Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие творческой активности курсантов военных вузов в культурно-досуговой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Творческая активность как профессионально важное качество будущего офицера обусловлена спецификой предстоящей служебно-боевой деятельности, связанной с возникновением нештатных ситуаций, требующих умения быстро ориентироваться и принимать решения, от которых зависит жизнь не только его самого, но и подчиненных. Сущностная характеристика творческой активности курсантов военного вуза связана… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития творческой активности курсантов военных вузов
    • 1. 1. Творческая активность личности как социально-педагогическая проблема
    • 1. 2. Сущность и содержание творческой активности курсантов военных вузов
    • 1. 3. Возможности развития творческой активности курсантов военных вузов в условиях культурно-досуговой деятельности
  • Глава 2. Экспериментальное исследование модели развития творческой активности курсантов в культурно-досуговой деятельности
    • 2. 1. Модель развития творческой активности курсанта в культурно-досуговой деятельности
    • 2. 2. Опыт реализации модели развития творческой активности курсантов в культурно-досуговой деятельности военного вуза
    • 2. 3. Педагогические условия развития творческой активности курсантов военных вузов в культурно-досуговой деятельности

Развитие творческой активности курсантов военных вузов в культурно-досуговой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в последнее десятилетие в российском обществе разнонаправленные процессы затрагивают важнейшие сферы обеспечения его стабильности, безопасности и развития, что непосредственно связано с вооруженными силами в целом и внутренними войсками в частности. Коренные изменения в статусе внутренних войск, характере выполняемых служебно-боевых задач, содержании и специфике деятельности офицеров, обусловленные преобразованиями во всех сферах государства, предъявляют новые требования к системе военного образования, совершенствованию структуры, содержания и технологий профессиональной подготовки военных кадров.

В сложившейся ситуации объективно изменились требования к личности будущего офицера внутренних войск. Традиционные профессиональная грамотность, физическая и моральная подготовленность курсантов дополняются необходимостью общекультурного развития, способностью творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Это обусловлено кардинальным отличием динамики современного боя, введением новых образцов вооружения, применением инновационных технологий, скоротечностью и внезапностью боевых действий.

Результаты исследований, проведенных специалистами общевойсковой академии им. М. В. Фрунзе, рефлексия опыта боевых действий в Чеченской Республике свидетельствуют о том, что подразделения, командиры которых действовали нестандартно, творчески, смело, решительно, умело применяя полученные знания, соотнося их с условиями современного боя, несли меньше потерь и быстрей добивались выполнения поставленных служебно-боевых задач. В то же время анализ опыта массовой подготовки военных кадров позволяет констатировать, что малейшее отклонение от шаблона приводит офицера в замешательство, свою неспособность к творческому мышлению он замещает стремлением показать «знание» положений устава и ссылкой на то, что «нас этому не учили». Таким образом, выявленный диссонанс между практикой военного образования и требованиями реальной обстановки современного боя актуализируют исследования, раскрывающие сущность и возможности развития творческой активности как профессионально важного качества личности будущего офицера.

Анализ литературы показал, что интересующая нас проблема изучалась в русле исследований творческой активности личности (Г.А. Аванесова,.

B.И. Андреев, Ю. К. Бабанский, Д. Б. Богоявленская P.A. Куренкова, A.M. Матюшкин, JI.P. Назарова, В. А. Петровский, М. П. Семаков,.

C.А. Сытник и др.) и непосредственно развития творческой активности курсантов (Ю.И. Антонов, Е. В. Дмитриева и др.). В настоящее время интенсивность исследований значительно возросла (Ю.И. Антонов, Е. В. Дмитриева, JI.P. Назарова, С. А. Сытник и др.) в связи с происходящими переменами в обществе, системе образования вообще и в системе военного образования в частности.

Однако ретроспективный анализ классического философско-педагогического наследия свидетельствует о заинтересованности зарубежных (А. Бергсон, Д. Дидро, И. Кант, Т. Кампанелла, Я. А. Коменский, Д. Локк, Г. В. Лейбниц, М. Монтень, И. Г. Песталоцци, Платон, Ж-Ж. Руссо, Ф.В. Шеллинг) и отечественных (В.Г. Белинский, А. И. Герцен, H.A. Добролюбов и др.) мыслителей творческой активностью как общественной потребностью и педагогической проблемой. Дальнейшее развитие исследовательского интереса нашло отражение в трудах современных философов (Ш.М. Герман, Л. И. Коханович, A.M. Коршунов, И. А. Масеев, И. Л. Маца, Б. В. Сафронов, В. К. Скатерщиков, Л. Н. Столович и др.), педагогов (Ш.А. Амонашвили, Л. Г. Вяткин, H.A. Дмитриева, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, С. Х. Раппопорт, Е. В. Квятковский и др.), психологов (Б.Г. Ананьев, В. И. Андреев, В. М. Бехтерев, Д. Б. Богоявленская, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, В. Н. Дружинин, JI.B. Занков, А. Н. Леонтьев, Г. Линдсей, А. Маслоу, A.A. Мелик-Пашаев, С. Л. Рубинштейн, Р. Ф. Томпсон, К. С. Халл, П. М. Якобсон и др.).

Культурно-досуговая деятельность широко представлена педагогическими исследованиями, в которых рассматриваются ее содержание и особенности в определенные исторические периоды (Г.Ю. Литвинцев) — дается ее характеристика как средства самоутверждения и самовыражения личности подростка (В.И. Гладилина), развития социальной активности современных подростков (Т.А. Турбина) — творческого развития личности (Р.И. Турханова) и развития творческого потенциала старших дошкольников (М.В. Созинова) — изучаются возможности досуговой деятельности как фактора социально-культурной интеграции личности (Д.В. Шамсутдинова), профессионального становления будущего педагога (A.A. Ярцев). Выявленные общие характеристики досуговой деятельности и присущий ей воспитательный потенциал позволили рассматривать данный феномен как средство социализации подростков (О.С. Романова), педагогической реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа (М.Э. Паатова) и социальной интеграции детей-инвалидов (Т.А. Зрелова), а также социально-культурной реабилитации инвалидов и их семей (Ю.С. Моздокова).

В этих исследованиях заложены теоретические основы изучения проблемы развития творческой активности в связи с использованием педагогического потенциала культурно-досуговой деятельности применительно к условиям военного вуза. Возможность такого ракурса рассмотрения проблемы основана на выводах и положениях, сформулированных в результате характеристики культурно-досуговой деятельности как комплекса мероприятий, способствующих полноценному развитию личности в различных условиях деятельности человека (Г.А. Аванесова, А. Д Жарков) — как основной составляющей клубной деятельности (Г.В. Балахичева, В. И. Белова, В. А. Беседина, E.H. Глубокова, Г. А. Евтеева, В. А. Лисовская, В. В. Полукаров, И. Ф. Пелячик, М. М. Поплавский, Ю. А. Стрельцов, В. Е. Триодин, Г. И. Фролова и др.).

Этому способствовали психологические исследования творческой активности самопознания и способов ее побуждения (В.В. Морозов), влияния смысловой сферы личности на проявление творческой активности в деятельности (C.B. Леушканова), а также поиск педагогических возможностей развития творческой активности воспитанников разного возраста (Г.А. Коровкина, Л.В. Орлова).

Особый оттенок проблема развития творческой активности в данном контексте приобретает в силу обострения вопросов воспитания военнослужащих (A.B. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, В. П. Давыдов, М. И. Дьяченко, Л. Ф. Железняк, A.M. Столяренко, М. М. Тарасов, Н. Ф. Феденко, В. И. Хальзов и др.). Ее осложнение вызвано не только и столько постоянно изменяющейся социально-экономической ситуацией в стране, сколько приходом в военные вузы молодых преподавателей, не имеющих достаточного педагогического опыта и командных навыков. Это подтверждается проблематикой и результатами исследований последних полутора десятков лет, выполненных на материалах военных, училищ, высших военных и военно-морских учебных заведений, вузов МВД и МЧС России (Д.А. Волохов, С. Б. Завьялов, А. Н. Ковалев, Ю. В. Лаптев, Ю. С. Шойгу и др.).

Выявленные в исследованиях психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности учащихся лицейских классов и курсантов военного училища (В.П. Жуковский), межличностных отношений (С.Б. Завьялов) и профессионально-организаторских умений курсантов военных училищ (В.Н. Климовец), воспитания у них нравственной культуры (Ю.В. Лаптев) и формирования готовности к воспитательной деятельности (В.В. Соглаев) вносят определенный вклад в разработку проблемы развития творческой активности будущих офицеров, но не решают ее с учетом современной ситуации и особенностей личного состава военных вузов.

Необходимость поиска возможностей развития творческой активности курсантов военных вузов в культурно-досуговой деятельности обусловлена рядом противоречий:

— между высокой значимостью творческой активности и креативности как профессионально важных качеств личности будущего офицера внутренних войск и недостаточной осознанностью и организованностью данного направления воспитательной работы с курсантами;

— между реальными возможностями культурно-досуговой деятельности в развитии личности будущего офицера и отсутствием необходимых и достаточных условий для эффективной самореализации курсантов в ней;

Таким образом, анализ современного состояния системы военного образования и воспитания, требований, предъявляемых к личности и подготовленности современного офицера, с учетом выявленных противоречий позволили выбрать тему диссертационного исследования «Развитие творческой активности курсантов военных вузов в культурно-досуговой деятельности». Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы, структурно-сущностная характеристика творческой активности курсантов и условия ее развития в культурно-досуговой деятельности военного вуза.

Цель исследования — на основе анализа современного состояния системы высшего военного образования разработать и экспериментально апробировать модель развития творческой активности курсантов, определить условия эффективной ее реализации в культурно-досуговой деятельности военного вуза.

Объектом исследования является творческая активность как профессионально важное качество личности будущего офицера.

Предмет исследования — педагогические условия развития творческой активности курсантов в культурно-досуговой деятельности военного вуза.

Гипотеза исследования заключается в предположении, согласно которому развитие творческой активности курсантов в культурно-досуговой деятельности военного вуза становится достаточно эффективным, если:

— проанализировано современное состояние культурно-досуговой работы в военном вузе и изучены теоретические подходы к развитию творческой активности личности курсантов в процессе ее организации;

— разработаны критерии развитости творческой активности личности курсантов военного вуза, позволяющие оценить ее общее состояние и проследить динамику развития;

— разработана и внедрена модель развития творческой активности курсантов в культурно-досуговой деятельности военного вуза с использованием инновационных форм и методов, способствующих саморазвитию и самореализации будущих офицеров в ходе подготовки к выполнению служебно-боевых задач;

— выявлены педагогические условия эффективного развития творческой активности курсантов в культурно-досуговой деятельности военного вуза.

Проблема, цель, объект и предмет исследования, а также гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Раскрыть теоретические основы исследования проблемы развития творческой активности курсантов военных вузов в культурно-досуговой деятельности.

2. Дать характеристику сущности и содержания творческой активности курсантов, разработать критерии ее развитости.

3. Разработать и экспериментально апробировать модель развития творческой активности курсантов в культурно-досуговой деятельности военного вуза.

4. Выявить педагогические условия развития творческой активности курсантов в культурно-досуговой деятельности военного вуза.

Методологическую основу исследования составляют положения философии, педагогики и психологии о человеке как социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себяо творчестве как сущностной характеристике человеческой деятельностио самореализации как высшем уровне функционирования живых системо месте и роли творческой самореализации в жизнедеятельности личности.

Теоретические основы исследования составляют:

— концептуальные положения об активности личности и ее проявлениях (К.А. Абульханова-Славская, Л. П. Аристова, М. А. Данилов, М. И. Махмутов, A.M. Матюшкин и др.);

— работы, раскрывающие внутренние составляющие творческой активности (В.И. Белозерцев, H.A. Венгеренко, Г. Гельмгольц, A.M. Матюшкин, А. Пуанкаре, П. К. Энгельмейер, Н. М. Якобсон и др.);

— исследования творческой активности в контексте деятельности (П.С. Дыщлевой, C.JI. Рубинштейн, И. С. Сумбаев, J1.B. Яценко и др.) и свойств личности (П.Я. Гальперин, JI.A. Кожина, H.A. Менчинская, A.M. Матюшкин и др.);

— работы, раскрывающие педагогический потенциал культурно-досуговой, клубной и кружковой деятельности (Г.А. Аванесова,.

A.B. Барабанщиков, Л. В. Богданова, Л. А. Введенская, С. И. Виноградов, Е. А. Воронцова, Л. В. Вылова, В. Н. Гагин, С. А. Галин, В. Е. Гумев, Ю. В. Гусев, Л. К. Граудина, М. С. Каган, Е. М. Клюсько, Н. П. Колесников, Ф. А. Кузин, С. С Муцинов, В. В. Полукаров, Н. М. Смирнова С.Г. Тер-Минасова, Н. Формановская, E.H. Ширяева и др.);

— исследования по моделированию и проектированию в образовании (Т. К. Ахаян, Л. В. Загрекова, B.C. Ильин, Е. И. Казакова, М. М. Поташник, Э. Г. Юдин);

— исследования в области проблем профессиональной подготовки военнослужащих (A.B. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, Д. А. Вол охов,.

B.П. Давыдов, М. И. Дьяченко, Л. Ф. Железняк, С. Б. Завьялов, А. Н. Ковалев, Ю. В. Лаптев, A.M. Столяренко, М. М. Тарасов, Н. Ф. Феденко, В. И. Хальзов, Ю. С. Шойгу и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ философской, психологической, педагогической литературы, мемуаров, опыта социально-педагогической и психолого-педагогической деятельностиэмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование (тест В.Н. Мишаковой), анализ результатов деятельности) — констатирующий и формирующий экспериментыметоды математической обработки результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования стал Саратовский военный институт внутренних войск МВД России. В исследовании участвовали 105 курсантов со второго по четвертый курс.

Исследование осуществлялось в 3 этапа с 2001 по 2009 г.

На первом этапе (с 2001 по 2003 г.) осуществлялись изучение и анализ философской, военной, психолого-педагогической литературы, нормативных документоввыбор темы и формулировка проблемы исследованияпроведение пилотажных срезов с целью выявления состояния исследуемой проблемы, определение методологии и методов, разработка и обоснование программы исследования.

На втором этапе (с 2003 по 2007гг.) — продолжалось изучение научно-педагогической литературы по проблеме исследования, уточнялись теоретические положения, составляющие основу диссертационного исследования. Анализировался и обобщался опыт культурно-досуговой работы в военном вузе, изучались теоретические подходы к развитию творческой активности личности курсантов в процессе ее организации, определялись социокультурные и психолого-педагогические условия организации культурно-досуговой деятельности, способствующие развитию творческой активности будущих офицеров. На этом этапе разрабатывалась и апробировалась модель развития творческой активности курсантов в культурно-досуговой деятельности и ее внедрение в практическую деятельность военного вуза.

На третьем этапе (с 2007 по 2009гг.) проводилось обобщение и анализ результатов исследования, осуществлялась их систематизация, осуществлялось текстовое оформление материалов диссертационного исследования, выявлялись перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Положения, выносимые на защиту: 1. В современной педагогике творческая активность рассматривается с позиций родового признака и родовой сущности человека, наиболее полно отражающих способ его бытия, форму его самодеятельности, саморазвития и самоутверждения. Творческая активность является характеристикой человека, его сознательной и целесообразной деятельности, направленной не просто на приспособление, а на конструктивное преобразование окружающей действительности, самого себя, своей системы отношений.

В таком понимании творческая активность становится важнейшим качеством личности, обеспечивающим способность эффективно функционировать в меняющихся, в том числе и в экстремальных, условиях посредством продуктивных способов адаптации и защиты от стрессов. Это обусловливает особое значение творческой активности в профессиональной деятельности военно-педагогической направленности.

2. Творческая активность как профессионально важное качество будущего офицера обусловлена спецификой предстоящей служебно-боевой деятельности, связанной с возникновением нештатных ситуаций, требующих умения быстро ориентироваться и принимать решения, от которых зависит жизнь не только его самого, но и подчиненных.

Сущностная характеристика творческой активности курсантов военного вуза связана со способностью не бояться нового и неизвестного в решении служебно-боевых задачумением отказаться от стереотипов и готовностью обнаруживать новые способы решения проблем или их формулировкиспособностью к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению в нештатных ситуациях взаимодействия с личным составом как в ходе боевых операций, так и во время отдыхаготовностью и способностью к рефлексии и развитию своего опыта.

3. Развитие творческой активности курсантов предполагает целенаправленное использование педагогического потенциала культурно-досуговой деятельности для создания в образовательном и воспитательном процессе военного вуза условий, способствующих саморазвитию и самореализации будущих офицеров в ходе подготовки к выполнению служебно-боевых задач.

С этой целью деятельность органов управления (должностных лиц), клубов, клубных и кружковых объединений, использующих средства культуры и искусства в развитии творческой активности курсантов, ориентирована на ее основные критерии: «умение разобраться в новой нестандартной ситуации" — «гибкость мышления" — «коммуникабельность" — «эвристичность" — «лидерство" — «новаторство" — «целеустремленность».

4. Модель развития творческой активности курсантов в культурно-досуговой деятельности представляет собой систему планомерного и последовательного создания в военном вузе условий для творческих отношений между курсантами и преподавателями и самореализации их в совместной культурно-досуговой деятельности.

Модель включает в себя совокупность взаимосвязанных компонентов (целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, оценочно-результативный), выбор и взаимодействие которых обусловлены совокупностью методологических подходов: системный, деятельностный, проблемно-целевой, культурологический и личностный.

5. Основными условиями развития творческой активности курсантов военного вуза в культурно-досуговой деятельности являются: целенаправленное использование офицерско-преподавательским коллективом педагогического потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности курсантовсоответствие содержания, способов и форм организации культурно-досуговой деятельности целям и задачам воспитания будущего офицера, способного и подготовленного к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению в нештатных ситуациях боевых действий и мирного времени, к рефлексии и развитию I своего опытаобеспечение субъектной позиции курсантам, офицерам и преподавателям в совместной культурно-досуговой деятельности и освещении ее в средствах массовой информацииучет особенностей творческой активности курсантов в процессе формирования мотивационной сферы и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения служебно-боевых задач.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

— уточнено понятие «творческая активность» применительно к военно-педагогической деятельности и соответствующей проблематике педагогических исследованийраскрыт педагогический смысл проблемы развития творческой активности будущих офицеров;

— определены и охарактеризованы этапы, уровни и критерии развития творческой активности курсантов военного вуза;

— на основе историко-педагогического анализа культурно-досуговой деятельности выявлены ее возможности в развитии творческой активности курсантов военных вузов;

— разработана модель развития творческой активности будущих офицеров, предполагающая создание в военном вузе условий для творческих отношений между курсантами и преподавателями и самореализации их в совместной культурно-досуговой деятельности;

— выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного развития творческой активности курсантов в культурно-досуговой деятельности военного вуза, способствующие саморазвитию и самореализации будущих офицеров в ходе подготовки к выполнению служебно-боевых задач.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют представление о сущности педагогической деятельности в современном военном вузе, позволяющей обеспечить необходимые условия для формирования и развития у будущих офицеров профессионально важных качеств личности. Полученные в исследовании материалы расширяют возможности военного вуза в использовании культурно-досуговой деятельности в подготовке офицеров внутренних войск МВД России. Выявленный в исследовании педагогический потенциал культурно-досуговой деятельности позволяет развивать творческую активность курсантов не только в ходе подготовки и проведения информационно-развлекательных мероприятий, но и в процессе изучения дисциплин гуманитарного и военно-прикладного циклов, при выполнении служебно-боевых задач.

Выявленные и охарактеризованные педагогический смысл проблемы развития творческой активности будущих офицеровэтапы, уровни и критерии развития творческой активности курсантов военного вуза в культурно-досуговой деятельностиразработанная модель развития творческой активности будущих офицеров и обоснованные условия эффективной ее реализации создают предпосылки для дальнейшего изучения проблемы представителями различных отраслей гуманитарного знания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

— разработан диагностический инструментарий для изучения развития творческой активности курсантов военных вузов;

— разработана и апробирована программа «Развития творческой активности курсантов в культурно-досуговой деятельности», органично вписывающаяся в учебно-воспитательный процесс военного института без увеличения времени и введения дополнительных мероприятий;

— разработаны методические рекомендации по организации, подготовке и проведению культурно-досуговых мероприятий, способствующих развитию творческой активности будущих офицеров;

— разработана и экспериментально проверена в условиях военного вуза внутренних войск модель «развития творческой активности курсантов в культурно-досуговой деятельности».

Полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в процессе обучения и воспитания курсантов военных вузов, в ходе подготовки и повышения квалификации заместителей командиров подразделений по работе с личным составом, профессиональной подготовки студентов педагогических, культурологических и других социально-гуманитарных специальностей.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обусловлены общей теорией познанияприменением комплекса методов, адекватных гипотезе и поставленным в исследовании задачамобобщением многолетнего опыта работы диссертанта в должности начальника клуба военного институтапроведением опытно-экспериментальной работы в контролируемых условияхколичественным и качественным анализом экспериментальных данных, возможностью применения результатов исследования в других вузах.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе докладов, выступлений на внутриинститутских, межкафедральных семинарах, на конференциях, проводимых в различных вузах города Саратова, Международных научно-практических конференциях (2008 г., 2009 г.), что отражено в научных статьях и публикациях.

Материалы исследования разрабатывались и апробировались в практической деятельности диссертанта в качестве преподавателя Саратовского военного института внутренних войск МВД России, художественного руководителя ансамбля и помощника руководителя команды КВН курсантов, представлялись на совещаниях и семинарах по проблемам совершенствования воспитательной работы в военных вузах.

Разработанные автором информационные видеоматериалы, посвященные 65-летию Победы в Великой отечественной войне, достопримечательностям города Саратова и основным музеям России, а также сценарии и рекомендации использовались для подготовки и проведения военно-патриотических, историко-краеведческих, культурно-досуговых и развлекательных мероприятий в Саратовском военном институте внутренних войск МВД России и городе Саратове.

Структура диссертационного исследования. Диссертация общим объемом 188 листов состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 182 наименований, иллюстрирована 2 таблицами, 8 рисунками, содержит 5 приложений.

Выводы по главе.

Анализ результатов констатирующего этапа нашего экспериментального исследования показал, что уровень развития творческой активности личности курсантов и уровни развития критериев творческой активности в контрольной и экспериментальной группах имеют практически одинаковые показатели.

Это позволило нам начать подготовку и организацию проведения формирующего эксперимента с применением выявленных педагогических условий и разработанных авторской модели «Развития творческой активности личности курсантов в условиях культурно-досуговой деятельности» и авторской «Программы развития творческой активности личности курсантов в условиях культурно-досуговой деятельности».

Полученные результаты формирующего эксперимента показывают, что уровень творческой активности у курсантов экспериментальной группы оказались выше по всем показателям по отношению к контрольной группе, что позволило сделать вывод о действенности предлагаемой нами модели развития творческой активности личности курсантов в условиях культурно-досуговой деятельности и разработанной нами программы. Кроме того, реализация модели и программы развития творческой активности личности повлияла на успеваемость курсантов экспериментальной группы, которая стала выше, чем у курсантов контрольной группы.

Исходя из положений приведенных выше, мы можем утверждать следующее:

1. Выявленные педагогические условия развития позволяют создать благотворную среду для развития творческой активности личности курсантов.

2. Проведенный эксперимент показал работоспособность предложенных авторских модели и программы развития творческой активности личности курсантов в условиях культурно-досуговой деятельности, реализация которых позволила добиться повышения уровня развития творческой активности курсантов в целом и развития ее критериев в частности.

3. Педагогический эксперимент подтвердил гипотезу нашего исследования о том, что развитие творческой активности курсантов в условиях культурно-досуговой деятельности будет эффективно, если: разработана и внедрена модель развития творческой активности личности курсантов в условиях культурно-досуговой деятельностивыявлены педагогические условия развития творческой активности личности курсантов военного вуза в условиях культурно-досуговой деятельности.

4. Проведенный педагогический эксперимент показал положительное влияние творческой активности на успеваемость курсантов.

Развитие творческой активности курсантов является составляющей полноценного становления курсанта как личности и профессионала. Анализ прохождения службы выпускников в войсках показывает, что офицеры с развитой творческой активностью более продуктивно и качественно решают поставленные перед ними задачи, предлагая при этом нестандартные подходы и пути их решения (приложение 7).

Полученные результаты показывают, что теоретически обоснованные и внедренные в процесс воспитания модель и программа развития творческой активности позволяют развить творческую активность курсанта в период обучения в военном вузе.

Анализ отзывов о прохождении службы офицерами принимавшими участие в проведении эксперимента в качестве курсантов экспериментальной группы показал, что из 53 офицеров через год после вступления в должность 4 человека были назначены на вышестоящие должности (от заместителей командиров подразделения по работе с личным составом до офицера группы по работе с личным составом), 29 человек получили отзыв, содержащий отличную оценку их служебно-боевой деятельности, 9 человек получили отзыв содержащий общую хорошую оценку служебно-боевой деятельности, 11 человек были включены в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.

Заключение

.

По результатам выполненного исследования можно заключить, что его цель была достигнута, задачи решены, полученные теоретические и экспериментальные данные, анализ опытной работы подтверждает выдвинутую гипотезу.

1. Творческая активность как профессионально важное качество будущего офицера обусловлена спецификой предстоящей служебно-боевой деятельности, связанной с возникновением нештатных ситуаций, требующих умения быстро ориентироваться и принимать решения, от которых зависит жизнь не только его самого, но и подчиненных. Сущностная характеристика творческой активности курсантов военного вуза связана со способностью не бояться нового и неизвестного в решении служебно-боевых задачумением отказаться от стереотипов и готовностью обнаруживать новые способы решения проблем или их формулировкиспособностью к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению в нештатных ситуациях взаимодействия с личным составом как в ходе боевых операций, так и во время отдыхаготовностью и способностью к рефлексии и развитию своего творческого потенциала.

2. Развитие творческой активности курсантов предполагает целенаправленное использование педагогического потенциала культурно-досуговой деятельности для создания в образовательном и воспитательном процессе военного вуза условий, способствующих саморазвитию и самореализации будущих офицеров в ходе подготовки к выполнению служебно-боевых задач.

3. Модель развития творческой активности курсантов в культурно-досуговой деятельности включает в себя совокупность взаимосвязанных компонентов (целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, оценочно-результативный), выбор и взаимодействие которых обусловлены совокупностью методологических подходов: системный, деятельностный, проблемно-целевой, культурологический и личностный. Модель представляет собой систему планомерного и последовательного создания в военном вузе условий для творческих отношений между курсантами и преподавателями и самореализации их в совместной культурно-досуговой деятельности.

4. Основными условиями развития творческой активности курсантов военного вуза в культурно-досуговой деятельности являются: целенаправленное использование офицерско-преподавательским коллективом педагогического потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии творческой активности курсантовсоответствие содержания, способов и форм организации культурно-досуговой деятельности целям и задачам воспитания будущего офицера, способного и подготовленного к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению в нештатных ситуациях боевых действий и мирного времени, к рефлексии и развитию своего опытаобеспечение субъектной позиции курсантам, офицерам и преподавателям в совместной культурно-досуговой деятельности и освещении ее в средствах массовой информацииучет особенностей творческой активности курсантов в процессе формирования мотивационной сферы и личностных качеств, необходимых для успешного выполнения служебно-боевых задач.

В ходе экспериментального исследования проблемы развития творческой активности личности курсантов в условиях культурно-досуговой деятельности в военном вузе получены следующие результаты:

— На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы с помощью критериального аппарата и проведения тестирования по адаптированной нами методике был определён исходный уровень развития творческой активности курсантов. Анализ полученных данных на первом этапе исследования показал, что уровни развития творческой активности у курсантов контрольной и экспериментальной групп равны, а уровни развития критериев творческой активности незначительно отличаются друг от друга. Это позволило нам сделать вывод о возможности проведения формирующего эксперимента с использованием разработанных нами модели и программы развития творческой активности личности курсантов в условиях культурно-досуговой деятельности.

— В середине проведения формирующего эксперимента на третьем курсе обучения курсантов нами был проведен контрольный срез, основной задачей которого было проверить эффективность работы модели и программы развития творческой активности личности курсантов в условиях культурно-досуговой деятельности. Результаты среза показали наличие динамики роста уровня развития творческой активности по сравнению с контрольной группой от одного до двух баллов по критериям и одиннадцать баллов по общему уровню развития творческой активности.

— Результаты заключительного этапа формирующего эксперимента показали, что уровень развития критериев творческой активности и самой творческой активности значительно возрос (по высокому уровню большинства критериев от 35 до 37% в экспериментальной группе по сравнению с 7 до 26% в контрольной группе). Число курсантов со средним уровнем составило от 55 до 77%, по сравнению с контрольной группой с 51 до 69%. Число курсантов, имеющих низкий уровень развития критериев творческой активности, в экспериментальной группе составило от 0 до 15%, а в контрольной группе составило от 9 до 40%.

— Общий уровень развития творческой активности курсантов экспериментальной группы вырос по сравнению с констатирующим этапом с 36 до 69 баллов по сравнению с контрольной группой, где уровень творческой активности вырос с 36 до 55 баллов. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что внедренные авторские модель и программа развития творческой активности личности курсантов в условиях культурно-досуговой деятельности эффективные и позволяют развивать творческую активность курсантов.

Проведённое исследование не претендует на полное раскрытие многофакторной проблемы развития творческой активности личности курсантов военных вузов в условиях культурно-досуговой деятельности, так как сама творческая активность и культурно-досуговая деятельность их взаимосвязь и влияние друг на друга являются предпосылкой для дальнейшего исследования в направлениях модернизации работы клубов военных вузов, расширения их кружковой базы, модернизации методики организации и проведения культурно-досуговых мероприятий, улучшения подготовки к профессиональной деятельности заместителей командиров подразделений по работе с личным составом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991.-229 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 334 с.
  3. , Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузовТекст. / Г. А. Аванесова. М.: Аспект Пресс, 2006. — 236 с.
  4. , А. О граде БожиемТекст. / А. Августин. Мн.: Харвест, 2000.
  5. , П. В. Философия: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Текст. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. -М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. — 608 с.
  6. , В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс Кн. 2. Текст. / В. И. Андреев. — Казань: изд-во Казан, ун-та, 1998. 317 с.
  7. , В. И. Диалектика воспитания и саморазвития творческой личности: основы педагогики творчества Текст. / В. И. Андреев. Казань: КГУ, 1988. — 238 с.
  8. , В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности Текст. / В. И. Андреев. М.: Высшая школа, 1981.-240 с.
  9. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 339 с.
  10. , Ю. И. Педагогические условия развития личности будущего офицера в процессе практической подготовки Текст.: автореф.. дис. канд. пед. наук. / Ю. И. Антонов Саратов, 2004. — 21 с.
  11. , Е. А. Социальная роль и активность личности Текст. / Е. А. Ануфриев. М.: изд-во Московского ун-та, 1971. — 152 с.
  12. , А. В. Военная педагогика : учебное пособие Текст. / А. В. Барабаныциков. М.: Воениздат, 1966. — 374 с.
  13. , А. В. Проблемы психологии воинского коллектива: учебное пособие Текст. / А. В. Барабанщиков, А. Д. Глоточкин, Н. Ф. Феденко, В. В. Шеляг. М.: Воениздат, 1973. — 302 с.
  14. , А. В. Основы военной психологии и педагогики: учебное пособие Текст. / А. В. Барабанщиков. М.: Воениздат. 1981. -366с.
  15. , А. В. Военная педагогика и психология: учебное пособие Текст. / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко.-М.: Воениздат, 1986.-240с.
  16. , Ю. К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 558с.
  17. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : Методические основы Текст. / Ю. К. Бабанский. М., 1982. — 192 с.
  18. , Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х тт. Текст. /Н. А. Бердяев. -М.: Искусство: ИЧП «Лига», 1994.-315 с.
  19. , С. М. Психология научного творчества Текст. / С. М. Берштейн //Вопросы психологии. 1965.- № 3.- С. 56−60.
  20. , С. М. О природе научного творчества (по зарубежным материалам) Текст. / С. М. Берштейн // Вопросы философии. 1966. — № 6.-С. 120- 124.
  21. , В. В. Текст.: Автореферат на соискание степени канд. пед. наук.
  22. , В. А. Опыт системного исследования педагогического процесса в клубе Текст.: автореф.. дис. канд. пед. наук / В. А. Беседина М., 1980 — 20 с.
  23. , В. М. Творчество с точки зрения рефлексологии Текст. / В. М. Бехтерев, С. О. Грузенберг- Л.: 1924. 287 с.
  24. М. Чудо, которым была Индия Текст. / М. Бешем. М., 1977.
  25. , М. А. Творчество в науке и технике Текст. / М. А. Блох. Пг.: 1920. -186 с.
  26. , Л. В. Критический анализ социолого-педагогических концепций воспитания (на материалах ФРГ) Текст.: автореф.. дисс. канд. пед. наук. М., 1977. — 16 с.
  27. , Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности Текст. / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 416 с.
  28. , Д. Б. Об одном из походов исследования интеллектуального творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская. // Вопросы психологии. 1976. -№ 4.
  29. , Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская. -Ростов-на-Дону.: РГУ., 1983. -173 с.
  30. , Д. Б. Пути к творчеству Текст. / Д. Б. Богоявленская. -М., 1981. 79 с.
  31. , А. В. Воображение и творчество Текст. / А. В. Брушлинский // Проблемы научного и технического творчества. М., 1976. -С 11.
  32. , JI. П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений Текст. / Л. П. Буева. -М., 1972. С. 3−16.
  33. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечение в Средние века Текст. / Э. Э. Виолле-ле-Дюк. Пер. с фран. СПб., 1997.
  34. , В. В. Педагогика школы в двух словах : конспект- пособие для студентов-педагогов и учителей. Текст. / В. В. Воронов М., 1999. — с. 69−71.
  35. , М. С. Психолого-педагогические условия адаптации курсантов первого курса к учебной деятельности в военном вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. С. Вронов Саратов, 2003. — 214 с.
  36. , И. П. Приобщение школьников к творчеству Текст. / И. П. Волков -М.: Педагогика, 1982. 136 с.
  37. , И. Ф. Творческие методы и художественные системы Текст. / И. Ф. Волоков М.: Искусство, 1989. — 250 с.
  38. , А. С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы Текст.: дис.. канд. психол. наук. / А. С. Волович. М., 1990
  39. , Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1986. — 328 с.
  40. , Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991.- 90 с.
  41. , Л. В. Русские народные игры. Текст. / Л. В. Вылова. М., 1988.
  42. , Л. Г. Психолого педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых Текст./ Л. Г. Вяткин // Развивающее обучение. Проблемы и решения. — Саратов. — 1994. — 92 с.
  43. , Л. Г. Учение и творчество. Текст. / Л. Г. Вяткин // Материалы Республиканской научно-практической конференции «К. Д. Ушинский и современное образование (к 170-летию со дня рождения)». Саратов, 1994.-224 с.
  44. , Л. Г. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых (акмеологические аспекты) Текст. / Л. Г. Вяткин, Ю. И. Тарский. Саратов: 1994. -92 с.
  45. , В. Н. Национальные праздники и обряды или праздничность как феномен русской культуры. Текст. / В. Н. Гагин. М., 2005.
  46. , С. А. Исторический опыт культурного строительства впервые годы советской власти. Текст. / С. А. Галин. М., 1990.
  47. , П. Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. — С.20
  48. , М.Л. Прогресс видимый и невидимый. Текст. / М. Л. Галлай.// Изобретатель и рационализатор № 9, 1994. с. 26−28
  49. , Н.О. Проектный метод в изучении PowerPoint Текст. / Н. О. Гафурова, Е. Ю. Чурилова // Информатика и образование. 2002. — № 9. -С. 23−26.
  50. , Е. Н. Коллективная творческая деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки будущего учителя Текст.: автореф.. дис. канд. пед. наук. / Е. Н. Глубокова Л., 1989. — 16 с.
  51. , С. С. О природе эстетического творчества Текст. / С. С. Гольдендрихт. М.: Московский ун-т, 1966. — 248 с.
  52. , P. M. Творчество и преодоление стереотипов Текст. / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб.: OMS. 1994. — 465 с.
  53. , В. Е. Русская народная художественная культура: теоретические очерки. Текст. / В. Е. Гумев. СПб., 1993.
  54. , Р. Г. Социологические проблемы воспитания Текст. / Р. Г. Гурова -М.: Мысль, 1967. 175 с.
  55. , В. П. Народная культура средневековья. Текст. / В. П. Даркевич. М., 1988.
  56. , В. И. Толковый словарь живого великорусского язы ка. Текст. 2 изд. перераб. и доп. — M.: 1 (881), 1995. — Т. 2. — 780с.
  57. В. П. Народная культура средневековья. Текст. / В. П. Даркевич-М., 1988.
  58. , В. Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин Санкт-Петербург: «Питер», 2000. — 368 с.
  59. , И. Н. Психолого-педагогические условия и средства социализации личности в военном вузе Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. Н. Дубовицкий. Саратов: 2001. — 187 с.
  60. , М. И. Психология высшей военной школы : учебное пособие Текст. / М. И. Дьяченко. М.: ВПА, 1983. — 172с.
  61. , М. И. Психология высшей школы Текст. / М. И. Дьяченко, JI. А. Кондыбович. -Минск: издательство БГУ, 1981 г. С.-383.
  62. , Д. Собрание сочинений., T. VI Текст. / Д. Дидро. M ., 1946.
  63. , А. Избранные педагогические сочинения Текст. / А. Дистервег — М.: Учпедгиз, 1956. -374 с.
  64. , Е. В. Развитие творческой активности студентов в военном вузе Текст.: дисс.. канд. пед. наук. / Е. В. Дмитриева Оренбург,: 2002. — 188 с.
  65. , Г. А. Свободное время и развитие личности Текст. / Г. А. Евтеева // Советская педагогика. 1980. — № 11. -С. 100−108.
  66. , А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности библиотек : учебно-методическое пособие / А. Д. Жарков. М.: Либерея-Бибинформ, 2008 — 240 с.
  67. , В. П. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности учащихся лицейских классов и курсантов военных училищ Текст.: дис.. д-ра пед. наук / В. П. Жуковский. Саратов, 1997.-400 с.
  68. , Л. Ф. Проблемы формирования военно-профессиональной пригодности и направленности личности будущих офицеров Текст. /Л. Ф. Железняк. -Минск, 1976. 360с.
  69. , Л. Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера : учебное пособие Текст. / Л. Ф. Железняк. М.: ВПА, 1979.- 140с.
  70. , Л. В. Память школьника. (Ее психология и педагогика) Текст. / Л. В. Занков. -М.': Учпедгиз. 1944. -127 с.
  71. , В. И. Педагогическое творчество учителя Текст. / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1987. -386 с.
  72. , И. Ф Творческая самореализация учителя:культурологический подход, учебное пособие. Текст. / И. Ф. Исаев, М. И. Ситникова. Москва-Белгород: изд -во БГУ, 1999. -224 с.
  73. , Т. Город солнца. Текст. / Т. Кампанелла. М.: АН СССР, 1954. -228 с.
  74. В.В. Формирование профессиональной готовности студентов факультета физической культуры и спорта на основе реализации заданного подхода: автореферат дис.. кандидата педагогических наук Текст. /В.В. Кадомцев. Пенза, 2006. — 210 с.
  75. , Э. Критика способности суждения. Соч. В 6-и тт. Т. 5. Текст. / Э. Кант. М.: Мысль, 1966. — С. 345.
  76. , Н.И. Современные концепции эстетического воспитания: (Теория и практика) Текст. / Н. И. Киященко. РАН. ин-т философии М. — 1998. — 302 с.
  77. , Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. Текст. / Я. А. Коменский. -М.: Учпедгиз, 1932.-349с.
  78. , В. М. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. Текст. / В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. — 270 с.
  79. , Е. М. Культурно-досуговая деятельность населения России. (1945−1985). Текст. / Е. М. Клюсько. -М., 1999.
  80. Кон, И. С. Юность как социальная проблема: Общество и молодежь. -М., 1973. С 22−51.
  81. Кон, И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. Текст. / И. С. Кон. -М.: Знание. 1987. 64 с.
  82. Кон И. С. Социология личности. Текст. / И. С. Кон. М, 1968. — 383 с.
  83. , А. М. Отражение, познание, творчество. Творчество и социальное познание Текст. / Под ред. A.M. Коршунова, С. С. Гольдентрихта. -М.: МГУ, 1982.-400 с.
  84. , Л. И. Философско-методологические проблемы творчества развитие творческой активности студентов в учебной, научноисследовательской и социально-политической деятельности. Текст. / Л. И. Коханович. — М.: НИИВШ, 1990-С.5−12
  85. , В. И. Педагогическая технология формирования мотивации учебной деятельности курсантов военных вузов ВВ МВД России Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. И. Киселёв. Саратов: [Б. и. ], 1998. — 145 с.
  86. , Р. А. Эстетика: учебник, для студ. высш. учеб. Заведений Текст. / Р. А. Куренкова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-367 е.: ил.
  87. , Д. Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Текст. / Д. Леонтьев // Материалы чтений памяти Л. С. Выготского: Четвертая Международная конференция. М.: РГГУ, 2004, с. 214−223.
  88. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических заведений. Текст. / Б. Т. Лихачев. М. — 1996. с.281−295.
  89. , Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное, пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. Текст. / Б. Т. Лихачев. -М.: Просвещение, 1985. 176 с.
  90. , В. А. Формирование творческого потенциала личности воспитателя в педвузе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. / В. А. Лисовская. -Киев.- 1984. 170 с.
  91. , Р. Ф. Творчество и критическое мышление. Хрестоматия по общей психологии. Текст. / Г. Линдсей, К. С. Халл, Р. Ф. Томпсон. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 400 с.
  92. Лук, А. Н. Юмор, остроумие, творчество. Текст. / А. Н. Лук. М.: Искусство. 1977. — 183 с.
  93. Лук, А. Н. Мышление и творчество. Текст. / А. Н. Лук. М.: Политиздат, 1976. 343 с.
  94. , А. С. О воспитании молодёжи: сб. избр. педагогических произведений 2-е издание Текст. /A.C. Макаренко. М.: Трудрезервиздат, 1951.-396с.
  95. , Э. М. Развитие творческой активности студентов не языкового вуза Текст.: дисс.. канд. пед. наук. / Э. М. Мизюрева. -Саратов. 2002-
  96. , А. М. Развитие творческой активности у школьников. Текст. / А. М. Матюшкин. М., Педагогика, 1991. 160 с.
  97. , А. М. Психологическая структура развития познавательной активности. Текст. / А. М. Матюшкин.// Вопросы философии. 1982. -№ 4 — С. 15−18.
  98. , А. М. Концепция творческой одаренности Текст. / А. М. Матюшкин. // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С 29−33.
  99. , А. Мотивация и личность Текст./ А. Маслоу. СПб.: Евразия. 1999.-497 с.
  100. , Н. А. Психологические проблемы активности личности в обучении. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Текст. / редакция И. И. Ильякова, В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1981.-304 с.
  101. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности Текст. / А. А. Мелик-Пашаев. М.: Знание, 1981.- 96 с.
  102. Мелик-Пашаев, А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству Текст.: Автореферат дис. .д-ра психол. наук / А. А. Мелик-Пашаев. РАО, Психологический инст т им. Л. Г. Щукиной. -М., 1994.-36 с.
  103. Мелик-Пашаев, А. А. Способности человека к художественному творчеству. Текст. / А. А. Мелик-Пашаев // «Искусство в школе», № 4, Москва: Просвещение, 1996, — С. 11−14.
  104. Мелик-Пашаев, А. А, Ступеньки к творчеству Текст. / A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская-М.: Педагогика, 1987. -126 е.: ил.
  105. , М. Избранное. Текст. / М. Мортен. М.: Наука, 1988.410 с.
  106. Мор, Т. Утопия. Текст. / Т. Мор М.: Наука, 1978. — 415 с.
  107. , А. В. Общение как фактор воспитания школьников. Текст. / А. В. Мудрик. М.: педагогика. 1984. — 112 с.
  108. , А. В. Что такое социализация? Текст. / А. В. Мудрик. -М., 1993.- 16с.
  109. Наставление по морально-психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России. Текст. М.: 2002.
  110. , JI. Р. Развитие творческой активности учащихся основной школы в процессе изобразительной деятельности с использованием информационных технологий Текст.: дис. канд. пед. наук: / JI. Р. Назарова. -М.- 2002. 160 с.
  111. Новейший энциклопедический словарь Текст. / М.: ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во ACT», ООО «Изд-во Транзиткнига», 2004. -1424с. :ил.
  112. , В. Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития. Текст. / В. Е. Новаторов // Вестник Омского университета, 1999, вып. 3. С. 109−114.
  113. Общевоинские уставы вооруженных сил РФ Текст. М.: Воен.издат. 2007.
  114. Основы эстетического воспитания Текст. / под ред. М. А. Кушаева. М., 1986.
  115. , О. Эстетика и психология художественного творчества. Миф о рождении героя. Текст. / О. Ранк. -М.: 1997, с.117−132.
  116. JI.H. электронный ресурс, код доступа http://books.mesi.ru.
  117. , В. Д. Основы социально-психологической теории. Текст. / В. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971. — 351 с.
  118. Платон Учение об Эросе, http://www.cool4Student.ги/
  119. , И. Г. Статьи и отрывки из педагогических сочинений Текст. / И. Г. Песталоцци М.: учпедгиз, 1939. — 112 с.
  120. , И. Г. Избранные педагогические сочинения. В 2х т., т.2. Текст. / Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1982. -416с
  121. Я.А. Психология творчества. Текст. / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1973. 567 с.
  122. , Я. А. Психология творчества и педагогика. Текст. / Я. А. Пономарев. -М.: Педагогика 1976. 280 с.
  123. , И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. Текст. / И. П. Подласый М., 1999.- кн.2. с.168−172.
  124. , В. Сознание и творчество. Текст. / В. Полонский. -Л., 1934.
  125. Полунина развитие творческой активности личности
  126. , В. В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся Текст.: дисс. докт. пед. наук. / В. В. Полукаров. М .: 1994. — 450 с.
  127. , А. И. Небо войны: 6-е изд. Текст./ А. И. Покрышкин 1980. 447с.
  128. , М. М. Стимулировать творчество учащихся Текст. / М. М. Поплавский // Сов. педагогика. -1989. № 6. — С. 78−81.
  129. Социально-педагогические основы организации досуга учащейся молодежи: дис. докт. пед. Наук. Л., 1990.
  130. , Е. Л. В союзе с красотой Текст. / Е. Л. Праслова. -М., 1987.
  131. Проблемы научного творчества Текст.// Сб. аналит. Обзоров -М.:ИНИОН-1983.- 162 с.
  132. Приказ Министерства Обороны РФ № 456 от 11 сентября 1997 г. Текст.
  133. Психологический словарь Текст. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: 1990. — 354с.
  134. Г. В. Формирование эстетического вкуса младших школьников: На примере изучения творчества К. Г. Паустовского: автореферат дис.. кандидата педагогических наук: Текст. / Г. В. Раицкая. — М.: 2001.-2001.-190 с.
  135. Развитие творческой активности школьников Текст. / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика 1991. — 110 с.
  136. , Т. Творческое воображение. Текст. / Т. Рибо. СПб., 1901. С. 132−140.
  137. , И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе Текст. / И. И. Родак // Советская педагогика. 1959. — № 4-С. 69−77
  138. , С.Л. Проблемы общей психологии. Текст. / С. Л. Рубинштейн. М .- Педагогика, 1973.-423 с.
  139. , Ж.- Ж. Об искусстве. Текст. / Ж. Ж. Руссо. -Л., 1959
  140. Система эстетического воспитания школьников Текст. / под ред. С. А. Герасимова. М., 1983.
  141. , М. П. Формирование творческой личности студента педвуза на основе использования театрального метода Е.Б.Вахтангова
  142. Текст.: автореф. дисс. канд. пед. наук: / М. П. Семаков. М. — 2007. -220 с.
  143. , В. Д. Община и клуб: Воспитательный потенциал и его пределы. Научно-методические рекомендации в адрес педагогических коллективов. Текст. / В. Д. Семенов Екатеринбург. — 1993. — 39 с.
  144. , И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. Текст. / И. Н. Семенов. // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 45.
  145. , В. А. Педагогика: учебное пособие. Текст. / В. А. Сластени. М .- 2002. с.320−325.
  146. Словарь практического психолога Текст. / Сост. С. Ю. Головин. Минск.: Харвест, 1997. — с.662
  147. , Е. И. Клубные объединения: учебное пособие. Текст. / Е. И. Смирнов. -М.: Просвещение, 1977. 158 с.
  148. , Ю. А. Методика воспитательной работы в клубе: учебное пособие, пособие. Текст. / Ю. А. Стрельцов. М.: Просвещение, 1979.-224 с.
  149. , Ю. А. Педагогические основы работы с клубным коллективом: учебное пособие Текст.. / Ю. А. Стрельцов. М .- МГИК, 1979.-88 с.
  150. , Б. Ф. Философия и психология творчества научно -методическое пособие для аспирантов и молодых преподавателей Текст. / Б. Ф. Сорокин. -М.- 2000 г.
  151. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Текст. / В. А. Сухомлинский М., 1980.- Т.2. с.352−370.
  152. И.С. Научное творчество. Текст. / И. С. Сумбаев -Иркутск: Кн. изд, 1957. 112 с.
  153. , A.B. Наука побеждать Текст. / A.B. Суворов -М. :Воениздат, 1980. С. 29
  154. , И. Д. Страницы пережитого Текст.//Жизнь для книги. / И. Д. Сытин. -М., 1978.
  155. Творчество в научном познании Текст. / Под общ. ред. Д. И. Широканова, Ю. А. Харина Минск: «Наука и техника», 1976. — 232 с.
  156. , Б. М. Ум полководца. Текст. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1990.-208с.
  157. Требования ГКВВ МВД России
  158. , В. Е. Теоретические основы воспитательной деятельности советского клуба Текст.: автореф. дис.. д-ра. пед. наук. / В. Е. Триодин Л. 1984. -43 с.
  159. , В. Е. Педагогика клубной работы Текст. / В. Е. Триодин. -М.: Сов. Россия. 1984, — 152 с.
  160. , К. Д. Собрание сочинений. Т.8. Текст. / К. Д. Ушинский. М.: АГП РСФСР, 1950.-776 с.
  161. Философский словарь Текст. / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд,-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
  162. , Г. И. Клубы для детей и их место в воспитании подрастающего поколения (1917−1929). Текст. /Г. И. Фролова. Л., 1969.
  163. , Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. Текст. / Г. И. Фролова. — М.: Просвещение, 1985. — 162 с.
  164. , И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. Текст. / И. Ф. Харламов.-М ., 1997.
  165. , Т. В. Активизация учения школьников. Текст./ Т. В. Шамова. -М.: Педагогика, 1982,-208 с.
  166. , И. В. Проблемы подготовки офицерских кадров в ввузах внутренних войск МВД России: монография Текст. / И. В. Шевченко. Саратов, Изд-во Сарат. воен. ин-та, 1999. — 100с.
  167. , А.Т. Проблемы теории творчества Текст.. / А. Т. Шумилин. -М.: Высш. Шк., 1989.-141 с.
  168. , П. К. Теория творчества Текст. / П. К. Энгельсмеер. СПб., 1910.
  169. , Э. Г Методологические проблемы исследования самоорганизующихся систем. Проблемы методологии системного исследования Текст. / Э. Г. Юдин. М.: 1970. — 360с.
  170. , Е. Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение.-2-е изд. Текст. / Е. Г. Яковлев. М.: КДУ, 2005.-640 с.
  171. , Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся Текст. / Под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. — 78 с
  172. , П.М. Процесс творческой работы изобретателя. Текст. / П. М. Якобсон М. -Л.: «Знание, 1934. — 317 е.».
  173. , М. Г. Психология творчества и творчество в психологии, электронный ресурс, код доступа http://www.metodolog.ru/. / М. Г. Ярошевский // Вопросы психологии. 1985. -№ 6,
  174. , М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии. Текст. / М. Г. Ярошевкий. М.: наука, 1977. 423 с.
  175. Guilford J.P. Measurement of creativity. Exploration in creativity Text. / J.P. Guilford N.Y., 1967,-P. 281−287.
  176. A.J. //Europian journal for Hig ability Text.-1992.-vol. 3(2).- P.130
  177. Mead M, The Changing Cultural Patterns of Work and Leisure Text. / M. Mead Washington, 1967,
Заполнить форму текущей работой