Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Возможности учебников «Азбука» и «Русский язык» для формирования и развития у первоклассников познавательных УУД

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель — выявление доли практических заданий и упражнений, формирующих у детей познавательный интерес, направленность содержания учебника на решение учебно-практических задач обобщенного характера. Попробуем кратко охарактеризовать новые учебно-методические комплекты «Русский язык» на предмет нашего исследования. В документах стандартов второго поколения читаем: «…ученик начальной школы на уроках… Читать ещё >

Возможности учебников «Азбука» и «Русский язык» для формирования и развития у первоклассников познавательных УУД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поскольку курс русского языка в начальной школе начинается с периода обучения грамоте. Длится он 6−7 месяцев. Этот период направлен на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению.

Нашей задачей было изучение современных учебников обучения грамоте и русского языка с целью выявления его реальных возможностей для формирования познавательных УУД первоклассников. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). Каждый их этих этапов важен и преследует свои специфические цели. Поскольку одной из задач нашего исследования было изучение действующих в дагестанской начальной школе учебно-методических комплектов (далее УМК), были тщательно проанализированы все учебники «Русский язык» для начальной школы.

Цель — выявление доли практических заданий и упражнений, формирующих у детей познавательный интерес, направленность содержания учебника на решение учебно-практических задач обобщенного характера. Попробуем кратко охарактеризовать новые учебно-методические комплекты «Русский язык» на предмет нашего исследования. В документах стандартов второго поколения читаем: «…ученик начальной школы на уроках русского языка учится умению результативно мыслить и работать с информацией в современном мире …» [12, с.24].

Методологической основой учебников системы «Школа России», в том числе и Азбуки, является системно-деятельностный подход, цель которого в первую очередь — научить детей учиться. Этот подход предполагает превращение ребенка из объекта обучения и воспитания в субъект образования. Ребенок не получает знания в готовом виде, а постигает их сам в процессе формирования у него метапредметных и предметных учебных действий. Это достигается на уроках обучения чтению и письму, где учитель делает опору на проблемно-поисковый метод обучения, на организацию проектной деятельности, на применение ИКТ-технологии.

Отметим, что новые учебно-методические комплекты по русскому языку обогащены заданиями, нацеленными на развитие познавательных универсальных учебных действий. В учебниках «Азбука» и «Русский язык», авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого встречаются задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации. Есть задания на сравнение, выделение, на умение пользоваться алгоритмом, пользоваться инструкцией.

Дана система работы с различными словарями. Конечно, учитель может использовать и дополнительные практические задания, стимулирующие интерес к изучению предмета и способствующие формированию познавательных умений младших школьников. Но мы убеждены в том, что для учащихся дагестанской начальной школы нужен целый комплекс практических заданий, адаптированных на двуязычных детей, изучающих русский язык как второй. И главная цель этих заданий — формирование устойчивого познавательного интереса к предмету «Русский язык» .

Возможности уроков русского языка по развитию познавательных задач безграничны. Основными целями таких уроков становятся:

использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся, создание атмосферы заинтересованности каждого ученика;

стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрений и других положительно направленных коммуникативных воздействий;

использование на уроках материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;

оценка деятельности ученика не только по результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

поощрение стремления ученика находить способ решения задачи, анализировать его у других;

создание проблемной ситуации на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика; [12, с.14].

Думаю, что учебник В. Г. Горецкого «Азбука» позволяет решать задачи формирования всего комплекса УУД у учащихся 1 класса, которые являются приоритетным направлением в содержании образования.

Выводы по 1 главе

Новый государственный образовательный стандарт узаконил деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. К ним относятся коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Изучив документы и основные положения ФГОС НОО, было установлено, что познавательные универсальные учебные действия включают — общеучебные действия, — логические учебные действия, — постановку и решение проблемы Тщательный анализ документов ФГОС НОО позволяет судить о возможностях современных УМК для формирования тех или иных универсальных умений. Более того познавательные универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы в каждом классе хорошо расписаны и обозначены в методических пособиях, адресованных учителю начальной школы.

Структура и содержание учебников русского языка для 1 класса («Азбука» и «Русский язык») и весь УМК содержит достаточный потенциал для формирования у обучающихся наряду со всеми остальными и познавательных универсальных умений, без которых не может быть успешным обучение детей в последующих классах.

Поскольку начальные классы Республики Дагестан работают по УМК «Школа России», были изучены и анализированы их потенциальные возможности для формирования обозначенных выше УУД. Это позволило нам судить о важности серьезной работы по формированию познавательных УУД с первых же уроков обучения грамоте. Возможности уроков русского языка по развитию познавательных задач безграничны. Конечно, учитель может использовать и дополнительные практические задания, стимулирующие интерес к изучению предмета и способствующие формированию познавательных умений младших школьников.

Предполагаем, что для учащихся дагестанской начальной школы нужен целый комплекс дидактических игр и практических заданий, адаптированных на двуязычных детей, изучающих русский язык как второй. И главная цель этих заданий — формирование устойчивого познавательного интереса к предмету «Русский язык» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой