Режимы жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения
Логика перевода ДОУ в режим развития связывается с реализацией основных функций управления анализа, планирования, организации, контроля и регулирования процесса трансформации. Существует два основных режима деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ниже приводятся основные характеристики каждого типа и их отличительные особенности. Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ… Читать ещё >
Режимы жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Существует два основных режима деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ниже приводятся основные характеристики каждого типа и их отличительные особенности.
Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.
Деятельность ДОУ в режиме функционирования — процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.
Определить характер жизнедеятельности конкретного учреждения с опорой на основные показатели режимов развития и функционирования, следующие условия:
Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ инновационный потенциал и климат коллектива, а также баланс интересов всех участников инновационной деятельности;
характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность;
показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость;
качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.
Условия развития ДОУ и источники идей развития:
четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;
наличие концепции развития;
наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно-методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;
благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;
предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;
выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности;
использование образовательного потенциала социума;
расширение внешних связей, открытость ДОУ;
организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;
изучение и использование позитивного опыта других ДОУ, создание банка инноваций.
Логика перевода ДОУ в режим развития связывается с реализацией основных функций управления анализа, планирования, организации, контроля и регулирования процесса трансформации [25].
Развернутый анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения по выделенным показателям позволяет представить совокупность взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня его развития. В их основе лежит понимание того, что выделенные этапы и уровни развития учреждения в целом и его отдельных пространств детерминированы единой логикой развития субъектов.
«Таблица 2 — Система взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня развития дошкольного образовательного учреждения».
«Таблица 3-Ориентиры для оценивания».
Следует обратить внимание на возможность фиксации актуального и потенциального развития учреждения с опорой на предложенные критерии. Логика определения выделенных уровней развития укладывается в схему описания фактического и идеального состояния ДОУ, а также системы шагов по переводу учреждения в желаемое состояние путем определения достижимого уровня развития ДОУ на имеющейся базе, с привлечением внешних ресурсов модернизации.
Использование подобного алгоритма позволяет выявлять проблемные поля в функционировании и развитии дошкольного образовательного учреждения, планировать систему действий и организовывать работу по преодолению выявленных противоречий, определять промежуточные и итоговые результаты подобной деятельности, своевременно корректировать недостатки, а также прогнозировать дальнейшие линии развития ДОУ.
Существенное условие для эффективной реализации формата заключается в максимальном привлечении или делегировании инициативы педагогическому коллективу. По сути, консультантом или руководителем проекта вырабатывается максимальное количество идей на основе той информации о состоянии дошкольного учреждения, которая была собрана на аналитико-диагностическом этапе деятельности.