Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические основы деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменения, происшедшие в содержании и технологиях социального воспитания, осуществляемого образовательными и другими социальными учреждениями, предполагает реформирование как самой социальной сферы в плане ее полноты и качества предоставляемых услуг на муниципальном уровне, так и системы управления ею. Наиболее перспективный путь — разработка научно обоснованной межведомственной социальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне. j
    • 1. Развитие муниципального самоуправления как социально -педагогическая проблема
    • 2. Педагогические принципы и особенности социально-воспитательной работы с населением муниципальной общнрсти
    • 3. Тенденции развития межинституционального взаимодействия в социально-воспитательной работе с населением на муниципальном уровне
  • Глава XI. Содержание и организация социально-воспитательной межинституциональной деятельности (муниципальная модель)
    • 1. Совершенствование содержания социально-воспит татаньной работы с различными группами населения
    • 2. организационно-педагогические условия и средства повышения эффективности социально-воспитательной работы с населением на муниципальном уровне
    • 3. Педагогические требования it профессиональной компетентности специалистов социальной сферы муниципального уровня

Педагогические основы деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актум!jность исследования.

По миро того как углубляются процессы развития общества, перехода его из одного в другое качественное состояние, все большее число людей в нашей стране освобождается от предвзятых стереотипов мышления и социального поведения, накапливавшихся десятилетиями. В связи с этим меняется человек и его мировоззрение, интеллект, нравственность и другие свойства. Современный сверхдинамичный и противоречивый мир породил многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе, связанных с демократи-L-'Jii:'" !i I' гуманизацией общественных отношений, которые значительно повлияли на социальные роли и функции семьи — основного социального, института. демобилизируя ее жизненные позиции и снижая её воспитательный потенциал. Произошли изменения в политической, социальной и экономической сферах, отразившиеся на процессах социального воспитания, в первую очередь, в социальной микросреде личности.

Специалисты констатируют нарастающую отчужденность семьи от общества, по слабую экономическую защищенность, утрату влияния на образовательно-воспитательный процесс детей и подростков всех социальных институтов, сужение сферы обучения и воспитания, снижение количественного и качественного состава кадров всех социальных институтов и работников социальной сферы районного (муниципального) с. века, распыление или изъятие из сферы социального воспитания помещений, материальных ценностей, средств.

Органам" государственного управления в конце 80-х и начале 90-х годов принимаются конкретные меры, направленные на упорядочение системы работы всех социальных институтов с разными категориями населения, с семьями, детьми и подростками на межведомственной основе. В это время создается ВНИК (Временный научно-исследовательский коллектив) «Школа-микрорайон» для разработки концепции социального воспитания детей и подростков и комплексной программы научно-экспериментального исследования сложившейся системы общественного воспитания, воспитательно-профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних по месту жительства (на муниципальном уровне).

В современной ситуации на передний план вышли проблемы раскрытия целостной сущности человека как субъекта интегративных отношений и разносторонней сознательной деятельности в различных сферах, а также его социально-психологической и социально-педагогической поддержки. Это в первую очередь относится к семейному воспитанию, .где зарождаются и интенсивно протекают исключительно важные процессы становления нравственного и гражданского самосознания и самоопределения личности, её духовной культуры. Современная школа, другие образовательные учреждения и социальные институты развивают социально-педагогические Функции, востребованные социальным заказом.

Педагогическая наука исследует всю совокупность воздействий на личность, весь процесс социального формирования человека, весь комплекс факторов, которые его определяют. Сегодня в теории и методологии социальной педагогики важное место занимают разрабатываемые общие, инвариантные подходы к определению целей образования и воспитания, которые отражают синтез общественных образовательно-воспитательных потребностей личности на всех этапах её онтогенеза.

Философия образования и воспитания призвана трансформировать глобальные общечеловеческие ценности в ценности, достижимые в сфере образования и воспитания. Эта цель не может быть достигнута только педагогическим путем, в рамках одной лишь педагогической науки (особенно если речь идет о стратегии, о прогностическом аспекте). Здесь объективной необходимостью становится интегрированный подход, своеобразная «стыковка» результатов исследования в разных отраслях науки и практики, в сферах образования, культуры, морали, права, искусства.

Нижний уровень практики социального воспитания — муниципальный. Термины «муниципальный» и «местный» применяются в отношении органов местного самоуправления в открытом социуме, на предприятиях, в учреждениях и организациях, других объектах, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления.

Именно в районном (муниципальном) звене скрещиваются интересы различных социальных институтов, имеющих различное назначение и. соответственно содержание и технологии социально-воспитательной работы с населением. Здесь люди живут, учатся, работают, отдыхают, реализуют свои гражданские и политические права. Ведомства «делят» человека, который в принципе может иметь комплексные социальные проблемы. Для того чтобы грамотно, современно и эффективно решать социальные проблемы людей, недостаточно просто хорошо координировать воспитательную работу с различными социально-демографическими и профессиональными группами населения на муниципальном уровне. Важно уметь «подойти» к человеку, понять психологическую, нравственную, правовую подоплеку множества проблем, для чего необходимы психолого-тюдагогические знания, и, что еще важнее, социально-педагогическое мышление муниципальных специалистов социальной сферы.

В ходе исследования мы опирались на положения Конституции РФ, федеральных законов РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об образовании», «Об общественных объединениях» и др., программные документы Правительства, решения руководящих органов социальной сферы о направлениях развития муниципальных учреждений и организаций государственного, коммерческого и неправительственного секторов общества.

Теоретическими и методическими предпосылками исследования послужили взгляды и научные концепции о человеке как объекте и субъекте социального развития и саморазвития (Б.Г.Ананьев, В. А. Дранков, И. С. Кон, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.).

Настоящее исследование осуществлялось на основе изучения и анализа трудов ученых, внесших определенный вклад в разработку социальной педагогики как науки и области практической деятельностив научное обоснование влияния социальных институтов и окружающей среды на формирование личности (В.Г.Афанасьев, Л.П.Буе-ва, В. Г. Бочарова, П. П. Блонский, Б. З. Вульфов, С. И. Григорьев,.

B.И.Загвязинский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, В. Т. Лисовский, А.'С. Макаренко, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов, В. А. Сухомлинский,.

C.Т.Шацкий, Г. Н. Филонов, Т. Ф. Яркина и др.).

В своей исследовательской деятельности мы опирались также на проведенные ранее исследования, в которых рассматривались историко-философские (Н.Г.Алексеев, Л. В. Бадя, В. А. Журавлев, Т. М. Михайлов, А. П. Окладников, С. С. Фролов и др.), государственно-правовые (В. А. Болотов, Ю. В. Громыко, В. Г. Кинелев, Е. В. Ткаченко и др.), психолого-педагогические (Б. Г. Ананьев, К). К. Вабанский, С. А. Беличева, С. Л. Выготский, В. Н. Гуров, Р. Г. Гурова, В. В. Давыдов, В. М. Коротов, А. Н. Леонтьев, Б. Т. Лихачев, М. И. Рожков, В. А. Сластенин, Д.И.Фельдш-тейн, Н. Ф. Шпнкаренко и др.) — организационно-педагогические, управленческие (В. Н. Аверкин, А. 3. Андрейко, Н. И. Бутенко, Г. Г. Воробьева, О. С. Лебедев, Л. Е. Никитина, Т. А. Полунина, Л. Л. Рагозина, А. Б. Фомина, Е. М. Ямбург и др.) аспекты изучаемой нами проблемы.

Вместе с тем, теоретические и научно-методические основы социально-воспитательной деятельности институтов различного ведомственного подчинения на муниципальном уровне как целостной системы, а также инновационные формы межинституционального подхода в области управления этой деятельностью не нашли достаточного отражения в научных исследованиях.

По данным исследователей и педагогов-практиков, деятельность социальных институтов разного ведомственного подчинения на единых педагогически обоснованных принципах значительно повышает их социально-воспитательный потенциал, расширяет возможности социализации. социальной поддержки населения. При этом многие специалисты рассматривают в своих работах лишь отдельные проблемы социально-воспитательной деятельности институтов различного типа.

Недостаточно разработаны и исследованы педагогические основы деятельности органов местного самоуправления в теоретико-методическом и в организационно-практическом контекстах. Остается актуальной и требует более глубокого исследования проблема: каким образом и на какой основе в условиях межинституционального взаимодействия возможно повышение эффективности саморазвития личности, использование потенциала ее социального окружения и, прежде всего, еемейпососедского социума.

Все вышесказанное обусловило выбор темы нашего исследования: «Педагогические основы деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне» .

Объект исследования: институты социальной сферы муниципального уровня различной ведомственной подчиненности.

Предмет исследования: процесс социально-воспитательной деятельности на муниципальном уровне.

Цель исследования: разработка теоретических основ, содержания и технологий социально-воспитательной деятельности институтов различных ведомств на муниципальном уровне.

Задачи исследования:

1. Определить сущность социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне, принципы и пути ее совершенствования.

2. Спроектировать и экспериментально апробировать муниципальную межинституциональную модель социально-воспитательной деятельности.

3. Разработать практические рекомендации по педагогическому обеспечение межинституционального взаимодействия в социалыю-вос-питателыюй работе с населением на муниципальном уровне.

Методологической основой исследования явилась совокупность философских концепций, положений о социально-исторической обусловленности процессов воспитания и развития личности, активной роли среды в личностном развитии, усиливающейся по мере взросления личности, её вхождения в систему семейных, общественных, товарищеских и других отношенийположения системного подхода к изучению социальных явлений, общей теории социального управления, а также социально-педагогические идеи межинституционального подхода к деятельности учреждений различных ведомств.

Гипотеза исследования.. Совершенствование деятельности институтов социальной сферы на 'муниципальном уровне находится в непосредственной взаимосвязи с проблемой её педагогического обеспечения. Эта деятельность будет эффективной, если:

— опирается на единую педагогически обоснованную концепцию социально-воспитательной деятельности институтов разных ведомственных структур, предполагающую полноценную реализацию воспитательных возможностей каждого института в содержании и технологиях их деятельности, адекватных своему функциональному назначению и современным ценностям социального воспитания;

— осуществляется квалифицированными специалистами, прошедшими разные уровни подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом региональных особенностей социальных проблем муниципального уровня;

— учитывает специфику муниципальной общности людей (взрослых и детей) па основе диагностики их потребностей и возможностей;

— носит личностную направленность и осуществляется дифференцированно по отношению к каждой категории населения, с учетом возможностей их взаимодействия в формировании муниципального сообщества;

— способствует самопомощи, самореализации, социальному участию каждого жителя в решении проблем района.

Методы исследования.

В исследовании использовался комплекс научно-исследовательских методов и методик. Условно можно представить их следующую классификацию:

1. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование.

2. Общенаучные методы: анализ литературных источниковтеоретический анализ и синтез социально-педагогических исследованийнаблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.) — изучение и обобщение опытаэкспериментметод экспертных оценок.

3. Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и другие.

4. Социологические методы: анкетирование и интервьюсоциометриямониторинг (постоянное отслеживание социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу) — метод социальных биографий, метод комплексного социального (психосоциального) моделирования, метод «работа со случаем», метод «диалог» и др.

5. Психологические методы (применение бланковых и аппаратурных тестов (индивидуальных и групповых).

6. Методы математической статистики.

В решении поставленных задач основным методом исследования стала социально-педагогическая опытно-экспериментальная работа на базе цельного муниципального образования — Промышленного района г. Ставрополя.

Был использован комплекс методов исследования, предусматривающий сочетание опытно-экспериментальной работы с изучением теоретических источников (зарубежной и отечественной социологической. психологической и социально-педагогической литературы).

Значительное внимание уделялось изучению и обобщению практического опыта согласованной социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне.

• - Применялись методы наблюдения, анкетирования, беседы, анализ рабочих и других нормативных документов федерального, регионального, муниципального уровней, а также результатов деятельности детей, педагогов, работников социальной сферы, районной администрации в условиях изменения подержания их Функциональных обязан ¦ ностей.

Проводился ретроспективный анализ и обобщение собственного опыта социально-педагогической деятельности, деятельности различных институтов социальной сферы. Использовался метод моделирования, в результате которого в ходе опытно-экспериментальной работы была создана, теоретическая модель социально-воспитательной деятельности муниципальных служб, воплощенная на практике в виде межведомственной программы «Дети-семья-школа-микрорайои» .

Исследовательские задачи опытно-экспериментальной работы pelt шались на базе 19 общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, 23 дошкольных образовательных учреждений, 26 учреждений дополнительного образования детей, комнат школьников и других учреждений Промышленного района г. Ставрополя.

Исследование осуществлялось по тематике Института педагогики социальной работы Российской Академии образования, включенной в Комплексную программу Российской академии образования «Социальная педагогика» в течение 1993;1999 гг.

Эта п н и с г. л е д о ваи ия.

Исследование проводилось в течение семи лет и включало три этапа.

На первом этапе (1992;1994 гг.) изучались и анализировались отечественные и зарубежные источники, передовой и массовый неда гогический опыт г. Ставрополя, Ставропольского края, г. Москвы, Московской области и других регионов России по проблемам социально-воспитательной деятельности, решались кадровые вопросы, уточ нялось состояние проблемы, отрабатывались отдельные элементы воспитательной работы и формы организации местного самоуправления.

На втором этапе (1994;1996 гг.) разрабатывалась теоретическая модель социально-воспитательной работы институтов социальной v * сферы на муниципальном уровнереализовывалась экспериментальная программа «Дети-семья-школа-микрорайон». Отрабатывались инструктивно-методические документы, регулирующие совместную социально-воспитательную, организационную, финансовую деятельность различных учреждений, задействованных в эксперименте.

На третьем этапе (1996;1999 гг.) осуществлялись анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы и проведенного исследования, проводилась корректировка вариантов муниципальной модели, педагогического обеспечения деятельности межинс-титуциональпых социальных служб, учреждений района. Разрабатывались практические рекомендации по проблемам социально-воспитательной деятельности различных институтов социальной сферы района, уточнению их функций в новых условиях. Одновременно осуществлялось осмысление полученных результатов и оформление диссертации.

Научная новизна исследования л.

Определены комплекс подходов, сущность, содержание, факторы социально воспитательной деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне. Разработаны и обоснованы: теоретико-прогностическая модель межинституциального взаимодействия в социально-воспитательной работе на муниципальном уровнекомплекс критериев и. показателей эффективности деятельности специалиста социальной сферы на муниципальном уровне. Уточнены направления, пути и условия подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации специалистов социальной сферы муниципального уровня.

Теоретическая значимость исследования.

Определены теоретические основы социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне, g сущность, содержание и перспективы развития межинституционального взаимодействия. Конкретизированы пути, содержание и организационно-педагогические условия эффективности социально-воспитательной работы с населением на муниципальном уровне.

Практическая значимость исследования.

На основе результатов исследования построены социально-педагогические системы:

— межинституционального взаимодействия в воспитательной работе с населением на муниципальном уровне;

— поддержки муниципального самоуправления и развития молодежных и детских социальных инициатив;

— подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов социальной сферы для работы в муниципальном сообществе.

Разработанные в рамках исследования практические рекомендации направлены на совершенствование социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы различного ведомственного k подчинения.

Выявленные критерии эффективности межинституционального взаимодействия на муниципальном уровне позволяют оценить и корректировать данный процесс.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались путем сопоставления данных, полученных различными исследовательскими и практическими методами, адекватными целям, задачам, объекту и предмету научного исследованияразносторонним сравнительным анализом эмпирических данныхположительными изменениями в развитии ценностных отношений в семьях, повышением их активности в социально значимых видах деятельности, снижением количества правонарушений, остроты негативных явлений среди детей, подростков и других категорий населения.

Диссертант принял непосредственное участие в организации и проведении практической работы на всех этапах исследования, в ка честве учителя, заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе, директора школы, заведующего Промышленным районным отделом образования г. Ставрополя.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения исследования апробировались в выступленит ях соискателя перед педагогическими и социальными работниками района, городов края (гг. Ставрополь, Невинномысск), на 30 городских, краевых и федеральных научно-практических конференциях, научных сессиях (1992;1998 гг.).

Внедрение экспериментальной межведомственной программы «Де-ти-семья-школа-микрорайон» позволило социальным институтам района:

— внести существенные изменения в деятельность, направив усилия на социально-воспитательную работу с населением муниципального образования;

— разработать вариативные воспитательно-образовательные программы;

— внести изменения в штатные расписания, введя должности «социальный педагог», «социальный работник» ;

— откорректировать функциональные обязанности ряда должностей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогически обоснованное межиституциональное взаимодействие на муниципальном уровне, обусловленное экономическим, политическим, социокультурным развитием регионов России, способствует возрождению местного самоуправления в решении многоплановых социальных проблем различных групп населения.

2. Муниципальные структуры характеризуются наибольшей приближенностью к семье и конкретному человеку, эффективным и реальным формированием сообществ (общин, семейно-соседских общностей) при активном социальном участии самого населения.

3. Эффективное решение социально-воспитательных задач институтами социальной сферы возможно только при условии «открытости» каждого из них. «Открытость» предполагает, прежде всего, опору и ориентированность своей деятельности на проблемы конкретной личности, ее семьи.

4. Демократическое управление межинституциональным взаимодействием на муниципальном уровне предполагает согласованное решение административными и исполнительскими структурами правовых, финансовых, материально-технических, кадровых и других проблем.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В связи с новыми принципами организации муниципального (местного) самоуправления в Российской Федерации на районном и городском уровнях произошли реальные изменения в социальной сфере. Активизировалась деятельность по разработке современной социальной политики, стали востребованны и апробируются социально-педагогические средства и технологии для практической работы на нижнем (муниципальном) уровне межведомственного взаимодействия в социальной сфере.

Основная целевая направленность совершенствования деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне предполагает перенесение акцента на искорение причин негативных социальных явлений, различного рода отклонений в нравственном, духовном, физическом становлении личности и ее микросреды, формирование здоровых отношений в открытом социуме, и прежде всего, в сфере семьи, семейно-соседском окружении, среди детей и взрослых, с опорой на единые педагогические принципы социального воспитания в деятельности различных ведомственных структур.

Рассмотренные в комплексе проблемы социально-педагогической деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне позволили разработать модель, основной идеей которой является организация социального воспитания населения на базе общих принципов, единого содержания, социально-педагогических технологий.

Эффективность социально-воспитательного процесса зависит от систематически проводимой научной диагностики потребностей и возможностей муниципального сообщества, для чего в процессе исследования был разработан и использован специальный социально-педагогический инструментарий.

Изменения, происшедшие в содержании и технологиях социального воспитания, осуществляемого образовательными и другими социальными учреждениями, предполагает реформирование как самой социальной сферы в плане ее полноты и качества предоставляемых услуг на муниципальном уровне, так и системы управления ею. Наиболее перспективный путь — разработка научно обоснованной межведомственной социальной программы и скоординированная работа по ее реализации. Для этого создаются межвеждомственные управленческие структуры (кбмиссия, комитет, совет и т. п.), в которые входят ответственные представители разных ведомств. Ключевые позиции должно занимать ведомство образования, обеспечивающее «педагогический ингредиент» в социальной работе всех других ведомств. В нашем исследовании такая программа «Дети-семья-школа-микрорайон» была разработана и создан соответствующий орган межведомственного со-управления.

Социальный педагог является основным кадровым звеном в социально-педагогической деятельности муниципальных социальных служб. В диссертации представлен примерный круг обязанностей работников социальной сферы, который был апробирован в ходе опытно-экспериментальной работысформулированы педагогические требования к профессиональным кадрам муниципальных служб.

Эффективность социального воспитания на муниципальном уровне, как показало исследование, определяется качеством профессиональной, и прежде всего, социально-педагогической подготовки работников социальной сферы, а также умением вовлекать население в социально значимую деятельность в микрорайоне.

Проведенное исследование, подтвердив положения гипотезы, позволило сделать следующие выводы:

1. Важнейшей функцией общества является процесс воспитания, который складывается из целенаправленных влияний на поведение и деятельность личности всех социальных институтов, воздействия окружающей среды и участия самого человека как активного субъекта этого процесса.

2. Изменения, происшедшие в содержании и технологиях деятельности социальных институтов, связанных с необходимостью выполнения заказа общества по социальному воспитанию, защите, пси-холого-педагбгической поддержке, реабилитации и адаптации детей и их семей, предполагают повсеместное, незамедлительное научно-обоснованное реформирование социальной сферы на муниципальном уровне.

3. Воспитательная деятельность каждого социального института обусловлена не столько его внутренней перестройкой, сколько «открытостью» к реальным социальным процессам, активизацией и педагогическим насыщением всех элементов целостной системы муниципальной общности.

4. Позитивные результаты педагогического воздействия на личность можно предвидеть лишь в условиях согласованного, скоординированного влияния всех общественных институтов на ее формирование и развитие.

5. Ведущей идеей моделирования и программирования социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы на муниципальном уровне является идея построения ее на целостной концепции интеграции усилий всех членов муниципального образования.

6. Успешность социально-воспитательного процесса, социальной защиты всех категорий населения зависит от качества проведения систематической диагностики потребностей, возможностей данного муниципального сообщества, от ориентации институтов социальной сферы на работу с семьей на профессиональной педагогической основе.

7. Основным связующим звеном в социально-воспитательной деятельности муниципальных социальных институтов является социальный педагог с научно обоснованными функциональными обязанностями своей деятельности.

Материалы исследования могут быть использованы муниципальными службами районного, городского масштаба при разработке социальной политики по отношению к детям, семье.

Программа опытно-экспериментального исследования в полной мере реализована. Однако были трудности объективного и субъективного характера: в организационной, кадровой и материально-технической сферах.

Проведенное исследование не претендует на полное и всестороннее освещение проблемы. Исследование выявило ряд вопросов, требующих дальнейшего теоретического, практического осмысления: необходима детальная разработка специфики деятельности работников социальной сферы (по типам и видам учреждений) на муниципальном уровне, диагностических методик для специалистовнуждается в научном обосновании стратегия и тактика организация деятельности социально-педагогических служб муниципального сообществанаучное обоснование кадровой политики в социальной сфере и др.

В своем исследовании мы стремились раскрыть основные аспек ты, показать сложность и многогранность педагогической деятель ности социальных институтов в условиях реорганизации местного са моуправления в Российской Федерации и коренных изменений социаль ной жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и личность. М.: Наука, 1991. — 336 с.
  2. Ю. П. Семейная педагогика. М.: Просвещение, 1990.- 688 с.
  3. Актуальные проблемы социального воспитания. М.: Запорожье УНИЦ АПН СССР. 1989. — 165 с.
  4. Амонашвили 111. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. М.: Педагогика, 1991. — 279 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ПТЬ. 1968. — 338 с.
  6. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. — 324 с.
  7. А.И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. №.: Педагогика, 1990. — 165 с.
  8. Анисимов 0.С. Методическая культура педагогической деятельности -и мышления. М.: Экономика, 1991. — 416 с.
  9. Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Пе-' дагогика, 1985. — 479 с.
  10. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. /Вступ.ст.П. А. Лебедева. М.: Педагогика, 1987. — 558 с.
  11. И. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. /Вступ.ст. и сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 603 с.
  12. Антология социальной работы / Сост. М. В. Фирсов. В 5 т.- М.: Сварогъ НПФ СПТ. 1994.
  13. А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во1. МГУ. 1990. 300 с.
  14. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика. 1989. 560 с.
  15. Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. М.: Изд-во АСОПиР. 1995. — 100 с.
  16. С.А., Фокин Ю. М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М.: Педагогика. 1991. — 199 с.
  17. С. А. Школа-микрорайон предмет психолого-педагогического исследования. — М.: Педагогика. 1991. — 121 с.
  18. А.С. Ситуация успеха. Как её создать. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  19. Е. К. Руководство современной школой. М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
  20. Э. Трансакционный анализ и психотерапия. С.-Петербург: Братство, 1992. — 224 с.- 21. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Инс-та профобразования Минобразования России. 1995. — 336 с.
  21. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. М.: Педагогика, 1988. — 254 с.
  22. Библиографический указатель по социальной работе / Сост. Л. Г. Гуслякова. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. унив-та, 1994. -56 с.
  23. Л. Организация педагогического процесса в учебном заведении / Социальная работа. Вып.1. — М., 1992. -С.32−37.
  24. . П. Краткий словарь терминов по социальной работе (США) / Социальная педагогики и социальная работа за рубежом. Вып. 1. — М., 1991.
  25. Н. И. Методика работы классного руководителя. М.: Просвещение, 1984. 134 с.
  26. В. Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук:1300.01. М., 1991. — 18 с.
  27. В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. М.: Педагогика, 1991. — 150 с.
  28. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SvR-Аргус, 1994. — 208 с.
  29. Дж. Психология познания / Пер. с англ. К.И.Бабицкого- предисл. и общ. ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. -412 с.
  30. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968. — 180 с.
  31. Л.П. Личность и среда. М.: Просвещение, 1972.64 с.
  32. Н.И. Новая парадигма управления образованием в условиях регионализации //Дошкольное образование: проблемы, поиск, опыт. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1995. — 11 с.
  33. Н.И. Структура регионального образовательного комплекса Ставропольского края. М.: Изд-во «Ваш выбор», 1997. -12 с.
  34. Н.И. Региональная модель управления социально-воспитательной деятельностью учреждений образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 27 с.
  35. А. Новые мотивы социальной политики будущего / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежныйопыт. Т.1. — М.-Тула: Изд-во АСОПиР, 1993. — С.171 — 182.
  36. Введение в диагностику воспитания. / Н. К. Голубева, Б. П. Битинис, Л. И. Катаева. М.: Педагогика, 1989. — 234 с.
  37. Р. Социальный педагог и школа / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1 -М.- Тула: Изд-во АСОПиР, 1993. — с. 389−394.
  38. Вкутришкольное управление. Вопросы теории и практики /
  39. Под ред. Т. М. Шамовой. М.: Педагогика, 1991. — 192 с.
  40. П.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 245 с.
  41. Вопросы воспитания: системный подход / Под ред. П. И. Новиковой. М.: Прогресс. 1981. — 136 с.
  42. В. В. Педагогические основы внутришкольного управления как фактор профессионального самоопределения учащихся: Автореф. диг.с.. канд. пед. наук. М., 1996. — 21 с.
  43. Воспитание увлечением: Формирование и деятельность клубных объединений. М.: Профиздат, 1987. — 144 с.
  44. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски /Сост. Н. Л. Селиванова. М.: Знание, 1989. — 77 с.
  45. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. М.: Знание, 1981. — 94 с.
  46. .З. Социальная педагогика и процесс формирования личности / Теория и практика социальной работы: отечественныйи зарубежный опыт. Т.1. — М.-Тула: Изд-во АСОПиР, 1993. С.59−72.
  47. .Л. Последипломное образование в развитыхстранах // Педагогика. 1993. — N3. -С. 86−92.
  48. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  49. Газман 0.С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Методические рекомендации. М.: Просвещение, 1992. 245 с.
  50. . Психотерапия супружеско-семейных отношений.-М.: Изд-во Рос. госуд. социальный института. 1992. 85 с.
  51. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  52. С.С. Самооценка качеств личности школьника для выбора сферы трудовой деятельности. М.: Изд-во РАО, 1992. — 54 с.
  53. В.Н. К вопросу о разработке модели социальных действий с семьей / Соц. работа в крае: опыт, проблемы и перспективы: Сб. научно-практ.матер. 4.1. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1995. — 75 с.
  54. В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей: Монография. Ставрополь: Изд-во СГУ. 1998. — 225 с.
  55. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. — 170 с.
  56. М.П. Сельская социальная среда как педагогический фактор: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1994.-25 с
  57. М.П. Социальная педагогика и социальная работа на селе. • М.: Педагогика, 1993. 63 с.
  58. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  59. М.А. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. м.Н.Скаткина. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  60. м., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ.яз. под ред.Б. Ю. Шапиро. М.: АО «Аспект Пресс», 1995. — 237 с.
  61. И. В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 1991. — 230 с.
  62. Д. Введение в философию воспитания / Пер. с англ. с предисл. С.Шацкого. М.: ЦК Всерос. Союза раб-в просвещения, 1921. — 63 с.
  63. В.А. и др. Экономика народного образования: Учебник., для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Знание, 1986:' - 335 с.
  64. Ю.М., Л.А.Петровская, П. В. Ростянников. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 104 с.
  65. В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 168 с.
  66. В.И. Дидактика высшей школы: текст лекций. Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1990. — 98 с.
  67. В.И. Методология и методика дидактических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  68. И.Н. Социальная педагогика в школе. М.: Изд-во РИПКРО, 1996. 70 с.
  69. Закон Российской Федерации «Об образовании" — Федеральный Закон «О внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Изд-во Государственной Думы РФ, 1995. — 85 с.
  70. Г. М. Психологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука, 1966. — 114 с.
  71. В. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1988. — 76 с.
  72. Зденек Матейчек. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992.- 150 с.
  73. И.А. Подготовка социального работника как многоуровневый процесс / Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. Социальная работа. — Вып.6. — М., 1992.
  74. Л.М. Психология воспитания: Метод, пособие.- М.: Высш. шк., 1991. 93 с.
  75. В. Социальная служба помощи детям и молодежи, пути развития // Воспитание школьника. № 4. — 1993.
  76. В.Л. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. М.: Просвещение, 1991. — 126 с.
  77. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З. И. Васильевой и др. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
  78. Т. А. Экономические проблемы подготовки и использования учительских кадров: Автореф. дисс.. канд. эконом, на ук. М. 1968. — 24 с.
  79. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. л., 1985. -36 с.
  80. В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основы целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика. 1993. — 80 с.
  81. С.Э. Проблемы семейного воспитания. М.: Советская Россия. 1983. — 207 с.
  82. Н.А. Социальная работа в микрорайоне с подростками. склонными к правонарушениям. Киров: Изд-во Вятское слово. 1997. — 289 с.
  83. Н.А. Социальная работа в микрорайоне как средство профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М. 1996. — 26 с.
  84. В.Н. и др. Диагностика профессиональных способностей. Система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. М.: Изд-во ДСП РАО, 1994. — 127 с.
  85. А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1982. -244 с.
  86. А. В. Ориентация школьников на социально значимые ценности (Теория и диагностика): Учеб. пособие к спецкурсу. -Л.: изд-во РПГУ, 1991. 84 с.
  87. Н.Ю. Социально-педагогические условия профессионального становления социального работника: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 25 с.
  88. М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. Оренбург: Изд-во Оренбургского гос. ун-та, 1992. — 62 с.
  89. С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. 208 с.
  90. А.Г. Психология личности. 2-е изд. — М.: Просвещение. 1982 — 185 с.
  91. И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. М.: Просвещение. 1987. — 159 с.
  92. Я.А. Великая дидактика: Избр. пед.соч. в 2-х тт. М.: Просвещение. 1982. — Т. 2. — 285 с.
  93. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение. 1980. — 192 с.
  94. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат. 1967. -266 с.
  95. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М.: Педагогика, 1988. -198 с.• 98. Конвенция о правах ребенка // Советская педагогика. -1991. С.10−23.
  96. Концепция и программа стандартизации в сфере образования / Под редакцией М. Ф. Королева. Заключительный отчет по НИР УН- 04−12 / 90. М.: Изд-во Минобразование РСФСР. 1991. — 79 с.
  97. Концепция воспитания учащейся молодежи / А. А. Бодалев. Л. И. Новикова и др.// Педагогика. 1992. — N 3.
  98. В. М. Самоуправление школьников. Изд. 3-е. -М.: Просвещение, 1981. — 208 с.
  99. Г. С. Балл Г. А. Категория задачи и ее значение для психолого-педагогических исследований // Вопросы психологии.- 1977. N 3.
  100. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  101. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  102. В.В., Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности: Дидактика средней школы. М.: Педагогика, 1982. -200 с.
  103. Е.П. Школа-двор-квартира. М.: Знание, 1964. — 63 с.
  104. В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. — 97 с.
  105. Н.К. Педагогические сочинения. Т.2. — М.: Педагогика. 1978. — 265 с.
  106. Г. О., Донжл С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1, 2. — М.: Наука, 1981.
  107. Л., ШейнДж.С. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. М.: Народное образование, 1994 — 160 с.
  108. В.А. Внеурочная деятельность школьников. Пособие для классных руководителей. М.: Просвещение, 1963. — 224 с.
  109. А.А. Реализация преемственности в обучении: Методические рекомендации. Таллинн: Изд-во АПН СССР, 1988. -39 с.
  110. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей общеобразовательных учреждений. М.: Новая школа, 1993. — 206 с.
  111. М.В., Мингалев B.C. Современные системы докумен-тационного обеспечения управления. М.: Дело, 1982. — 198 с.
  112. И.И. Управление обучением: актуальные проблемы. М.: Просвещение, 1992. — 60 с.•116. Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1991. — 359 с.
  113. А.Н. Деятельность, сознание, личность. м.: Политиздат, 1975. — 302 с.
  114. А.Н. Проблемы развития психологии. М.: Изд-во РСФСР, 1959. — 573 С.
  115. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика. 1991. — 176 с.
  116. Лившиц Я.3. Документационное обеспечение управления. -М.: Высшая школа. 1975. 89 с.
  117. В.Т. Самодеятельные любительские объединения молодежи: Методическое пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 729 с.
  118. Г. Н. О чем спорят старшеклассники. М.: Педагогика, 1990. — 180 с.
  119. .Т. Общие проблемы воспитания школьника. М.: Просвещение. 1979. — 167 с.
  120. .Т. Философия воспитания. М.: Педагогика, 1996. — 305 с.
  121. Д. Избранные философские произведения. Т.1. М., 197S. — 280 с.
  122. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.. Наука, 1984.- 446 с.
  123. А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. — 640 с.
  124. А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986. — 208 с.
  125. К. И. Полетаев М.В. Организация клубной работы сдетьми. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Работник просвещения, 1930. — 284 с.
  126. А. С. Методика организации воспитательного процесса. Соч., Т. 5 — М.: Просвещение, 1980. — 326 с.
  127. Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Автореф. дисс. д-ра пед. паук. М., 1996 — 28 с.
  128. Н.Ф. О системе социального воспитания личности ребенка и подготовке социального педагога для сельской малокомплектной школй / Актуальные проблемы состояния и перспективы социальной работы в России. Социальная работа. — Вып.6. — М., 1992.
  129. А. Самоактуализация. // Психология личности: Тесты. М., 1982.
  130. В.Л., Сластенин В. А. Новой школе нового учителя. // Педобразование. — 1989. — N 1. — С. 8−14.
  131. Ф.С. Подросток и свободное время. Л.: Лениздат, 1982. — 152 с.
  132. М.С. Социология семьи: проблемы. теории, методологии и методики. М.: Наука. 1989. — 112 с.
  133. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 36 с.
  134. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание. 1991. — 80 с.
  135. А.В. Социальная педагогика. М.: Изд-во МГПИ, 1990. — 74 с.
  136. С. Д. Теория и практика становления и развития национально-региональной системы образования республики Бурятия: Автореф. дисс.. доктора пед. наук. М., 1998 — 29 с.
  137. И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М.: Просвещение, 1990. — 116 с.
  138. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1988. -186 с.
  139. В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. М-: Изд-во Московский психолого-социального института «Флинта», 1998. — 72 с.
  140. Л. Е. Организационно-педагогические основы деятельности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы в микрорайоне школы: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М. 1984. 19 с.
  141. Л.Е., Тетерский С. В. Общественные объединения детских и молодежных социальных инициатив: Сборник документов и материалов.- М.: ЦСП РАО, 1997. 86 с.
  142. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та. 1979. 151 с.
  143. Об общественных объединениях. Федеральный закон от 7 июля 1995 г. / Собрание законодательства РФ, 1995. Ш 21.
  144. О благотворительной деятельности и благотворительныхорганизациях. Федеральный закон от 7 июля 1995 г. /Собрание законодательства РФ, 1995. № 33.
  145. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. /Собрание законодательства РФ, 1995. № 27.
  146. О некоммерческих организациях. Федеральный закон от 12 января 1996 г. / Собрание законодательства РФ, 1996. № 3.
  147. О практике социально-педагогической работы России и перспективах ее развития: Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации М.: Изд-во Минобразования России, 1993. — 8 с.
  148. О социально-педагогической работе с детьми: Методическое письмо. М.: Изд-во Минобразования России, 1995. — 12 с.
  149. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. -М.: Высш. шк.', 1990. 382 с.
  150. Л.Я. Подготовка и переподготовка кадров для социальной работы в области образования / Актуальные проблемы состояния и перспективы социальной работы в России. Социальная работа. — Вып.6. — М., 1992.
  151. Основы социальной работы: Учебник / Отв.ред. П.Д.Павле-HOK. М. :¦ ИНФРА-М, 1997. — 368 с.
  152. С. Марр, С. Кеннеди. Воспитание детей в нетипичных семьях. В кн.: Помощь родителям в воспитании детей / Перев. с англ. — М.: Прогресс, 1992. — С. 146−147.
  153. A.M. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации / Социальная работа. Вып.1. — М., 1992. — С.91 — 102.
  154. Педагогика /С.П.Баранов, Л. Р. Болотина, Т. В. Воликова,
  155. В.А.Сластенин. М.: Просвещение, 1991. — 369 с.
  156. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М.: Политиздат, 1982. 253 с.
  157. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  158. К.К. Система психологии и теория отражения. -М.: Наука. 1982. 309 с.
  159. Подросток: проблемы социальной адаптации: Документы и материалы / Сост. и ред. Криворученко В. К. М.: Изд-во Инст-та молодежи. 1995. — 203 с.
  160. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 142 с.
  161. В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: МИРОС, 1995. — 80 с.
  162. Т. А. Национально-региональные аспекты управления системой школьного образования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Тюмень. 1996. — 19 с.
  163. М.М. Управление современной школой М.: Новая школа. 1992. — 482 с.
  164. Л.М. Особенности построения региональной системы социальной защиты семьи (опыт социологического анализа проблемы в Алтайском крае): Автореф.дисс.. канд. социолог, наук. -Барнаул, 1996 16 с.
  165. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  166. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация: Библиотечка социального работника. -М.: Изд-во Инст. молодежи, 1993. С.3−13.
  167. Профессионально-этические нормы социальной работы / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 31 с.
  168. Психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского. М. Т. Ярошевского. 2-е изд., испр. и дополненное. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  169. Л. Д. Диагностика структур региональных органов управления образованием: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М. 1996 14 с.
  170. Р. Социальная работа: наука профессия. К развитию концепции/ Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. — Социальная работа. — Вып. 6. — М., 1991.
  171. Ю.Е. Конфликтологическая составляющая социального образования // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Барнаул, 1995. — Вып. 4. — С. 129−134.
  172. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы/ Пер. с франц. М.: Прогресс, 1988. — 255 с.
  173. М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник, 1994.• 180. Российская педагогическая энциклопедия — М.: Сов. энциклопедия, 1993. — 496 с.
  174. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во Академ-наука СССР, 1957. — 328 с.
  175. Л.И. Воспитание и самовоспитание подростков: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1963. — 17 с.
  176. М.С. Педагогические основы взаимодействия школыои семьи в профессиональной ориентации учащихся: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1993. — 27 с.
  177. Сборник задач и упражнений по социальной работе / Л. Г. Гуслякова, В. А. Кувшинникова, Л. К. Синцова. М.: Наука, 1994.- 111 с.
  178. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. -М.: Педагогика. 1986. 112 с.
  179. М.Н. Методология и методики педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 100 с.
  180. Социальная защита человека: региональные модели./ Под ред.В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. М.: Изд-во АСОПиР РФ. 1995.- 185 с.
  181. Социальная педагогика: вопросы теории и практики: Методические материалы / А. И. Арнольдов. В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов и др.- М.: Изд-во Центра социальной педагогики РАО и АСОПиР РФ, 1994.» 109 с.
  182. Социальная педагогика в действии (Из опыта работы СШ № 26 г. Ставрополя): Методическое пособие для учителей / В. Н. Гуров, Л. Я. Селюкова, Н. Ф. Шинкаренко. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1994. -143 с.
  183. Социальная педагогика и социальная работа. Основные понятия и сущность / Гуров В. Н. Шинкаренко Н.Ф., Бутенко Н. И. Ставрополь: Изд-во СГУ. 1998. 85 с.
  184. Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1989. — 148 с.
  185. Социальная психология. Краткий очерк /Под ред.Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина М.: Политиздат. 1975. — 320 с.
  186. Социальная работа в современной городской школе: Учебное пособие / Гуров В. Н. Шинкаренко Н.Ф., Селюкова Л. Я. и др. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. 120 с.
  187. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. М.: Юристъ, 1997. — 168 с.
  188. Е. Социальная диагностика. Методы и способы ее осуществления. М.: Педагогика. 1993. — 220 с.
  189. Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Казань: КГУ, 1991. — 86 с.
  190. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников образования. М.: Изд-во Минобразования России. 1995.- 47 с.
  191. Теория и методология социальной работы / Григорьев С. И., Гусдякова Л. Г., Ельчанинов В. А. и др. М.: Наука, 1994. -185-с.• 199. Теория и методика социальной работы: в 2-х ч. / Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: МГСУ, 1994.
  192. Теория и методика социальной работы: краткий курс. / Под ред. Жукова В. И. М.: Изд-во «Союз», 1994. — 192 с.
  193. Теория и методика социальной работы: Вып.1−2 / Под ред. П. Д. Павленка. М.: ГАСБУ, 1993, 1995.
  194. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. В 2-х тт. /Под ред. Яркиной Т. Ф., Бочаровой В.Г.- М.-Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации. 1993. 850 с.
  195. Теории социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике: Книга для социального работника и социального педагога / Под ред. С. И. Григорьева. М.: Изд-во АСОПиР.1994. 135 с.
  196. С. В. Начальное профессиональное образование социальных педагогов в общеобразовательном учреждении: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996 — 20 с.
  197. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под ред. В. С. Лазарева М.: ЦСиЭИ, 1997. — 336 с.
  198. К. Д. Человек как предмет воспитания: Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика. 1968. — С. 152 -382.
  199. Федеральная комплексная программа научно-педагогических исследований «Развитие образования в России». М.: Изд-во Минобразования РСФСР, 1991. — 29 с.
  200. Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. М.: Изд-во ДСП РАО, 1995. — 23 с.
  201. Г. Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики. М.: Изд-во АСОПиР, 1998. — 50 с.
  202. Философская энциклопедия: В 5-ти т. /Гл. ред. Ф. В. Константинов. — М.: Советская энциклопедия. — Т.1. — 496 с.
  203. М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). М.: Изд-во «Институт практической психологии. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 192 с.
  204. А.Б. Учреждение дополнительного образования: Инновационная социально-педагогическая модель: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во ЦСП РАО, 1996. — 250.
  205. Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика: Метод, рекомендации для учителей и практ. психологов. -М.: Изд-во МОиПК, 1995. 45 с.
  206. А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат.1990. 220 с.
  207. С.Н. Педагогические основы управления профессиональной ориентацией школьников: Дисс.. д-ра. пед. наук в fr форме науч. докл.: 13.00.01. М., 1987. — 40 с.
  208. В. Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовку специалистов. Издательская фирма «Логос», 1993. — 181 с.
  209. .Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, организация / Социальная работа. Вып.5. — М., 1992. — С.89 — 101. it 218. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. — М.: Просвещение, 1965. Т.1−4.
  210. Н.Ф. Социально-педагогическая деятельность школы в открытой среде: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996 — 25 с.-
  211. Н.Ф., ¦ Ярцева Т.В. Социализация личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ставрополь. дошкольное образование: проблемы, поиск, опыт. 1995.
  212. Ставрополь, 1995. 13−20 с.
  213. A.M. Статистические показатели в структуре социального паспорта предприятия / В кн. Актуальные проблемы социального управления в регионе. Владивосток, 1992. — С.87 — 93.
  214. А.В. Педагогические условия взаимодействия субъектов социальной работы в зарубежном опыте. Автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.06. М., 1999 — 24 с.
  215. Xv-дик В. А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте. -Киев: Освита. 1992. 32 с.
  216. Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И. Фельдштей-на. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 219 с.
  217. Энциклопедия социальной работы / Пер. с англ. М.: Изд-во ЦСП РАО, 1993. — 446 с.
  218. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское книжное изд-во, 1991. — 191 с.
  219. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы, 2-е изд. М.: Наука, 1987. — 248 с.
  220. Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи // Педагогика, 1996. № 2. — С. 40−47.
  221. Т.Ф. Интерпретация тезауруса в области социальной педагогики и социальной работы (ФРГ) / Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып.1. — М., 1991.
  222. Combs A. Humanism Education and the Future. Educational Leadership. — 1978. — Vol.35, — N 4. — P.298 — 305.
  223. Combs A. Humanism Education Too Tender for a Nough Word? Phi Delta. Kappan. — 1981. — Vol.62, — N 6. — P.488.
  224. Curriculum and Evaluation Standards for School, USA, Washington, 1989.
  225. K., Dane F. Wrightsman L. (eds). Social Psychology in the '90s. Brooks Publishinng Company, California. 1993.
  226. General Certificate of Secondary Education, Criteria for Mathematics, Criteria for English, Applicable to examinations in and from 1994, Great Britain, London, 1990.
  227. Maslow A. Some Educational Implications of the Humastie Psycholigy // Harward Educational Review. 1968. — Vol.38. — N 4. — P. 670 — 690.
  228. Maslow A. Motiration and Personality. N. Y. 1970.
  229. Mitchell P.D. Educational Technology // The Educational Media Communications and Technology / Ed. P. Umvin, R.Mc. Alee-se. — L., 1978. — P. 314.
  230. National at Rich. The Imperativt for Educational Reform. Wash., 1983.
  231. Professional Standards for Teaching, United States of America, Washington, 1991.
  232. Rogers C. Freedom to Learn for the 80's Columbus, ets., 1983. — 312 p.
  233. Stephan C.W., StephanW.G. Two Social Psychologies. Wardsworth Company, Belmont, California, 1990.
  234. School and Qulity international Report. P.6, 1984.
  235. Witkin N.a. Psychological Pifferentftion. N.Y., 1974.
Заполнить форму текущей работой