Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методические рекомендации для родителей и педагогов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методические рекомендации для родителей детей низкого уровня адаптации: приучайте ребёнка к посещению дошкольной образовательной организации постепенно, оставляйте его сначала только на несколько часов — до полудня. Затем постепенно увеличивайте это время, забирайте ребёнка после обеда, тихого часа, полдника. С самого начала посещения дошкольной образовательной организации мы советуем родителям… Читать ещё >

Методические рекомендации для родителей и педагогов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с поставленной задачей нами были разработаны методические рекомендации для родителей по проблеме адаптации по трём указанным выше направлениям:

  • * привыкание и соблюдение режима дня в детском саду;
  • • самостоятельное обслуживание;
  • • коммуникативные навыки в процессе игровой деятельности.

Для успешности реализации тесного сотрудничества нами были использованы рекомендации А. В. Найбауэр «Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду» [Ошибка! Источник ссылки не найден.] и Н. М. Сертаковой «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй» [45].

Мы опирались на такие работы, как: А. С. Галанова «Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей» [13]; З. В. Кощеевой «Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие» [28]. М. И. Лисиной «Формирование личности ребёнка в общении» [29]. Р. В. Овчаровой «Родительство как психологический феномен: учебное пособие» [35]. С. В. Теряевой «Организация коммуникативного пространства на основе доверительных отношений в системе „педагоги — дети — родители“: Монография» [47].

Рекомендации разработаны с учётом уровня адаптации детей к ДОО.

Методические рекомендации для родителей детей высокого уровня адаптации: приводить ребёнка лучше не к завтраку, а к прогулке. Никогда не пугайте ребёнка дошкольной образовательной организацией или педагогомвоспитателем, важно создавать у ребёнка положительный образ дошкольной образовательной организации, делайте положительный акцент на том, что ребёнку там будет интересно. Контактируйте с педагогами, узнавайте о состоянии здоровья и самочувствии своего ребёнка, о том, как он ведёт себя среди детей. Принцип единства диагностики и развития. Реализации психокоррекционной работы должна предшествовать стадия комплексного наблюдения.

Методические рекомендации для родителей детей среднего уровня адаптации: приучайте ребёнка к посещению дошкольной образовательной организации постепенно. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми, приучайте к играм со сверстниками, например, на детской площадке. Принцип взаимодействия с семьёй как с системой, имеющей свою структуру и динамику, взаимовлияние элементов. Проблемы адаптации ребёнка к условиям дошкольной образовательной организации могут возникнуть после праздников, каникул, а также при изменении каких-либо обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять сговорчивость, в сложных ситуациях можно вновь уменьшить время пребывания ребёнка в дошкольной образовательной организации, либо устраивать перерыв в середине недели. Принцип взаимодействия с семьёй как с системой, имеющей свою конструкцию и динамику, взаимообусловленность компонентов. Предполагает работу, направленную не только с ребёнком, но и с его родителями, которым также нужны изменения, чтобы направленность системной семейной группы к сохранению собственного постоянства не подавила позитивных сдвигов в одном из её элементов.

Методические рекомендации для родителей детей низкого уровня адаптации: приучайте ребёнка к посещению дошкольной образовательной организации постепенно, оставляйте его сначала только на несколько часов — до полудня. Затем постепенно увеличивайте это время, забирайте ребёнка после обеда, тихого часа, полдника. С самого начала посещения дошкольной образовательной организации мы советуем родителям находится вместе с ребёнком. Приводить надо ребёнка лучше не к завтраку, а к прогулке и оставлять ребёнка на прогулке без родителей, поскольку дети раннего возраста чувствуют себя более комфортно именно на улице, так как есть много возможностей, чтобы их завлечь. Обучайте ребёнка до посещения дошкольной образовательной организации навыкам самообслуживания. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми, приучайте к играм со сверстниками. Дайте ребёнку в дошкольную образовательную организацию его любимую игрушку, которая будет вызывать у него тёплые ассоциации с домом. Период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации проходят также родители и все члены семьи, поэтому членам семьи важно изучать свои чувства, осознавать их. При оценке соответствия уровня развития ребёнка возрастной норме и формулировании целей, необходимо учитывать особенности социальной ситуации развития, уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития.

И. А. Ивлева, И. Ю. Младик, О. В. Сафуанова предлагают следующие рекомендации родителям по адаптации ребёнка раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации:

  • • приучайте ребёнка к посещению дошкольной образовательной организации постепенно, оставляйте его сначала только на несколько часов — до полудня. Затем постепенно увеличивайте это время, забирайте ребёнка после обеда, тихого часа, полдника. С самого начала посещения дошкольной образовательной организации мы советуем родителям находится вместе с ребёнком. Помогите ребёнку почувствовать себя более уверенно, что бы снизить тревожность самих родителей по поводу пребывания своего ребёнка в дошкольной образовательной организации;
  • • приводить надо ребёнка лучше не к завтраку, а к прогулке и оставлять ребёнка на прогулке без родителей, поскольку дети раннего возраста чувствуют себя более комфортно именно на улице, так как есть много возможностей, чтобы их завлечь. Если у ребёнка не возникает проблем, через 1−3 недели переходите на обычный режим. Лучше не затягивать этот процесс, в противном случае ребёнок привыкнет к своему особому положению;
  • • обучайте ребёнка до посещения дошкольной образовательной организации навыкам самообслуживания. Совместные дидактические игры и упражнения:

«Оденем куклу Машу на прогулку».

«Разденем куклу Машу после прогулки».

«Туфельки поссорились — подружились».

«Сделаем из носочка гармошку».

«Покажем кукле Маше где лежат наши вещи».

«Уложим куклу спать».

«Поучим Машу застёгивать пуговицы».

«Покажем, как нужно складывать одежду перед сном».

«Научим Машу складывать вещи в раздевальном шкафчике».

«Научим Машу умываться».

Игровые ситуации:

«Как петушок разбудил утром детей».

«Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке».

Так же, облегчить ребёнку привыкание помогут некоторые несложные приёмы.

Например, Саше нужно принести с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно. Фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившей Маше;

  • готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми, приучайте к играм со сверстниками, например, на детской площадке;
  • • никогда не пугайте ребёнка дошкольной образовательной организацией или педагогом-воспитателем, важно создавать у ребёнка положительный образ дошкольной образовательной организации, делайте положительный акцент на том, что ребёнку там будет интересно;
  • • дайте ребёнку в дошкольную образовательную организацию его любимую игрушку, которая будет вызывать у него тёплые ассоциации с домом;
  • • контактируйте с педагогом, расспрашивайте его о состоянии здоровья и самочувствии своего ребёнка, о том, как он ведёт себя среди детей раннего возраста. Не забудьте оповестить воспитателя, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его играм, занятиям и успехам;
  • • создайте ритуал утреннего прощания с ребёнком, договоритесь заранее с ребёнком, например, о том, что вы махнёте ему ручкой в окошко и пошлёте воздушный поцелуй, так ему будет легче отпустить вас. И конечно, хвалите его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно;
  • • период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации не проходит безболезненно также и для родителей и всех членов семьи, поэтому всем им важно изучать свои чувства, осознавать их. Важное условие благоприятного продолжения этого периода — отказ от чувства вины. Возвращаясь домой поговорите с ребёнком, узнайте, что было хорошего в этот день, а что не очень получалось, чем занимались ребята, с кем ты играл, что узнал нового. Проанализируйте время которое проводите вместе с ребёнком, ведь дело не в количестве часов, а в понимании ваших взаимоотношений. Они могут быть более тёплыми, если вы расскажете друг другу что-то новое;
  • • проблемы адаптации ребёнка к условиям дошкольной образовательной организации могут возникнуть после праздников, каникул, а также при изменении каких-либо обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять сговорчивость, в сложных ситуациях можно вновь уменьшить время пребывания ребёнка в дошкольной образовательной организации, либо устраивать перерыв в середине недели [20].

Основа коррекционно-развивающей работы заложена в ряде норм, которых следует придерживаться при создании рекомендаций:

  • • учитывать возрастные и индивидуальные психологические особенности детей раннего возраста, а также состояние его здоровья, предусматривающий скоординированные требования соответствия хода психического и личностного развития ребёнка нормативному развитию, с одной стороны, и признание факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности — с другой;
  • • при оценке соразмерности уровня развития ребёнка возрастной норме и прогнозировании целей, необходимо учитывать особенности социальных условий развития, уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития;
  • • единство диагностики и развития. Выполнению психокоррекционной работы должен предшествовать стадия комплексного наблюдения;
  • • единство сознания и деятельности. Психолого-педагогическая работа должна осуществляться через организацию направленного вида деятельности ребёнка;
  • • патогенетический подход. Предполагает переформатирование всех механизмов отношения со стороны родителей, коррекцию их ненормальных реакций и модель поведения, помочь ребёнку в разумном разрешении (или смягчении) психотравмирующей ситуации;
  • • психогигиенический принцип в работе с ребёнком. Учитываются дозирование нагрузки, чередование видов деятельности и проведение релаксационных пауз, целесообразное распределение эмоциональной нагрузки во время проведения занятий. Предполагается создание благоприятного эмоционального фона для детей во время проводимых с ними занятий;
  • • гуманистический подход. Предполагает взаимодействие с родителями и ребёнком, направленное на создании климата взаимного доверия;
  • • взаимодействие с семьёй как с системой, имеющей свою структуру и динамику, взаимовлияние элементов. Предполагает работу, направленную не только на ребёнка, но и на его родителей, которым также необходимы изменения, чтобы тенденция системной семейной группы к сохранению собственного постоянства не подавила позитивных сдвигов в одном из её компонентов;
  • • установить благоприятные отношения с воспитателями;
  • • доброжелательный стиль общения с воспитателями;
  • • сотрудничество с воспитателями.

Таким образом, соблюдение рекомендаций по адаптации родителями будет способствовать её более быстрому процессу.

Работа с родителями должна быть направлена на расширение возможностей понимания своего ребёнка, навыков снятия психоэмоционального напряжения, тревожности. Целесообразным является расширение социальных контактов ребёнка. Работа с родителями была направлена на выработку новых навыков взаимодействия с ребёнком, положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, активизацию коммуникаций в семье. Этап адаптации, имеет свою задачу, развитие познавательной и игровой деятельности ребёнка. Работа с родителями в данном случае должна быть направлена на формирование навыков совместной игры с ребёнком, расширение возможностей сотрудничества с ним.

Личностно-ориентированная педагогика провозглашает идеи партнёрского общения двух равноправных субъектов, что подразумевает двусторонность этого процесса.

Для полноценного психического и физического развития ребёнка раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации важно конструктивное взаимодействие воспитателей и родителей, поскольку личность воспитателя является эталоном морали и правил для ребёнка данного возраста наряду с родителями. Но как показывает практика иногда обучение в дошкольной образовательной организации идёт в разрез не только с мнением родителей, но и воспитанием в семье. Поэтому важно изучение особенностей взаимодействие педагога с родителями в период адаптации ребёнка раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Незаменимым условием благополучной адаптации ребёнка раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации является договорённость в действиях родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и дошкольной образовательной организации. Совместные требования родителей и педагогов, соблюдение распорядка дня, скрупулёзный гигиенический уход, безупречная организация самостоятельной деятельности и игр, занятий создают работоспособную атмосферу для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной адаптации к условиям дошкольной образовательной организации.

Итак, непременным условием для плодотворного руководства процессом привыкания детей к дошкольной образовательной организации является взвешенная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребёнка, отвечающая потребностям, которые определяют его поступки.

Родители смогли оценить степень готовности ребёнка к новым жизненным условиям на базе своих наблюдений и семейного опыта и предупредить возможные сложности.

Для того чтобы родителям помочь ребёнку адаптироваться к ДОО, нужно:

  • • стараться наращивать круг общения ребёнка, помочь ему перебороть свой страх перед чужими для него людьми, концентрировать внимание ребёнка на действия и поведение взрослых людей, высказывать одобрительное отношение к ним;
  • • научить ребёнка разбираться в игрушках: демонстрировать сюжетный показ, совмещать свои действия с действиями ребёнка, задействовать его в игру;
  • • расширять подражательность в действиях: «покружим, как птички, поскачем как зайчики»;
  • • научить подходить с просьбой к другому человеку, предлагать свои игрушки, сочувствовать плачущему ребёнку;
  • • не выражать сожаление о том, что приходится водить ребёнка в дошкольную образовательную организацию. Многие родители наблюдают такую картину, ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например, не может самостоятельно принимать пищу. Они

настораживаются и не водят его в детскую дошкольную организацию. Происходит это потому, что родители не готовы расставаться со своим ребёнком;

• готовить ребёнка к самообслуживанию, хвалить ребёнка если тот самостоятельно пытается совершить какие-то действия;

К приходу в дошкольную образовательную организацию ребёнок должен уметь:

  • • садиться на стул без помощи постороннего;
  • • пить из чашки;
  • • пользоваться ложкой во время еды;
  • • без проблем одеваться, и умываться, брать пример с родителей.

Так же нельзя забывать об индивидуальных возможностях ребёнка.

Не забывайте постоянно поощрять ребёнка, оценивайте положительно хотя бы попытку выполнения задания.

На этапе адаптации важно наблюдать за утомлением или перевозбуждением ребёнка, постоянно поддерживать уравновешенное состояние детей.

Для этого не увлекайтесь людными местами, старайтесь избегать дома шумных компаний, не загружайте ребёнка обильной новой информацией, придерживайтесь спокойной обстановки.

Так как новый образ жизни ребёнка меняется, то меняется и всё его окружение: обстановка, режим, окружающие взрослые и дети. В связи с этим очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребёнка в ДОО готовились и знали, как можно больше о его привычках и старались создать условия схожие с домашними (например, почитать ребёнку перед сном, убраться после игр, поиграть в настольные игры).

Ваш ребёнок обязательно справится с переменами в жизни, если родители будут спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Встречать ребёнка с улыбкой при встрече, говорить с ним ласково и нежно: я по тебе скучала; как хорошо, что мы вместе. Обнимайте ребёнка, гладьте его по голове.

Уверенность и спокойствие ребёнку придаёт регулярность, методичность и планомерность его жизни, точное соблюдение режима.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой