Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гуманно ориентированное содействие становлению культуры педагогического общения у студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основу проводимой в настоящее время модернизации образования в России положены десять базовых принципов: открытость образования (осознание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми), гуманизация образования (преодоление основного порока школы — ее обезли-ченности, поворот к обучаемому, уважение к его личности, достоинству, доверию к нему), регионализация (наделение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕЙСТВИЯ СТАНОВЛЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
    • 1. 1. Педагогическая сущность культуры общения
    • 1. 2. Гуманно ориентированный образовательный процесс как предпосылка становления культуры педагогического общения у студентов
    • 1. 3. Модель образовательного процесса, соответствующего признакам гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения у студентов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕЙСТВИЯ СТАНОВЛЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Цели, задачи и этапы экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация модели образовательного процесса, соответствующего признакам гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения у студентов
    • 2. 3. Результаты экспериментальной работы, их интерпретация
  • Выводы по второй главе

Гуманно ориентированное содействие становлению культуры педагогического общения у студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основу проводимой в настоящее время модернизации образования в России положены десять базовых принципов: открытость образования (осознание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми и групповыми), гуманизация образования (преодоление основного порока школы — ее обезли-ченности, поворот к обучаемому, уважение к его личности, достоинству, доверию к нему), регионализация (наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии создания собственных программ развития образования), национальное самоопределение школы (школа формирует и хранит национальную культуру), гуманитаризация образования (поворот образования на формирование гуманитарного и системного мышления), дифференциация и мобильность образования (создание достаточных возможностей для удовлетворения интересов, склонностей и способностей учащихся), развивающий деятельностный характер образования (содержание образования, формы и методы его усвоения должны быть наполнены деятельностным началом, побуждать человека к деятельности), принцип непрерывности и демократизации [12, с. 12]1.

Среди названных принципов к приоритетным ценностям на современном этапе общественного развития относятся гуманизация и демократизация в отношениях между людьми. Вследствие этого в современную педагогическую науку вошла концепция гуманно ориентированного образования: учет природо-сообразности участников образования, предоставление им субъектной компетенции, учет потенциала развития сущностных свойств учащихся.

Государственная реформа в области образования в целом и гуманно ориентированное образование в частности предъявили новые требования к характеру общения педагога с участниками образовательного процесса: возникла потребность наличия культуры общения между ними. Воспитание такого рода культуры является одной из основных задач университета. В качестве важной.

1 В скобках дана сноска на первоисточник, подробное название которого указано в библиографии. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников, между цифрами ставится точка с запятой. предпосылки воспитания культуры выступает культура педагогического общения. Такой точки зрения придерживаются B.JI. Бенин, B.C. Грехнев, В.В. Соко-I®лова, P.M. Фатыхова и др. Отсюда понятны требования, выраженные в государственных образовательных стандартах профессионального педагогического образования. Поэтому культура педагогического общения — это одна из важнейших характеристик профессиональной квалификации и личностных характеристик педагога. При рассмотрении данного понятия мы опираемся на трактовку культуры A.M. Баскакова и считаем, что культура характеризуется наличием у педагога духовных ценностей, а также комплексом знаний и умений педагога, формирующих у него целостную картину общения с респондентами при ува-t жительном отношении к ним.

В то же время исследование практики образования свидетельствует о том, что широко распространен авторитарный стиль общения педагогов, и некорректное общение с обучаемыми, многие студенты не имеют четкого представления о культуре педагогического общения и ее признаках. И тем более многие не готовы проявлять их в своей профессиональной деятельности. Такие выводы подтверждаются результатами анкетирования студентов педагогических специальностей. Большинство из них понимают значимость культуры педаго-| гического общения, а также выражают желание в оказании гуманно ориентированного содействия становлению у них этой культуры. В то же время, нами бы®ло выявлено, что в среднем лишь 33% студентов проявляют некоторые из признаков культуры педагогического общения. В связи с этим необходимо констатировать обострение противоречия между государственно-общественными требованиями к качеству культуры педагогического общения и фактическими проявлениями ее в практике образования.

Это противоречие практики образования нашло свое отражение в педагоь гике. Культуре педагогического общения, ее особенностям посвящены следующие теории:

1. Культуры педагогического общения (A.M. Баскаков, B.C. Грехнев, И. И. Зарецкая, А. Я. Найн, Е. М. Семенова, В. В. Соколова, P.M. Фатыхова и др.).

2. Личностно ориентированного и гуманно ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, В. А. Беликов, Г. И. Захарова, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, И. О. Котлярова, В. В. Сериков, Г. Н. Сериков, OA Сиротин, И. С. Якиманская и др.).

Однако мы считаем, явно недостаточным количество работ, в которых становление культуры педагогического общения исследуется в гуманно ориентированном образовательном процессе.

Таким образом, правомерно констатировать наличие противоречия между целесообразностью соотнесения становления культуры педагогического общения с признаками гуманно ориентированного образования и неразработанностью соответствующего аспекта в педагогике.

Указанные противоречия обусловливают проблему исследования: каким образом следует способствовать становлению культуры педагогического общения у студентов вузов в условиях гуманно ориентированного образования.

Исходя из актуальности проблемы, необходимости ее решения на практике, а также возможности разрешения обострившихся противоречий вместе с указанной проблемой, мы избрали тему исследования: «Гуманно ориентированное содействие становлению культуры педагогического общения у студентов».

Цель исследования: выявить признаки и условия осуществления образовательного процесса, соответствующего признакам гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения у студентов.

Объект исследования: образовательный процесс в вузе для студентов педагогических специальностей.

В исследовании введено ограничение: в эксперименте принимают участие студенты педагогических специальностей, изучающие лингвистические дисциплины.

Предмет исследования: становление культуры педагогического общения у студентов в образовательном процессе.

Гипотеза исследования: культура педагогического общения будет успешно развиваться, если в образовательном процессе реализуется модель образовательного процесса, соответствующего признакам гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения у студентов, в которой:

1) преобладают субъект-субъектные отношения участников образования, ведущим выступает принцип природосообразности, учитывается потенциал развития сущностных свойств учащихся, как признаки гуманно ориентированного образовательного процесса;

2) предметный и процессуальный аспекты содержания образования, аудиторные и внеаудиторные формы организации образовательного процесса, а также методы организации, стимулирования, контроля и самоорганизации, самостимулирования и самоконтроля направлены на становление культуры педагогического общения;

3) проявляются признаки системы, развивающейся в соответствии с: а) учетом выявленного уровня культуры педагогического общения и направленности на достижение проектируемого уровняб) изменением на каждом этапе становления культуры педагогического общения в зависимости от достигнутого уровня культуры педагогического общения содержания образовательного процесса, форм и методов его организации.

Исходя из выдвинутых цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить признаки культуры педагогического общения применительно к условиям гуманно ориентированного образования.

2. Обосновать целесообразность опоры на гуманно ориентированное образование как предпосылку становления культуры педагогического общения.

3. Спроектировать модель образовательного процесса, соответствующего признакам гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения у студентов, как систему.

4. Экспериментально апробировать модель образовательного процесса, соответствующего признакам гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения у студентов в образовательном процессе вуза, и разработать соответствующие методические рекомендации.

Теоретические основы исследования.

1. Системно-синергетический подход в педагогических исследованиях, принцип сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, В. Г. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, Е. Н. Ильин, Д. Ф. Ильясов, Ю. А. Конаржевский, А. С. Макаренко, Г. Н. Сериков, В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов и др.).

2. Теория гуманно ориентированного образования (ША. Амонашвили, B.JI. Бенин, И. А. Зимняя, Г. Н. Сериков и др.).

3. Теория личностно-ориентированного подхода (В.А. Беликов, Э.Ф. Зе-ер, И. О. Котлярова, О. А. Сиротин, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

4. Теории общения, педагогического общения, профессионального общения (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, М. И. Лисина, А. А. Леонтьев, А. А. Лобанов, Б. Ф. Ломов, А. Я. Найн, Л. А. Петровская, А. У. Хараш и др.).

5. Теории общей культуры, культуры профессионального и педагогического общения (A.M. Баскаков, В. Л. Бенин, B.C. Грехнев, И. А. Зимняя, Л. Н. Коган, A.M. Кузьмин, К. М. Левитан, А. Я. Найн, В. В. Соколова, P.M. Фа-тыхова, Н. М. Яковлева и др.).

6. Принцип природосообразности в образовании человека (Я.А. Комен-ский, А. Кушнир, Н. А. Фомин и др.).

Избранные теоретические основы, а также поставленные задачи, определили ход исследования, которое проводилось в несколько этапов с 2001 по 2006 гг. на базе Южно — Уральского государственного университета, Челябинского государственного педагогического университета, Челябинского государственного университета.

На первом этапе — теоретико-поисковом (2001;2003 гг.) проводился теоретический анализ опубликованных работ по исследуемой проблеме, изучалась философская и психолого-педагогическая литература, уточнялись ключевые понятия исследования. Была выбрана теоретическая и методологическая основы исследования и определена рабочая гипотеза. В результате была разработана теоретическая модель образовательного процесса, соответствующего признакам гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения у студентов. Разрабатывались методы диагностики культуры педагогического общения. Проведен констатирующий эксперимент.

Основные методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование и обработка исследовательских материалов.

На втором этапе (2003;2005 гг.) опытно-экспериментальном — экспериментально проверялась эффективность функционирования разработанной модели, определялись критерии оценки уровня культуры педагогического общения студентов, анализировались результаты проведенного эксперимента.

Основные методы: контрольные срезы, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) — проводились анализ, обобщение и обсуждение результатов исследования. Разрабатывались и внедрялись в образовательный процесс методические рекомендации. Проводилось оформление диссертационной работы.

Основные методы: теоретические (анализ и структурирование эмпирических данных, обобщение и систематизация теоретических положений исследования) — статистические (обработка результатов методами математическое статистики).

Научная новизна исследования.

1. Уточнены признаки понятия «культура педагогического общения студентов», включающие в себя духовные ценности педагога, проявляющиеся в коммуникации, интеракции и перцепции, а также в комплексе знаний и умений пользоваться духовными ценностями во взаимодействии с респондентами.

2. Предметный и процессуальный аспекты содержания образования, аудиторные и внеаудиторные формы организации образовательного процесса, а также методы организации (самоорганизации), стимулирования (самостимулирования), контроля (самоконтроля), содействующие становлению культуры педагогического общения, соотнесены с признаками гуманно ориентированного образовательного процесса.

3. Спроектирована и экспериментально апробирована модель образовательного процесса, соответствующего признакам гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения у студентов, как система, которая выстроена с учетом: а) выявленного уровня культуры педагогического общения и направленности на достижение проектируемого уровняб) изменения на каждом этапе содействия становлению культуры педагогического общения в зависимости от достигнутого уровня культуры педагогического общения содержания, форм и методов организации образовательного процесса.

Теоретическая значимость исследования.

1. Признаки культуры педагогического общения студентов, включающие в себя духовные ценности педагога, а также комплекс знаний и умений пользоваться этими ценностями во взаимодействии с респондентами, могут оказаться полезными в педагогических исследованиях.

2. Обоснованная педагогическая целесообразность становления культуры педагогического общения у студентов, в соответствии с признаками гуманно ориентированного образования, является элементом приращения научных знаний.

3. Модель образовательного процесса, соответствующего признакам гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения у студентов, привносит в педагогику новый элемент знаний о методиках осуществления образовательного процесса в вузе.

Практическая значимость исследования.

1. Прилагаемый к диссертационной работе дидактический комплект (методические рекомендации по содействию становлению культуры профессионального общения при обучении аспектам языка, а также разработка серии уроков по совершенствованию навыков культуры педагогического общения) может применяться при обучении иностранному языку студентов педагогических специальностей преподавателями в вузе.

2. Разработанные критерии оценки уровней культуры педагогического общения являются объективными измерителями состояния изучаемого явления и могут применяться в целях диагностики культуры педагогического общения студентов.

Достоверность результатов исследования обеспечена полнотой анализа опубликованных психолого-педагогических исследований по профилю диссертацииопорой на фундаментальные концепции и положения в этой областипривлечением к проведению экспертных оценок ученых, преподавателей и специалистов высшей квалификации, повторяемостью эксперимента, использованием методов математической статистики для обработки полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Культура педагогического общения студентов определяется наличием духовных ценностей у педагога, проявляющихся в коммуникации, интеракции и перцепции, а также в комплексе его знаний и умений пользоваться этими ценностями во взаимодействии с респондентами при уважительном отношении к ним.

2. Гуманно ориентированное содействие становлению культуры педагогического общения у студентов целесообразно строить с учетом таких признаков гуманно ориентированного образования, как субъект-субъектное взаимодействие педагога со студентами, принцип природосообразности, учет потенциала развития сущностных свойств учащихся.

3. Гуманно ориентированное содействие становлению культуры педагогического общения у студентов целесообразно осуществлять на основе модели образовательного процесса, выстраиваемой как система с учетом: а) выявленного уровня культуры педагогического общения и направленности на достижение проектируемого уровняб) изменения на каждом этапе становления культуры педагогического общения в зависимости от достигнутого уровня культуры педагогического общения содержания, форм и методов организации образовательного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлена в ходе экспериментальной работы на Механико-технологическом факультете Южно — Уральского государственного университета, на факультете подготовки учителей начальных классов Челябинского государственного педагогического университета, в институте психологии и педагогики Челябинского государственного университета, а также в ходе выступлений на:

• научных семинарах лаборатории «Теории и методики профессионального образования» на кафедре «Педагогика профессионального образования» Южно — Уральского государственного университета;

• научно-методических семинарах кафедры иностранных языков ЮжноУральского государственного университета;

• научно-практических конференциях регионального и местного уровней в г. Челябинске.

Основные положения и результаты исследования внедрялись публикациями научных статей по проблеме исследования, посредством участия в научно-практических конференциях и семинарах различного уровня: научно-практические конференции г. Челябинскапедагогические семинары в г. КурганIV Всероссийская научно-практическая конференция г. Екатеринбурга.

Материалы исследования также внедрялись в образовательный процесс в ЮУрГУ, ЧелГУ, ЧГГГУ преподавателями иностранных языков.

Структура диссертации определена логикой раскрытия темы исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и приложений. Список используемой и цитируемой литературы включает 231 наименование, в том числе 10 на иностранном языке.

Выводы по второй главе.

1. В результате проведения констатирующего эксперимента выявлено начальное состояние культуры педагогического общения у студентов. Опрос студентов показал наличие у них потребности в становлении культуры педагогического общения и ее низкий уровень. Педагоги, также как и студенты, признают важность культуры педагогического общения для педагога, но педагогами отмечается отсутствие методики, направленной на ее становление. Это обусловило необходимость оказания гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения у студентов и разработки методики реализации гуманно ориентированного содействия.

2. В эксперименте по реализации модели образовательного процесса, соответствующего признакам гуманно ориентированном содействия становлению культуры педагогическом общения у студентов участвовало четыре экспериментальных группы и одна контрольная.

3. В первой экспериментальной группе проверяется эффективность становления культуры профессионального общения при соблюдении всех трех положений, выдвинутых в гипотезе: преобладание субъект-субъектные отношения участников образования, принцип природосообразности, учете потенциала развития сущностных свойств учащихся как признаков гуманно ориентированного образовательного процессапредметный и процессуальный аспекты содержания образования, аудиторные и внеаудиторные формы организации образовательного процесса, а также методы содействия: помощь и организация, методы самоорганизации, самостимулирования и самоконтроля направлены на становление культуры педагогического общенияв модели проявляются признаки системы, развивающейся в соответствии с: а) учетом выявленного уровня культуры педагогического общения и направленности на достижение проектируемого уровняб) изменением на каждом этапе становления культуры педагогического общения в зависимости от достигнутого уровня культуры педагогического общения содержания, форм и методов организации образовательного процесса.

Во второй экспериментальной группе становление культуры педагогического общения подвергалось проверке на эффективность при соблюдении первого положения гипотезы: преобладание субъект-субъектные отношения участников образования, принцип природосообразности, педагогическое содействие участникам образования в самореализации ими своих сущностных свойств, проявляемых в культуре педагогического общения, как признаков гуманно ориентированного образовательного процесса.

В третьей экспериментальной группе эффективность становления культуры педагогического общения проверялась при соблюдении второго гипотетического положения: предметный и процессуальный аспекты содержания образования, аудиторные и внеаудиторные формы организации образовательного процесса, а также методы содействия: помощь и организация, методы самоорганизации, самостимулирования и самоконтроля направлены на становление культуры педагогического общения.

В четвертой экспериментальной группе реализовывалось третье положение, выдвинутое в гипотезе: в модели образовательного процесса, соответствующего признакам гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения студентов, проявляются признаки системы, развивающейся в соответствии с: а) учетом выявленного уровня культуры педагогического общения и направленности на достижение проектируемого уровняб) изменением на каждом этапе становления культуры педагогического общения в зависимости от достигнутого уровня культуры педагогического общения содержания, форм и методов организации образовательного.

4. Анализ результатов проведения экспериментальной работы показал наличие существенных отличий в контрольной и экспериментальных группах. Результаты становления культуры педагогического общения в первой экспериментальной группе оказались самые лучшие из четырех экспериментальных групп. По сравнению с контрольной группой в первой группе обнаружены самые значительные различия. Это позволило нам утверждать об эффективности разработанной нами модели образовательного процесса, соответствующего признакам гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения у студентов.

5. Достоверность результатов опытно-экспериментальной работы, полученных эмпирическим путем, обеспечивалась с помощью Ткритерия Стью-дента, критерия х2, критерия Фишера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современном мире существует множество нерешенных вопросов, противоречий и проблем, являющихся барьером на пути к демократизации и гуманизации общества, сохранению его культурного облика. Такими барьерами являются процессы дегуманизации, авторитаризации, деструктуризации культурного облика человека. Преодоление этих барьеров возможно осуществить путем подготовки высококвалифицированных педагогических кадров, которые повлияли бы на образовательный процесс в целом и на его субъектов в частности, посредством проявления культуры педагогического общения.

Анализ педагогической, психологической и философской литературы по проблеме культуры педагогического общения, а также проведенные нами экспериментальные исследования показали, что некоторые вопросы нуждаются в научной доработке. Одним из важных, но нерешенных вопросов в данной области, является гуманно ориентированное содействие становлению культуры педагогического общения у студентов. В своем диссертационном исследовании мы попытались решить эту проблему.

Проанализировав теорию культуры педагогического общения, мы определились с компонентами культуры педагогического общения и сформулировали определение культуры педагогического общения. Культура педагогического общения — это духовные ценности педагога, проявляющиеся в коммуникации, интеракции и перцепции, а также в комплексе его знаний и умений пользоваться этими ценностями во взаимодействии с респондентами при уважительном отношении к ним.

Модель образовательного процесса, соответствующего признакам гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения, мы строили в соответствии с принципами гуманно ориентированного образования. Цель — содействие становлению культуры педагогического общения. Содействие становлению культуры педагогического общения осуществляется в несколько этапов. На первом этапе гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения культура коммуникации, культура интеракции и культура перцепции тренируются в отдельности. На втором этапе гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения, компоненты культуры педагогического общения синтезируются в диалогической речи. После отработки культуры коммуникации, культуры интеракции и культуры перцепции в рамках диалога осуществляется переход к их употреблению в полилоге на третьем этапе гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общения.

Формы и методы организации образовательного процесса отбирались таким образом, чтобы содействовать становлению культуры педагогического общения в соответствии с положениями гуманно ориентированного образования.

Экспериментальная работа подтвердила обоснованность выдвинутых в диссертации положений и позволяет в заключении сформулировать ряд выводов:

1. В настоящее время в условиях демократизации и гуманизации образования существует социальный заказ на педагога-профессионала в области общения, владеющего культурой педагогического общения и отсутствует гуманно ориентированное содействие становлению культуры педагогического общения будущих педагогов.

2. Культура педагогического общения будущего педагога рассматривается как целостность его внутренних качеств, отражающихся в коммуникации, интеракции и перцепции, а также в комплексе его знаний и умений пользоваться этими ценностями во взаимодействии с респондентами при уважительном отношении к ним.

3. Гуманно ориентированное содействие становлению культуры педагогического общения целесообразно осуществлять в условиях гуманно ориентированного образования при субъект-субъектном взаимодействии, при реализации принципа природосообразности, а также при учете потенциала развития сущностных свойств учащихся.

4. Реализация модели осуществляется в три этапа. На первом этапе становления культуры педагогического общения происходит переход от выявленного состояния культуры педагогического общения к проектируемому состоянию культуры педагогического общения (это состояние соответствует среднему уровню культуры педагогического общения). На втором этапе становления культуры педагогического общения происходит переход к достаточному состоянию (достаточный уровень культуры педагогического общения). Состояние третьего этапа становления культуры педагогического общения мы назвали высоким состоянием (высокий уровень культуры педагогического общения).

5. Опытная апробация показала, что реализация, выдвинутых в гипотезе положений, наиболее полно способствует росту культуры педагогического общения.

6. Статистическая обработка данных позволила сделать вывод о том, что гуманно ориентированное содействие становлению культуры педагогического общения в экспериментальных группах осуществлялось более эффективно.

7. Вместе с тем наше исследование не исчерпало всей полноты изучаемой проблемы. В соответствии с постоянно меняющимися условиями и расширением возможностей образовательного процесса в высшей школе дальнейшее ее решение может быть продолжено в следующих направлениях: разработка новых моделей, направленных на становление культуры педагогического общения на основе других подходовпоиск новых путей эффективного функционирования модели образовательного процесса, соответствующей признакам гуманно ориентированного содействия становлению культуры педагогического общенияразработка специальных программ и курсов по становлению культуры педагогического общения и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Ю. Речь о речи : коммуникативная система человека / И. Ю. Абелева. М.: Логос, 2004. — 301 с.
  2. А.Н. О природе взаимодействия / А. Н. Аверьянов. М.: Знание, 1984.-64 с.
  3. А.Н. Система : философская категория и реальность /
  4. A.Н.Аверьянов. М.: Мысль, 1976. — 188 с.
  5. Ш. А. Здравствуйте, дети! : пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. — 559 с.
  7. .Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев. М.: Просвещение, 1968. — 334 с.
  8. Г. М. Социальная психология : учеб. для высших учеб. заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 371 с.
  9. В.Г. Общество : системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432 с.
  10. О.В. Логика : учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / О. В. Афанасьева. -М.: Академия: Мастерство, 2001. 152 с.
  11. .Ц. Психология обучения речевому мастерству / Б.Ц. Бадма-ев, А. А. Малышев — Рос. Акад. Образования.- М.: Владос, 1999. 220 с.
  12. В.А. Системность. Восприятие. Общение /
  13. B.А. Барабанщиков, В. Н. Носуленко — Рос. Акад. Наук. М.: Ин-т психологии РАН, 2004.-479 с.
  14. A.M. Культура педагогического общения / A.M. Баскаков — ЧГАКИ. Челябинск, 2002. — 162 с.
  15. A.M. Культура познания и понимания человека человеком / A.M. Баскаков, ЧГАКИ. Челябинск: ЧГАКИ, 2003. — 212 с.
  16. Н.В. Педагогика и практическая психология : учеб. пособие / Н. В. Басова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 412 с.
  17. В.А. Синергетический подход в исследовании педагогических проблем : учеб. пособие / В. А. Беликов, Т. Е. Климова, М. В. Климова,
  18. A.В. Робков. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 68 с.
  19. В.JI. Педагогическая культура : ее содержание и специфика /
  20. B.JI. Бенин — Башкпед. Ин-т. Уфа, 1994. — 190 с.
  21. В.М. Коллективная рефлексология / В. М. Бехтерев. Петроград.: Колос, 1921. — 432 с.
  22. И.В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. М.: Эдиториал, 1997. — 448 с.
  23. Бо Ф. Отношения между людьми / Ф. Бо — пер. с фр. И. Кружилина — М. Малеева. 12-е изд. — СПб: Питер, 2003. — 158 с.
  24. , А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1982. -199 с.
  25. Л.П. Человек : деятельность и общение / Л. П. Буева. М., 1978. -162 с.
  26. О.В. Интенсивное обучение иностранному языку с использованием метода работы в парах / О. В. Булаева // Актуальные проблемы дистанционного образования: сб. докл. участников 50-й юбил. науч.-техн. конф. Челябинск, 1998. — Вып. 1. — С. 58−60.
  27. М.С. Номологические структуры научных теорий / М.С. Бур-гин. Киев: Наук. Думка, 1993. — 216 с.
  28. В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества / В. А. Бухвалов — Центр «Педагогический поиск». М., 2000. — 144 с.
  29. О.В. Устная иноязычная коммуникация : обучение ведению переговоров / О. В. Васильева // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2004. — № 5. — С. 91−95.
  30. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / под ред. Т. И. Шамовой. -М.: Педагогика, 1991. 191 с.
  31. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Г. В. Драгунов Л.Б. Ительеон и др.- под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  32. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк/Л.С. Выготский. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1967. — 94с.
  33. В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике : учеб. пособие для вузов / В. Е. Гмурман. Изд. 2-е, доп. — М.: Высшая школа, 1975. — 333 с.
  34. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие для вузов / В. Е. Гмурман. Изд. 7-е, стер. — М.: Высшая школа, 2001.-479 с.
  35. .Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. М.: Высшая школа, 1988. — 123 с.
  36. Д.С. Практикум по психологическому исследованию : учеб. пособие / Д. С. Горбатов. Самара: Издательский дом «БАХРАХ — М», 2002. -272 с.
  37. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Изд. официальное. М.: Гос. ком. Рос. Федерации по высшему образованию, 1995. — 382 с.
  38. B.C. Культура педагогического общения / B.C. Грехнев. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  39. Т.Г. Основы конструктивного общения : метод, пособие для преподавателей / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- М.: Совершенство, 1997. — 171 с.
  40. С.В. Организация подготовки учителей к педагогическому общению как основе выстраивания субъект-субъектных отношений между участанками педагогического процесса : метод, пособие / С. В. Гринько. Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 57 с.
  41. В.И. Толковый словарь живого великого русского языка / В. И. Даль. 2-е изд., испр. — СПб — М., — 1879. — 376 с.
  42. А.Н. Культура в педагогике и педагогика в культуре / А. Н. Дахин // Школьные технологии. 2004. — № 3. — С. 43−49.
  43. Д.Х. Системный анализ : учеб. пособие / Д. Х. Девятов, И. М. Ячиков, А. П. Морозов. Магнитогорск: МАГУ, 2001. — 67 с.
  44. Директору школы о сотрудничестве с родителями / отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2001. — 175 с.
  45. Е.М. Управленческое общение и его педагогическая адаптация / Е. М. Дуранов. Магнитогорск- Челябинск, 1998. — 130 с.
  46. Н.И. Язык. Речь. Творчество: исслед. по семиотике, психолингвистике, поэтике: избр. тр. / Н. И. Жинкин. М.: Лабиринт, 1998. — 364 с.
  47. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для вузов по специальности «Педагогика и психология» / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2001. — 206 с.
  48. Л.В. К проблеме профессиональной культуры будущего специалиста в системе непрерывного педагогического образования / Л. В. Занина // Начальная школа плюс До и После. 2003. — № 9. — С. 50−54.
  49. И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя / И. И. Зарецкая. М.: Сентябрь, 2002. — 160 с.
  50. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. М.: Изд. центр АПО, 2002. — 43 с.
  51. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. М.: Московский психолого-социальный институт — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-432 с.
  52. И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Зимняя. 2-е изд. доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2000. -382 с.
  53. Из истории мировой гуманистической мысли: хрестоматия для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений / сост. А.Ф. Малы-шевский и др. М.: Просвещение, 1995. — 431 с.
  54. Измерения в исследовании проблем воспитания: сб. статей / под ред. А. В. Киричук — Тарт. ун-т. Тарту, 1973. — 360 с.
  55. Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя словесника: кн. для учителя: из опыта р-т / Е. Н. Ильин. М.: Просвещение, 1988. — 221 с.
  56. Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. М.: Владос, 2003. — 336 с.
  57. Искусство быть зрителем: сб. материалов о театр, искусстве / авт. -сост. и ред. С. Г. Ляпустина — Перм. отд-ние Союза театр, деятелей России. -Пермь, 2001.- 188 с.
  58. М.С. Мир общения /М.С. Каган. М.: Политиздат, 1984. -324с.
  59. З.И. Педагогика гуманизма / З. И. Калмыкова. М.: Знание, 1990.-79 с.
  60. Кан-Калик В. А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. М.: Роспе-дагентство, 1995. — 108 с.
  61. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В.А.Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  62. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. / Д. Карнеги — пер. с англ. З. П. Вольской, Ю. В. Семенова. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-672 с.
  63. М.М. Психология педагогического мышления / М.М. Каша-пов. СПб: Алетейя, 2000. — 459 с.
  64. В.Б. Развитие навыков профессиональной речи на английском языке : учеб. пособие для техн. специальностей / В. Б. Кашкин, JI.B. Квасова, Э. П. Комарова. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1988. — 127 с.
  65. Клубный работник: личность и деятельность: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. В. Н. Панферова. JI.: ВПШК, 1980. — 100 с.
  66. А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  67. JI.H. Культура в условиях НТР / JI.H. Коган, О. В. Ханова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. — 151 с.
  68. Г. М. Педагогический словарь : для студентов высш и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова. М.: Академия, 2001. — 173 с.
  69. Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день / Н. И. Козлов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.-336 с.
  70. И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина СПб: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр „Блиц“: „Cambridge University Press“, 2001. — 224 с.
  71. Я.М. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова // Иностранные языки в школе. 2000. -№ 1. — С. 19−25.
  72. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 год. М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.
  73. Г. Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию / Г. Б. Корнетов — Ун-т Рос. Акад. Образования. М.: Изд-во УРАО, 2003.-210 с.
  74. Т.В. Экспериментальная психология : теория и методы: учебник для вузов / Т. В. Корнилова. М.: Аспект Пресс, 2002. — 382 с.
  75. О.В. Нужна ли педагогу риторика / О. В. Косорукова //
  76. Школа. 2002. — № 3. — С. 52−55.
  77. Г. Т. Какое слово выбрать : пособие для учащихся 9−10 кл. средней школы / Г. Т. Костенко. М.: Просвещение, 1971. — 239 с.
  78. Г. Т. Выбери правильное слово: пособие для учащихся 6−8 классов средней школы / Г. Т. Костенко, Р. П. Павлович. М.: Просвещение, 1968. — 163 с.
  79. И.О. Педагогическая инноватика : учеб. пособие /
  80. И.О. Котлярова. Челябинск: ЮУрГУ, 2002. — 83 с.
  81. И.О. Системное представление об исследовании : учеб. пособие / И. О. Котлярова, Г. Н. Сериков. Челябинск: ЧГТУ, 1996. — 81 с.
  82. В.Я. Профессиональная культура : критерии, сущностные характеристики и динамика / В. Я. Кочергин // Социология. 2004. — № 2. — С. 19−25.
  83. В.П. Процесс обучения через призму гуманной педагогики / В. П. Кривощапов // Химия в школе. 2003. — № 8. — С. 31−33.
  84. Ю.С. Грамматика общения / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков. 2-е изд. -М.: Смысл: Академический проект, 1999. — 277 с.
  85. П.А. Психология восприятия и искусство плаката / П. А. Кудин,
  86. Б.Ф. Ломов, А. А. Митькин. М.: Плакат, 1987. — 207 с.
  87. A.M. Профессиональное воспитание будущих специалистов физической культуры : теория и технологии / А. М. Кузьмин — УралГАФК. Челябинск, 1999.-210 с.
  88. Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьникакн. для учителя / Л. В. Кузнецова М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  89. В.А. Культура и технология : борьба миров / В. А. Кутырев.• М.: Прогресс, 2001. 240 с.
  90. A.M. Педагогика иностранного языка / A.M. Кушнир // Школьные технологии. 1997. — № 6. — 134 с.
  91. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях : пер. с англ. / Д. Кэпбелл- сост. и общ. ред. М.И. Боб-невой — вступ. ст. Г. М. Андреевой. М.: Прогресс, 1980 — 391 с.
  92. А.П. Пособие по развитию навыков разговорной речи на англ. языке: для вузов / А. П. Лебедева, Л. М. Сизова. М.: Высшая школа, 1984.-128 с.
  93. К.М. Культура педагогического общения / К. М. Левитан. -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 104 с.
  94. А.А. Психология общения / А. А. Леонтьев. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1997. — 367 с.
  95. А.А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев М.: Знание, 1989.-47 с.
  96. М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  97. .Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. 4-е издание. -М.: Юрайт, 1999. — 523 с.
  98. Личность в общении и деятельности: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А. В. Петровского — Ульянов, гос. пед. ин-т им. И. Н. Ульянова. Ульяновск, 1985.- 103 с.
  99. А.В. Педагогическая гармония: Синергет. парадигма образования: очерк педагогики сотворчества / А. В. Лишаренко — Дальневост. Центр ТРИЗ „Раннее начало“. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. -398 с.
  100. А.А. Основы профессионально-педагогического общения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / А. А. Лобанов. М.: Академия, 2002. — 192 с.
  101. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 219 с.
  102. О.А. Культурные факторы формирования личности / О.АЛосева. Саратов, 2001. — 120 с.
  103. В.Я. Память в процессе развития / В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 255 с.
  104. В.А. Структура продуктивного учебного взаимодействия / В. АЛяудис // Хрестоматия по педагогике и психологии. М.: МПА, 1995. — С. 43−59.
  105. С.Н. Методом опережающего обучения : книга для учителя / С. Н. Лысенкова. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  106. М.Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие / М. Р. Львов. -М.: Academia, 2003. 271 с.
  107. А.С. Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1988.-301 с.
  108. Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко. Минск: Вышэйшая школа, 1992. — 440 с.
  109. А.К. Формирование мотивации учения : книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  110. А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1974. — 240 с.
  111. Е.В. Содержание коммуникативной компетентности педагога / Е. В. Мельник // Психология и школа. 2004. — № 4. — С. 36−42
  112. Ю7.Мельчина О. П. On Education. О педагогике: практикум по английскому языку / О. П. Мельчина, Л. Ю. Морозова. М.: Флинта: Наука, 1999. -176 с.
  113. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия: пер. с фр. / М. Мерло-Понти — под ред. И. С. Вдовиной. СПб: Ювента: Наука, 1999. — 605 с.
  114. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / JI.A. Байкова, JI.K. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 144 с.
  115. Методы психологической диагностики: сб. ст. / Рос АН. Ин-т психологии — отв. ред. А. Н. Воронин. М., 1993 — Вып 2. — 1994, — 181 с.
  116. Методы психологических исследований / под. ред А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 154 с.
  117. В.Н. Жанры учительской речи : учеб. пособие / В. Н. Мещеряков. -М.: Флинта: Наука, 2003. 244 с.
  118. В.А. Формирование субъект-субъектных отношений на основе трансактного анализа : метод, пособие для преподавателей и студентов пед вузов / В. А. Михайлова. Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 75 с.
  119. А.К. Педагогическая риторика : учеб. пособие для студ. пед. ун-тов и ин-тов / А. К. Михальская. М.: Академия, 1998. — 432 с.
  120. Н.Н. Универсум. Информация. Общество / Н. Н. Моисеев. -М.: Устойчивый мир, 2001. 198 с.
  121. А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 111 с.
  122. А.А. Речевое мастерство учителя. Педагогическая риторика / А. А. Мурашов. М.: Педагогическое общество России, 1999 — 394 с.
  123. В.Н. Проблема личности и отношений человека : материалы совещаний по психологии / В. Н. Мясищев. М.: Изд-во АПН РСФСР. -1957.-110 с.
  124. А.Я. Диссертационный совет : вопросы аттестации соискателей: метод, пособие / А. Я. Найн, В. А. Анисимова. Челябинск: УралГАФК, 2005.-218 с.
  125. А.Я. Культура делового общения / А. Я. Найн. Челябинск, 1997,-255 с.
  126. А.Я. Профессиональная жизнедеятельность педагога : выбор стратегии / А. Я. Найн, З. М. Уметбаев. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 235 с.
  127. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / А. Я. Найн — УралГАФК. Челябинск, 1996. — 144 с.
  128. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ, пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько и др. Минск: Высшая школа, 1992.-445 с.
  129. Р.С. Психология : пособие для учащихся: 10 11 кл. / Р. С. Немов. — М.: Просвещение, 1995. — 239 с.
  130. A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования / А. М. Новиков // Специалист. 1999. — № 8. — С. 47−50.
  131. О гуманизме в науке и культуре / П. Е. Сивокинь и др. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 176 с.
  132. Образ человека в зеркале гуманизма: учеб. пособие по пед. антропологии / авт. сост. Н. В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев- ун-т Рос. Акад. Образования. — М.: Изд-во УРАО, 1999. — 396 с.
  133. Общение и оптимизация совместной деятельности / под. ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987. — 301 с.
  134. Общение и формирование личности школьника: опыт экперим. психол. исслед. / под ред. А. А. Бодалева, Р. Я. Кричевского — НИИ общ. Педагогики АПН СССР. -М.: Педагогика, 1987. 149 с.
  135. С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С. И. Ожегов — под ред. Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1991. — 915 с.
  136. А.А. Теория культуры : учеб. пособие / А. А. Органов, И. Г. Хангильдиева. М.: Фаир-Пресс, 2003. — 416 с.
  137. Основные вопросы педагогики: пособие для студентов педвузов / сост. Т. Е. Климова. Магнитогорск: Изд-во Магнитог. гос. ун-та, 2000. — 36 с.
  138. И.П. Полное собрание сочинений / И. П. Павлов. М. — JL, 1952.-Т 5.-368 с.
  139. .Д. Анатомия общения : учеб. пособие / Б. Д. Парыгин. -СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. 300 с.
  140. Педагогическое мастерство и пед. технологии: учеб. пособие для пед. вузов / под ред. JI.K. Гребенкиной, JI.A. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Педагогическое общество России, 2001. — 249 с.
  141. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под. ред П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. -604 с.
  142. Педагогика: учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / сост. И. П. Подласый. М., 1996. — 630 с.
  143. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабан-ский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1988.-479 с.
  144. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  145. Педагогическое речеведение: словарь-справ. / О. Н. Волкова и др. — под ред. Т. А. Ладыженской, А. К. Михельской — сост. А. А. Князьков. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 308 с.
  146. Л.А. Компетентность в общении : социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  147. Т.П. О речевой культуре студентов / Т. П. Пешка // Начальная школа. 2003. — № 8. — С. 73−77.
  148. П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 1999.-352 с.
  149. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Н. Новгород: Ай-кью, 1992. — 257 с.
  150. В.Ю. Основы педагогической технологии : учебно-практическое пособие / В. Ю. Питюков. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Гном-Пресс: Московское городское педагогическое общество, 1999. — 192 с.
  151. А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия : Об их роли в процессе обучения // Психологическая наука и образование. 1999. -№ з. с. 5−12.
  152. Познание и общение / отв.ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1988. -208 с.
  153. Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. — Вып. 1. — 224 с.
  154. .Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопси-хологии / Б. Ф. Поршнев. М.: Мысль, 1974 — 487 с.
  155. Пособие для научных работников по развитию навыков устной речи: английский язык / С. М. Костенко, И. Б. Борковская, Т. Н. Михельсон, Н. В. Успенская — отв. ред. Е. Л. Власова — АН СССР. 2-е изд., испр. — Л.: Наука, 1988. -149 с.
  156. Психологический словарь. -М.: Педагогика, 1983.-448 с.
  157. Психология межличностного познания / под ред. А. А. Бодалева — Акад.пед.наук СССР. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  158. Р.П. Этико-психологические основы общения / Р.П. Пы-ленко. М.: Знание, 1983. — 98 с.
  159. А.А. Социальная педагогическая психология : учеб. пособие / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб: Питер, 2000. — 409 с.
  160. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании : учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1996. — 529 с.
  161. Е.И. Психология общения / Е. И. Рогов. М.: Владос, 2001.173 с.
  162. С.JI. Человек и мир / СЛ. Рубинштейн — Рос. ин-т психологии. -М.: Наука, 1997. 189 с.
  163. Т.И. Методология научного исследования : учеб. пособие / Т. Н. Рузавин. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 1999. — 317 с.
  164. И.И. Основы педагогики общения / И. И. Рыданова. -Минск: Беларусская наука, 1998. 319 с.
  165. В.Н. Системный подход в современной науке : (К 100-летию Людвига фон Берталанфи) / В. Н. Садовский — отв. ред. И. К. Лисее. М.: Прогресс-традиция, 2004. — 561 с.
  166. Ю.И. Психолого-педагогическая антропология : учеб. пособие для вузов по специальности „Педагогика и психология“ / Ю. И. Салов, Ю. С. Тюников. М.: ВЛАДОС, 2003. — 254 с.
  167. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: ИСТОКИ, 1996.-237 с.
  168. Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога / Е. М. Семенова. М: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. — 213 с.
  169. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  170. Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков. Екатеринбург — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. -242 с.
  171. Г. Н. Образование и развитие человека / Г. Н. Сериков. М: Мнемозина, 2002. — 416 с.
  172. Г. Н. Образование : аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. Курган: Изд-во „Зауралье“, 1997. — 464 с.
  173. Г. Н. Основания педагогических исследований / Г. Н. Сериков. Челябинск: ИИУМЦ „Образование“, 2005. — 238 с.
  174. Г. Н. Педагогика. Кн. 1. Объект исследований / Г. Н. Сериков. М.: ВЛАДОС, 2005. — 440 с.
  175. Г. Н. Управление образованием : Системная интерпретация: монография / Г. Н. Сериков. Челябинск: Изд-во ЧГПУ „Факел“, 1998. -664 с.
  176. Синергетический подход в исследовании педагогических проблем: учеб. пособие / В. А. Беликов, Т. Е. Климова, М. В. Климова, А. В. Робков. Магнитогорск: МаГУ, 2000 — 68 с.
  177. О.А. Индивидуализация обучения и совершенствования в спортивной борьбе : учеб. пособие / О. А. Сиротин. Омск — Челябинск: ЧГИФК, 1987.-51 с.
  178. В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе : учеб. пособие / В. А. Ситаров — под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. — 211 с.
  179. Н.Ю. Психология ведения урока / Н. Ю. Скороходова. -СПб: Речь, 2002. -147 с.
  180. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя /В.А. Сластенин. -М., 1993. 176 с.
  181. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.-800 с.
  182. Современные проблемы профессиональной и деловой культуры: сб ст. участников Всерос. науч. метод, конф. / под ред. Л. В. Торопова. — Челябинск, 2001.-227 с.
  183. В.М. О природе человеческого общения / В. М. Соковнин. Фрунзе: Мектеп, 1974. — 487 с.
  184. Э.В. Культура и личность / Э. В. Соколов. Л.: Наука, 1972.-228 с.
  185. В.В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. -М: Просвещение, 1995. 192 с.
  186. Г. Н. Труд и профессиональная культура : опыт социологического исследования / Г. Н. Соколова — науч. ред. Е. М. Бабесова. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1980, — 144 с.
  187. Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов / Г. В. Сороковых // Педагогика. -2004. -№ 1. С. 62−68.
  188. М.И. Профессиональные способности педагога : Акмеоло-гия воспитания и обучения / М. И. Станкин. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 368 с.
  189. Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 — 576 с.
  190. И.В. Психология педагогического общения : метод, разработка для преподавателей и студентов / И. В. Страхов. Саратов: СГПИ, 1980. -96 с.
  191. В.А. Потребность человека в человеке / В.А. Сухо-млинский. М.: Советская Россия, 1978. — 93 с.
  192. Р.Г. Урок английского языка на английском : кн. для учителя / Р. Г. Ткаченко, Б. И. Роговская, М. С. Карлайл. М.: Просвещение, 1993. -176 с.
  193. О.Г. Культура профессионального речевого общения : учеб. пособие студентам вузов искусств и культуры / О. Г. Усанова. Челябинск: ЧГАКИ, 2004.-90 с.
  194. Учителю о педагогической технике / под ред. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  195. P.M. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя / P.M. Фатыхова. Уфа: Башгоспедуниверситет, 2000. -164 с.
  196. О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: учеб. пособие: для студентов, преподавателей, учителей / О. В. Филиппова. М.: Флинта: Наука, 2001.- 188 с.
  197. Н.А. Психофизиология самопознания / Н. А. Фомин. М.: Теория и практика физической культуры, 2001. — 387 с.
  198. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практ. пособие для педагогов и шк.психологов. В 4 ч. Ч. 3. / К. Фопель — пер. с нем. О.Ковалевская. М.: Генезис, 1998 — 152 с.
  199. Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Фор-мановская. М.: Высшая школа, 1989. — 159 с.
  200. Формирование субъект-субъектных отношений на основе трансакт-ного анализа: метод, пособие для преподавателей и студентов пед. вузов / сост. В. А. Михайлова. Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 74 с.
  201. И.Т. О человеке и гуманизме : работы разных лет / И. Т. Фролов. М.: Политиздат, 1989. — 559 с.
  202. И.Я. Технология формирования готовности будущих филологов-преподавателей к педагогическому общению : дис.. канд. пед. наук / И. Я. Хазанов — Курган.гос.ун-т. Челябинск, 2002. — 195 с.
  203. Ю.А. Общение как предмет теоретического и прикладного исследования / Ю. А. Ханин. JL, 1972. — 172 с.
  204. А.У. Лекционная аудитория : социально-психологический аспект / А. У. Хараш. М., 1972. — 41 с.
  205. Хок P.P. 40 исследований, которые потрясли психологию: секреты выдающихся экспериментов / P.P. Хок. 5-е междунар. изд. — СПб: Прайм-Еврознак — М.: ОЛМА-пресс, 2003. — 416 с.
  206. В. Личность и гуманизм : пер. с нем. / В. Холличер — под общ. ред. А. Г. Мысливченко. М.: Прогресс, 1981. — 74 с.
  207. Э.М. Учитесь говорить! (Комплекс упражнений и методические рекомендации по воспитанию дикции, дыхания, произношения и речевого голоса) / Э. М. Чарели. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. — 128 с.
  208. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / B.C. Черепанов. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  209. А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций / А. С. Чернышев. М., 1999. — 185 с.
  210. Л.А. Артикуляция и восприятие / Л. А. Чистович. М.- Л.: Наука, 1965−241 с.
  211. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка / В. Ф. Шаталов. М.: Педагогика, 1980. — 94с.
  212. Н.И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. М.: Владос, 1995. — Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. — 1995. — 544 с.
  213. Г. М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. М.: ПрофОбрИздат, 2002. — 128 с.
  214. Школа сотрудничества: Практ рук. для тех, кто хочет стать любимым учителем. М.: Первое сентября, 2000. — 262 с.
  215. И.Г. Стили общения / И. Г. Шкуратова // Прикладная психология. 2001. — № 6. — С. 9−29.
  216. Р. Искусство общения : пер. с нем. / Р. Шмидт. М.: СП „Интерэксперт“, 1992. — 79 с.
  217. Шотова О. Н Педагогическое общение: учеб. пособие для чтения и развития навыков устной речи / О. Н. Шотова, Н. И. Плотникова, М.Т. Тверити-нова, П. Л. Драхлис. М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. — 75 с.
  218. Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 1998 — 249 с.
  219. Эффективный учитель: Практ. психология для педагогов / А.Л. Кру-пенин, И. М. Крохина. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 477 с.
  220. .Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин.1. М.: Тривола, 1994. 168 с.
  221. Е.Г. Профессиональное сознание педагога : опыт постановки проблемы в современном образовании / Е. Г. Юдина // Психологическая наука и образование. 2001. — № 1. с. 89−100.
  222. В.А. Социологическое исследование : методология, программа, методы / В. А. Ядов. Самара: Самар. ун-т., 1995. — 331 с.
  223. И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  224. Н.М. Теория и практика педагогического творчества : учеб. пособие / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — 67 с.
  225. К. Всемирная история философии : введение / К. Ясперс — пер. с нем. К. В. Лошевского. СПб: Наука, 2000. — 272 с.
  226. И.М. Математическое моделирование теплофизических процессов : учеб. пособие / И. М. Ячиков, О. С. Логунова, И. В. Портнова. Магнитогорск, 2004. — 175 с.
  227. Arnold J. Towards more humanistic English teaching / J. Arnold // ELT Journal. 1998. — Vol № 3. — P. 235−242.• 223. Comfort J. Effective Meetings. Student's book / J. Comfort. Oxford: Univ. Press, 1997.-87 p.
  228. Culture in the communication age / ed. by J. Lull. London — New York: Routledge, 2001.-230 p.
  229. Hall B.J. Among culture. The challenge of communication / B.J. Hall. -London: Harcourt College, 2002. 374 p.
  230. Leistunsreserve Schoptertum. Forschungsergebnisse zur Kreativitat in Schule, Ausbildung und Wissenschaft. Herausgegeben von H. Neuner. Berlin :• Dietz Verlag, 1986. 191 s.
  231. Longman dictionary of English language and culture / dir. D. Summers.-2nd impr. Harlow: Longman, 1999. — 1568 p.
  232. Lumets H. Volk und Wissen Volkseig / H. Lumets, W. Naumann, B. Di-daktik. Berlin: Verlag, 1982. — 355 s.
  233. Pask G. Conversation theory / G. Pask. Amsterdam etc.- elsevier, 1976. -298 p.
  234. Ronald B. Adler, Neil Towne. Looking out / B. Ronald // Looking in. Interpersonal Communication. Ninth edition. — 1999. — 523 p.
  235. Stott T. First class: Teacher’s book / T. Stott, R. Holt. Oxford: University press, 1996. — 48 p. к»
Заполнить форму текущей работой