Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обучение студентов колледжа экономическому анализу деятельности предприятий в процессе их профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня наметилась тенденция перехода от экстенсивного типа экономики к интенсивному, которая по мере укрепления рыночных отношений станет доминирующей. Соответственно будет меняться и рынок труда, переходя от состояния, при котором требовалось большое количество рабочей силы практически по любым специальностям, к состоянию, при котором должное место займут такие характеристики работника, как… Читать ещё >

Содержание

  • Введение стр
  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования стр
    • 1. 1. Профессиональная подготовка специалистов среднего звена в современных социально-экономических стр. условиях
    • 1. 2. Анализ состояния подготовки специалистов к экономическому анализу деятельности предприятия. стр
    • 1. 3. Критерии оценки подготовки специалистов к экономическому анализу деятельности предприятия. стр
    • 1. А
  • Выводы по главе 1. стр
  • Глава 2. Характеристика содержания и методики обучения < студентов анализу экономической деятельности предприятия. стр
    • 2. 1. Отбор содержания обучения экономическому анализу деятельности предприятия
    • 2. 2. Активизация учебного процесса путем использования инновационных методов обучения
    • 2. 3. Производственная практика студентов в процессе обучения -экономическому анализу деятельности предприятия
    • 2. 4. Итоги опытно-экспериментальной работы
    • 2. 5. Выводы по главе

Обучение студентов колледжа экономическому анализу деятельности предприятий в процессе их профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

• Актуальность исследования: Последнее десятилетие двадцатого века было знаменательным для России — начавшийся в начале 90-х годов процесс трансформации централизованно планируемой экономики и постепенная замена ее рыночными отношениями медленно, с великими трудностями и противоречиями, но все же начали набирать обороты. Были созданы первые самостоятельные предприятия, существенно расширились возможности выхода отечественных компаний на международные рынки, подверглась коренной реконструкции банковской системы страны.

Развитие рыночных отношений повысило ответственность и самостоя-4 тельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективной их работы. Результаты производственной, коммерческой, финансовой и других видов хозяйственной деятельности зависят от разнообразных факторов, находящихся в разной степени связи между собой и итоговыми показателями. Не вскрывая и не оценивая направление, активность и время их действия, нельзя обеспечить управления. Качественно выполнить эту сложную работу может только специалист, владеющий методом комплексного анализа хозяйственной деятельности, отвечающего современным требованиям развития рыночной экономики.

Существенно расширившаяся открытость российской экономики привела «к значительному ужесточению требований, предъявляемых к конкурентоспособности её отраслей, к качественному уровню менеджмента предприятий. В современных условиях одним из основных направлений обеспечения высокого уровня конкурентоспособности предприятий является техническое перевооружение материальной базы. Это не может быть осуществлено без перевода ее на качественно иной, более высокий уровень материального обеспечения без привлечения дополнительных финансовых ресурсов и их рационального использования в ходе реализации инвестиционных программ.

За период реформирования российской экономики кардинальным обра* зом изменились характер и источники финансирования, конкретные формы и методы привлечения инвестиций, технологии работы с ними. К сожалению, резкое сокращение централизованных капитальных вложений не было компенсировано сопоставимым увеличением притока инвестиций, обеспечиваемым действием рыночных рычагов в экономике России. Ситуация усугубляется еще и тем, что изменение характера финансирования отраслей экономики было осуществлено при отсутствии необходимой инфраструктуры: банков, занимающихся инвестированием в реальный сектор экономикизалоговых фондовстраховых компаний. Однако наряду с объективными причинами, обусловливающими низкую инвестиционную активность, существуют и субъективные причины, негативное воздействие которых может быть преодолено в результате.

11 целенаправленных действий в рамках совершенствования системы управления отраслью.

Одной из таких причин затрудняющих инвестиционные процессы является отсутствие достаточного количества высокопрофессиональных специалистов, знакомых с современными методами финансово-экономического анализа конкретного предприятия, технологии инвестирования, с учетом кредитно-финансовой ситуации в России.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью обеспечения быстро развивающуюся экономику профессионально подготовленными кадрами, владеющими современными методами экономического.

4 анализа деятельности предприятия.

Проблема исследования определяется необходимостью разработки теории и методики формирования знаний, умений и навыков, личностных профессионально значимых качеств, позволяющих подготовить высокопрофессиональных специалистов для экономической отрасли, и состоит в следующем: какими должны быть содержание и методика обучения студентов дисциплине «Экономический анализ деятельности предприятия» в процессе их профессиональной подготовки?

Одним из важнейших аспектов профессионального образования является методология формирования его содержания (С.А.Батышев, В. А. Квартальнов,.

И.В.Зорин, Н. М. Казакевич, А. Н. Лейбович, В. С. Леднев, М. В. Рыжаков,.

В.И.Жолдак, В. Д. Чепик, С.Е.Шишов). Авторы в своих работах показали, что государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, минимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Образовательные стандарты разработаны и утверждены. Однако инструментарий для оценки достижения требований федерального и регионального стандартов в завершенном виде не разработан.

Сегодня наметилась тенденция перехода от экстенсивного типа экономики к интенсивному, которая по мере укрепления рыночных отношений станет доминирующей. Соответственно будет меняться и рынок труда, переходя от состояния, при котором требовалось большое количество рабочей силы практически по любым специальностям, к состоянию, при котором должное место займут такие характеристики работника, как квалификация, широкий профиль, адаптируемость к изменению производственно-технических условий и содержанию труда, следовательно, проблема повышения качества обучения приобретает первостепенное значение. Проблемы качества образования исследовали Д. Блок, Б. Блум, В. А. Кальней, С. Е. Шишов и другие. Качество образования определяется в их работах совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание щ образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т. д. которые обеспечивают развитие компетенций обучающихся. Тем не менее, качество профессионального образования в сфере экономического анализа деятельности предприятия не исследовалось.

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов колледжа.

Предмет исследования — содержание и методы обучения студентов колледжа экономическому анализу деятельности предприятия.

Цель исследования — разработать содержание и методы обучения студен.

• тов колледжа экономическому анализу деятельности предприятия в процессе их профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования. Обучение студентов анализу экономической деятельности предприятия будет способствовать повышению эффективности их профессиональной подготовки, если:

— будет разработано содержание учебного курса «Экономический анализ деятельности предприятия» с учетом современных требований;

— выбор методов будет адекватен требованиям рынка труда к профессиональной подготовке специалистов;

— будут выявлены и экспериментально проверены методы, повышающие активность студентов в процессе обучения.

Задачи исследования:

1. Выявить требования рынка труда к специалистам сферы профессиональной туристской деятельности в области экономического анализа деятельности предприятий.

2. Обосновать принципы формирования содержания учебного курса по экономическому анализу деятельности предприятий и определить педагогические условия повышения эффективности изучения курса «Экономический анализ деятельности предприятия» в процессе профессиональной подготовка стул дентов колледжа.

3. Экспериментально проверить методы обучения студентов, способствующие повышению эффективности усвоения ими знаний и умений в области экономического анализа деятельности предприятий.

Методологической основой исследования являются научные педагогические труды: Ю. К. Бабанского, Е. Я. Голанта, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, В. А. Квартального, B.C. Леднева, И. Я. Лернера, И. Т. Огородникова, И. П. Подласого, М. Н. Скаткина, Г. И. Щукина, С. Г. Шаповаленко.

Теоретической основой исследования являются исследования, посвящен* ные вопросам психологии и педагогики, таких ученых, как Л. С. Выгодский,.

С.Л. Рубинштейн, Ю. А. Самарин, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев. В вопросах, 0 посвященных профессиональным аспектам педагогической деятельности при подготовке менеджеров туризма мы опирались на труды В. А. Квартальнова, И. В. Зорина, Н. И. Загузова, И. Д. Солодухина .

В ходе исследований применялись как теоретические, так и эмпирические методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, специальной, справочной литературы по проблеме исследованияопрос (анкетирование, интервьюирование) — беседа, прямое и косвенное наблюдениедиагностические методы (тестирование, самоанализ, самооценка, экспертная оценка) — праксиметрические (анализ продуктов деятельности) — мо-0 делированиеорганизация педагогического эксперимента с последующей обработкой полученных результатов.

Исследование проводилось с 1997 по 2002 год.

Первый этап (1997; 1999 г. г.) включал в себя анализ научно-методической литературы, была сформулирована проблема исследования и проведена опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, проводились серии локальных поисковых экспериментов, в процессе которых выяснилось состояние профессиональной подготовки в области анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Второй этап (2000 — 2001 г. г.). На этом этапе с учетом полученных экспе-* риментальных данных разработаны методики практического обучения анализу экономической деятельности предприятия в условиях реального рынка.

Третий этап (2001 — 2002 г.г.). Произведена разработка структуры процесса формирования личностных профессионально значимых качеств в рамках изучения предмета «Анализа экономической деятельности предприятия», проведена опытно-экспериментальная работы. Подведены итоги эксперимента и определена его эффективность.

Экспериментальная база исследований — Псковский колледж строительства и экономики, Псковский филиал Санкт-Петербургского экономического кол* леджа.

Надежность и достоверность материалов диссертационной работы, полу* ченных результатов, выводов и рекомендаций основывается на использовании в диссертации результатов измерений и расчетов, разработок признанных научных авторитетов, апробированных методов и средств исследования, статистических материалов, признанных положений отечественной и зарубежной педагогической науки, законодательных и других нормативных документов, обоснованностью исходных методологических положений, применением комплекса методов адекватных объекту, цели, задачам исследования, длительным характером и возможностью неоднократного повторения опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью объёма выборок, сопоставле-4 ния данных, полученных в ходе экспериментальной работы в реально действующем высшем учебном заведении.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Сформулированы требования в области профессиональных знаний и умений к специалистам в сфере экономического анализа деятельности предприятия: специалист должен обладать знаниями общих основ экономики недвижимости, способов и методов экономических исследований рынка недвижимости, анализа экономической среды и возможностей рынка недвижимости в сфере туристских услуг, знаниями в вопросах управления недвижимостью. Наряду с теоретическими знаниями он должен обладать практическими навыками в вопросах этики и стилистики деловой речи, психологии общения, установления и развития деловых контактов, умениями аналитически мыслить, вырабатывать и принимать решения, ориентироваться в условиях рынка недвижимости, а также навыками проведения оценки различных видов объектов недвижимости.

2. Выделены принципы формирования содержания образования по курсу «Экономический анализ деятельности предприятия»: общие принципы формирования содержания образования (принцип соответствия содержания образования потребностям общественного развитияпринцип единства содержатель* ной и процессуальной сторон обучения) — дидактические принципы (научностьсистематичность и последовательностьмежпредметные связисвязь теории обучения с практикойнаглядностьдифференцированный подходсоздание положительного отношения к учению и мотивация) — частнометодические принципы (принцип обусловленности функций содержания целями системы управления предприятиемоптимального соотношения управленческих приоритетоврезервирования содержанияэкономичностипрогрессивностиперспективностикомплексностиоперативностиоптимальностипростотынаучностииерархичностиавтономностисогласованности).

3. Выявлены педагогические условия эффективного изучения курса «Экономический анализ деятельности предприятий»: прогрессивное развитие образовательных программ как приближение к оптимальному соотношению с требованиями туристской индустриипреодоление противоречий в процессе обучения через реализацию выбора личностью своей образовательной траекторииличность студента должна выступать как субъект своего развитияцелостность процесса обучения и эффективного развития личности будущего менеджера в сфере туризмаключевые компоненты образовательного процесса должны характеризоваться как личностно-мотивирующе, притягательные, конкретныепроектирование модульной композиции содержания образования целесообразно осуществлять с преимущественным выстраиванием позитивных ориентиров успеха. к 4. Разработаны методы повышения эффективности обучения студентов экономическому анализу деятельности предприятий: комплексное использование активных методов обученияпроведение учебных занятий в условиях, приближенных к реальному рынкупреимущественное развитие у обучаемых навыков, умений и личностных профессионально-значимых качеств.

Практическая значимость исследования. Разработано дидактическое обеспечение изучения курса по экономическому анализу деятельности предприятий, включающее совокупность структурно-содержательных компонентов изучения экономической деятельности предприятий при подготовке специалистов туристского профиля. Разработана структура формирования знаний, умений и личностных профессионально значимых качеств обучаемых в процессе * изучения курса по анализу экономической деятельности предприятий, который внедрен и используется при подготовке специалистов в Псковском колледже. Теоретические положения и практические методики, разработанные автором, могут быть использованы в других учебных заведениях, при преподавании учебных курсов по экономической деятельности предприятий.

На защиту выносится:

1 .Принципы формирования содержания образования по курсу «Экономический анализ деятельности предприятия» (общие принципыдидактические принципычастнометодические принципы ^ 2. Совокупность методов повышения эффективности обучения студентов экономическому анализу деятельности предприятий: комплексное использование активных методов обученияпроведение учебных занятий в условиях, приближенных к реальному рынку.

3.Педагогические условия эффективного изучения курса «Анализ экономической деятельности предприятий».

Практическая значимость исследования. Разработано дидактическое обеспечение изучения курса по экономическому анализу деятельности предприятий, включающее совокупность структурно-содержательных компонентов изучения экономической деятельности предприятий при подготовке специали-" стов туристского профиля. Разработаны методические условия изучения курса.

Экономический анализ деятельности предприятий".

Апробация и внедрение результатов исследования. Промежуточные результаты исследований докладывались и обсуждались на заседаниях методических советов Псковского колледжа строительства и экономики, Псковского филиала Санкт-Петербургского экономического колледжана международных конференциях в 2001 г в г. С-Петербурге, г. Красноярске. Результаты исследования докладывались на VI и VII всероссийских конференциях «Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования» (Красноярск, 1999,2000 11 гг).

Выводы по главе 2.

1. Основными принципами формирования содержания образования по курсу экономический анализ деятельности предприятий являются: общие принципы формирования содержания образования (принцип соответствия содержания образования потребностям общественного развитияпринцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения) — дидактические принципы (научностьсистематичность и последовательностьмежпредметные связисвязь теории обучения с практикойнаглядностьдифференцированный подходсоздание положительного отношения к учению и мотивация) — частно-методические принципы (принцип обусловленности функций содержания целями системы управления предприятиемоптимального соотношения управленческих приоритетоврезервирования содержанияэкономичностипрогрессивностиперспективностикомплексностиоперативностиоптимальностипростотынаучностииерархичностиавтономностисогласованности).

2. Самостоятельная работа студентов проводится с целью: -систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;

— углубления и расширения теоретических знаний;

— формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию;

— развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности- -формирования самостоятельности мышления- -развития исследовательских умений.

3. К ведущим принципам обучения относятся: -принципы целенаправленности;

— научности;

— связи обучения с жизнью- -последовательности- -сознательности и активности- -наглядности обучения- -доступности- -интегративного подхода- -принцип прочности;

4. Актуальность использования инновационных методов обучения обусловлено рядом факторов:

— для создания инфраструктуры требуются специалисты с высшим уровнем экономической культуры;

— открытость экономических систем требует приближение уровня подготовки специалистов к мировым образовательным стандартам;

— определенные трудности с трудоустройством выпускников делают необходимым глубокое изучение экономических дисциплин;

— использование инновационных методов дает нужные выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли.

5. Назначение производственной практики — подготовка учащихся к предстоящей самостоятельной трудовой деятельности. Перед практикой стоят следующие задачи:

— закрепление, углубление и систематизация знаний и умений, полученных студентами в процессе теоретического обучения;

— выработать умение критически оценивать действующую на предприятии организацию труда и находить пути исправления замеченных недостатков.

6. Оценочные критерии уровня организации и качества производственной практики:

— обеспеченность студентов местами прохождения практики- -рост профессиональной квалификации студентов;

— комплексная оценка практики руководителем от предприятия, -обеспеченность руководства практикой- -количество выполнения учебной программы- -комплексная оценка практики руководителем колледжа.

Заключение

.

В результате проведенного исследования можно сделать выводы: 1. В данный момент существует ряд проблем мешающих созданию системы профессиональной подготовки экономистов в области экономического анализа:

• Отсутствует системный подход в области создания рациональной структуры и формы планирования образовательного процесса с возможной вариативностью в зависимости от изменяющихся социально-экономических условий;

• В области создания содержания и структуры профессиональной подготовки экономистов не существует четких рекомендаций по методике преподавания экономического анализа;

• Недостаточно научно обоснованных методик по организации разноуровневых систем в обучения в области экономического анализа;

• Используемые в настоящий момент методы и формы профессионального образования в области экономического анализа устарели, так как не позволяют сформировать у студентов профессиональных навыков, влияющих на формирование успешной профессиональной карьеры.

2.Квалификационная характеристика не может считаться адекватной моделью специалиста, потому что не содержит такого важного параметра, как перечень психофизических качеств, которыми должен обладать специалист для успешности в своей профессиональной деятельности. Адекватной моделью является профессиографическая характеристика специалиста.

3.Основу конструирования оценочно-критериальной системы в профессиональной педагогике составляют:

— закономерности социального-экономического развития, социальный заказ на обучение и формирование личности специалиста-профессионала- -научные концепции развития профессионального образования, разработанные на основе тенденции гуманизации;

— принципы и закономерности проектирования профессионально-педагогических технологий, обеспечивающих реализацию требований к профессиональной подготовке специалистов.

4,Обобщение исследований проблем качества образования в нашей стране и за рубежом позволило прийти к следующим выводам:

• усиление внимания к проблемам повышения качества, его измерению и оценке обуславливается сменой образовательной парадигмы, адекватной особенностям социально-экономического развития общества;

• проблемы оценки и измерения качества образования носят междисциплинарный характер, решение которых требует осуществления на стыке философии, педагогики, психологии, социологии, экономики, квалимет-рии, аксиологии и т. д. рассмотрение их с локальных позиций конкретной науки не позволяет создать целостного представления о качествах личности, формируемых в процессе образования, поскольку ограничивается методологическими средствами познаний той или иной науки;

• накопленный теоретический и практический потенциал позволяет перейти к созданию технологий комплексных измерений достигнутого образовательного эффекта, а также к его диагностике и прогнозированию;

• данное направление исследований как наиболее приоритетное в современной педагогической науке требует своего включения в состав методологического знания педагогики, а технологий измерения — в традиционную структуру учебно-воспитательного процесса.

• одним из наиболее неразработанных вопросов перевооружения методологии педагогики и развития управления является вопрос о разработке объективных критериев и показателей как на общественногосударственном уровне (аккредитация учебных заведений), так и на уровне личностно-образовательных достижений.

5. Основными принципами формирования содержания образования по курсу экономический анализ деятельности предприятий являются: общие принципы формирования содержания образования (принцип соответствия содержания образования потребностям общественного развитияпринцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения) — дидактические принципы (научностьсистематичность и последовательностьмежпредметные связисвязь теории обучения с практикойнаглядностьдифференцированный подходсоздание положительного отношения к учению и мотивация) — частно-методические принципы (принцип обусловленности функций содержания целями системы управления предприятиемоптимального соотношения управленческих приоритетоврезервирования содержанияэкономичностипрогрессивностиперспективностикомплексностиоперативностиоптимальностипростотынаучностииерархичностиавтономностисогласованности).

6. Выявлены педагогические условия эффективного изучения курса «Экономический анализ деятельности предприятий»: прогрессивное развитие образовательных программ как приближение к оптимальному соотношению с требованиями туристской индустриипреодоление противоречий в процессе обучения через реализацию выбора личностью своей образовательной траекторииличность студента должна выступать как субъект своего развитияцелостность процесса обучения и эффективного развития личности будущего менеджера в сфере туризмаключевые компоненты образовательного процесса должны характеризоваться как личностно-мотивирующе, притягательные, конкретныепроектирование модульной композиции содержания образования целесообразно осуществлять с преимущественным выстраиванием позитивных ориентиров успеха.

7. К ведущим принципам обучения относятся:

• принципы целенаправленности;

• научности;

• связи обучения с жизнью;

• последовательности;

• сознательности и активности;

• наглядности обучения;

• доступности;

• интегративного подхода;

• принцип прочности;

8. Актуальность использования инновационных методов обучения обусловлено рядом факторов:

• для создания инфраструктуры требуются специалисты с высшим уровнем экономической культуры;

• открытость экономических систем требует приближение уровня подготовки специалистов к мировым образовательным стандартам;

• определенные трудности с трудоустройством выпускников делают необходимым глубокое изучение экономических дисциплин;

• использование инновационных методов дает нужные выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли.

9. Оценочные критерии уровня организации и качества производственной практики:

• обеспеченность студентов местами прохождения практики;

• рост профессиональной квалификации студентов;

• комплексная оценка практики руководителем от предприятия.

• обеспеченность руководства практикой;

• количество выполнения учебной программы;

• комплексная оценка практики руководителем колледжа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.А. Учебный план как выражение образовательной политики // Народное образование. 2001 .№ 1. -С.87−94.
  2. Т.А. Один из методов реализации проблемно-развивающего обучения // Среднее специальное образование. 1999.№ 9. -С. 21−23.
  3. Т.А. Социальная психология.: Учеб. для высш. Уч. Заведений, — М.: Аспект Пресс, 1998, — 376 с.
  4. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы.: Учеб.-метод.пособие. М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
  5. М.С. Познавательная деятельность студентов движущая сила процесса обучения//Специалист. 1997.№ 11. — С. 16−18.
  6. М.С. Выбор оптимальных методов, средств и форм обучения // Специалист. 1999.№ 5. С 21−23.
  7. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.- 160 с.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика., 1977. — 256 с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно воспитательного процесса (методические основы). — М.:Просвещение, 1982.- 192 с.
  10. Ю.Бабанский Ю. К., Сластенин В. А., Сорокин H.A. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов / Под ред. Бабанского Ю.К.- 2-е изд., доп., перераб. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  11. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М., 1985.-330 с.
  12. С.П. Сущность процесса обучения.: Учеб. Пособие. М.: Просвещение, 1981.- 143 с.
  13. А.И. Проблемы формирования творческого потенциала личности молодого специалиста. Курск, 1999.- 215 с.
  14. В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. 1997.№ 5. -С. 26−31.
  15. В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург.: Деловая книга, 1966. — 344 с.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  17. Д.Н. Некоторые теоретические вопросы психологии обучения //Вопросы психологии. 1976.№ 2.- С. 39−45.
  18. А.Е. Активизация познавательной деятельности студентов педагогического факультета при обучении педагогике: Методические и психолого-педагогические аспекты образования. Тверь, 1992. -?60−69.
  19. Н.И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Королев Ф. Ф. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. М.: Просвещение, 1968. -526 с.
  20. Введение в общую дидактику / Под редакцией В.Окунь. М.: Высш. школа, 1990.-219 с.
  21. Д. Новая жизнь психологической педагогики // Вопросы философии.-1999. № 8.-0.129−142.
  22. О. Метод конкретных ситуаций в преподавании управленческих дисциплин // Альма Матер. 1997.№ 6. -С.45−48.
  23. В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов, педагогов и учителей. М.: Педагогическое общество России, 1999. -219 с.
  24. JI.C. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.-500 с.
  25. .Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика: Учеб. Пособие. -М.: Институт практической психологии, 1996. 256 с.
  26. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. — 289 с.
  27. Т.В. Традиционное и проблемное обучение в педагогике и проблемы освоения инновационных методов // Среднее специальное образование.— 1998.№ 3. -С.39−43.
  28. .С. Философия образования для 21 века.- М., 1998. 608 с.
  29. .С., Никандров Н. Д. Методологическое знание в педагогике. -М.: Педагогика, 1986. 110 с.
  30. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв.ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  31. Ю.Б. введение в общую психологию: Курс лекций. М.: Че-ро, 1996. — 88 с.
  32. Т.А. Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности // Начальная школаг1999.№ 10. — С 15−19.
  33. . Что такое психология: В 2-х томах, изд. 2-е, стереотипное, т.2, пер. с франц. М.: Мир, 1996. — 376 с.
  34. Г. Т. Основы организации и методики проведения производственной практики учащихся средних специальных учебных заведений. М., 1982.112 с.
  35. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол.исслед. / АНП СССР. М.: Педагогика. 1986. — 239 с.
  36. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  37. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: АПН РСФСР, 1957. — 256 с.
  38. В.М. Золотая середина : О роли среднего профессионального образования в современном обществе // Поиск. 1998.№ 41. -С.56−64.
  39. .С. Формирование модели специалиста : цели обучения //Среднее специальное образование. 1987.№ 2.-С- 24−28.
  40. Д.М. Нетрадиционные формы урока // Специалист.-1999г№ 6. -С. 9−11.
  41. И.А. Педагогическая психология : Учебник для вузов. 2-е изд., доп., перераб. — М.: Логос, 1999. — 383 с.
  42. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание, 1972. — 152 с.
  43. И.И. Структура и процесс учения. М.: МГУ, 1986. — 198 с.
  44. Использование учебных деловых игр в процессе совершенствования психологической подготовки студентов: Метод, пособие для преподавателей. -Таганрог: Пед. институт, 1993. 14 с.
  45. История педагогики: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981. — 367 с.
  46. В.Г., Кондратьев J1.JI. Психология: Учебник для индустр.-пед. техн. М.: Высш. школа, 1989. — 383 с.
  47. А.Г. Современные педагогические технологии : Методические рекомендации. М., 1994. — 28 с.
  48. А.Г. О дидактическом материале для самостоятельной работы при ознакомлении с новым материалом // Сб. «Новые исследования в педагогической науке». М.-1972г№ 5. -С-103.
  49. В.А. Взаимодействие межшкольных УПК и промвшленных предприятий в экономическом воспитании учащихся / Сборник «Пе"агогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников. -М., 1986.
  50. Я.А. Великая дидактика : В книге Избранные педагогические сочинения: Учпедгиз, 1955. 651 с.
  51. Кан- Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  52. П.Ф. Педагогика наука или искусство.: Избр. пед. сочинения. -М&bdquo- 1982. -С.49−62.
  53. В.А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России : Изопыта образовательных учреждений социального туризма, 1987−1997 гг. -М., 1997.-212 с.
  54. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Эксперимент, 1995. -96 с.
  55. М.В. Инновации в обучении. М., 1997. — 189 с.
  56. H.A., Эйдельнайг В. И. Адаптация профессионального образования в рыночных условиях // Специалист.-1997г№ 5. -С• 4−8.
  57. В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: ПБОЮЛ, 2001.-424 с.
  58. Г. Инновации : путь в высшее общество // Поиск.-1997г№ 46. -С-8.
  59. Козяева И. Ф. Развивающие педагогические технологии активного обучения
  60. Специалистг1997г№ 3. С 30−32.
  61. H.A. История педагогики : Учебник для студентов пед. институтов: Изд. 4-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1974. — 447 с.
  62. В.В. Содержание образования бег на месте // Педагогика. 2000. № 7. -С.3−12.
  63. Краткий психологический словарь / Сост.Л. А. Карпенко, под. общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошенко. М.: Политиздат, 1985. -431 с.
  64. В.Т. Проблемное обучение : истоки и сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.- 140 с.
  65. В.Т., Наводнов В. Г. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России.-1994г№ 1.'-С. 165−172.
  66. И. Основы общей дидактики. М.: Высш. шк., 1986. — 269 с.
  67. Курс практической психологии: Учебное пособие. Ижевск: Изд. Удмуртского университета. 1996. — 448 с.
  68. Курс практической психологии, или как добиться успеха: Учебное пособие. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996. — 443 с.
  69. O.K. Формы и методы экономического воспитания // Среднее специальное образование.-1989.-№ 3. С- 24−26.
  70. H.H. Основы психологии знаний: Учебное пособие для студентов, изучающих курс «Основы психологии и педагогики». М.: РМАТ, 1997. -295 с.
  71. Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (10- начало 20 века): Учебное пособие. М.: Издательский дом «Форум», 1998.-584 с.
  72. М.Л. О ролевом методе обучения экономике школьников в России // Экономическое образование в школе. С-Пб., 1995. — С. 30−46.
  73. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы, 2-е изд., перераб. М.: Высш.шк., 1991. — 224 с.
  74. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981.- 186 с.
  75. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. -96 с.
  76. .Т. Педагогика: Курс лекций / Учебное пособие для студентов педагог. учеб. заведений. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2001. — 607 с.
  77. М. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. 2001г№ 8.-С77−89.
  78. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Книга для учителя, 3-е изд., перераб. и допол. М.:Просвещение, 1992. — 224 с.
  79. Д. Социальная психология. С-Пб., 1988, — 688 с.
  80. Т.Г. Повышение эффективности профессионального образования //Специалист-1997г№ 4.- С. 18−19.
  81. А.И. Психология профессионализма. М., 1996.
  82. М.И. Современный урок. -2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогика, 1985.- 184 с.
  83. М.И. Проблемное обучение. М., 1975. — 367 с.
  84. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977. -210 с.
  85. М.И. Вопросы совершенствования урока в среднем профтехучилище. М., 1984. — 285 с.
  86. Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учебное пособие. Киров: Издательство ВГПУ, 1997. — 120 с.
  87. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. JL: Издательство ЛГУ, 1980. — 172 с.
  88. Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986. -200 с.
  89. С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учебное пособие / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Высш.шк. 1995. — 207 с.
  90. P.C. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. М.'.Просвещение, 1985. — 688 с.
  91. H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Просвещение, 1985. — 173 с.
  92. A.M. Профессиональное образование на смене эпох // Специалист.-1997г№ 5. — С. 2−4.
  93. A.M. Принципы демократизации профессионального образования // Педагогика. 2000.№ 7. С. 5−7.97.0конь В. Процесс обучения. -М., 1962. 171 с.
  94. Организация и методика игровой деятельности: Теорет. курс: Программа / Московский экспер. гуманит. ун-т. М., 1994. — 18 с.
  95. Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М., 1967. — 472 с.
  96. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Педагогика, 1987.-235 с.
  97. В.Ф. Школа учит мыслить. М., 1986. — 230 с.
  98. А.П. Образовательные услуги: Точка зрения маркетолога //
  99. Альма Матер.-1997г№ 3. -С. 27−32.
  100. Л.М. Связь методики учебного предмета с психологией //
  101. Сов. педагогика.-!987г№ 6. -С. 52−58.
  102. Педагогика. Учебное пособие для педучилищ. -М.: Просвещение, 1981. -367 с.
  103. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1968. — 526 с.
  104. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского, 2-е изд. перераб., допол. М.: Просвещение, 1988. — 480 с.
  105. Педагогика среднего специального образования / Под ред. И. И. Леоновича. -Минск, 1980.-204 с.
  106. A.C. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика. 1999.№ 3 -С. 5−7.
  107. И.П. Педагогика.- М.: Высш.шк., 1999. 209 с.
  108. A.A. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. М.: Центр, 1997.-254 с.
  109. A.A., Бордовская Н. В., Разум С. И. Психология и педагогика. С-Пб.: Питер, 2000. — 432 с.
  110. JI.A. Развитие прогнозирования как познавательной способности личности. Д., 1995. — 345 с.
  111. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы / А. П. Дьяков, Г. В. Горченко.- Воронеж: Издательство ВГУ. 160 с.
  112. A.M. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России:-1994г№ 2. -С.87.
  113. Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.- Минск: Высш. шк., 2001. 657 с.
  114. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. 1997т№ 3. -С. 32−36.
  115. Л. Г. Ярошенко Н.Т. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебно-методическое пособие. М.: Высш. шк., 1990. -192 с.
  116. В.А. Преподавание курса «Организация и методика производственного обучения». М., 1990. — 106 с.
  117. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. — 246 с.
  118. Е.А., Соболев И. И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. — 128 с.
  119. Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе / Под ред. Кириллова М. Т. Л., 1989. -87 с.
  120. A.M. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 423 с.
  121. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  122. З.С. Методы и приемы обучения. М.: Просвещение, 1973. — 126 с.125Чернилевский Д. В. Слагаемые современной педагогической технологии подготовки специалистов // Специалист.1996г№ 11/12. -С. 33−37.
  123. Д.В. Инновационные подходы к организации обучения // Специалист. 1997.№ 2. С- 21−24.
  124. Д.В. Инновационные подходы к организации обучения // Специалист. 1997г№ 4. -Q. 26−28.
  125. Д.В. Инновационные подходы к организации образования // Специалист. 1997г№ 6. С. 26−28.
  126. JI.H. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. -М., 2001.-352 с.
  127. Д.И. Специалисты среднего звена. М., 1984. — 97 с.
  128. Шадриков В Современное содержание образования // Управление школой. 2002.№ 6. -С. 6−8.
  129. А.Ф. Современные педагогические технологии основа повышения качества подготовки специалистов // Специалист. 1998.№ 3. -Q, 8−13
  130. Д.Б. Психология игры.- 2-е изд. М.: Владос, 1999. — 358 с.
  131. Энциклопедия профессионального образования / Под ред. С. Я. Батышев. -М., 1999.
  132. Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образованиию. М., 1991. — 126 с.
  133. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 1998. -638 с.
Заполнить форму текущей работой