Введение.
Особенности развития общения детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — важный период в нравственном становлении личности. Ребенок, общаясь с другими людьми учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Общение «ребенок — родитель» происходит повседневно в различных жизненных ситуациях, благодаря чему дошкольник… Читать ещё >
Введение. Особенности развития общения детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением с близкими людьми, воспитателем, сверстниками. Именно общаясь, ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям. В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, умение отказаться от личных желаний, ради достижения общей цели. Нравственные нормы и правила определяют социально одобряемые способы поведения человека в разнообразных ситуациях. Они регулируют взаимоотношения между людьми в процессе их совместной деятельности, общения.
Дошкольный возраст — важный период в нравственном становлении личности. Ребенок, общаясь с другими людьми учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор [7, 30, 43, 55]. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Общение «ребенок — родитель» происходит повседневно в различных жизненных ситуациях, благодаря чему дошкольник приобретает опыт человеческих отношений, усваивает нравственные нормы. Подражая взрослым, ребенок перенимает от них многие положительные моральные качества. Если общение «родитель — ребенок» в своей основе нравственно, то дошкольник одновременно овладевает и культурой поведения [16, 41].
Культура поведения ребенка проявляется не только в умении здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, но и в способности быть доброжелательным, общительным, с уважением относиться к окружающим [41, 61].
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью понимания роли нравственных норм как регулятора поведения в процессе организации общения старших дошкольников со значимыми взрослыми.
Цель исследования: изучить и проанализировать процесс общения детей дошкольного возраста и усвоение ими морально-нравственных норм, регулирующих их поведение в процессе общения.
Объектом исследования является процесс общения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — усвоение морально-нравственных норм в процессе общения детей дошкольного возраста.
Гипотеза: усвоение морально-нравственных норм, выступает в качестве регуляторов поведения детей в общении: если нравственная норма находится на уровне «только знаемой», она в минимальной степени выступает регулятором поведения ребёнка в процессе общения.
Задачи исследования:
- — теоретический анализ источников по исследуемой проблеме;
- — изучение психологических особенностей дошкольников в процессе общения;
- — исследование различных параметров общения ребенка дошкольного возраста;
- — анализ результатов исследования, формулирование выводов.
Методологические и теоретические основы работы: принцип развития (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), основные положения подхода к изучению общения, в том числе и в дошкольном возрасте (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина), теории морального развития (Ж. Пиаже, Л. Колберг).
Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; основные методы: наблюдение, эксперимент; дополнительные методы: беседа, метод неоконченных предложений, проективные методики («Моя семья», «Мой воспитатель»); качественный анализ данных эмпирического исследования.
База исследования: Краснодарский краевой центр творческого развития и гуманитарного образования детей, дети старшего дошкольного возраста (5,5−6 лет), 14 мальчиков и 16 девочек, обучающиеся в студии раннего развития «Малышок».
Практическая значимость: результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны воспитателям детских садов, родителям, а также психологам в вопросах нравственного развития личности ребенка, понимания механизмов организации общения детей; данные могут быть использованы при составлении развивающих, психо-профилактических программ по развитию навыков успешного общения в дошкольном возрасте.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения. Работа изложена на 57 страницах.
Список литературы
насчитывает 57 наименования.
общение нравственный дошкольный возраст.