Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе обучающего эксперимента реализация этих направлений осуществлялась комплексно и системно. На каждом логопедическом занятии определялся комплекс задач и упражнений по формированию психофизиологических механизмов, обеспечивающих нормальную реализацию звуковой стороны речи и закрепление правильных речевых навыков. Осуществлялся дифференцированный подход, который строился на основе учета… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Современное состояние проблемы изучения и коррек- ции речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами
    • 1. Определение минимальных дизартрических расстройств и особенности речи и моторики данной категории детей
  • §-2.Проявления речевой недостаточности у детей с МДР
    • 3. Обзор методов дифференциальной диагностики минимальных дизартрических расстройств от сходных состояний речевого недоразвития
    • 4. Современное состояние коррекционно-логопедической работы. 42 Л
  • Глава II. Характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами (экспериментальное изучение)
  • Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по нормализации моторной сферы и речи детей с минимальными дизартрическими растройствами (экспериментальное обучение)
    • 1. Организация обучающего эксперимента
    • 2. Нарушение и коррекция общей и артикуляционной моторики
    • 3. Нарушения просодической стороны речи и способы её коррекции
    • 4. Фонетические нарушения и способы их коррекции
    • 5. Лексико-грамматические нарушения и методы их устранения

Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Речьодна из основных психических функций человека, любые её нарушения являются объектом изучения различных наук: педагогики, психологии, нейропсихологии, нейролингвистики и других.

Языковой механизм человека представляет собой многоплановый феномен, исследование которого осуществляется во многих асг? пектах: перцептивном, когнитивном, мотивационном и других.

Нарушение функционирования отдельных элементов речевого процесса в случаях психофизиологических отклонений развития речи оказывает негативное влияние на формирование речевой и рече-мыслительной деятельности.

Одним из тяжёлых нарушений речи является дизартрия, которая проявляется в специфических нарушениях фонетической и просодической стороны речи и требует, как правило, длительной и систематической коррекции. Нарушения звукопроизношения и просодики при дизартрии проявляются в различной степени и зависит от характера и этиопатогенической обусловленности различных форм дизартрии.

К лёгкой степени дизартрии могут быть отнесены минимальные дизартрические расстройства, которые представляет отдельную специальную проблему для логопедии и смежных дисциплин, в связи с тенденцией к увеличению числа детей с минимальной мозговой дисфункцией.

До настоящего времени исследований, посвященных комплексному изучению особенностей минимальных дизартрических расстройств у дошкольников и младших школьников с нормальным слухом и сохранным интеллектом, включающих довербальное развитие, неврологический статус, дыхательные, просодические, артикуляционные, фонетические и лексико-грамматические расстройства, не проводилосьнедостаточно систематизированы методы дифференциальной диагностики минимальных дизартрических расстройств и сходных состоянийне разработана комплексная система коррекции данного речевого нарушения.

Таким образом, выбор темы. диссертационного исследования обусловлен её актуальностью и недостаточной изученностью проблемы, которая требует специального рассмотрения в научном и методическом аспектах.

Учитывая возрастающую распространенность дизартрических расстройств и их негативное влияние на развитие речевой деятельности^ актуальным является выявление характера сформированности речевых средств и операций у данной категории детей, разработка теоретических и методических обоснований для включения в логопедическую работу принципиально новых разделов, направленных на устранение нарушений в речевом онтогенезе. Особую значимость приобретает необходимость включения в программу логопедического воздействия не только хорошо известных в практике коррекцион-ных приемов и методов, но и инновационных педагогических технологий, направленных на одновременное развйтие речевых и моторных возможностей детей с минимальными дизартрическими расстройствами .

Этим определяется проблема исследования: логопедическая работа по нормализации речи детей 5−8 лет с минимальными дизартрическими расстройствами.

Цель исследования: создание комплексной системы коррекции нарушений моторной сферы и речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами дошкольного и младшего школьного возраста.

Объект исследования: нарушения речевого развития у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, имеющими сохранный физический слух и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

Предмет исследования: комплексная система коррекции моторных и речевых нарушений у детей с минимальными дизартрическими расстройствами.

Гипотеза исследования: специфические трудности коррекции нарушений речевого развития у детей с минимальными дизартрическими расстройствами могут рассматриваться как одно из следствий диспраксии. Неблагоприятное сочетание моторных и собственно речевых нарушений, неспособность детей программировать и контролировать сложные произвольные мышечные, в том числе и артикуляционные движения, влияют на формирование различных звеньев речевой деятельности. В связи с этим логопедическое воздейст вие должно предусматривать дифференцированную коррекцию двигательной сферы, звуковой и лексико-грамматической стороны речи, что в конечном итоге будет способствовать нормализации всей речевой деятельности в целом.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучение логопедической, психологической медицинской и лингвистической литературы по проблеме.

2. Теоретическое обоснование и систематизация методов дифференциальной диагностики минимальных дизартрических расстройств и сходных состояний.

3. Изучение структуры речевого нарушения детей с минимальными дизартрическими расстройствами.

4. Определение содержания, принципов и методов коррекцион-ной работы с детьми, имеющими минимальные дизартрические расстройства.

5. Оценка эффективности разработанной нами системы логопедического воздействия.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём впервые предлагается комплексная система коррекции общей и речевой моторики и речи детей с минимальными дизартрическими расстройствамиизучена структура речевого нарушения с позиции психолингвистического подходавыявлены ведущие и ассоциированные признаки нарушения речевой деятельности детей с минимальными дизартрическими расстройствами.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно даёт методический и фактический материал для дифференциальной диагностики минимальных дизартрических расстройств и сходных состоянийразработаны методы коррекционно-логопеди-ческого воздействия применительно к данной категории детей.

Полученные данные могут быть использованы в работе логопедов системы образования и здравоохранения (детские сады, школьные логопункты, кабинеты в детских поликлиниках).

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методическим подходом, опирающимся на современные достижения логопедии, невропатологии, психолингвистики и нейролингвистикиреализацией комплексного метода исследования и сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных.

Методы исследования были выбраны с учётом специфики предмета и объекта исследования и соответствуют задачам и гипотезе работы. Применялись следующие методы (по классификации Ананьева Б.Г.): организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный) — эмпирические (наблюдение, констатирующий психолого-педагогический эксперимент, обучающий эксперимент) — биографические (анализ анамнестических данных, изучение медицинских документов) — обрабатывающие методы.

Методологической основой исследования являются фундаментальные научные теории Анохина П. К., Жинкина Н. И., Леонтьева А. А., Лурия А. Р. об основных закономерностях формирования и развития функциональных систем, к которым относится и речьсистемный подход к анализу речевой деятельности у детей с отклонениями в развитии Левиной Р.Е.- теория уровнёвой организации движений Бернштейна Н.А.

Организация исследования. Исследование проводились с 1992 по 1998 год в процессе коррекционно-педагогической работы в логопедическом кабинете детской поликлиники. Под нашим наблюдением находилось 466 детей с минимальными дизартрическими расстройствами. В эксперименте принимал участие 251 ребёнок в возрасте от 5 до 8 лет. Контрольная группа составила 215 детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Констатирующий и обучающий эксперименты осуществлялись на базе детской поликлиники № 1 городской детской больницы г. Рыбинска. Контрольный эксперимент проводился в логопедических группах детских садов № 116, 113, 109, 104, 102, 71, 69 г. Рыбинска.

Экспериментальное исследование состояло из трёх этапов.

На первом этапе были проанализированы анамнестические данные экспериментальной и контрольной групп детейуточнена диагностика при помощи разработанного нами экспресс-метода, включающего:

— изучение медицинской документации (амбулаторная карта ребенка, заключения врачей-специалистов, и прежде всего, невропатолога или психоневролога);

— исследование моторной сферы и состояния движений органов артикуляционного аппарата;

— обследование состояния звукопроизношения и словаря;

— обследование связной речи по нескольким сюжетным картинкам.

На втором этапе был проведён констатирующий эксперимент-обследование экспериментальной группы (251 ребенок с МДР) по специально разработанной методике:

I.Сбор анамнеза и изучение медицинских сведений, отражающих изучение особенностей внутриутробного развития, протекание родов, раннее физическое и долингвистическое развитие.

II.Исследование неврологического статуса и моторной сферы ребенка. Проводилось невропатологом при нашем участии на основе проб, предложенных Гуровец Г. В., Маевской С. И., Лурия А. Р., Озе-рецким Н.И., Соботович Е. Ф., Чернопольской А.Ф.

III.Логопедическое обследование. Проводилось по схеме, разработанной Чиркиной Г. В., Спировой Л. Ф., Ястребовой А.В.

IV.Динамическое изучение и наблюдение за ребенком, продолжающееся в процессе коррекционного воздействиясбор й анализ катамнестических данных.

На третьем этапе были проведены обучающий и контрольный эксперименты.

Методические рекомендации и апробация результатов, содержащихся в диссертации, внедрены в практику логопедической работы с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами в детской поликлинике № 1 городской детской больницы и логопедических группах детских садов № 116, 102 г. Рыбинска.

Основные положения исследования докладывались:

1. На педагогических чтениях, посвященных К. Д. Ушинскому. г. Ярославль 19,20 апреля 1997 года, 7−10 декабря 1998 г.

2. На научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями: проблемы, пути их решения.» г. Ярославль 19−20 мая 1998 года.

3. На заседании лаборатории «Содержания и методов обучения детей с трудностями в обучении» ИКП РАО 21 июня 1999 года.

4. На конференции «Совершенствование коррекционно-педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего типа.» г. Москва 14−16 декабря 1999 года.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Дети с минимальными дизартрическими расстройствами характеризуются не только паретическими нарушениями артикуляционного аппарата и моторной сферы, но и значительными диспракси-ческими расстройствами, которые необходимо учитывать в коррек-ционной работе.

2.Для целенаправленной коррекционной работы группу детей с МДР необходимо своевременно дифференцировать от детей со сходными состояниями речевого недоразвития .

3.Содержание и методы коррекционнго воздействия для данной категории детей имеют ряд специфических особенностей, обусловленных пониженной способностью осуществлять тонкие сложные произвольные движения мышц артикуляционного аппарата в процессе речевой коммуникации.

Заключение

.

Проведенное нами исследование позволило сделать вывод, что минимальные дизартрические расстройстваэто нарушения речи центрального генеза, характеризующиеся комбинаторностью расстройств процесса моторной реализации речевой деятельности: артикуляции, дыхания, голоса, мимики и просодической стороны речи.

Все симптомы при МДР проявляются в нерезко выраженной форме. Основной признак МДРстойкое нарушение звукопроизношения, которое с трудом поддаётся коррекции и отрицательно влияет на формирование других сторон речи.

Для детей с МДР характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у данной категории детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.

Наряду с выраженными расстройствами звукопроизношения у детей с этой речевой патологией наблюдается нарушение формирования интонационной структуры предложения. При этом более нарушенным является процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации".

Голосовые нарушения у детей с МДР обусловлены нечеткой артикуляцией и легкими парезами мышц гортани, в результате нарушены все характеристики музыкальности речи.

У детей с МДР отмечается недоразвитие фонематического восприятия, проявляющееся в нарушении слуховой дифференциации звуков и нарушении фонематического анализа.

Отклонения в развитии лексики и грамматического строя речи оказываются производными и носят характер вторичных нарушений.

Исследование показало, что в основе звукопроизносительных расстройств при МДР лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся в форме легких парезов, изменениях тонуса мышц, гиперкинезов и патологических рефлексов, моторная недостаточность артикуляционного аппарата и общей двигательной сферы, обусловленная диспраксическими расстройствами. В связи с этим дифференцированная коррекция двигательной сферы и артикуляционной моторики детей позволяет устранить нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, а также нормализовать лексико-грамматическую сторону речи. Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что дети с МДР составляют неоднородную группу, как по проявлению неврологической симптоматики, так и по уровню речевого развития.

В зависимости от проявления неврологических симптомов и состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции были выделены три группы детей с МДР:

I группадети с правосторонним гемипарезом".

II группадети с левосторонним гемипарезом.

III группадети с легким двусторонним парезом^.

По уровню развития лексико-грамматического строя и связности речи выделены группы:

Iдети с МДР в структуре фонетико-фонематического недоразвития'.

II-дети с МДР в структуре общего недоразвития речи.

Выделение различной структуры дефекта при МДР явилось важным фактором в реализации дифференцированного подхода в процессе логопедической работы с данной категорией детей.

Анализ результатов исследования показал, что коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений звуковой стороны речи должна носить комплексный, системный и дифференцированный характер. Содержание, этапы и методика коррекционно-логопедической работы должны строиться не только с учетом психофизиологических механизмов и симптоматики нарушения, но и индивидуально-типологических особенностей проявления дефекта: акустических характеристик дефектного произношения и степени их близости к нормативному произношению, а также учета паретиче-ских и диспраксических явлений в моторной сфере.

С учетом полученных данных в процессе исследования были определены следующие этапы экспериментального обучения:

I этаппропедевтический.

Включает обследование, коррекцию нарушений мелкой моторики кистей рук, массаж органов артикуляционного аппарата, кине-зотерапевтическую артикуляционную гимнастику, коррекцию дыхательных и голосовых расстройств.

II этап.-коррекция фонетико-фонемати*ческой стороны речи, включающимразвитие фонематического восприятия, коррекцию звукопроизношения, закрепление правильного голосоведения и дыхания.

III этап-коррекция лексико-грамматической стороны речи, включающий активизацию и расширение словаря, коррекцию грамматических расстройств.

В процессе обучающего эксперимента реализация этих направлений осуществлялась комплексно и системно. На каждом логопедическом занятии определялся комплекс задач и упражнений по формированию психофизиологических механизмов, обеспечивающих нормальную реализацию звуковой стороны речи и закрепление правильных речевых навыков. Осуществлялся дифференцированный подход, который строился на основе учета следующих факторов: симптоматики нарушений двигательной сферы и звуковой стороны речиуровня сформированности речевых и неречевых функций, зоны ближайшего развития, наличия или отсутствия нарушений фонематической и лексико-граммматической стороны речимеханизмов и структуры речевого дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. В зависимости от состояния двигательной сферы и структуры речевого дефекта были сформированы группы детей, с которыми проводилось дифференцированное обучение, предполагавшее целе-. направленное воздействие на нарушенное звено в двигательной сфере в целях его максимальной компенсации и осуществлялась опора на сохранные психофизиологические механизмы.

Анализ результатов экспериментального обучения подтвердил продуктивность предлагаемого подхода к решению коррекционных задач, так как это значительно увеличивало возможности компенсации имеющихся отклонений в развитии детей.

По результатам экспериментального обучения было установлено продвижение детей в овладении правильным произношением и 1 развитием связной речи. Последующий катамнез показал, что дети, прошедшие экспериментальное обучение, успешно обучались в начальных классах общеобразовательной школы, успешно справляясь с программой по грамматике и обращений по поводу дисграфии не отмечено. При этом сроки коррекционного обучения были значительно короче, а логопедическое воздействие оказалось достаточно эффективным. Эффективность работы оценивалась по степени нормализации речевой функции с учетом следующих параметров: зву-копроизношение, фонематическое восприятие, звуко-слоговая структура слов, просодика, связная речь.

Результаты коррекционной работы оценивались следующим образом: нормализация речизначительное улучшение речипри этом учитывалась длительность коррекционного обучения.

Данные обучающего эксперимента подтверждают, что в экспериментальной группе нормализация речи отмечена у 65,6% детей, а значительное улучшение речи отмечалось у 34,4% детей, при этом длительность коррекционного обучения составила от 2 до 5,5 месяцев, в зависимости от структуры речевого расстройства.

В контрольной группе результаты были следующими: нормализация речи наблюдалась у 55,5% и значительное улучшение речи у 44,5% детей, при этом сроки логопедического воздействия составляли отЮ до 20 месяцев.

