных способностей у курсантов с учетом из развитости;

— мотивационно-ценностная ориентация в изучении иностранного языка, возникающая на основе формирования устойчивого интереса и мотивации к разработке учебных проектов, решении проблемных задач на аудиторных и внеаудиторных занятиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Решение проблемы развития креативных способностей у курсантов на занятиях по иностранному языку в военном вузе находится в плоскости использования передовых достижений педагогической науки, в частности субъектно-деятельностного, акмеологического, технологического, личностного и профессионально-ориентированного подходов к подготовке специалистов с высшим образованиемактивизации познавательной деятельности обучающихся на основе его планомерного управлениясоздания психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности внедрения в образовательную практику военного вуза современной технологии обучения.

Развитие креативных способностей у будущих офицеров в вузе посредством применения специальной технологии обучения обусловило выбор следующих задач, решение которых осуществлялось в рамках настоящего исследования.

Первой задачей являлось обоснование теоретических основ развития креативных способностей у будущих офицеров на занятиях по иностранному языку в военном вузе и проектирование технологии обучения, направленной на развитие креативных способностей у курсантов.

Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил установить, что вопросы развития креативных способностей будущего специалиста в определенной степени противоречивы и не позволяют однозначно интерпретировать понятия, используемые в этой предметной области. Мнение большинства специалистов едины в том, что креативное, творчески ориентированное профессиональное образование позволяет воспитывать нестандартно мыслящих людей, способных грамотно решать проблемы, эффективно работать в самых разнообразных областях деятельности независимо от формальной специальности.

Вопросам разработки технологии оптимизации процесса обучения иностранного языка посвящены труды отечественных и зарубежных исследователей A.B. Алферова, Р. Александреску, Е. С. Полат, Е. И. Пассова, Т. В. Роговой, Г. В. Сороковых, О. М. Шиян и др. Наряду с этим можно констатировать, что цели, задачи, содержание и технологии развития креативных способностей будущих офицеров на занятиях по иностранному языку в военном вузе не нашли должного теоретического обоснования.

На этом фоне весьма актуальным стал научный поиск подходов, обеспечивающих требуемый уровень развития креативных способностей у будущих офицеров уже на этапе их вузовской подготовки.

Анализ качества изучения иностранного языка в военных вузах показал, что реализуемые в большинстве случаев модели обучения не позволяют в полной мере раскрыть потенциальные способности курсантов к изучению языка. Это объясняется тем, что преподавание прежде всего направлено на развитие умений и навыков в предметной области, а не на развитие креативных способностей. Особенно остро эта проблема стоит в военном вузе, так как курсанты наряду с учебной, одновременно включены в служебную деятельность. Развитие креативных способностей в военном вузе определяется целями, задачами, характером будущей профессиональной деятельности и представляет собой единство теоретической, практической и мотивационной готовности и способности будущего офицера творчески выполнять в дальнейшем свои служебные обязанности на высоко профессиональном уровне, адекватно используя знания из разных областей, достигая своего «акме», с этой целью и была спроектирована и апробирована технология обучения, направленная на развитие креативных способностей у курсантов посредством изучения иностранного языка.

Вторая задача исследования заключалась в определении критериев, показателей и уровней развития креативных способностей у курсантов.

В рамках определения креативных способностей критериями их сформированное&tradeвыступили:

1. Мотивационно-ценностное отношение к профессионально-ориентированной деятельности. Под ним мы понимаем ценностно-мотивационное отношение к изучению иностранного языкастремление решать задачи разной степени сложностистремление работать в группахзаинтересованность в профессиональном росте.

2. Интеллектуально-творческие умения. К ним мы относим умение поиска учебной информации из разных источниковумение творчески работать над выполнением поставленных задач, принимать нестандартные решения, быстро ориентироваться в новых условияхумение оригинальным способом решать простые задачи, творчески перерабатывать уже существующие идеи.

3. Рефлексия собственной деятельности. Рефлексивный компонент выражается в умении перерабатывать информацию (выделять главное, определять проблему, генерировать идеи, находить взаимосвязи между фактами и явлениями) — умении выполнять учебные задачи (репродуктивные, проблемные, частично поисковые) по разным темам на иностранном языкев осмысленностив критичности мышления.

Показателями сформированности креативных способностей у курсантов являются мотивационно-творческая активность и направленность личности в освоении профессиональной деятельностизнание приемов и способов решения профессиональных практических задач, умение творчески использовать ихразвитость творческого мышленияэмоционально-волевые качества личности (целеустремленность, работоспособность, способность управлять своими действиями, удовлетворенность деятельностью), самооценка и анализ своей творческой деятельности.

Выбор критериев и показателей, характеризующих креативные способности у курсантов, позволил провести типизацию групп, соответствующих четырем уровням развития креативных способностей: низкий, средний, достаточный, высокий.

Использование обоснованных критериев, показателей и уровней развития креативных способностей у будущих офицеров позволило спроектировать технологии обучения, направленную на развитие креативных способностей обучающихся в процессе изучения иностранного языка, что и составило третью задачу исследования.

После проведения формирующего эксперимента с использованием технологии обучения, направленной на развитие креативных способностей у курсантов, в экспериментальных группах зафиксированы более высокие результаты по сравнению с результатами контрольных групп. Как в контрольных группах, так и в экспериментальных маленький процент курсантов с низким уровнем развития креативных способностей (контрольная-8,62%, экспериментальная — 6,89%). Средний уровень выражен в большей степени у участников контрольных групп (63,8%), в экспериментальных группах произошло снижение количества курсантов, имеющих данный уровень на 10% по сравнению с констатирующим экспериментом (50%). Достаточный уровень был обнаружен у 17,24% курсантов контрольных групп и соответственно 29,31% у обучающихся в экспериментальных группах. Высоким уровнем креативных способностей в контрольных группах обладают 10,34% курсантов, что свидетельствует о спаде по сравнению с констатирующим экспериментом, а в экспериментальных группах отмечается положительная динамика роста 13,8% участников, обладающих этим уровнем. Таким образом, была получена положительная динамика всех уровней креативных способностей у будущих офицеров. Следовательно, разработанная технология обучения обеспечила гарантированный результат выполнения требований социального заказа на подготовку военных кадров, отличающихся достаточными и высокими креативными способностями.

Экспериментальная работа позволила выявить и научно обосновать психолого-педагогические условия развития креативных способностей у курсантов в военном вузе средствами изучения иностранного языка, что составило четвертую задачу исследования. К ним относятся:

— четкая целенаправленность, системно-содержательное обеспечение учебного предмета при его изучении;

— доминирование активного познавательного интереса в мотивационной структуре личности обучающегося и творческий характер учебно-познавательной деятельности;

— формирование у курсантов внутренней мотивации для достижения «акме» ;

— управление развитием креативных способностей у курсантов на основе паритетных субъект-субъектных отношений с преподавателем;

— конструктивная операционально-деятельностная направленность в изучении учебного предмета, создающая условия развития креативных способностей у курсантов с учетом из развитости;

— мотивационно-ценностная ориентация в изучении иностранного языка, возникающая на основе формирования устойчивого интереса и мотивации к разработке учебных проектов, решении проблемных задач на аудиторных и внеаудиторных занятиях.

Представленные в диссертации организационно-педагогические основы разработки и применения технологии обучения, направленной на развитие креативных способностей у будущих офицеров, позволяют педагогам военных вузов на научной основе решать эту проблему, а осуществление практических рекомендаций и предложений по её проектированию, конструированию и реализации с гарантированным качеством обеспечат выполнение требований социального заказа государства и общества.

Изложенные в настоящем исследовании результаты теоретического анализа, проведенный эксперимент подтвердили в целом выдвинутую гипотезу исследования. Однако полученные на этой основе выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы развития креативных способностей у будущих офицеров.

Дальнейшее изучение проблемы может быть связано с более глубоким исследованием закономерностей, принципов, механизмов, условий развития креативных способностей у будущих офицеров в условиях военного вуза на основе взаимосвязи и взаимообусловленности их развития и возрастающего престижа военных профессий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и личность. — М., 1980. — 335 с.
  2. Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. 111с.
  3. Г. Ю. Проверьте свои способности. М., 1995. -160 с.
  4. В.М. Психолого-дидактические основы творческого взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе учебного диалога. СПб.: Изд. ЛОИРО., 1998.- 149 с.
  5. Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИП РАН 1991. С.7−17.
  6. . Г. Избранные психологические труды. М: Институт практической психологии, 1996.
  7. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -Казань, 2000. 608 с.
  8. В.Г. Математические методы в психологии. Орел, 2001. — 86 с.
  9. А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Омск: ОмГПУ, 1998 — 29 с.
  10. П.Р. Технологии и современное образование//Педагогика.—1996.-№ 2.
  11. В. Проектирование педагогических технологий // Высшее образование в России. 2001. — № 4. -С. 147−150.
  12. Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии // Высшее образование в России. — 2001. — № 4. -С. 138−144.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса М.: 1982.-216 с.
  14. A.B., Давыдов В. П., Конюхов А. И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики. — М.: ВПА, 1987. 135 с.
  15. Борисова Н. В Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. -М., 2000. С. 21.
  16. А.П. Тенденции развития профессионального образования // Педагогика. 2003. — № 6. -С. 21 -27.
  17. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.- 144 с.
  18. В. П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  19. Бим И. Л. Немецкий язык. Концепция, программа: Базовыйкурс.-М, 1995.-35 с.
  20. В.И. Педагогическая технология.-Пятигорск, ПГЛУ, 1997.-245 с.
  21. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. 287 с.
  22. Д.Б. Психолого-философский анализ творчества. Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. — М.: Наука, 1990. -С. 71−82.
  23. В.И. Педагогическая технология. Пятигорск. ПГЛУ, 1997.-245 с.
  24. A.A. Психология общения. Избранные психологические труды. -Воронеж, 1996-
  25. A.A. О содержательном богатстве феномена общения и его причинности // Мир психологии. 1996. № 3.
  26. A.A. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. М., 1998. — С. 33.
  27. Большой толковый психологический словарь под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. С-Петербург «прдйм-Еврознак», М."ОЛМА-ПРЕСС" 2004 г. -704 с.
  28. Введение в педагогическую деятельность. Под ред. A.C. Роботовой. М., 2002.-208 с.
  29. A.A., Бакшаева H.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Монография М., 2000. — 200 с.
  30. М.Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе // Под ред. В. А. Сластенина. М., 2002.-С. 65,245.
  31. Л.Г. Использование деловых игр в преподавании русского языка как иностранного. М., 1987. — 108 с.
  32. H.B. Креативная акмеология. Психология высшего образования: Монография в 2-х частях. Изд. 2-е доп. и перераб. Мн.: «Дэбор», 1998. — 242 с.
  33. Н.В. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск: РИВШ при БГУ, 1995. — 186 с.
  34. Военная психология и педагогика: Учебное пособие для высших военно-учебных заведений // Под ред. A.M. Герасимова, A.A. Деркача, П.П. Крама-ренко, Л. Г. Лаптева и др. M.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. — 314 с.
  35. Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. -М.: 1994. 188 с.
  36. В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. Изд-е 7-е, стереотипгоне. Учебное пособие для вузов. -М.: Высшая школа, 2001. -478с.
  37. Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИП РАН, 1994, С.10−11.
  38. И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1998.
  39. . Что такое психология: В 2 т. Т. 1. М., Мир, 1992. — 117 с.
  40. Е.А., Кочубей Б. И. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез // Новые исследования в психологии. 1989 г. № 2. С. 15−20.
  41. В.В., Маслова Н. Ф. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: Основы педагогики высшей военной школы // Под ред. Гусева В .В. -Орел: ВИПС, 1996.
  42. A.A. Педагогическая технология дифференцированной организации самостоятельной работы курсантов. — Брянск, 1998. 213 с.
  43. В.П., Образцов П. И., Уман А. И. Методология и методика проведения психолого-педагогического исследования. — М.: Логос. 2004 — 198 с.
  44. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность // Педагогика. 2003.- № 4. — С. 21−26.
  45. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Книга 2. Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000. — С. 45.
  46. A.A., Кузьмина H.B. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Луч, 1993. — 49 с.
  47. A.B. Основы развивающего образования: теория, методы, технологии креативной педагогики. СПб.: ВУС, 1998. — 198 с.
  48. В. Н. Психология общих способностей.-СПб.:Питер, 2002.-199с.
  49. В. Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1993.
  50. В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал, 1994.-№ 4.
  51. В.Г. Психолого-педагогические основы системы управления качеством обучения и формирования профессиональной пригодности. Л.: ВВМУРЭ, 1982.-200 с.
  52. И.А. Педагогическая психология. Изд. второе, доп., испр. и пере-раб. М.: Логос, 2001.-384 с.
  53. И.А. Психология обучения неродному языку. — М., 1989. 222 с.
  54. И.А. Психология оптимизации обучения иностранному языку. // Иностранные языки в школе. 1986. — № 4.
  55. М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии). — М.: МГИУ, 1996.
  56. М.М., Подкатилин A.B. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления: Учебное пособие. Азбука ТРИЗ. Практический курс. — М.: МГИУ, 1997.
  57. Т.А. Методика обучения чтению англоязычной прессы. Афтореф., дисс. канд. пед. наук. М., 2005. — С. 86−87.
  58. Г. Н. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 85−92
  59. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 208 с.
  60. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М, 1990.-85 с.
  61. M.B. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.
  62. А.К. Энциклопедия педагогических технологий.-СПб., 2004.-368 с.
  63. Е.Т. Самоотношение в формировании установки на успешность профессиональной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2003. -№ 1.- С. 52−55.
  64. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- М.: АПКиПРО, 2002. 24 с.
  65. М.М., Михайловский В. Г. Теоретические основы профессионализации офицерских кадров. М.: МО РФ, 1995. — 91 с.
  66. В.А., Баласова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М., 1991.
  67. Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М.: АПН., 1990.- 149 с.
  68. В.Ж., Новоднов В. Г. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России, 1994. -№ 1. С. 22−24.
  69. Л.Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров: Автореф. дис-. докт. психол. наук. М., 1995. 35 с.
  70. М.М. Технологии профессионального педагогического образования.- М.: Издат. центр «Академия», 2001. 272 с.
  71. A.A. Деятельность. Сознание. Личность. —М: Политиздат, 1975.-304с.
  72. И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Знания, 1978.- 112 с.
  73. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.-81 с.
  74. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.-106 с.
  75. Е.М., Захаренко А. Б. Генерация идей и инженерное творчество. -М., 1999.
  76. В.Я. Инновационное обучение и наука. М.: 1992. — 73 с.
  77. JI.H. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя высшей школы (индивидуально — технологический подход). Тамбов, 1999.- 143 с.
  78. С. А. Педагогические системы и технологии. Уч. пособие для студ. педвузов. Омск: ОмГПУ, 1998. — 42 с.
  79. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.-С. 67−80.
  80. Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 38−43.
  81. М.И., Шаргина Л. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Мн.: Харвест, — М.: ACT, 2000. — 432с.
  82. Методика преподавания иностранных языков за рубежом /Сост. М. М. Васильева, Е. В. Синявская. М., 2000. — 464 с.
  83. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС): Методическое руководство // Аверина И. С., Щебланова Е. И., Забродина Е. Н. Обнинск: Принтер,-1994 — С. 25−30.
  84. Миньяр-Белоручев Р.К., Турчина Б. И. Приемы проблемного обучения в преподавнии французского языка в школе // Иностранные языки в школе —1989 № 1.-С. 31−35.
  85. В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров (Монография). М.: РАГС, ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995.-260 с.
  86. В. Г. Проблемы развития военного образования. М.: В АД, 1995.-64 с.
  87. В. Н. Дидактические средства контроля знаний и умений учащихся в проблемном обучении. Казань, 1987. — 227 с.
  88. П.И. и др. Основы военной педагогики. Орел, ВИПС. 1999.-40 с.
  89. П. И. Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы. Орел, Академия Спецсвязи России. 2004. — 82 с.
  90. П.И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы, методика. Учебное пособие. — Орел, -2003. — С. 186.
  91. О.Н., Образцов П. В. Технология обучения иностранному языку как средство реализации модели развития креативных способностей у обучающихся. Современные технологии обучения: Мат. Междунар. конф. СПб.: Изд-во ЛЭТИ, 2003. — Т. 2. -С. 129−130.
  92. О. Н. Образцов П.И., Фролова Н. В. Научно-методические подходы к повышению качества изучения иностранного языка в военном вузе. Международная академия информатизации. Отделение погранологии. Сборник статей № 9. Москва, 2003. — С. 30−34.
  93. О.Н. Критерии развития креативных способностей у будущих специалистов в области телекоммуникаций. VIII Международная конференция вузов и факультетов телекоммуникаций Труды конференции М: МТУСИ 2004 -С. 277−279.
  94. О.Н. Использование метода проектов для развития креативных способностей обучающихся. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ОГИИК. Орел, 2004 С. 135−137.
  95. О.Н. Психолого-педагогические условия развития креативных способностей у обучающихся. Материалы межвузовской научно-практической конференции Орел, 2004 -С. 165−166 .
  96. Ю2.0жегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Москва 1992.-825 с.
  97. Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995.
  98. Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. -М., 1985.-208 с.
  99. А. Г. Обучение одарённых // Перспективы. Вопросы образования. -1985.-№ 1.
  100. Педагогика профессионального образования // Е. П. Белозерцев, А.Д. Гоне-ев, А. Г. Пашков и др.- Под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. — 364 с.
  101. Педагогика // В. А. Сластенина. М., 2004. — 368 с.
  102. Педагогика: педагогические теории, системы технологии. // Под ред. C.JI. Смирнова 4-е изд., испр. — М., 2001. — 318 с.
  103. Педагогические технологии // Под общей ред. B.C. Кукушкина. — М., Ростов на Дону., 2004. 336 с.
  104. П.И., Фридман JI.M., Гарунов М. Г., Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999. — 354 с.
  105. Г. Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ. — Москва Курск, 2001. — 494 с.
  106. Е.С. Метод проекта на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. -№ 2,3.
  107. В.А. Психология подражания: Автореф.дисс.докт.психол. наук. -М., 1974.-С. 40−41.
  108. A.M. Технологии обучения и оценки их эффективности. Монография. СПб.: изд. БИТУ, 1998. — 119 с.
  109. Психология и педагогика. Учебное пособие // Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 320 с.
  110. Развитие и диагностика способностей. / Под. ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991.
  111. Развитие творческой активности // Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1991.
  112. Разработка основ системы комплексной оценки развития творческих способностей у слушателей в процессе их обучения в ввузе: Отчет о НИР «Творчество». Орел: ВИПС, 1997. — 180 с.
  113. И.Н. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984. С.-42.
  114. Г. В. Методика обучения иностранным языкам. М.: «Просвещение» 1991.-282 с.
  115. В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Воронеж, 1987. — 174 с.
  116. И.Н. Методика исследования поведения личности в группе при коллективном решении творческих задач // Личность в психологическом эксперименте М., 1973. С. 30−47.
  117. И.И. Акмеология — новое направление междисциплинарных исследований человека // Общественные науки и современность. 1998. № 3. 134 с.
  118. И.И. Системное исследование мышления в процессе решения творческих задач: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 1990.
  119. В.В. Образование личности. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. — 178 с.
  120. Т.С. Психологические и лингводидактические аспекты обучения профессионально ориентированному иноязычному чтению в вузе. Свердловск., 1988.-226 с.
  121. Г. К. Современные образовательные технологии. -М., 2000.-256 с.
  122. Е.В. Методы математической обработки в психологи. СПб., ООО «Речь», 2001.-350 с. (42−47 IQ — критерий Розенбаума).
  123. В. Д., Воронин A.M. Педагогические теории, системы, технологии. Уч. пособие для пед. работников и студ. педвузов. — Брянск. 1998, 86 с.
  124. И.А. Методология военной педапюжи.-СПб, ВВИУС, 1984−186а
  125. В. А. Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. -М., 1997.-73 с.
  126. В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Педагогическое образование и наука. — 2002. — № 4. -4−9 с.
  127. Г. В. Субъектно-деятельностный подход в лингвистической подготовке студентов неязыковых вузов. Афтореф. дисс. док. пед. наук. — Курск, 2004. 42 с.
  128. Философско-психологические проблемы развития образования // Под ред. Давыдова В. В. М., Наука, 1981.-268 с.
  129. С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе.-М., 1987.-207 с.
  130. В.А., Михалев Ю. Б., Михалева Т. Г. и др. Основные принципы построения понятий и терминов педагогического тестирования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 2. — С. 53 — 62.
  131. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 437 с.
  132. В.Э., Юркевич B.C. Одарённость: дар или испытание. М., 1990.- 126 с.
  133. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд. перер. и доп. М., Изд. корпорация «Логос», 1996. 320 с.
  134. Н.В. Высшая школа: технология обучения. М., 2000. — 80 с.
  135. О.М. Продуктивное развитие аутопедагогической компетентности учителя иностранного языка. Монография. -М., 1994, 198 с.
  136. Н.О. Проектирование как педагогический феномен // Педагогика. -2002.-№ 6.-С. 8−14.
  137. Ackoff Russell L. The Art of Problem Solving. A Wiley-Interscience Publication John Wiley & Sons N.Y. Chichester Brisbane Toronto. 1978. 148 p.
  138. Alder Harry. Boost Your Intelligence. Tested techniques for improving your IQ and EQ.- N.Y.: Kogan Page, 1996. -190 p.
  139. Creativity and its cultivations // Anderson N.N. (ed). N.Y., 1959.
  140. De Bono E. Serious Creativity: Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas. Harper Business, 1992.
  141. Dewey J. How we think: A restatement of the relation of reflective thinking to the educational process. Boston, etc., 1933.
  142. Dwek C. Self Theories and Goals: Their Role in Motivation, Personality and Development/ZR.Dienstbier. Nebraska Symposium on Motivation, 1990: Perspectives on Motivation (Lincoln: University of Nebraska Press, 1991). 199−235 pp.
  143. Ellington H.J., Addinal E., Percival F // Games and stimulations in science education. L. N.Y. 1981 105 р.
  144. Eysenck H.I., Eysenck M.W. Personality and individual differences. A natural science approach. N.Y. London: Plenum Pr., 1985. — 146 p.
  145. Gardner H. Creative lives and creative works: a synthetic scientific approach // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. 298—324 p.
  146. Guilford J.P., Hoepfner R. The analysis of intelligence. N.Y., 1971.-228 p.
  147. Guilford J.P. Cognitive Psychology’s Ambiguities: Some Suggested Remedies. // Psychological Review 89 (1982), 48−59 pp.
  148. Guilford J.P. The nature of human intelligence. New-York: Mc-GawHall, 1967.97.
  149. Jones T.P. Creative Learning in Perspective. L.: University of London Press. -1972.-115 p.
  150. Levin K. Group decisions and social change.- In Reading in social psychology. Rewcomb and Hartly (eds). N.Y. Holt, Reinhart and Winston, 1947.
  151. Maslow A. Motivation and personality. N.Y. 1987. 54 p.
  152. Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Review. 1969. N2. 220−232 pp.
  153. Rogers E.M. Diffusion of innovations. Free press, 1983.
  154. Romiszowsky A. J. Designing instructional systems: Decision making in course planning and curricuum design. L. -N.Y., 1981.
  155. Schuster K. Das personal-kreative Schrieben im Deutschunterricht: Theorie und Praxis // von Karl Schuster. 3 Aufl. — Baltmannswieler: Scheider — Verlag Hohengeheren, 1999. S. 28−30.
  156. Simonton D. Genius, creativity and leaderships: chometric inquiries. Cambridge, 1984.-74 p.
  157. Simonton D. Creativity, leadership and chance // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of create Cambridge: Cambr. Press, 1988. 76−98 p.
  158. Sternberg R. Implicit Theories of Intelligence, Creativity and Wisdom. Journal of Personality and Social Psychology 49 (1985). 607−627 pp.
  159. Svensson andHogfors, 1988- Kreitzberg, 1993, 153 p.
  160. Testen und Prufen in der Grundstufe. Fernstudieneinheit 7, Goethe-Institut, Munchen, 1995.
  161. Thurstone L.L. Factorial studies of intelligence // Psychometric Monographes. 1941. № 2.
  162. Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Clofis. NY., Prentice-Hall, 1962.
  163. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning. 1965. 663−679 p.
  164. Torrance E. P. Teaching creative and gifted learners // Handbook of research on teaching // Wittrock M.C. (ed). N.Y., 1986. 124 p.
  165. Toylor C.W. Various approaches to and define creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge. Cambr. Press, 99—126 p.
  166. Wallance B. Teaching the Very Able Child.- L.: Ward Lock Educational. -1983.-182 p.
  167. Westhoff K. Kreatives Schrieben lernen // Fremdsprachenunterricht. — Berlin, 5/2002/-S. 329.
  168. Wold A. Can Creativity be Taught? // Social education. 1977. — Vol.41.
  169. Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity intelligence distinction. // Journal of personality. 1965. 348−369 p.
Заполнить форму текущей работой