Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Динамизм и глобальный характер перемен, охвативших все сферы жизни российского общества, вызвали значительные изменения и в сфере образования. Основным образовательным ориентиром сегодня становится развитие личности, её интеллектуального и творческого потенциала, который обращен в будущее и, наряду с решением актуальных проблем социального и профессионального бытия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития профессиональной компетентности преподавателей техникума
    • 1. 1. Проблема компетентностного подхода в профессиональном образовании
    • 1. 2. Сущность и структура профессиональной компетентности преподавателя техникума
    • 1. 3. Методологические подходы к организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию профессиональной компетентности преподавателей техникума
    • 2. 1. Модель организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной 80 компетентности преподавателей
    • 2. 2. Опыт реализации разработанной модели в условиях техникума
    • 2. 3. Организационно-педагогические условия организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности 138 преподавателей
  • Выводы по главе

Организация деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Динамизм и глобальный характер перемен, охвативших все сферы жизни российского общества, вызвали значительные изменения и в сфере образования. Основным образовательным ориентиром сегодня становится развитие личности, её интеллектуального и творческого потенциала, который обращен в будущее и, наряду с решением актуальных проблем социального и профессионального бытия человека, ориентирован на его жизненную перспективу, определяет его способность к творческому восприятию и решению вновь возникающих жизненных задач. Исходя из этого, основная цель современного образования заключается не в простой совокупности знаний, умений и навыков, а в основанной на них личной, социальной и, профессиональной компетентности как способности самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию.

Гарантом реализации качественного образования является высокий профессиональный уровень педагога, характеризующийся сформированностью у него целостной педагогической позиции, способностью к творческой самореализации и наличием постоянно развивающегося личностного потенциала.

Реальное состояние педагогической науки свидетельствует о том, что существующая система повышения квалификации преподавателей по многим параметрам не соответствует современным требованиям. Прежде всего, это связано с ярко выраженной ориентацией данной системы на аспектно-фрагментарные образовательные цели повышения квалификации, а не на целостный подход, адекватный потребностям конкретных образовательных учреждений.

Существует разрыв между традиционными концепциями повышения квалификации педагогов и реальным процессом развития личности, динамикой развития образовательных учреждений.

В связи с этим многие учёные, занимающиеся проблемами профессионально-педагогического образования (Э. Ф. Зеер, А. Я. Найн, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров, Н. К. Чапаев, Н. Е. Эрганова и др.), указывают на объективную потребность в разработке современных подходов к содержанию и организации профессионально-педагогической подготовки.

Важность повышения профессионализма педагогических работников подтверждают труды известных ученых: О. С. Анисимова, В. И. Андреева, Ю. К. Бабанского, JI.B. Байбородовой, В. П. Беспалько, С. Г. Вершловского, А. П. Владиславлева, Б. С. Гершунского, Г. П. Зинченко, O.E. Лебедева, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Ю. Н. Петрова, П. И. Пидкасистого, Ю. П. Поваренкова, И. П. Подласого, Е. И. Рогова, М. И. Рожкова, В. А. Сластенина, Е. В. Титовой, В. Б. Успенского, Г. И. Хозяинова и др.

Одной из основных задач Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р, является развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций [168, С.8].

Современной системе образования необходимы педагогические кадры, способные к системному восприятию педагогической реальности и продуктивному действию в ней, к проектированию, конструированию и осуществлению гуманистически направленных педагогических систем.

Применительно к педагогической профессии целесообразно говорить о профессиональной компетентности педагогов.

Профессиональная компетентность педагога как сложное функциональное образование становится центральным объектом государственной политики, что выражается в социальном заказе готовить педагога высокого уровня, способного активно содействовать реализации образовательных проектов национального масштаба. При этом возрастают требования как к технологической стороне профессиональной деятельности педагога, так и к её личностной составляющей (В.П. Беспалько, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, И. А. Колесникова, Г. К. Селевко, В. П. Симонов, И. С. Якиманская и др.).

Вместе с тем, как отмечают Э. Ф. Зеер, B.C. Леднев, Н. К. Чапаев и др. в своих исследованиях, существующая система профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения в вузах не всегда отвечает этим требованиям. В связи с этим многие учёные, занимающиеся проблемами профессионально-педагогического образования (Э.Ф. Зеер, А .Я. Найн, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров, Н. К. Чапаев, Н. Е. Эрганова и др.), указывают на объективную потребность в разработке современных подходов к содержанию и организации профессионально-педагогической подготовки.

Изучение специфики системы среднего профессионального образования показывает, что деятельность педагога профессиональной школы имеет свои особенности, отличающие её от деятельности учителя общеобразовательной школы и деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Существуют значительные разногласия в квалификационных требованиях к деятельности педагога профессиональной школы. Ограничен опыт их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Исследование проблемы развития профессиональной компетентности преподавателя учреждения среднего профессионального образования подтверждает, что данная область научного знания только начинает оформляться, и комплексные теоретико-прикладные исследования здесь по-прежнему остаются за пределами должного изучения. Дело осложняется, с одной стороны, спецификой профессиональной деятельности данной категории педагогов, интегрирующей в себе наряду с педагогической, производственно-технологическую составляющие. С другой стороны, — многие преподаватели учреждений среднего профессионального образования не имеют педагогического образования.

Вместе с тем, объективно уровнем профессиональной компетентности преподавателя техникума обусловлено, во-первых, качество профессионально-образовательного процесса в конкретном учебном заведении и, во-вторых, полноценность профессиональной самореализации педагога.

Отсутствие целостной теории компетентности приводит к одновременному сосуществование многочисленных отечественных и зарубежных авторских концепций (В.И. Байденко, A.A. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Т. И. Шамова, М. Альберт, Дж. Ровен, С. Халлифорд), которые в равной степени претендуют на признание и использование. Отсутствие единого общепринятого определения профессиональной компетентности педагога затрудняет выявление факторов и условий, влияющих на ее развитие и, как следствие, ограничивает модернизацию образовательного процесса учебного заведения.

В настоящее время существует значительное количество исследований, уделяющих большое внимание профессиональной деятельности педагога. Изучаются отдельные аспекты труда педагога общеобразовательной школы (Т.П. Лакоценина, JI.H. Мотунова, Н.Ю. Скороходова), ВУЗа (И.Ф. Исаев, JI.H. Макарова, Ю.Г. Фокин) — рассматриваются индивидуально-психологические особенности педагогической деятельности: педагогический артистизм (И.П. Андриади, О.С. Булатова), педагогическая культура (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев), педагогическое мышление (М.М. Кашапов, В.В. Селиванов), педагогическое общение (A.A. Бодалев, A.B. Мудрик, И.И. Рыданова), а также отдельные профессионально значимые качества педагога (В.А. Сластенин, В. Д. Шадриков, И. М. Юсупов и др.).

Сложность проблемы изучения и развития профессиональной компетентности преподавателя обусловлена также постоянным изменением, обновлением профессиональных функций современного педагога, неопределённостью, «размытостью» нормативов педагогической деятельности, усложнением требований, предъявляемых обществом и государством к профессионалам, в том числе и педагогам учреждений среднего профессионального образования.

Несмотря на внимание исследователей к проблеме развития профессиональной компетентности преподавателя, в её решении пока ещё не преодолены существующие противоречия между:

• социальным заказом на высокообразованного и компетентного педагога профессиональной школы и отсутствием методологии развития профессиональной компетентности преподавателя в условиях учреждения среднего профессионального образованияв связи с этим возрастает роль методической службы в выработке образовательной стратегии профессионального образовательного учреждения с учетом конкретных его условий;

• высокой степенью влияния профессиональной компетентности на результативность педагогического труда и недостаточной степенью изученности организационно-педагогических условий её развития;

• необходимостью целостного подхода к процессу развития профессиональной компетентности преподавателей и существующей ориентацией на аспектно-фрагментарный подход к организации данного процесса;

• потребностью в целенаправленном системном управлении процессом развития профессиональной компетентности преподавателя техникума и фактической несогласованностью педагогических воздействий.

С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования: «Организация деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей».

Востребованность практикой и недостаточная изученность процесса развития профессиональной компетентности преподавателя техникума обусловили постановку проблемы диссертационного исследования: как эффективно организовать деятельность методической службы техникума с целью обеспечения высокого уровня профессиональной компетентности преподавателей.

Объектом исследования является процесс развития профессиональной компетентности преподавателей техникума.

Предметом исследования выступает деятельность методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке модели организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что организация процесса развития профессиональной компетентности преподавателей в условиях техникума будет наиболее успешна, если:

• уточнена структурно-сущностная характеристика профессиональной компетентности преподавателя техникума, выражающаяся в единстве компетенций, необходимых для успешной реализации педагогической деятельности;

• развитие профессиональной компетентности преподавателей техникума рассматривается как многокомпонентный процесс, реализуемый средствами методической службы техникума в рамках профессиональной деятельности педагогов;

• деятельность методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей осуществляется через систему внутренних форм развития профессиональной компетентности, внешних форм развития профессиональной компетентности и посредством выстраивания индивидуально-дифференцированных маршрутов самообразованияв образовательном процессе техникума создаются организационно-педагогические условия для развития профессиональной компетентности преподавателей (мотивационные, ресурсные, организационно-управленческие).

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Дать характеристику сущности и структуры профессиональной компетентности преподавателя техникума.

2. Сформулировать и обосновать направления деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей.

3. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать структурно-содержательную модель организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей.

4. Выявить совокупность организационно-педагогических условий эффективной организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей.

Теоретико-методологической базой исследования являются:

— теоретические основы педагогической деятельности (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Краевский, В.А. Крутецкий) — теория профессионального и профессионально-педагогического образования (С.Я. Батышев, B.C. Леднев, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров, Н.Е. Эрганова);

— теоретические основы непрерывного профессионального образования (С.Я. Батышев, A.M. Новиков, Ю.Н. Петров);

— теоретические основы повышения квалификации педагогических кадров и непрерывного образования взрослых (С.Г. Вершловский, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, В. М. Лизинский, Н. В. Немова, Э. М. Никитин, М.М. Поташник);

— методология развития профессионализма педагогических работников (Э.Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В.А. Сластенин);

— теоретические основы профессиональной компетентности педагогов (В.П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, А.К. Маркова);

— методология диагностики профессиональной деятельности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова).

