Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Слушание классических музыкальных произведений как средство развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы сделать общение детей с музыкой радостным и увлекательным нужно взыскательно подходить к подбору музыкального репертуара для слушания. Эта музыка должна привлекать детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности, педагог особое внимание должен уделять отбору материала для работы с детьми — музыки для… Читать ещё >

Слушание классических музыкальных произведений как средство развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие художественного восприятия детей осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности, поэтому подбор музыкального репертуара для слушания музыки имеет важное значение. Репертуар, изучаемый детьми, в большой степени определяется содержанием музыкального образования. Содержание образования в соответствии с ФГОС — это не только знания, умения и навыки, которыми овладевают дети. Оно должно обеспечить выполнение задач воспитания и развития ребенка в комплексе. В дошкольном учреждении дети должны не только обучаться практическим музыкальным умениям, в том числе и слушанию музыки, но и получать необходимые знания о музыке, интересные сведения о жизни и творчестве выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а также наиболее ярких особенностях музыкальных произведений, предлагаемых дошкольникам для слушания. Одному из важных направлений в развитии музыкального восприятия связана с приобщением детей к классической музыке [1].

Дети имеют интуитивное чувство музыки. Это заключается в положительном реагировании ребенка на ее звучание уже с раннего возраста. Очень рано они начинают воспринимать классическую музыку.

Классика (от лат. classikus — «образцовый») — образцовые классические произведения, золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов прошлых столетий. Классическая музыка гармонически сочетает в себе правдивое и эмоциональное содержание с совершенством формы, величайшее мастерство с простотой и доступностью. Она охватывает не только профессиональное творчество композиторов-классиков, но и образцовые произведения народного творчества [2].

Развивая музыкальное искусство, передовые композиторы отражают, творчески развивают и обогащают музыкальные традиции своих предшественников. К примеру, в выдающихся творениях величайшего в истории западноевропейской, музыки композитора-симфониста Л. Ван Бетховена ощутима преемственность симфонических принципов Й. Гайдна и В. Л. Моцарта. А в ранних бетховенских симфониях чувствуются интонации, характерные для венской музыки XVIII века [2].

Традиции основоположника русской классической музыки М. И. Глинки нашли свое продолжение не только у композиторов «Могучей кучки», но и в творчестве их современника — П. И. Чайковского.

Творчество Д. Д. Шостаковича в большой мере связано с традициями русской классики, к которым, прежде всего, можно отнести пристальный интерес к своей эпохе, человеческой личности, а эти черты были во многом присущи корифеям русской музыкальной культуру XIX века: П. И. Чайковскому и М. П. Мусоргскому [2].

Для формирования хорошего музыкального вкуса ребенка очень важно создать систему развития познавательного интереса и любви к музыкальной классике. Ведь классическая музыка поистине является эталоном Красоты, Гармонии и Совершенства. Именно поэтому приобщение детей к классической музыке должно быть ведущим направлением их музыкального развития.

В Программе воспитания в детском саду под ред. М. А. Васильевой предлагается следующий музыкальный репертуар для слушания музыки в старшей группе детского сада:

  • 1 квартал — «Походный марш» Д. Кабалевского, «Колыбельная» Н. Римского-Корсакова, «Чудо» Е. Тиличеевой, «Танец» В. Блага;
  • 2 квартал — «Марш» Д. Шостаковича, «Дедушкин рассказ» Н. Любарского, «Гусята» немецкая народная мелодия, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Песенка о маме» С. Разорёнова;
  • 3 квартал — «Вырастает город» Е. Тиличеевой, «Смелый наездник» Р. Шумана, «Вальс» Д. Кабалевского, «Мотылёк» С. Майкапара;
  • 4 квартал — «Три синички» чешская народная песня, «Кукушка» М. Красева, «Месяц над лугами» С. Прокофьева, «Шарманка» Д. Шостаковича.

Это музыкальные произведения:

  • — небольшие по объему, время их звучания не должно превышать 5−8 минут, что связано с особенностями детского внимания (отвлекаемость, плохое сосредоточение) и недостаточностью развития произвольных процессов;
  • — с ярко выраженными средствами музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
  • — разнообразные по стилям и жанрам.

Целостное восприятие произведения остается одним из основных методов работы: это дает возможность педагогу учить детей дифференцированному восприятию музыки, то есть показывать, как постепенно развивается музыкально — художественный образ и каким его видел композитор в процессе творчества. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, произведение для слушания музыки «Пляска птиц», музыка Н. Римского — Корсакова, может сопровождаться творческим заданием — изобразить танец птиц и передать радость прилета в родные края.

В работе с детьми в основном используется программная инструментальная музыка — то есть снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения. Так же дети слушают и непрограммную музыку, выражающую только определенное настроение. В основном это произведения для упражнений, несюжетных игр, плясок, которые дети в дальнейшем будут исполнять, или колыбельные мелодии, танцевальные пьесы, которые дети хорошо воспринимают, но воплощать в движении не будут [7] .

Итак, репертуар определяет содержание работы с детьми по восприятию музыкальных произведений — это существенная часть работы. Яркость, и впечатляющая сила музыкального звучания углубляют содержание музыкального образа произведения. Поэтому так сильно воздействует музыка на чувство любви к родной стране, ее природе, возбуждает интерес к жизни других народов [10].

Значительную художественную ценность представляет музыка русских классиков, написанная специально для детей. Большинство таких произведений близки дошкольникам по тематике, музыкально — образному строю. В них переданы картины детской жизни, веселых игр — «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Игра в лошадки»; сказочные сюжеты «Нянина сказка», «Баба Яга»; танцевальная музыка — «Вальс», «Полька»; поэтические картины природы в пьесе «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Интересны и разнообразны классические пьесы танцевального жанра: «Детская полька» М. Глинки, отрывок из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, фрагмент их оперы Н. Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Колыбельная», «Море» и др.), «Полька» С. Рахманинов, «Галоп» А. Глазунова и др. Из произведений западных классиков в программный репертуар вошли «Птичка» Э. Грига, «Смелый наездник» Р. Шумана, марши Ф Шуберта и ряд других.

Произведения, предназначенные для слушания детям старшего дошкольного возраста, отражают разнообразную гамму чувств, настроений, многочисленные, но доступные детскому восприятия события и явления окружающей действительности. Словесные приёмы становятся более развёрнутыми, способствующими углубленному восприятию музыкальных произведений. Широко используется жизненный опыт детей, новые произведения ассоциируются с уже знакомыми. В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям постепенно повышаются. Помимо исполнения всего музыкального произведения, можно, проигрывать наиболее характерные отрывки из него, но, ни в коем случае не на первом занятие.

Процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд, в связи, с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Это позволяет ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребенка, а педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника.

Музыкально-эстетические воспитание детей будет значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить их как с высокими образцами музыкальной классики, так и с народным музыкальным искусством. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка [15].

Чтобы сделать общение детей с музыкой радостным и увлекательным нужно взыскательно подходить к подбору музыкального репертуара для слушания. Эта музыка должна привлекать детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности, педагог особое внимание должен уделять отбору материала для работы с детьми — музыки для слушания. Индивидуальная работа через игру, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности. Только при таком условии может достигаться максимальный педагогический эффект в развитии художественного восприятия детей [19].

Итак, для успешного развития художественного восприятия дошкольников первостепенное значение имеет музыкальный репертуар. В настоящее время назрела острая потребность в его обновлении, разработке новых педагогических методик и технологий развития художественного восприятия, опирающихся на достижения современной музыкальной психологии и музыкознания.

Выводы по первой главе В результате вышесказанного можно сделать следующие вывод, что эстетическое воспитание как обязательное условие развития художественного восприятия; сравнение содержания понятий «восприятие» и «художественное восприятие» обнаруживает следующие важные для нашего исследования момент: художественное восприятие, также как и восприятие в целом — это особый познавательный процесс, а точнее процесс познания того или иного произведения искусства, разворачивающийся в реальном времени и при непосредственном взаимодействии субъекта с артефактом; продуктом данного процесса выступает художественный образ или субъективный «вторичный образ», который может совпадать или не совпадать с образом и идеей задуманными автором. Данное обстоятельство важно для педагогики художественного образования тем, что требует мотивированного и научно обоснованного выбора форм обучения и их особой организации, а также знания научно обоснованных методов организации восприятия произведений искусств, в соответствии с их спецификой (временной, пространственной, пространственно-временной).

Самый распространенный вид музыкально — художественной деятельности — слушание музыки. В процессе прослушивания музыкального произведения осуществляется его музыкально — художественное восприятие. Художественное восприятие как разновидность музыкального — не просто отражение художественного произведения в сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего с автором произведения.

Для лучшего развития художественного восприятия дошкольников главное значение имеет музыкальный репертуар. В настоящее время существует потребность в его обновлении, разработке новых педагогических методик и технологий развития художественного восприятия, опирающихся на достижения современной музыкальной психологии и музыкознания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой