Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Компоненты и факторы качества образования и их влияние на результаты ЕГЭ на уровне района мегаполиса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существенное влияние на качество образования оказывают педагогические кадры. Это влияние определяется целым рядом факторов: уровнем образования, стажем педагогической деятельности, степенью мотивации, загруженностью учителя. Загруженность оказывает влияние на качество профессиональной деятельности, возможность обеспечения индивидуального подхода к учащемуся, самостоятельного повышения… Читать ещё >

Компоненты и факторы качества образования и их влияние на результаты ЕГЭ на уровне района мегаполиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оценка качества образования требует рассмотрения совокупности его компонентов и факторов, определения основных критериев и показателей качества образования.

Большой энциклопедический словарь определяет фактор (от лат. factor — делающий, производящий) как причину, движущую силу какого-либо процесса, явления, определяющую его характер или отдельные черты. Мы предлагаем рассматривать фактор качества образования как ресурс образовательной деятельности, оказывающий влияние на результат.

Компонент — (от лат. componens — составляющий) составная часть, элемент чего-либо. Для нас, в данном случае, это означает, что компонентами логично назвать предметные, метапредметные, личностные результаты обучающихся, удовлетворённость потребителей качеством образовательных услуг.

Основным индикатором качества результатов образования сегодня является единый государственный экзамен (ЕГЭ). В качестве показателя чаще всего используется средний балл по предметам: русский язык и математика, поскольку они являются обязательными и сдаются всеми выпускниками.

Введение

основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников 9-х классов, обязательного по тем же предметам, позволит использовать аналогичные показатели в системе оценки качества на уровне основного общего образования.

Индикатором качества результата может служить олимпиадное движение. Поскольку количество предлагаемых олимпиад возрастает в геометрической прогрессии, чтобы результаты были сопоставимы, рационально использовать итоги Всероссийской олимпиады школьников. Показателем качества может служить: число победителей соответствующего этапа олимпиады.

Развитие систем оценки качества образования предполагает появление новых процедур оценивания: мониторинг образовательных достижений обучающихся на разных уровнях образования; мониторинг готовности обучающихся основной школы к выбору дальнейшей профессиональной и образовательной траектории; мониторинг социализации 16-летних обучающихся [1]. Вместе с ними расширится и спектр показателей качества результатов образования.

Управление качеством требует определения его компонентов, в совокупности определяющих результат, а объективность оценки предполагает необходимость учета факторов — ограничителей качества. Непосредственное влияние на результат оказывают условия образовательного процесса.

Афанасьева М.П., Кейман И. С., Севрук А. И. к условиям образовательного процесса относят тип и вид образовательного учреждения, профессиональный уровень педагогических кадров, особенности контингента учащихся, учебно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса [20]. При этом факторами — ограничителями на уровне района являются: нормативно-правовое и финансовое обеспечение образовательного процесса, а также особенности контингента обучающихся. Отбор критериев и показателей качества образования, предложенный в работе, опирается на исследования Аграновича М. Л., Александрова Д. А., Вальдмана И. А., Константиновского Д. Л., Косарецкого С. Г., Пинской М. А., Фрумина И. Д. [26].

Тип и вид образовательного учреждения определяют специфику реализуемых образовательных программ, оказывают влияние на организацию образовательного процесса, контингент обучающихся и, в итоге, на достигаемые результаты образования. Как правило, социально незащищенные слои населения выбирают школы «подешевле», реализующие общеобразовательные программы базового уровня [26]. При анализе качества образования сравнение и сопоставление результатов возможно только в группе учреждений, реализующих схожие образовательные программы.

Институциональными предпосылками развития российской системы образования являются:

  • — Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы;
  • — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ;
  • — Государственная программа Российской Федерации" Развитие образования" на 2013;2020 годы;
  • — Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);
  • — Федеральный закон N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
  • — Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  • — Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
  • — Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»;
  • — Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12 ноября 2012 г. N 1200 «Об Основных направлениях деятельности Правительства Санкт-Петербурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (с изменениями и дополнениями).

Формальные институты регулируют деятельность образовательных учреждений, но не оцениваются в системе общего образования. Их оценка может осуществляться на международном уровне при сравнении качества образования в разных странах.

Особенности контингента обучающихся включают социально-экономические характеристики, этнический состав, показатели здоровья школьников. Согласно исследованию, проведённому Национальным исследовательским университетом Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ) в 2012 году, низкие учебные результаты показывают школы, в которых обучаются:

  • — дети из малообеспеченных и неполных семей;
  • — дети, для которых русский язык является неродным;
  • — дети со специальными потребностями [26].

Существенное влияние на качество образования оказывают педагогические кадры. Это влияние определяется целым рядом факторов: уровнем образования, стажем педагогической деятельности, степенью мотивации, загруженностью учителя. Загруженность оказывает влияние на качество профессиональной деятельности, возможность обеспечения индивидуального подхода к учащемуся, самостоятельного повышения квалификации. Исследования НИУ ВШЭ доказывают, что устойчиво успешные школы по показателям ЕГЭ характеризуются более качественным кадровым составом. Здесь больше учителей высшей категории и меньше молодых специалистов. В то же время в школах, испытывающих проблемы с ЕГЭ, ниже процент учителей с высшим образованием и высшей категорией [26]. Влияние квалификации педагогических кадров на показатели ЕГЭ в общеобразовательных учреждениях Красносельского района Санкт-Петербурга не вполне очевидно (Таблица 1). Так в школах №№ 247, 380, 383, 394, 549 доля педагогов с высшей квалификацией выше, чем в остальных учреждениях, однако показатели ЕГЭ и по математике и по русскому языку находятся на уровне средних по району (43,71 и 62,9 соответственно) или даже несколько ниже. Высокие результаты ЕГЭ демонстрирует школа № 568, где доля педагогов с высшей категорией составляет 32%.

В качестве показателей, характеризующих различные аспекты педагогических кадров, можно использовать следующие:

  • — доля педагогов с высшим профессиональным образованием от общего количества педагогов;
  • — доля учителей с высшей квалификационной категорией;
  • — доля молодых специалистов от общего числа педагогов;
  • — количество учащихся, приходящихся на одного учителя.

Для оценки учебно-методического обеспечения можно использовать показатели:

  • — «количество единиц литературы в школьной библиотеке» (оказался значимым при оценке качества школ по результатам ЕГЭ) [26];
  • — доля учащихся, обеспеченных учебниками из школьного фонда.

Материально-техническое обеспечение связано с наличием оборудованных кабинетов: физики, химии, биологии, спортивных и актовых залов, оснащением образовательного процесса лабораторным оборудованием, робототехникой, средствами информатизации, обеспечением доступа к сети Интернет. Сравнение общеобразовательных школ Красносельского района Санкт-Петербурга по наличию единиц компьютерной техники и показателям ЕГЭ показывает, что прямой зависимости здесь нет (Таблица 1). Максимальное число единиц компьютерной техники в образовательных учреждениях №№ 247, 252, 291, 394. Ни одна из перечисленных школ не демонстрирует высоких результатов ЕГЭ. Самые высокие показатели ЕГЭ по математике и русскому языку в школах, где обеспеченность техникой ниже среднего по району (ОУ № 382) и средняя (ОУ № 568). Незначительность влияния показателей материально-технического оснащения на качество результатов подтверждается исследованиями НИУ ВШЭ. Мы предлагаем не рассматривать их среди значимых компонентов качества образования на современном этапе.

Таблица 1. Влияние квалификации педагогических кадров и количества компьютерной техники на показатели ЕГЭ в школах Красносельского района Санкт-Петербурга.

Наименование учреждения.

Квалификация педагогических кадров.

Наличие компьютерной техники.

Средний тестовый балл ЕГЭ.

2012 г.

Доля учителей с высшей категорией от общего количества учителей.

единиц.

математика.

русский язык.

43,69.

44,27.

61,93.

46,9.

35,88.

61,08.

65,5.

48,95.

61,32.

55,6.

38,38.

57,8.

44,59.

64,95.

41,89.

60,79.

36,2.

63,2.

54,3.

42,29.

64,74.

39,07.

63,67.

34,18.

55,61.

46,91.

64,91.

53,1.

51,1.

69,97.

62,07.

48,53.

62,4.

57,3.

58,81.

63,9.

43,27.

63,81.

43,79.

59,5.

43,9.

70,43.

38,39.

63,68.

42,05.

58,37.

42,3.

56,3.

45,61.

67,61.

51,24.

61,45.

Финансовое обеспечение можно оценивать по расходам консолидированного бюджета на общее образование в расчете на одного обучающегося и по доле фонда оплаты труда (ФОТ) учителей в общем ФОТ.

Для обеспечения актуальной и достаточной информацией процессов принятия решений органами управления образованием на уровне района мы предлагаем использовать следующие критерии и показатели качества образования (Таблица 2).

Таблица 2. Факторы качества образования на уровне района, их критерии и показатели.

Факторы качества.

Критерии.

Показатели.

Организация образовательного процесса.

Реализация программ повышенного уровня образования.

Доля обучающихся в классах повышенного уровня образования от общего количества обучающихся, %.

Продолжительность обучения (время нахождения в образовательном учреждении).

Среднее число часов, проводимых на обязательных и дополнительных занятиях в год 15-летними учащимися, час.

Контингент обучающихся.

Доходы семьи.

Доля учащихся из малообеспеченных семей от общего количества обучающихся, %.

Образование родителей.

Доля матерей с высшим образованием от общего количества обучающихся, %.

Наличие обучающихся, для которых русский язык не является родным.

Доля детей — инофонов от общего количества обучающихся, %.

Здоровье школьников.

Доля детей первой и второй группы здоровья от общего количества обучающихся, %.

Педагогические кадры.

Квалификация.

Доля педагогов с высшей квалификационной категорией от общего количества педагогов, %.

Опыт работы.

Доля педагогов в возрасте до 30 лет от общего количества педагогов, %.

Образование.

Доля педагогов с высшим профессиональным образованием от общего их количества, %.

Учебно-методическое обеспечение.

Обеспеченность учебниками.

доля учащихся, обеспеченных учебниками из школьного фонда, %.

Книжный фонд библиотеки.

количество единиц литературы в школьных библиотеках, шт.

Финансовое обеспечение.

Расходы бюджета на образование.

Расходы консолидированного бюджета на общее образование в расчете на одного обучающегося, руб.

Оплата труда учителей.

Доля фонда оплаты труда (ФОТ) учителей в общем ФОТ, %.

Для определения влияния на качество образования перечисленных факторов качества, был проведён статистический анализ экспресс-анализа «Общее образование в Санкт-Петербурге: 2001 — 2011 гг.» (по результатам мониторинга образования в Санкт-Петербурге).

Районы Санкт-Петербурга сравнивались по показателям:

  • — доля обучающихся в классах повышенного уровня от общего количества обучающихся;
  • — доля детей — инофонов от общего количества обучающихся;
  • — расходы консолидированного бюджета на общее образование в расчете на одного обучающегося;
  • — доля учителей в возрасте до 30 лет;
  • — процентное отношение количества учащихся к числу мест в образовательной организации;
  • — удельный вес детей первой и второй группы здоровья в общей численности обучающихся.

В качестве основного показателя качества результатов образования принят средний балл единого государственного экзамена по русскому языку и математике в районах Санкт-Петербурга.

Результаты сравнения районов Санкт-Петербурга приведены в Таблице 3.

Анализ показывает, что на качество общего образования существенно влияет наличие в районе организаций повышенного уровня образования: лицеев, гимназий, школ с углублённым изучением отдельных предметов. Так, в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга нет организаций повышенного уровня образования. Средний балл выпускников района по русскому языку и математике самый низкий в городе. Вместе с тем, выпускники Василеостровского, Петроградского и Центрального районов, где доля обучающихся в школах повышенного уровня образования велика, демонстрируют сопоставимо высокие результаты ЕГЭ. Самые высокие результаты ЕГЭ по математике в Петродворцовом районе при сравнительно небольшом количестве школ повышенного уровня образования. Вероятно, здесь начинается влияние других факторов. Результаты ЕГЭ по математике Петродворцовм и Петроградском районах сопоставимы. При одинаковой загруженности школ и уровне здоровья обучающихся, обращает внимание доля обучающихся в школах повышенного уровня, которая в Петроградском районе в два раза превышает этот показатель в Петродворцовом районе. Вместе с тем доля детей — иностранных граждан в Петроградском районе в четыре раза больше, чем в Петродворцовом. Вероятно, что национальный состав обучающихся может влиять на качество образования. В Красногвардейском и Курортном районах доля детей — иностранных граждан практически одинакова. Более высокие результаты ЕГЭ выпускников Красногвардейского района можно объяснить большим количеством школ повышенного уровня образования, а на сравнительно небольшую разницу этих результатов могут влиять расходы консолидированного бюджета на одного обучающегося, которые в Курортном районе самые высокие в Санкт-Петербурге. Если сравнить Московский и Невский районы, где доля детей — иностранных граждан одинакова, то более высокое качество образования, демонстрируемое обучающимися Московского района может быть связано с большим количеством школ повышенного уровня образования, большими затратами на образование в расчете на одного обучающегося, более высоким уровнем здоровья обучающихся. Аналогичная картина в Василеостровском и Выборгском районах.

Доля молодых специалистов от общего количества педагогов района может быть косвенным показателем уровня квалификации педагогов. Можно предположить, что молодые специалисты имеют более низкую квалификационную категорию, чем педагоги со стажем. Проследить зависимость качества образования от доли молодых специалистов не удаётся. Самая высокая доля молодых специалистов в Кировском, Красногвардейском и Центральном районах. Кировский и Красногвардейский районы демонстрируют схожие результаты ЕГЭ. Большее количество школ повышенного уровня образования в Красногвардейском районе и большие расходы на одного обучающегося, по сравнению с Кировским, нейтрализуется большей долей детей — иностранных граждан. В Красногвардейском и Центральном районах при одинаковой доле обучающихся в школах повышенного уровня, более высокие результаты выпускников Центрального района могут быть связаны с меньшим количеством детей-инофонов. Самый низкий процент молодых специалистов в Красносельском районе. Здесь же и самые низкие расходы на одного обучающегося. При среднем количестве школ повышенного уровня и средней доле детей — иностранных граждан выпускники демонстрируют и средние результаты ЕГЭ по городу.

Зависимость качества образования от группы здоровья обучающихся установить не удаётся. Меньше всего здоровых детей в Центральном районе, вместе с тем демонстрируемое качество по результатам ЕГЭ одно из самых высоких.

Нет однозначной зависимости качества и от загруженности школ.

Выводы по параграфу:

  • 1. На качество результатов образования на уровне районов Санкт-Петербурга оказывают влияние:
    • — характер реализуемых образовательных программ;
    • — особенности контингента обучающихся;
    • — профессионализм педагогических кадров.
  • 2. Материально-технические и финансовые условия не оказывают прямого влияния на качество результатов образования.

Таблица 3. Влияние факторов качества образования на показатели ЕГЭ на уровне районов Санкт-Петербурга.

№ пп.

Район.

Доля обучающихся в классах повышенного уровня от общего количества обучающихся (%).

Доля детей — иност. граждан от общего кол. обучающихся (%).

Расходы конс. бюджета на общее обр. в рас. на одного обуч. (тыс.руб.).

Доля учителей в возрасте до 30 лет.

(%).

Процентное от. Кол. учащихся к числу мест в образ. орган. (%).

Удельный вес детей первой и второй группы здоровья в общей числ. обуч. (%).

Средний балл ЕГЭ по рус. языку.

Средний балл ЕГЭ по матем.

Адмиралтейский.

3,6.

96,1.

17,8.

71,6.

73,5.

65,6.

46,2.

Василеостровский.

2,1.

93,4.

18,0.

86,0.

72,5.

67,1.

49,9.

Выборгский.

2,1.

72,7.

11,5.

90,9.

78,0.

65,5.

46,8.

Калининский.

2,4.

76,8.

17,0.

88,8.

74,2.

66,0.

48,3.

Кировский.

2,5.

80,0.

20,2.

83,1.

71,9.

64,3.

45,2.

Красногвардейский.

3,9.

85,9.

20,4.

82,3.

74,5.

64,2.

46,1.

Красносельский.

1,2.

69,7.

8,5.

100,5.

75,9.

65,5.

46,7.

Колпинский.

0,9.

71,7.

11,1.

85,7.

76,5.

62,3.

45,4.

Курортный.

3,8.

126,1.

17,1.

85,7.

74,2.

63,1.

45,4.

Кронштадтский.

0,9.

99,9.

13,3.

121,6.

73,8.

60,2.

42,4.

Московский.

2,7.

80,1.

18,5.

91,3.

81,5.

64,4.

47,1.

Невский.

2,7.

74,1.

19,4.

78,8.

76,8.

63,7.

46,5.

Петродворцовый.

0,8.

80,5.

12,3.

99,7.

77,1.

63,3.

50,0.

Петроградский.

3,3.

95,5.

16,8.

99,7.

77,0.

68,0.

49,6.

Приморский.

0,8.

78,9.

17,0.

91,4.

78,3.

65,2.

47,8.

Пушкинский.

1,7.

85,2.

12,5.

92,2.

77,0.

65,7.

47,4.

Фрунзенский.

3,4.

74,1.

12,6.

82,8.

74,8.

63,7.

45,6.

Центральный.

2,0.

80,4.

20,4.

87,2.

70,5.

67,9.

48,0.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой