Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование правовой культуры учащихся, как условие воспитания гражданина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеальный вариант — когда сами игроки смогут выделить и обозначить проблемные правовые ситуации. Для этого можно использовать метод «провокации»: «провокаторами» конфликта на игровом поле могут быть «наивные» или коварные вопросы ведущего, советы поступать сообразно своим интересам, стереотипам или мысленно проектируемым результатам одного из нескольких возможных вариантов действия. Часто… Читать ещё >

Формирование правовой культуры учащихся, как условие воспитания гражданина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характер и особенности отношения учащихся учреждений профессионального образования к праву, правовым нормам в значительной мере определяет степень их социальной и гражданской зрелости.

Юноши и девушки достигают физической зрелости, стоят на пороге взрослой жизни, готовятся к активному участию в трудовой и общественной деятельности в качестве самостоятельных и сознательных членов общества. Это очень важный период в их жизни, т. к. в это время складывается общее направление формирующихся моральных и правовых установок личности, размышлений и поисков ответов на вопросы, касающиеся цели и смысла жизни, проблем добра и зла, оценки человеческих поступков.

У большинства учащихся имеются определенные знания о праве, однако отношение к праву у них различное. Проблема морального выбора порождает сомнения и колебания, столь характерные для данного возраста. Поиски своего места в жизни, обществе усложняются тем, что начало самостоятельной трудовой деятельности юношей и девушек сейчас происходит несколько позже, чем раньше, поскольку удлинились сроки общего и специального образования, следовательно, изменились и представления о взрослости и самостоятельности. У молодых людей, которые не участвуют в серьезной трудовой и общественной деятельности, чувство ответственности, гражданское самосознание еще не выработались. Поэтому их активность может иногда принимать антиобщественный характер, вылиться в пьянство, мелкое хулиганство и другие правонарушения. А привычка к постоянной опеке со стороны взрослых развивает внутреннюю потребность в ней, нерешительность, инфантилизм, неспособность к принятию самостоятельных решений. Поэтому формирование правовой культуры учащихся играет огромную роль в современной жизни нашего общества.

Правовая культура (англ. legal culture) — совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социальной и правовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации). Правовая культура полностью не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание материальных и духовных компонентов.

Правовая культура тесно взаимосвязана со следующими понятиями:

  • 1. Система права — это совокупность частей права, которая включает:
    • а) нормы права — устанавливаемые государством общеобязательные правила поведения, предусматривающие ответственность в случае нарушения;
    • б) правовой институт — совокупность норм права определенной отрасли права, регулирующих взаимосвязанные общественные отношения (институт гражданства в конституционном праве, институт наследования в гражданском праве);
    • в) отрасль права — обособленная на основе общности регулируемых общественных отношений группа норм права и правовых институтов (конституционное, гражданское, трудовое право);
  • 2. Правовая система — единство правовых актов и норм национального права;
  • 3. Правовая семья — совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и истории формирования.

Деятельность учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, осуществляется на правовой основе.

Определение необходимого для усвоения учащимися минимума конкретных правовых знаний представляется достаточно сложным делом.

Во-первых, нельзя полагать, что поведение непосредственно связано со знанием правовых норм. Прямой связи между уровнем правовых знаний, оценочным отношением к праву и реальным поведением нет. У правонарушителей, например, уровень знаний об уголовном праве, как правило, существенно выше, чем у людей, соблюдающих закон.

Во-вторых, объем конкретных правовых знаний чрезвычайно велик. Существует несколько десятков отраслей права, не считая великого множества так называемых подзаконных актов. Поэтому изучить правовые нормы во всем их объеме достаточно сложно.

В-третьих, известно, что незнание закона не является оправданием, позволяющим человеку ссылаться на то, что он якобы не может нести ответственность.

В учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, средствами социально-политических дисциплин, предметов гуманитарного цикла формируются глубокие и устойчивые знания о государственном устройстве, роли личности в общественном развитии, умения анализировать общественные и государственные процессы, определять причинно-следственные связи собственных поступков и наступающих последствий; воспитывается чувство любви и уважения к Родине, чувство гордости за достижения Беларуси и потребность их приумножить в обучении, труде, общественной жизни.

Преподавание учащимся курса «Основы права» дает представление о личных, политических, социально-экономических, культурных правах человека, зафиксированных в Конституции Республики Беларусь. Это позволяет подробно рассмотреть все разделы документа, анализ и понимание которых лежат в основе формирования правовой культуры. Изучение данного курса помогает лучше организовать воспитательно-профилактическую работу, вырабатывать у учащихся четкие морально-правовые ориентиры, умение правильно определять свои гражданские позиции.

В то же время можно назвать несколько отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: административное, гражданское, трудовое, уголовное, семейное право. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений. Знание главных правовых принципов и основных положений действующего законодательства позволяет преодолевать незнание отдельных правовых норм. Поэтому свободная и правильная ориентация учащегося в сфере правовых отношений возможна лишь в случае, если он глубоко понимает социальную природу права, знает его основные принципы и положения.

Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности молодых граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Решающее значение в воспитании правовой культуры учащихся имеет связь правовой информации с фактами из их повседневной жизни, приучение к сознательной оценке своих поступков. Однако практика показывает, что правовое воспитание, которое опирается лишь на силу слова, малоэффективно. Правовые знания могут быть по-настоящему закреплены и усвоены лишь в процессе практической деятельности по поддержанию сознательной дисциплины и правопорядка. В этой связи вырисовывается еще одна важная сторона воспитания правовой культуры — развитие умения выбирать правильную линию поведения в сложных жизненных ситуациях.

Правовая игра. Воссоздать реальную ситуацию можно через правовую игру. Понятие «правовые игры» объединяет все игры, так или иначе связанные с правом, в том числе и с правами человека. Правовые игры направлены на обучение технике принятия решений, умению на практике применять знания. С другой стороны, участники игр убеждаются в необходимости такой подготовки для практической деятельности, а также получают некоторое представление о существующих проблемах, усваивают понятия, необходимые в жизни, приобретают навыки общения, взаимодействия с другими людьми и т. п.

Участники, соглашаясь поиграть и оговаривая правила, принимают и условность обстановки, атрибутов, ролей. При этом они лучше познают себя и товарищей, переживают настоящие чувства, имеют возможность проиграть тот или иной этап еще раз, исправляя допущенные ошибки. Через игру можно передать не только опыт, но и философию — участник играет, а педагог помогает ему разобраться в понятиях и категориях, сформировать мировоззрение, гражданскую позицию.

Предлагаемые методические рекомендации по подготовке и проведению правовых ролевых игр составлены на основе оригинальной разработки А. К. Грасенковой.

Подготовка игры Для подготовки правовой игры необходимо следующее:

  • 1. Определить область применения: взаимодействие с правоохранительными органами, знакомство с правоприменительной практикой, отработка правозащитных механизмов и др.
  • 2. Наметить цели и задачи игры.
  • 3. Определить проблемы, которые должны появиться в ходе игры. Чтобы игра оказалась действительно интересной, проблемы должны волновать ее участников.
  • 4. Создать сюжетную канву согласно основным этапам:
    • а) формулировка проблемы;
    • б) подбор ярких эмоциональных сцен, картинок, которые будут «задевать» играющих;
    • в) описание ролей с их индивидуальной стратегией, тактикой;
    • г) предварительное распределение ролей по участникам или командам;
    • д) разбивка игры на сцены;
    • е) продумывание фоновой деятельности;
    • ж) красивое наглядное оформление игры.
  • 5. Выделить основные тематические (правовые) понятия, которые могут присутствовать в контексте сюжета игры, а также могут привноситься по ходу ее обсуждения, рефлексии (желательно фиксировать эти понятия на доске, плакате и т. п.).
  • 6. Осмыслить рефлексию игры (это наиболее сложная, но необходимая часть работы по созданию ролевой игры, так как удачно построенная и проведенная рефлексия несет в себе функцию обучения).
  • 7. Изучить и подготовить перечень основных нормативных документов, используемых или принимаемых во внимание по ходу игры.

Проведение игры Для проведения игры необходимо:

  • 1. Провести предварительную встречу с игроками, распределить роли, домашнее задание. В некоторых правовых ролевых играх сюжет структурно прост и не требует предварительной подготовки участников. Но в ролевых играх, посвященных милиции и суду, нескольким игрокам обычно необходимо предварительно ознакомиться с законодательством, чтобы адекватно сыграть роль адвоката, прокурора, следователя, судьи или экспертов.
  • 2. Объяснить правила игрового поведения (дисциплины и корректного поведения игроков по отношению друг к другу и дисциплинарных санкций, налагаемых за нарушение игроком правил поведения).
  • 3. Ввести в сюжет игры — кратко пересказать сценарий и общее задание на игру.
  • 4. Разыграть сюжетные коллизии, для чего используются следующие техники проведения игрового действия:
    • — Техника «двойника»: в ходе игры участник, почувствовавший невозможность разрешить проблему, подает сигнал, являющийся просьбой о помощи, и любой зритель приходит к нему на помощь, дает совет, рекомендацию. «Двойник» может сразу сесть рядом с основным игроком и помогать решать возникающие по ходу игры проблемы — ведущий должен следить, чтобы оба партнера принимали участие в игре.
    • — Техника обмена ролями: игроки по окончании сцены меняются ролями: отец, например, играет роль сына, сын — роль отца, судья — подсудимого, подсудимый — судьи и т. п. Возникает новая трактовка роли, новое понимание и новое чувствование ее. Можно повторить только что проигранную сцену или следовать дальнейшему ходу игры.
    • — Техника «дублирования»: после проигрывания каждой сцены одной группой эту же сцену играет еще раз другая, дублирующая, группа;
    • — Техника «проекции будущего» позволяет каждому игроку предположить (спроектировать), что произойдет, если он сохранит свою тактику игры.

Рефлексия игры. Целью рефлексии игры является приобретение нового знания о правовых способах поведения в типичных ситуациях, подобных проигранным, и формирование после обсуждения и переигрывания сцен гражданского правосознания и правового поведения через овладение правовыми средствами разрешения правовых проблем. Необходимо, чтобы у участников игры возникло понимание важности использования именно правовых средств выхода из неправовых, но связанных с правом ситуаций. Это достигается поэтапностью рефлексивного обсуждения.

Рефлексию можно проводить вариативно:

  • — после первичного проигрывания каждой сцены;
  • — после вторичного проигрывания сцены «дублерами» ;
  • — по знаку ведущего в любой момент может проводиться проигрывание всего сценария;
  • — в конце всей игры. В таком случае ведущий во вводной части «назначает» зрителей экспертами с отдельными заданиями, чтобы у них по ходу игры сохранилось активное слушание и участие в действии.

Обсуждение правовой игры может быть следующим.

Этап I: восстановление игровой ситуации, в том числе снятие «эмоционального всплеска»; общие игровые итоги (но не выявление победителя); обсуждение наиболее интересных решений в возникавших игровых ситуациях.

Этап II: правовое содержание игры — выявление проблем правового характера, с которыми столкнулись участники игры.

Идеальный вариант — когда сами игроки смогут выделить и обозначить проблемные правовые ситуации. Для этого можно использовать метод «провокации»: «провокаторами» конфликта на игровом поле могут быть «наивные» или коварные вопросы ведущего, советы поступать сообразно своим интересам, стереотипам или мысленно проектируемым результатам одного из нескольких возможных вариантов действия. Часто провокационным может являться поведение одного из сценарных персонажей, действующего явно некорректно и напрашивающегося на то, чтобы ему «дали по шее», либо вступили с ним в торг, либо приняли как факт «слепой неизбежности». В крайнем случае, ведущий сам обозначает эти ситуации. Беседа переводится от игры как объекта обсуждения к реальным жизненным ситуациям, с которыми могли сталкиваться сами игроки.

Вариант выхода из ситуаций, решение проблем нарушенных прав: сначала обсуждаются те решения, которые были найдены участниками в ходе игры, в том числе — правомерность найденных решений, затем идет поиск других вариантов выхода из возникших ситуаций. Для поиска средств решения проблемы используют два подхода:

  • 1. Первый подход — уход от стереотипов. В ходе разрешения проблем игроки часто используют одно из средств мышления — стереотип — и в своих действиях руководствуются сложившимися представлениями о предлагаемой в игре проблемной ситуации. Ведущему необходимо акцентировать их внимание на свойственных всем людям привычных стандартах мышления в некоторых ситуациях и просить игроков спроектировать последствия их стереотипных, основанных на житейских знаниях, действиях. Далее ведущий должен подвести игроков к раскрытию причин появления подобных стереотипов мышления и поведения. Они кроются именно в неправовом поведении лиц, находящихся в правовом поле: некоторых представителей милиции, суда, чиновников государственного аппарата и отдельных граждан. Вследствие этого происходят многочисленные нарушения закона со всех сторон — как факт незнания законов и правоприменительной практики, неумения их соблюдать, взаимного недоверия и недоверия к государственным структурам в решении конфликтов правовыми способами.
  • 2. Второй подход — проектирование возможных действий, основанных на новом знании. В правовых играх представлены четыре вида знания:
    • — знание правоприменительной практики, т. е. знание некоторых неправовых способов поведения процессуальных лиц;
    • — знание правовых способов поведения процессуальных лиц;
    • — знание правовых и неправовых способов поведения отдельных граждан и групп в правоприменительных ситуациях;
    • — знание правозащитных способов взаимодействия с процессуальными фигурами. правовой культура учащийся

На этом этапе в процессе узнавания особенностей правоприменительной практики у игроков формируются соответствующие знания и умения действий в правовом поле.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой