Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование конкурентоспособности учащихся в условиях социально-профессиональной среды профессиональных училищ и лицеев

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основная функция начального профессионального образования в общей структуре профессионального образования — «формирование особого социально-интегративного типа работника, являющегося субъектом социально-профессиональной деятельности» (А.П.Беляева, 1999 г.). Становление такого работника происходит в социальной макросреде, включающей в себя все общественные условия жизнедеятельности человека… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-профессиональная среда и конкурентоспособность ^ учащихся профессиональных училищ и лицеев: содержание и проблемы взаимосвязи
    • 1. 1. Понятие «конкурентоспособность» и ее особенности в период перехода к рыночным отношениям
    • 1. 2. Сущность и структура социально-профессиональной среды
    • 1. 3. Теоретические проблемы взаимосвязи социально-профессиональной среды и конкурентоспособности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Анализ влияния социально-профессиональной среды на формирование конкурентоспособности учащихся профессиональных училищ и лицеев
    • 2. 1. Методические аспекты изучения влияния социально-профессиональной среды на конкурентоспособность учащихся
    • 2. 2. Экспериментальный анализ воздействия основных микроструктур социально-профессиональной среды на показатели потенциальной конкурентоспособности учащихся
  • Выводы по второй главе. ф
  • Глава 3. Моделирование влияния социально-профессиональной среды на потенциальную конкурентоспособность учащихся
    • 3. 1. Модель формирования потенциальной конкурентоспособности учащихся в социально-профессиональной среде
    • 3. 2. Социально-педагогические перспективы формирования конкурентоспособности учащихся профессиональных училищ и лицеев
  • Выводы по третьей главе

Формирование конкурентоспособности учащихся в условиях социально-профессиональной среды профессиональных училищ и лицеев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях трудоизбыточной экономики, появления новых типов предприятий с различными видами собственности (совместных, частных, акционерных обществ и т. п.) и возникновения слоя безработных объективно появляется проблема формирования нового типа работника, конкурентоспособного на рынке труда. Чтобы разрешить эту проблему, необходим новый подход к решению задач профессионального становления молодежи. Особенно это актуально для системы начального профессионального образования, в которой получает свою первую профессию основная часть будущих квалифицированных рабочих и специалистов. Цели профессионального образования различны для разных этапов социально-экономического развития страны. Основной целью начального профессионального образования и воспитания в период перехода к рыночным отношениям является формирование у учащихся обобщенных социально-профессиональных качеств, одинаково необходимых будущему рабочему и инженеру, врачу и ученому, артисту и защитнику Отечества и т. д. При этом полученную в учреждениях начального профессионального образования профессию целесообразно считать базовой, дающей общие профессиональные знания, умения, навыки и установки и одновременно — резервной. В профессиональных учебных заведениях необходимо воспитывать конкурентоспособного, профессионально мобильного работника, независимо от того, будет ли он работать по полученной в учебном заведении специальности или по другой, продолжит ли он свое образование или нет.

Понятие конкурентоспособности является новым для современной отечественной педагогики. Исследования, в которых затрагиваются вопросы конкурентоспособности, посвящены, в основном, проблемам профессионально-ценностных ориентаций, занятости и безработицы на рынке труда (С.Г.Вершловский, М. Е. Дуранов, А. А. Никифорова, В. А. Павленко, М. Х. Титма, В.Н.Шубкин). Однако для педагогической практики в профессиональной школе актуально выявление социально-педагогической сущности понятия будущей (потенциальной) конкурентоспособности учащихся и анализ факторов, влияющих на формирование этого важнейшего качества современного работника.

Одновременно с процессом формирования конкурентоспособности идет и становление профессиональных ценностей учащихся. Профессиональные ценности входят в процесс формирования конкурентоспособности как определенный динамичный структурный компонент, но в то же время целенаправленное формирование конкурентоспособности оказывает непосредственное влияние на становление и развитие профессиональных ценностей. Современному молодому человеку, вступающему в трудовую жизнь, нужно кроме владения базовой профессией, иметь и возможность её сменить, оперативно реагировать на рыночный спрос, перейти в другой социальный статус, то есть быть высококонкурентоспособным и иметь соответствующие интегративные профессиональные ценности.

Основная функция начального профессионального образования в общей структуре профессионального образования — «формирование особого социально-интегративного типа работника, являющегося субъектом социально-профессиональной деятельности» (А.П.Беляева, 1999 г.). Становление такого работника происходит в социальной макросреде, включающей в себя все общественные условия жизнедеятельности человека: производственно-трудовые, учебно-воспитательные, культурно-просветительские, общественно-политические, семейно-бытовые и т. д. Но основное влияние на социализацию и профессионализацию учащихся, как показывают социально-педагогические исследования и практический опыт, оказывает социально-профессиональная среда, непосредственно окружающая учащихся системы начального профессионального образования. Категория «социально-профессиональная среда» предполагает существование определенного объективного окружения и социальных условий по отношению к определенному социальному субъекту. Поэтому конкретное содержание социальнопрофессиональной среды для каждого субъекта будет различным, но ее структура может совпадать. Для учащегося профессионального училища или лицея это: 1) учебно-профессиональная среда (училище или лицей, учебно-производственная база) — 2) семейная среда (родительская или собственная семья, родственники) — 3) досуговая среда. Все эти микросреды действуют одновременно, взаимообусловленно, независимо от личности учащегося и являются подсистемами систем более высокого уровня (город, регион, государство). В большинстве научных исследований современных философов, экономистов, социологов и психологов (Л.И.Божович, В. Г. Виноградов, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. П. Петровский, В. И. Слободчиков, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов и др.) анализируется структура социальной среды и ее общие функции, влияющие на отдельные стороны жизнедеятельности человека. Остается практически не исследованной конкретная социально-профессиональная среда учащихся начального профессионального образования и ее влияние на формирование нового экономического сознания, на социально-трудовые ориентации подростков и в конечном итоге на конкурентоспособность выпускников профессиональных училищ и лицеев на современном рынке труда.

Ограниченность рабочих мест в экономике (структурная безработица) рождает реальный рынок труда и высокую конкурентоспособность этих рабочих мест. Основное противоречие заключается между жесткими законами рыночной экономики, требующими от выпускников профессиональных училищ и лицеев эффективной конкурентоспособности и практически не разработанностью факторов и качеств конкурентоспособности личности, вступающей в трудоспособный возраст. Это противоречие и является движущей силой процесса формирования конкурентоспособности учащейся молодежи. Проблема состоит в выявлении основных факторов социально-профессиональной среды, оказывающих социально-педагогическое влияние на формирование качеств и ценностей личности учащегося, способствующих успешной конкуренции на рынке труда выпускников профессиональных училищ и лицеев, что и обусловило тему диссертационного исследования: «Формирование конкурентоспособности учащихся в условиях социально-профессиональной среды профессиональных училищ и лицеев».

Цель исследования — разработать модель формирования потенциальной конкурентоспособности учащихся в социально-профессиональной среде на основе взаимодействия микросред и корректирующего социально-педагогического воздействия.

Объект исследования — социально-профессиональная среда непосредственно и ежедневно окружающая учащихся профессиональных училищ и лицеев.

Предмет исследования — объективный процесс формирования конкурентоспособности у учащихся профессиональных училищ и лицеев в условиях социально-профессиональной среды.

Гипотеза исследования. Процесс формирования высокой конкурентоспособности будущих специалистов-выпускников профессиональных училищ и лицеев будет эффективным, если:

— определена социально-педагогическая сущность понятия «потенциальная конкурентоспособность учащихся»,.

— научно обоснована структура социально-профессиональной среды учащихся в системе начального профессионального образования,.

— проанализированы экспериментальные данные воздействия факторов социально-профессиональной среды на формирование конкретных личностных качеств и профессиональных ценностей потенциальной конкурентоспособности учащихся,.

— разработан процесс корректирующего социально-педагогического воздействия социально-профессиональной среды на формирование конкурентоспособности специалистов-выпускников профессиональных училищ и лицеев.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи исследования:

— дать научное определение социально-педагогической сущности понятия «потенциальная конкурентоспособность учащихся» и разработать ее показатели;

— выявить и научно обосновать структуру современной социально-профессиональной среды учащихся, определить ее место в социальной макросреде и динамику изменения функций отдельных микросред в социально-профессиональном становлении учащихся;

— разработать методику сбора, обработки и анализа экспериментальных материалов по изучению влияния социально-профессиональной среды на формирование конкурентоспособности учащихся;

— проанализировать динамику воздействия факторов микросред на формирование положительных качеств и профессиональных ценностей личности учащегося, способствующих будущей успешной конкурентоспособности выпускников на рынке труда;

— разработать социально-педагогическую модель формирования потенциальной конкурентоспособности учащихся в социально-профессиональной среде на основе взаимодействия микросред и корректирующего социально-педагогического воздействия.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы используются следующие методы исследования;

1) теоретические — анализ и синтез философских, социологических, педагогических, социально-педагогических источников (современных положений, концепций и теорий) — междисциплинарный (интегративный) подход к изучаемому предмету (комплексные педагогические, социологические, социально-психологические приемы и методы) — методы сравнительной классификации, интеграции, дифференциации и обобщенияпрогнозирование, моделирование систем и процессов;

2) эмпирические — наблюдение, интервьюирование, опросы (анкетные, письменные), телефонное собеседование, контент-анализ, лонгиподные и мониторинговые методы;

3) количественные методы обработки информации — статистическая обработка, методы группировок, кодировок эмпирического материала, индика-торно-индексные методы.

Методолого-теоретическими основами исследования являются:

— основы теории профессиональной педагогикитеория системного, личностно-деятельностного, интегративно-модульного подхода к изучению педагогических явлениймеждисциплинарные концепции внутренних закономерностей системы профессионального образования в условиях рыночной экономики (П.Р.Аутов, С. Я. Батышев, А. П. Беляева, В. В. Давыдов, Н. И. Думченко, Н. Ф. Золотухина, Г. И. Лукин, Н. Д. Никандров, С. А. Шапоринский, А. Е. Шильникова и др.) — идея полиотеоретического и социально-педагогического подходов к профессиональному образованию, выдвинутая и реализованная учеными Института профтехобразования РАО под научным руководством академика А. П. Беляевой;

— социологические и социально-психологические теории педагогики молодежи (Б.Г.Ананьев, Н. Ф. Гейжан, В. Я. Ельмеев, А. И. Ковалева, В. Т. Лисовский, В. А. Луков, Д. Б. Парыгин, А. И. Субетто, Т. Ж. Тощенко, В. Д. Шадриков, В. А. Ядов и др.);

— концепции прогностики и педагогического проектирования (Н.Е.Астафьева, А. П. Беляева, Б. С. Гершунский, М. В. Кларин и др.).

Экспериментально-информационную базу исследования составили: материалы, полученные в ходе проведения мониторинговых и лонгиподных опросов учащихся системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 1993;2001 гг. (профессиональные училища и лицеи №№ 5, 6, 8, 13, 30, 50, 68, 90, опрошено 1040 чел.), Ленинградской области в 2001 г. (Профессиональное училище № 49, опрошено 200 чел.) — данные опроса педагогических работников, директоров, зам. директоров профессиональных училищ и лицеев Санкт-Петербурга в 2002 г. — опрошено 150 чел., из 37 училищ и лицееврезультаты опросов безработных в Адмиралтейском, Выборгском, Калининском, Невском, Петроградском районных Центрах занятости и на Молодежной бирже труда Санкт-Петербурга (690 чел.) — результаты телефонного опроса населения Санкт-Петербурга по случайной выборке (450 респондентов) — данные опроса работников Ленэнерго (650 чел.) — данные сравнительного контент-анализа сочинений учащихся Ижорского профессионально-политехнического лицея и реальной школы в 2002 г. (40 чел.) — а также результаты вторичного анализа опросов учащихся ПТО в 1990 и 1992 годах (1030 анкет). Всего опрошено в 1990;2002 гг. — 4250 чел. по 19 профессиям основных отраслей экономики г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Этапы исследования (2001 — 2005 гг.).

Первый этап (2001;2002 гг.). Анализ современных философских, педагогических, психологических, социологических источников по проблемам исследованиявыбор и уточнение для темы исследования основных понятий и категорий, определение их логических и функциональных взаимосвязейобработка и первичный анализ результатов социологического опроса учащихся 2001 г., вторичный анализ динамики эмпирических показателей опросов 1994, 1996, 1998 и 2001 гг. по теме исследованияразработка классификации показателей конкурентоспособности, определение сущности понятия «потенциальная конкурентоспособность учащихся" — определение сущности и структуры социально-профессиональной среды учащихся, ее системных и энергоинформационных компонентоввыявление теоретических проблем функциональной взаимосвязи социально-профессиональной среды и конкурентоспособности учащихся через промежуточные процессы формирования нового экономического сознания и социально-трудовых ориентаций учащихся профессиональных училищ и лицеев.

Второй этап (2002;2003 гг.). Разработка методических аспектов изучения влияния социально-профессиональной среды на конкурентоспособность учащихся, выбор основных показателей взаимосвязи этих категорийвыбор методического инструментария и его адаптация для задач исследованияанализ методов исследования, применяемых в смежных научных дисциплинах, и изучение возможностей их использования в данном исследованииэмпирический анализ влияния основных элементов социально-профессиональной среды на формирование конкурентоспособности специалистов в учреждениях начального профессионального образованияопределение степени влияния (положительного или отрицательного) отдельных факторов социально-профессиональной среды на уровень потенциальной конкурентоспособности учащихся.

Третий этап (2003;2005 гг.). Обобщение результатов теоретического и эмпирического исследования, выявление основных факторов социально-профессиональной среды, имеющих наибольшее влияние на процессы социализации и профессионализации учащихся и на формирование их потенциальной конкурентоспособности. Построение модели формирования потенциальной конкурентоспособности учащихся в социально-профессиональной среде на основе взаимодействия микросред и корректирующего социально-педагогического воздействия.

Анализ динамики эмпирических показателей исследования, выявление основных факторов влияния социально-профессиональной среды на конкурентоспособность, которые целесообразно прогнозировать.

Формирование выводов и оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— впервые в профессиональной педагогике введено понятие «потенциальная конкурентоспособность учащихся» и научно обоснована его социально-педагогическая сущность;

— введено понятие «социально-профессиональная среда учащегося», проанализирована его теоретическая сущность с точки зрения влияния на формирование качеств потенциальной конкурентоспособности учащихся и выявлена её структура;

— разработана методика социально-педагогического мониторинга процесса социально-профессионального становления личности учащегося;

— впервые разработана методика определения системы факторов социально-профессиональной среды, оказывающих положительное влияние на показатель потенциальной конкурентоспособности (факторы-катализаторы), отрицательное (факторы-ингибиторы) и практически не оказывающие влияния (нейтральные факторы);

— разработана модель формирования конкурентоспособности учащихся в социально-профессиональной среде на основе взаимодействия микросред и корректирующего социально-педагогического воздействия.

Теоретическая значимость исследования:

— разработана и теоретически обоснована пространственно-временная структура жизненного пути индивида и определено место в нём учащегося профессиональных училищ и лицеевразработана научная классификация современных социально-педагогических факторов формирования конкурентоспособного специалиста в системе начального профессионального образования;

— на основе результатов многолетнего социально-педагогического мониторинга разработана научная классификация современных социально-трудовых ориентаций учащихся профессиональных училищ и лицеев;

— выявлена схема энергоинформационного обмена между индивидом и социальной средой и проанализированы особенности циркуляции в ней социальной энергии (информации);

— личностно-деятельностный подход позволил выявить, что системообразующим фактором влияния социально-профессиональной среды на потенциальную конкурентоспособность учащихся является ролевая деятельность учащихся.

Практическая значимость исследования:

— методика социально-педагогического мониторинга, апробированная в течение десяти лет, может быть использована другими субъектами системы начального и среднего профессионального образования для исследования современных социально-педагогических процессов в училищах, лицеях, колледжах и техникумах;

— впервые в педагогической практике разработанная нами «Модель» позволяет педагогическим работникам определить набор конкретных личных качеств и профессиональных ценностей, которые необходимо воспитывать у учащихся первых курсов для формирования их потенциальной конкурентоспособности в ближайшие 3−4 года (время обучения в учебном заведении);

— «Модель» может быть использована для моделирования влияния социально-профессиональной среды на другие социально-педагогические процессы: социокультурное развитие учащихся, формирование профессиональных ценностей и т. д.

На защиту выносится:

1. Определение нового понятия потенциальной конкурентоспособности учащихся, ее интегральный показатель и комплекс личностных качеств и профессиональных ценностей, необходимых для формирования потенциально конкурентоспособной личности в условиях рынка труда.

2. Структура и содержание современной социально-профессиональной среды учащихся, ее место в социальной макроструктуре и влияние отдельных ее факторов на процесс формирования потенциальной конкурентоспособности (факторы — катализаторы, факторы — ингибиторы и нейтральные факторы).

3. Новые элементы методики социально-педагогического мониторинга для изучения процессов влияния отдельных микросред на потенциальную конкурентоспособность учащихся.

4. Модель формирования конкурентоспособности учащихся в социально-профессиональной среде на основе взаимодействия микросред и корректирующего социально-педагогического воздействия.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: реализацией системного, личностно-деятельностного, интегративно-модульного и других современных подходов в социально-педагогических исследованияопорой на достижения педагогический, социологической, психологической, культурологической наук, соответствующие эффективному анализу существующей социально-экономической и профессионально-педагогической ситуацииадекватностью методов исследования — поставленной цели и задачам. Достоверность основной эмпирической методики исследования — социально-педагогического мониторинга — обеспечивалась репрезентативностью социологической выборки опросов (по пяти критериальным показателям) и повторяемостью опросов в одних и тех же учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Результаты работы отражены в 12-ти публикациях, докладывались и получили одобрение на 12-ти научно-практических конференциях: «Система многоуровневого профессионального образования: методология, теория, опыт, проблемы» (СПб, октябрь 1996 г.), «Образованная Россия: специалист XXI века» (СПб, октябрь 1997 г.), «Теория и практика образовательных процессов в профессиональной школе» (СПб, март 1999 г.), «Реформирование системы начального профессионального образования» (СПб, январь 2000 г.), «Личность, образование и общество в России начала XXI века» (СПб, май 2001 г.), «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (СПб, март 2002 г.), «Актуальные проблемы развития высшей школы» (СПб, апрель 2002 г.), «Теория и практика модернизации отечественного образования» (СПб, ноябрь 2002 г.), «Десятилетие северо-западного отделения РАО: результаты работы и перспективы развития» (СПб, ноябрь 2003 г.), «Профессиональные педагогические теории и проблемы их реализации в условиях модернизации профессионального образования» (СПб, июнь 2004 г.).

Результаты внедрения подтверждаются двумя справками.

Структура работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений, содержит рисунки и таблицы.

Выводы по третьей главе.

1. Исходя из развиваемого в педагогике профессионального образования личностно-деятельного подхода, ролевая деятельность (теория социальных ролей) является системообразующей основой для изучения поведения учащегося в различных социальных процессах и ситуациях.

2. В процессе формирования конкурентоспособной личности рассматривается одновременно — как социальная идентификация подростка с ролевыми моделями в различных социальных микросредах (учащийся, соученик — в училищеребенок, брат, сестра — в семьетоварищ по «тусовке" — клиент, посетитель — в досуговой микросреде), так и социальная идентификация его в роли получающего навыки потенциальной конкурентоспособности (в социально-профессиональной среде — воспитуемый) и реализующего эти навыки (в социально-рыночной среде — претендент при трудоустройстве на работу).

3. Впервые разработанная «Модель формирования потенциальной конкурентоспособности учащихся в социально-профессиональной среде» является отображением реальной системы взаимодействия социально-профессиональной среды учащихся и педагогов в формировании качеств потенциальной конкурентоспособности у будущих работников — профессионалов.

4. Модель позволяет определить набор конкретных личностных качеств и ценностей, которые необходимо воспитывать или развивать у учащихся первых курсов для формирования их потенциальной конкурентоспособности в ближайшие 3−4 года (время учебы в училище).

5. Эффективность действия модели обеспечивается ежегодным социальным мониторингом, изучающим взаимодействие процессов профессионализации, вторичной социализации, динамики изменения факторов социально-профессиональной среды и структуры личностных качеств и ценностей, необходимых для формирования потенциальной конкурентоспособности.

6. Установлено, что наибольшее влияние на процесс формирования потенциальной конкурентоспособности оказывают профессионально-трудовые факторы: выбор учебной профессии, роль в семье (помогают в семье деньгами, содержат всю семью или являются иждивенцами), подрабатывание во внеучебное время. Наименьшее влияние оказывают факторы учебно-профессиональной микросреды.

7. На основании данных социально-педагогического мониторинга, используя разработанную Модель, проводится как анализ влияния факторов отдельных микросред на потенциальную конкурентоспособность учащихся, так и исследуется вся социально-профессиональная среда, которая в совокупности выступает, с одной стороны, в качестве прогностического фона всей образовательной деятельности, а, с другой, — в качестве потребителя «продукции» этой деятельности.

8. Располагая данными социального мониторинга, применяя интегральный показатель потенциальной конкурентоспособности (ИППК), используя разработанную Модель, практические педагогические работники могут составлять перспективные планы учебно-воспитательной работы по формированию конкурентоспособности учащихся с учетом развития социально-профессиональной среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование конкурентоспособной личности является одной из основных целей начального профессионального образования, показателем социально-педагогической эффективности деятельности профессиональных учебных заведений, одной из ключевых задач системы многоуровневого непрерывного профессионального образования. В условиях современного жесткого рынка труда необходимо воспитывать конкурентоспособного и профессионально-мобильного работника нового социально-интегративного типа, независимо от того, будет ли он работать по полученной в учебном заведении профессии или нет, продолжит свое образование или нет.

Выявлены три последовательные фазы конкурентоспособности:

1) потенциальная конкурентоспособность (ПКС) — формируется в процессе профессионализации и вторичной социализации учащихся-подростков в профессиональном учебном заведении. Потенциальная конкурентоспособность учащегося начального профессионального образованияэто готовность к успешной конкуренции (борьбе за рабочие места) на рынке труда, формируемая в процессе профессионального обучения и воспитания, зависящая в от условий жизненного пути, влияния окружающей действительности сформированности определенных социально-профессиональных и социально-психологических качеств и ценностей личности, степени профессионализма и отношения к труду;

2) фактическая конкурентоспособность (ФКС) — успешная конкурентоспособность выпускников учебных заведений на реальном рынке труда, эффективный поиск рабочего места, трудоустройство, адаптация и за-крепляемость на первом рабочем месте;

3) вторичная конкурентоспособность (ВКС) — «неувольняемость» и карьерный рост молодого специалиста и его конкурентоспособность на вторичном рынке труда в случае увольнения.

Установлено, что профессионализация и формирование потенциальной конкурентоспособности учащихся происходит в настоящее время не только в учебно-профессиональной микросреде (училище, лицей), но и в досуговой (работа на предприятиях и в учреждениях во внеучебное время) и семейной (индивидуальная трудовая деятельность, семейный бизнес) микросредах внешней социально-профессиональной среды. Социально-профессиональная среда является частью социальной макросреды и представляет собой совокупность учебно-профессиональных, семейно-бытовых и досуговых условий, отношений и деятельностей, которые непосредственно и ежедневно окружают учащегося и оказывают энергоинформационное воздействие (целенаправленное и стихийное) на его сознание, ценностные ориентации и поведение в рамках ограничительных факторов траектории жизненного пути.

Впервые социально-профессиональная среда представлена как система взаимодействующих между собой пар элементов: семья — учащиеся, училище — учащиеся, досуговая микросреда — учащиеся. Теория структурного анализа позволяет утверждать, что в результате взаимодействия активно-пассивного (микросреда) и пассивно-активного (учащиеся) действий в элементарной внутрисистемной паре образуется новое качество или результат (потенциал действия). При этом установлено, что если во время учебы в училище (лицее) учащийся представляет собой пассивно-активный элемент по отношению к социально-профессиональной среде, и потенциалом действия будет потенциальная конкурентоспособность (ПКС), то в социально-рыночной среде (рынок труда) он становится активно-пассивным элементом внутрисистемной пары (выпускник — работодатель), и потенциалом действия будет фактическая конкурентоспособность (ФКС), т. е. реальное трудоустройство.

Системообразующей основой для изучения процесса формирования потенциальной конкурентоспособности в социально-профессиональной среде является ролевая деятельность учащихся. Так подросток в течение одного дня может выполнять несколько социальных ролей: учащийся в лице, прохожий на улице, ребенок в семье, товарищ среди группы друзей, наемный работник, если он вечером где-то подрабатывает и т. д. При этом согласно теории социальных ролей, происходит социальная идентификация подростка с ролевой моделью и, соответственно, происходит комплекс процессов определенной индивидуализации, социализации и профессионализации личности. Все эти процессы, в свою очередь, педагогически целенаправленно (в учебном заведении) или стихийно (в семейной и досуговой микросредах) способствуют (не способствуют) в определенной мере формированию потенциальной конкурентоспособности.

Наиболее эффективным методом изучения ролевой деятельности учащихся и процесса формирования потенциальной конкурентоспособности в социально-профессиональной среде является социально-педагогический мониторинг с элементами лонгитюда. В дополнении к этому основному методу используются метод телефонного опроса, контент-анализ, метод экспертного опроса, интервьюирование и другие социологические и социально-психологические методы и приемы. Важной особенностью сочетания метода социально-педагогического мониторинга с другими методами исследования является то, что он, по сути, является продолжительным «констатирующим и поисково-проблемным» экспериментом (А.П.Беляева, 1999) и в то же время выполняет определенные функции формирующего эксперимента.

На основании результатов применения метода социально-педагогического мониторинга, впервые теоретически обоснован и практически использован интегральный показатель потенциальной конкурентоспособности (ИППК), показывающий степень способности учащихся к активному самостоятельному поиску работы и трудоустройству во время учебы в училище (лицее). Реально этот показатель приближается к понятию фактической конкурентоспособности (ФКС) и соответствует ответам выпускников в социологической анкете: «Распределения не получил, но сам нашел себе работу по специальности (не по специальности)».

Решающим преимуществом многолетнего социально-педагогического мониторинга перед одномоментными методами экспериментальных исследований является проверяемость результатов, полученных в текущем году мониторинга, результатами предыдущих лет. Установлено, что структура факторов, влияющих положительно (факторы-катализаторы) или отрицательно (факторы-ингибиторы) на ИППК не изменяется из года в год на протяжении всех лет (1993;2001 гг.) социально-педагогического мониторинга.

В результате проведенных исследований и на основании разработанной структуры социально-профессиональной среды, факторов, влияющих на интегральный показатель потенциальной конкурентоспособности (ИППК), набора качеств и ценностей потенциальной конкурентоспособности индивида впервые построена модель формирования потенциальной конкурентоспособности учащихся в социально-профессиональной среде. Разработанная модель является отображением реальной системы взаимодействия социально-профессиональной среды, учащихся и педагогических работников в формировании конкурентоспособной личности в условиях рынка труда.

Модель позволяет определить набор конкретных личностных качеств и ценностей, которые необходимо воспитывать или развивать у учащихся первых курсов для формирования их потенциальной конкурентоспособности в ближайшие 3−4 года (время учебы в лицее).

Выделяя на первом этапе с помощью Модели из всего множества учащихся по ИППК только конкурентоспособных учащихся, определяется набор основных социально-профессиональных и социально-психологических качеств и ценностей, которые им присущи. Эти качества и ценности можно считать эталоном для успешной конкуренции на рынке труда в данный момент времени.

Выявляя по данным социально-педагогического мониторинга реальные социально-профессиональные и социально-психологические качества первокурсников и сопоставляя с эталонными, проводится соответствующая социально-педагогическая коррекция в учебно-воспитательной работе с первокурсниками.

На третьем, заключительном этапе работы с Моделью, определяются основные факторы-катализаторы отдельных микросред, оказывающие наибольшее влияние на формирование потенциальной конкурентоспособности учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России / Л. Абалкин // Вопр. экономики. 1998. — № 6. -С.10−67.
  2. В.Г. Молодой рабочий: Формирование ценностных ориентаций / В. Г. Алексеева М.: Мысль, 1983. — 222 с.
  3. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев Л.: ЛГУ, 1968.-340с.
  4. М.А. Прикладная культурология на службе развития личности / М. А. Ариарский, Г. П. Бутиков // Педагогика. 2001. № 8. — С.9−16.
  5. Л. А. Современное производство и интеллект /Л.А.Асланов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Соц.-полит.исслед. 1992. — № 2. — С.3−9.
  6. A.B. Психодиагностика способности к общению или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности /A.B.Батаршев. М.: ВЛАДОС, 1999. — 176 с.
  7. С.Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев М.: б.и. 1998.-256 с.
  8. А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования / А. П. Беляева / Ин-т профтехобразования РАО.-СПб., 1995.-64 с.
  9. А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / А. П. Беляева / Ин-т профтехобразования РАО. СПб., 1999. -480 с.
  10. А.П. Развитие системы профессионального образования /А.П.Беляева // Педагогика. 2001. — № 8. — С.3−8.
  11. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. / П. П. Блонский / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 304 с.
  12. O.A. Синергетика социальности / О. А. Богатырева, А. Е. Шиллеров. Новосибирск: СО РАН. 1998. — 292 с.
  13. A.A. О роли социальной микросреды в достижении человеком вершины в своем развитии / А. А. Бодалев // Актуальные вопросы развития личности: межвуз. сб. науч. тр. / Шадрин, гос. пед. инт. Шадринск, 1995.- С.81−91.
  14. A.A. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития / А. А. Бодалев // Актуальные вопросы развития личности: межвуз. сб. науч. тр. / Шадрин, гос. пед. ин-т. -Шадринск, 1995.-С.З-11.
  15. Н.И. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях вхождения в рынок / Н. И. Боенко // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: материалы междунар. науч.-практ. конф., 26−28 сент. 1995 г. / СПбГУ. СПб., 1995.-Вып.1.-С.21−23.
  16. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 2-е изд. доп. и перераб. — М.: Ин-т нов. экономики, 1997. — 864 с.
  17. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: автореф. дисс. д-ра пед.наук. М., 1991. — 41 с.
  18. Брокгаузъ и Ефронъ. Энциклопедический словарь. СПб., 1990. -Т.31.-480 с.
  19. Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л. П. Буева. -М.: Моск. ун-т, 1968. 268с.
  20. Бур М. Притязание разума / М. Бур, Г. Иррлиц. М.: Прогресс, 1978.-327 с.
  21. Е.Я. Образовательная доктрина как система принципов /Е.Я.Бутко // Региональная политика и национальная доктрина образования: По материалам собр. Акад. проф. образования. М.: ИРПО, 1999. — С.22−25.
  22. Э.К. Семья и ее функции: Демогр.-стат. анализ /Э.К.Васильева. М.: Статистика, 1975. — 184 с.
  23. М.А. Специфика экономического мышления /М.А.Вахтина, Е. И. Джалилов // Образование. Профессия. Производство: сб.ст. / Сам. ГПУ. Самара, 1998. — С. 157−164.
  24. Н.Ф. Индивидуализация профессионального воспитания учащихся профтехучилищ / Н. Ф. Гейжан / Ин-т профтехобразования РАО. -СПб., 1994.- 120 с.
  25. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  26. H.H. Культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности: автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Ростов н/Д, 2001. 20 с.
  27. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. Киев: Наук. Думка, 1998. -144с.
  28. Р.Б. Проблемы взаимосвязи потребностей личности с социокультурной средой и системой управления / Р. Б. Гребенников. Минск: Белорусск. ин-т пробл. культуры, 1992. — 130 с.
  29. Г. Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях: автореф. дис.. канд. социол. наук. М., 2000. — 20 с.
  30. В.А. Выбор профессии как нравственный выбор /В.А.Демьяненко // Профессиональная ориентация молодежи в условиях рыночных отношений: межвуз. сб. науч. тр. / КИСИ. Красноярск, 1994. -С.81−85.
  31. В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  32. И. Экономическая психология: ориентиры и возможности / И. Задорожнюк, С. Малахов // Свободная мысль. 1992. -№ 16.-С.59−68.
  33. Т.И. Российское общество на социальном изломе: взгляд изнутри / Т. И. Заславская. М.: Моек высш. шк. социал. и экон. наук, 1997.-299 с.
  34. Зиятдинова Ф. Г. Социальные проблемы образования
  35. Ф.Г.Зиятдинова. -М.: Рос. гуманит. ун-т, 1999. -282 с.
  36. О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Психологическиемеханизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М, 1979. — С.219−232.
  37. В.А. Педагогические аспекты синэргетики / В. А. Игнатова //Педагогика. 2001. — № 8. — С.26−31.
  38. A.A. Актуальные проблемы социализации молодежи /А.А.Иудин, Д. Г. Стрелков Н. Новгород: ВВНЦ, 1994. — 24 с.
  39. В.В. Профессиональная ориентация в условиях рынка: Учеб.-метод. пособие / В. В. Карпов, В. Е. Гаврилов. СПб.: ЦИПКПО, 1995. -45 с.
  40. В.Е. Проблема личности: Методология исследования и жизненный смысл / В. Е. Комаров. М.: Политиздат, 1997. — 256 с.
  41. E.H. Одиссея научного разума: Синергетическое видение науч. прогресса. / Е. Н. Князева М.: ИФРАН, 1995. — 228 с.
  42. А.И. Социология молодежи: Теорет. вопр. /А.И.Ковалева, В. А. Луков. М.: Социум, 1999.-351 с.
  43. Н.В. Особенности кадровой политики в молодежных фирмах / Н. В. Коваленко, И. В. Василенко // Молодежь в условиях социально-политических реформ: материалы междунар. научн.-практ. конф., 26−28 сент. 1995 г. / СПбГУ. СПб., 1995. — Вып.1. — С.51−53.
  44. Л.А. Простое индуктивное взаимодействие человека с предметами и явлениями / Л. А. Кожарский // Механизмы и принципы целенаправленного поведения / Науч. совет по комплексн. пробл. «Кибернетика». М., 1972. — С.73−100.
  45. Н.А. Модель подготовки конкурентоспособных специалистов в профессиональных лицеях / Н. А. Кононец. Ростов н/Д: Икар, 1999.- 120 с.
  46. Л.В. Статус молодежи на рынке труда: Теорет. аспект / Л. В. Константинова. Саратов: Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. -38 с.
  47. Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности / Д. Л. Константиновский. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. — 224 с.
  48. М. Психология. А-Я: Словарь-справочник / М. Кордуэлл /Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 448 с.
  49. А.И. Культурология: Словарь / А. И. Кравченко. М.: Акад. проект, 2000.-671 с.
  50. В.Г. Формирование экономического мышления у учащихся профессиональных училищ / В. Д. Краморенко. М.: Высш.шк., 1991.-30 с.
  51. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М.: Политиздат. — 479 с.
  52. Кризисный социум: Наше общество в трех измерениях. М.: ИФРАН, 1994.-245 с.
  53. O.K. Ценности труда и образования в молодежной среде: Если разобраться / О. К. Крокинская // Вестн. СПбГУ. Сер.6. 1993. -Вып. 2. — С.49−55.
  54. В.И. Динамика ценностных ориентаций молодежи: По материалам социол. исслед. / В. И. Кузнецов Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 1999. -334 с.
  55. В.И. Эволюция ценностных ориентаций российской молодежи в условиях социальной трансформации общества: автореф. дисс.. д-ра социол. наук. М., 2000. — 48 с.
  56. O.A. Социальные системы: Опыт структурного анализа /О.А.Кузьмин. М.: Наука, 1996. 191 с.
  57. Я. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации / Я. Кузьмиков // Вопр. экономики. — 1992. № 3. — С.44−57.
  58. В. Рынок рабочей силы: Основы теории, функционирования и прогнозирования / В. Куликов // Экономист. 1992. -№ 6. — С.50−55.
  59. Т.И. Социально-экономические переменные в системе регуляции неадаптивного поведения / Т. И. Кулапина / Отв. ред. М. Н. Бобнева, Е. В. Шорохова. Ин-т психологии АН СССР. — М., 1979. -С.233−251.
  60. Л.П. Рынок труда: Вопр. теории / Л. П. Кураков, А. Г. Краснов. Чебоксары: АН ЧХР, 1995. — 112 с.
  61. Л.С. Особенности микросреды учащихся ПТУ / Л. С. Леднева. Ташкент: Об-во Знание УзССР, 1983. — 22 с.
  62. А.Е. Экономические проблемы сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов / А. Е. Леонов, Л. И. Гнездилова. -Новосибирск: НТГУ, 1994. 54 с.
  63. Д.А. Системно-смысловая природа и функция мотива /Д.А.Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. — № 2. -С.73−81.
  64. A.A. Формирование норм социального поведения учащихся УНПО: автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 2000. -20 с.
  65. В.М. Социально-профессиональное становление молодежи в образовательном комплексе малого города: автореф. дисс. .д-ра пед.наук. Казань, 2000. — 44 с.
  66. Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник /Т.Лоусон, Д. Гэррод / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 608 с.
  67. H.A. Коллектив (группа) как фактор формирования социальной компетентности молодежи Н. А. Лупанова // Проблемы профессионального образования молодежи: междурег. сб. науч. тр. / Пенз. гос. ун-т им. В. Г. Белинского. -Пенза, 1999. -Вып.5. С.107−111.
  68. H.A. Социальная компетентность личности как элемент общечеловеческой культуры / Н. А. Лупанова // Проблемы профессионального образования молодежи: межрег. сб. науч. тр. / Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского. Пенза, 2000. — Вып.6. — С.5−10.
  69. Ю.Н. Внутренняя среда общества как феномен культуры Ю.Н.Лучкин // Интеграция науки, образования и культуры /Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 1997. — С.38−40.
  70. B.C. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е годы / В. С. Магун, А. З. Литвинцева. М.: ИС РАН, 1993.-61 с.
  71. Д. Социальная психология / Д.Майерс. СПб.: Питер, 1997.-684 с.
  72. В. Профессиональное образование: реальность и перспективы / В. Малова, И. Орехова // Проблемы социологии и права профессионально-технического образования: тез. докл. / НИИ профтехобразования. СПб., 1991. — С.86−88.
  73. В.А. Социальная микросреда и выбор профессии /В.А.Матусевич, В. А. Оссовский. Киев: Наук, дум., 1982. — 140 с.
  74. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  75. М.И. К вопросу о мотивах непрерывного образования //Проблемы непрерывного профессионального образования /М.И.Махмутов: per. аспект: материалы per. науч.-практ. конф. / Поволжск. отд. Чуваш, гос. ун-та. -М.: Пресс-Сервис, 1997. С.19−43.
  76. Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен /Н.П.Медведев. Ставрополь: Ставропольск. ун-т, 1995. — 108с.
  77. Г. Гениями не рождаются / Г. Мелнхорн, X.-Г.Мелнхорн. М., 1989. — 159 с.
  78. Ч.Р. Социологическое воображение / Ч. Р. Миллс / Пер. с англ. О. А. Оберешко. -М.: Стратегия, 1998.-264 с.
  79. Модернизация в России и конфликт ценностей. М.: ИФРАН, 1993.-250 с.
  80. В.В. Социализация личности: Филос. аспект /В.В.Москаленко. Киев: Вища шк., 1986. — 200 с.
  81. О.В. Психолого-акмеологические способы выявления общих закономерностей развития эффективногопрофессионального самосознания личности руководителя системы образования / О. В. Москаленко. Астрахань: ЦНТЭП, 1999. — 30 с.
  82. И.В. Социальное расслоение в России: методология исследования / И. В. Мостовая. М.: Рост. ун-т, 1995. — 176 с.
  83. А .Я. Проблемы развития профессионального образования: Рег. аспект / А. Я. Найн, Ф. Н. Клюев. Челябинск: Челяб. ин-т проф. образования, 1998.-264 с.
  84. В.Я. Новые подходы в социологии образования В.Я.Нечаев//СОЦИС.- 1999. -№ 11.-С.84−91.
  85. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. М.: Гелиос АРВ, 2000. — 229 с.
  86. A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития / А. М. Новиков. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 254 с.
  87. Ю.А. Образовательная область «технология»: от философии к практике / Ю. А. Огородников, О. А. Кожина // Педагогика. -2001.-№ 8.- С.21−25.
  88. Ю.М. Переходные кризисные процессы и их отражение в социально-экономической науке / Ю. М. Осипов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6, Экономика. 1991. — № 5. -С.73−77.
  89. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов: Метод, пособие / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: СПб ун-т, 1999. — 208 с.
  90. А. Языки элит и цивилизационные сдвиги в Евразии /А.Панарин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. — 1995.-№ 1.-С.66−67.
  91. В.Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории/ В. Д. Парыгин. СПб: ИГУП, 1999. — 592 с.
  92. Н.П. Общественное мнение и рынок / Н. П. Пищулин, В. И. Левашов. -М.: б. и., 1992. 192с.
  93. Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации / Ю. П. Поваренков // Психологические закономерности профессионализации: межвуз. сб. науч. тр. / Яр. гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 1992.- С.95−109.
  94. Н.В. Экономическое поведение / Н. В. Полякова. — Иркутск: ИГЭАД998. -236 с.
  95. Попов Стойко. Сознание и социальная среда: пер. с болг. /Стойко Попов. М.: Прогресс, 1979. — 232 с.
  96. О.С. Диагностика личностного развития учащихся ПТУ (ССУЗ): учеб.-метод, пособие / О. С. Попова. Минск: ПИПО, 1995. — 40 с.
  97. Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: межвуз. науч.-метод. конф., 16−17 февр. 1999 г.: тез. докл. / СПбГУП. СПб, 1999. — 424 с.
  98. O.A. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / О. А. Раковская. М.: Наука, 1993. — 192 с.
  99. . А. Современный экономический словарь /Б.А.Ройзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцев. М.: ИНФРА, 1997. -496 с.
  100. С.Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1967.-328 с.
  101. Т.Н. Деятельностная парадигма: методология социологического анализа: автореф. дисс.. канд. социол. наук. — М., 2000. 20 с.
  102. Словарь социально-гуманитарных терминов / Под общ. ред. О. А. Айзенштадта. Минск: Тесей, 1999. — 320 с.
  103. И.П. Региональная политика и национальная доктрина образования / И. П. Смирнов // Региональная политика и национальная доктрина образования: по материалам собр. Акад. проф. образования. М.: ИРПО, 1999.-С. 14−21.
  104. А.Г. Концепция и практика системного управления профессиональным учебным заведением / А. Г. Соколов. СПб.: АПО, 2000.-268с.
  105. В.В. Роль суггестора и природных начал личности в становлении опыта управления собой / В. В. Сохранов // Проблемы профессионального образования молодежи: межрег. сб. науч. тр. / Пенз. гос. ун-т им. В. Г. Белинского. Пенза, 1999. -Вып.5. — С.9−12.
  106. Социально-профессиональная ориентация молодежи. Тарту, 1973.-322 с.
  107. Социально-трудовая адаптация подростков и молодежи в условиях рыночной экономики. Вып.1: Профессиональная ориентация: специфика предмета и средств деятельности / И. С. Павлов, В. В. Швецов. -М.: Перспектива, 2000. 148 с.
  108. Социологический словарь / Сост.: А. Н. Елецков, К. В. Шульга. -2-е изд. перераб. и доп. Минск: Университетское, 1991. — 528 с.
  109. Социологический энциклопедический словарь: На рус., англ., нем., фр. и чеш. яз. / Ред.-координатор Г. В. Осипов. М.: ИНФРА. М-НОРМА, 1998.- 488 с.
  110. А.И. Судьба российского образования судьба России / А. И. Субетто // Будущее России: доктрина возрождения и устойчивого развития страны: основные материалы Второго съезда ПАНИ. — СПб, 1997. -С.62−66.
  111. Торстен, Хюсен. Образование в 2000 году / Хюсен Торстен. -М.: Прогресс, 1977.-342 с.
  112. .Т. Социальные резервы труда: Актуал. вопр. социологии труда / Ж. Т. Тощенко. М.: Политиздат, 1987. — 287 с.
  113. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность /Отв.ред. В. Н. Шубкин. М.: Наука, 1984. — 215 с.
  114. А.Д. Информация: Методол. аспекты / А. Д. Урсул. -М.: Наука, 1971.-296 с.
  115. З.Н. Философия и социальный прогресс /З.Н.Файнбург // Вопр. философии. 1977. — № 9. — С.53.
  116. Г. Д. Модель выпускника учреждения начального профессионального образования / Г. Д. Филин // Личность, образование и общество в России в начале XXI века: межвуз. сб. науч. тр. / ЛОИРО. -СП б, 2001. С.172−174.
  117. Г. Д. Организационная структура управления качеством начального профессионального образования / Г. Д. Филин // Личность, образование и общество в России в начале XXI века: межвуз. сб. науч. тр. / ЛОИРО. СПб, 2001. — С. 168−170.
  118. Философский энциклопедический словарь / Гл.ред. Л. Ф. Ильичева, П. А. Федосеева, С. М. Ковалев и др. -М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
  119. А.Т. О социальной идентификации / А. Т. Ханипов //Интеграция науки, образования и культуры / НГУ, каф.ЮНЕСКО. — Новосибирск, 1997. С.43−46.
  120. А.Г. Сравнительные исследования брака и семьи /А.Г.Харчев, В. К. Голофаст // Социальные исследования, 1971. Вып.7. -С.5−15.
  121. Л.А. К вопросу о регулятивных механизмах поведения личности в условиях социальной нестабильности /Л.А.Худорошко // Интеграция науки, образования и культуры / НГУ, каф.ЮНЕСКО. Новосибирск, 1997. — С.46−50.
  122. П.А. Молодежь на рынке труда депрессивного региона / П. А. Чукреев. Улан-Удэ: ВНЦ СО РАН, 1998. — 222 с.
  123. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве /В.И.Чупров // СОЦИС. 1998. — № 3. — С.93−106.
  124. В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия / В. И. Чупров // СОЦИС. 1994. — № 6. — С.50−57.
  125. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 184 с.
  126. В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Логос, 1996.-320 с.
  127. H.H. Педагогические условия адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования: автореф. дисс.. д-ра пед.наук. М., 2000. — 42 с.
  128. Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. 4.1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н. И. Шевандрин. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
  129. Г. П. Социально-педагогическая эффективность деятельности профессионального лицея: автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 2000.- 19 с.
  130. В.Э. Проблема времени в социологических исследованиях / В. Э. Шляпентох // Вопр. философии, 1977. № 9. — С.84−94.
  131. B.C. Проблемы занятости выпускников учебных заведения /В.С.Шувалова, О. В. Шпылева // СОЦИС. 1999. — № 11. — С.91−97.
  132. Н.Ю. О понятии развивающей среды /Н.Ю.Щербаков // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: материалы междунар. науч.-практ. конф., 26−28 сент. 1995 /СПбГУ. СПб, 1995. — Вып. 1. — С. 115−121.
  133. Экономическая энциклопедия / Гл.ред. Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 1999. — 105 с.
  134. Экономический глоссарий: учеб. пособие / Под ред.
  135. B.В.Софронова и др. Курск: КГСХА, 1998. — 315 с.
  136. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / Под ред.
  137. C.Я.Батышева. М.: АПО, 1998. — Т. 1. — 567 е.- 1999. — Т.З. — 486 с.
  138. В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие /В.А.Якунен / Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
Заполнить форму текущей работой