Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Круговорот: субнаука — метанаука — учебная дисциплина — дидактика — методология — методика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В русле обсуждаемой тематики представляет также интерес позиция ученых, которые высказывают мнение относительно учебных дисциплин. Читатель найдет интересную подборку таких мнений на сайте «ПостНаука». Абсолютное большинство авторов вполне правомерно отмечают разрыв, который существует между субнауками и учебными дисциплинами. В данном случае акцент делается на субнауке. Но указанный разрыв… Читать ещё >

Круговорот: субнаука — метанаука — учебная дисциплина — дидактика — методология — методика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наряду с методологией часто вводят также представление о методике. Говорят, например, о методике преподавания математики в 5-м классе. Методика — это совокупность приемов деятельности, используемых ради получения запланированного результата. Подобно методологии методика имеет дело с методами. Впрочем, в случае методики они максимально приближены к учебным занятиям. Чтобы познать суть методики, педагогу необходимо провести многозвенную концептуальную работу, двигаясь по цепочке: субнаука — метанаука — учебная дисциплина — дидактика — методология — методика. Первые две стадии объясняют путь формирования учебной дисциплины, т. е. науки, рассматриваемой в системе отсчета педагогов и учащихся (рис. 5.1).

Путь от субнауки к учебной дисциплине.

Рис. 5.1. Путь от субнауки к учебной дисциплине

Образовавшись, учебная дисциплина вовлекается в процесс роста знания, характерный именно для нее. Познание развивается циклами. Разумеется, не следует забывать, что сама учебная дисциплина зависит от субнауки и метанауки. Ниже изображен один цикл развития учебной дисциплины (рис. 5.2).

Цикл развития учебной дисциплины.

Рис. 5.2. Цикл развития учебной дисциплины

К сожалению, многие педагоги не учитывают в должной степени все составляющие цикла познания. Достаточно часто педагог ограничивается соотношением: учебная дисциплина — методика. В таком случае его педагогическая позиция довольно односторонняя. Он недопонимает устройство как учебной дисциплины, так и методики. Методология переходит в методику лишь тогда, когда используемым методам придана максимальная ситуативная актуальность, определяемая спецификой учебной дисциплины и, разумеется, также особенностями педагогов и учащихся. Можно сказать и так: методика «приклеивает» методологию к учебной дисциплине. Если указанное приближение методологии к учебной дисциплине отсутствует, то вполне возможно образование нежелательного разрыва между методологией и учебной дисциплиной.

Указанный разрыв часто присутствует в работах академических дидактиков, которые в своих выводах не учитывают результаты, к которым приводит использование тех или иных методик. А между тем методика лежит в фундаменте образовательного процесса. Связанные с ней неудачи, равно как и достижения запускают новый цикл указанного выше четырехзвенного концептуально-педагогического познания. Воспитателям детских садов, учителям школ и вузовским преподавателям непременно следует иметь в виду указанный циклический процесс. Разумеется, сложно уследить за всеми перипетиями этого процесса, но другого пути развития самосознания педагога просто не существует. Как говорится, назвался груздем — полезай в кузов. Иначе говоря, взялся за педагогическое дело — доводи его до конца. Но при этом непременно следует иметь в виду те ухабы, которых не миновать любому педагогу. Часто они выступают в качестве некоторых абсолютизаций, неуместность которых редко осознается их авторами.

Мы уже отмечали, что академические дидактики абсолютизируют методологию, недооценивая методику. Их рекомендации, например, учителям школ, часто представляются оторванными от жизни, а потому неинтересными. С другой стороны, воспитатели детских садов, учителя школ и вузовские преподаватели то и дело преувеличивают актуальность методики, не осмысливая ее в горизонтах методологии и метанауки. Вспомним к месту педагогов-новаторов: они явно более сильны в методике, чем в методологии. В этой связи часто и не всегда необоснованно в их адрес звучат упреки академических дидактиков.

Поясним обсуждаемую ситуацию также на другом примере. Специально для учителей школ издаются научно-методические журналы, например, «Биология в школе», «Естествознание в школе», «История и обществознание в школе», «Математика в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», «Русский язык и литература для школьников и учителей», «Физика в школе», «Химия: методика преподавания в школе». Актуальность этих журналов трудно переоценить, они, несомненно, должны быть настольными изданиями для учителей-предметииков. Впрочем, необходимо учитывать, что во всех этих журналах акцент делается именно па методике. Статьи, посвященные, например, дидактике в ее общенаучной значимости, встречаются крайне редко.

В русле обсуждаемой тематики представляет также интерес позиция ученых, которые высказывают мнение относительно учебных дисциплин. Читатель найдет интересную подборку таких мнений на сайте «ПостНаука»[1]. Абсолютное большинство авторов вполне правомерно отмечают разрыв, который существует между субнауками и учебными дисциплинами. В данном случае акцент делается на субнауке. Но указанный разрыв не может быть преодолен без обращения к метанауке. На это обстоятельство не обращается должного внимания.

Специализация в области науки, в том числе педагогики, приводит к тому, что теми или иными авторами акцент делается либо на субнауке, либо на метанауке, либо на учебной дисциплине, либо на дидактике, либо на методологии, либо на методике. Но любая специализация всегда приводит к нежелательным ограничениям и изоляциям. Именно поэтому никто не должен освобождаться от необходимости пройти все стадии педагогического познания.

Предыдущие параграфы были посвящены основным положениям дидактики. В этой связи еще раз отметим ее лейтмотив: основное содержание как науки, так и учебной дисциплины во всех ее перипетиях определяет концептуальная трансдукция. Ниже она изображена в графическом виде (рис. 5.3). Мы предлагаем читателю сравнить ее с пирамидой Блума из параграфа 5.2, сопоставляя сильные и слабые стороны двух пирамид.

Пирамида концептуальной трансдукции.

Рис. 5.3. Пирамида концептуальной трансдукции.

Выводы[2][3][4]

  • [1] Сайт замечательный, а вот его название, на наш взгляд, неудачно. Латинское post обладает многими значениями. В общенаучной номенклатуре слов post означает, как правило, после. ПостНаука — это после науки. Но энтузиасты сайта стремятся не к преодолениюнауки, а к ее всемерному развитию.
  • [2] Методика — это спецификация методологии применительно непосредственнок учебным занятиям.
  • [3] Цикл совершенствования учебной дисциплины представляет собой переход: учебная дисциплина — дидактика — методология — методика. Ни одна из этих стадий нс должна абсолютизироваться. Это означает, что каждая предыдущая стадияслужит ключом для интерпретации последующей.
  • [4] Основное содержание теорий и дисциплин составляет концептуальная транс-дукция.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой