Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соловьёв, П. А. Флоренский и др.) и проблемам формирования духовно-нравственной личности, ориентированной на творческое созидание (Н.М. Карамзин, И. Ф. Богданович, В. А. Жуковский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.) — фундаментальные исследования в области психологии художественного творчества (C.JT. Рубинштейн, JT.C. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев и др.) — концепции развивающего обучения (JT.B… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МСТЁРСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ
    • 1. 1. Традиционная художественная культура России и генезис профессионального образования в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки студентов по традиционной лаковой миниатюрной живописи
    • 1. 3. Специфика обучения мстёрской лаковой живописи в современных условиях
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩЕГО ХУДОЖНИКА-МАСТЕРА МСТЁРСКОЙ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ
    • 2. 1. Разработка педагогической модели профессионального обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи
    • 2. 2. Содержание и методы обучения основам композиции как ядра профессиональной подготовки будущего художника-мастера мстёрской лаковой миниатюрной живописи
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели профессионального обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи
  • Выводы по II главе

Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Мстёрская лаковая миниатюрная живопись стоит в ряду таких уникальных центров лаковой живописи как Федоскино, Палех и Холуй. Вместе, создавая общую картину современного традиционного живописного искусства России, каждое из них своим, присущим только ему индивидуальным и самобытным языком рассказывает о художественной культуре и творческой силе русского народа, частью которого являются поколения мастеров художественных промыслов российской глубинки, составляющих центры локальных традиционных культур в целостном художественном пространстве России.

Сохранение и развитие локальных традиционных культур связано с качеством образования в этой области. Исследование генезиса традиционной культуры и процесса формирования локальных художественных центров (И.Я. Богуславская, В. М. Василенко, В. Ф. Максимович, М. А. Некрасова, J1.H. Соловьёва, А. А. Тиц, JI.K. Розова, А. С. Канцедикас, JT.JT. Пирогова и др.) дает возможность составить целостную картину проблем образования в области русских художественных лаков (А.В. Бакушинский, М. Р. Белоусов, Б. И. Коромыслов, Н. Н. Масленников, И. Н. Уханова, О. В. Федотова, Г. В. Яловенко и др.). Осмысление сущности лаковой миниатюрной живописи и обучения ей в Мстёре нашло отражение в трудах Н. П. Кондакова, И. А. Голышева Н.Г. Дмитриева и др.

Мстёрская лаковая живопись возникла на основе местного иконописного промысла, специфика которого отчётливо обозначилась ко второй половине XIX века. Она состояла в изготовлении минейных (календарных) икон, с цветными фонами «небес» и тончайше проработанным «видовым» пейзажем, уходящим в условную перспективу. И так называемых «себякинских» писем в клеймах икон, окружавших канонически выдержанный средник. В клеймах мастера позволяли себе рисовать всё, что хотелось: природу, детали и сценки мирского быта. Это и определило изобразительное направление мстёрской миниатюры — декоративно-реалистический пейзаж, помещённый в пространство условной перспективы. Последовательность приёмов письма, композиционная схема условно-плоскостное пространство, стилистически-декоративное построение фигур и деталей, символический способ раскрытия темы, пришли из вековой иконописной традиции, которая бережно передавалась мастерами из поколения в поколение.

Именно важностью сохранения и развития локальных традиционных художественных культур России, в число которых входит и лаковая миниатюрная живопись Мстеры, определяется актуальность исследования. Значимым фактором успешности является профессиональное образование, потенциал которого значительно возрастает при включении в целостную систему непрерывного художественного образования.

Несмотря на богатейшее наследие научных трудов по проблемам воспитания и образования в области народного^ прикладного искусства (А.В. Бакушинский, М. Р. Белоусов, В. М. Василенко, Е. В. Гайманова, Е. Н. Губанова, Н. Р. Казанская Л.П.Калинина, В. Ф. Максимович и др.) на сегодня не выявлено теоретических предпосылок разрешающих насущные проблемы профессиональной образовательной деятельности локальных художественных центров, учитывающих специфику каждого в современных условиях. И хотя процесс сохранения и передачи традиционной культуры новым поколениям в разных формах осуществлялся, на всём протяжении бытования промысла, сегодня обнаружился ряд противоречий: между устаревшей моделью профессиональной подготовки специалистов в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи и изменившимися реалиями жизни современного общества;

— между повышением требований к качеству педагогического процесса и недостаточной профессиональной подготовкой художников-педагогов в области народного декоративно-прикладного искусства;

— между снижением престижа уникальной профессии художника-миниатюриста среди молодёжи (во многом обусловленное завершенностью профессионального образования средней ступенью) и важностью сохранения традиционных локальных художественных центров России;

С учетом указанных противоречий обозначена проблема исследования: как построить профессиональное образование в локальных центрах традиционной культуры, чтобы оно стало частью целостной системы непрерывного профессионального художественного образования, реализующего культурные традиции Отечества и направленные на повышение их престижа. Выявленная проблема обусловила выбор темы исследования: «Профессиональное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры».

Объект исследования — профессиональное образование студентов, специализирующихся в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи.

Предмет исследования — содержание и методы профессионального образования в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи в современных условиях.

Цель исследования: выявление теоретических предпосылок современного развития профессионального художественного образования в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи и научное обоснование инновационной педагогической модели профессионального обучения.

Задачи исследования:

1. На основании анализа исторических и педагогических основ образования в традиционном искусстве определить тенденции современного развития профессионального художественного образования в области лаковой миниатюрной живописи.

2. Определить принципы и педагогические условия построения инновационной педагогической модели профессионального обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи.

3. Разработать критерии профессиональной компетентности выпускника колледжа традиционного декоративного искусства.

4. Экспериментально проверить эффективность инновационной педагогической модели профессионального обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи.

Гипотеза исследования. Сохранение и развитие локальных культурных традиций мстёрской лаковой миниатюрной живописи будет эффективно, если:

— профессиональное образование строится с учётом исторического опыта локальных художественных культур;

— организация процесса профессионального образования мастеров-художников мстёрской лаковой миниатюрной живописи учитывает современные подходы к обучению и воспитанию и исторически сложившиеся традиции обучения мстёрскому живописному искусству;

— образование в локальных художественных центрах войдет в целостную систему непрерывного многоуровневого образования в традиционном прикладном искусстве: от начальной профессиональной подготовки специалистов мастеров-исполнителей до высококвалифицированных художников и художников-педагогов в области художественной промышленности;

— разработана и внедрена в образовательную практику педагогическая модель обучения художника-мастера соответствующая условиям современного социума.

Методологическую основу исследования составили:

— научные труды, посвященные определению значения и места искусства и творчества в культуре (А. Банфи, Н. А. Бердяев, Б. Спиноза, B.C.

Соловьёв, П. А. Флоренский и др.) и проблемам формирования духовно-нравственной личности, ориентированной на творческое созидание (Н.М. Карамзин, И. Ф. Богданович, В. А. Жуковский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.) — фундаментальные исследования в области психологии художественного творчества (C.JT. Рубинштейн, JT.C. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев и др.) — концепции развивающего обучения (JT.B. Занков, Д.Б. Эльконин) и деятельностно-ориентированного обучения (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) — инновационные концепции развития образования (B.C. Лазарев, И. Э. Кашекова, В. А. Сластёнин и др.) — исследования, посвящённые проблеме социальной адаптации подростков (Н.Н. Шамрай) средствами искусства (С.П. Ломов, Б.М. Неменский). научные исследования, посвящённые профессиональному образованию в области народных художественных промыслов и мстёрской лаковой миниатюрной живописи (А.В. Бакушинский, В. М. Василенко, Н. Г. Дмитриев, М. А. Некрасова и др.) — концепция обновлённой модели непрерывного образования в области народного декоративно-прикладного искусства (В.Ф. Максимович);

— исследования в области иконописи, народного искусства и лаковой миниатюры (М.В. Алпатов, И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, П. П. Муратов, И. А. Голышев, В. Г. Брюсова, B.C. Воронов, И. Я. Богуславская, Б.И. Коромыслов).

Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, историко-искусствоведческой, психологической, педагогической, методической литературы, архивных материаловпедагогическое наблюдение, анализ учебного процесса, обобщение педагогического опыта преподавателей и мастеров мстёрской лаковой миниатюрыопрос, анкетирование, беседы и интервьюированиеанализ практических работ, констатирующий и формирующий эксперимент.

Научная новизна исследования:

— впервые систематизирован и обобщён опыт профессионального образования в области мстёрской лаковой миниатюрной живописиопределена его периодизация: от практики «семейственного» обучения иконописи, «ученичества» в частных иконописных мастерских и организованного системного обучения в иконописных школах-мастерских до подготовки узкоспециализированных мастеров лаковой миниатюры для плановой художественной промышленности;

— разработана инновационная педагогическая модель обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи, структурными компонентами которой являются: интегрированное содержание образовательного комплекса художественных дисциплинпринципы, сообразные художественной дидактике (приоритет продуктивного творчествамобилизация мыслительно-творческой деятельности, метафорического мышления и свободной фантазиидекоративной стилизации) — методы стимуляции художественного воображения (активизации «эмоционального вникания» (Б.В. Асафьев) — единства восприятия и творческой деятельностиэстетического оцениванияпроблемно-адаптивного обученияпродуктивно-мыслительного штурмафиксации «всплывающих» ассоциацийкомбинирования и стилизации) — разнообразные формы занятий (лекции, выполнение учебных и творческих заданий, музеи, выставки, пленер, тренинг творческого мышления и воображения).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— определены принципы обновления содержания художественного образования в локальных центрах традиционной культуры, связанные с его переориентацией на продуктивный уровень подготовки будущих художников-мастеров;

— концептуально обоснована педагогическая технология создания психолого-педагогических ситуаций эффективного обучения мстёрской миниатюрной живописи, алгоритмом которой является: 1) готовность к решению творческой задачи — наличие предметно-операциональных условий;

2) построение ориентировочной основы действия- 3) рефлексивно-эмоциональное восприятие творческой задачи- 4) мобилизация мышления- 5) эвристический поиск нестандартных идей и решений- 6) самооценка и эмоционально-личностное переживание успеха в решении творческой задачи- 7) личностное осознание общественной значимости собственной учебно-творческой деятельностиопределены и обоснованы критерии сформированности профессиональной компетентности выпускника: эмоционально-ценностный (личностный интерес и ответственность к традиционному искусству, его инвариантным ценностям), продуктивно-деятельностный (навык самостоятельной поисково-интеллектуальной деятельности, ведущей к созданию самобытного произведения), оценочно-результативный (способность к рефлексии в решении творческой задачи).

Практическая значимость исследования: 1) разработан учебный комплекс художественных дисциплин, ядром которого является обучение композиции- 2) разработана программа тренинга творческого мышления и воображения и технология создания психолого-педагогических ситуаций для ее реализации. Технология направлена на создание эмоционально-психологической готовности к творческой деятельностивключает теоретические и практические занятия по переводу реалистически изображённой формы в структуру условно-плоскостного изображения;

3) созданы методические рекомендации по воплощению модели профессионального обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи;

4) модернизированы с учётом специфики профессионального образования в области Мстёрской лаковой миниатюрной живописи учебные программы по предметам «История изобразительного искусства», «История мировой культуры» и «История религии».

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в профессиональном образовании в однопрофильных учебных заведениях и в системе повышения квалификации и педагогического мастерства педагога.

Достоверность исследования обеспечена опорой на фундаментальнее труды в области искусствоведения, психологии, педагогикиизучением научной литературы, методического и архивного материалаиспользованием комплекса методов, применяемых в решении поставленной целианализом фактического материала, экспериментальной проверкой эффективности разработанной модели художника-мастера мстёрской лаковой миниатюрной живописи и собственной 20-летней художественно-педагогической деятельностью автора.

Этапы исследования:

На первом этапе (2000 — 2003 гт.)-изучалась философская, историческая, научно-педагогическая литература, архивные источники по теме исследования. Анализировалась художественно-образовательная деятельность в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи. Изучались педагогические модели художественного образования, обосновывалась актуальность исследования, формулировалась гипотеза, цели, задачи и методы исследования по проблеме сохранения и развития художественных традиций в Мстёрском художественно промышленном училище им. Ф. А. Модорова.

На втором этапе (2004 — 2006 гг.) разрабатывалась инновационная педагогическая модель обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи, уточнялись ее компоненты, определялись принципы реализации, составлялся комплекс программ по композиции, разрабатывалась технология тренинга.

На заключительном третьем этапе (2007—2009 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, обобщен материал, полученный, в ходе экспериментальной работы, формулировались выводы, и оформлен текст диссертации.

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялась в процессе непрерывного профессионального обучения специалистов мстёрской лаковой миниатюрной живописи в Мстёрском художественно промышленном училище им. Ф. А. Модорова и на заключительном его этапе — в Высшей школе народных искусств (институте) в Санкт-Петербурге.

Проверка материалов и выводов исследования осуществлялась на заседаниях методического совета по специальным дисциплинам, итоговых и промежуточных просмотрах, научно-практических конференциях «Опыт изучения и сохранения локальных культурно-исторических явлений» (г. Владимир, ВГУ — 2005 г.), «Компьютерные инновационные технологии в организации учебного процесса» (г. Гусь-Хрустальный, Гусевской стекольный колледж — 2006 г.) — «Опыт сохранения культурно-исторических традиций в Мстёрскомхудожественном училище в современный период» (г. Москва, Московский филиал ВШНИ — Московская школа художественных ремёсел -2008 г.) — в студенческих выставках дипломных работ проводимых ежегодно в Мстёрском художественном музеев ежегодных выставках «Жар-птица», «Ладья» и «Молодые дарования», в проводимых от министерства образования ежегодных выставках «Лучший по профессии" — в публикациях и выставках творческих работ автора.

Опытно-экспериментальной базой являются мстёрское художественно-промышленное училище им. Ф. А. Модорова (Мстёра), Высшая школа народных искусств (С.-Петербург).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уникальное искусство мстёрской декоративной миниатюрной живописи, основанное на живой, непрерывающейся связи художественного опыта поколений своими корнями уходит в духовно-нравственные традиции русской культуры, сохранение и развитие которой зависит от качества образования в этой области.

Потенциал профессионального художественного образования в традиционном искусстве определяется спецификой: а) многоукладной экономики и свободного художественного рынка, б) высоких эстетических запросов современного общества, в) изменившейся системой жизнеобеспечения промысла.

2. Перспективными условиями профессионального образования мстёрской миниатюрной лаковой живописи являются: 1) вхождение в систему непрерывного художественного образования, повышающего социальный престиж профессии- 2) углубление интегрированного содержания процесса профессионального образования, направленного на креативное развитие и творческую самореализацию будущих художников, 3) внедрение инновационных технологий обучения продуктивно-творческой деятельности, 4) использование потенциала и ценностей инвариантного компонента народного традиционного образования, сохраняющего самобытные черты уникальной художественной культуры.

3. Разработанная инновационная педагогическая модель профессионального обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи, опирается на принципы сообразные художественной дидактике: 1) приоритет продуктивного творчества- 2) мобилизация мыслительно-творческой деятельности, метафорического мышления и свободной фантазии- 4) декоративная стилизацияи реализуется в условиях эмоционально-психологической готовности к продуктивной творческой деятельности.

4. Ядром педагогической модели, является образовательный комплекс дисциплин по композиции и занятия по тренингу творческого мышления и воображения, условия комфортного вхождения в специфическое содержание декоративного искусства обеспечиваются технологией создания психолого-педагогических ситуаций:

1 .готовность к решению творческой задачи (наличие предметно-операциональных условий) — 2. построение ориентировочной основы действия- 3. рефлексивно-эмоциональное восприятие и отношение к творческой задаче- 4. мобилизация мышления- 5. эвристический поиск нестандартных идей и решенийб. самооценивание и эмоционально-личностное переживание успеха в решении творческой задачи- 7. Личностное осознание общественной значимости собственной учебно-творческой деятельности.

5. Эффективность разработанной педагогической модели определяется профессиональной компетенцией выпускника, критериями которой является: способность реализации законченных авторских проектов в материалесформированность навыков самостоятельной активной поисковой деятельности, конструктивно-критической самооценкиответственности перед традиционной художественной культурой и профессией художника-мастера мстёрской лаковой миниатюрной живописи.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе:

1. Внедрение в образовательную практику инновационной педагогической модели процесса обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи позволило раскрыть и реализовать скрытые возможности потенциала профессионального художественного образования в области мстёрской лаковой миниатюры;

2. Осуществлять профессиональное художественное образование в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи в его обновлённом виде способны только высококвалифицированные специалисты педагоги-художники с высшим образованием в области традиционного декоративно-прикладного искусства — носители традиционной художественной культуры. Сложившаяся система непрерывного образования в области народных художественных промыслов, осуществляет процесс воспитания и образования специалистов высшего звена, как высокообразованных художников, так и высококвалифицированных художников-педагогов в этой области;

3. Эксперимент по внедрению и практическая реализация новой педагогической модели профессионального образования в области мстёрской миниатюрной живописи показал жизненную необходимость скорейшего реформирования существующей системы профессионального образования. Цели и содержание обновлённого образования основываются на положениях теории развивающего обучения. Цели, задачи и содержание профессионального обучения в мстёрском училище, воплощенные в педагогической модели обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи соответствуют требованиям концепции учебного заведения нового типа для подготовки художников и художников-педагогов в области художественной промышленности, разработанной В. Ф. Максимович. Реализация этих требований создаст новые условия привлечения и удержания интереса молодёжи к уникальному искусству мстёрской миниатюры;

4. Главная цель обновлённого художественного образования в данной области: формирование патриотического отношения к традиционной культуре и её ценностям, сохранённым прошлыми поколениями мстёрских мастероввоспитание личности способной к свободному творческому самовыражению, усвоившей, хранимые многими поколениями, родовые основы мстёрского живописного искусствавоспитание нового поколения носителей традиционной уникальной культуры. Эффективность новой педагогической модели подтверждается качествами выпускника училища — художника-мастера мстёрской лаковой миниатюрной живописи, критериями которой выступают способность реализации законченных авторских проектов в материалесформированность навыков самостоятельной активной поисковой деятельности, конструктивно-критической самооценкиответственности перед традиционной художественной культурой и профессией художника-мастера мстёрской лаковой миниатюрной живописи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сохранение и развитие традиционной художественной культуры России в современных условиях зависит от качества профессионального образования в этой области. В связи с этим актуальность в последнее время приобретает обновление содержания, форм и методов образования в учебных заведениях локальных центров традиционных художественных промыслов, открывающее им возможность включения в систему непрерывного художественного образования в традиционном прикладном искусстве.

Важным фактором художественного образования в мстёрском училище лаковой миниатюрной живописи становится формирование ценностного отношения к традиционной культуре, передаваемой поколениями мстёрских мастеровстремление сохранить и упрочить родовые основы мстёрского живописного искусстваразвитие творческих способностей студентов, воспитание нового поколения носителей традиционной уникальной, культуры. Эффективность осуществления этого зависит от качества образования, мотивации студентов, возможности продолжения образования, которые предоставляет система непрерывного художественного образования. Условием для включения в эту систему является инновационная педагогическая модель профессионального обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи. Проведенное исследование позволило сделать ряд основных выводов, подтверждающих гипотезу:

1. На разных исторических этапах профессиональное художественное образование в Мстёре соответствовало запросам своего времени, однако на стыке временных эпох и меняющихся социально-экономических и идеологических условий испытывало кризис и требовало изменений. С переходом России на путь многоукладной экономики свободного рынка и морально-идеологической перестройкой российской общества система профессиональной подготовки, выработанная в годы плановой социалистической экономики, устарела и не отвечает требованиям кардинально изменившегося времени.

2. Сохранение и продолжение исторического наследия локальной художественной культуры — мстёрского художественного промысла возможно при обновлении процесса профессионального обучения и применения творческого педагогического воздействия, опирающегося на передовые теоретические достижения современной педагогической науки.

3. Инновационная педагогическая модель обучения художника-мастера мстёрской лаковой миниатюрной живописи реализуется в педагогических условиях: 1) интегрированное содержании предметов образовательного цикла по композиции- 2) создании комфортной психологической среды в развитии творческого потенциала и поисково-творческой деятельности- 3) использование методов: активизации эмоционального вникания, единства восприятия и творческой деятельности, эстетического оценивания, рефлексивно-личностного погружения в искусство и профессию художника, разнообразные формы занятий: теоретические, практические, аудиторные, внеаудиторные, выездные- 4) реализация на принципах: приоритета продуктивного творчествамобилизации мыслительно-творческой деятельности, метафорического мышления и свободной фантазиидекоративной стилизации.

4. Образовательный комплекс: «Композиция», «Теория композиционного построения», «Стилизация и трансформация формы» является ядром профессионального обучения мстёрской лаковой миниатюрной живописи, рассматривается как системообразующий фактор формирования креативного компетентного специалиста, творчески реализующего позиции народного традиционного искусства в условиях современной культуры, осуществляется с помощью технологии создания творческих ситуаций.

5. Эффективность новой педагогической модели обучения художника-мастера мстёрской лаковой миниатюрной живописи определяется критериями выпускника — способность к реализации законченных авторских проектов в материалесформированность навыков самостоятельной активной поисковой деятельности, конструктивно-критической самооценкиответственности перед традиционной художественной культурой и профессией.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. Теоретико-методологические аспекты проблемы: Издание в качестве докторской диссертации. М., 1994. — 322 с.
  2. М.В. Древнерусская иконопись. изд. 3-е. — М.: Искусство, 1984. — 331 е., 203 цв. табл.
  3. Андреев' А. Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. Методологические аспекты проблемы. М.:Наука, 1981.-192 с.
  4. Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев- Академия педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1987. — 558 с.
  5. Антология педагогической мысли России второй половины 19 начала 20 века. / Сост. П.А. Лебедев- Академия педагогических наук СССР. — М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
  6. .В. Русская живопись. Мысли и думы. М.: Искусство, 1966.
  7. Е.В. Роль рефлексивной позиции личности в профессиональном образовании: Научно-исследовательская работа // Среднее профессиональное образование. 2006. — ноябрь, № 11 — С. 54−55.
  8. А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды: Библиотека искусствознания / Ред. И. А. Гутт. М.: Советский художник, 1981. — 349 е., ил.
  9. Ю.Бакушинский А. В. и Василенко В. М. Искусство Мстёры / Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Всесоюзное кооперативное объединённое издательство. М.- Л.: КОИЗ, 1934.- 103 е., ил.
  10. П.Банфи А. Философия искусства / Пер. с итал. Г. С. Смирнова. М.: Искусство, 1989.-384 с.
  11. А.П., Лямкин И. В. Основы композиции: Учеб. пособие для художественно-ремесленных училищ. — М.: Всесоюзное учебно-педагогическое издательство ТРУДРЕЗЕРВИЗДАТ, 1951. 189 е., ил.
  12. М.Р. О некоторых проблемах профессионального образования: Материалы научной конференции. — Палех. — 2004.
  13. М.Р. Педагогические основы профессионального образования в области традиционного искусства Палеха: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2007.- 19 с.
  14. Бестужев-Лада И. В. Культура, антикультура, контркультура. Диалектика Взаимодействия // Традиционное прикладное искусство и образование: Т65 Материалы XIV международной научно-практической конференции, декабрь, 2008 г. М.: ИПТИ, 2008. — С. 12−17.
  15. Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи. Л.: Художник РСФСР, 1987. — 164 е., ил.
  16. Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарёв. М.: Издательство Наука, 1983. -С. 182−195.
  17. Болыиая советская энциклопедия Электронный документ. (http://bse.sci-lib.com/articlel06415.html). Проверено 8,01.2009.
  18. В.Г. Фрески Ярославля XVII начала XVIII века. — М.: Искусство, 1983. — 147 е., 107 ил.
  19. В.Г. Русская живопись 17 века. М.: Искусство, 1984. — 338 с.
  20. М.А., Преображенский А. С. Святые Владимирские князья Андрей Боголюбский, Георгий Всеволодович и Глеб Андреевич // Иконы Владимира и Суздаля. — М.: Северный паломник, 2006. С. 527−529.
  21. В.В. Эстетика: Учебник для студентов" и аспирантов. М.: Гардарики, 2002. — 556 с.
  22. В.М. Анатолий Васильевич Бакушинский и народное искусство // Музей народного искусства и художественные промыслы: Сборник трудов НИИХП / Отв. ред. JI.K. Розова. Вып. 5. — М.: Изобразительное искусство, 1972. — С. 83−99.
  23. В.М. Народное искусство. Творчество народных мастеров России и Украины: Декоративное искусство древней Руси // Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков. М.: Советский художник, 1974.-С. 17−149.
  24. В.М. Мстёра и Холуй. Народное искусство. Творчество народных мастеров России и Украины: Декоративное искусство древней Руси // Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков. -М.: Советский художник, 1974. С. 233−238.
  25. А. Национальное достояние возвращается//Маяк.-2008.-20.03.
  26. Великие чудотворные / Авт. сост. В. Е. Суздалев. Н. Новгород: Центр творческого сотрудничества, 1994. — 191 е., ил.
  27. Вопросы изобразительного искусства: Сборник / Отв. ред. Решетникоа В. П. Вып. 3. — М.: Советский художник, 1956. — 251 с.
  28. Вопросы художественного образования: Тематический сборник научных трудов. Воспитание художника-гражданина / Отв. ред. И. А. Бартенев. Вып. V. — Л.: Академия художеств СССР, 1973. — 75 с.
  29. О. Лаковая миниатюра Мстёры. Л.: Художник РСФСР, 1986.- 133 с.
  30. О. Традиции и новаторство в современной лаковой миниатюре Мстёры // Советское декоративное искусство. М.: Советский художник, 1983. — № 6. — С. 232−243.
  31. Владимирские губернские ведомости. 1877. — № 34.
  32. Владимирские губернские ведомости. 1878. — № 49.
  33. Владимирские губернские ведомости. 1881. — № 8.
  34. Владимирские губернские ведомости. — 1905. № 8.
  35. Владимирские губернские ведомости. 1909. — № 40.
  36. Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. — T. III, П. М.: Гос. изд. иностран. и национальн. словарей, 1956. — 555 с.
  37. Выготский J1.C. Воображение в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  38. JI.C. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
  39. М.В., Петрова Е. А., Орлова JT.M. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие. — М.: Пед. общество России, 2003. -512 с.
  40. В.Т. Иконописцы-суздальцы: Поездка в сс. Мстёру, Холуй, Палех // Русское обозрение. 1895. — Книга 3-ья. — С. 183−223.
  41. М.В. Психология художественного творчества: Учебное пособие. Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2004. — 105 с.
  42. И.А. Воспоминания Ивана Александровича Голышева 18 381 878 // Русская старина. Владимир, 1879. — Т. 24. — С.753−772.
  43. И.А. Богоявленская слобода Мстёра Владимирской губернии Вязниковского уезда. История её, древности, статистика и этнография. Владимир: В губернской типографии, 1865. — 143 е., ил.
  44. И.А. О рисовальных школах в иконописных местностях // Владимирские губернские ведомости. 1873 .-№ 21.51 .Голышев И. А. О рисовальных школах для улучшения иконописания в Вязниковском уезде // Владимирские губерн. ведомости. 1881. -№ 8.
  45. И.А. Воспоминания Ивана Александровича Голышева 1838 — 1878г. Оттиск из памятной книжки Владимирской губернии издания Губернского Статистического Комитета 1895 года.
  46. И.А. Суздальская иконопись. Начало и переход её в народную промышленность во Владимирском крае // Владимирские губернские ведомости. 1875. — № 43 — 52.
  47. А.А. Откровения Иоанна Богослова // Иконы Владимира и Суздаля. — М.: Северный паломник, 2006. С. 432−438.
  48. И.Э. История Русского искусства: В 6 т. — М.: Издание И. Кнебель, 1915. Т. 6 (I): История живописи. — 536 е., ил.
  49. Гумилёв J1.C. Искусство и этнос // Декоративное искусство СССР. -№ 1, 1972.-С. 37−48.
  50. Н.Г. Мстёра рукотворная. Л.: Художник РСФСР, 1986. -440 с.
  51. В.Л. Психология художественного творчества: Учебное пособие. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1991. — 76 с.
  52. Древнерусская живопись в музеях России. Иконы Владимира и Суздаля / Колл. авторов. М.: Северный паломник, 2006. — 576 е., ил.
  53. О.Ю. Педагогика: Краткий курс. СПб.: Питер, 2009. — 256 с.
  54. С.В. Русская народная живопись: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  55. О.А. Теория творчества и современное образование // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. — 2006. — № 3 (41).-С. 4−25.
  56. И по плодам узнаётся древо: Русская иконопись XV—XX вв.еков из собрания Виктора Бондаренко / Ред. коллегия А. В. Рындина, Г. В. Сидоренко. — М.: Военный парад, 2003. 623 е., ил.
  57. Н.Н. Изделия народных художественных промыслов на международных выставках // Сборник трудов НИИХГТ. Вып. 3 / Ред. Г. С. Покрас. — М.: Лёгкая индустрия, 1966. — С.3−11.
  58. Известия Высочайше учреждённого комитета попечительства о русской иконописи. Вып. 2. — СПб., 1903 г.
  59. Искусство Мстёры: Каталог экспозиции Мстёрского художественного музея / Авт.-сост. Г. Н. Дугина, В. В. Позднякова. Владимир: Покрова, 1996.-232 с.
  60. Искусство Мстёры / Ред. А. Лаке. С-Пб.: Palace Edition, 1997. — 31 с.
  61. Искусство Мстёры / Авт.-сост. И. Богуславская, М. Захарова, И. Сосновцева. СПб.: ГРМ, 1997.-31 е., ил.
  62. История русского искусства: В 12 т. / Под общей ред. И. Э. Грабаря, В. Н. Лазарева и B.C. Кеменова. М.- Академия наук СССР, 1953. — Т. I. — 574 е., ил.
  63. История иконописи / Авт.-сост. Л.М. Евсеева- Н. И. Комашко, М. М. Красилин и др. М.: АРТ-БМБ, 2002. — 287 е., ил.
  64. Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарёв. М.: Наука, 1983. — 336 с.
  65. Иулиания, монахиня. Труд иконописца. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. — 221 е., 4 цв. табл., ил.
  66. И.П. Психология творческой деятельности: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-559 с.
  67. И.Э. Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства. — М.: Издательский дом Российской, академии образования, 2006. — 332 с.
  68. Н.И., Каткова С. С. Костромская икона XIII—XIX вв.еков // Костромская икона XIII—XIX вв.еков: Свод русской иконописи/Авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М.: Гранд-Холдинг, 2004. — С. 8−56.
  69. .И. Лаковая миниатюра Мстёры. Л.: Художник РСФСР, 1972.- 167 е., ил.
  70. .И. Неизвестные произведения старых мастеров Мстёры // Сборник трудов НИИХП / Отв. ред. А. Д. Сизова. вып. 6. — М.: Лёгкая индустрия, 1972. — С. 43−68.
  71. Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылёвой. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. С. 4−20 с.
  72. Костромская икона XIII—XIX вв.еков: Свод русской иконописи / Авт.-сост. Н. И. Комашко и С. С. Каткова. — М.: Гранд-Холдинг, 2004. 672 е., 442 цв. ил., 17 ч/б. ил.
  73. М. Икона Богоматерь троеручица // И по плодам узнаётся древо: Русская иконопись XV—XX вв.еков из собрания Виктора Бондаренко / Ред. коллегия А. В. Рындина, Г. В. Сидоренко. М.: Издательский дом Военный парад, 2003. — С. 559−562.
  74. Н.Б. Как организовать в школе профильный продуктивный класс. Электронный документ. // Конференции. Ru открытый каталог научных конференций, выставок и семинаров. 13.10.2002. (http://www.oim.ru/reader@nomer=249.asp). Проверено 28.03.2008.
  75. А.А. Использование метода проектов в формировании профессионально-педагогической компетенции студентов колледжа: Научно-исследовательская работа // Среднее профессиональное образование: Приложение. № 10, 2006. — С. 20−36.
  76. К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве / Сост. М. Лифшиц. — в 2-х Т. -М.: Искусство, 1957.
  77. В.Н. История византийской живописи: В 2 т. М.: Искусство, 1947. — Т. I. — 454 е., XLIX табл., Т. II. Атлас — 350 табл.
  78. В.Н. Живопись и скульптура Киевской Руси // История русского искусства: В 12 т. — М.: Издательство Наука, 1953. — Т. I. С. 155−232.
  79. B.C. Управление инновациями в школе: Учебное пособие. -М.: Центр педагогического образования, 2008. 352 с.
  80. А.В. История Вязниковского края с древнейших времён до конца XX века: Учебное пособие. Вязники, 2003. — 440 е., ил., кар.
  81. Д.А. Введение в психологию искусства: Учебное пособие. — М.: Издательство Московского университета, 1998. — 111 с.
  82. А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие. СПб.: Образование, РГПУ, 2000. — 236 с.
  83. С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Дисс. Докт. пед. наук: 13.00.02: М., 2000. 380 с.
  84. М.В. О воспитании и образовании: Педагогическая библиотека / Сост. Т. С. Буторина. М.: Педагогика, 1991. — 344 с.
  85. Д.О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. -Изд. 2-е. — М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР, 1950. 368 с.
  86. Т.М. Абрамцевский художественный кружок // Музей-заповедник Абрамцево: Очерк-путеводитель / Авт. О. И. Арзуманова, А. Г. Кузнецова и др. изд. 2. — М.: Изобразительное искусство, 1989. -С. 97−223.
  87. В.Ф. Народное искусство России это национальный факт // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы Х1УМеждународной научно-практической конференции, декабрь 2008 г. / Под общ. ред. И. Э. Кашековой. М.: ИПТИ, 2008. — С. 9−11.
  88. В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования: Автореф. Дис. Докт. пед. наук: 13. 00. 02: М., 2000. — 430 с.
  89. С.И. Ярославская иконопись. М.: Искусство, 1973. — 76 е., 71 цв. табл.
  90. Ю.Г. Русские иконы XII—XIX вв.еков: Из собраний музеев Советского Союза. — М.: Искусство, 1988. — 79 е., 68 цв. табл.
  91. М. Технология творческого мышления / Марк Меерович, Лариса Шрагина. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 495 с.
  92. Материалы конференции 1965 года по перспективам развития предприятий художественных промыслов Владимирской области (Копия протокола стенографии из личного архива Заслуженного Художника РФ В.Ф. Некосова).
  93. Мелик-Пашаев А.А. О прошлом, настоящем и будущем нашей педагогики искусства // Искусство в школе, 1999, № 4.
  94. Мир философии: Книга для чтения / Сост. П. С. Гуревич и В. И. Столяров. Ч. 2. — Человек. Общество. Культура. — М.: Политиздат, 1991.-624 с.
  95. Ф.А. Народные мастера Мстёры // Учёные записки Московского Государственного Заочного педагогического института / А. Ф. Модоров. записаны в 1965 году, напечатаны и выпущены в 1968 году (Копия статьи из архивного собрания МХПУ).
  96. Ф. А. Воспоминания Ф. А. Модорова- Статья написана в 1964 году для книги Это было во Мстёре. (Копия статьи из архивного собрания МХПУ).
  97. Музей народного искусства и художественные промыслы: Сборник трудов НИИХП. Выпуск 5. / Отв. ред. JI.K. Розова. — М.: Изобразительное искусство, 1972. — 294., ил.
  98. П.П. Русская живопись до середины 17 века // Грабарь. И. Э. История Русского искусства: В 6 т. М.: Издание И. Кнебель, 1915. — Т. 6 (I): История живописи — С. 5−406.
  99. В. С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.
  100. Народные художественные промыслы РСФСР: Учеб. пособие для художественных училищ / Под ред. В. Г. Смолицкого. М.: Высшая школа, 1982. — 216 е., ил.
  101. М.А. Народное искусство России духовный феномен современной культуры // Современное народное искусство России. Традиции и современность: Каталог. — Вологда: Отпечатано в ООО ПФ Полиграф-Книга, 2008. — С. 4−12.
  102. .М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  103. Р.С. Психология. — Гл. 20. Общение. Электронный документ. (http://deadbeef.narod.ru/work/docs/psy/comunity.htm). Проверено 6.08.2008.
  104. Никодим Павлович Кондаков 1844—1925: Личность, научное наследие, архив / Научн. ред. И. Д. Соловьёва. ГРМ — PALACE EDITIONS, 2001. — 165 е., 97 цв. ил.
  105. О положении иконописных промыслов Владимирской губернии // Владимирские губернские ведомости. 1878. — № 49.
  106. О рисовальных школах в иконописных местностях // Владимирские губернские ведомости. 1873. — № 21.
  107. В.М. О преподавании живописи и композиции в художественных училищах // Вопросы художественного образования: Тематический сборник научных трудов / Отв. ред. И. А. Бартенев. Л.: Академия художеств СССР, 1974 — Вып. VIII. — С. 41−52.
  108. Остафьево / Авт. сост. Н. К. Квятковская. М.: Советская Россия, 1990.-259 е., 257 ил.
  109. Педагогическая психология электронный документ. (http://www.ido.rudn.rU/psychology/pedagogicalpsychology/4.html). Проверено 12.10.2008.
  110. Перспективы развития предприятий художественных промыслов Владимирской области: Материалы конференции 22−24 июня 1965 г. — Мстёра (Копия протокола конференции из личного архива В.Ф. Некосова).
  111. Я.А. Фазы творческого процесса. Вместо введения // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарёв. -М.: Изд. Наука, 1983. С. 3−33.
  112. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  113. А.С. Святитель Алексий, митрополит московский // Иконы Владимира и Суздаля.— М.: Северный паломник, 2006.-С. 536.
  114. Приказ Минобрнауки России от 20 декабря 2007 г. № 370.
  115. Псковская икона XIII—XVI вв.еков: Альбом / Сост. И. С. Родникова.- Л.: Аврора, 1990. 323 е., 152 цв. табл.
  116. А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 е.: ил. — Серия «Учебник нового века».
  117. Религиозные традиции мира: В 2 т. / Сост. Байрон Г. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. — Т. 1. — 576 с.
  118. Н.В. Ростово-Суздальская живопись XII—XVI вв.еков: Альбом. -М.: Изобразительное искусство, 1970. — 120 цв. табл.
  119. Л.К. Евгений Васильевич Юрин. Мастер в народном промысле мстёрской художественной миниатюры. — Л.: Художник РСФСР, 1982−117 е., ил.
  120. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник. — Изд. 3-е, доп. и перераб. М.: Рандеву- Агар, 2000.-251 е., ил.
  121. С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2007. 713 с.
  122. С.Л. Основы общей психологии / Сост. А. В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. — СПб.: Питер, 2000. -768с.
  123. Л. А., Рыбалко Е. Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л.А. Коростылёвой- СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. — С. 89 106 с.
  124. Русское обозрение: Журнал. — Кн. 3. М.: (Б. и.), 1895.
  125. Русская лаковая миниатюра / Авт.-сост. Л. Л. Пирогова. -Калининград: Янтарный сказ, 2003. 152 е., ил.
  126. Русская лаковая живопись. XXI век: Альбом / Авт.-сост. Л. Л. Пирогова. -М.: Интербук-бизнес, 2006. 191 е., ил.
  127. А.П., Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2001. — 559 е., ил.
  128. А.А. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. Л.: Художник РСФСР, 1989. — 264 е., 189 цв. табл.
  129. Сборник трудов НИИХП / Под ред. Г. С. Покрасс. Вып. 3. — М.: Издательство Лёгкая индустрия, 1966. — 255 с.
  130. Д.М. Мстёра. М.: Советский писатель, 3-ья фабрика книги Красный пролетарий, треста Полиграфкнига, 1939. -206 е., ил.
  131. И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарёв. М.: Наука, 1983. — С. 33−62.
  132. И.Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарёв. М.: Наука, 1983. -С. 154−181.
  133. Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылёвой. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997.-С. 123−142.
  134. Л.Н. Лаковая миниатюра. Мстёра. — М.: Интербук-бизнес, 2001. 152 е., ил.
  135. .А. Искусство рисунка. — Л.: Искусство, 1989. — 255 е., ил.
  136. С.Ю., Семёнов И. Н., Зарецкий В. К. Исследование организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред.Я. А. Пономарёв. — М.: Изд. Наука, 1983.-С. 101−132.
  137. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластёнина. — В 2-х ч. — М.: Владос, 2002.
  138. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лёхина и проф. Ф. Н. Петрова. изд. 4-е пераб. и доп. — М.: Гос. изд. иностранных и национальных словарей, 1954. — 855 с.
  139. Словарь иностранных слов. 18 изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989. -624 с.
  140. Словари и энциклопедии на Академике: Современная энциклопедия электронный документ. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enclp/NT0000B18E) Проверено 6.01.2009.
  141. Советское декоративное искусство / Сост. Т. К. Стриженова. М.: Советский художник, 1983. — Вып. 6. — 257 е., ил.
  142. И.В. Икона Господь Вседержитель // И по плодам узнаётся древо: Русская иконопись XV—XX вв.еков из собрания Виктора Бондаренко / Ред. коллегия А. В. Рындина, Г. В. Сидоренко. М.: Издательский дом Военный парад, 2003. — С. 585−586.
  143. И.В. Никодим Павлович Кондаков и иконописные школы Высочайше учреждённого Комитета попечительства о русскойиконописи // Никодим Павлович Кондаков 1844—1925: Личность, научное наследие, архив. — ГРМ: Palace editions, 2001. — С. 115−131.
  144. Современное народное искусство России. Традиции и современность: Каталог. — Вологда: ООО ПФ Полиграф-Книга, 2008. — 195 е., ил.
  145. Среднее профессиональное образование: Сборник нормативных правовых документов / Сост. П. Ф. Анисимов, Т. Д. Барер, A.JI. Коломенская и др. — М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2004. 450с.
  146. Т.В. Успенский собор. М.: Искусство, 1979. — 183 с.
  147. П.И. Народные художественные промыслы и современная культура // Сборник трудов НИИХП / Под ред. Н. В. Черкасовой. М., 1980.-С. 3−50.
  148. В.И. Переводы с древних икон: Из собрания А. М. Постникова. СПб.: Издано при С.-Петербургском археологическом институте, 1898.
  149. М.И. и В.И. Образцы древнерусской иконописи: Переводы из собрания М. В. Тюлина. — СПб.: Издано при С.-Петербургском археологическом институте, 1899.
  150. Федеральный Закон об утверждении Федеральной программы развития образования (в ред. Федер. закона от 26.06.2007 № 118-ФЗ).
  151. О.В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. -М., 2005. 147с.
  152. О.В. Из истории развития и обучения московскому письму // Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы XII Международной научно-практической конференции, 619 ноября 2006 года / Под. Ред. М. Ю. Спириной. СПб., 2007. — С. 188 196.
  153. В. Товар, искусство, художник // Советское декоративное искусство / Сост. Т. К. Стриженова. — М.: Советский художник, 1983.-Вып. 6.-С. 184−188.
  154. Ю.И. Жизненный путь: Самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылёвой. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997.-С. 58−75.
  155. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — изд. 7, перераб. и доп. М.: Республика, 2001.
  156. П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Прометей: Историко-биографический альманах серии ЖЗЛ: Тысячелетие русской книжности / Сост. Е. Бондарева. М.: Молодая гвардия, 1990. — Т. 16. — С. 396−411.
  157. Фрейд 3. Художник и фантазирование: Перевод с нем. / Под ред. Р. Ф. Додельцева, К. М Долгова. М.: Республика, 1995. — 400 е., ил.
  158. Фундаментальная электронная библиотека: Словари, энциклопедии Электронный документ. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-0361.htm). Проверено 26.11.2008.
  159. Художественные промыслы РСФСР: Справочник / Сост. В. Г. Смолицкий, З. С. Скавронская. М.: Лёгкая индустрия, 1973. — 303 с.
  160. Н.Н. Институт инновационной деятельности в образовании: Экспериментальная деятельность Электорнный документ. (http://image.websib.ru/02/text article. htm?60). Проверено2912.2007.
  161. И.П. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. В. А. Лабунской. — М.: Гардарики, 1999. 240−256 с. Электронный документ. http://irshkuratova.ru/kmotivatsionnyeaspekty.html). Проверено2105.2008.
  162. Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2109 «Черчение, рисование и труд». М.: Просвещение, 1979. — 303 е., ил.
  163. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1989. — 553 с.
  164. Энциклопед. словарь / Под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004.189. 1000-летие русской художественной культуры: Каталог / Науч. ред. А. В. Рындина М.: SCHLOSS GOTTORF, 1988. -448 е., ил., цв. табл.
Заполнить форму текущей работой