Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие одаренности. 
Способности, одаренность, талант

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности — научной, технической, педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело… Читать ещё >

Понятие одаренности. Способности, одаренность, талант (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

Общая одаренность — интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. Общая одаренность — уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Одаренность — это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях.

Специальная одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность — это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей.

Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).

Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются «ключевыми», ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.

Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.

Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.

Многолетние исследования творческой деятельности, в частности, структуры одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов, дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества. 2, с.18].

Одаренность — это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности — максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей — мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты:

  • — анатомо-физиологические задатки;
  • — сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
  • — интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
  • — эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
  • — высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других. 3, с.34]

Выделяютсяь в системе творческого потенциала следующие составляющие:

  • — задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;
  • — интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;
  • — любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;
  • — быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;
  • — склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям. выработке эталонов для последующего отбора;
  • — проявление общего интеллекта — схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;
  • — эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д. '
  • — настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;
  • — творческость — умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п. ;
  • — интуитивизм — склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;
  • — сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;
  • — способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и новых специальных проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п. [4, с.26]

Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявление одаренности через:

  • — доминирование интересов и мотивов;
  • — эмоциональную погруженность в деятельность;
  • — волю к решению к успеху;
  • — общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;
  • — понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;
  • — бессознательное, интуитивное решение проблемы («внелогическое»);
  • — стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);
  • — многовариантность решений;
  • — быстроту решений, оценок, прогнозов;
  • — искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Здесь, существует определенная иерархия связей, зависимостей, и эту совокупность можно представить, имея в основе ту или иную фундаментальную позицию, несколько по другому; исходя из предположений о шести основных параметрах, а именно:

  • — сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;
  • — проявление творчества;
  • — проявление интеллекта;
  • — динамика деятельности;
  • — уровни достижений;
  • — эмоциональная окраска.

Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы:

медленный;

быстрый;

сверхбыстрый.

Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия:

желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);

достичь результата высшего класса;

реализовать сверхзадачу (программу-максимум) — на грани фантастики.

В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа:

вдохновенный (иногда эйфорический);

уверенный;

сомневающийся.

Виды одаренности Практически об одаренности судят по высокому уровню развития способностей. Благодаря этому часто без достаточных оснований относят к одаренности такие способности, которые обязаны своим развитием всецело условиям жизни и воспитания человека, а не врожденным его качествам.

Одаренность бывает различной. Различают общую одаренность и специальные виды одаренности.

Под общей одаренностью понимают некий общий уровень психического развития личности, характеризующийся большими способностями к умственной деятельности, ярко выраженными чертами темперамента, особенностью и глубиною чувств, оригинальными чертами творческой деятельности и т. д.

Под специальными видами одаренности понимают высокое развитие какой-нибудь отдельной способности, что может быть и не связано с высоким общим развитием личности. Например, ребенок может быть одарен выдающейся памятью, далеко превосходящей все те проявления памяти, которые наблюдаются у других, и вместе с тем уровень развития его интеллекта может быть очень низким.

В психологии различают следующие виды одаренности детей. Так, одна из них — социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.

Больше всего изучена художественная (музыкальная, изобразительная и сценическая) одаренность. Исключительные спортивные способности — это психомоторная одаренность.

Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что способствует отличной специализации в будущем.

Интеллектуальная одаренность — это способность мыслить, анализировать, сопоставлять факты. В семье это умник или умница, в школе — отличник. Иногда такой ребенок учиться отлично только по одному-двум предметам и не успевает по другим.

Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в не шаблонном мышлении. Но до достижения поставленных целей они часто не дотягивают и слывут «неудачниками». Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Важно заметить этого ребенка и вовремя ему помочь.

Талант в той или другой области не может основываться только на специальной одаренности, он всегда требует высокого уровня развития нескольких взаимосвязанных способностей. Так, талантливый музыкант кроме музыкального слуха обычно обладает высокоразвитым чувством ритма и музыкальной формы, тонким эстетическим вкусом, творческим воображением.

Проблема одаренности — это прежде всего качественная проблема. Первый, основной вопрос — это вопрос о том, каковы, способности человека, к чему у него способность и в чем их своеобразие. Но эта качественная проблема имеет и свой количественный аспект.

Исследования различных видов специальной одаренности проводились по большей части в связи с профессиональной ориентацией и выявлением профессиональной пригодности. Таковы, например, работы по одаренности технической (Е.Кокса и др.), художественной, изобразительной (Р.Эйлера), музыкальной (Г.Ревеша, К. Сишора). В советской психологии вопросу о музыкальных способностях посвящено большое исследование Б. М. Теплова.

Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по своему уровню или масштабу. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, т. е. способности к одной и той же деятельности, но эти способности могут различаться.

В житейском обиходе, когда говорят, например, об одаренных детях, то разумеют по большей части высокий уровень способностей; в психологической литературе одаренность обозначает вообще любой уровень способностей. Под общей одаренностью при этом разумеют уровень общих способностей, проявляющихся как способность к общему (общеобразовательному) обучению, а под специальной одаренностью уровень специальных способностей: технических, музыкальных и т. п.

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности — научной, технической, педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности. [5, с.7].

В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его историческом развитии. В результате дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность. Общую способность часто обозначают термином «одаренность»; в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с интеллектом… Лишь единство общих и специальных свойств, взятых в их взаимопроникновении, очерчивает истинный облик одаренности человека. Несмотря на многообразие своих проявлений, она сохраняет внутреннее единство. Доказательством этому служат многочисленные случаи, которыми особенно богата наша действительность, когда человек, выявивший себя в одной области, при переходе на другую работу и на ней проявляет не меньшие способности. При этом общая одаренность является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности. Так же как образование специальных способностей является не только предпосылкой, но и следствием разделения труда в историческом плане и специализированного образования в плане индивидуального развития, так и развитие общей одаренности существенно определяется всесторонним в подлинном смысле слова политехническим обучением и всесторонним развитием личности. Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство. Это положение относится как к взаимоотношению общих и специальных умственных способностей, так и к взаимоотношению общей одаренности и специальных способностей. Наличие специальной способности, особого, достаточно ярко выявившегося таланта накладывает отпечаток на общую одаренность человека, а наличие общей одаренности сказывается на характере каждой специальной способности. Общая одаренность и специальные способности в этом смысле как бы взаимопроникают друг в друга; они два компонента единого целого. Факты свидетельствуют о том, что бывает общая одаренность без ярко выраженных, оформившихся специальных способностей и бывают также специальные способности, которым не отвечает соответственная общая одаренность.

Таким образом, проблема детской одаренности осознается в теории и реализуется па практике одновременно как необходимость всеобщего развития творческих способностей всех детей, создания талантливого «человеческого сообщества, обеспечивающего материальное благополучие, богатство и разнообразие общения людей, и вместе с тем же требование осуществления специфического воспитания и обучения особо одаренных детей в уникальных областях человеческого творчества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой