Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Военно-патриотическая подготовка офицеров запаса в системе высшего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако узкофункциональный подход к рассмотрению военно-патриотической подготовки офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов не позволяет увидеть проблему в многообразном спектре ее сложности и внутренней зависимости различных сторон, в частности, соотношения патриотического и военно-патриотического воспитания. В педагогической теории и практике нередко происходит отождествление… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы военно-патриотической подготовки офицеров запаса в гражданских вузах
    • 1. 1. Понятие «патриотизм», его сущность и виды
    • 1. 2. Современное состояние военно-патриотического воспитания в России
    • 1. 3. Структура и содержание военно-патриотической подготовки офицеров запаса в системе высшего профессионального образования в гражданских вузах
  • Выводы
  • Глава 2. Технология военно-патриотической подготовки офицеров запаса в гражданских вузах
    • 2. 1. Модель военно-патриотической подготовки офицеров запаса в гражданских вузах
    • 2. 2. Результаты экспериментальной работы по внедрению разработанной технологии
    • 2. 3. Педагогические условия организации военно-патриотической подготовки офицеров запаса в гражданских вузах
  • Выводы

Военно-патриотическая подготовка офицеров запаса в системе высшего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, определяемого рыночными отношениями, в ходе которых существенно изменилось содержание социокультурной жизни подрастающего поколения, принципов и форм функционирования образовательных учреждений, а также средств массовой информации, детских и молодежных организаций, что предопределило значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогической общественности, но и в целом российского социума. Стало очевидным, что решение множества задач в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своей Родины. В этом плане патриотическое воспитание подрастающего поколения занимает одно из приоритетных направлений в учебных заведениях страны и является составной частью образовательного процесса.

Известно, что патриотическое воспитание как многостороннее явление включает в себя следующие составляющие: военно-патриотическое воспитаниегероико-патриотическое воспитаниенационально-патриотическое воспитаниегражданское воспитаниегражданско-патриотическое воспитание.

Военно-патриотическое воспитание как одна из составляющих имеет глубокие исторические корни и ориентировано, как правило, на формирование патриотического сознания, идей служения Родине и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за отечественное оружие, уважение к военной истории, стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. Однако в настоящее время военно-патриотическое воспитание приобретает особую актуальность, так как наблюдается в обществе тенденция падения престижа военных профессий, многие молодые люди не считают своим долгом служить в армии. И потому поле деятельности педагогов и воспитателей в этом направлении во всех образовательных учреждениях огромно, и роль их в настоящее время не пе-реоценима.

Проблемы патриотического и военно-патриотического воспитания нашли глубокое отражение в исследованиях В. П. Александровской, A.A. Аронова, В. В. Артеменко, В. А. Безродного, В. Н. Волкова, А. Н. Вырщикова, B.C. Ильина, Р. Н. Овчинникова, А. Д. Солдатенкова, E.H. Цветаева и других. Морально-политические и психологические аспекты подготовки молодежи к службе в армии рассматриваются в работах А. Г. Базанова, A.B. Барабан-шикова, Л. А. Бублика, И. Ф. Выдрина, В. Д. Кулакова, Г. В. Средина, A.C. Миловидова, а также других исследователей данного аспекта.

В конце 80-х годов XX века с учетом изменившихся условий развития российского общества проблема формирования готовности молодежи к службе в армии получила новое освещение, иную трактовку, обусловленную поисками новой педагогической парадигмы (работы Н. М. Конжиева, А. Н. Вырщикова и др.).

Сравнительно небольшая часть исследований посвящена военно-патриотической подготовке офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов. Прежде всего, это диссертационные исследования А. Н. Вырщикова, А. Д. Джаббарова, C.B. Домбровского, Д. Д. Ситлового, A.A. Черкасова, основное внимание в которых обращается на процесс формирования у студентов качеств, необходимых для выполнения воинского долга.

Однако узкофункциональный подход к рассмотрению военно-патриотической подготовки офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов не позволяет увидеть проблему в многообразном спектре ее сложности и внутренней зависимости различных сторон, в частности, соотношения патриотического и военно-патриотического воспитания. В педагогической теории и практике нередко происходит отождествление патриотаческого и военно-патриотического воспитания или, напротив, их чрезмерная дифференциация. Между тем, патриотическое и военно-патриотическое воспитание связаны между собой, образуют целое из составных сфер деятельности (A.A. Аронов, В. В. Артеменко, И. Ф. Выдрин, Н. М. Конжиев, A.A. Черкасов). Такое соотношение предполагает сходство и различие в целевых установках. «Если патриотическое воспитание как совокупное целое призвано готовить учащихся к труду и обороне, — пишет А. А. Аронов, — то военно-патриотическое воспитание, как часть совокупности, имеет четкую целевую установку — готовить именно к обороне, к защите. Отечества» [5].

В этом контексте существуют объективные проблемы, препятствующие эффективной организации военно-патриотической работы на разных уровнях образования молодежи. И тем не менее, в последнее время государством предпринимаются попытки решить их. Создается законодательная база по военно-патриотическому воспитанию обучающихся (Федеральный закон «Об обороне» (от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ) — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3) — Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» (от 31 декабря 1999 г. № 1441) — Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» (от 15 октября 1999 г. № 1372) — инструктивное письмо заместителя Министра образования Российской Федерации от 25. 10 1999 г. № 06−9ин/28−06 и заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 26.10. 1999 г. № 315К/5/4036 «О военно-патриотическом воспитании молодежи» и пр.).

В целях привлечения к проблеме военно-патриотического воспитания широких слёв населения, а также активизации работы с молодежью в этом направлении в 2002 году было образовано и государственное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи».

В настоящее время большое значение приобретает также поиск и разработка инновационных подходов к военно-патриотической подготовке офицеров запаса в системе высшего профессионального образования, которая осуществляется военными кафедрами, как правило, в рамках традиционной парадигмы, сложившихся представлений на данную сферу деятельности. Но до сегодняшнего дня не разработаны критерии и уровни военно-патриотической подготовленности, а также модель и педагогическая технология как целостная система педагогической деятельности.

Таким образом, изучение состояния вопроса военно-патриотического воспитания и соответствующей подготовки в данном направлении офицеров запаса в высшей гражданской профессиональной школе позволило выявить ряд противоречий между:

— объективной потребностью в теоретическом обобщении накопленного педагогического опыта по военно-патриотическому воспитанию и практическим отсутствием исследований в этой области, отражающих политические и социально-экономические особенности современного этапа развития российского общества;

— необходимостью выявления сущности, критериев и уровней военно-патриотической подготовленности офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов в соответствии с современными требованиями к этой должности и недостаточной разработанностью их в науке и практике;

— потребностью современных педагогических технологиях военно-патриотической подготовки офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов и отсутствием таковых.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы нашей научной работы, ее структуру и содержание.

Цель исследования: рассмотреть специфику военно-патриотической подготовки офицеров запаса в системе высшего профессионального образования.

Объект исследования: процесс подготовки офицеров запаса в гражданских вузах.

Предмет исследования: военно-патриотическая подготовка офицеров запаса в системе высшего профессионального образования.

Гипотеза исследования. Военно-патриотическая подготовка офицеров запаса в системе высшего профессионального образования представляется эффективной, если будут:

— определены сущность, критерии и уровни военно-патриотической подготовленности офицера запаса;

— разработаны модель и технология военно-патриотической подготовки, соответствующие инновационным представлениям в области педагогической науки и современному содержанию сущности военно-патриотической подготовленности офицеров запаса;

— выявлены организационно-педагогические и психолого-педагогические условия военно-патриотической подготовки.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить основные трактовки понятия «патриотизм» и выявить его сущностные характеристики.

2. На основе теоретического анализа научной литературы и обобщения педагогического опыта рассмотреть современное состояние военно-патриотического воспитания в России.

3. Определить сущность, критерии и уровни военно-патриотической подготовленности офицеров запаса в гражданских вузах.

4. Разработать и экспериментально апробировать модель и педагогическую технологию военно-патриотической подготовки офицеров запаса в гражданских вузах.

5. Обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность осуществления военно-патриотической подготовки офицеров запаса в системе высшего профессионального образования.

Методологическую основу исследования составили: философские положения о природе и сущности деятельности, единстве теории и практики, а также духовного, социального и телесного в структуре личности человекааналитико-синтетический подход к изучению процесса формирования культурно-исторических ценностейпринцип плюрализма в оценке идеологических и духовно-нравственных ценностейконкретно-исторический подход к изучению социальных и педагогических фактов и явленийаксиологический подход.

Теоретическим фундаментом исследования являются идеи теории и методики высшего профессионального образования (Е.В. Бондаревская, A.A. Вербицкий, В. И. Горовая, И. А. Малашихина, A.M. Новиков, A.B. Кор-жуев, В. А. Топков и др.) — теории гуманистической педагогики и психологии (Я.А. Коменский, М. В. Ломоносов, А. Маслоу, Ф. Рабле, J1.H. Толстой и др.) — социально-педагогические основы формирования гражданственности и патриотизма (A.B. Беляев, А. Н. Вырщиков, A.C. Гаядов, Г. Н. Филонов и др.) — проблемы военно-патриотического воспитания (В.П. Александровский, A.A. Аронов, В. В. Артемченко, В. А. Безродный, В. С. Ильин, Е. Н. Цветаев и др.) — теории обучения и технологии в образовании (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Н. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Г. К. Селевко, Г. М. Соловьев и ДР-).

Для реализации поставленной цели и реализации задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и военной литературыизучение и обобщение педагогического опытасоциологические методы (беседа, опрос, анкетирование, интервьюирование, тестирование) — анализ продуктов практической деятельности студентовконстатирующий и формирующий экспериментыстатистические методы обработки полученных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Ставропольский государственный университет. В выборочную совокупность испытуемых для получения эмпирических данных вошло 100 студентов, обучающихся на военной кафедре по дополнительной военно-учетной специальности. Из них 50 человек были отнесены к контрольной группе и 50 — к экспериментальной. Исследование проводилось в три этапа: с 2002 по 2005 гг.

Первый этап, поисково-теоретический (2002;2003 гг.) — осуществление анализа литературысоставление гипотетической модели, определение темы, разработка программы исследования.

Второй этап, экспериментальный (2003;2004 гг.) — проведение опытно-экспериментальной работы в условиях военной кафедры Ставропольского государственного университета путем внедрения разработанных модели и технологии военно-патриотической подготовки офицеров запаса.

Третий этап, обобщающий (2004;2005 гг.) включал анализ, систематизацию, обобщение данных, полученных в ходе исследования, и оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— выявлены сущность, критерии и уровни военно-патриотической подготовленности офицеров запаса в гражданских вузах;

— впервые разработаны модель и технология военно-патриотической подготовки офицеров запаса;

— определены педагогические условия осуществления военно-патриотического воспитания офицеров запаса в системе высшего профессионального образования в гражданских вузах.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем обобщен материал по проблеме военно-патриотической подготовки офицеров запаса в гражданских вузахв теоретическом плане содержательно представлены сущность, критерии и уровни военно-патриотической подготовленности и модель военно-патриотической подготовки офицеров запаса в гражданских вузахданы авторские определения понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание» и «военно-патриотическая подготовка».

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы создают предпосылки для практического решения проблемы военно-патриотической подготовки офицеров запаса в гражданских вузахразработанные модель и технология военно-патриотической подготовки офицеров запаса могут быть использованы в любом вузе, на базе которого функционирует военная кафедраобобщенный материал по проблеме военно-патриотического воспитания молодежи может быть включен в теоретический курс подготовки офицера запаса.

Материалы, опубликованные по результатам исследования, внедрены в практику подготовки офицеров запаса на военной кафедре в Ставропольском государственном университете.

Положения, выносимые на защиту.

1. Военно-патриотическая подготовка студентов, обучающихся по дополнительной военно-учетной специальности, представляет собой неотъемлемую часть целостного процесса подготовки офицеров запаса, при этом основными организационными формами подготовки являются учебный процесс, внеучебная воспитательная работа, вневузовская воспитательная работа, а содержанием военно-патриотической подготовки выступают знания, патриотическое мировоззрение, мотивационно-ценностные ориентации, социально-духовные ценности, физическое совершенствование, умения и навыки в патриотической деятельности.

2. В ' качестве ведущих компонентов модели военно-патриотической подготовки выступают: объект, субъект, цель, задачи, основные этапы, технология, методы, критерии и уровни результативности, которые в значительной степени определяют ситуативно-оправданным использованием субъект-субъектных, субъект-объектных отношений в процессе воспитательной деятельности.

3. Педагогическая технология военно-патриотической подготовки офицеров запаса представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной, воспитательной и практической деятельностью студентов, обеспечивающая достижение прогнозируемого и диагностируемого результата.

4. Осуществлению военно-патриотической подготовки способствует ряд педагогических условий: 1) гуманизированная, личностно-ориентированная среда вуза- 2) применение в процессе подготовки комбинации традиционных и инновационных технологий- 3) преимущественно субъект-субъектный характер взаимодействия участников образовательного процесса- 4) личность преподавателя- 5) нацеленность процесса подготовки на формирование и развитие ряда личностных качеств, особое место среди которых занимают активность, самостоятельность, рефлексия.

Достоверность и надежность полученных научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позицийсистемным рассмотрением проблемыэкспериментальной проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробациимногоаспектностью обработки данных, включающих качественные и количественные оценки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробировались в ходе их обсуждения на заседаниях кафедр: педагогики и психологии высшей школы, военной и физической культуры Ставропольского государственного университетамеждународных научно-практических конференциях в г. Магнитогорске (2004), г. Пензе (2005) — Всероссийской научно-практической конференции в г. Санкт-Петербурге (2003) — на региональных научно-практических конференциях в г. Ставрополе (2003,2004), при публикации материалов по теме исследования в научно-методической печати.

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования отражены в шести публикациях.

ВЫВОДЫ.

1. Патриотизм — это многогранная система мировоззренческих взглядов, убеждений и чувств, связанных с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, преданностью и служением им, готовности к защите их и самопожертвованию во имя процветания их.

2. Патриотическое воспитание представляет собой сложный, многокомпонентный, многофункциональный, системный социально-психолого-педагогический процесс формирования взаимосвязанных гражданско-патриотических, национально-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических качеств личности.

3. Военно-патриотическая подготовка офицера запаса — это психолого-педагогический процесс, функционально обеспечивающий формирование специальных качеств военно-патриотически ориентированной личности, системное единство целей и задач, содержания, принципов, методов, средств и разнообразных организационных форм, обеспечивающих готовность его к выполнению своего воинского долга, как патриота.

4. Военно-патриотически ориентированная личность — это качественное, системное и динамическое состояние человека, характеризующееся определенным уровнем знаний, патриотического мировоззрения, мотиваци-онно-ценностных ориентаций, физического совершенства, умений и навыков военно-патриотической деятельности.

5. Формирование военного патриотизма предполагает осуществление трудоемкой работы, определяется это наличием целого ряда объективных факторов — политического, экономического и духовно-нравственного характера, которые образуют субъективные факторы отношения к военному патриотизму.

6. Система военно-патриотической подготовки офицеров запаса обеспечивает эффективность достижения цели, если ее основные составляющие учитывают: научно и оправданно практически обоснованную информационную составляющуюразнообразные формы организации учебно-воспитательного процессаведущие компоненты военно-патриотической подготовкиинструментальную составляющуюразработку оптимально-специфических организационно-педагогических и психолого-педагогических условийинновационные педагогические ориентирыопределение сущностных характеристик военно-патриотической подготовленности офицеров запаса в структуре качеств военно-патриотической личностиразработку педагогической технологии формирования военно-патриотических качеств личности.

7. Педагогическая технология формирования военно-патриотических качеств личности офицера запаса — это функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной, воспитательной и практической деятельности студентов, обеспечивающая достижение прогнозируемого и диагностируемого результата как совокупность процессуальных действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих эффективную реализацию цели.

8. Определена и экспериментально подтверждена совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования педагогической технологии формирования военно-патриотических качеств личности офицера запаса: процесс осуществляется по законам функционирования системы, наличия структурированности, взаимосвязи и взаимообусловленности ее основных элементов (информационного, инструментального и социального) — ведущим элементом технологии выступает диагностично поставленная цель, структура военно-патриотических качеств личности и составляющие ее критерии и уровнисистема формирования охватывает все образовательно-воспитательное пространство вуза и через технологию воплощается в диагностируемый результат, в основе которого лежит процесс самосовершенствования и саморазвитиявоздействие совокупности факторов — социально-политического, экономического, социально-психологического, организационно-методического, психолого-педагогического, духовно-личностного, социально-демографического — определяет упорядоченную сбалансированность процесса формирования военно-патриотически ориентированной личностифункциональная модель процесса ее формирования определяет последовательные педагогические операции и действия, системно организованный образовательно-воспитательный процесс, ведущие к достижению намеченной целисодержание деятельности студентов представлено в виде системы решения познавательных и практических задач личностно-ориентированных способов их реализацииобеспечивается мотивационная поддержка освоения студентами каждой дидактической единицы учебного материала действий и деятельностииспользуется вариативная индивидуальная и индивидуально-групповая дифференциация деятельности студентов, указание способов взаимодействия участников образовательного процесса на каждом его этапе.

Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию разработанной модели и педагогической технологии позволяют констатировать позитивные сдвиги в формировании основных составляющих качеств патриотически ориентированной личности будущего офицера запаса. Существенно повысился уровень знаний, глубина мировоззренческих взглядов, мотивационного компонента военно-патриотического компонента военно-патриотической подготовленности (на 40%), самооценочного (на 38%), действенно-практического (на 52%). Большинство студентов достигли в целом среднего и высокого уровня результатов военно-патриотической подготовки (69%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С целью выявления сущности и структуры военно-патриотической подготовки нами было проанализировано понятие «патриотизм», которое рассматривается и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность (психологическая), и как идея, и как сознание. Такое многообразие подходов к определению сущности понятия обусловлено сложностью и многогранностью самого понятия. Патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой его являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, любого другого субъекта, осознающего свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, институциализирующего их социальную роль и значимость в деятельности, соответствующей его интересам, получающим дальнейшее развитие посредством сопричастности, участия в явлениях и процессах, происходящих в обществе и государстве.

Патриотизм, единый по своей сущности, в то же время многообразен в своем проявлении и осуществлении, т. е. в содержательном плане он имеет безграничное множество разновидностей. Широкая палитра выражений любви к Родине обусловлена наличием соответствующих субъектов и объектов патриотизма.

На сегодняшний день в Российской Федерации объективно возникла необходимость учета и достижения органического единства общегосударственного, этнического и регионального патриотизма.

Под патриотическим воспитанием понимается воспитание патриотических чувств, забота об интересах нашей страны, готовность ради Родины к самопожертвованию, верность Отчизне в период военных испытаний, гордость за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию. Выделяют следующие виды патриотического воспитания: военно-патриотическое воспитаниегероико-патриотическое воспитаниенационально-патриотическое воспитаниегражданское воспитаниегражданско-патриотическое воспитание.

Военно-патриотическое воспитание — это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у человека глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремления к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций.

Сегодня в системе образования РФ сложились определенные направления, формы и методы военно-патриотического воспитания обучающихся. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач образования.

В высших учебных заведениях на военных кафедрах в программе подготовки офицеров запаса со студентами, проходящими военную подготовку, изучается дисциплина «Гуманитарная подготовка», включающая в себя организацию воспитательной деятельности с личным составом, различные формы и методы воспитания, историю славных побед российского воинства и русского оружия, правовое положение и порядок прохождения военной службы.

В вузах проводятся тематические вечера, беседы, встречи с ветеранами войны, воинами-интернационалистами, ветеранами Вооруженных силоформляются стенды, посвященные знаменательным датам военной истории России, вопросам военного законодательства и службы в Вооруженных силах РФработают военно-спортивные и спортивно-технические клубыпроводятся экскурсии в музеи военных округов, Центральный музей Российской армии, Музей пограничных войск и др.

На сегодняшний день работа по патриотическому воспитанию вообще и по военно-патриотическому воспитанию в частности проводится достаточно большая. Вместе с тем исследователи выделяют ряд проблем, мешающих эффективной организации этой деятельности. Большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому и военно-патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых результатов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Система военно-патриотического воспитания представляет собой единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение будущих офицеров запаса с целью подготовки их к выполнению своего воинского долга перед Родиной.

Задачами военно-патриотической подготовки являются: формирование и развитие личности офицера запаса, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота, способной активно участвовать в созидательном процессе жизни общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитойцеленаправленная подготовка надежных защитников Отечества, обладающих необходимым уровнем готовности для его защиты.

Теоретическое изучение проблемы сущности и структуры военно-патриотической подготовки офицеров запаса в системе высшего профессионального образования в гражданских вузах позволило нам выделить следующие критерии сформированности военно-патриотической подготовки: мотивационный, связанный с наличием у студентов мотивации на необходимость работы над собственной военно-патриотической подготовкой, обусловленной, прежде всего, требованиями, предъявляемыми к офицерской должностиоценочный, связанный с самооценкой уровня своей военно-патриотической подготовкидейственно-практический, характеризующий применение полученных студентам знаний, умений и навыков в области военно-патриотического подготовки на практике.

В соответствии с основными положениями критериально-уровневого подхода были выделены высокий, средний и низкий уровень сформирован-ности военно-патриотической подготовки.

Экспериментальное исследование проводилось с целью апробации разработанной модели и педагогической технологии военно-патриотической подготовки студентов, а также для определения психолого-педагогических, организационно-педагогических условий организации военно-патриотической подготовки офицеров запаса на военной кафедре.

В целом результаты эксперимента подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

Наше исследование не претендует на полное решение рассматриваемой проблемы и в дальнейшем может быть продолжено в направлении изучения взаимосвязи военно-патриотической подготовки с другими видами профессиональной подготовки офицеров запаса, а также влияния уровня сформированности военно-патриотической подготовки на личностные особенности обучающихся.

Таким образом, в процессе исследования:

— осуществлен ретроспективный анализ состояния проблемы;

— рассмотрено современное состояние военно-патриотического воспитания в России;

— систематизированы основные научные идеи патриотического воспитания;

— даны определения понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», «военно-патриотическая подготовка»;

— вскрыты ведущие противоречия, определяющие разработку педагогической системы военно-патриотического воспитания и подготовки студентов к деятельности в ней как будущих офицеров запаса;

— определены сущность, критерии и уровни военно-патриотической подготовленности офицеров запаса в гражданских вузах;

— разработаны и экспериментально апробированы модель и педагогическая технология военно-патриотического воспитания офицеров запаса в гражданских вузах;

— обоснованы в процессе исследования организационно-педагогические и психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность использованной педагогической технологии;

— сформулированы на основе обобщения и анализа полученных результатов выводы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.М. Патриотическое воспитание военнослужащих: проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2003. — № 1. — С. 56−65.
  2. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / Под ред. A.B. Барабанщикова. М.: ВПА, 1980.
  3. Н.М. Моделирование сложных систем. Киев: Наукова думка, 1968.
  4. .Г. К психологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева и Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1974. — С. 44−49.
  5. A.A. Воспитывать патриотов. М.: Просвещение, 1989. -254 с.
  6. А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое мышление. М.: Педагогика, 1989. — 220 с.
  7. В. Возвращение патриотизма // Основы безопасности жизни.-2002.- № 9.-С. 15−20.
  8. A.B. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1990. -204 с.
  9. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  10. A.A., Караковский В. А., Новикова Л. И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Педагогика. 1991.-№ 5.-С. 11−19.
  11. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Под ред. А. М. Прохорова. Изд. 3. М.: Советская энциклопедия, 1975.
  12. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт концепции воспитания: В 2-х ч. -Ч. 1. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1993.-120 с.
  13. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  14. А., Васильев Ю., Дубаренко К., Елгин И. Необходимость военно-гражданского образования // Основы безопасности жизни. — 2002. — № 6.-С. 30−32.
  15. В.И., Артамошин Ю. Н., Тугусова Г. В. Готовить достойных защитников Отчизны. -М.: Военное издательство, 1988.
  16. И., Орехова Н. «Ни за что на свете я не хотел бы переме-нитьОтечество.» // Воспитание школьников. 2001. — № 5. — С. 11.
  17. Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: Теория, Опыт. -, М.: Мысль, 1984.-172 с.
  18. Военная дидактика / Под общ. ред. Н. Е. Соловцова, Н.Д. Никандро-ва. — М.: В, А им. Петра Великого, 2000.
  19. Военная школа на путях перестройки. По материалам агентства «Военинформ» // Основы безопасности жизни. 2002. — № 12. — С.20−22.
  20. Военно-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы и опыт / Сост. Ю. И. Дерюгин. М.: Патриот, 1991. — 211 с.
  21. Военно-патриотическое воспитание студентов педагогического вуза / Сост. А. А. Черкасов. Киров: КГПИ, 1983. — 98 с.
  22. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке Зенкин В. В., Кукарин А. И., Цветаев E.H., Черных С. А. -М.: Просвещение, 1979. 142 с.
  23. Военно-патриотическому воспитанию государственный подход // Основы безопасности жизни. — 2002. — № 6. — С.37−38.
  24. Вопросы военной истории России / Под ред. член-корреспондента АН СССР В. И. Шункунова и др. М.: Наука, 1969. — 445 с.
  25. Вопросы воинского воспитания. М., 1985. — 260 с.
  26. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в вузе / Под ред. Н. Н. Обозева. JL: Изд-во ЛГУ, 1984. — 153 с.
  27. Воспитание социально активной личности: история, теория, практика: Сб. науч. трудов / Рязан. пед. ин-т. — Рязань, 1990. — 224 с.
  28. Воспитательная работа в ВС РФ: Учебно-методическое пособие / Под ред. И. А. Липского. М.: Воен. ун-т, 1995. — 270 с.
  29. Воспитательная работа в Ставропольском государственном университете: Концепция, технология организации. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. 60 с.
  30. Воспитательная работа: опыт, организация, методика. — Вып. 1. / Под общ. ред. В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998. — 240 с.
  31. Воспитательной работе — профессиональный подход: Методическое пособие в помощь зам. командиров по воспитательной работе, организаторам общественно-государственной подготовки и информирования личного состава. Ростов-на-Дону, 1996. — 190 с.
  32. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -479 с.
  33. Ю. Еще раз о патриотическом воспитании // Основы безопасности жизни. 2001.- № 3. — С.20−23.
  34. Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС // Воспитание школьников. 2002. — № 8. — С. 13−16.
  35. Ф 37. Герасимов A.M. Формирование педагогической культуры у молодых офицеров в части: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 24 с.
  36. В.В. Современное высшее образование: функции, реализация, перспективы. / Под ред. В. З. Когана. Томск, 1988. — 163 с.
  37. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.:1. Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  38. .А., Грязнов Б. С., Дынин Е. П., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования. М.: МГУ, 1965.
  39. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. — М.: Педагогика, 1989. 157 с.
  40. В.И. Высшее педагогическое образование. Проблемы иперспективы. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1995. — 160 с.
  41. В.А. Техническое творчество и военно-патриотическое воспитание школьников. -М.: ДОСААФ СССР, 1983. 128 с.
  42. A.B. Проблемы и перспективы развития высшего образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Ставрополь: СГТУ, 1998. — 33 с.
  43. В.П. Офицер и солдаты: заметки о педагогическом мастерстве. — М., 1989. 140 с.
  44. В. Толковый словарь живого великорусского языка. — 2-е изд. -М., 1955.-Т.З.-С. 24.
  45. П.С. О престиже военного образования // Социологические исследования. -2003. -№ 12. С. 66−69.
  46. Ю.И. Армия России: взгляд в XXI век // Социологиче
  47. Ф ские исследования. 1995. — № 6. — С.82−87.
  48. Ю.И. Снова о военной реформе // Социс. 1993. — № 12. -С.54.
  49. Т. Профессионально ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая проблема // Вестник высшей школы. 2000. — № 7. — С. 55−57.
  50. В., Мельниченко Ф. Об активизации познавательного процесса в условиях военного учебного заведения // Вестник высшей школы. 2002. — № 5. — С. 51−52.
  51. Закон «Об альтернативной гражданской службе» // Основы безопасности жизни. -2002. -№ 11. С. 6−13.
  52. Закон РФ об образовании. Мурманск, 1992. — 66 с.
  53. С.Ю. Проблемы становления и развития современного российского патриотизма // Общественные науки. 2003. — № 4. — С.3−8.
  54. B.C. Основы образовательных технологий. Ставрополь: Ин-т развития образования, 1996. — 226 с.
  55. Я.Е. Патриотическое воспитание школьников. (Из опыта). Минск.: Изд-во «Народная Асвета», 1968. — 144 с.
  56. .В. Аксиологический и целевой аспекты военного образования // Педагогика. 2001. — № 8 — С. 31−39.
  57. Инструкция по организации и проведению учебного процесса на военных кафедрах учебных заведений. М.: Военное изд-во, 1985. — 112 с.
  58. Искусство и военно-патриотическое воспитание школьников. Книга для учителей / Под ред. А. И. Бурова. М.: Просвещение, 1975. — 334 с.
  59. С.В. Военно-патриотическое воспитание учащихся в предвоенное десятилетие // Военно-патриотическое воспитание студентов в педагогических институтах: Сб. науч. трудов. — М.: Московский областной пединститут имени Н. К. Крупской, 1981, — С. 17−3 6.
  60. Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования: Научно-теоретическое пособие. Минск: Высш. шк., 1990. — 144 с.
  61. С.Е., Смирнов A.B. К вопросу о понятиях методика и технология обучения // Наука и школа. 2002. — № 1. — С. 59−60.
  62. П.Ф. Педагогический процесс. М.: Педагогика, 1982. -704 с.
  63. А. А. История русской армии. — М.: Голос, 1992. -304 с.
  64. Комментарий к закону РФ об образовании. М.: Юристь, 1998. -558 с.
  65. Комментарий к федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М.: Филинъ, 1998. — 368 с.
  66. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.-254 с.
  67. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1979. 175 с.
  68. A.A. О подготовке студентов к проведению работы по военно-патриотическому воспитанию школьников // Военно-патриотическое воспитание студентов в педагогических институтах: Сб. науч. трудов. М., 1981. — С.39−42.
  69. В.А. Моделирование дидактических систем // Специалист. -2000. -№ 1.
  70. Краткий политический словарь / Под ред. В. П. Абаренкова, Г. Е. Абовой, А. Г. Аверкина и др. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989.
  71. Ю. Патриотизм Это наша способность восстановить страну как мировую державу // Народное образование.-2001.-№ 4.-С.62−67.
  72. В.Н. Военная социология в России: проблемы и направления // Социологические исследования. 1995. -№ 6. — С. 68−73.
  73. Ю. Второе высшее образование офицеров // Высшее образование в России. 2001. — № 1. — С. 119−120.
  74. А.Д. Духовно-нравственные ценности в образовании студентов гражданских вузов // Сборник статей 5 Международной научно-практической конференции. Пенза: ПГТА, 2005. — С. 81−83.
  75. А.Д. Особенности и основные направления патриотического воспитания учащейся молодежи в современных условиях // Сборник материалов научно-практической конференции «Эвристическое образование — 7». Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. — С. 99−103.
  76. Т.Н. Ценностные установки студенческой молодежи: социологический аспект // Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. — М.: МГУ, 1992. С. 5−18.
  77. В. Военно-профессиональная ориентация учащихся как составная часть их подготовки по основам военной службы в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // Основы безопасности жизни.- 2001. -№ 4. -С.31−37.
  78. В.А. Профессиональная культура будущего офицера // Социологические исследования. 1995. — № 6. — С.98−99.
  79. А. А. Психология общения: Пособие для допол. обр. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  80. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975- 304 с.
  81. Х.И. Как воспитывает процесс обучения? М., 1982. — 98с.
  82. .Т. Воспитательные аспекты обучения. — М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
  83. .Т. Педагогика: Курс лекций. 2 изд. — М.: Юрайт, 1998.- 454 с.
  84. П.Д. Военно-спортивные игры в школе, в пионерском лагере // Военно-патриотическое воспитание студентов в педагогических институтах: Сб. науч. трудов. М., 1981. — С. 81−90.
  85. В. Обновленная система воспитания // Основы безопасности жизни. 2002. — № 12. — С.26.
  86. В. О проблемах воспитания патриотизма // Основы безопасности жизни. 2002. — № 8. — С. 28−29.
  87. Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьниковф 2002.-№ 6.-С. 6−11.
  88. A.C. О воспитании молодежи: Сб. избр. пед. произведений / Под ред. Г. С. Макаренко. М.: Всесоюзное уч.-пед. изд-во ТРУДРЕ-ЗЕРВИЗДАТ, 1951. — 396 с.
  89. В.В. Военно-патриотическое воспитание современной России: проблемы, задачи, пути решения. Ставрополь, 2001. — 210 с. f 97. Матюшкин A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. М.: Знание, 1977. — 44 с.
  90. JI.B. Военно-патриотическое воспитание средствами искусства// Военно-патриотическое воспитание студентов в педагогических институтах: Сб. науч. трудов. М., 1981.- С.62−79.
  91. И.А., Цапко Е. Е. Теория и практика воспитания: про• блемы и перспективы //Педагогика. -1991.-№ 8.-С.З-11.
  92. Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. науч. трудов. Волгоград: ВПИ, 1985. — 202 с.
  93. Г. И., Горовая В. И. История педагогического процесса: курс лекций. — Ставрополь.: Изд-во СГУ, 1997. 136 с.
  94. Ю.С., Розин В. В. Основные направления и задачи военно-патриотического воспитания студентов в педагогических институтах // Военно-патриотическое воспитание студентов в педагогических институтах. -М., 1979.-С. 4−19.
  95. Новые технологии в обучении // Вестник высшей школы. — 1998. — № 8.-С. 34−38.
  96. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина, А. П. Горкина, A.A. Гусева, Н. М. Ланда и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  97. О совершенствовании системы воспитательной работы в ВС РФ щ (приказ Министра Обороны РФ от 3 июля 1995 года № 235).
  98. С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1978. — С. 453.
  99. Ш. Околелов О. П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 45−50.
  100. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н. В. Кузьминой. — JL: Щ ЛГУ, 1972.-311 с.
  101. Основы подготовки к военной службе: Метод, материалы и документы. М.: Просвещение, 2003. — 190 с.
  102. Основы учебного процесса высшего военно-учебного заведения / Под общ. ред. А. И. Аверьянова. — М.: Издание академии, 1977. — 138 с.
  103. С.И. Жить — Родине служить // Педагогика. — 2001. — № 2 # -С. 3−8.
  104. Патриотизм // БСЭ. 3-е изд. — М., 1975. — Т. 19. — С. 258.
  105. Патриотизм // Краткий политический словарь / Под ред. В.П. Аба-ренкова, Г. Е. Абовой, А. Г. Аверкина и др. — 6-е изд. -М., 1989. — С. 411−412.
  106. Патриотизм // Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. Бородулина В. И., А. П. Горкина, A.A. Гусева, Н. М. Ланда и др.-М., 2003.-С. 544.
  107. Патриотизм // Педагогический энциклопедический словарь под ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002. — С. 185.
  108. Патриотизм // Политология: энциклопедический словарь / Под ред. Ю. И. Аверьянова. М., 1993. — С.247.
  109. Патриотизм // Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. А. П. Горкина. -М., 1999. Т.2. — С.109−110.
  110. Патриотизм // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. М., 1967. — Т. 10. — С. 926−929.
  111. Патриотизм // Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, В. Г. Панова. М., 1983. — С. 484.
  112. Патриотизм // Энциклопедический словарь / Под ред. Б. А. Введенского. М., 1954. — Т.2. — С. 616.
  113. Патриотизм // Философская энциклопедия / Под ред. Ф. В. Константинова. М., 1967. — Т.4. — С.224.
  114. Н.И., Тупталов Ю. Б. Философия образования для XXI века.-М., 1992.-208 с.
  115. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 602 с.
  116. Педагогика и психология высшей школы. (Серия «Учебники, учебные пособия»). Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544 с.
  117. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002.
  118. В.А. Некоторые проблемы ценностных ориентаций военной молодежи // Социс. 1995. — № 12- С. 32−35.
  119. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 1993. 88 с.
  120. Р., Дулина Н., Токарев О. О главной цели образования // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 40−46.
  121. Подготовка к военной службе в системе образования. Материалы Агентства «Военинформ» // ОБЖ. 2003. — № 4. — С. 23−25.
  122. Политология: энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И.
  123. Аверьянов. М.: PUBLISHERS, 1993.
  124. Ф 138. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. №. 122 г.
  125. Москва «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы» // Основы безопасности жизни.-2001.-№ 7.-С. 12−17.
  126. Р.С. Чувство Родины // Педагогический факультет. -1987.-№ 12.-С. 22−28.щ 140. Проблемы воспитательной работы со студенческой молодежью.
  127. Екатеринбург: УрГПУ, 1997. 96 с.
  128. Программа мероприятий по патриотическому воспитанию детей и молодежи в Ставропольском крае на 1999−2000 годы // Молодежь Ставрополья: Ежеквартальный вестник. — 2000. № 12. — С. 4−11.
  129. Программа подготовки офицеров запаса из числа студентов высших учебных заведений. М.: Военное изд-во, 1989. — 88 с.
  130. Программа подготовки офицеров запаса из числа студентов высших учебных заведений. М.: Военное изд-во, 1992. — 92 с.
  131. Программа подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при высших учебных заведениях во военно-учетной специальности 21 000 — Боевое применение мотострелковых подразделений, частей и соединений. — М., 2002.
  132. Проект концепции Государственной программы патриотического воспитания // Молодежь России. — 1993. № 3. — С. 10−19.
  133. Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса: Сб. статей / Под ред. JI.B. Комаровской. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. 222 с.
  134. Г. Будущие защитники Отечества. Роль детско-юношеской организации в военно-патриотическом воспитании // Основы безопасности жизни. 2001. — № 12. — С. 50−51.
  135. А. Школа военно-патриотической ориентации — школа для настоящих мужчин // Народное образование. 2001. — № 4. — С. 102−106.
  136. Реформирование образования в документах и комментариях. Вып. 4. Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. Реформирование образования. М., 2001.-136 с.
  137. В.В. О развитии комплексных форм военно-патриотического воспитания студентов в педагогических институтах // Военно-патриотическое воспитание студентов в педагогических институтах: Сб. науч. трудов. М., 1981. — С.3−5.
  138. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с. — Т. 2. -608 с.-Т. 2. Н-Я.
  139. Российский вуз: в центре внимания — личность. (Проблемы воспитания): Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция: Тезисы докладов: В 4-х т. Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 1999.
  140. С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1998. -688 с.
  141. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 29−37.
  142. . Встать в строй! // Высшее образование в России. — 1996. -№ 1.- С. 105−109.
  143. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  144. Т. Психодиагностика личностных качеств военнослужащих: Информац.-метод. сборник. -М.: ЦВСППИ, 1993, № 2 (5).
  145. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 270 с.
  146. Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. Т. 10. -М.: Советская энциклопедия, 1967.
  147. Современное состояние и перспективы развивающего обучения. -Красноярск, 1990. 240 с.
  148. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / Под ред. Т. Н. Кухтевич и В. М. Прокопенко. М.: Изд-во МГУ, 1992.-128 с.
  149. Ю.Ф. Ратная слава отечества (военная история России IX—XVII вв.). М.: «РАУ-Университет», 1999. — 239 с.
  150. В. Военные реформы в России // Основы безопасности жизни. 2003. — № 9. — С. 17−20.
  151. Г. М. Физическая культура в образовательном процессе вуза: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. — 222 с.
  152. Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.-168 с.
  153. С.С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века // Социологические исследования. 2003. — № 12. — С. 50−61.
  154. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. М., 1990.
  155. Социально-педагогические проблемы гражданственности. История и современность / Под ред. A.B. Беляева. Ставрополь.: СГУ, 1996. — 275 с.
  156. Студент на пороге XXI века: Сб. ст. М.: Ун-т дружбы народов, 1990.-149 с.
  157. В.А. Как воспитать настоящего человека. Советы воспитателям-Минск: «Народная Асвета», 1978. -288 с.
  158. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. — 272 с.
  159. Ю.В. Микросреда и личность. Философские и социальные аспекты. М.: Педагогика, 1974. — 202 с.
  160. Ю.И. Социокультурные аспекты военного образования. -Саратов: СВВКИУ, 1996. 147 с.
  161. Теория и практика воспитания: проблемы и перспективы // Педагогика. 1991.-№ 8.-С. 8−11.
  162. К.Д. Человек как предмет воспитания // Ушинский К. Д. Собрание соч. Т.9. 4.2. М.: Просвещение, 1950. — 628 с.
  163. В.Ф. Военно-патриотическое воспитание школьников. -М.: Просвещение, 1981. — 129 с.
  164. Р. О современной технологии обучения // Aima mater. -1993.-№ 3.-С. 29−30.
  165. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». -M., 1998.
  166. Ф 180. Федеральный закон «Об обороне». М., 1996.
  167. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.-М., 1995.-344 с.
  168. Г. Через годы, через поколения. Военно-патриотическое # воспитание в кадетском корпусе // Народное образование. 2001. — № 4.1. С. 106−112.
  169. В.А. Станет ли религия духовным пастырем Российского солдата? // Социс.-1993. № 12. — С. 83−88.
  170. В.В. Военное образование: бюрократический и государственный подходы // Военная мысль. — 2004. № 1. — С. 44−47.
  171. Е.Е. Об основных направлениях развития воспитания в ф системе образования // Воспитание школьников. 2000. — № 1. — С. 2−6.
  172. М. Ура! Мы ломим- гнуться шведы // Основы безопасности жизни. 2002. — № 7. — С. 42−44.
  173. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 21−29.
  174. B.C. Военно-патриотическое воспитание учащейся Manege дежи. М.: ДОСААФ, 1985. — 94 с.
  175. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.-318 с.
  176. В.Д. Философия образования и образовательные политики. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста, 1993.-181 с.
  177. В.А. Высшее образование в системе культуры. — Ставрополь: СГУ, 1996. 68 с.
  178. В.А. Высшее образование в социокультурном аспекте. -М.: Высшая школа, 1996. 220 с.
  179. В.А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития. Ставрополь: СГУ, 1996. — 76 с.
  180. Р.Ф., Карева М. Н. и др. Реформа высшей школы России: оценки и надежды вузовской общественности // Высшая школа России: научные исследования и передовой опыт: Информационно-аналитический сборник. Вып. 1.-М.: НИИВО, 1993. С. 1−22.
  181. Р. Былая слава с нынешнею рядом // Основы безопасности жизни.- 2002. -№ 12. С. 27−29.
  182. В.А. Моделирование и философия. -JI.: Наука, 1966.
  183. М.И. Моделирование в профессиональном обучении // Специалист. 1999. — № 8. — С. 8−11.
  184. C.B. Зеркало общественной нравственности // Социс- 1993. -№ 12.-С.47−49.
  185. C.B. Факторы национальной напряженности в армейской среде. Сегодня служба не в почете // Социс. 1993. — № 12. — С. 44−47.
  186. JI.H. Психодиагностика личности студента и организация процесса обучения // Вестник Харьковского университета. 1986. — С. 8−10.
Заполнить форму текущей работой