Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что отдельные направления поставленной нами проблемы находили своё отражение в печати. В науке накоплен достаточно серьёзный потенциал, позволяющий повысить уровень развития обособленно как познавательных активности так и творческой. Вместе с тем, при анализе научных источников выяснилось, что проблема условий развития творческой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ теоретических и практических основ развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 1. Сущностьтворческой познавательной активности
    • 1. 20. собенности развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
    • 1. 3. Опыт руководства развитием творческой познавательной активности в педагогической теории и практике ДОУ
  • Глава 2. Опытно — экспериментальная проверка эффективности психолого-педагогических условий развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 1. Конструирование модели развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 2. Организация и методика исследования развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 3. Анализ результатов исследования эффективности модели развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Разрешать возникающие в России социально-экономические противоречия способен активный человек, выступающий в качестве субъекта культуры. Условием становления такого человека является свободное развитие его активного потенциала, заложенного природой. Творческая познавательная активность начинает проявляться уже в дошкольном возрасте, являющемся фундаментальной ступенью в развитии личности. В связи с тем, несомненно, важным представляется, вовремя обратить на это внимание, иобуславливает необходимость совершенствования деятельности дошкольных образовательных учреждений по организации процесса её развития. Развитие творческой познавательной активности детей дошкольного возраста имеет особое значение в настоящее время, характеризующееся расширением информационного пространства. Увеличение информации требует сформированное&tradeу ребенка таких качеств, которые позволят ему выходить за рамки заданных требований и находить оригинальные решения для осуществления собственного замысла.

Старший дошкольный возраст является предшествующей ступенью школьного обучения, предъявляющего высокие требования к познавательному аспекту развития творческой познавательной активности. Проявление творчества в познании как способности действовать в умственном плане начинается уже в старшем дошкольном возрасте. Однако, условия успешного развития творческой познавательной активности в педагогическом процессе у детей старшего дошкольного возраста остаются пока еще, в полной мере, не определёнными.

Проведенный анализ состояния развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста показал, что дошкольники не стремятся действовать во внутреннем плане, не всегда могут сообщить о способах своей познавательной деятельности, недостаточно оригинальны в замыслах. В этой связи исследование психолого-педагогических проблем развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста позволит не только понять особенности развития этого процесса, но и решить сложные и актуальные проблемы, существующие в организации педагогического процесса, направленного на ее развитие.

Проблеме развития творческой познавательной активности посвящено значительное количество работ в философии, психологии и педагогике.

Методологические основы творческого познания окружающей действительности представлены в работах философов и психологов Г. С. Батищева, Л. С. Выготского, А. М. Коршунова, С. Л. Рубинштейна, В. Н. Филиппова. Г. С. Батищев определил функционально-деятельностный аспект познания. Л. С Выготский создал теорию опосредованного развития сознания, согласно которой средством развития творчества является воображение. А. М. Коршунов обратил внимание на принцип активности отражения в психике действительности. С. Л. Рубинштейн обосновал функционально обусловленный подход к развитию психике человека.

B.Н.Филиппов разработал исходный принцип столкновения интеллекта с противоречием знания.

Теоретические основы проблемы активности представлены в трудах ведущих философов психологов и педагогов (К.А.Абульхановой-Славской,.

C.В.Герасимова, М. И. Лисиной, А. М. Матюшкина, Я. А. Понамарёва, Т. И. Шамова, Г. И.Щукина). А. М. Матюшкин определил виды познавательной активности и её структуру. К.А.Альбуханова-Славская и М. И. Лисина проанализировали соотношение понятий познавательная активность и познавательная деятельность. С. В. Герасимов решил проблему взаимосвязи познавательной активности и понимания, показавших неразрывную связь деятельности и активности. Т. ИШамова и Г. И. Щукина обращают внимание на то, что познавательная активность проявляется в отношении к познавательной деятельности. Я. А. Понамарёв разработал механизм развития творческой активности человека.

Особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста изучены нами в работах Р. Буре, Д. Б. Годовиковой, Л. Р. Голубевой, С. А. Козловой, В. А. Петровского, Н. Н. Подъякова, в которых охарактеризованы основные черты, свойственные познавательной активности дошкольников, динамика её протекания и направленность.

В работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. Е. Кравцовой, О. М. Дъяченко указывается, что основным познавательным процессом, обеспечивающим развитие творчества дошкольника является воображение.

В исследованиях проблемы познания ребенка старшего дошкольного возраста ярко прослеживается идея опосредованного и образного характера развития мышления, что отражено в работах Л. С. Выготского, Л. А. Венгера, С. А. Лебедевой, Н. Н. Подъякова, Е. Е. Сапоговой. Вместе с тем, в работах Я. А. Понамарева, Н. А. Менчинской указывается на то, что ребенок старшего дошкольного возраста способен осуществлять решение познавательной задачи во внутреннем плане.

Исследование условий развития творческих способностей детей представлены как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Отечественные ученые А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, Т. П. Казакова,.

B.Кручевкий, В. Синельникова, Д. Б. Менджерицкая, Н. В. Седж и др. указывают на то, что творческие способности дошкольников развиваются в различных видах деятельности свойственной данному возрастному периоду.

А.Страунингом, М. Шустерманом и др. предпринята попытка разработать методический аспект проблемы развития творческой активности в познании, ими была адаптирована для дошкольного возраста теория рационализаторства и изобретательности.

Ведущими педагогами и психологами Л. А. Венгером, О. М. Дъяченко, Т. Н. Дроновой, С. Г. Якобсон, Г. Г. Кравцовым, Е. Е. Кравцовой,.

C.Л.Новоселовой, Л. Ф. Обуховой, Л. А. Паромоновой, К. В. Тарасовой, В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной созданы программы, построенные в рамках различных научных школ, ориентирующие практику дошкольного образования на максимальное развитие личности, деятельности и способностей ребенка дошкольного возраста.

В работах Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, И. Я. Лернера, Г. П. Щедровицкого анализируется соотношение понятий развитие и обучение.

В исследованиях Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Лефевра, М. В. Кларина, В. А. Петровского, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман, Р. Бернса, представлены идеи авторов, рассматривающих познавательную рефлексию, ее сущность, функции, процессы, возрастную специфику проявления.

Динамика развития творческой познавательной активности представлена в работах Я. А. Понамарева, Д. Б. Богоявленской, Д. Б. Годовиковой, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцовой.

Вместе с тем анализ научной литературы показал, что проблема развития творческой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, хотя и затрагивалась в научных исследованиях, но не подвергалась всестороннему и целостному специальному изучению. До последнего времени в научно-педагогической литературе практически отсутствовали исследования, специально посвященные вопросам развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, в которых были бы представлены педагогические условия развития её через овладение содержанием образования и построение способов овладения этим содержанием. Таким образом, наметилось противоречие, возникающее между низким уровнем развития творческой познавательной активности ребёнка и недостаточной разработанностью педагогических условий её развития.

Указанное противоречие определило проблему исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. В связи с чем целью исследования стала разработка модели развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и создание на её основе методических рекомендаций.

Объект исследования — педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования — процесс развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1 .Проанализировать и обобщить теоретические основы и практические предпосылки развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в теоретических источниках и практическом опыте;

2. Сконструировать модель развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;

3.Провести опытно-экспериментальную проверку представленной модели развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с точки зрения соответствия их критериям оптимальности.

4.Разработать и внедрить в практику методические рекомендации по развитию творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

В основу исследования положена гипотеза согласно которой процесс развития творческой познавательной активности будет протекать более успешно, если:

— усвоение содержания дошкольного образования осуществить через компоненты личностно-ориентированной парадигмы образования (аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный);

— построение процесса усвоения содержания образования будет происходить при помощи мотивационного напряжения, поисковой доминанты, способности действовать во внутреннем плане;

— над процессами усвоения содержания образования и построения этого усвоения надстроится рефлексия;

— организовано педагогическое взаимодействие посредством четырех взаимопроникающих этапов: мотивационного, обогащения чувственной сферы, принятия и решения проблемы, рефлексивного, предполагающих наличие специально разработанных задач, методов, форм и ожидаемого результата развития творческой познавательной активности. Методологическую основу исследования составили: -на общефилософском уровне: диалектико-материалистическое учение о развитии познания как закономерном процессе движения от чувственного восприятия к абстрактно-логическому мышлению, а затем к практике;

— на общенаучном уровне: теоретические основы моделирования как метода научного исследованиясистемный подход;

— на конкретно-научном уровне: личностный подход, предполагающий ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как главный критерий его эффективностидеятельностный подходположения о творчестве как об активности, о внутреннем единстве процессов усвоения знаний и умственных и практических действийо сочетании в образовательном процессе готового знания, примера образца и элементов поискасоотношения воспроизведения и творчества в познавательной деятельности ребёнка.

Методы исследования определены целью и задачами исследования. Значительное место среди них занимал теоретический анализ психолого-педагогических фактов и явлений. Изучение и теоретический анализ философской психолого-педагогической литературы, моделирование, педагогический эксперимент, беседа, тестирование, методы математической статистики.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали: дошкольные образовательные учреждения г. Барнаула № 186. № 217, № 207.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап — предварительный (1995;1996) — изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследованияосмысление теоретических и методологических положений исследованияопределение объекта и предмета исследованияформулирование гипотезы и задачразработка программы опытно-экспериментальной частиотбор методов исследованияпроведение констатирующего экспериментаанализ материалов констатирующего эксперимента.

Второй этап — теоретико-экспериментальный (1997;1998) предусматривал разработку модели развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и её методического обеспечения, а так же их апробацию, фиксирование, обоснование и практическую проверку методического обеспечения модели развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Контрольная диагностика и коррекция получаемых данных формирующего этапакомпьютерно-статистическая обработка результатов.

Третий этап — описательно-итоговый (1998;1999) — анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных результатов, оформление проведенного исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём разработана модель развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, в которой синтезированы внешние и внутренние условия, обеспечивающие протекание этого процессаопределены основные этапы методического обеспечения модели их задачи, методы, формы и предполагаемый результат.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нём о ность творческой познавательной активности, описаны особенности её развития у детей старшего дошкольного возраста, обобщён опыт руководства развитием творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что с учетом зафиксированных условий разработаны, апробированы и внедрены в учебный процесс ДОУ методические рекомендации по развитию творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Созданы методики для диагностики развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлены теоретической и практической обоснованностью исходных методологических позицийприменением комплекса методов адекватных предмету и задачам исследованиярепрезентативностью объема выборкииспользованием методов математической статистики и статистической значимостью экспериментальных данных.

Положения выносимые на защиту.

— усвоение содержания образования осуществляемое в логике личностно-ориентированного образования приводит не только к усвоению социального опыта, но и к развитию творческой познавательной активности в целом;

— построение процесса усвоения содержания образования на основе мотивационного напряжения, поисковой доминанты, внутреннего плана действия с надстраиванием над этими операциями рефлексии приводит к повышению уровня развития изучаемого феномена;

— педагогическое взаимодействие осуществляемое посредством следующих этапов: мотивационного, обогащения чувственной сферы ребенка, постановки и решения проблемы, рефлексивного, в каждом из которых специфично отражаются цели, методы формы позволяет развивать творческую познавательную активность в педагогическом процессе ДОУ.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования излагались на конференции проводимой в рамках Герценовских чтений «Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста» (1997, Санкт-Петербург), на Международной научно-практической конференции «Пути формирования нравственных основ личности школьника» (1997, Барнаул), на межвузовской научной конференции «Ненасилие как условие развития творческой личности» (1997, Елец), на педагогических чтениях «Развитие личности, проблемы непрерывного образования» (1997, Новосибирск), на научно-практической конференции «Наука — городу Барнаулу» (1999, Барнаул), на научно-методической конференции «Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального школьного образования на пороге третьего тысячелетия» (1999, Барнаул).

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения и составляет 133 страницы. В работе приведено 12таблиц, 5рисунков. Библиография включает 224 источника.

Заключение

.

Решать сложные задачи, возникающие перед обществом в целом и отдельным индивидом способна творческая личность, максимально реализующая свой природный потенциал. Истоками развития творческой активности человека является дошкольный возраст. В связи, с чем психолого-педагогической науке следует обратить особое внимание на изучение этого периода в жизнедеятельности человека.

Развитие творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста представляет собой сложный динамичный процесс, обусловленный педагогическим процессом. В выполненном исследовании представлен один из возможных вариантов развития творческой познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ.

Конструированию модели развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста предшествовал анализ современного состояния затронутой проблемы в педагогической и психологической теории и практики.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что отдельные направления поставленной нами проблемы находили своё отражение в печати. В науке накоплен достаточно серьёзный потенциал, позволяющий повысить уровень развития обособленно как познавательных активности так и творческой. Вместе с тем, при анализе научных источников выяснилось, что проблема условий развития творческой познавательной активности еще не выступала самостоятельным исследованием, и требует специального её изучения. Анализ литературы обнаружил, что к исследованию поставленной проблемы обращались в большей мере психологи, а работы педагогической научной школы затрагивают вопросы развития творческой познавательной активности у детей школьного возраста.

В исследовании проблемы развития творческой познавательной активности авторы единодушно указывают на необходимость организации этого процесса в ведущем для данного возраста виде деятельности. В проанализированных работах указывается, что усвоение содержания образования, возможно, осуществлять на основе имеющихся у человека способностей. А сам процесс развития рассматривается как динамика способностей. Однако комплексного исследования развития творческой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста путем построения усвоения содержания образования, таким образом, чтобы само усвоение осуществлялось во внутреннем плане деятельности, симулируемом мотивационным напряжением и регулируемое поисковой доминантой, не осуществлялось.

Проведенный анализ теоретических источников показал, что в решение творческих и познавательных задач активно включается рефлексия, наличие которой обнаруживается уже у детей старшего дошкольного возраста. Однако рассмотренные технологии развития творческих и познавательных процессов недостаточно используют ее возможности.

В настоящем исследовании представлен опыт разработки модели развития творческой познавательной активности. Разработанная модель процесса развития творческой познавательной активности в условиях функционирования старших групп ДОУ, в ходе своей апробации показала необходимость проектирования процесса развития творческой познавательной активности, а также подтвердила объективность сформулированных в гипотезе положений.

Результаты теоретического анализа и опытно экспериментальной проверки позволили сделать следующие выводы. Успешность развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста позволяют обеспечить следующие условия:

1 .Творческая познавательная активность детей старшего дошкольного возраста не только участвует в усвоении содержания образования, но и выстраивает этот процесс.

2.Построение процесса усвоения содержания образования необходимо осуществлять при помощи мотивационного напряжения, поисковой доминанты, способности действовать во внутреннем плане.

3.Разрешение в процессе развития внутренних и внешних противоречий, возникающих между уровнем развития способности и степенью активности ребёнкамежду коллективным характером обучения и индивидуальным характером развития способностимежду усвоенными стереотипами прошлого опыта и требованиями новых условиймежду объективно верным отражением в знаниях окружающей действительности и субъективно неизбежным восприятием и переживанием этой действительности, является движущей силой, обеспечивающей динамику творческой познавательной активности.

4. Включение в содержание дошкольного образования компонентов личностно-ориентированной парадигмы образования (аксиологического, когнитивного, деятельностно-творческого, личностного), позволяет усвоить социальный опыт, и развить творческую познавательную активность детей.

5. Надстраивание рефлексии над процессами усвоения содержания образования и построения этого усвоения, помогает дошкольнику осознавать то, что он знает и умеет, и при этом выделять необходимый способ усвоения и построения этого усвоения на основе самооценки развития творческой познавательной активности.

6.Соблюдение принципов интеграции и координации внутренних и внешних условий развития творческой познавательной активности дошкольников, педагогической поддержки развития творческой познавательной активности, последовательности и дифференциации взаимодействия педагога с детьми, диалогичности позволяет учитывать основные требования к осуществлению педагогического процесса направленного на развитие творческой познавательной активности.

7.0рганизация педагогического взаимодействия посредством четырех взаимопроникающих этапов: мотивационногообогащения чувственной сферыпринятия и решения проблемырефлексивного, с использованием специализированных форм и методов при прогнозировании предполагаемого результата и реализуемые в игровой деятельности, обеспечивает активизацию познания и творчества.

Таким образом, полученные результаты исследования процесса развития творческой познавательной активности позволяют считать его задачи решенными, а гипотезу подтвержденной.

Проведенное исследование не раскрывает всех вопросов, связанных с развитием творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения. Сделанные выводы вводят нас в круг нерешенных проблем, изучение которых диктуется растущими потребностями теории и практики дошкольного образования. Остаются нерешенными проблемы индивидуализации процесса развития творческой познавательной активности детей дошкольного возраста, рассмотрение процесса развития как процесса саморазвития, организации педагогической поддержки развития творческой познавательной активности. Определенный интерес представляют поиск средств развития творческой познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. С решением этих и других проблем мы связываем перспективы нашего дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Хозиева В. Б. Макраме как форма продуктивной деятельности дошкольника// Журнал практического психолога. — 1997. -№ 6. С. 113−122.
  2. Абульханова Славская К. А. Активность и развитие личности. -М. 1989. С. 113−114.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М. Изд-во «Мысль», 1991. -С.76−126.
  4. Ю.П. Сто тайн детского развития. -М.: ИВА, 1996. -479с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. -JL, Изд-во JI. ун-та, 1968. -339с.
  6. В., Стеркина Р. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе //Дошкольное воспитание. -1991. -№ 4. -С. 33−37.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: университетское. 1990. -559с.
  8. Ш. А. Здравствуйте дети! Пособие для учителей. -2-е Изд-во -М: Просвещение. 1988. -207с.
  9. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвилли. 1996. -494с.
  10. В.Р. Опыт инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогика. 1998. № 1. С. 23−28.
  11. П.Артёмьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. -М.: Наука, 1977. -184с.
  12. О.В. Творчество: свобода и необходимость. (Сущность творчества. Пути повышения творческой активности) -М., 1995. 105с.
  13. И.Ашафагова JI.M. Педагогические основы процесса формирования культуры домашнего учебного труда младших школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 1998. -16с.
  14. М.Батищев Г. С. Творчество с собственно филосифской точки зрения. -Наука и творч-во. Сб. науч. трудов. // Яросл. гос. ун-т. Под ред. Нажмутдинова. -Ярославль, 1986. С. 20−27.
  15. Н.А. Смысл творчества. -М. 1916. -388с.
  16. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — «Прогресс», 1986. -420с.
  17. М. Я. Филиппов В.Н. Исходные условия превращения знаний в творческую активность сознания / Пути и условия формирования творчески активной личности учителя. -Б. 1984. С.7−12.
  18. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1983. -173с., илл.
  19. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Вопросы психологии, 1989, -№ 5. -С. 1118.
  20. Е.А. О психическом развитии ребенка. (Дошкольный возраст). -Мн., «Нар. Асвета», 1974. -128с.
  21. Е.А. Психологические условия организации контроля и самоконтроля у дошкольников: Автореф. дис.. канд. пед. нау ск. М., 1981.-16с.
  22. Е.А.Бургименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Методические разработки для школьного психолога. -М.: ВНИК «Школа», 1989. -С.46−48.
  23. Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. -М., Педагогика. 1981. -87с.
  24. Н. Развитие умственных способностей дошкольников: некоторые проблемы работы воспитателя //Дошкольное воспитание. -1996.-№ 4. С. 72−80.
  25. А.И. Совершенствование обучения в детском саду. -Мн.: Наро. Асвета, 1980. -95с.
  26. Л., Дьяченко О. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей //Дошкольное воспитание. -1992. -№ 9−10. -С. 28−31.
  27. Л.А. Формирование познавательных способностей в дошкольником детстве //Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Состав. И ред. Г. В. Бурменская. -М.: Институт практической психологии. 1996. -С. 133−146.
  28. Н. Е. Дьяченко О.М. Ещё не поздно. -М.: Знание, 1992. -128с.
  29. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  30. А.А. Игровые формы контекстного обучения. М: Знание, 1983.-95 с.
  31. А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М.: Знание, 1987. — С. 23 -31.
  32. А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. М.: Знание, 1990. — С. 46−48.
  33. Л. Обучение творческому рассказыванию //Дошкольное воспитание. -1991,-№ 2. -С.2−11- -№ 4, -С.8−11.
  34. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб.: СОЮЗ, 1997. -96с.
  35. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. 1966. -№ 6, -с.24−56.
  36. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка. -М., Изд-во Ак. пед. наук РСФСР, 1956.-519с.
  37. JI.C., ЛурияА.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. -М.: Педагогика -пресс, 1993 -224с.
  38. Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. -М., Изд-во Ак. пед. наук, 1966. -500с.
  39. Ю.А. Человек и его сущностные силы / нау. ред. В. Н. Филиппова, -Б.: Изд-во БГПУ 1995. -224с.
  40. С.В. Познавательная активность и понимание //Вопросы психологии -1994, -№ 3. -С.88−93.
  41. Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 1986. -№ 1. -С.42−58.
  42. В.Б., Щербакова Е. И. Познавательная активность дошкольников//Советская педагогика, -1991. -№ 3. -С. 44.
  43. Э.А. Способности и индивидуальность. -М.: Прометей 1993. -306с.
  44. В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России.-Барнаул, 1993. -С. 173−362.
  45. В.Н., Филиппов В. Н. Формирование творческой активности сознания учащихся: Беседы с учителем / науч. ред. И. К. Шалаева. -Б., 1992. -138с.
  46. Г. А. Индивидуальный подход к развитию творческих способностей младших школьников на занятиях рисования с натуры. Дис. .канд. пед. наук, -М., 1995. 16с.
  47. М.К. Творчество и выражение. Т.1−2.-М., 1981.-С.57−89.
  48. Е.В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973. -С. 127.
  49. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения основанных, на содержательном обобщении. -Томск «Пеленг», 1992. -С.5−55.
  50. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. 1961, № 8. -С.34.
  51. Н. Формирование познавательного отношения к учебной задаче //Дошкольное воспитание. -1991. -№ 3. -С. 48−51.
  52. Ю. Соотношение конвергентности и дивергентности мышления у детей дошкольного возраста: Дис. Канд. псих. наук. М., 1987. -С.124−156.
  53. В.И.Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду // Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. СПб.: Акцидент, 1996. -С.224.
  54. Диагностика развития познавательной сферы детей шестилетнего возраста: Методические разработки для воспитателей, методистов, консультантов /БГПИ: Сост. Ильичёва Н. И. Колмогорова Л.С. -Б., 1988. -31с.
  55. А.Б. Педагогические условия формирования умения оценивать результаты деятельности у детей 5−6 лет в процессе подготовки к школе. -Дис. .канд. пед. наук, Рос. гос. ун. им. Герцена, 1994.-17с.
  56. Дидактика средней школы, /под ред. М. Н. Скаткина -М., 1975. -С. 174.
  57. А.Е. Повышение эффективности формирования умений и навыков у младших школьников. Вопросы психологии личности. -М.: Учпедизд, 1960. -С. 85−92.
  58. В.Н. Психология общих способностей. -Спб.: Питер Ком 1999. -С. 156−264.
  59. Н.А. развитие творческих способностей старших дошкольников и первоклассников на занятиях тематическим рисованием. -Дис. .канд. пед. наук, М., 1995.-17с.
  60. О.М. Воображение дошкольника. -М.: Знание, 1986. -94с.
  61. О.М. Дошкольный возраст психологические основания образовательной работы по развитию способностей //Дошкольное воспитание, -1995. -№ 1 С.46−50.
  62. О.М. Развитие воображения дошкольника. -М., Международный Образовательный и Психологический колледж. -1996. -С. 197.
  63. О.М. Об основных направления развития воображения дошкольника. -Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. И ред. Г. В. Бургименская. -М.: Институт практической психологии, 1996. -С.170−179.
  64. О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С.Выготского//Вопросы психологии. -1996. -№ 5. -С.98−109.
  65. И.И. Что же такое способности? // Вопросы психологии. -1994. -№ 1. -С.151−154.
  66. А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры //Дошкольное воспитание. -1965. -№ 10. -С.45−78.74.3инченко В.П. О целях и ценностях образования //Педагогика. -1997. -№ 5. -с.3−16.
  67. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. Для восп. Дет. Сада. Венгер J1.A. и др. -М.: Просвещение, 1989 -124с.
  68. З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте. -Известия АПН РСФСР. -1948. -вып. 14. -С.56−67.
  69. Е.П. Сущность и структура мотива //Психологический журнал. -1995. -Т.16. -№ 2. -С.27−41.
  70. И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект //Вопросы психологии. -1992. -№ 12. -С.138−146.
  71. И.М. Творческий поиск энерго-мативационный аспект //Вопросы психологии -1992. -№ 12. -с.38−146.
  72. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) -М.: Политиздат, 1974. -328с.
  73. Е.Г. Развитие познавательных интересов младших школьников в учебно-воспитальном процессе школы. -Дис. .канд. пед. наук. -М., 1995. -16с.
  74. Т. Детское творчество мир ярких, удивительных образов //Дошкольное воспитание, 1993. № 4. -С.58−63.83 .Карпова С. Н. Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. -Изд. Московского университета, 1986. -С. 4−13.
  75. Н.Н. Творчество. Личность. Образование. -М: Изд-во Рос. эконом. Акад, 1995. -103с.
  76. С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.-М.: Педагогика, 1988. -С. 104.
  77. М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели. (Анализ зарубежного опыта). -М.: Наука, 1997. -223с.
  78. А. Г. Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т.-2, -Л.: Изд-во Л. ун-та, 1960. -304с.
  79. Т. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам и умениям //Дошкольное воспитание 1991, № 2. -С.50−55.
  80. Концепция дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. -1989. -№ 5.-С. 10−23.
  81. Коржу ев А. В. Сущностный подход в педагогическом исследовании //Педагогика. -1998. -№ 2. -С.22−28.
  82. Т.В., Григоренко Е. Л., Кузнецова О. Г. Познавательная активность и индивидуально стилевые особенности интеллектуальной деятельности // Вестник МГУ.-сер 14. Психология. -1991. -№ 1.-С.16−26.
  83. Т.В. Идеи активности познания в отечественной психологии мышления //Психологический журнал. -1995.-Т. 16. -№ 4. -С. 61−72.
  84. А.М. Отражение, деятельность, познание. -М.: Политизд, 1979. -С.216.
  85. A.M. Теория отражения и творчество. -М., Полит изд., 1971. -С.45−56.
  86. A.M. Теория отражения и активность субъекта. -М., «Знание», (Новое в жизни науке и технике). -Серия «Философия», -3. -1978. -64с.
  87. В.К., Дудкевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности // Вопросы психологии.1991. -№ 3. С. 50−66.
  88. Н.А. Ненасилие в развитии творческой личности (психологический аспект) // Ненасилие как условие развития творческой личности. Тезисы докладов. -ЕГПИ, 1997. -С.51−53.
  89. Г. Г., Бережковская E.JL, Кравцова Е. Е. Психологические основы прогрыммы начального образования «„Золотой ключик“ //Психологическая наука и образование. -1996. -№ 3. -С.54−75.
  90. Г. Г. Психологические проблемы начального образования. -Изд-во Красноярского ун-та, 1994. 142с.
  91. В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ. -1994. -165с.
  92. Е. Школа творческой личности//Дошкольное воспитание.1992. -№ 7−8. -№ 9−10. -С.11−24.
  93. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М., Знание.-1991.-80с.
  94. В., Синельников В. Ребенок дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. -1995. -№ 9. -С.52−59.
  95. В.В. А что там за окном? -М: Педагогика. 1985.-254с.
  96. JI.C. Активизация учения: сущность и содержание. // Педагогика. -1994. -№ 1. -С.7−11.
  97. Т.А. Введение детей в технологию решения проблемной задачи. // Современное образование ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста. Тезисы конференции. -РГТТУ им. А. И. Герцена. -1997. -С.47−49.
  98. С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольника на основе схематизации //Вопросы психологии. -1997. -№ 5. -С.20−27.
  99. Н.С. Ранние проявления одаренности. -Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г. В. Бургименкая. -М.: Институт практической психологии, 1996. -С.179−187.
  100. Н.С. Способности: труд и талант. -М., „Знание“, 1961. -32с.
  101. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -2-е изд. -М.: Политиздат, 1977. -304с.
  102. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. -С. 186.
  103. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. -1997. № 2. -С. 7−11.
  104. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. -Научное творчество. -М.: Наука, 1969. -450с.
  105. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми // Вопросы психологии. 1982. -№ 4. -С.18−35.
  106. Г. В. К вопросу о природе творчества. Философские исследования, 1995. -№ 2. -С.42−56.
  107. С.Н. Жизнь моя школа, или право на творчество. -М.: Новая школа, 1995. — 238с.
  108. А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов. -М., „Просвещение“, 1971. -С. 367−374.
  109. В.Д. Развитие творческой активности учащихся сельской школы. -Дис. .канд. пед. наук, -Рос. гос. ун. им. Герцена, 1993.-17с.
  110. Л. Развитие песенного творчества //Дошкольное воспитание, 1990, № 7. -С.96−99.
  111. З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста. -Известия АПН РСФСР. -1948. -вып 14. -С. 3443.
  112. В.Г. Ненасилие как творческое просоциальное действие // Ненасилие как условие развития творческой личности. Тезисы докладов. -ЕГПИ, 1997. -С. 132−133.
  113. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности //Вопросы психологии. -1982. -№ 4. -С. 517.
  114. М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников //Дошкольное воспитание. -1991. -№ 7. -С. 12−16.
  115. М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М., 1977. -16с.
  116. Д.Б. Развитие детского творчества и игрового замысла //Воспитание детей в игре /сост.: А. К. Бондаренко, А.И.Матусик- под ред. Д. Б. Менджерицкой. -М.: Просвещение, 1979. -С. 19−27.
  117. Д.Б. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада//Воспитание детей в игре /сост.: А. К. Бондаренко, А.И.Матусик- под ред. Д. Б. Менджерицкой. -М.: Просвещение, 1979. -С. 519.
  118. Н.А. Развитие психики ребёнка. Дневник матери. / под ред. Б. М. Теплова (2-е изд.) -М., Изд-во Акд. Пед. наук РСФСР, 1957. -184с.
  119. P.M. Игра в развитии активности детей. -Минск: народ асвета 1989. -174с.
  120. Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания //Дошкольное воспитание. -1992. -№ 5−6. -С. 17−27.
  121. А.В. Развитие декоративного творчества у детей 2−7 лет. -Дис. .канд. пед. наук, -М., -1995.-17с.
  122. А.В. Социализация в „смутное время“. -М.: Знание, 1991. -80с.
  123. B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. -М.: Издательский центр „Академия“, 1997. -С. 165−251.
  124. В.А. Психологические механизмы преодоления „центрации“ в мышлении у детей дошкольного возраста. Автореф. канд. дис. М., 1972.-20с.
  125. Г. Н. Педагогические условия воспитания творческой активности у первоклассников при изучении математики. Дис. канд. пед. наук, -Екатеринбург, 1994. -17с.
  126. С.Л., Обухова Л. Ф., Паромонова Л. А., Тарасова К. В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка -дошкольника „Истоки“ //Психологическая наука и образование. -1996. -№ 3. -С.64−70.
  127. Образовательная работа в детском саду по программе „Развитие“: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.
  128. Под ред. О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской. -М.: Новая школа, 1996. -64с.
  129. В. Основы проблемного обучения. -М., 1968. -С.68.
  130. Особенности психического развития детей шести семилетнего возраста, -под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера -М.: Педагогика, 1988. 135с.
  131. Педагогика и логика: (Сборник) Г. Щедровицкий, В. Розин, Н. Алексеев, Н. Непомнящая -М.: Касталь: ТОО Международный журнал „Магистерум“, 1993. -412с.
  132. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО „Горбунок“, 1992. -224с.
  133. В.А. Психология воспитания. -М., 1995. -С.56−78.
  134. А.И. Творческая активность субъекта в познании. -Ред. П. Д. Пузикова. Мн., „Наука и техника“, АНБСССР, Институт философии и права, 1975. -144с.
  135. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретически-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. -С.61.
  136. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -2-е изд. переработанное и дополненное, -М: Высшая школа, 1984. -С. 12.
  137. К.К. Проблемы способностей. -М., „Наука“, 1972. -312с.
  138. А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. -1996. -№ 4. -С. 14−24.
  139. Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка. -Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов:
  140. Сост. И ред. Г. В. Бурменская. -М.: Институт практической психологии, 1996. -С.146 149.
  141. Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. -Волгоград „Перемена“, 1994, -48с.
  142. В.М. Методы исследования. К проблемам образования. //Педагогика. -1994. -№ 2. -С.10−15.
  143. В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики в педагогике. //Педагогика. -1997. -№ 5. -С. 14−19.
  144. Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал.-1991. -Т. 12. -№ 1. -С. 3−11.
  145. Я.А. Знания, мышление, умственное развитие. -Изд-во „Просвещение“ М., 1967. -264с.
  146. Я.А., Пастернак Н. А. Влияние способности действовать „в уме“ на данные психологического тестирования //Психологический журнал. -1995. -Т. 16. -№ 6.-С.34−42.
  147. Я.А. Психика и интуиция. -М. Политиздат., 1967. -256с.
  148. Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика, 1976. -280с. илл.
  149. E.JI. Дошкольный возраст основные этапы развития познавательных способностей //Дошкольное воспитание. -1994. -№ 6. -С.42−53.
  150. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. Под ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдырева (Академия пед. наук. Науч.-исслед. Ин-т общей педагогики). М., „Педагогика“, 1971.-345с.
  151. Проблемы способностей. Материалы конференции. -М., 1962. -308с.
  152. Программа „Развитие“ (основные положения). М.: Новая школа, 1994. -64с.
  153. JI. Развиваем творческую активность дошкольников //Дошкольное воспитание. -1996. -№ 5. -С. 21−27- -№ 8. -С. 19−24- -№ 9. -С. 4−14.
  154. Г. В. Познавательная активность человека: Сущность природные и социальные предпосылки. -М.: Политиздат, 1985. -96с.
  155. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в детском 5−6лет в детском саду. /Т.И.Дронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др., сост. Т. Н. Дронова -М.: Просвещение, 1997. -223с.
  156. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей в детском 6−7лет в детском саду. /Т.И.Дронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др., сост. Т. Н. Дронова -М: Просвещение, 1997. -223с.
  157. Дж. Грамматика фантазии. -М., 1978.-156с.
  158. И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. -Минск, 1977.-С.45−63.
  159. C.JI. Основы обшей психологии. -М.: Педагогика, 1989. -704с.
  160. C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории //Вопросы психологии. 1960. -№ 3. -С.3−15.
  161. А.П. Конструктивная активность и образность мышления / под ред. А. И. Бабия -Кишинёв: Штиница, 1978. -68с.
  162. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. -М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981.-136с.
  163. Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и поиск в детском воображении// Вопросы психологии. N2. -С. 5−13.
  164. Н.В. Воспитание активности в творческих играх //Воспитание детей в игре /сост.: А. К. Бондаренко, А.И.Матусик- под ред. Д. Б. Менджерицкой. -М.: Просвещение, 1979. -С.95−107.
  165. А. Как разработать программу эксперимента? // Народное образование. -№ 4. -1998. -С.36−43.
  166. М. Условия творческого решения конструктивных задач // Дошкольное воспитание. -1996. -№ 5. -С.75−79.
  167. В.В. Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач (конструирование по образцу). //Дошкольное воспитание. -1996. -№ 8. -С.93−100.
  168. В. А. Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. -М.: ИЧП „Издательство Магистр“, 1997. -С.84−92.
  169. В. И. Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 1995. -С.205−207.
  170. Словарь-справочник по психологической диагностики //Бурлучук Л.Ф., Морозов С.М.- Отв. Ред. Крымский С. Б. -Киев: Наук. Думка, 1989. -С.181−182.
  171. И.Ю. Развитие индивидуальных способностей ребенка в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения. Автореф. канд. пед. наук, Ставрополь, 1997.-С.15−17.
  172. Н. Программа „Театр творчество — дети“ // Дошкольное воспитание. -1996. — № 8. -С.9−19- -№ 9. -С.14−20.
  173. В.Ф. роль эвристических средств в развитии процессов решения творческой задачи //Вестник МГУ, серия 14, Психология. -1994. -№ 2. -С. 13−25.
  174. Е.А. Развитие творческой активности учащихся на основе интеграции предметов гуманитарного цикла. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1995.-17с.
  175. О.П. Воспитание познавательной активности младших школьников в ходе изучения нового материала. -Автореф. Дис. .канд. пед. наук. -М.: 1970 -25с.
  176. А. Методы активизации творческого мышления //Дошкольное воспитание. -1997. -№ 3. -С.46−55- -№ 4. -С.13−24.
  177. В.П. Развитие творческой активности студентов ХГФ на занятиях по художественной обработке древесины. -Дис.. канд. пед. наук, -МГПУ, -М. 1992. -17с.
  178. В.А. Сердце отдаю детям. -Киев: Рад. шк., 1988. -269с.
  179. О.А. Развитие музыкальных способностей. -Изд-во „Юпитер“. Махачкала, 1996. -118с.
  180. Теоретико-методологические вопросы педагогики. Сб. науч. трудов // АПНСССР -М: НИИОП, 1990. -166с.
  181. .М. Избранные труды: в 2-х Т., T.l. -М.: Педагогика, 1985. -328с.
  182. А.А. Динамические модели как средство активизации познавательной деятельности учащихся. -Дис.. канд. пед. наук, -Минск, 1992. -125−156с.
  183. Условие // Ожегов С. И. Словарь русского языка. -Екатеринбург. „Урал-Советы“, 1994. -С.729.
  184. К.Д. Человек как предмет воспитания. Поли. Соб. Соч. в 8-ми т., т.8, ч.1, -Москва Ленинград, изд-во Акад. пед. наук, 1950. -С. 11−61.
  185. Фактор // Ожегов С. И. Словарь русского языка. -Екатеринбург. „Урал-Советы“, 1994. -С.736.
  186. В.Н. Проблема раскрепощения сущностных сил человека. / науч. ред. М.Я.Боброва- Мин-во образования. -БГПИ, -Б.: 1991. -138с.
  187. В.Н. Роль общения в формировании творческой самостоятельности сознания студентов./ В кн. Содержание, формы и методы организации самостоятельной работы студентов. -Б.: 1983. -С.22−27.
  188. В.Н. Роль творческого общения в формировании личности учителя / пути и условия формирования творчески активной личности учителя.-Б.: 1984. -С.43−50.
  189. В.Н. Человек в концепции современного научного познания: Учебное пособие, -Б.: Изд-во БГПУ, 1997. -380с.
  190. Е.В. Психологические предпосылки формирования логических операций у детей дошкольного возраста. -Автореф. дис.. канд. пед. наук -М., 1977. -17с.
  191. Философия образования: (ценности образования, образование как ценность) Сб. науч. труд /под ред. Филиппова В. Н. -: БГПУ, 1994. Вып 1.
  192. Формирование творческих способностей. Сущность, условия, эффективность: сб. науч. труд. Сверд. Инж. — пед. инст. — Свердловск, 1990. -153с.
  193. Целеполагание в стуктуре профессиональной деятельности учителя // Сост. О. П. Морозова. -Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. -64с.
  194. Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для судентов: Сост. и ред. Г. В. Бурменская. -М.: Институт практической психологии, 1996. -С.163−170.
  195. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека //Вопросы психологии. -1996. -№ 3. -с.116−132.
  196. В.Д. Деятельность и способности. -М.: Изд. корпорация „Логос“, 1994. -320с.
  197. В.Д. Способности человека. -М.: Издательство „Институт практической психологии“, Воронеж: НПО „МОДЕК“, 1997. -288с.
  198. Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982. 208с.
  199. В.А. Моделирование и философия. M-JI „Наука“, Ленинградское отделение., 1966. -301с.
  200. В.А. Роль моделей в познании. -Л., Изд-во Ленинград. Унта, 1963. -128с.
  201. З.Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. -М.: Педагогика Пресс, 1993. -256с.: ил.
  202. Н.Б. Возраст вопросов //Педагогика и психология. -М.: Знание, 1990. -80с.
  203. Н.Б. Исследования активности в форме вопросов // Вопросы психологии. 1986. -№ 1. -С.42−58.
  204. Е., Зайцева Л. Учиться должно быть интересно. // Дошкольное воспитание. -1997. -№ 3. -С. 41−46.
  205. Е. О Некоторых особенностях познавательной активностивности в процессе обучения математике //Дошкольное воспитание. -1983. -№ 9. -С.42−45.
  206. Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. -М., 1979. -С.116.
  207. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Педагогика, 1988. -208с.
  208. Д. Творческая игра: От рождения до десяти лет.//Пер. с англ. М.: Педагогика -Пресс, 1995. -192с.: ил.
  209. Д.Б. Психология игры. -М., 1978. -23−78с.
  210. И.С. Требования к учебным программам ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994, -№ 2. -С. 64−76.
  211. С.Г. Программа „Радуга“ // Психологическая наука и образование. -1996. -№ 3. -С. 53−63.
  212. Логика педагогического исследования
  213. Методологическая модель отношения педагогической действительности к ее отображению в педагогической науке)
  214. Материалы методики О. М. Дъяченкодорисовывание фигур»
  215. Методика Н. Б. Шумаковой «Вопрошай-ка»
  216. Цель: Изучить уровень познавательной активности по числу задаваемых вопросов, по характеру вопросов и по охвату картинки вопросами. Задачи: Выяснить:
  217. Какое количество оригинальных вопросов может задать ребенок по картинке.
  218. Характер задаваемых вопросов.
  219. Насколько охватывается ребенком картинка.
  220. Материал: любая сюжетная картинка, имеющая проблемное содержание, неизвестная для ребенка.
  221. Вопросы предметного характера (Кто? Что?).
  222. Вопросы направленные на изучение способа деятельности (Как?).
  223. Вопросы устанавливающие место нахождения предмета (Где? Откуда?).
  224. Вопросы причинно-следственного содержания (Почему? Что если?).
  225. Методика определения развития рефлексии и способности действовать в умственном плане у детей старшего дошкольного возраста
  226. Задачи: 1. Определить сформированость у ребенка способности действовать в умственном плане.
  227. Выявить развитие определяющего вида рефлексии и самооценки.
  228. Материал: парные картинки с изображением логически взаимосвязанных предметов.
  229. Ты сможешь отгадать, какой предмет должен быть вместо значка «X»?2. Какой это предмет?
  230. Как ты решал эту задачу? (Расскажи.)
  231. Как ты думаешь, почему ты не можешь выполнить это задание?
  232. Методика изучения мотивов обучения, детей старшего дошкольноговозраста на занятиях
  233. Модифицированный вариант методики определения мотивов учения, разработанной коллективом авторов: Е. А. Бургименко, А. Л. Венгером, К. Н. Поливановой, Е. Ю. Сушковой.
  234. Цель: Выявить мотивы осуществления дошкольниками познавательной активности на заняии.
  235. Второй мальчик сказал: «Я занимаюсь на занятиях потому, что мне нравится узнавать много нового. Даже если бы не было занятий, я бы все равно узнавал все новое и интересное». Выкладывается карточка № 2.
  236. Третий мальчик сказал: «Я занимаюсь на занятиях потому, что там весело, и воспитательница играет с нами в разные игры». Выкладывается карточка № 3.
  237. Четвертый мальчик сказал: «Я занимаюсь на занятии потому, что хочу быть большим, а взрослые много знают и умеют». Выкладывается карточка № 4.
  238. Пятый мальчик сказал: «Я занимаюсь на занятии потому, что если я буду много знать и уметь, я смогу быть кем захочу». Выкладывается карточка № 5.
  239. Шестой мальчик сказал: «Я занимаюсь на занятии потому, что воспитательница меня хвалит».
  240. После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:-Кто, по твоему, из них прав? Почему?-С кем из них ты хотел бы дружить? Почему?
  241. Методика изучения предпочтений ребенка
  242. Обработка: выделяемые предпочтения классифицируются по называемым видам деятельности.1. Нормальная корреляция
  243. Минимальное значение коэффициентов нормальной корреляции, при которых связь между двумя рядами наблюдений можно считать значимой с уровнем надежности Р- п число пар сравниваемых наблюдений.
  244. Граничные значения t-критерия Стьюдента для значений доверительных вероятностей 0,95- 0,999- 0, 999
Заполнить форму текущей работой