Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ценностно-смысловая сфера личности как фактор продолжения обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показывают исследования Н. Л. Москвичёва (2000г.) в настоящее время лидирующими ценностями у молодых людей является любовь, духовная и физическая близость с любимым человеком и уверенность в себе. На последнем месте стоят ценности, которые условно можно было бы назвать отвергаемыми. Это: общественное признание и уважение товарищей по работе; красота природы и искусства; счастье других… Читать ещё >

Ценностно-смысловая сфера личности как фактор продолжения обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прежде всего, необходимо рассмотреть, что представляют собой основные понятия данной темы: ценности и смысл.

По словам В. Франкла, есть «смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями"[49]. Смыслы в различных школах и направлениях охватывают широкий спектр функционирования человека и выражаются в таких понятиях, как смысл действия, деятельности, поведения, жизни, существования. В связи с этим, выделяют следующие понятия: ситуативный смысл, жизненный смысл (жизненная необходимость), смысл жизни (развитие и стремление), смысл бытия (сверхсмысл). Смысловая сфера представляет собой сложную структуру, несводимую к однотипным элементам. Её составляющие отличаются различным уровнем осознанности, динамикой изменений и спецификой воздействия на поведение. В смысловой сфере выделяют такие структуры, как личностный смысл, смысловая установка, смысловая диспозиция, личностная ценность, смыслообразующий мотив, смысловой конструкт. В ряде психологической литературы система ценностных ориентаций определяется как содержательная сторона направленности личности и составляет основу её отношений, ядро мотивации, жизненной концепции и смысла жизни, представляет собой одну из центральных характеристик личности, и тем самым оказывают существенное влияние на все стороны её жизнедеятельности. В отечественной науке категория ценности стала предметом философского осмысления, начиная с 60-х годов 20 в., когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизма. Проблемой же ценностно-смысловой сферы личности стало популярно заниматься совсем недавно, и связано это с трансформационными процессами российского общества начала 90-х годов 20 в.

Система ценностных ориентаций личности рассматривается в отечественной науке как регулятор поведения и деятельности личности в наиболее значимых ситуациях её социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т. е. к обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов [17]. То есть, ценностно-смысловая сфера личности — это регулятор поведения человека. В то же время динамика изменений смысловой сферы тесно связана с жизненным путём личности. Те обстоятельства, с которыми человек сталкивается на протяжении своей жизни, влияют на формирование ценностно-смысловой сферы личности.

Проблемами типологии систем ценностных ориентаций личности занимались такие ученые как Н. А. Бердяев, который выделял духовные, социальные и материальные ценности, В. П. Тугаринов (духовные — образование, наука, искусство; общественно-политические — свобода, братство, равенство, справедливость; материальные — техника и материальные блага), Д. А. Леонтьев (общественные идеалы, предметные ценности и личностные ценности), В. Ф. Сержантов (материальные и духовные), О. Г. Дробницкий (предметные ценности и ценности сознания).

М. Рокич разделяет ценности на основе противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств, соответственно он выделяет два класса ценностей: 1. Терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться.

2. Инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер. Д. А. Леонтьев среди терминальных ценностей выделил следующие противоположенные «блоки»:

  • 1. Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) — ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).
  • 2. Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) — ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).
  • 3. Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) — ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).
  • 4. Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) — пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Среди инструментальных ценностей Д. А. Леонтьев выделяет следующие дихотомии:

  • 1. Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) — ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) — ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).
  • 2. Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) — конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) — альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов).
  • 3. Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) — ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).
  • 4. Интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) — ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Методика изучения ценностных ориентаций разработанная М. Рокичем была использована нами в экспериментальной части дипломной работы для изучения особенностей ценностно-смысловой сферы личности людей, продолжающих обучение.

В исследованиях М. С. Яницкого предлагается модель развития системы ценностных ориентаций личности, в которой выделяется три основных процесса: адаптация (устранение тревоги и поддержание баланса в системе человек — среда посредством модификации ценностных ориентаций), социализация (внутреннее принятие ценностей значимых для других), индивидуализация (выработка собственной, автономной системы ценностей).

Данные процессы реализуются, соответственно, посредством психологических защитных механизмов устранения тревоги, механизмов идентификации и интернализации. Процессы адаптации, социализации и индивидуализации определяют формирование «защитного», «заимствованного» и «автономного» уровней, или «пластов» системы ценностных ориентаций [51]. Ценности адаптации представляют собой направленность на устранение тревоги по поводу физической и экономической безопасности, на сохранение достигнутого. Ценности социализации, обусловлены ориентацией на других людей, на интеграцию в обществе, на достижение определённого социального статуса. Ценности индивидуализации, соответствуют направленности на развитие, на самоактуализацию и имеющие скорее автономный характер.

Модификация методики Р. Инглхарта для изучения ценностной структуры массового сознания, предложенная М. С. Яницким, использована в экспериментальной части дипломной работы и построена на вышеописанной теории. Исследуя проблему типологии систем ценностных ориентаций, необходимо брать во внимание то, что любая дифференциация людей на основе их ценностных ориентаций является условной, так как система ценностей человека изменчива (развитие личности, меняющаяся социальная среда).

Формирование ценностных ориентаций — это длительный и сложный процесс, происходящий под воздействием непосредственного социального окружения и общих социальных условий. Таким образом, ценностные ориентации отдельной личности представляют собой специфическое сочетание общественных ценностей, которые человек усваивает из общественного сознания своей эпохи, класса, народа и ближайшего окружения. Различия в системе ценностных ориентаций людей зависят от многих факторов. Как показывают исследования (Д.А. Леонтьев, О. Э. Калашникова, 1993), они оказываются связанными с уровнем материальной обеспеченности. В частности, при повышении уровня дохода повышается ранг таких ценностей, как жизненная мудрость, ощущение успеха, любовь, и снижается — таких, как материальная обеспеченность, терпимость, аккуратность, готовность помочь, чуткость. С повышением уровня дохода, а также в более старшем возрасте уверенность в собственных силах и осознание собственной компетентности, с одной стороны, а также признание ограничений и установление адекватного уровня притязаний на основе жизненного опыта, с другой стороны, обеспечивают ощущение целостности и удовлетворённости. Человек перестаёт верить в чудо и его действия во всех сферах деятельности, касается ли это семейной жизни или работы, и мотивирует это разумной установкой: «мой успех напрямую связан с тем, сколько сил я готов затратить на его достижение». В тоже время есть люди, у которых отсутствуют эти изменения в мотивационной системе, нежелание найти приемлемое соотношение между желаемым и достигнутым к 40 годам приводит к ощущению пустоты и бессмысленности своего существования. Наиболее заметны различия в системе ценностей у представителей разных возрастных категорий, а также возрастные изменения в системе ценностей мужчин и женщин. Если у мужчин в 20−23 года на первом месте стоят творчество и работа, то в 30−33 года — семья, здоровье и материальная обеспеченность. Для женщин 20−23 лет характерна ценностная ориентация на любовь и создание семьи, а для 30−33-летних-семья, уверенность в себе и творчество. Особый интерес представляет зрелый возраст (30−40 лет). Так, переход через порог 30-летия, на который мужчины и женщины реагируют по-разному, отмечается пересмотром жизненных целей, планов и ценностей.

Для мужчин в это время характерна смена работы или изменение образа жизни, но их сосредоточенность на работе и карьере не меняется. Наиболее частым мотивом добровольного ухода с работы является неудовлетворенность чем-то на данном производстве. При этом на первом месте стоит неудовлетворённость именно работой: производственной обстановкой, напряжённостью труда, заработной платой и т. д. Если неудовлетворённость работой возникает вследствие стремления добиться лучшего результата, то это только способствует совершенствованию самого работника.

У женщин во время перехода возраста 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

Таким образом, происходит изменение системы ценностей, а на основе этого — смена мотивационных установок. Действительно, если сравнить системы ценностей людей 20−23 и 35лет, можно увидеть определённые различия.

Как показывают исследования Н. Л. Москвичёва (2000г.) в настоящее время лидирующими ценностями у молодых людей является любовь, духовная и физическая близость с любимым человеком и уверенность в себе. На последнем месте стоят ценности, которые условно можно было бы назвать отвергаемыми. Это: общественное признание и уважение товарищей по работе; красота природы и искусства; счастье других и отсутствие обязанностей. Исследования, проводимые ранее, показывали более типичную картину в системе ценностей молодёжи, а также их ориентацию на профессиональную направленность. Для студентов 80-х годов ведущими ценностями были интересная работа, хороший коллектив и повышение квалификации. В настоящее время эти ценности переместились на второй план, пропустив вперед ценности интимно-личностного характера.

Для людей, перешагнувших порог 30-летия, важной ценностной ориентацией становится семья. Любовь как ценность уступает первое место счастливой семейной жизни, перемещаясь по рангу в группу предпочитаемых ценностей. С возрастом снижается, но остается значимой ценность наличия друзей. Также остаются стабильными ценности, связанные с работой (интерес к ней, хороший коллектив, повышение квалификации). К 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненные цели и уровень притязаний. Содержание и структура ценностных ориентаций человека зависит от социально-исторического развития общества. Если в недалёком прошлом (80-е годы 20 в) приоритетными ценностями были (помимо — семьи) успешная работа в трудовом коллективе, наличие наград за успехи в работе и т. п. Другими словами в до перестроечное время обществу были присущи ценности коллективистического характера, то сегодня доминируют индивидуалистические ценности.

Таким образом, мы рассмотрели влияние различных факторов на формирование, изменение и различие ценностно-смысловой сферы личности. Мы выяснили, что система ценностей отличается у людей в зависимости от их возраста, половой принадлежности, материальной обеспеченности и того исторического отрезка, в котором они живут. Каждый взрослый человек оказывается подверженным влиянию этих факторов и на основе этого у него формируется та или иная система ценностей.

И так, первая глава данной дипломной работы была посвящена теоретическому исследованию особенностей ценностно-смысловой сферы личности как фактора выбора адаптационной стратегии. Можно сделать следующие выводы.

Современное российское общество представляет собой совокупность различных социальных слоёв и групп. Социальные слои российского общества обладают разным адаптационным потенциалом, т. е. не одинаковой способностью включатся в формирование новых общественных институтов, участвовать в их развитии и укреплении, использовать их в своих интересах, активно адаптироваться к меняющейся реальности и в результате улучшать, или хотя бы сохранять свой статус. Наиболее адаптированными социальными слоями считаются высшей и средней слои, менее адаптированные — базовый и низший слои.

В качестве одного из факторов определяющего успешность адаптации, выступает наличие высшего образования. Отсюда стремление представителей базового слоя получить высшее образование и таким образом адаптироваться к современным условиям жизни, что касается представителей высшего и среднего слоев, то здесь большая часть людей уже имеет образование, способствующее их благоприятному существованию в верхних слоях общества.

На выбор деятельности, также как и на выбор адаптационной стратегии личности, огромное влияние оказывают помимо внешних факторов, внутри — личностные характеристики человека. В частности ценностно-смысловая сфера личности. Относясь к одному и тому же социальному слою, далеко не все его представители решают повысить свой образовательный уровень. Основная причина этого вовсе не возраст или определённая сфера занятости, а особенности строения ЦССЛ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой