Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Зарождение системы внешкольного воспитания в дореволюционный период (конец XVIII — начало XX в.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первых внешкольных учреждениях «Дневной клуб для приходящих детей» (1905 г.), общество «Сетлемент» (1906 г.), общество «Детский труд и отдых» (1909 г.), детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» (1911 г.) основополагающим моментом педагогических исканий была тенденция сочетания педагогики индивидуальной и педагогики социальной. Деятельность педагогов по организации жизни детей с учетом… Читать ещё >

Зарождение системы внешкольного воспитания в дореволюционный период (конец XVIII — начало XX в.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уже с XVIII в. в России начали возникать различные формы внешкольного образования детей, например, литературный кружок, который организовал воспитанник Шляхетского кадетского корпуса в Петербурге А. П. Сумароков вместе с товарищами. В 1759 г. учащиеся уже имели свой печатный орган под названием «Праздное время, в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России. Ценные начинания в организации внеучебной работы с детьми связаны с именем русского врача и педагога Н. И. Пирогова, который ввел в учебные заведения обязательные литературные беседы, чтобы дать детям более широкое представление о предмете, привить навыки самостоятельной работы.

Первой теоретической разработкой внешкольного образования стала книга В. П. Вахтерова «Внешкольное образование народа», вышедшая в 1896 г., но наиболее последовательную работу по систематизации всей имеющейся информации по внешкольному образованию проделал В. И. Чарнолуский.

Основная масса населения не имела возможности получить начальное и тем более среднее образование. Сочувствуя им, лучшие представители московской интеллигенции создавали образовательные курсы для малограмотной молодежи на заводах и фабриках. Наибольшей популярностью пользовались Пречистенские рабочие курсы, основанные в 1897 г., где преподавали И. М. Сеченов, И. Е. Репин, Е. Б. Вахтангов и др. Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука — будущего императора России Александра I.

В конце XIX в. во многих городах России были предприняты попытки организации первых внешкольных учреждений. В 1899 г. в Петербурге в Мраморном Дворце преподаватель естественных наук Н. А. Бартошевич открыл детское учреждение, которое стало прообразом будущих станций юных натуралистов. В 1904 г. в Москве открывается городской Народный дом, при котором работал клуб для детей, по своей направленности напоминавший детскую техническую станцию. В работе клуба активное участие принимал известный педагог С. Т. Шацкий. Кроме того, во многих городах в основном на благотворительные средства и средства местных педагогических обществ проводились различные массовые детские мероприятия, создавались детские парки, театры, клубы, летние колонии.

К началу XX в. относится появление самого понятия «внешкольная работа». Однако в него вкладывался несколько иной смысл, по сравнению с современным пониманием: этим словосочетанием называли культурно-просветительскую работу среди детей. Но благодаря развитию педагогической мысли можно утверждать, что к концу XIX — началу XX в. сложились основные принципы теории и методологии внешкольного образования (воспитания) как неформального, дополненного, продолженного, основанного на свободе выбора, творчестве, энтузиазме.

По инициативе С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатова, П. Ф. Лесгафта и др. начали создаваться клубы, парки, театры, летние колонии, внешкольные объединения (на базе Общеземского союза, Вольного экономического общества, Пироговского общества, Совета кооперативных обществ и др.). Первые примеры внешкольного образования в России имели отношение к добровольной деятельности интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых и детей. Именно такая просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц стала называться «внешкольным образованием», а первыми его пропагандистами и исследователями стали Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, К. Н. Вентцель, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, Е. Н. Медынский и др.

Интересным примером внешкольной деятельности был созданный в 1904 г. в Москве клуб для детей (техническое творчество), а в 1905 г. — кружок интеллигентов, посвятивших себя развитию молодежи из рабочей среды (в основном — несовершеннолетних «уличных» детей в возрасте 12—16 лет). В программе работы были ручной труд, чтение, музыка, пение, рисование, театр, ботаника и астрономия. Называть это добровольное общество стали «Детский труд и отдых». В Москве для него специально построили здание с отдельными кабинетами для каждого кружка[1].

В 1906 г. по инициативе К. Н. Вентцеля в Москве было открыто особое учреждение — Дом свободного ребенка. Основная задача внешкольных учреждений — развитие личности ребенка, формирование у него ответственности, солидарности, товарищества. К функциям внешкольного образования до 1917 г. можно отнести образовательную и культурно-досуговую. Клубы и другие формы были, как правило, замкнутыми детскими упреждениями, слабо связанными с жизнью; деятельность их носила ограниченный, а нередко и эпизодический характер, вступала в противоречие с официальной политикой царизма, а инициаторы внешкольной деятельности были подвержены гонениями притеснениям.

В первых внешкольных учреждениях «Дневной клуб для приходящих детей» (1905 г.), общество «Сетлемент» (1906 г.), общество «Детский труд и отдых» (1909 г.), детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» (1911 г.) основополагающим моментом педагогических исканий была тенденция сочетания педагогики индивидуальной и педагогики социальной. Деятельность педагогов по организации жизни детей с учетом общественно-хозяйственной деятельности России носила характер конкретно-практической направленности воспитания, что имело исключительную педагогическую ценность для становления общественного воспитания. Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию: занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования[2].

Исторический анализ показывает, что изначально внешкольное образование детей и взрослых не входило в государственную систему народного образования и объединяло такие формы, как публичные лекции, вечерние школы, народные библиотеки и театры, народные университеты, профессиональные курсы, повторительные классы, то есть все, что связано с просветительской деятельностью[3]. Деятельность клубов и других форм работы с детьми и взрослыми носила ограниченный, а нередко эпизодический характер, вступала в противоречие с официальной политикой царизма, а инициаторы внешкольной деятельности были подвержены гонениям и притеснениям.

В период своего зарождения и вплоть до Октябрьской революции внешкольное образование не было государственным. Оно развивалось, главным образом, на основе частной инициативы различных общественных объединений, союзов, кооперации, профсоюзов, отдельных личностей и органов местного самоуправления. Появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. Внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения. Происходит бурное развитие общественно-педагогической мысли в России[4].

  • [1] Буйлова Л. Н. История дополнительного (внешкольного) образования детей. —Режим доступа: http://gendocs.ru/v28581.
  • [2] Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. — М.: Прометей, 2005. — 589.
  • [3] Буйлова Л. Н. История дополнительного (внешкольного) образования детей. —Режим доступа: http://gendocs.ru/v28581.
  • [4] Голованов В. П. Исторические уроки становления и развития отечественнойсистемы дополнительного образования детей // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. — 2009. — Вып. 1 (12). — С. 69—84.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой