Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы и приемы организации и условия умственного воспитания посредством музыкально-сенсорного развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В упражнениях осваиваются отдельные элементы: ритмичные хлопки, плясовые движения. Игры и пляски строятся на сопоставлении двух частей произведения контрастного музыкального звучания. Например, звучит спокойная музыка — дети гуляют по комнате, звучит веселая — останавливаются и хлопают в ладоши. Детская двигательная активность развивается постепенно. Вначале движения малыша еще мало согласованы… Читать ещё >

Методы и приемы организации и условия умственного воспитания посредством музыкально-сенсорного развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержанием музыкального воспитания детей является вовлечение их в разные виды музыкальной деятельности, формирование у них внимания, интереса к музыке, подготовка их к приобретению некоторых исполнительских навыков.

Нередко перед исследователями возникает вопрос, в каких же видах деятельности развиваются музыкально-сенсорные способности?

Например, эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки — непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными [10, 74].

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Н.А. Ветлугиной разработан ряд заданий дидактического характера (в игровой форме), выполняя которые надо вслушиваться, сравнивать и различать музыкальные звуки, воспроизводить их в певческих интонациях, ритмических движениях, игре на некоторых музыкальных инструментах. Наиболее простые из этих заданий могут выполнять дети уже в раннем возрасте. Упражнения, развивающие музыкально-сенсорные способности, группируются в зависимости от поставленной дидактической задачи.

Задания на различение высоты звука. В качестве первого задания на различение звуков, разных по высоте, для детей второго года жизни применяются озвученные игрушки: петушки — большой и маленький, кошка и котенок, медведь большой и маленький, куклы и т. д. В конце второго и в течение третьего года жизни это задание выполняется с использованием детских музыкальных инструментов. Дети слушают и различают высокое и низкое звучание большого и маленького барабанов, бубнов (разных по цвету), колокольчиков. Применяется также и металлофон. Детям дают послушать звуки До1 и До2, одновременно показывая картинки с изображением большой и маленькой птицы или соответствующих игрушек. При повторном воспроизведении этих звуков дети узнают, «какая птичка поет», указывая на картинку или игрушку. Трех — четырехлетние могут не только различать, но и сами воспроизводить контрастные звуки. Так, в музыкально-дидактической игре «Чей домик?» Е. Тиличеевой ребенок подражает мяуканью кошки или котенка низкими или высокими звуками [8, 67].

Задания на различение длительности звука. Они, так же как и предыдущие, строятся на основе восприятия и воспроизведения детьми звуков разной длительности, связанных с каким-либо образным действием. Например, долгие удары по бубну могут означать игровой образ — «медведь идет», короткие — «зайчики прыгают». Дети второго года жизни только слушают, как педагог действует с игрушками, одновременно отстукивая разный ритм по бубну, барабану. На третьем году их можно упражнять и в самостоятельном отстукивании контрастного равномерного ритма, связанного с игровым образом: «кошка идет», «кошка бежит».

На четвертом году жизни ребенку дается более сложное задание в музыкально-дидактической игре «Кукла шагает и бегает» Е. Тиличеевой, в которой, слушая музыку, он должен определить, что делает кукла, и выполнить с ней соответствующие движения.

Задания на различение звуков по тембру. Детей второго года жизни можно упражнять в различении тембровой окраски звуков, так как в их слуховом опыте уже имеются представления, связанные со звучанием различных инструментов (дудочка, металлофон, духовая гармоника). Эти задания вначале проводятся с использованием игрушек (котенок, петушок, корова и др.), которые дети различают и угадывают по их голосам. Дети постарше подобные задания выполняют с музыкальными инструментами. Вначале они узнают более контрастные (дудочка — барабан, металлофон — бубен), затем — более схожие (бубен — барабан, духовая гармоника — дудочка, металлофон — треугольник и т. д.). Если ребенок узнал по слуху, какой инструмент звучал, педагог предлагает ему поиграть на нем.

Задания на различение силы звука. Дети слушают, как педагог ударяет — тихо или громко — по пластинке металлофона («падают капли дождя», «идет сильный дождь»), показывают руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко, в соответствии со звучанием.

Развитие ритмических движений. Развитие ритмических движений также предполагает связь с музыкой — они отражают особенности музыкального произведения. Предпосылкой этой деятельности должна стать элементарная ритмичность в действиях ребенка, связанных с музыкой (отдельные движения, совместные действия взрослого и малыша на первом году жизни). Затем, в два-три года, дети активнее осваивают простейшие связи музыки и движения. Они могут почувствовать и передать в движении равномерный ритм, характер марша или пляски, начало и окончание пьесы, смену двух ее частей. Постепенно, двигаясь под музыку, во время игр, плясок, упражнений (для них подбирается специальный репертуар), дети овладевают музыкально-ритмическими навыками [9, 79].

В упражнениях осваиваются отдельные элементы: ритмичные хлопки, плясовые движения. Игры и пляски строятся на сопоставлении двух частей произведения контрастного музыкального звучания. Например, звучит спокойная музыка — дети гуляют по комнате, звучит веселая — останавливаются и хлопают в ладоши. Детская двигательная активность развивается постепенно. Вначале движения малыша еще мало согласованы с музыкой, плохо координированы. В процессе постоянных упражнений у него появляется большая уверенность, более точные действия под музыку, самостоятельность в своих проявлениях. Связь движений с характером произведения на первых занятиях весьма приблизительна, однако отметить ее нужно. Воспитатель говорит ребенку, что двигаться можно только тогда, когда звучит музыка.

Постепенно дети подводятся к ощущению формы музыкального произведения, они могут почувствовать смену двух контрастных частей его и сначала по показу педагога, а затем самостоятельно изменять движения в соответствии с музыкой.

Все перечисленные выше задания обеспечивают последовательное формирование музыкально-сенсорных способностей — необходимого звена в художественном развитии ребенка. Следует обратить внимание на то, что все задания строятся таким образом, чтобы дети правильно воспринимали выразительное значение свойств музыкального звука. Это позволяет в дальнейшем подойти к пониманию особенностей цельного музыкального образа.

Вывод по главе 1

Итак, в процессе теоретического исследования была рассмотрена специфика умственного воспитания в дошкольном возрасте, определена роль музыкально-сенсорного развития в умственном воспитании, рассмотрены методы и приемы организации и условия умственного воспитания посредством музыкально-сенсорного развития.

Умственное развитие человека — совокупность знаний, умений и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний.

Умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Музыкально-сенсорное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкально-сенсорными способностями.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и умственных способностей, формированию основ музыкально-сенсорной и общей духовной культуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой