Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Национальное образование и воспитание детей и подростков в российском зарубежье, 20-50-е годы ХХ века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Заслуга объяснения феномена национального образования принадлежала философам, педагогам и социологам Российского Зарубежья, сосредоточившим внимание на его философских и психолого-педагогических основах и разработке практических проблем национального воспитания и образования в русской зарубежной школе. Ученые Зарубежной России — П. М. Бицилли, С. И. Гессен, М. Н. Ершов, В. В. Зеньковский, И. А… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Социальные и философские основания национального образования и воспитания в Российском Зарубежье
    • 1. 1. Российская эмиграция: социокультурные, педагогические и социально-психологические факторы национального воспитания
    • 1. 2. Философско-педагогические основы национального образования и воспитания
    • 1. 3. Источники концепции национальндго образования и воспитания
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Русская система национального образования как фактор социализации и воспитания детей и подростков в Российском Зарубежье
    • 2. 1. Становление и развитие русской образовательной системы в странах рассеяния
    • 2. 2. Основные типы школьных и внешкольных учреждений Российского Зарубежья
    • 2. 3. «Россика» как национальный компонент содержания образования в зарубежной русской школе
  • Выводы по второй главе

Национальное образование и воспитание детей и подростков в российском зарубежье, 20-50-е годы ХХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние годы в нашей стране идет активное исследование такого сложного и многогранного явления как российская эмиграция. Российское Зарубежье, возникшее в 20-е годы XX века, представляет собой уникальное социокультурное и образовательное пространство, в котором на протяжении многих лет шли процессы социализации, образования и воспитания детей и подростков, оказавшихся в изгнании, решались вопросы сохранения ими национальной идентичности, «русскости». Значительный интерес представляет опыт общественно-педагогического движения российской эмиграции по созданию национального образования в Российском Зарубежье. За пределами России, в условиях инокультурной и инонациональной среды, была создана русская система дошкольного, школьного, высшего и внешкольного национального образования, разрабатывались теоретические и прикладные вопросы воспитания. Школа и педагогика Российского Зарубежья представляют собой исторически важную составную часть и страницу истории образования и педагогической мысли России, которая до последнего времени оставалась «белым пятном», нарушая целостность отечественного истори-ко-педагогического процесса.

Сегодня опыт создания системы национального образования за рубежом может быть использован при решении вопросов сохранения и развития русского образования и культуры в странах СНГ. Весьма полезными при обсуждении проблем развития национальных культур народов России и путей разработки национально-регионального компонента содержания образования могут быть идеи русских философов и педагогов эмиграции (Н.А. Бердяева, С. И. Гессена, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, и др.) о национальном характере, «русской душе», взаимосвязи общечеловеческого и национального, диалоге различных педагогических культур, а также интересный опыт разработки «Россики». Они могут быть учтены и при создании «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» .

Историографический анализ проблемы показывает, что, несмотря на большое количество работ по проблемам Российского Зарубежья, основное внимание исследователей сосредоточено на изучении отдельных аспектов образования и воспитания молодежи. В общей историографии можно выделить два пласта: зарубежный и российский.

Зарубежный пласт был сформирован немного ранее и состоит из работ, выполненных эмигрантами, одной из главных тем в которых является проблема сохранения национальной культуры, языка и российской ментальности. Обобщающими работами по истории образования и воспитания русской молодежи в эмиграции являются книги Ковалевского П. Е. «Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920;1970)» (Париж, 1971) и Варшавского B.C. «Незамеченное поколение» (М., 1992), а также статьи в русской зарубежной печати Т. И. Алексинской /11/, В. Рудинского /153/, Н. Федорова/187/ и др.

Большое внимание к культурно-образовательным проблемам российской эмиграции проявили зарубежные исследователи. Роли русского образования в сохранении национальной культуры посвящена глава в книге Раева М. «Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919;1939 гг.» (М., 1994) /267/.

В 90-х годах началось исследование проблем истории образования и педагогической мысли Российского Зарубежья. Этому посвящены работы многих современных исследователей /207- 226- 256- 257- 261- 259- 261- 281 и др./. В г. Саранске при МГПИ им. М. Е. Евсевьева работает лаборатория по изучению проблем школы и педагогики Российского Зарубежья (руководитель член-корр. РАО Е.Г. Осовский). Ее сотрудниками проведены две Всероссийские научные конференции (1994 и 1998 гг.), опубликованы сборники: «Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20−50-е гг. XX в.» (Саранск, 1998) — «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья. 20−50-е годы XX века» (Саранск, 1998), цикл статей. Был подготовлен ряд диссертационных исследований. В работе Сухачевой В. А. «Общественно-педагогическое движение российской эмиграции в странах Европы (1919;1939 гг.)» /280/ раскрыта роль и основные направления деятельности российской эмиграции по организации образовательного пространства Российского Зарубежья. Кабанова Е. В. в диссертации «Школа и учительство русской эмигрантской диаспоры в Европе. 1919;1930 гг.» /231/ основной акцент делает на анализе положения русского учительства и подготовке учителей в Русском педагогическом институте им. Я. А. Коменского. В исследованиях Кирдяшовой Е. В. «Становление и эволюция педагогических воззрений В.В. Зень-ковского: личность и факторы ее формирования» /234/ и Дерюги В. Е. «Идеи критической дидактики в философско-педагогическом наследии С. И. Гессена (1887−1950)» /224/ начато изучение наследия мыслителей эмиграции, в том числе и их воззрений на проблемы национального воспитания.

Широкий круг проблем истории образования и педагогической мысли Российского Зарубежья рассмотрен в статьях Н. А. Белканова, В. П. Борисова, М. В. Богуславского, С. Н. Васильевой /216- 217/, В. А. Владыкиной /218- 219−220 /, А. Н. Горяинова, В. И. Додонова, М.А.

Кондратьевой, В. И. Косика, В. М. Мальцевой, О. Е. Осовского, JI.A. Романовой, Г. Я. Тарле и др.

Историографический анализ показывает, что большинство авторов в своих работах, рассматривая Российское Зарубежье как уникальное социокультурное и образовательное пространство, проанализировали социально-политические и экономические факторы становления и развития отдельных типов школ, их педагогические проблемы, выявили вклад российской эмиграции в мировую науку и культуру и др. В то же время национальное образование и воспитание, имевшее интегративный характер в теории и практике Российского Зарубежья, не получило целостного научного освещения.

Таким образом, выявленное нами определенное противоречие между исторической важностью национального образования и воспитания как интегративного фактора развития социокультурного и образовательного пространства Российского Зарубежья и отсутствие целостного анализа данной проблемы определило выбор темы диссертационного исследования — «Национальное образование и воспитание детей и подростков в Российском Зарубежье (20−50-е гг. XX в.) «.

Названное противоречие обозначило проблему исследования, которая состоит в воссоздании целостной картины становления, развития и деградации русского национального образования и воспитания подрастающего поколения в условиях эмиграции 20−30-х гг. и в обобщении и осмыслении взглядов мыслителей Российского Зарубежья на проблемы методологии, теории, методики и практики национального образования и воспитания.

Цель исследования — изучение и обобщение исторического опыта развития системы, содержания и форм русского национального образования и воспитания в условиях эмиграции 20−30-х гг.- анализ теоретического й методического наследия философов и педагогов Российского Зарубежья по вопросам национального воспитания.

Объект исследования — образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья (20−50-е годы XX века).

Предмет исследования — теоретические основы и практический опыт становления и развития национального образования и воспитания детей и подростков в условиях эмиграции «первой волны» (20−50-е годы XX века).

Сформулированные выше проблема, цель, объект и предмет исследования определили следующие его задачи:

— проанализировать научные воззрения педагогов, философов и социологов Российского Зарубежья на проблемы национального образования и пути воспитания детей и подростков в русской зарубежной школе;

— рассмотреть процесс становления, развития и деградации системы русского образования в условиях эмиграции и проанализировать факторы, определявшие ее динамику;

— изучить содержание, формы и методы национального образования и воспитания в русских школах и внешкольных учреждениях за рубежом.

Методологической основой исследования явились философские концепции образования и культуры (антропологическая, культурологическая и цивилизационная), опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, плюрализма, идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии образования. Наиболее приемлемым является культурологический подход к проблемам развития школы, образования и педагогической мысли Российского Зарубежья, находившейся на стыке разных культур (России и стран проживания). В связи с этим продуктивной является идея «диалога культур» (М.М. Бахтин, B.C. Библер и др.) как основа историко-культурологического анализа разных парадигм воспитания. Необходимо учитывать то, что данные процессы имели ограниченный временной промежуток (два десятилетия), на котором шла борьба за сохранение своего «национального лица» и, в то же время, стремительно нарастал процесс вхождения в «чужое» культурное пространство, растворение в нем и ассимиляция.

Методологическое значение для нашего исследования имели труды по истории образования, педагогики, философии и культуры Российского Зарубежья М. В. Богуславского /207- 208−209/, В. И. До до-нова /226/, Е. Г. Осовского /256- 257- 254- 255- 258- 269- 261/, В.А. Су-хачевой /290/ и др.

В работе применен комплекс методов историко-педагогического исследования: изучение, анализ и систематизация педагогической литературы, периодики, исторических документов и архивных материаловсравнительно-сопоставительный анализ практической и теоретической деятельности российской эмиграции в области национального воспитания и образования молодежисистемный анализ, учитывающий государственно-политические, социальные, экономические, социои этнокультурные, демографические и другие факторы жизни российской эмиграцииобобщение и систематизация полученных результатов и выводов.

В данной работе использовался следующий понятийно-терминологический аппарат, который, с одной стороны, отражает терминологию, существовавшую в педагогической литературе Российского Зарубежья, с другой — учитывает современные подходы к понятийному аппарату педагогики.

Под национальным образованием детей и подростков российской эмиграции в данной работе понимается создание условий для социализации и овладения подрастающим поколением эмиграции уровнем образованности, культуры и общения в единстве общечеловеческого, государственного (страны проживания) и русского компонентов образования и развития национального самосознания и воспитания, а также связанный с ними уровень индивидуального развития каждой отдельной личности.

Под национальным воспитанием в условиях эмиграции мы понимаем сознательно организованный процесс развития и формирования национально значимых черт личности детей и подростков, отражающих ценности, исторические традиции и культуру русского народа, необходимых для сохранения родного языка, национальной идентичности, эмоционально-ценностного отношения к своему отечеству и успешной практической деятельности как в будущей России, так и в инокультурной и инонациональной среде.

Соответственно под системой национального образования подразумевается совокупность образовательных — дошкольных, школьных, высших и внешкольных — учебных заведений и учреждений, призванных решать задачи национального образования и воспитания и органов управления ею.

Под национальной социализацией детей и подростков в Российском Зарубежье мы понимаем процесс сохранения и развития в условиях инонациональной и инокультурной социальной среды русского микросоциума системы знаний, ценностей, норм, установок, отражающих образ жизни, менталитет и культурные традиции России.

Русский национальный микросоциум в условиях Российского Зарубежья — это совокупность естественных (традиционных) и специально созданных социальных институтов, непосредственно связанных с детьми (семья, школа, интернат, внешкольные учреждения, православные приходы, детские объединения, учреждения культуры и т. п.) и призванных осуществлять национальное образование, воспитание и социализацию личности.

Под «денационализацией» в литературе российской эмиграции 20—50-х годов назывались угроза и реальные явления утраты подрастающим поколением личностных установок на сохранение национальной идентичности, языка, культуры и принятие ими под давлением условий социальной среды социокультурных ценностей страны проживания. В этом смысле данный термин используется и в диссертации.

В качестве источников исследования выступили документы, отражающие деятельность учебно-воспитательных заведений в эмиграции, учебные планы и программытруды мыслителей Российского Зарубежья по проблемам национального воспитания и денационализации подрастающего поколениязарубежная периодическая печать российской эмиграции (журналы: «Бюллетень Педагогического бюро», «Вестник Педагогического Бюро», «Русская школа за рубежом», «Вестник РСХД» и др.) — социологические и статистические источники /39- 40- 56/- работы справочного характерасовременная литература по анализируемой проблеме.

В работе использованы материалы Государственного архива Российской Федерации (фонды «Пражского архива»).

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней впервые на основе документальных источников и литературы представлен сложный процесс социализации и национального образования детей в условиях эмиграциираскрыта роль национальной системы воспитания и образования (школьных и внешкольных учреждений) в развитии русского самосознания подрастающего поколениявыявлены факторы становления и условия свертывания системы национального воспитания и образованияпроанализированы концепции национального образования педагогов и философов Российского Зарубежья, а также рассмотрено их участие в разработке содержания и методики образования и воспитания в русских эмигрантских школах.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что представленные материалы, восполняя пробелы современного знания об истории образования и педагогической мысли Российского Зарубежья, служат более полному освещению истории образования России и могут быть использованы при создании нового поколения учебных пособий по истории школы и педагогики, спецкурсов по образованию и педагогике Российского Зарубежья в педагогических вузах, повышении квалификации педагогических работников. Материалы исследования используются в спецкурсе «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья», читаемом в Мордовском пединституте им. М. Е Евсевьева.

Апробация и внедрение. Результаты и выводы исследования докладывались на ежегодных научных конференциях Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева (1997;1999 гг.), на Второй Всероссийской научной конференции «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья» (Саранск, 1997), на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов» .

Саранск, 1998), на XXVII Саранских международных Огаревских чтениях (Саранск, 1998), на научной конференции «Исторические науки в контексте современной культурной традиции. IV Сафаргалиев-ские научные чтения» (Саранск, 1999).

Диссертация выполнена в рамках коллективного исследования «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья» по плану важнейших исследований Российской Академии образования на 1997;1999 г. г. (руководитель членкорр. РАО Е.Г. Осовский) и при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект N 97−06−0817а).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Национальное образование и воспитание подрастающего поколения — одна из наиболее важных и серьезных проблем, с которыми столкнулась российская эмиграция «первой волны». В 20−30-е гг. XX в. усилиями общественно-педагогического движения российской эмиграции, официальных органов стран проживания, международных благотворительных учреждений в странах Западной Европы и Китае постепенно сложилась русская образовательная система, ставившая задачу национального образования и воспитания подрастающего поколения. Эта образовательная система, пройдя ряд этапов становления и развития, включала в себя дошкольные учреждения, начальную и среднюю русскую школу, высшие и профессиональные учебные заведения и учреждения внешкольного образования. С середины 30-х годов начался процесс деградации русской национальной системы образования. Ее причинами были: экономический кризис, угроза новой мировой войны и фашизма в Европе, изменение демографической ситуации и вторичная эмиграция, ассимиляционные процессы в ее среде, смена политики официальных властей стран проживания по отношению к эмиграции в связи с признанием новой власти в России и др.

2. Процесс национального образования в условиях эмиграции 20−30-х гг. тесно связан со сложным и противоречивым социальным феноменом — социализацией личности. В этот период на ограниченном временном отрезке в три десятилетия имело место противоборство двух тенденций: тенденции сохранения национальной идентичности и автономности развития, обогащения российской культуры и образованности, защиты родного языка, с одной стороны, и нараставшей тенденции ассимиляции и интеграции в «чужое» культурное и экономическое пространство — с другой. Позитивными мезофакторами национальной социализации в 20-х и начале 30-х гг. стали «анклавы» русской эмиграции («Русский Берлин», «Русский Париж», «Русский Харбин» и др.), в которых активно протекали этнокультурные, просветительные, православно-религиозные процессы, вовлекавшие молодое поколение и выполнявшие роль национального социума. К концу изучаемого периода стала брать верх тенденция социального давления и «денационализации» .

3. Ведущим фактором национального воспитания в условиях ослабления воспитательного воздействия семьи стала школа и, особенно, учреждения интернатного типа. Существенную роль играл новый тип российской школы, возникший за рубежом. Он отвечал потребностям эмиграции, учитывая как российский, так и мировой опытэто гимназия, соединившая реальное и классическое образование. Его национальным ядром стала «Россика». Обстоятельства обусловили расширение сферы и форм внеучебной и внешкольной деятельности. Функцию национальной социализации детей играли православные приходы, ставшие центрами духовного общения и религиозного воспитания. Помимо школы, семьи и церкви фактором социализации и воспитания явились внешкольные образовательные и культурно-просветительные учреждения, объединявшие взрослых и детей и способствовавшие духовному единению, сохранению родного языка, культуры и национальных традиций.

4. Одной из важнейших составляющих наследия философов и педагогов Российского Зарубежья (П.М. Бицилли, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, С.И. Кар-цевский, Н. О. Лосский, В. Д. Плетнев, Г. П. Федотов и др.) стали проблемы нации, национального духа и характера, национального образования и воспитания, которые послужили базисом для разработки теории и практики школьного образования в условиях эмиграции. Помимо внимания к «вечным» философским проблемам, русские ученые непосредственно участвовали в дискуссиях по проблемам развития русской школы за рубежом, были авторами многих учебных программ и пособий для русских школ за рубежом.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Выводы по второй главе.

Таким образом, анализ становления и развития русской системы национального образования и воспитания за рубежом в 20−30-е годы позволяет сделать следующие выводы:

1. Возникновение и развитие русской зарубежной школы явилось объективной потребностью создания условий для образования и воспитания подрастающего поколения эмиграции. Это было первопричиной возникновения общественно-педагогического движения российской эмиграции, ставшего определяющим фактором созидания русского образовательного пространства. Благодаря системе национального образования и воспитания, состоявшей из комплекса учебных заведений разного уровня (дошкольные, школьные, высшие) и внешкольных учреждений, осуществлялось национальное образование и воспитание подрастающего поколения.

2. На создание и. функционирование системы оказывали свое влияние экономические и социокультурные условия стран проживания эмигрантов, но, прежде всего, политика правительств стран рассеяния по отношению к российской эмиграции в целом и к созданию национальной школы в частности. Ее неоднозначность влияла на структуру, характер, экономическое положение русской школы за рубежом, в одних странах способствуя ее развитию (Болгария, Чехословакия, Югославия), в других — препятствуя ему (Литва, Латвия, Румыния, Польша, Финляндия и др.). По ряду объективных и субъективных прлчин к середине 30-х гг. произошло свертывание компактного русского социокультурного пространства, что привело к сокращению численности русских образовательных учреждений и разрушению созданной с таким трудом системы национального образования и воспитания.

3. Благодаря теоретико-практической деятельности педагогов Российского Зарубежья, исходя из потребностей подрастающего поколения эмиграции, были сформулированы следующие задачи образования, которые заключались, с одной стороны, в том, чтобы дать общее образование, подготовив учащихся к реальной жизни на чужбине, с другой, помочь изолированным от России детям остаться русскими, развить в них национальное самосознание и любовь к Родине. Для их реализации был создан оригинальный тип русской зарубежной школы — гимназия, соединившая реальное и классическое образование. Он отвечал потребностям эмиграции, учитывая как российский, так и мировой опыт. В учебный план наряду с общемировым и государственным (страны пребывания) компонентами был включен национальный блок учебных предметов — «Россика».

4. В целях национального воспитания детей и подростков использовался целый комплекс школьных, внеучебных и внешкольных форм воспитательной деятельности. Широкое распространение получили утренники, спектакли, концерты, лекции и праздники, посвященные России и способствовавшие созданию национальной атмосферы. В русских зарубежных школах регулярно издавались журналы на родном языке («На чужбине», «Юная Русь» и др.), работали творческие кружки — литературные, драматические, музыкальные и др., создавались условия для сотрудничества детей эмиграции и местного населения.

5. Организованным и педагогически осмысленным элементом русской образовательной системы, создавшим среду для национальной социализации детей и подростков, стало внешкольное образование, включавшее комплекс образовательно-воспитательных учреждений (национальных клубов, кружков, библиотек) и культурно-просветительную работу. Возникшие в Российском Зарубежье детские и юношеские организации — «Скауты», «Соколы», «Витязи» и др. были ориентированы. на идеи национального воспитания и единства молодого поколения и имели свою материальную базу и педагогические формы работы. В недрах такой известной организации, как Русское студенческое христианское движение (РСХД) существовал детско-юношеский отдел. В созданных им многочисленных клубах, кружках, курсах, летних и зимних лагерях дети и подростки расширяли знания о русской истории и религиозной культуре.

Заключение

.

Исследование, посвященное изучению проблем русского национального образования и воспитания детей и подростков в Российском Зарубежье в 20−50-е годы XX века, позволяет сделать следующие обобщающие выводы.

Под влиянием целого ряда объективных и субъективных факторов (военно-политических, социальных, демографических, психологических, этнокультурных и др.) в 20−30-е гг. за границей возникло Российское Зарубежье не только как социальное, но и как единое культурно-образовательное пространство без физических, юридических границ и своеобразное по укладу жизни, в котором рядом со взрослыми проживали тысячи детей и подростков — от дошкольного до юношеского возраста. Волею судьбы, оказавшись в эмиграции, они были лишены не только Родины, но отечественной школы и образования. Это объективно вызвало острую потребность создания в Российском Зарубежье системы национального образования и воспитания.

Сформированная относительно целостная система базировалась на оригинальных современных научных подходах, которые интегрировали российский и мировой опыт с практикой зарубежной русской школы. Она включала комплекс учебных заведений и внешкольных учреждений, осуществлявших образование и воспитание детей и подростков путем создания русского микросоциума. Главной ее целью было сохранение подрастающего поколения, оказавшегося в изгнании, для будущей России и плодотворной практической деятельности в условиях эмиграции.

Стихийно возникшее общественно-педагогическое движение российской эмиграции поставило в центр своей деятельности изучение положения детей-беженцев, их социального статуса, уровня образованности, культуры и морально-психологического состояния. Анализ материалов показывает, что гражданская война и эмиграции привели часть детей не только к утрате Родины, семьи и школы, но и к нравственной деградации, потере ценностных ориентаций и снижению уровня культуры. В то же время перед всем детским сообществом эмиграции встала угроза «денационализации» личности, утраты представлений о России, забвения родного языка, религиозных традиций и т. п. Особенные опасения вызывали дети дошкольного и школьного возраста.

История образования в Российском Зарубежье подтверждает важное положение современной социальной педагогики о существенном влиянии социальной среды и различных факторов социализации на формирование личности, ее ценностных установок и в особенности на национальное самосознание. В эмиграции по существу противоборствовали две тенденции: сохранения национальной идентичности, обогащения российской культуры, защиты родного языка, поддерживавшаяся культурными, научными и педагогическими силами эмиграции, с одной стороны, и нараставшая под давлением среды и социально-экономических обстоятельств ассимиляция и интеграция в «чужое» пространство — с другой. Наличие крупных анклавов эмиграции в странах Европы (Франции, Германии, Чехословакии, Болгарии, Югославии и др.) на первом этапе и различных форм ее объединения (органов эмиграции, учебных заведений, приходов, культурных центров и т. п.), концентрация в них интеллигенции препятствовали «денационализации» подрастающего поколения.

Огромную роль в сохранении идентичности и национальном воспитании подрастающего поколения сыграли религиозные православные учреждения. Православные храмы и создаваемые при школах приходы стали центрами духовного общения, объединяя людей разного возраста, положения и взглядов и способствуя сохранению российской ментальности, национальных традиций и языка. Деятелями религиозно-педагогического движения (Н.Н. Афанасьев, К. А. Ельчанинов, JI.A. Зандер, В. В. Зеньковский, С. Четвериков и др.) были разработаны принципы, формы и методы религиозного воспитания и социально-педагогической работы с детьми, проводились педагогические совещания и съезды, разрабатывались программы, издавались религиозно-педагогические сборники и журналы.

Поскольку семья в условиях эмиграции оказалась в состоянии кризиса, то важным фактором национальной социализации стала русская школа, особенно интернатного типа (гимназия «Моя маленькая Россия» в г. Шумене, русско-сербская гимназия в г. Белграде и др.), в которой сложилась целостная система воспитательной работы с детьми. Огромную помощь в воспитании подрастающего поколения оказали не только предметы «Россики», но и различные массовые формы внеучебной работы: утренники, спектакли, концерты, выпуск книг и газет на русском языке и так далее.

Последовавшее в 30-е гг. в связи с изменением политического климата в Европе и потерей надежды на возвращение разложение национальной среды привело к ослаблению факторов, сдерживавших процесс социальной и профессиональной адаптации и «денационализации», и к смене ценностных ориентиров значительной части молодого поколения. Следствием этого явились, при сохранении у большинства эмигрантов чувства Родины, постепенная утрата родного языка, национальной идентичности, и не только социальная, но и духовная интеграция в западное общество.

Заслуга объяснения феномена национального образования принадлежала философам, педагогам и социологам Российского Зарубежья, сосредоточившим внимание на его философских и психолого-педагогических основах и разработке практических проблем национального воспитания и образования в русской зарубежной школе. Ученые Зарубежной России — П. М. Бицилли, С. И. Гессен, М. Н. Ершов, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, С. И. Карцевский, Г. П. Федотов и др., рассматривая довольно широкий круг проблем, разработали новую русскую философию национального образования и воспитания, определив ее духовные, нравственные и этические приоритеты. Они подчеркивали идею единства национального и общечеловеческого, примат национального (патриотического) в воспитании личности, важную роль православия в воспитании детей и подростков, необходимость пробуждения национального духа (Эроса) и т. п. И несмотря на различие концептуальных позиций по этим вопросам ученые были едины в важности широкого толерантного подхода к проблемам национального образования, исключающего и национальный снобизм, и шовинизм, и узкий национализм. Такое понимание представляет интерес для решения современных проблем возрождения национальной школы всех народов России.

Исследование концепции национального воспитания и образования показывает, что ее идеи были стержневыми для русской зарубежной педагогики и философии образования 20−50-х гг. Основными источниками, питавшими данную концепцию в условиях зарубежья, стали исторические национальные ценности воспитанияидеи русской классической педагогики и новой философии XX векаДуховно-нравственный опыт русской литературыидеи и опыт развития национальных систем образования в мировой педагогике, актуализация религиозной жизни в эмиграциии, безусловно, практический опыт национального воспитания в русской зарубежной школе и его обсуждение в педагогических кругах эмиграции и др.

Ряд идей русской философской мысли зарубежья актуален и для современного российского образования. В частности, это: идея равноправного диалога различных педагогических культур, осуждение национальной изолированности народов, опора на духовные, этические ценности в образовании и др.

Несмотря на исчезновение Российского Зарубежья, художественная литература, мемуаристика и проведенные недавно съезды соотечественников свидетельствуют, что забота российской эмиграции о национальном образовании и воспитании подрастающего поколения не была напрасной. Она способствовала воспитанию поколений эмиграции, привязанных к России, к ее истории, языку, культуре и всегда веривших в ее будущее.

Полученные результаты представляют не только историческую ценность, воссоздавая целостную картину развития русского национального образования в условиях эмиграции, но имеют актуальное значение для решения ряда современных вопросов образования. С распадом СССР более 25 миллионов русских, оказавшиеся вне границ России, как и 70 лет назад, поставлены пред проблемой национально-культурного самоопределения. Сегодня для защиты тех, кто не желает ассимиляции, разрабатывается комплекс мер, среди которых главное место должна занять русская подсистема образования и воспитания, как составная часть национальных систем образования стран СНГ. Учеными ставится вопрос и о создании единого культурно-образовательного пространства стран Содружества Независимых Государств (С.К. Бондырева, З. А. Малькова, В. А. Мясников и др.). И здесь опыт создания русского культурно-образовательного пространства в инонациональной среде весьма поучителен.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации)2. Фонд 5766.-0.1.3. Фонд 5767.-0.1.
  2. Фонд 5772 (Объединение русских учительских организаций за границей, г. Прага, 1923−1931 гг.).- 0.1.5. Фонд 5782.-0.2.
  3. Фонд 5785 (Педагогическое Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, г. Прага, 1923−1933 гг.).- 0.1.
  4. Фонд 5785 (Педагогическое Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, г. Прага, 1923−1933 тг.).- 0.2.8. Фонд 5837.-0.1.
  5. Айтис. Русская школа в Литве // Русская школа за рубежом.**- Прага, 1923.-N 5−6.-С.217−219.1. Далее сокр.: ВПБ.1. Далее сокр.: РШЗР.
  6. Ю.Александрович А. Родная песня и дети в изгнании // ВПБ, 1929. N1−2. -С. 1−6.
  7. Т. Эмиграция и ее молодое поколение // Возрождение.-Париж, 1957. N 65. — С. 20−43.
  8. Е. Национальное начало в процессе истории // Вестник Русского Национального Комитета. Париж, 1923. — N 5. — С. 6−18.
  9. Н.С. Эмиграция на фоне России // Возрождение. Париж, 1967.-N 191.-С.77−83.
  10. Г. Религиозно-национальная программа для работы с русскими мальчиками // Вестник Русского студенческого христианского движения*, 1929, — N4, — С. 28−31- 1929. N5. — С.29−31- 1929. — N 6. -С. 27−28.
  11. А.Д. Русская Матица. Любляна, 1924. — 14 с.
  12. П. Вопросы русской языковой культуры // Звено. Париж, 1928.-N3.-С. 128−132.
  13. БициллиП. Историческая реальность и преподавание истории в средней школе // РШЗР. Прага, 1931. — Кн. 34. — С. 433−440.
  14. П. К вопросу о пропедевтическом курсе истории в средней школе // РШЗР. Прага, 1927−1928. — Кн. 26. — С. 197−209.
  15. П.М. Народное и человеческое // Современные записки. Париж, 1925. Т.25. — С.484−494.
  16. П.М. Нация и государство // Современные записки. Париж, 1929.-Т.38.-С.380−400.
  17. П.М. Нация и народ // Современные записки. Париж, 1928. -Кн.37. — С.342−355.
  18. Далее сок.: Вестник PCX Д.
  19. П.М. Нация и язык //Современные записки. Париж, 1929,-Т.40. — С. 403−426.
  20. П. Трагедия русской культуры // Современные записки. Париж, 1933. — N 53. — С. 297−309.
  21. С. Русское школьное дело в Королевстве С.Х.С. // РШЗР. -Прага, 1923. Кн. 1. — С. 99−103.
  22. Бем А. Из жизни русской эмиграции // Свободная Россия. Berlin. — N3. -С. 168−173.
  23. Бем A.JI. Итоги первого съезда деятелей русской зарубежной школы // РШЗР. Прага, 1923. — Кн.2−3. — С.1−30.
  24. Бем А. Наблюдения и выводы / Сб. Дети эмиграции. Прага, 1925. -С.195−235.
  25. Бем А. Л. Съезд деятелей средней и низшей русской школы за границей // РШЗР. Прага, 1923. — Кн. 2−3. — С. 12−30.
  26. Бем А. Л. Школа и дети в эмиграции//Свободная Россия. Прага, 1924. -N3.- С. 168−173.
  27. Д. О духе воспитания молодежи за рубежом и ее отношение к борьбе за возрождение России // Часовой. Париж, 1936. — N 167−168. -С. 20−21.
  28. Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. -Берлин, 1923. -271с.
  29. П. Несколько слов по поводу сочинений в средней школе // РШЗР. Прага, 1923. — Кн. 5−6. — С. 119−126.
  30. Н.Н. Пражские начальные школы после войны. Прага, 1929. — 15 с.
  31. К. Опыт системы обучения сочинению в средней и начальной школе. Харбин, 1927. — 263с.
  32. И.А. Миссия русской эмиграции // Под серпом и молотом. Лондон (Канада), 1975. — С. 209−217.
  33. А. Русский сокол и его задачи за границей. Загреб, 1926. — 16с.
  34. С.И. Незамеченное поколение: О русской эмиграции. -М.:Изд. фирма «Информ-Экспресс» Ассоц. «Русская энцикл.», 1992. -387 с.
  35. М. Школа в Бессарабии // РШЗР. Прага, 1927−1928. — Кн. 25. -С. 83−94.
  36. Воспоминания детей-беженцев из России. Обраб. и сост. С. И. Карцевским. Прага, 1924. — 27с.
  37. Воспоминания 500 русских детей. С предисловием проф. В.В. Зеньков-ского // Бюллетень Педагогического Бюро по делам средней и низшей школы за границей.*' Прага, 1924. N 4. — С. 9−30.
  38. В.П. День русского ребенка//ВПБ, 1929. -N 11. С.130−132.
  39. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -Берлин: Слово, 1923. 418 с. (М., 1995).
  40. С.И. Русский учитель в эмиграции. Изд. «Объединение русских учительских организаций за границей». Прага, 1926. — 285 с. // РШЗР. -Прага, 1926.- Кн.23. — С.571−574.
  41. С.И., Руднев В. В. «Зарубежная русская школа» (рецензия) // Современные записки. Париж, 1924. — Т.22. — С.469−476.
  42. В. О русских детях // РШЗР. Прага, 1924. — Кн. 7. — С. 70−79.
  43. М.Л. О письменных работах по русскому языку // РШЗР. Прага, 1927−1928. — Кн. 27. — С. 378−385.1. Далее сокр.: БПБ.
  44. Гофман M. J1. «Чудо» Русской Культуры // ВПБ, 1930. N 9. — С.95−100.
  45. А. История русского правописания и основы новейшей его реформы // РШЗР. Прага, 1923. — Кн. 2−3. — С. 80−91.
  46. Л. Наша национальная задача // Вестник РСХД. Париж -Нью-Йорк, 1927. — N 7. — С. 15−16.
  47. В. Русская школа и наука // Часовой. Париж, 1939. — N 236−237. — С.19−21.
  48. День культуры. Отчет о праздновании «Дня русской культуры» за рубежом в 1925 г. Сост. Н. А. Цуриков. Прага, 1926. -107 с.
  49. День русской культуры. Однодн. газ. Белград, 1928.
  50. День русского просвещения в Эстонии: Изд. Союза рус. просветит, и благотвор. об-ва. Ревель, 1924−1940.55. «День русского ребенка» в 1930 г. // ВПБ, 1931. N 1−2. — 23 с.
  51. Дети эмиграции. Сб. статей под ред. В. В. Зеньковского. Прага, 1925. -251с.
  52. А.П. Материалы к изучению зарубежного школьного быта // ВПБ, 1928.-N7.-С. 74−76.
  53. А.П. «Моя маленькая Россия» (письмо в редакцию) // ВПБ, 1929.- N 18. С. 254−256.
  54. А.П. Новое в отношениях семьи и школы в русской эмиграции // РШЗР. Прага, 1927. — Кн. 24. — С. 702−706.
  55. А.П. Русь подрастающая // ВПБ, 1930. N 14. — С. 149−151.
  56. А.П. С детьми эмиграции. Шумен, 1931. — 128 с.
  57. А.П. Театр малышей (Материалы к изучению детского творчества)//РШЗР.-Прага, 1927−1928. Кн. 27. — С. 386−391.
  58. А.П. Школьный год (дневник воспитателя) // РШЗР. Прага, 1927−1928.-Кн. 25.-С. 25−42.
  59. А.П. Я русский. Я люблю Россию. // ВПБ, 1930. N 18. — С. 185−188- 1930.-N 19−20.-С.193−195.
  60. Д.М. О. Общеобразовательные курсы и занятия в Русском Народном Университете в Париже // ВПБ, 1927. N 2. — С. 25−27.
  61. А.П. О внешкольных способах развития учащихся // БПБ. -Прага, 1924. N5. — С. 91−93.
  62. П.Д. Вопросы среднего образования русских детей за рубежом//ВПБ, 1927.-N 12. С. 169−171.
  63. П.Д. Дополнительные русские национальные учебные курсы для русских беженских детей в иностранных школах // Вестник Русского Национального Комитета. Париж, 1923. — С. 14−20.
  64. П.Д. О мерах против денационализации беженских детей // БПБ. Прага, 1924. -N 6. — С. 86- 89.
  65. П.Д. Организация школ различного типа и средства на их содержание // РШЗР. Прага, 1923. — Кн. 1.- С. 67.
  66. П.Д. Русская беженская школа //РШЗР. Прага, 1923. — Кн. 1.-С. 63−82.
  67. П.Д. Чувство родины у детей / Сб. Дети эмиграции. Прага, 1925.-С. 9−137.
