Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы цель исследования была достигнута и поставленные задачи решены. Общие выводы работы подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы и позволяют сформулировать идеи, обогащающие исходные теоретические позиции. В ходе исследования доказана не только необходимость, но и возможность включения младших школьников в учебно-исследовательскую… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВКЛЮЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТ
    • 1. 1. Сущностные характеристики учебно-исследовательской деятельности школьников
    • 1. 2. Возрастные возможности младшего школьника, обеспечивающие его готовность к активному включению в учебно-исследовательскую деятельность
    • 1. 3. Особенности организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе
  • ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВКЛЮЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТ
    • 2. 1. Основные тенденции, характеризующие организацию учебноисследовательской деятельности в начальной школе
    • 2. 2. Программа включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность
    • 2. 3. Реализация программы включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность
  • ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Педагогические условия включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления, закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. Исследовательский интерес — качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В дошкольном возрасте ребенок проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать и экспериментировать. Проявляет интерес к познавательной литературе, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.

Однако, несмотря на преобразования и достижения в области начального образования в общеобразовательной школе, ощущается пассивность учащихся при усвоении учебного материала, снижение активности и самостоятельности, что приводит к снижению уровня образования, неспособности учащихся самостоятельно добывать знания. Эмпирический опыт свидетельствует, что в начальной школе нередко гасится здоровое детское любопытство и творческий потенциал дошкольников, исчезает детская инициативность, потребность в исследовательской деятельности. В силу этого необходим активный поиск благоприятных условий организации учебной исследовательской деятельности школьников в системе начального образования.

В современном педагогическом пространстве имеется необходимая совокупность знаний для постановки и решения проблем, связанных с изучением возможностей исследования в учебной и внеучебной деятельности школьников (Л.В. Будкеева, Т. В. Бондарук, В. А. Вединяпина, Е. И. Ильин, И. Я. Лернер, А. П. Тряпицына и др.), однако в этих исследованиях учебно-исследовательская деятельность в начальной школе не была предметом специального изучения. Разрабатывается теория организации исследования младших школьников (Л.П. Виноградова, С. Г. Воровщиков, М. М. Новожилова, А. И. Савенков и др.), но педагогические условия включения детей в учебно-исследовательскую деятельность не находят в ней всестороннего отражения. В психолого-педагогических исследованиях (Ш.А. Амонашвили, Г. И. Вергелес, В. В. Давыдов, Е. В. Саутина, Г. И. Щукина и др.) изучены различные проблемы развития личности младшего школьника в образовательном процессе и способы содействия этому развитию. Однако, в этих работах специально не рассматривались педагогические условия включения детей в учебно-исследовательскую деятельность.

Таким образом, общественная значимость, недостаточная теоретическая разработанность проблемы включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность и ее практическая востребованность определили тему исследования: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

Объект исследования: учебно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы.

Предмет исследования: педагогические условия включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность.

Цель исследования: выявить педагогические условия включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность.

Гипотеза исследования. Исследование строилось на предположении, что педагогические условия включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность будут выявлены, если будет:

— выявлена сущность учебно-исследовательской деятельности школьника и определено ее место в общей системе его деятельности;

— раскрыты возрастные возможности младших школьников, позволяющие им активно осваивать окружающую действительность посредством данной деятельности;

— обоснован и реализован подход к построению этой деятельности как фактору обогащения индивидуального исследовательского опыта младших школьников.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущностные характеристики учебно-исследовательской деятельности и определить ее место в общей системе деятельности школьника.

2. Выявить возрастные возможности младшего школьника, обеспечивающие его готовность к активному включению в учебно-исследовательскую деятельность.

3. Обосновать особенности организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактора обогащения индивидуального исследовательского опыта младших школьников.

I 4. Разработать и реализовать программу опытно-экспериментальной работы по включению младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической, философской литературы, программно-методической продукциианализ и обобщение опыта практической деятельности образовательного учрежденияпедагогический экспериментдиагностические методы (включенное наблюдение, беседы, анкетирование, I изучение продуктов деятельности и др.) — методы статической обработки первичных данных.

Теоретико-методологические источники исследования:

• философские, психолого-педагогические труды, раскрывающие сущность деятельности и общения как факторов развития человека в его жизнедеятельности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Г. Гегель, И. Кант, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др.);

• психолого-педагогические труды (В.И. Андреев, Т. А. Беспамятных, Б. А. Викол, Л. П. Виноградова, Н. И. Голавская, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, М. В. Кларин, А. В. Леонтович, И. Я. Лернер, А. С. Обухов, М. Н. Скаткин, Н. В. Тельтевская и др.), обращенные к раскрытию сущности учебно-исследовательской деятельности и исследовательского опыта;

• исследования, характеризующие возрастные особенности развития дошкольника и младшего школьника (Л.И. Божович, А. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, Н. Ф. Круглова, В. А. Крутецкий, М. И. Лисина, А. А. Люблинская, B.C. Мухина, Н. В. Нижегородцева, Л. Ф. Обухова, Н. Н. Подъяков, Н. Б. Шумакова, Д. Б. Эльконин и др.);

• труды, связанные с организацией учебно-исследовательской деятельности младших школьников (Ю.К. Бабанский, Т. Н. Байбара, Е. В. Бондаревская, Д. Брунер, А. В. Брушлинский, Л. П. Виноградова, Б. В. Всесвятский, В. И. Зверева, A.M. Матюшкин, М. Монтессори, В. Ф. Натали, Е. С. Полат, В. Оконь, П. И. Пидкасистый, Б. Е. Райков, А. И. Савенков, А. Э. Симановский, Р. Стернберг, К. Д. Ушинский, И. С. Якиманская и др.).

В основу исследования были положены: идеи о человеке как о развивающемся индивиде, личности, субъекте деятельности и индивидуальностиидеи об образовании и деятельности как факторах развития человека на различных его возрастных этапахидеи об образовательном процессе в начальной школе как о деятельностном, ориентированном на обогащение опыта ребенкаидеи о взаимосвязи научного и учебного познания как основе реализации возможностей ученических исследований.

Базой исследования явились школы № 8, 10, 17, 24, 33, 35, 36 г. Архангельска. В констатирующем эксперименте приняли участие 173 человека (учащиеся, педагоги, родители). Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средней общеобразовательной школа № 8 г. Архангельска.

Этапы и организация исследования. Исследование носило поэтапный характер и проводилось в период с 2002 г. по 2006 г.

На первом этапе (2002 — 2003 гг.) проводился анализ психолого-педагогической литературы с целью определения степени разработанности проблемы, уточнялись методологические и теоретические основы исследования, проводился констатирующий эксперимент по выявлению основных тенденций, характеризующих организацию учебно-исследовательской деятельности в начальной школе, разрабатывалась программа включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность.

На втором этапе исследования (2003 — 2006 гг.) одновременно с дальнейшим уточнением теоретических позиций осуществлялась опытная проверка педагогических условий включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность. к На третьем этапе исследования (2006 г.) проводился анализ, систематизация, теоретическое осмысление и обобщение полученных результатов опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Учебно-исследовательская деятельность как неотъемлемый элемент системы деятельности современного школьника:

• является разновидностью учебно-познавательной деятельности;

• ориентирована на созидание школьником материальных и духовных ценностей, имеющих субъективное значение, на процессы изменения, развития, преобразования действительности и собственной индивидуальности;

• осуществляется как индивидуально, так и коллективно;

• реализуется с помощью разнообразных средств (имеющиеся знания, средства языковой системы, умственные действия и операции, инструменты, схемы, технические средства и т. д.).

2. Учебно-исследовательская деятельность сообразна ситуации развития младших школьников. Готовность младшего школьника включиться в эту деятельность в процессе школьного обучения обеспечивается:

• развитым познавательным интересом ребенка, который, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на все новое (любопытства), постепенно переходит в любознательность и трансформируется в потребность убедиться в истине;

• наличием в этом возрасте тенденции к произвольной постановке вопроса в проблемной ситуации;

• интенсивным развитием у него мыслительных действий, которые начинают выступать в качестве способов умственной деятельности;

• опытом использования им средств и способов познания (наблюдение, моделирование, экспериментирование, сравнение, классификация);

• его способностью к взаимодействию с другими в самых разных обстоятельствах;

• опытом включения его в различные виды деятельности;

• способностью к творчеству, которая позволяет ребенку гибко трансформировать один вид деятельности в другой.

3. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе единства личностного, ситуационного и задачного подходов предполагает:

• тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциацию этого опыта по выраженности различных его составляющих (когнитивного, деятельностного, аксиологического);

• создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем;

• конструирование системы учебно-исследовательских задач, сориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.

4. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность обогащает исследовательский опыт детей, если:

• обеспечена взаимосвязь этой деятельности с другими видами деятельности, организуемыми в образовательном процессе начальной школык • учебное исследование осуществляется на основе возрастных особенностей детей, с опорой на их индивидуальный предшествующий опыт, с учетом специфики начальной школы;

• учитель осознает значимость учебно-исследовательской деятельности в развитии младших школьников и владеет методикой включения детей в эту деятельность;

• родители сориентированы на необходимость и возможность обогащения исследовательского опыта детей, оказывают помощь в проведении детского исследования, проявляют заинтересованность в личностных достижениях ребенка.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в том, что:

— учебно-исследовательская деятельность рассмотрена как неотъемлемая составляющая всей системы деятельности младшего школьника;

— конкретизированы компоненты развития личности младшего школьника, обеспечивающие активное включение ребенка в учебно-исследовательскую деятельность;

— уточнены особенности организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактора обогащения индивидуального исследовательского опыта младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что педагогическая наука обогащается современными знаниями о сущности и особенностях организации учебно-исследовательской деятельности в начальных классах, о педагогических условиях, способствующих успешному включению младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны методики изучения исследовательского опыта младших школьников, программа включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность. Практическую значимость имеют предложенные учебно-исследовательские задачи, ориентированные на возможности учебных предметов и внеучебную деятельность школьников. Разработанный инструментарий и обобщенный опыт могут быть использованы в практике деятельности общеобразовательных учреждений, в системе повышения квалификации учителей начальных классов, в процессе учебно-профессиональной подготовки студентов.

Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается непротиворечивостью и четким обозначением теоретико-методологических позиций, формированию которых способствовал анализ литературы по проблеме исследованияприменением методов исследования, адекватных его предмету, целям и задачамличным участием автора в опытно-экспериментальной работе, направленной на решение системы задач исследованияположительными результатами эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через обсуждение основных положений исследования на заседаниях кафедры педагогики Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносовамеждународных педагогических чтениях: «Формирование профессиональной культуры будущего специалиста» (Архангельск, 2003), «Проблема формирования профессиональной культуры будущего специалиста» (Архангельск, 2004) — научно-практической конференции «Развивающее обучение в современной начальной школе» (Архангельск, 2004) — Интернет-конференции «Преемственность и новаторство в образовании: опыт, проблемы, перспективы» (2006 г.).

Результаты исследования опубликованы в научных сборниках.

Структура и содержание работы соответствуют логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента были выявлены основные тенденции, характеризующие организацию учебно-исследовательской деятельности в начальной школе.

Анализ образовательной ситуации в экспериментальной школе показал, что педагогический коллектив сориентирован на создание развивающей образовательной среды, способствующей включению младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность, но ряд вопросов требует специального рассмотрения и решения.

Далее мы установили, что учителя начальных классов стараются включить в обучение методы и приемы исследовательской деятельности, явно не осознавая, что у младших школьников имеются предпосылки к целостному исследованию сообразно их возрасту.

Затем было выявлено, что родители, осознавая природную любознательность ребенка, не поддерживают стремление детей к исследованию.

На следующем этапе диагностического исследования мы выявили, что учителями возможности учебного материала для организации учебного исследования выявляются и реализуются частично. Особенно настораживает позиция учителей в применении учебно-исследовательских задач.

Далее было установлено, что исследовательский опыт первоклассника отражает возрастные особенности ребенка: наибольшие показатели были выявлены в аксиологической компоненте опытасамые незначительные — в когнитивном.

Затем были установлены принципы, цели и задачи программы включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельностьна конкретных примерах было показано, как в процессе проектирования и поэтапной реализации программы создавались и реализовывались педагогические условия включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность.

Проводя диагностику исследовательского опыта детей в конце каждого года обучения, мы убедились, что поэтапная реализация программы — наиболее эффективный путь построения учебно-исследовательской деятельности, в результате которого обогащается индивидуальный исследовательский опыт ребенка. Каждый этап обучения вносит в организацию учебно-исследовательской деятельности свои особенности. Учитель, опирающийся на реальные возрастные и индивидуальные достижения ребенка, обеспечивает поступательное развитие его исследовательского опыта.

Мы убедились, что организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников требует специальной научно-методической подготовки учителя, включения родителей в процесс обогащения опыта ребенка.

На аналитико-обобщающем этапе исследования данные об успешности развития исследовательского опыта ребенка по компонентам опыта и на основе выделенных критериев и показателей рассматривались в динамике. Фиксировались тенденции развития этих показателей применительно к разным этапам обучения. Полученные результаты свидетельствовали о положительной динамике обогащения исследовательского опыта младших школьников: существенно обогатились представления младших школьников об исследовательской деятельности, ее способах и средствах, появилась потребность узнавать о научных открытияхобнаружилось стремление к самостоятельному исследованию и поиску новых, нестандартных решенийосновным мотивом деятельности был мотив эмоциональной удовлетворенности, самовыражения.

Программа опытно-экспериментальной работы, состоявшая из четырех этапов, реализована полностью. Каждый этап эксперимента позволял не только подтвердить замысел исследования, сделать определенные выводы, но и имел практическую значимость. Таким образом, анализ опытно-экспериментальной работы подтвердил сделанное предположение о том, что включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность происходит при определенных условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящем исследовании предлагается один из возможных путей реализации педагогических условий включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность, в результате чего обогащается исследовательский опыт детей.

Последовательное решение поставленных задач и целенаправленное использование научно-педагогических методов позволило раскрыть теоретико-методологические основы исследования.

Были выявлены сущностные характеристики учебно-исследовательской деятельности и определено ее место в общей системе деятельности школьника. В ходе исследования установлено, что школьник включается в разнообразные виды деятельности, которые различаются по своей направленности, по субъектам деятельности, по характеру. Теоретический анализ позволил определить, что учебно-исследовательская деятельность как разновидность учебно-познавательной направлена на освоение учениками содержания образования в логике решения учебно-исследовательских задач. При этом усложнение содержательной и совершенствование процессуальной сторон учебно-познавательной деятельности происходит через приобщение учащихся к простейшим видам научного исследования.

В диссертации на основе теоретического анализа работ, обращенных к проблемам учебно-исследовательской деятельности, показаны возможности этой деятельности для обеспечения субъектной позиции школьника, передачи ему инициативы в организации и осуществлении своего познания окружающей действительности. Было установлено, что учебно-исследовательская деятельность ориентирована на созидание школьником материальных и духовных ценностей, имеющих субъективное значение, на процессы изменения, развития, преобразования действительности и собственной индивидуальности.

Далее в диссертации раскрыты сущностные характеристики учебно-исследовательской деятельности (мотивированность, осознанность, активность) и конкретизированы ее структурные компоненты (цель, субъект, объект, средства, результат). Показано, что эта деятельность осуществляется как индивидуально, так и коллективно, реализуется с помощью разнообразных средств (имеющиеся знания, средства языковой системы, умственные действия и операции, инструменты, схемы, технические средства и т. д.).

Теоретический анализ позволил определить, что учебно-исследовательская деятельность обогащает взаимосвязь между трудом, познанием и общением, выступает важным средством их дальнейшего развития. Было установлено, что в учебно-исследовательской деятельности ученик не только усваивает духовные ценности, отражающие объективные законы природы и общества, межчеловеческих отношений и жизни самого человека, но и реализует свои творческие возможности.

В диссертации выделено, что учебно-исследовательская деятельность, синтезируя познание, общение и труд, содействует эффективности образовательного процесса за счет активизации учащихся, побуждения их к самостоятельности, развития их склонностей в определенной предметной области.

На основе теоретического анализа в диссертации сделан вывод, что одно из условий включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность — обеспечение взаимосвязи этой деятельности с другими видами деятельности, организуемыми в образовательном процессе начальной школы.

Далее в диссертации на основе конкретизации и обобщения исследовательских данных о возрастных особенностях дошкольников и младших школьников доказано, что ребенок, поступающий в школу, обладает возможностями, позволяющими ему активно осваивать окружающую действительность посредством учебно-исследовательской деятельности. В связи с этим показано, что готовность младшего школьника включиться в эту деятельность в процессе школьного обучения обеспечивается развитым познавательным интересом ребенка, тенденцией к произвольной постановке вопроса в проблемной ситуации, интенсивным развитием мыслительных действий, опытом использования средств и способов познания, способностью к взаимодействию с другими в самых разных обстоятельствах, опытом включения в различные виды деятельности, способностью к творчеству.

В диссертации подчеркнуто, что учебно-исследовательская деятельность сообразна ситуации развития младших школьников. Сделан вывод, что организация учебно-исследовательской деятельности на основе возрастных особенностей детей, с опорой на их индивидуальный предшествующий опыт, с учетом специфики начальной школы — одно из условий включения младших школьников в эту деятельность.

Далее в диссертации обоснованы особенности организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактора обогащения индивидуального исследовательского опыта младших школьников.

На основе теоретического анализа и обобщения различных подходов к организации образовательного процесса в диссертации раскрыты возможности взаимодополнения личностного, ситуационного и задачного подходов к организации учебно-исследовательской деятельности в современной начальной школе.

Было выявлено, что организация учебно-исследовательской деятельности в начальных классах предполагает тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников, создание исследовательских ситуаций и конструирование системы учебно-исследовательских задач.

Вслед за этим было определено, что успешность организации учебно-исследовательской деятельности обеспечивается психологической и методической готовностью учителя, а также взаимодействием школы и семьи ребенка. В связи с этим сделан вывод, что включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность обогащает исследовательский опыт детей, если учитель осознает значимость учебно-исследовательской деятельности в развитии младших школьников и владеет методикой включения детей в эту деятельность. Подчеркнуто, что родители должны быть сориентированы на необходимость и возможность обогащения исследовательского опыта детей, готовы оказывать помощь в проведении детского исследования, проявлять заинтересованность в личностных достижениях ребенка.

Теоретический анализ позволил разработать программу опытно-экспериментальной работы и конкретные методики, реализация которых определила научные результаты данного исследования. Взаимодополнение личностного, ситуационного и задачного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности в начальных классах позволило достаточно полно реализовать потенциалы этой деятельности. Поэтапное включение младшего школьника в учебно-исследовательскую деятельность обеспечило обогащение индивидуального исследовательского опыта ребенка.

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы цель исследования была достигнута и поставленные задачи решены. Общие выводы работы подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы и позволяют сформулировать идеи, обогащающие исходные теоретические позиции. В ходе исследования доказана не только необходимость, но и возможность включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность. Установлено, что возможности учебно-исследовательской деятельности как фактора обогащения исследовательского опыта младших школьников реализуются только при определенных педагогических условиях, связанных с определением места учебно-исследовательской деятельности в общей системе деятельности школьника и ориентирующих на особенности субъектов деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Мысль, 1980.-336 с.
  2. Т.В. Педагогические условия развития исследовательской деятельности старшеклассников в инновационном образовательном учреждении: Автореф. дисканд. пед. наук. Иркутск, 2003. — 21 с.
  3. Н.С. Учебно-исследовательская работа студентов педвуза (В процессе изучения дисциплин педагогического цикла): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1982. — 22 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  6. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высш. школа, 1981 — 240 с.
  7. А.В. Приобщение учащихся лицея к научно-исследовательской деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2001.-220 с.
  8. Л.А. Исследовательская деятельность младших школьников //Начальная школа плюс до и после. 2005. — № 2. — С. 8 — 11.
  9. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
  10. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985 — 208 с.
  11. Т.Н. Дидактические условия эффективного использования исследовательского метода в обучении младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1988. — 194 с.
  12. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  13. Т.И. Исследовательский метод обучения в теории и практике общеобразовательной школы РСФСР: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1974. -186 с.
  14. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. JI.E. Журовой. М.: Вентана-Граф, 2001. — 384 с.
  15. Т.А. Методика учебно-исследовательской работы учащихся при углубленном изучении общей биологии: Дис.. канд. пед. наук-СПб., 2002. 174 с.
  16. Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. М.: НИИ школьных технологий, 2006.-С. 44−50.
  17. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Academia, 2002.-317 с.
  18. Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с.
  19. Е.И. К постановке умений и навыков в современной психологии //Советская педагогика. 1965. — № 1. — С. 41−54.
  20. М.И. Приобщение учащихся к исследовательской работе в обучении (на материале преподавания гуманитарных дисциплин): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 220 с.
  21. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 2000. — 352 с.
  22. В.И. Развитие самостоятельного мышления учащихся //Начальная школа. 1992. — № 1- С. 2−3.
  23. Н.Б. Исследовательская деятельность учителей и учащихся в школе гуманитарно-филологического профиля: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Владикавказ, 2004. — 22 с.
  24. Д. Процесс обучения /Пер. с англ. O.K. Тихомирова- Под. ред. А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 84 с.
  25. А.В. Избранные психологич. труды ред.-сост. Т.К. Мелеш-ко-Брушлинская и В. В. Знаков. М.: Ин-т психологии РАН, 2006. — 621 с.
  26. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983 -96 с.
  27. В.П. Спорные вопросы образования. Вып. 11. М.: Изд. И. Д. Сытина, 1907.-89 с.
  28. Введение в теорию и практику исследовательской деятельности /Сост. В. П. Ушачев. Магнитогорск: Магнитогор. гос. пед. ин-т, 1993. — 54 с.
  29. А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности //Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С. 17−26.
  30. Л.А. Восприятие и обучение: Дошкольный возраст. М.: Просвещение, 1969.-365 с.
  31. Г. И., Раев А. И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования //Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — С. 3 — 9.
  32. .А. Формирование элементов исследовательской деятельности при углубленном изучении математики: Автореф.. канд. пед. наук.-М., 1977. -20 с.
  33. П.Ф. Из истории исследовательского метода //Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, Л., 1948.-Т.71.-С. 109−136.
  34. Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук-Комсомольск-на-Амуре, 2004.- 186 с.
  35. В науку первые шаги: исследовательская деятельность школьников: учеб-метод. пособие для педагогов и рук. общеобразоват. учреждений, специалистов метод, служб образования. Новосибирск- Новый Уренгой: Изд-во НИГЖиПРО, 2005.- 104 с.
  36. Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе психологов. /Под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1969. -256 с.
  37. С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. М.: 5 за знания, 2006. — 346 с.
  38. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. Кишинев: Лумина, 1988. — 153 с.
  39. Л.С. Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2003. — 501 с.
  40. Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл: ЭКСМО, 2003.- 1134 с.
  41. Выпускная экзаменационная работа: путь от индивидуальной исследовательской темы до публичной защиты. СПб.: Изд-во ОН НМЦ ВРОО, 2000. — 196 с.
  42. , Е. А. Шаги в науку с первого класса //Исследовательская работа школьников. -2006. — № 3. — С. 154- 156.
  43. Г. Работы разных лет: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1973. — 630 с.
  44. И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1940. -Т.1.-560 с.
  45. Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004. -207 с.
  46. В.В. Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Пед. об-во России, 2000. -478 с.
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования- М: Academia, 2004. -282 с.
  48. В.В. Деятельностная теория мышления. М.: Науч. мир, 2005. -239 с.
  49. А. Избранные пед. соч. /Под общей ред. Е. Н. Медынского. М.: Учпедгиз, 1965. — 374 с.
  50. JI.M. Методика обучения учащихся учебно-исследовательской деятельности: Дис. канд. пед. наук -М., 1999. 270 с.
  51. Егоров С. Ф. Основные проблемы дидактики в России конца XIX начала XX веков: Дис. д-ра пед. наук. — М., 1971.-351 с.
  52. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  53. В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. — 96с.
  54. JT.B. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996. -426 с.
  55. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы М.: Новая школа, 1997. — 320 с.
  56. И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности Ижевск: УГУ- М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001. — 103 с.
  57. С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2002. — 228 с.
  58. Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся //Народное образование. 2000. — № 3. — С. 136−138.
  59. Ильясов И. И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 200 с.
  60. А.К. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности в процессе обучения химии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1983.- 16 с.
  61. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения /Отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 1999. — 191 с.
  62. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) М.: Прогресс, 1974.-289 с.
  63. Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (Системно-ориентационный подход): Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -СПб., 1995.-34 с.
  64. В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. СПб.: КАРО, 2004.-208 с.
  65. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981−200 с.
  66. И.П. Психология творческой деятельности. М.: Юнити-Дана, 2003.-430 с.
  67. И. Из рукописного наследия. М.: Прогресс- Традиция, 2000. 750 с.
  68. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 229 с.
  69. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 224 с.
  70. К.К. Исследовательский метод обучения в русской дореволюционной историко-методической мысли //Науч. тр. Свердл. ГПИ. -Свердловск, 1972.-Т.200. Вып. 13.-С. 101−111.
  71. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр „МарТ“, 2005. — 448 с.
  72. И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб.: Детство-Пресс, 2001. — 285 с.
  73. Я.А. Великая дидактика /Под ред. А. А. Красновского. М.: Учпедгиз, 1939.-Т.1.-320 с.
  74. Ю.А. Анализ урока М.: Центр „Педагогический поиск“, 2003.-336 с.
  75. В.А. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики в основной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2004. — 18 с.
  76. В.К., Дудкевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности //Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 18−35.
  77. Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. М.: Изд-во Ml’НИ, 2004. — 247 с.
  78. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.-303 с.
  79. В. Техническое творчество как средство формирования личности //Народное образование. 1986. -№ 11.- С. 67 — 70.
  80. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1972.-279 с.
  81. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высшая школа, 1991.-223 с.
  82. А.В. О ценностных основаниях исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей) М.: Издание МГДЦ (Ю)Т, 2003.
  83. А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания //Завуч. 2001. — № 1. — С. 107 — 111.
  84. А.Н. Деятельность, сознание, личность. /А.А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. М.: Смысл, 2005. — 431 с.
  85. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. — С. 4−36.
  86. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981 — 185 с.
  87. И.Я. Ознакомление учащихся с методами науки как средство связи обучения с жизнью //Советская педагогика. 1969. — № 10. — С. 15−16
  88. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей //Научное творчество /Сб. статей под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. — С. 413−418.
  89. Лернер И. Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  90. М.И. Общение, личность и психика ребенка. /Под ред. А. Г. Рузской М.: Ин-т прак. психологии- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1997. — 383 с.
  91. А.А. Сравнительный анализ деятельности детей дошкольного возраста в предметной ситуации и ее схеме: Автореф. дис.. канд. пед. наук-М., 1970.-20 с.
  92. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  93. Н.М. Работа с родителями на современном этапе развития образования // Начальная школа: плюс-минус. 2001. — № 8. — С. 57 — 67.
  94. A.M. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 2003. — 718 с.
  95. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.-367 с.
  96. Е.Н. История русской педагогики. М.: Госуд. учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1938. — 512 с.
  97. В.Э. Исследовательская деятельность учащихся как творчество //Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. М.: Центр „Школьная книга“, 2006. — Вып. 3. — С. 49 — 52.
  98. Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избр. психол. тр. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 2004. — 511 с.
  99. Н.А. Учебно-исследовательская математическая деятельность в средней школе как фактор приобщения к будущей научной работе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 2003. — 24 с.
  100. В.В. Эффективность педагогического руководства творческой познавательной деятельностью учащихся при изучении новых знаний //Руководство творческой познавательной деятельностью учащихся. -М.: Просвещение, 1981.-285 с.
  101. М. Помоги мне сделать это самому /Сост. вступ. статьи М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.: Издат. дом „Карапуз“, 2000. — 272 с.
  102. В.Е. Работа с родителями в начальной школе // Завуч начальной школы. 2007 -№ 1. — С. 96 — 115.
  103. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Academia, 2002. — 452 с.
  104. B.C. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. М.: НИИ шк. технологий, 2006.-С. 24−43.
  105. В.Ф. Естествознание в новой школе. М.: Новая Москва, 1923. -127 с.
  106. Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся /Отв. ред. JT.E. Курнешова. М.: Центр „Школ, кн.“, 2003. — 222 с.
  107. Начальная школа: концепция, программы /Д.В. Аликин и др. М.: Просвещение, 2004. -149 с.
  108. Р.С. Психология образования. М.: Просвещение, 1988. — 356 с.
  109. А.А. Детское научное творчество подлинник или копия? //Сб. научн. тр. — Вып. 1. — Челябинск: Факел, 1998. — С. 34 — 45.
  110. Я.Г. Модели в науке и технике: История, теория, практика /Под ред. Н. С. Соломенко J1.: Наука, 1984. — 189 с.
  111. Н.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе: Дисс. докт. психол. наук. -М., 2001.-483 с.
  112. В.В. Учебно-исследовательская работа студентов по методике преподавания математики как средство совершенствования методической подготовки учителя математики: Автореф. диссерт.. канд. под. наук. Могилев, 1985. — 195 с.
  113. И.Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965. — 335 с.
  114. А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры //Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.-С. 60−63.
  115. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Триво-ла, 1998.-351 с.
  116. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
  117. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста /Под ред.
  118. Д.Б.Эльконина, А.А.Венгера- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  119. Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. -М.: АРКТИ, 2003.- 107 с.
  120. Педагогика М. Монтессори в современном образовательном процессе. -Белгород, 1999.-346 с.
  121. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е. С. Рапацевич -Мн.: „Соврем, слово“, 2005. С. 126.
  122. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1. /Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. — 336 с.
  123. Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе. Минск: Вышэйшая школа, 1975. — 206 с.
  124. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование М.: Педагогика, 1980.-264 с.
  125. А.А. Исследовательская деятельность школьников в модели лич-ностно-ориентированного образования //Исследовательская работа школьников. 2005. № 4. — С. 47 — 55.
  126. Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников //Возрастная и педагогическая психология: Тексты /Сост. и коммент. Шуа-ре Марта О. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 272 с.
  127. Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. — 272 с.
  128. В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004.-512 с.
  129. Я.А. Психология творения: Избр. психол. тр. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 1999.-475 с.
  130. Р.И. Методические основы формирования исследовательских умений учащихся при изучении курса ботаники: Автореф. дис.. канд.пед. наук. СПб., 2000. — 22 с.
  131. М.М. Качество образования: проблемы и технология управления. М.: Пед. об-во России, 2002. — 350 с.
  132. Программа развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова): 1−6 классы. М.: ИНТОР, 1997. — 127 с.
  133. Л.Б. Технологические аспекты включения проектной и исследовательской деятельности в начальную школу //Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. М.: МИОО, 2005. — С. 41−47.
  134. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование /Под ред. В.В.Давыдова- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. М.: Педагогика, 1990.- 168 с.
  135. Психология детей школьного возраста /Под ред. Г. А. Урунтаевой. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2001.-255 с.
  136. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  137. Н.Ф. Гуманитарный подход к оценке образованности обучающихся: На всех уровнях образования. //Проблемы гуманитаризации образования. СПб, 1999. — С. 34 — 46.
  138. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования /Под ред. Е. Д. Божович. М.: Per Se, 2005. — 399 с.
  139. .Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1924.-487 с.
  140. В.В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика -Томск: Пеленг, 1997. 288 с.
  141. К. К теории творчества. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. — 141 с.
  142. Российская Федерация. Законы. Закон об образовании. М.: Про-Пресс, 2004. — 62 с.
  143. C.JI. Основы общей психологии. В 2 Т. М.: Просвещение, 1989. Т. 2.-386 с.
  144. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании. М., 1911. — 325 с.
  145. А.И. Детские исследования в домашнем обучении //Исследовательская работа школьников. 2002. — № 1. — С. 34 — 45.
  146. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2000. — 232 с.
  147. А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников //Библиотека журнала „Директор школы“. № 8. — 2003.
  148. В.М. Исследовательская деятельность старшеклассников как фактор их подготовки к профессиональному самоопределению: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2004. — 21 с.
  149. Е.В. Формирование основ проблемного мышления у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киров, 1999. — 20 с.
  150. Н.А. Исследовательская деятельность учащихся //Начальная школа.-2006.-№ 2.-С. 45−49.
  151. Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М.: Знание, 1989. — 79 с.
  152. М.Г. Наука и образование в современном мире //Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Народное образование, 2001. -С. 29−38.
  153. А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2003. — 272 с.
  154. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208 с.
  155. С.В. Интеллектуальная готовность к школе: Дисс. канд. пси-хол. наук. М., 2001. — 127 с.
  156. Р. Учись думать творчески /Р.Стернберг, Е. Григоренко //Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Мол. гвардия, 1997.-С. 186−213
  157. Е.А. Социально-педагогический опыт необходимое условие формирования творческой активности личности будущего педагога: Автореф. дис. канд филос. наук. -М., 1986. — 170 с.
  158. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 173 с.
  159. Н.В. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в аспекте социокультуры //Вопросы социальной психологии личности. Саратов, 2002. — Вып. 3. — С. 123−127.
  160. JI.H. Развитие исследовательских умений учащихся классов с углубленным изучением математики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -СПб., 2003.-19 с.
  161. O.K. Психология мышления. М.: Академия, 2007. — 287 с.
  162. П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. М.: ООО „Изд-во Скрипторий 2003“, 2004. — 568 с.
  163. Сфера», «Прометей», 1998. 380 с.
  164. К.Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» //Собр. соч.: В 11 т. -М.-Л., 1950. -Т.З. 624 с.
  165. Д.И. Возрастная и педагогическая психология: избр. психол. тр. М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2002. — 427 с.
  166. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. -719 с.
  167. Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. -836 с.
  168. С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. /Общ. ред. и вступ. ст. Б.Л. Вульфсона- М.: Прогресс, 1990. 301 с.
  169. Л.М. Психология детей и подростков: справ, для учителей и воспитателей. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. — 478 с.
  170. Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности //Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С. 3−18.
  171. Г. А. Установка на поиск как развивающий эффект учебной деятельности (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова) //Вопросы психологии. 2007. — № 3. — С. 30−41.
  172. Л.А. Взаимодействие школы и семьи в формировании гуманистической направленности личности младшего школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ижевск, 2002. — 21 с.
  173. Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Пед. поиск», 2001. — 384 с. 176. «Школа 2100» как образовательная система: сб. материалов. М.: Изд. Дом РАО: Баласс, 2005. — 191 с.
  174. Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей //Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М.Матюшкина- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1991. С. 10 — 34.
  175. Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды //Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С. 17.
  176. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  177. Н.Г., Рогозина Л. Д. Формирование жизненного опыта у учащихся. М.: Пед. об-во России, 2002. — 153 с.
  178. Д.Б. Детская психология /Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
  179. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психол. тр. /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2001. -414 с.
  180. К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. -М, 1948
  181. И.С. Методология личностно-ориентированного образования //Построение модели личностно-ориентированной школы. М., 2001.-С. 13−18.
  182. И.С. Технология личностно-ориентированного образования /Отв. ред. М. А. Ушакова. -М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
  183. Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинт, 1997.-224 с.
Заполнить форму текущей работой