Исследование развития профессиональной компетентности преподавателя техникума опирается на положения компетентностного, личностно-развивающего подходов в обучении (A.C. Белкин, Э. Ф. Зеер, И. И. Смирнов, Е. В. Ткаченко, С. Е. Шишов, A.B. Хуторской, И. С. Якиманская и др.), общенаучных принципах деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, В. А. Лекторский, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений при изучении и представлении научных фактов, а также в обосновании собственной точки зрения на развитие профессиональной компетентности преподавателей техникума использовался теоретико-методологический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературыметод моделирования применялся для построения модели организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателейанализ, синтез, обобщение, метод математической статистики Пирсона использовались в процессе представления результатов исследованияэмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, качественный и количественный анализ результатов, изучение и обобщение педагогического опыта) использовались в ходе опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум», ГОУ СПО «Арзамасский автомеханический техникум», НОУ СПО «Нижегородский экономико-технологический колледж». На этапе констатирующего эксперимента в исследовании участвовало 137 преподавателей, на этапе формирующего эксперимента — 108 преподавателей.

Исследование осуществлялось в 3 этапа с 2006 по 2011 гг.

На первом этапе (с 2006 по 2007 г. г.) осуществлялось теоретическое изучение и анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, нормативных документов федерального и регионального значения, регламентирующих среднее профессиональное образованиебыл сделан выбор темы и сформулирована проблема исследованияпроведены пилотажные срезы с целью выявления состояния исследуемой проблемы и на основе этого сформулированы исходные позициивыделены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута его гипотеза. Результатом данного этапа явилось определение методологии, разработка и обоснование программы исследования.

На втором этапе (с 2007 по 2009 г. г.) продолжалось изучение научно-педагогической литературы по проблеме исследования, уточнялись теоретические положения, составляющие основу диссертационного исследования. Анализировался и обобщался опыт организации деятельности методических служб техникумов по развитию профессиональной компетентности преподавателей, определялись организационно-педагогические условия деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей. На данном этапе разрабатывалась и апробировалась модель организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей, осуществлялось ее внедрение в практическую деятельность образовательного учреждения.

На третьем этапе (с 2009 по 2011 г. г.) проводились обобщение, анализ и систематизация результатов исследования, осуществлялось их оформление в виде диссертации, формулировались выводы, выявлялись перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная компетентность преподавателя техникума определяется как сложившееся в процессе обучения и развивающееся в ходе профессиональной деятельности интегративное качество личности педагога, образованное системой компетенций, которые представляют собой совокупность профессионально значимых свойств и обеспечивают относительно успешную реализацию педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя техникума представляет собой органичный сплав двух компонентов: собственно педагогического и производственно-технологического. Структура профессиональной компетентности преподавателя техникума представлена единством психолого-педагогической, предметной, методической, производственно-технологической, научно-исследовательской и общекультурной компетенций, отражающих целостность данного феномена.

2. Развитие профессиональной компетентности преподавателей техникума осуществляется при наличии эффективной организации деятельности методической службы, направленной на постоянный профессиональный и личностный рост преподавателей через систему внутреннего и внешнего профессионального обучения, а также посредством построения индивидуально-дифференцированных маршрутов саморазвития.

3. Структурно-содержательная модель организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей представляет собой систему планомерного создания условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала преподавателей. Модель включает в себя совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных в целевой (цель и задачи деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей), организационно-деятельностный (принципы, методологические подходы, направления деятельности и условия ее осуществления) и диагностико-результативный (методы диагностирования уровня профессиональной компетентности преподавателей техникума, критерии развития профессиональной компетентности преподавателей техникума и результат) блоки.

4. Организационно-педагогическими условиями эффективной организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей являются: мотивационные условия, ресурсное обеспечение образовательного процесса, организационно-управленческие условия.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

• разработана структурно-содержательная модель организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей;

• выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально апробированы организационно-педагогические условия эффективной организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей (мотивационные условия, ресурсное обеспечение образовательной среды, организационно-управленческие условия).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

• на основе логико-педагогического анализа выявлены особенности компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании;

• уточнена структурно-сущностная характеристика профессиональной компетентности преподавателя техникума, которая в исследовании определяется как сложившееся в процессе обучения и развивающееся в ходе профессиональной деятельности интегративное качество личности педагога, образованное системой психолого-педагогической, предметной, методической, производственно-технологической, научно-исследовательской и общекультурной компетенций, которые представляют собой совокупность профессионально значимых свойств и обеспечивают относительно успешную реализацию педагогической деятельности- • определены и обоснованы методологические подходы к организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей (компетентностный, системный, личностно ориентированный, личностно-деятельностный, полисубъектный).

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем: ^ разработанная модель организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей внедрена в практику деятельности ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» и НОУ СПО «Нижегородский экономико-технологический колледж" — разработано методическое пособие по моделированию процесса развития профессиональной компетентности преподавателей в условиях техникума.

Разработанная и экспериментально проверенная модель организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей может быть использована в конструировании деятельности методических служб соответствующих образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются опорой на научно-методические разработки в области педагогики, психологии, профессионального образованиясовокупностью разнообразных методов исследования, адекватных сути проблемыпроведением исследования на теоретическом и практическом уровняхсогласованностью полученных выводов с результатами педагогического экспериментаприменением метода математической статистики Пирсона для выявления достоверно значимых различий в результатах исследованиявозможностью повторения экспериментальной работы.

Апробация и внедрение полученных результатов: основные аспекты проблемы, раскрывающие ведущие положения диссертационного исследования, и материалы, полученные в ходе изучения, были отражены и доведены до научной общественности в виде публикаций и выступлений автора на научно-практических конференциях разного уровня: международных -«Профессиональная компетентность педагога в системе управления качеством образования» (Пенза, 2008), «Личность педагога глазами учащихся» (Пенза, 2008), «Компетентностный подход в профессиональном образовании» (Тольятти, 2009), «Педагогические условия развития профессиональной компетентности преподавателей техникума» (Екатеринбург, 2009) — Всероссийских — «Педагогический артистизм как необходимая составляющая компетентностного подхода в профессиональном образовании» (Н.Новгород, 2006), «Артистизм как психолого-педагогическая проблема современной школы» (Пенза, 2007), «Профессионализм педагога как гарант качества образования» (Н.Новгород, 2008), «К вопросу о профессиональной компетентности преподавателя техникума» (Красноярск, 2009), «Диагностика уровня профессиональной компетентности преподавателя» (Н. Новгород, 2009), «Организация деятельности методической службы техникума на основе ИКТ» (Саранск, 2010) — а также в статье «Возможности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей» (Санкт-Петербург, 2009) в издании, рекомендованном ВАК для публикации основных результатов исследований.

Структура диссертации соответствует логике проведенного научного исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками и диаграммами, отражающими основные положения и результаты исследования.

выводы подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы. Вместе с тем выполненное исследование не претендует на полное решение проблемы и открывает возможности дальнейшей ее разработки и изучения.

На завершающем этапе нашего диссертационного исследования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 года № 781 был утвержден и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 51 000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «Бакалавр»). Данный ФГОС обеспечивает органичное сочетание фундаментальной и практико-ориентированной подготовки педагогических кадров, делая особый акцент на таких личностных характеристиках специалиста как инициативность, предприимчивость, способность к постоянному самосовершенствованию и инновациям.

В отличие от предшествующего, Стандарт определяет следующие виды профессиональной деятельности: учебно-профессиональная, научно-исследовательская, педагогическо-проектировочная, организационно-технологическая, обучение по рабочей профессии. В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры Стандарт определяет два вида компетенций — общекультурные (29 ОК) и профессиональные (36 ПК).

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта показал, что в соответствии с последними требованиями, предъявляемыми к уровню профессиональной компетентности преподавателя образовательного учреждения НиСПО, целесообразно проводить работу по развитию у педагогов: способности и готовности определять пути стратегического развития образовательного учреждения, организовывать взаимодействие образовательного учреждения с заказчиками образовательных услуг и консолидированными представителями работодателей, проектировать систему обеспечения качества подготовки рабочих (специалистов) в образовательном учреждении и др.

В целом, мы считаем, что настоящее диссертационное исследование не противоречит требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и открывает новые возможности для дальнейшего изучения феномена профессиональной компетентности преподавателя техникума.

Вместе с тем выполненное исследование не претендует на полное решение проблемы и открывает возможности дальнейшей ее разработки и изучения. В плане дальнейших возможностей изучения проблемы диссертационного исследования можно выделить такие аспекты как: изучение особенностей развития профессиональной компетентности преподавателей техникума в зависимости от возрастных групп и стажа педагогической деятельностивозможности целенаправленной подготовки сотрудников методических служб учреждений среднего профессионального образования к развитию профессиональной компетентности преподавателейвозможности интеграции учреждения среднего профессионального образования с ВУЗами и учреждениями дополнительного образования по развитию профессиональной компетентности преподавателей.

Заключение

.

По результатам выполненного исследования можно заключить, что его цель была достигнута, задачи решены, полученные теоретические и экспериментальные данные, анализ опытной работы подтверждает выдвинутую гипотезу и позволяет сделать следующие выводы:

1. Профессиональная компетентность как сложившееся в процессе обучения и развивающееся в ходе профессиональной деятельности интегративное качество педагога, образованное системой психолого-педагогической, предметной, методической, научно-исследовательской, производственно-технологической и общекультурной компетенций, которые представляют совокупность профессионально значимых свойств и обеспечивают успешную реализацию педагогической деятельности, является необходимой характеристикой профессиональной деятельности преподавателя техникума и обеспечивает реализацию качественного профессионального образования.

Специфика профессиональной компетентности преподавателя техникума проявляется в интеграции педагогического и производственно-технологического компонентов. Анализ научной литературы позволяет говорить о наличии соподчиненности производственного и педагогического компонентов деятельности, что свидетельствует о существовании связей между ними. Линией интеграции выступает совокупность производственных знаний и умений, в которых отражаются объективно существующие связи, закономерности между объектами, процессами, явлениями производства. Интегративные процессы возникают по поводу формирования этих знаний и умений.

2. Развитие профессиональной компетентности преподавателей предполагает целенаправленное создание методической службой техникума организационно-педагогических условий для удовлетворения преподавателями потребности в самореализации в профессииобеспечения возможностей для реализации ими интеллектуального и личностного потенциалаформирования стойкой мотивации к профессиональному росту.

3. Модель организации деятельности) методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей базируется на системном взаимодействии компонентов целевого (цель, принципы и задачи организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей), организационно-деятельностного (методологические подходы, направления деятельности и условия ее осуществления) и диагностико-результативного (методы диагностирования уровня профессиональной компетентности преподавателей техникума, критерии развития профессиональной компетентности преподавателей техникума и результат) блоков. Она представляет собой систему планомерного создания условий для развития профессиональной компетентности преподавателей техникума в процессе осуществления профессиональной деятельности.

4. Основными условиями эффективной организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей являются: мотивационные условия, ресурсное обеспечение образовательного процесса, организационно-управленческие условия.

5. Реализация спроектированной модели организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей способствует развитию компетенций, входящих в структуру профессиональной компетентности, формированию у преподавателей стойкой мотивации к профессиональному росту и развитию, и, как следствие, обеспечивает положительную динамику качества обучения студентов.

Таким образом, в ходе опытно — экспериментальной работы цель исследования была достигнута, поставленные задачи были решены. Общие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990.- 141 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст./К.А.Абульханова-Славская.- М.: Наука, 1980.-335с.
  3. , Ю.В. Концептальные и технологические основы повышения квалификации работников образования в контексте реализации системно-деятельностного подхода//Новые ценности образования. Образовательная деятельность. 2006. — № 1−2 (25−26). — С.79−84.
  4. , В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / Краенояр. гос. ун-т. Красноярск, 1998. — 382 с.
  5. , В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1998.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания. СПб, 2002. 293 с.
  7. , И.Д. Теория как форма организации научного познания. М.: Наука, 1979.-303 с.
  8. , П.К. Теория функциональной системы / П. К. Анохин // Успехи физиологических наук. 1970. — № 1. — С.33−37.
  9. , В.М., Колесина, К.Ю., Пахомова, Г. А. Компетентностный подход к организации дополнительного педагогического образования в университете // Педагогика. 2006. — № 8. — С.57−62.
  10. , Л.Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии (в условиях дополнительного образования): Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1999.
  11. , Е.И. Компетентностный подход в формировании личности педагога-профессионала // Педагогическое образование и наука. № 10. -2008. — С. 4−9.
  12. , В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981.-423 с.
  13. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  14. , Б.М. Организационно-педагогические условия развития колледжа в системе непрерывного образования//Среднее профессиональное образование. 2006. — 312. — С. 52−54.
  15. , Е.Г. Смыслоориентированная педагогическая позиция// Педагогика. 2008. — № 2. — С. 49−54.
  16. , В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: Дис. .д-ра пед. наук. -Екатеринбург: УГППУ, 1996. 274 с.
  17. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  18. , В.П. Природосообразная педагогика. М.: Народное образование, 2008. 512 с.
  19. , И.В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин.- М.: Наука, 1973.-270 с.
  20. , П.П. Избранные педагогические и психологические соч.: в 2-х т. Текст. / П. П. Блонский // Под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1979. т.1,-304 с.
  21. , В.В., Зборовский, Г.Е., Карпова, Г. А. Инженер-педагог: проблемы и принципы подготовки // Советская педагогика. 1983. — № 4. — С.90−93.
  22. , В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. 2003. — № 10. — С.8−14.
  23. , В.А., Сериков, В.В. Размышления о педагогическом образовании // Педагогика. 2007. — № 9. — С. 3−11.
  24. , З.М. Теоретические основы подготовки будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности: Дис. .д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2000. 353 с.
  25. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С.11−17.
  26. , В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 3−10.
  27. , Т.Г. Инженеры и врачи о гуманитарных знаниях и общей культуре как интегральной характеристике личности // Интеграционные процессы в образовании взрослых: Материалы науч.-практ. конф. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и др.- СПб, 1997. С.73−76.
  28. , К.Я., Петров, Ю.Н. Технология развивающего управления и непрерывное профессиональное саморазвитие. Н. Новгород: Изд-во ВГИПИ, 1996.-297 с.
  29. , Н.Д. Оценка творческих способностей преподавателей педколледжа // Методист. 2007. — № 6. — С.40−41.
  30. , Ю.В., Савинова, Т.В., Яшкова, А. Н. Развитие студента как субъекта овладения профессиональной компетентностью. С.-Пб., 2003. — 176 с.
  31. , И. В. Поли субъектный подход к педагогическому взаимодействию Текст. / И. В. Вачков //Вопросы психологии. 2007.-№ 4. -С.16−29.
  32. , В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / Инновации в образовании. 2003. — № 4. — С.21−31.
  33. , В.Н. От концепции к образовательной программе// Методист. 2004. -№ 5. — С. 8−11.
  34. , В.Н. Педагогическая профессия как социальный институт // Педагогика. 2006. — № 2. — С. 59−65.
  35. , Т.А., Глазунов, А.Т. Творческое развитие педагога профлицея. М.: Изд-во Центр АПО, 1999. — 115 с.
  36. , В.А. Моделирование в науке и технике // Наука и человечество. -М.: Наука, 1966.-382 с.
  37. , В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. М., Юристь, 1998. — 159 с.
  38. Возрастная и педагогическая психология Текст. / Под ред. А. В. Петровского.- М., 1979.-288 с.
  39. , JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1999.-289 с.
  40. , A.C., Хамитов, Э.Ш., Каримов, Э. Ш. Европейское измерение в высшем педагогическом образовании: Монография. Уфа, 2005. — 248 с.
  41. , Б.С. Педагогическая диагностика: методология, теория, практика. Киев: Высш. школа. 1986. — 200 с.
  42. , Б.С. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования. Советская педагогика, 1993. — № 7. С.57−62.
  43. , Р.Х. Развитие профессиональной компетентности учителя в системе повышения квалификации // Методист. 2002. — № 5. — С. 6−8.
  44. , Б.А., Грязнов, Б.С. и др. Моделирование как метод научного исследования (гносеологиченский анализ). М.: Изд-во МГУ, 1965. -248с.
  45. , A.B. Диагностика педагогического мастерства учителя в условиях модернизации содержания образования // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 5. — С. 15−26.
  46. , А.И. Управление педагогическим коллективом колледжа в условиях подготовки конкурентоспособного специалиста // Среднее профессиональное образование. -2008. № 5. — С. 14−17.
  47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 30 500.08 «Профессиональное обучение» (машиностроение и технологическое оборудование).
  48. , И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования: Моногр. СПб, 2002. — 232с.
  49. , В.А. Тендерный подход к психологическому исследованию профессионализации педагога // Педагогика. 2008. — № 1. — С. 74−78.
  50. , A.B., Давыдова, А.И. Моделирование и алгоритмизация процесса повышения качества деятельности педагогического коллектива // Среднее профессиональное образование. 2008. — № 6. — С. 22−24.
  51. , С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. -Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. -2005 (выпуск 8). С. 26−44.
  52. Дурай-Новакова, K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дис. док. пед. наук / K.M. Дурай-Новакова. М., 1983. — 356 с.
  53. . В.В. Развитие профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения / Дис.. к.п.н. Екатеринбург, 2003. — 242 с.
  54. Жук, O.JI. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета. Педагогика. — № 3. — 2008. — С.97−105.
  55. , О.Ю. Роль ИМЦ в повышении квалификации педагогического персонала Текст. / О. Ю. Журбенко // Инновационные направления в образовании: Сборник материалов Международной научно-практической конференции: Ч. IV: Екатеринбург: УрГПУ, 2009. С. 16−19.
  56. , А.И., Куликова, С.А. Компетентностный подход в среднем и высшем педагогическом образовании // среднее профессиональное образование. 2008. — № 5. — С. 47−50.
  57. , Д. Компетенции и компетентный подход в современном образовании // Управление современной школой. Завуч. 2008. — № 1. — С. 4−24.
  58. , Л.Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя // Инновации в образовании. 2002. — № 5. — С. 56−67.
  59. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  60. , К.Н. Педагогические основы производительного труда. М.: Высш. Шк., 1987.-359 с.
  61. , С.М., Горностаев, А.О. Переустройство муниципальной методической службы // Методист. 2007. — № 6. — С.21−24.
  62. Квашко, JT. J1. Психолого-педагогический лекторий во внутришкольной системе повышения профессиональной компетентности учителя // Методист. 2002. — № 4. — С. 31−35.
  63. Кирикова, 3.3. Педагогические основы производственно-технологической подготовки инженера-педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Москва, 1989.-25 с.
  64. , O.A. проблема определения понятия «Профессиональная компетентность педагога» // Завуч. Управление современной школой. -2008. № 8. — С. 42−48.
  65. , И.А. Основы андрогогики / И. А. Колесникова. М. ACADEMIA, 2003. — 240 с.
  66. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002.
  67. , Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях текст. / Ф. Ф. Королев // Советская педагогика.-1970. № 9. — С. 103−115
  68. , И.К. Модель формирования профессиональной компетентности преподавателя СПО // Среднее профессиональное образование. 2008. -№ 8. — С.72−75.
  69. , В.В. Моделирование в педагогическом исследовании // Введение в научное исследование по педагогике. Под ред. В. И. Журавлёва. М., 1988. 322 с.
  70. , В.В. Методологическая рефлексия // Сов. Педагогика. 1989. — № 2. — С.79−86.
  71. , В.В. Научное исследование в педагогике и современность // Педагогика. 2005. — № 2. — С. 13−20.
  72. , В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя // Дидактика средней школы. М., 1982.
  73. , О.Г. Профессионализм педагога в контексте развития муниципальной системы образования // Педагогика. -2006.-№ 1- С.60−66.
  74. , В.Ю. Профессиограмма директора школы: Проблемы повышения квалификации руководителей школ. М., 1987. — 247 с.
  75. , Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Монография / Г. А. Кручинина. -Н.Новгород, 1996. 176 с.
  76. , Н.В. Анализ педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профтехучилищ. М.: Высш. школа, 1978. — 72 с.
  77. , H.B. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1980. — 119 с.
  78. , Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании: Методология педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: АПН СССР, 1980. — 188 с.
  79. , Н.В., Реан, A.A. Профессионализм педагогической деятельности. СПб, 1993. — 174 с.
  80. , Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии, 1985. № 2. — С.21−30.
  81. , A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллинн: Валгус, 1980. 344 с.
  82. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  83. , B.C. Содержание общего среднего образования: проблемы структуры. М., 1980.
  84. , М.А. Развитие профессиональной компетентности преподавателей в условиях техникума Текст. / А. Ю. Петров, М. А. Ледянкина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Киров, 2012. — № 2 (3). — С. 101−110.
  85. , М.А. Структурно-сущностная характеристика профессиональной компетентности преподавателя техникума Текст.: Монография / М. А. Ледянкина. Н. Новгород, изд-во ВГИПУ, 2008. — 147 с.
  86. , М.А. Моделирование процесса развития профессиональной компетентности преподавателей в условиях техникума Текст.: Учебно-методическое пособие / М. А. Ледянкина. Н. Новгород, изд-во ВГИПУ, 2010. — 76 с.
  87. , М.А. Личность педагога глазами учащегося Текст. / М. А. Ледянкина // Философия отечественного образования: история и современность: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГСХА, 2008. — С.274−275.
  88. , М.А. Профессионализм педагога как гарант качества образования Текст. / М. А. Ледянкина // Реализация научных идей В. И. Попова в инновационном развитии науки, образования и производства:
  89. Материалы V Всероссийской научно практической конференции. -Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2008. — С. 137−139.
  90. , М.А. Компетентностный подход в профессиональном образовании Текст. / М. А. Ледянкина // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: Материалы VI Международной научно-практической конференции: Ч. 1: Тольятти, 2009. С.271−274.
  91. , А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Текст. / А. Н. Леонтьев.- М.: Просвещение, 1983. т.1. -392 с.
  92. Т.А. Развитие профессионализма педагогов техникума: Дис. .канд. пед. наук! Н. Новгород, 2006. — 172 с.
  93. , Т.А. Автореф. Дис. .кандидата пед. наук. Н. Новгород, 2006. — 28 с.
  94. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Просвещение, 1984. — 444 с.
  95. , М.И. Концептуальные подходы к организации научно-методической работы по развитию компетентности учителя в реализации личностно-ориентированного подхода // Методист. 2007. — № 8. — С.9−17.
  96. , Л.И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы // Педагогика. 2005. — № 3. — С. 61−68.
  97. , A.B. Деятельностный подход к построению модели системы непрерывного педагогического образования // Новые ценности образования. Образовательная деятельность. 2006. — № 1−2 (25−26). — С. 67−71.
  98. , И.А. Социальность как сущностная характеристика современного образования: Афтореф. Дис. .д-ра пед. наук. Тюмень, 2000. — 32 с.
  99. , А.К. Психологический анализ профессиональности учителя // Сов. педагогика. 1990. — № 8. — С. 82−88.
  100. , А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  101. , А.К. Психологические критерии и ступеньки профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С.55−63.
  102. , А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 218 с.
  103. , Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. 2006. — № 3. — С. 48−57.
  104. , A.M. Содержание многоуровнего высшего образования в условиях реализации компетентностной модели // Педагогика. 2008. -№ 8. — С.57−64.
  105. , H.H. Портрет методической службы России на современном этапе развития образования // Методист. 2007. — № 7. -С.27−29.
  106. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества эффективности общепедагогической подготовки учителей / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981.
  107. , Н.Б. Риск личностно-профессиональных деформаций учителя // Педагогика. 2005. — № 8. — С. 61−69.
  108. , A.B. Личностный подход // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993. 267 с.
  109. , H.A. Научно-методическая служба и ее роль в образовательном пространстве школы // Завуч. Управление современной школой. 2006. — № 1. — С. 40−50.
  110. Настольная книга руководителя среднего специального учебного заведения / Авт.-сост. В. И. Селезнев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 576 с.
  111. , В.В., Белкин, A.C. Педагогическая компетентность: Учебное пособие Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. — 188 с.
  112. , Э.М., Может ли «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать»? // Методист. 2009. — № 2.- С.2−4.
  113. , Э.М., Молчанов, С.Г. Формирование накопительной системы дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте Болонского процесса // Методист. 2005. — № 2.- С.2−6.
  114. , O.JI. Психолого-дидактические затруднения учителей при освоении инновационных технологий // Педагогика. 2005. — № 6. -С. 31−36.
  115. , A.M. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 8−11.
  116. , С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1993.-955 с.
  117. , A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. — № 3. — С.9−15.
  118. , A.A. Основы вузовской подготовки: Учебное пособие для студентов унив-та / A.A. Орлов/ Под ред. Н. В. Кузьминой: Изд-во Ленингр. Ун-та.- 1972. 230 с.
  119. , A.A. Современный учитель: социальный престиж и профессиональный статус / Педагогика. 1997. — № 7. — С. 57−62.
  120. , А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителей Текст. /А.Б.Орлов// Вопросы психологии.-1988.-№ 1.-С 16−26.
  121. Основы философии науки / под ред. проф. С. А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2005. — 544 с.
  122. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд. Центр «Академия», 1999.-512 с.
  123. Педагогика текст. / Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение. 1988.-608с.
  124. Педагогика Текст.: учеб пособие для студ. пед. учеб. завед./В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-576 с.
  125. , А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров: Монография. Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2005. — 232 с.
  126. , В.М. Оценка качества научно-педагогического исследования. М., 1987. — 102 с.
  127. П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ // Педагогика. 2004. — № 5. — С. 61−66.
  128. Проблемы совершенствования подготовки мастеров производственного обучения для средних профтехучилищ. JL: ВНИИ профтехобразования, 1980. — 87 с.
  129. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М., 2002. — 112 с.
  130. , H.A. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования // Завуч. Управление современной школой. 2001. — № 4. — С. 113−126.
  131. , С.П. Развитие профессиональной компетентности руководителей водохозяйственных служб: Дис. .канд. пед. наук. -Н.Новгород, 2002.
  132. , H.H., Вишнякова, JI.H. Конкурентоспособная методическая служба конкурентоспособная Россия // Методист. — 2007. — № 7.-С.17−21.
  133. , JI.B. Совершенствование педагогического мастерства учителя // Методист. 2008. — № 5. — с.8−12.
  134. , В.H. Категория деятельности и ее структура // Вопросы философии. 1985. — № 2. — С.44−45.
  135. , Г. Х., Багавиев, И.И. Методические ошибки при анализе педагогической деятельности // Методист. 2007. — № 8. — С.56−58.
  136. Ю.В. Эволюция предмета деятельности учителя // Педагогика. 2007. — № 2. — С. 45−52.
  137. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция, технология Текст. /В.В.Сериков //Монография. Волгоград.: 1994. 164с.
  138. , В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика. -2005.-№ 10.-С. 53−61.
  139. , И.Ж. Психологический компонент профессиональной компетентности учителя // Методист. 2002. — № 5. -С. 27−29.
  140. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  141. , Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Под ред. Ю. А. Кудрявцева. М.: Рос. Пед. Агентство, 1998. — 102 с.
  142. , В.А. Воспитательная деятельность педагога Текст. / В. А. Сластенин, И. А. Колесникова Москва, 2006. — 225 с.
  143. , В.А. Профессионально-педагогическая подготовка учителя трудового обучения (опыт, проблемы, перспективы) // Профессиональная подготовка учителей трудового обучения. М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1976. — С. 20−24.
  144. , В.А., Тамарин, В.Э. Методическая культура учителя // Сов. Педагогика. 1990. — № 7. — С.82−88.
  145. Современный словарь иностранных слов. М., 1992. — 740 с.
  146. , А.Г. Работа руководителя с педагогическими кадрами. -М.: Высшая школа, 1985. 64 с.
  147. , Б.А. Система методической подготовки инженера-педагога // Психолого-педагогические проблемы инженерно-педагогического образования: Сб. науч. тр. Свердл. инж.-пед. ин-т, 1986. — С.47−55.
  148. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р.
  149. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М., 1983. 182 с.
  150. , П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в системе непрерывного социокультурного образования // Вестник высшей школы. 2003. — 32. — С. 7−12.
  151. , Э.В. Корпоративное обучение как одно из условий становления профессионально-педагогической компетентности преподавателей // Методист. 2009. — № 7. — С. 44−45.
  152. , М.С. Повышение квалификации педагогов как фактор совершенствования управления профессиональным педагогическим учреждением // Среднее профессиональное образование. 2007. — № 7. -С. 24−26.
  153. , К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед. соч.: В 6 т. Т. 5 / Сост. С. Ф. Егоров. М., 1990.-386 с.
  154. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 51 000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «Бакалавр»).
  155. , С.H. Профессиональная культура педагога // Педагогика. 2006. — № 2. — С. 65−70.
  156. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия. — 1989. — 815 с.
  157. , C.JI. Мониторинг профессионального становления членов педагогического коллектива // Педагогика. 2005. — № 5. — С. 59−64.
  158. , М.Н. Профессиональный образ мира как основание деятельности педагога / Педагогика. 2007. — № 6. — С. 60−63.
  159. , A.B. Определение общепредметного содержания ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // www.eiudos.ru / news / compet-dis. htm/.
  160. , A.A. Формирование правовой компетентности старших школьников: Дис.. .канд. пед. наук. Оренбург, 2000. — 204 с.
  161. , М.М. Комплексная оценка компетентности будущих педагогов // Педагогика. 2008. — № 7. — С.54−59.
  162. , С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С. 30−34.
  163. , С., Агапов, А. Компетентностный подход к образованию // Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. — № 3. — С.5−10.
  164. , С.Е., Агапов, И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 2. — С. 58−62.
  165. , В.А. Моделирование и философия.- М.- Л., 1986. 143 с.
  166. , Т.Т. Формирование у студентов педвузов ориентации на личностный подход в воспитании старшеклассников Текст. дисс. канд. пед наук / Т. Т. Щелина М. 1994 — 238с.
  167. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1998−2000. -т.1. — 454 с.
  168. Энциклопедический словарь.-М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-1118 с.
  169. , Л.Н., Шаршов, И.А., Копытова, Н.Е., Пронина, Л. А. Моделирование системы повышения квалификации преподавателей педвузов и колледжей // Педагогика. 2004. — № 3. — С. 60−68.
  170. , Л.В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности. М., 2003 147 с.
  171. , В.А. Обучение как процесс управления. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1988. — 169 е., с.25−26.
  172. Development and implementing local educational standards / Ed. by Meyers R. ERIC Clearing House on Assessment and Evaluation, 1998. 94 c.
Заполнить форму текущей работой