  68. Е.А. В защиту родного языка // ВПБ. Прага, 1928. — N 19. — С. 244−245.
  69. Е.А. К вопросу о создании новой программы средней школы // РШЗР. Прага, 1924. — Кн. 8. — С. 45−61.
  70. Е.А. Основные задачи детского чтения // РШЗР. Прага, 1923. -Кн. 2−3.-С. 130−138.
  71. М.Н. Школа и национальная проблема. Социально-педагогический очерк. Харбин, 1926. — 83с.
  72. Зарубежная русская школа. 1920−1924. Париж, 1924. — 277 с.
  73. В.В. Воспитательная проблема в школе // БПБ. Прага, 1925.-Кн.9.-С. 15−18.
  74. В.В. К.Д. Ушинский // Зодчие русской культуры.- Прага, 1926.- С. 57−65.
  75. В.В. Национальный вопрос в свете христианства // Вестник РСХД. Париж — Нью-Йорк, 1934.- N 4. — С.7−12.
  76. В.В. О национальном воспитании // Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета. Париж, 1929, — N 8. — С.1−2- 1930. — N 10. — С. 1−3- 1931.-N 11.-С.1−4.
  77. В.В. Педагогика. М., 1996. -170 с.
  78. В.В. Проблема школьного воспитания в эмиграции // РШЗР. Прага, 1924. — Кн.12. — С.39−46.
  79. В.В. Школа и церковь. Церковная школа // Вопросы религиозного воспитания и образования. Париж, 1927. — Вып.1. — С. 28−50, С. 100−110.86.3ернов Н. Православие и национализм // Вестник РСХД. Париж, 1927. -N 10.-С. 16−18.
  80. И.А. Наши задачи. Париж, 1956. — Т. 1. — 346 е.- Т. 2. — 683 с.
  81. И.А. Родина и мы. Белград, 1926. — 16с.
  82. Н. Несколько слов о Русском Сокольстве // Часовой. Париж, 1936.-N 177.-С. 21.
  83. Н. Русское сокольство в Югославии // Часовой. Париж, 1939. -N236−237. — С.33−34.
  84. А.В. Влияние церкви на русскую культуру // Путь, — Париж, 1928. -N 9. С. 33−40.
  85. А.В. Задачи, характер и программа Русского Национального Объединения (Доклад Съезду Русского Национального Объединения в Париже 5−12 июня 1921). Paris, 1931. — 32 с.
  86. А.В. Корень русского национального // Вестник Русского Национального Комитета. Париж, 1923. — N 5. — С. 19−20.
  87. А.В. Национальное объединение // Вестник Русского Национального Комитета. Париж, 1923. — N 6. — С. 3−6.
  88. А.В. Церковь и национальность // Путь. Париж, 1934. — N 44.-С. 3−14.
  89. С.И. Национализм в школе (Освещение событий 1914−1918 г. г. в школе в различных государствах). Прага, 1926. — 26с.
  90. С.И. Новая орфография // РШЗР. Прага, 1923. — Кн. 1. — С. 2−7.
  91. С.И. 5-й Международный съезд преподавателей средних школ // РШХР. Прага, 1923. — Кн.4. — С.99−101.
  92. С.И. О преподавании родного языка в школе 1-ой ступени // БПБ. Прага, 1924. — N 6. — С. 25−33.
  93. С.И. Родной язык и школа // РШЗР. Прага, 1923. — Кн. 5−6.-С. 112−118.
  94. С.И. Русская школа за границей // Своими путями. Прага, 1925. -N 8−9. — С. 41−43.
  95. С.И. Человеческие документы (Воспоминания детей-беженцев) // РШЗР. Прага, 1924. — N 10−11. — С. 63−87.
  96. С.И. Язык, война и революция (Научно-популярный сборник) // Современные записки. Париж, 1922. — N10. — С. 313−321.
  97. А.А. Смысл дня русской культуры // ВПБ. Прага, 1929. -N 10. — С. 101−102.
  98. Е. Значение краеведения во внешкольном образовании// ВПБ. Прага, 1928. — N 20. — С. 253−256.
  99. Е.П. Краткие сведения о русском среднем образовании во Франции // БПБ. Прага, 1925. — N 8. — С. 21−37.
  100. Е.П. Религиозно-нравственное воспитание и обучение // ВПБ. Прага, 1930.-N 6. — С. 51−59.
  101. Е.П. Проблема просвещения русского юношества //Труды lV-го съезда Русских Академических организаций за границей. 4.1. Белград, 1929. — С. 473−479.
  102. Кожина-Заборовская М. Русская школа в Болгарии // РШЗР. Прага, 1926.-Кн. 23. -С. 525−527.
  103. П. К вопросу о преподавании русской истории в средней школе // ВПБ. Прага, 1928. — N 19. — С. 241−243.
  104. Г. Бессарабская школа после 1917 г.// РШЗР. Прага, 1924.- Кн.8. С. 91−99.
  105. В.П. Вопрос о национальном воспитании (доклад) //ВПБ. -Прага, 1929.-N 14.-С. 177.
  106. С.М. О типе средней школы и учебном плане // БПБ. -Прага, 1924.-N5.-С. 69−81.
  107. И.А. Русская молодежь здесь и там // Вестник РСХД. -Париж Нью-Йорк, 1934.-N 5. — С.9−15.
  108. В. У последней черты / Сб. Дети эмиграции. Прага, 1925.- С. 235−245.
  109. Летние общеобразовательные курсы, устроенные Киевским Фребе-левским обществом для народных учителей в г. Киеве в 1911 и 1912 г. -Киев, 1913.-70с.
  110. А. К вопросу о судьбах подрастающего поколения // РШЗР. Прага, 1923. — Кн. 1. — С. 60−62.
  111. И.М. Общие соображения по вопросу о возможности и о формах воспитывающего влияния школы на учащихся // БПБ. Прага, 1924.-N5.-С. 83−91.
  112. Н. К постановке курса географии в средней школе // ВПБ. Прага, 1928. — N 3. — С. 25−27.
  113. П.Н. Национальный вопрос: Происхождение национальности и национальные вопросы в России. Прага, 1928. — 192с.
  114. П. Родные образы за рубежом // РШЗР. Прага, 1926. — Кн. 17. — С. 476−484.
  115. М.М. Летние занятия русских разведчиков в Люблянах (Югославия) //Часовой. Париж, 1936.-N 160−161. — С. 29−30.
  116. Л.П. Дети «там» и «здесь» // Вестник РСХД. Париж, 1927.-N 6.-С. 20−21.
  117. Н. «Кружок познания России» в Гельсингфорсе // ВПБ. Прага, 1928. -N 1.-С. 10−12.
  118. Н.Н. Важное и неотложное дело // РШЗР. Прага, 1929. — Кн. 31. — С. 86−87.
  119. Н.Ф. Лагерь // Вестник РСХД. Париж, 1928. — N 7. — С. 29.
  120. И. Юбилей Толстого в Териокском Реальном Училище // ВПБ. Прага, 1928. — N 19. — С. 245−246.
  121. С. Изучение родного края и зарубежная русская школа // РШЗР. Прага, 1923. — Кн. 1. — С. 83−88.
  122. Е. Сокольство и современность // Русский Сокол. Белград, 1932.-N 1−2.-С. 14−15.
  123. С. «Русский Сокол» во Франции // Русский Сокольский вестник. Прага, 1928. — N 4−5. — С. 10−12.
  124. А. О Сокольстве // РШЗР. Прага, 1923. — Кн. 1. — С. 45−49.
  125. А. Изучение родного края и зарубежная русская школа // РШЗР. Прага, 1923. — Кн. 1. — С. 83−94.
  126. А. Русская гимназия Земгора в Праге // РШЗР. Прага, 1924. -Кн. 9.-С. 106−118.
  127. Н.А. Средняя школа во Франции // РШЗР. Прага, 1926. -Кн. 21−22.-С. 293−319.
  128. П.Д. К съезду по внешкольному образованию // ВПБ. Прага, 1928. -N 13.-С. 149−151.
  129. А. Материалы по истории русской школы за рубежом // РШЗР. Прага, 1924. — Кн. 9. — С. 92−105.
  130. В. Задачи и принципы школьного изучения русской словесности // РШЗР. Прага, 1929. — Кн. 31. — С. 35−48.
  131. В. Русская школа в Маньчжурии // РШЗР. Париж, 1926.-Кн. 18.-С. 601−617.
  132. А.А. Русская культура // Сб. Русская культура. Белград, 1925.-С. 135−137.
  133. Положение русской школы в Латвии // РШЗР. Прага, 1927−28. — N 27. — С.468−469.
  134. Программные материалы ко 2-му Педагогическому Съезду // БПБ. -Прага, 1925.- N8.- С.44−50.
  135. Программа по русской истории // БПБ. Прага, 1927. -N'11.- С.46−51.
  136. Н. Русская гимназия среди природы // РШЗР. Прага, 1926. -Кн. 19−20.-С. 129−141.
  137. Родной язык в школе 1-ой ступени. Примерные программы Московского Отдела Народного Образования // РШЗР. Прага, 1923. — Кн.46. -С.139−165.
  138. В. Школа в цифрах. Прага, 1926. — 24с.
  139. В.В. Зарубежная русская школа (1920−1924). Париж, 1924. -278с.
  140. В. Несколько цифр / Сб. Дети эмиграции. Прага, 1925. — С. 245−251.
  141. В. Судьбы эмигрантской школы // РШЗР. Прага, 1929. — Кн. 33.-С. 273−291.
  142. В. Условия жизни детей эмиграции // РШЗР. Прага, 1927−1928.-Кн. 26.-С. 182−196.
  143. В.В. Финансовое положение и перспективы беженской школы. Прага: Рос. Земско-Гор. к-т помощи рос. гражданам за границей, 1925. — 13 с.
  144. В. Эмигрантская молодежь и денационализация // Возрождение. Париж, 1957. -N 65. — С. 43−51.
  145. Русская земля. Альманах для юношества (Ко дню русской культуры). Под ред. A.M. Черного и В. В. Зеньковского. Париж: Изд. Ре-лиг. пед. кабинета, 1928. — 101с.
  146. Русские в Латвии. Сборник «Дня русской культуры». Рига, 1934. -193с.
  147. Русские в Праге. 1918−1928 г. г. Редактор-издатель П. Постников. -Прага, 1928. 348с.
  148. Русская культура. Сборник статей. Белград: Объединение русских организаций «Дня русской культуры», 1924. — 148с.
  149. В. Русская гимназия в Моравской Тржебове, 1920−1930: Юбил. ист. очерк. Б.м., 19. — 40 с.
  150. Н. Значение воспитания и руководства в группах подростков // Русский Сокол. Белград, 1932. — N 1−2. — С. 17.
  151. С.О. Внешкольное образование в России // РШЗР. -Прага, 1925−26. Кн. 13−14. — С.84−91.
  152. Е. Изучение России // Вестник РСХД. Париж, 1927. — N 9. — С.17−19.
  153. К.В. Значение низшей школы в деле национального развития // БПБ. Прага, 1925. — N 7. — С. 79−81.
  154. М.И. Русская эмигрантская школа в Эстонии // ВПБ. Прага, 1923.-N 16−17. — С.216−223.
  155. Совещание по борьбе с денационализацией, созданное при Педагогическом бюро по делам средней и низшей русской школы за границей. Прага: Изд. Пед. Бюро, 1924. — 24с.
  156. П.Н. Данные опыта русских учебных заведений в Болгарии по некоторым вопросам эмигрантской школы // БПБ. Прага, 1925. -N7.-С.32−33.
  157. . О необходимости национально-политического воспитания в русской зарубежной школе: Доклад, прочитанный на Съезде Русской Молодежи, состоявшемся 3−4 июня 1930 г. в Белграде. Белград, 1930. — 15с.
  158. Д.М. Положение русской школы в Польше // Современные записки. Париж, 1924. — Т.18. — С.419−428.
  159. Д.М. Русская школа в Польше (Несколько цифровых данных)//ВПБ. Прага, 1928.-N 12. — С.133−135.
  160. Д.М. Русская школа в Польше // РШЗР. Прага, 1923.-Кн. 2−3.-С. 123−129.
  161. Д.М. Совещание о положении русской школы в Польше // РШЗР. Прага, 1929. — Кн. 33. — С.366−371.
  162. К. Традиция в школе // РШЗР. Прага, 1926. — Кн. 23. — С. 532−541.
  163. В.А. Национальное сознание в русском прошлом. Отт. из.: сб. «Русская культура». Белград, 1925. — С. 25−51.
  164. Союз русской молодежи «Варяг» в Данциге // Вестник РСХД. Париж, 1927.-N 5. — С. 22.
  165. S-S. О положении русской школы в Литве // РШЗР. Прага, 1926. -Кн. 23. — С. 521−524.
  166. Старый педагог. Национальная традиция и школа // РШЗР. Прага, 1927−1928. — Кн. 28. — С. 521−524.
  167. А.П. Доклад о постановке учебного дела в Софийской русской гимназии // БПБ. Прага, 1923. — N 2. — С. 70−78.
  168. П.Б. Национальная культура и историческая память // ВПБ. -Прага, 1929. N 10. — С. 103−104.
  169. С.Ш. Воскресно-Четверговая школа // Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета. Париж, 1929. — N 6. — С. 8.
  170. Е. Внешкольное образование русского населения в Латвии // РШЗР. Прага, 1929. — Кн. 33. — С. 332−340.
  171. Н. Кружок молодежи по изучению Русской Культуры в Ницце // ВПБ. Прага, 1929. — N 12. — С. 149−152.
  172. Н. Краткий очерк системы народного образования в Голландии // РШЗР. Прага, 1926. — Кн. 21−22. — С. 286−292.
  173. В. Русские школы в Финляндии // РШЗР. Прага, 1923. -Кн. 1.-С. 104−108.
  174. А. Русская школа в Литве // РШЗР. Прага, 1927−1928. -Кн. 28. — С. 556−567.
  175. М.М. Положение русского студенчества за границей // Вестник Русского Национального Комитета. Париж, 1923. — N 6. — С. 36−41.
  176. Н. Молодежь // Возрождение. Париж, 1957. — N 65. — С. 520.
  177. Г. Зачем мы здесь?// Современные записки. Париж, 1935. -N 58. — С.433−445.
  178. Г. Национальное и вселенское // Современные записки. -Париж, 1929. Т.38. — С. 1−5.
  179. А. Русская основная школа в Латвии // РШЗР. Прага, 1929.-N31.-С. 59−68.
  180. А. Наши дети // ВПБ. Прага, 1928. — N 11. — С. 126−130.
  181. Н. Дети эмиграции//Дети эмиграции. Прага, 1925. — С.9−137.
  182. К. К YIII-му Сокольскому Слету // РШЗР. Прага, 1926. — Кн. 19−20.-С. 148−156.
  183. А. Воскресная школа // Вестник РСХД. Париж, 1927. — N 6.-С. 22−23.
  184. Е.Ф. Введение в русскую историю. Прага, 1924. — 175с.
  185. Ф. Задача русской школы за границей // Русский эмигрант. -Берлин, 1921.-N7.-С. 4.
  186. Эрн Ф. А. Русская школа в Латвии // БПБ. Прага, 1924. — N 4. — С. 6775.
  187. С. Эмиграция // Своими путями. Прага, 1925. — N 8−9. — С. 2730.
  188. Е. Летняя детская площадка // РШЗР. Прага, 1931. — Кн. 34. — С. 453−460.
  189. А. Русская школа за границей // Русский эмигрант. Берлин, 1920. -N4. -С. 6−7.
  190. Абданк-Коссовский А. К. Русская эмиграция. Итоги за 35 лет// Возрождение. Париж, 1956. — N 51. — С. 127−137- - N 52. — С. 121−129- - N 54 — С.128−138.
  191. Г. В. Вклад русской эмиграции в мировую культуру. Париж, 1961. — 18с.
  192. Т.И. Русская эмиграция 1920−39 гг. // Возрождение. -Париж, 1956. N 60. — С.33−41.
  193. М. Культурная жизнь русской эмиграции во Франции: Хроника (1920−1930). Париж, 1971. — 339с.
  194. Н.А. Судьба человека в современном мире // Н. А. Бердяев Философия свободного духа. М.:Республика, 1994. — 479с.
  195. Н.А. Теософия и антропософия России // Н. А. Бердяев. О русской философии. Свердловск, 1991. — 4.1. — 287с.
  196. М.В. Восприятие советской школы 20-х годов российским педагогическим зарубежьем // Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья. Саранск, 1994. — С.7−9.
  197. М.В. Трактовка национальных ценностей образования в наследии философов русского зарубежья (20−50-е гг.) // Национальные ценности образования: история и современность. М., 1996. — С.50−53.
  198. М.В., Васильева С. Н. Школа «первой волны» эмиграции // Учительская газета, 1993. N 37. — С.8.
  199. В.В. Русские сокола за рубежом («Русский сокол» в Зему-не) // Бюллетень Объединения кадет Российских кадетских корпусов в Венесуэле. Каракас, 1995. — 42с.
  200. В.Х., Кумыков A.M. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья / Под ред. Б. А. Амосова. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. — 264с.
  201. В.П. Истоки и формирование российского научного зарубежья / Культурное наследие русской эмиграции: 1917−1940. В 2-х кн./
  202. Под общ. ред. акад. Е. П. Челышева и проф. Д. М. Шаховского. Кн.1. -М.:Наследие, 1994. С.284−291.
  203. З.С. Судьбы русской эмиграции: 1917−1930-е г. г.: Учеб. пособие. Уфа: Вост. ун-т, 1998. — 122с.
  204. С.Н. Размышления о национальности // Булгаков С. Н. Соч.: В2т.-М., 1993. -750с.
  205. С.Н. Нация и человечество // Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. -М., 1993.-Т.2.-750с.
  206. С.Н. Особенности развития содержания русской школы в условиях эмиграции // Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования / Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТП и МИО РАО, 1994. — С.20−26.
  207. С.Н. Проблемы развития русской школы в условиях эмиграции (1918−1930 гг.) / Современные проблемы истории образования и педагогической науки: В 3-х т./ Под ред. чл.-корр. РАО, проф. З. И. Равкина. Т.З. М., 1994. — С.45−79.
  208. В. А. Ив изгнании учить любви к Родине // Педагогика, 1995. N 3. — С.47−51.
  209. В.А. Российская эмиграция: вопросы воспитания молодежи // Педагогика, 1996. N 6. — С.67−71.
  210. В.А. Русская школа за рубежом: организация, содержание образования (1920-е годы) // Образование и педагогика Российского Зарубежья: Сб. статей и материалов. М., ИНПО, 1995. — С.29−43.
  211. В.А., Красовицкая Т. Ю. Из истории русской школы за рубежом (20-е годы XX века)/ Российское Зарубежье: история и современность. М., 1998. — С. 84−91.
  212. А.Н. Русская эмигрантская школа в Болгарии (1920-е годы) // Педагогика, 1995. N 1. — С.76−84.
  213. С.В. С.И. Гессен о национальном воспитании // Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья: Тезисы Всероссийской научной конференции по проекту «Национальная школа России». Саранск. 1−2 ноября 1994 г. Саранск, 1994. — С.41−41.
  214. В.Е. Идеи критической дидактики в философско-педагогическом наследии С.И. Гессена (1887−1950). Автореф. Канд. Пед. наук. Казань, 1999. — 16с.
  215. Дети русской эмиграции. Книга, которую мечтали и не смогли издать изгнанники / Сост. Л. И. Петрушова. Под ред. С. Г. Блинова и М. Д. Филина. М.: Терра-Терра, 1997. — 496с., 96 с. ил.
  216. В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX начала XX вв. — М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1994. — 140с.
  217. Т.А. Русская школа за рубежом // Педагогическое обозрение. Н. Новгород, 1997.-N 1−2. — С. 173−179.
  218. А.А. О задачах русской школы в эмиграции // Образование и педагогика Российского Зарубежья. Сб. ст. и мат-ов. -М.Д995.-С.114−156.
  219. И.А. О сущности правосознания // Собр. соч.: В 10 т. М.: Русская книга, 1994. — Т.4. — 620с.
  220. И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности: Сочинения. М., 1998. — С.81−323.
  221. Е.В. Школа и учительство русской эмигрантской диаспоры в Европе. 1919−1930 г. г. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 16 с.
  222. JI.П. Философия истории. СПб.: АО. «Комплект», 1993. -350с.
  223. Е.В. Становление и эволюция педагогических воззрений В.В. Зеньковского: личность и факторы ее формирования. Автореф. Дис. Канд. Пед. наук. Нижний Новгород, 1998. — 18с.
  224. В.М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов Х1Х-ХХ в.в. М., 1996. — 124с.
  225. П.Е. Зарубежная Россия: История и культурно-просветительная работа Русского Зарубежья за полвека (1920−1970).-Париж: Изд. Libr. des eing continents, 1971. 347 с.
  226. П.Е. Наши достижения. Роль русской эмиграции в мировой науке. Мюнхен, 1960. — 147с.
  227. П.Е. Русская гимназия в Париже. XXXV летие //Русская мысль, 1955. — N 802. 30.9.55.
  228. П.Е. Русское рассеяние. La dispersion Russe. Chauny. -Мюнхен, 1960. 227c.
  229. В.И. Русский национальный характер. СПб, 1998. 211 с.
  230. Т.А. Философско-педагогическое наследие С.И. Гессена и проблема поиска основания национального образования // Сибирь. Философия. Образование. Новокузнецк, 1998. — N 2. — С. 65−69.
  231. Культурное наследие русской эмиграции: 1917−1940. В 2-х кн./ Под общ. ред. акад. Е. П. Челышева и проф. Д. М. Шаховского. М.: Наследие, 1994. — Кн.1. 520 е., — Кн.2. — 519 с.
  232. С.И., Сергеев О. И., Горкавенко Н. А. Российские женщины в Маньчжурии: Краткие очерки из истории эмиграции. Владивосток: ДВО РАН, 1996. — 96с.
  233. Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии, 1990.-N 4. С.З.
  234. Н.О. Характер русского народа // Н. О. Лосский. Условия абсолютного добра. М., 1991. — 367с.
  235. Е.С. Татьянин день // Русский Харбин. М.:Изд-во МГУ, 1998.-С.62−64.
  236. В.А. И.А. Ильин о национальном воспитании // Образование и педагогика Российского Зарубежья: Сб. статей и материалов. -М.,. ИНПО, 1995. С.56−68.
  237. М.В. Миссия русской эмиграции. Т.1. Ставрополь: Кавказ. край, 1992. — 416 с.
  238. Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья: 2050-е гг. XX в. / Сб. тезисов докладов и сообщений 2-й Всероссийской науч. конф. Саранск, 16−18.10.1997. Под ред. Е. Г. Осовского. Саранск. 1997. — 105с.
  239. Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья: Тезисы Всероссийской научной конференции по проекту «Национальная школа России». Саранск: МГПИ им. Евсевьева, ИНПО МО РФ, 1994. -75с.
  240. О.Ю., Меметов B.C. Эмиграция и Отечество (к анализу творческого наследия интеллигенции Российского Зарубежья 20−30-х годов)/ Российское Зарубежье: история и современность. М., 1998. -С.28−33.
  241. Е.Г. Педагоги и деятели общественно-педагогического движения Российского Зарубежья. Библиогр. словарь. 150 биографий. Саранск, 1997. — 99с.
  242. Е.Г. Педагогика Российского Зарубежья (20−30-е гг. XX в.) // Педагогическое обозрение. Н.- Новгород, 1996. — N 4. — С.131−145.
  243. Е.Г. С.И. Гессен: педагогика как прикладная философия// Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., Сфера, 1995. — С.27−43.
  244. Е.Г. Социально-исторические предпосылки развития педагогической мысли в Российском Зарубежье (20−30-е гг. XX в.) //Живые педагогические идеи (К 70-летию А.В. Плеханова). Владимир, 1996. — С.92−99.
  245. Е.Г., Левкина В. А. Русская высшая школа и студенчество в эмиграции (20−40-е гг. XX в.) // Педагогика, 1999. № 4. — С.95−103.
  246. Е.Г., Левкина В. А. Организация внешкольного образования в условиях эмиграции «первой волны» (20−30-е гг. XX в.) // Дополнительное образование, 1999. № 2. — С. 30−35.
  247. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы: Кн. для учителя / Сост. и авт. вступ. ст. П. В. Алексеев. М.: Просвещение, 1993.-288с.
  248. С.П. Иван Александрович Ильин об идеале русского национального воспитания . // Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья: Тезисы Всероссийской научной конференции по проекту «Национальная школа России». Саранск, 1994. — С.49−50.
  249. .В. РСХД в Латвии, Эстонии (материалы к истории РСХД).-М., 1993.-310 с.
  250. Е.С. Студенчество России и проблемы получения высшего образования в эмиграции / Российское Зарубежье: история и современность. М., 1998. — С.92−102.
  251. М. Россия за рубежом: История культуры российской эмиграции. 1919−1939: Пер. с англ. / Предисл. О. Казниной. М.: Прогресс-Академия, 1994. — С.296.
  252. Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура /Мат-лы Всероссийской науч. конф. «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья. 20−50-е годы» (16−18 окт. 1997 г. Саранск). Саранск, 1998. — 175с.
  253. Российское Зарубежье: история и современность / М-во культуры РФ Рос. ин-т культурологии. Под ред. А. В. Квакина, В. Н. Расторгуева, А. В. Серегина, Э. А. Шулеповой. М., 1998. — 295с.
  254. Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20-х годов: Сборник документов. М., ИНПО, 1995. — 194 с.
  255. Русская эмиграция в Югославии. М., 1996. — 350 с.
  256. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в. Энцикл. биогр. словарь. М., Росспэн, 1997. — 742 с.
  257. Русское зарубежье. Хроника научной, культурной и общественной жизни. 1920−1940. Франция. В трех томах. Под общ. ред. Мнухина. М.
  258. Париж.-T.l. 1920−1929. 1995- Т.2. 1930−1934. 1996. — 658 е.- - Т.З. 1935−1940. 1996.-619 с.
  259. Русский Харбин / Сост., предисл. и коммент. Е. П. Таскиной. -М.:Изд-во МГУ, 1998. 272с.
  260. В.В. Взгляд на Россию из-за рубежа: XX век // Наука и культура Русского Зарубежья: Сб. науч. тр. СПбГАК./ Сост. С. Т. Махлина. СПб, 1997,-С.20−32.
  261. О. Русское образование в Эстонии в 1920—1930-е г.г./ Русские Прибалтики. Механизмы культурной интеграции (1940 г.). -Вильнюс, 1997. С. 146−150.
  262. Сорока-Росинский В. Н. Путь русской национальной школы /Педагогические сочинения./Сост. А. Т. Губко. М.:Педагогика, 1991. -С.55−124.
  263. А.В. «Русский Берлин» в 1921—1923 гг..г./ Российское Зарубежье: история и современность. М., 1998. — С.78−83.
  264. В.А. Общественно-педагогическое движение российской эмиграции в странах Европы (1918−1939 гг.). Автореферат дис. канд. пед. наук. Н.-Новгород, 1995.
  265. Г. Я. История российского зарубежья: термины- принципы периодизации // Культурное наследие русской эмиграции: 1917−1940. В 2-х кн./ Под общ. ред. акад. Е. П. Челышева и проф. Д. М. Шаховского. Кн.1. М.:Наследие, 1994. — Т.1. — С. 16−24.
  266. Е. Русская молодежь в Зарубежье // Возрождение. Париж, 1971. -N 233. — С.114−123- - N 234. — С.125−134.
  267. К.Д. Из ст. «О нравственном элементе в русском воспи-тании"/Изб. пед. произведения. М.: Просвещение, 1968. — С.304−325.
  268. Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. Пособие для пед. ун-тов, ин-тов, колледжей. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 528с.
  269. Т. Русская школа в Латвии / Русские Прибалтики. Механизмы культурной интеграции (1940 г.). Вильнюс, 1997. — С. 129−138
Заполнить форму текущей работой