Результаты приведены в таблице № 6.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: Учебное пособие для дефектологических факультетов институтов. -М., Просвещение, 1973.-150с.
  2. Е.С. Методика восстановления и развития голоса у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой и В. И Селиверстова.-М.: Владос, 1997, — T.I.- С.340−356.
  3. Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Дисс. канд. пед. наук.-М., 1995.-233с.(с приложениями).
  4. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности // Избр. Труды.-М.: Наука, 1979.- 454с
  5. Арутюнян-Андронова Л. З. Как лечить заикание. -М.: Эри-бус, 1993, — 160с.
  6. Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: доречевой период. Книга логопеда. -М:. Просвещение, 1989.-77с.
  7. Е.Ф. Четыре уровня доречевого развития детей с детским церебральным параличом // Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С Волковой, и В. И. Селиверстова -М.: Владос, 1997.-Т.1.-С.262−268.
  8. О.А. Невропатология ,-М.: Просвещение, 1987,-, 317с.9 .Белова-Давид Р. А. Клиническая характеристика детей с нарушенным звукопроизношением // Специальная школа. Выпуск I, 1967,-С.114−121
  9. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников.- М.: Просвещение, 1972.- С.32−81.
  10. В.И. Взаимодействие анализаиоров в процессе восприятия и усвоения устной речи в норме и патологии. -М.: Педагогика, 1997.-176с.
  11. Н.А. О построении движений. -М.: Медгиз, 1947.-255с.
  12. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. -М.: Медгиз, 1966, — 234с.
  13. P.M., Левина Р. Е. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте // Советская педагогика, 1938,-№ .- С.144−154.
  14. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология.- 1983.-№ 1 .-С.56−59.
  15. И.В., Ковшиков В. А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. -С/Пб.: Сатис, 1995, — 10 с.
  16. Е.Н., Пулатов А. И. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга-. 2-е изд.-Ташкент: Медицина, 1989, — 166с.
  17. Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. -М.: Просвещение, 1987, — 159с.
  18. Т.М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. -М.:-Владос, 1996.- 233с.
  19. Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов.'Автореф. дисс. канд. пед. н. -М. 1996, — 16с.
  20. Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. -МгЛ. ОГИЗ-СОЦ ЭКГИЗ, 1934.-323с.
  21. М.Б. Нарушения речи при поражениях нервной системы // Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной.-М.: Просвещение, 1967, — С.340−348.
  22. О.Е. Особенности формирования грамматического строя письменной формы речи у учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. (I отделение): Диссканд. пед наук.-М., 1990.-213с.
  23. И.А. Основные принципы работы по развитию познавательной деятельности у умственно-отсталых школьников в процессе рисования // Дефектология-1980?-№ 1.- С. 18−20.
  24. А.Н. Вопросы изучения детской речи. -М.: Академия Педагогических Наук РСФСР, 1961,-471с.t
  25. М.О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. *"2ч, — М.: Медгиз, 1930,-172с.
  26. Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульварной дизартрии // Вопросы логопедии. -М.: МГПИ им. Ленина, 1979.-С.27−37.
  27. Г. В., Маевская С. И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофониейи методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых.-М.: МГПИ им. Ленина, 1981-С. 103−114.
  28. М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией. -Курск.: Курский областной институт усовершенствования учителей, 1991.-19с.
  29. Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. -Л.: Медицина, 1987.-96с.
  30. В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология.-1995, — № 4, — С.43−50.
  31. Т.Г. Психология овладения навыком чтения. -М.: АПН РСФСР, 1953.-264с.
  32. В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. -С/Пб.: Лань, 1997, — 189с.
  33. Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). -М.: Просвещение, 1985, — 109с.
  34. Г. И. Особенности понимания речи при моторной алалии: Дисс. канд. пед наук.-М., 1967.-238с
  35. Н.И. Механизмы речи,— М.: АПН, 1958.-370с.
  36. Н.И. Язык. Речь. Творчество.- М.: Лабиринт, 1998.368с.
  37. Н.С., Мастюкова Е, М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. -Екатеринбург: АРД, 1998, — 316с.
  38. Л.В. Проблемы речи, ее расстройств и восстановление // Известия АПН РСФСР. Вып. 2, 1945.-С.5−16.
  39. В. Развитие произвольных движений. -М.: Издательство АПН РСФСР., I960, — 430с.
  40. М. Расстройства речи в детском возрасте. -М.'Медгиз. 1962, — 298с.
  41. А.И. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.-М.: Просвещение, 1978.-159с.
  42. А.И. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике.-М.: Наука, 1985.-С.85−99.
  43. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.-М.: Учпедгиз, 1961 .-223с.
  44. С.А., Карелина И. Б., Российская Е. Н., Эльбаев А. Д. Коррекция артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств у дошкольников с дизартрией.-Курск.: Курский пед. гос. Университет, 1997.-54с.
  45. И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология,-1996.-№ 5. -С.10−15.
  46. С.Н. Развитие осознания словесного состава речив дошкольном возрасте.: Автореф. дисс. канд. психол. наук, 1. М.:1953.-16с.
  47. С.Н. Осознание словесного состава речи ребенком дошкольного возраста // Вопросы психологии.-1995.-№ 4, — С.43−55.
  48. С.Н. Формирование начального анализа речи у дошкольников // Доклады АПН РСФСР.-1959.-№ 6, — С.79−82.
  49. С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольника. -М.: Издательство МГУ, 1967.-329с.
  50. С.Н. Особенности стихийно формирующейся ориентировки дошкольников на элементы речи. Психологический анализ конечной стадии ориентировки дошкольников на элементы речи // Новые исследования психологии.-1972.-№ 2, — С.33−38.
  51. С.Н. Особенности ориентировки на речевую действительность в зависимости от типа обучения // Психологические исследования.-М., 1975.-Вып.5, — С.49−57.
  52. С.Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. -М.: Издательство МГУ, 1978.-166с.
  53. В.А. Экспрессивная алалия.-Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985.-88с.
  54. В.А. Нарушения актуализации слов у детей с экспрессивной алалией // Выявление и коррекция нервно-психических расстройств у детей.-Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985/СЗ-10 .
  55. И.П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса.-Екатеринбург: Диаманд, 1992.-319с.
  56. Г. В. О языковом механизме порождения текста // Вопросы языкознания.-1983.-№ 3.- С.44−51.
  57. М.М. Обобщение как функция мозга.-Л.: Наука, 1967.-182с.
  58. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.- Л.: Наука, 1975.-143с.
  59. М.М. Ребенок учится говорить.-М.: Сов. Россия, 1979.-192с.
  60. Корнев, А Н. О нейропсихологических механизмах звуковых нарушений при артикуляторной апраксии // Патология речи: история, изучение, диагностика, преодоление.-С/Пб.: Образование, 1992,-С.30−39.
  61. А.Н. Артикуляционная и вербальная диспраксия у детей // Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Материалы конференции «Современные проблемы логопатии."-С/Пб., 1999.-С.57−63.
  62. Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике.- М.: Прогресс, 1963.-Вып.3.-С.143−343.
  63. М. Афазиология. М.: Медицина, 1974, — 231с.
  64. Э.Г., Данилова JI.A. Апраксические нарушения у детей с церебральным параличом и возможности их коррекции в учебно-трудовой деятельности // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых.-JI.: ЛГПИ им"Герцена.-1987.-С. 17−24.
  65. А. Расстройства речи // Афазия и восстановительное обучение / Под ред. Л. С. Цветковой, Ж. М. Глозман.-М.: Московский университет, 1983.-С.9−10.
  66. А. Расстройство речи. Пер. с нем. -Киев, 1.979.276с.
  67. Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений’речи.-Л.:ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990.- 34с.
  68. Р.Е. Опыт изучения г неговорящих детей (алали-ков).-М.: Учпедгиз, 1951.-120с.
  69. Р.Е. Воспитание правильной речи у детей.-.М.: Издательство АПН РСФСР, 1958.-31с.
  70. Р.Е. Нарушение развития речевой деятельности у детей // Вопросы патологии речи. -Харьков: Укр. Науч.-исслед. Психоневр. Ин-та, 1959.-Т.ХХХП (81).-С.23−27.
  71. Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с нарушениями речи // Вопросы детской и педагогической психологии на XXVIII Международном конгрессе психологии. -М., 1969.-С.242−243.
  72. Левина Р. Е, Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии / Под редакцией Р. Е. Левиной.-М.: Просвещение, 1968.-С.67−85.
  73. А.А. Слово в речевой деятельности. -М.: Наука, 1965.-245с.
  74. А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. -М.: Наука, 1967.-С.6−16.
  75. А.А. Психолингвистика. -М.: Наука, 1967.-118с.
  76. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. -М.: Наука, 1969.-307с.
  77. А.А. Психолингвистическая структура значения и семантические связи слов // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. -М.: Наука, 1971.-С.7−19.
  78. А.А. Исследование детской речи // Основы теории речевой деятельности. -М.: Наука, 1974.-С.312−317.
  79. А.А. Психолингвистическйй аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. -М.: Наука, 1976.-С.7−56.
  80. А.Н. Проблемы развития психики.-М.: Мысль, 1959.-584с.
  81. Лингвистические и психолингвистические структуры речи / Под ред. P.M. Фрумкиной.-М.: АН СССР, Институт языкознания, 1985.-183с.
  82. Л.В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии // Изучение и коррекция речевых расстройств. -Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986.-С.82−88.
  83. Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и ар-тикуляторной моторики у детей со стертой формой дизартрии // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. -Л.:ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987, — С.33−37.
  84. Л.В. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии.: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Л., 1989.-16с.
  85. Л.В. Развитие моторной функции и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников со стертой формой дизартрии. -С/Пб.: Образование, 1992.-23с.
  86. Л.В. Некоторые особенности восприятия речи у дошкольников со стертой формой дизартрии // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. -С/Пб.: Образование, 1992, — С.61−69.
  87. Л.В. Особенности моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии // Нарушение речи. Методы изучения и коррекции. -С/Пб.: Образование, 1993.- С.3−11.
  88. Л. В. Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. -С/Пб.: Образование, 1994, — 92с.
  89. Л.В. О дифференциации групп детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей.-С/Пб: РГПУ им. Герцена, 1995.-С.95−100.
  90. А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологические исследования в СССР. -М.: Издательство АПН РСФСР, 1959.-Т. 1 .-С.516−577.
  91. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики.-М.: МГУ, 1975.-253с.
  92. А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. -М.: МГУ, 1960.-504с.
  93. А.Р. Язык и сознание. -М.: МГУ, 1975, — 319с.
  94. А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. .-М.: АПН РСФСР, 1956.-94с.
  95. А.И. Восприятие детьми дефектов произношения звуков в своей и чужой речи: Дисс. канд. пед. наук.-М., 1970.-203с.
  96. Н.Н. Формирование словаря младших школьников с церебральным параличом: Дисс. канд. пед. наук.-М., 1988.-165с.
  97. Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом // Дефектология.-1985.-№ 1 .-С.29−34.
  98. А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. канд. пед. наук,-М., 1963.-213с. ~ f: О
  99. А.К. Психология усвоения языка как средства общения.-М.: Педагогика, 1974.-239с.
  100. Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалий и дизартрий // Очерки по патологии речи и голоса. Вып.II.-М.: Учпедгиз, 1963.-С.34−38.
  101. Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей- дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. М.: Просвещение, 1967.-Вып.3.-С.98−110.
  102. Р.И. Основные расстройства речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Автореф. дисс.канд. пед. наук.-М., 1972.-20с.
  103. Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дисла-лией // Расстройства речи и методы их устранения.-М., 1975.-С.79−92.
  104. Е.М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом: -М., Просвещение, 1985.-191с.
  105. Е.М. Особенности психического развития и нейропсихических отклонений у детей, перенесших асфиксию при рождении. Автореф. дисс. канд. мед. наук.-М., 1965.-11с.
  106. Е.М. Дизартрия // Логопедия/ Под. Ред.Л. С. Волковой.-М.: Просвещение, 1989.-С. 122−154.
  107. Е.П. Церебральные спастические параличи и их лечение / Под ред. М. Н. Гончаровой, — К.: Здоровье, 1969, — 223с.
  108. Л.В. Дифференциация дислалий // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. -М.: Владос.-Т. 11 997.-С.29−33.
  109. Л.В., Фомичева М. Ф. Речь у дошкольников и ее исправление. -М., Просвещение, 1967.-96с.
  110. Методы обследования речи у детей / Республиканский институт повышения квалификации работников образования. Институт коррекционной педагогики / Под общей ред. И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной-М.: Б.И., 1992.-169с.
  111. .Ж. Исследование и коррекция вербальной диспраксии у детей // Вопросы практической фониатрии.-М.: Материалы Международного симпозиума 27−29 мая 1997 года., 1997.-С.193.
  112. .Ж. Вербальная диспраксия у детей // Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции: Материалы конференции «Современные проблемы логопатологии.» -С/Пб., 1999.-С.49−57.
  113. Нарушения речи и голоса у детей / Под. ред С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской.-М.: Просвещение, 1975. -144с.
  114. Н.В. О ранней пропедевтике у младших школьников трудностей в освоении грамоты // Ярославский пед. вестник, Ярославль, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1995.- № 1.- С.51−53.
  115. Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.-К.: Музычна Украина, 1981.-83с.
  116. О.С. Система коррекционно-педагогического воздействия в процессе восстановления голоса у лиц со спастической дисфонией: Дисс. канд. пед. наук.-М., 1985.-187с.
  117. О.С. Система логопедической работы по профилактике и коррекции нарушений голоса у лиц речевых профессий: Дисс. д-ра пед. наук.-М., 1998.-250с.
  118. К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. J1.C. Волковой и В. И. Селиверстова.-М.: Владос.-Т.П., 1997.-С.66−101.
  119. Очерки по патологии голоса и речи / Под. ред. С. С. Ляпидевского. -М.: Учпедгиз, 1960>-Вып.1, 150с.
  120. П.И. Избранные труды / Под общей редакцией профессора М. А. Усиевича.-М.: Учпедгиз, 1954.- 417с.
  121. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга.-М.: Академия мед. наук СССР, 1952.- 288с.
  122. О.В. Дизартрия // Логопедия.-М.: Просвещение, 1973.-0:91−149.
  123. О.В. Тяжелая дизартрия детского возраста в логопедической практике: Дисс. канд. пед. наук.-М., 1948.-160с.
  124. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). -М., Просвещение, 1978.-71с. ««Г —
  125. З.А. Нарушение письма у учащихся с дефектами артикуляционного аппарата: Дисс. канд. пед. наук.-М., 1975.-177с.
  126. А.П. Фонетика: Учебное пособие для логопедов.-Саратов: Б.И., 1995.-82с.
  127. Н.П. Рисование в дошкольном детстве.-М.: Просвещение, 1965.-214с.
  128. JI.В. К тайнам мысли и слова.-М.: Просвещение, 1983.-159с.
  129. В.И. Заикание у детей.-М.: Просвещение, 1979.-156с.
  130. К.А. Детские церебральные параличи.-М.: Медицина, 1968.- 259с.
  131. Н.В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии: Дис. канд. пед. наукгС/Пб., 1996.-242с.
  132. И.М. Элементы мысли. Сборник избранных статей.-М,-Я., 1943.-223с.
  133. Э.Я. Нейрофонематическая характеристика бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции.-Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1978. -С.86−95.
  134. Э.Я., Макарова Э. К. О механизмах бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации.» Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1979. -С.89−97.
  135. В.А. Логопедия.-М.: Просвещение, 1985.-87с.
  136. Е.Ф. Формирование навыков речевого общения у детей с первичным недоразвитием речи // Речевые и нервно- психические нарушения у детей и взрослых.- Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1987. -С.17−24.
  137. Е.Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология.-1974.-№ 4 -С.20−21.
  138. Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речишестого года жизни: Дисс. канд. пед. наук.-М., 1998.-199с.
  139. Л.Ф. Особенности нарушения речи при псевдо-бульбарной дизартрии // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. -М.: АПН РСФ? Р, 1961.-С.157−184.
  140. Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи.-М.: Педагогика, 1980.- 190с.
  141. Т.А. О подходах к исследованию нарушений фонетической структуры слова у детей с моторной алалией и дизартрией // Речевые и нервно- психические нарушения у детей и взрослых.-Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. -С.25−28.
  142. О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков / Под общей редакцией С. С. Ляпидевского. -М.: Медицина, 1969,-С.144−155.
  143. Т.Б. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления: Дисс. канд. пед. аук.-М., 1974.-170с.
  144. Т.Б., Чиркина Г. В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду // Дефектология.-1985,-№ 6,-С.55−62.
  145. Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 летнего возраста с общим недоразвитием речи. -М.: Мин. обр. РСФСР, 1991, — 43с.
  146. Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада: Сообщение 2 // Дефектология.- 1987, — № 1, — С.69−74. Сообщение 3 // Дефектология, — 1987.- № 4.- С.71−76.
  147. Филичева Т. Б, Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития у детей дошкольного возраста // Дефектология. -1985. .-№ 4.-С.72−78.
  148. Н.М. Интерактивная деятельность мозга детей в норме и патологии: Электрофизиол. Исслед. / НИИ дефектологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989.-143с.
  149. М.Н. Функциональная асимметрия мозга у детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью // Дефектология. 1996, — № 4.- С.3−8.
  150. М.Е. Логопедия. -М.: Учпедгиз, 1959.- 476с.
  151. В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. -С/Пб.: ИИП Хардфорд, 1996.-31с.
  152. А.Д. Апраксические нарушения и их значение в клинике речи // Очерки по патологии речи и голоса. Выпуск II. -М.: Учпедгиз, 1969.-С.49−58.
  153. Г. В., Орлова О С. 3-й конгресс Постоянного комитета речевых терапевтов и логопедов // Дефектология, — 1997,-№ 6, — С.90−93.
  154. Г. В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией // Дошкольное воспитание. 1980, — № 8.-С.50−52.
  155. Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. -М.: Педагогика, 1969, — 119с.
  156. Г. В. К методике обучения грамоте детей с речед-вигательными нарушениями // Совещание-семинар по вопросамспециального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.-М., 1964.-С. 58−59.
  157. Г. В. К методике обучения грамоте детей с псев-добульбарной дизартрией // Дефектология, — 1973, — № 4.- С.45−50.
  158. Г. В. Звуковая сторона речи. О нарушениях звукопроизношения у дошкольников. // Дошкольное воспитание.-1981, — № 6. -С.28−33.
  159. Г. В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения: Дисс. канд. пед. наук.-М., 1967.-277с.
  160. Г. В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Дисс. д-ра пед. наук.-М., 1987.-277с.
  161. Г. В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи // Методы обследования нарушений речи у детей.-М., 1982.-С.5−33.
  162. Г. В. Обучение грамоте ребенка, имеющего нарушения артикуляционного аппарата // Специальная школа, 1964.- Вып. 4.-С.96−100.
  163. Г. В. О речедвигательных нарушениях // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы.-М., 1965.-С.99−104.
  164. Г. В. Отвечаем на письма. (О приемах обследования фонематического слуха детей с нарушениями речи) // Дефектология, — 1981.-№ 1.-С.94−95.
  165. С.И. Индивидуальный подход в коррекционно-логопедической работе // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы международного семинара.-С/Пб.-, 1995, — С. 142.
  166. С.И. О некоторых причинах неуспеваемости детей. О работе со школьниками, имеющими дефекты речи. //
  167. Начальная школа.- 1968,-№ 7.-С.80−81.
  168. С.И., Шостак Б. И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий // Речевые расстройства у детей и методы их устранения.-М., 1978.-С.4−16.
  169. Н.Х. Развитие речевых форм у младших дошкольников // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.- М.: ИСБН, 1975, — С.135−143.
  170. Н.Х. Психологический анализ ранних суждений ребенка // Известия АПН РСФСР, 1954, — С.135−143.
  171. Л.В. Языковая система и речевая деятельность.-Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1974.- 428с.
  172. М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. -М.: АПН РСФСР, Институт дефектологии, 1959.- 216с.
  173. С.Б. К вопросу об аграмматизмах на письме у школьников с тяжелыми нарушениями речи // Выявление и коррекция нервно- психических и речевых расстройств у детей. .- Л.: ЛГГШ им. Герцена, 1985. -С.95−100.
  174. С.Б. Симптоматика аграмматической дисграфии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Речевые и нервно-психологические нарушения у детей и взрослых. JL: ЛГПИ им. Герцена, 1987. -С.42−46.
  175. А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. -М.: Просвещение, 1984.- 158с.
  176. Paula A. Square, Treatment Approaches for Developmental Apraxia of Speech // Clinics in communication disorders.- 1994.- № 3.-Vol.4.- P. 151−161.
  177. Deborah A., Hayden, and Paula A. Square, Motor Speech Treatment Hierarchy: A Systems Approach // Clinics in communication disorders.- 1994, — № 3.-Vol.4.- P.162−173.
  178. Kathleen R. Helfrich Mi ller. A Clinical Perspective: Melodie Intonation therapy for Developmental Apraxia // Clinics in communication disorders.- 1994, — № 3.-Vol.4.- P.175−182.
  179. Susan L. Klick Adapted Cuing Technique: Facilitating Sequential Phoneme Production .// Clinics in communication disorders.-1994,-№ 3.-Vol.4.- P183−189.
  180. Joan В., Rosenthal M. Rate Control Therapy for Developmental Apraxia of Speech // Clinics in communication disorders.- 1994, — № 3.-Vol.4.- P. 190−200.
  181. Yoss K., Darley F. Developmental apraxia of speech in children whith defective articulation // Speech Hear Res.- 1994. № 3,-Vol. 17.- P.399−416. '
  182. Morley M. The development and disgorders of speech in childhood. Livingestoun.- 1996.-542p.
Заполнить форму текущей работой