Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона
С целью оценки практики использования национальных традиций впроцессе духовно-нравственного воспитания школьников был проведен констатирующий эксперимент, который: включал анкетирование учащихся 9−11-х классов, учителей и родителей: Анализ отношения школьников к национальным традициям позволил выявить следующие проблемы: школьники не воспринимают национальные традиции как выражение национальной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Духовно-нравственное воспитание средствами национальных традиций как педагогическая проблема
- 1. 1. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в полиэтнической среде
- 1. 2. Педагогическая сущность и духовно-нравственный потенциал национальных традиций
- 1. 3. Анализ практики использования национальных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников
- Глава 2. Организация процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций
- 2. 1. Моделирование процесса духовно-нравственного воспитания с использованием национальных традиций
- 2. 2. Практико-технологическое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания с использованием национальных традиций
- 2. 3. Экспериментальная проверка модели духовно-нравственного воспитания с использованием национальных традиций
Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для * современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей.
Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов России функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.
Приоритетная роль духовно-нравственного воспитания в процессе формирования личности показана в работах И. А. Ильина, Я. А. Коменско-го, A.C. Макаренко, И. Г. Песталоцци, А. И. Пирогова, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.
В психолого-педагогических исследованиях представлены различные направления и концепции духовно-нравственного воспитания. Одна из наиболее распространенных концепций рассматривает содержательные характеристики нравственного воспитания через основные категории морали и нравственности. Цели, задачи, содержание, формы и методы нравственного воспитания раскрыты в работах Ю. К. Бабанского, О. С. Богдановой, В. В. Воронова, И: ИЗарецкой, A.C. Макаренко, А.ИБолдыреваB.C. Селиванова, И. Ф. Харламова, C.B. Черенковой, Н. Е. Щурковой и др.
Влияние — духовного мира на развитие личности — и накопление опыта взаимодействия с ним рассматривается в специальной духовной литературе с позиций религиозных норм и ценностей. В рамках данного направления определены цели, принципы, содержание, средства православного духовно-нравственного воспитания (С.Н. Булгаков, А. Гусев, В. В: Зеньков-ский, И. А. Ильин, С. С. Куломзина, В. Н. Лосский, В. И. Несмелов, Б.А. IIи-чипоров, В. Парамонов, С. Н. Трубецкой, С. Л. Франк, Г. П. Федотов и др.). Роль национальной и религиозной культуры в воспитании школьников раскрыта в исследованиях М. Г. Тайчинова, Л. А. Харисовой и др.
Этнопедагогический подход к духовно-нравственному воспитанию представлен в работах F.H. Волкова^ и его учеников. В рамках этого направления1 обоснована необходимость этнопедаго газации учебно-воспитательного процесса, выявлены условия использования народной педагогикив процессе духовно-нравственного* воспитания, раскрыты пути взаимодействияt национальных и общечеловеческих ценностей в решении: педагогических задач. На педагогический опыт народа опирались в своих исследованиях Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. Принцип народности воспитания является центральным? в* трудах К. Д. Ушинского. Общие теоретические вопросы, связанные с ролью этнопеда-гогических знаний, народного опыта воспитания, освещены в исследованиях И. А. Арабова, В. Ф. Афанасьева, Н. В. Кузьминой и др. Духовнонравственный и воспитательный потенциал этнопедагогики разных народов раскрыт в работах Д. М. Бурхиного, F.H. Волкова, P.M. Магомедова, Я. И. Ханбикова, И. А. Шорова .и др. Методики использования принципов, этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе представлены в работах л.А. Алыневской, Г. Ж. Асылхановой, Т. Н. Баклановой, Л. А. Белоус, Л. Д. Вавиловой, G.C. Горбенко, H.A. Горяевой, A.A. Данилова, Ж.Д. Дор-жиевой, М. С. Кирова, О. В. Лебедевой, В. Ю. Новицкой, О. Н. Прокопец, Э. Г. Скворцова, G.K. Ткалич, З. П. Тюменцевой, Т Л. Шпикаловой и др. Педагогические условия формирования этнопедагогической культуры будущего педагога раскрыты в работе И. О. Поповой.,.
Психологические концепции: рассматривают духовно-нравственное воспитание с опорой на теоретические положения психологии"и результаты изучения природы духовности, духовных способностей, смыслообразо-вания, психологических механизмов воспитания, различных периодов развития личности и др. Проблемы этнической социализации: и влияния культуры на развитие ребенка рассматривают Дж. Баттерворт, М. Коух, С. В. Лурье, Л. Г. Почебут, С. Скрибнер, Т. Г. Стефаненко, Э. Эриксон. Психологическая сущность духовности анализируется в трудах Б. С. Братуся, З. Т. Гасанова, В. И. Слободчикова, Т. А. Флоренской, В. Франкла и др. Психологическая сущность духовности в системе профессионального становления специалиста раскрыта H.A. Коваль, В. А. Пономаренко.
Целостная концепция духовно-нравственного воспитания в системе общего образования разработана B.C. Ледневым. Направления и механизмы интеграции художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания раскрыты в работе Л.ВШколяр. В исследованиях представлены также концепции, программы и методики! духовно-нравственного воспитания дошкольников (С.Ю. Афанасьева, Л. Н. Веремейчук, Т. Ф. Гакина, Hi Султанова, Н. Цилько и др.), школьников (О.С. Богданова, С.В. Черен-кова и др.), студентов (Р.В. Желудь, Л. В. Кашин, В. М. Лысогор, Т. ВСклярова, Ю.В. Ушакова), модели региональных систем духовно-нравственного воспитания (A.C. Бирбачаков, М. В^ Глебова, T. IL Довгий, Д. Г. Левчук и др.). Особенности использования национальных традиций в семейном воспитании раскрыты в работах П. Ф. Каптерева, A.C. Макаренко, Т. У. Сарсенбаева и др. Основные подходы к организации воспитания в поликультурном регионе рассматриваются в работах Г. Д. Дмитриева, Р. И. Кадиевой, В. В, Макаева, 3-А. Мальковой, Г. В. Палаткиной, Л. Л. Супруно-вой.и др. Однако в педагогической теории не представлены особенности, цели и задачи духовно-нравственного воспитания в условиях полиэтнического региона.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании в условиях полиэтнического региона играют национальные традиции. В: этнографических, культурологических, философских исследованиях описаны природа и особенности традицийкак элементовсоциального и культурного наследия: эволюционность, динамичность, противоречивость отдельных элементов, устойчивость, ценностная ориентированность и др.- показаны их характер и механизмы, функционирования в общественном сознании (С.А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, В. Б. Власова, А.И. ЛучанкинЭ.С. Маркарян, В. Д. Плахов, И. В. Суханов и др.), роль в духовной жизни, процессах становления и развития этноса (Ю.В. Бромлей, Э. В: Соколов, А.К. У ледов и др.). В педагогических исследованиях обращение к традициям связано с рассмотрением проблем использования идей народной педагогики в образовании, этнопедагогики. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы обоснована в работах H.A. Константинова, Ф. Ф. Королева, Е. М. Медынского, В. А. Сухомлинского, М. Ф. Шабаева и др. Этнопедагогический потенциал национальных традиций представлен в работах Р. К. Габитовой, З. Б. Цаллаговой и др. Проблемы возрождения русских традиций в образовании исследуются Е.В. Бондарев-ской, В.В. МакаевымЛ: Л. Супруновой, В. К. Шаповаловым и др. Вместе с тем сущностные признаки национальных традиций не систематизированы с педагогических, позиций, не выделены те из них, которые оказывают существенное влияние на процесс духовно-нравственного воспитания школьников.
Технологии использования народных традиций в школьном образовании представлены, в исследованиях 3.3. Азашиковой, Н. П. Едыговой, Е. В. Кузнецовой, И. О. Поповой и др. Этнокультурные особенности национальных традиций и их педагогического использования в условиях СевероКавказского региона исследуют З. Х. Ионов, Т. Б. Кодзаев, А. Д. Койчуев, С. У. Пазов, В. Б. Тугов, К. К. Хутыз и др. Роль национальных традиций в процессе формирования национального самосознания рассмотрена Ю. С. Тюнниковым, Ф. Ф. Харисовым и др.- в трудовом воспитании — Б. Апышевым идр.- в военно-патриотическом воспитании—Н.Н: Михневым, в нравственном воспитании — В-Г. Балъжиевым, Г. И. Батуриной, Ж. Г, Бе-шимовым, Ф. В. Даминдаровой и др.- в духовно-нравственном воспитанииР. С. Исрафиловымприменительно к вопросам социальной регуляции поведения — О. И. Дреевым и др. Модели нравственного воспитания школьников на народных традициях обсуждаются в работе Г. И. Батуриной, К. Л. Лисовой, Г. Ф. Суворовой.
В приведенных исследованиях представлена педагогическая сущность национальных традиций, однако она не соотнесена с особенностями национальных традиций как элементов социализации и инкультурации подрастающего поколения в условиях полиэтнического региона. Такое соотнесение позволило бы обосновать педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников в контексте национальных традиций с учетом условий таких регионов.
В работах А. И. Лучанкина, Г. В. Палаткиной, А. К. Уледова, Н. П. Юдиной представлены варианты структуры национальных традиций. Следует, однако, отметить, что в представленных вариантах слабо просматривается педагогическая направленность традиций, что затрудняет осмысление ее в качестве инструмента духовно-нравственного воспитания.
В исследованиях (прежде всего, философских, этнографических, социологических) представлены классификации национальных традиций по различным основаниям: по области проявления, субъекту общественных отношений, сфере и характеру деятельности субъекта, отношению к социальному прогрессу, видам общественных отношений и др. (Ф.В. Даминда-рова, В .Д. Плахов и др.) В то же время не разработана педагогическая, классификация национальных традиций, соотносимая с задачами духовно-нравственного воспитания и учитывающая специфику их педагогической интерпретации.
Анализ школьной практики обучения показывает, что духовно-нравственный потенциал национальных традиций в полной мере не используется. Во многом это связано с фрагментарным обращением к традициям, разобщенностью учебной и внеучебной деятельности, недостаточным взаимодействием школы с семьей, отсутствием теоретических разработок по проблеме комплексного использования национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания. В практике духовно-нравственного воспитания преобладают словесные методы использования-традиций, что вступает в противоречие с практико-ориентированным характером традиций. В условиях полиэтнической среды, характерной для многих регионов современной России, необходим синтез традиций разных народов, их взаимообогащение прежде всего с учетом специфики этой среды.
Анализ педагогической теории и практики позволяет выделить имеющиеся противоречия'.
— между социальной значимостью духовно-нравственного воспитания подростающего поколения в школах России и прежде всего в полиэтнических регионах и недостаточной разработанностью научных основ использования духовно-нравственного воспитания в условиях таких регионов- - между высоким педагогическим потенциалом национальных традиций, необходимостью комплексного подхода к их использованию в процессе духовно-нравственного воспитания и фрагментарностью применения национальных традиций в воспитательном процессе современной школы.
Выделенные противоречия позволяют сформулировать научную проблему: при каких педагогических условиях национальные традиции функционируют как эффективное средство духовно-нравственного воспитания школьниковв условиях полиэтнического региона? Решение этой проблемы предполагает обращение к следующим вопросам: каковы сущностные признаки и структура национальных традиций как средства духовно-нравственного воспитания? Каковы особенности, цели и задачи духовно-нравственного воспитания с использованием национальных традиций в условиях полиэтнического региона? Как обеспечить комплексный подход к использованию национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания, интеграцию содержания учебных предметов, взаимосвязь учебной и внеучебной воспитательной работы? Какой педагогический5 инструментарий в наибольшей степени соответствует природе традиций, обеспечивает их ценностно-смысловой синтез и эффективное функционирование в качестве средства духовно-нравственного воспитания школьников?
Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально апробировать модель духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций в условиях полиэтнического региона.
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания школьников в полиэтническом регионе.
Предмет исследования: педагогические условия использования национальных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания школьников в полиэтническом регионе.
Гипотеза исследования: национальные традиции функционируют как эффективное средство духовно-нравственного воспитания школьников в полиэтническом регионе, если:
— задачи духовно-нравственного воспитания систематизированы с учетом сущностных признаков национальных традиций и особенностей духовно-нравственного воспитания в полиэтническом регионе;
— духовно-нравственное воспитание осуществляется согласно модели, це-ле-функциональные и логико-содержательные характеристики которой отражают классификацию и функции национальных традицийа инструментальные характеристики их сущностные признаки и структуру;
— комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию осуществляется накаждом этапе. с учетом особенности интеграциинациональных традиций в содержание учебных предметов, взаимосвязи учебной и вне-учебной воспитательной работы с опорой на резервы семейной педагогики;
— педагогический инструментарий разрабатывается в соответствии со структурой национальных традиций, ориентируются на ценностно-смысловой синтез национальных традиций этносов, проживающих в регионе, и применяется в логике задач духовно-нравственного воспитания.
Задачи исследования:
1. Выявить сущностные признаки и структуру национальных традиций как средства духовно-нравственного воспитания школьников.
2. Систематизировать задачи духовно-нравственного воспитания школьников с учетом специфики полиэтнического региона.
3. Разработать модель процесса духовно-нравственного воспитания школьников в полиэтническом регионе и на ее основе — модульную программу, предусматривающую взаимосвязь учебной и внеучебной воспитательной работы, интеграцию национальных традиций в содержание учебных предметов, систематизацию педагогического инструментария.
4. Экспериментально апробировать модельные построения духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций в условиях полиэтнического региона.
Общей теоретико-методологической основой исследования являются методология педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвя-зинский, В. В. Краевский, B.C. Леднев, A.M. Новиков и др-) — философские теории функционирования традиций в общественном сознаниипринципы диалектического осмысления истории развития духовной культуры обществаэтнографические и культурологические теории традиции как категории, характеризующей духовную жизнь общества, отражающей особенности национального самосознания и культуры. (В.А. Блюмкин, Л. П. Буева, Ю. В. Бромлей, Д. Ж. Валеев, Э. С. Маркарян, И. М. Орешников, С. М. Поздяева, З. Я. Рахматуллина и др.) — положения об эволюционном характере традиций, диалектике прогрессивных и регрессивных традиций1 (К. Варналис, Ф. ВДаминдарова, F.A. ПраздниковA.F. Спиркин и др.) — психологические теории определяющего влияния традиций на становление личности (О.Г. Лопухова, О. П. Николаева и др.) — психологические и педагогические концепции, раскрывающие, многоаспектную природу духовно-нравственного воспитания школьников (Ю.К. Бабанский,. Е.В. Бондарев-ская, Б. Т. Лихачев, Н. Ю. Щуркова и др.) — принципы поликультурного образования (Г.ВДмитриев, В. В. Макаев, З. А. Малькова, Г. В. Палаткина, Л. Л. Супрунова и др.) — теоретические основы педагогической интеграцииi (А.П. Беляева, М. Н. Берулава, A.A. Кирсанов, Ю. С. Тюнников и др.), педагогического проектирования (C.B. Воробьева, Е.С. Заир-Бек, И. И. Ильясов, Ю. С. Тюнников и др.).
Методы исследования: в соответствии с целями и задачами использовались теоретические методы: системный анализ проблемы, структурно-функциональное изучение национальных традиций как средства духовно-нравственного воспитания, классификация национальных традиций, моделирование процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традицийпроектирование программы «Национальные традиции в школе», теоретическое обобщение результатов исследованияэмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ образовательных стандартов, учебных программ, педагогический эксперимент.
Личный вклад автора в получение научных результатов определяется разработкой концептуальных положений исследования, планированием и проведением эксперимента по данной проблеме, разработкой? педагогических и диагностических материалов, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе.
Этапы и: опытно-экспериментальная база исследования. Исследование выполнялось поэтапно с 2000 по 2004 гг. на базе средней общеобразовательной школы № 8 г. Туапсе и состояло из трех этапов:.
На первом этапе (2000;2001 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление проблем духовно-нравственного воспитания в полиэтнической среде, использования национальных традиций в образовательном процессе. Данный этап включал разработку научного аппарата исследования, планирование и подготовку опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (2001;2002 гг.) проводился констатирующий педагогический эксперимент, были разработаны структура и классификация национальных традиций, модульная программа «Национальные традиции в школе», модель процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традицийопределена методика формирующего эксперимента, проведена пилотажная апробация диагностических средств.
Третий этап (2002;2004 гг.) включал проведение формирующего эксперимента, обработку его результатов, формулирование выводов и подготовку методических рекомендаций.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— выделены особенности, уточнены цели и задачи духовно-нракственного воспитания в полиэтническом регионе, центральной из которых является формирование готовности школьников к использованию национальных традиций как средства духовно-нравственного самосовершенствования, определена структура такой готовностиразработаны критерии, уровни, показатели и методы ее диагностики;
— систематизированы сущностные признаки национальных традиций (образовательно-мировоззренческая направленность, ценностная ориентированность, практико-ориентированный характер, многофакторность, эмоциональная насыщенность, устойчивость, эволюционность, социально-игровая сюжетика,), основные (воспитания духовно-нравственных качеств, формирования опыта духовно-нравственных отношений в ученическом коллективе, духовно-нравственной регуляции поведения школьников) и вспомогательные (культурно-просветительская, творчески-развивающая) функции национальных традиций, с учетом которых обоснован комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию школьников (воспитательно-целевая организация, ценностно-смысловая интеграция в образовательный процесс, включение в деятельность, единство воспитательных воздействий школы, семьи, общества, актуализация опыта эмоционально-ценностных отношений, нормативно-регулятивная направленность, вариативность, сценарно-игровая технологичность);
— обобщены подходы к структуре и классификации национальных традиций, на основе которых уточнена структура национальных традиций ядро, включающее ценности, убеждения и установки традиционного поведения, и оболочка, которую составляют знаниевый и практический компоненты) и разработана ихпедагогическая классификация (мировоззренче-ски-ориентирующие. позиционно-ролевые, регламентирующие), позволяющие эффективно использовать национальные традиции при организации процесса духовно-нравственного воспитания школьников;
— спроектирована модель духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традицийЦеле-функционаяъные характеристики модели включают генеральную цель — овладение национальными традициями как средством духовно-нравственного самосовершенствования" - и частные цели, соотнесенные с задачами формирования духовно-нравственных ценностей, отношений, убеждений, установок, определяющих ценностно-смысловые ориентиры традиционного поведениязнаний о духовно-нравственных нормах и опыта этнокультурной ориентации и овладения! традициями как средством духовно-нравственного совершенствования. Логико-содержательные характеристики включают этапы (диагностический, ознакомительный, побудительный, практико-творческий) и содержание моделируемого процесса;
— систематизирован педагогический инструментарий использования национальных традиций как средства духовно-нравственного воспитания согласно логике этапов смоделированного процессаразработаны методические цепочки, учитывающие межпредметную интеграцию, взаимосвязь учебной и внеучебной воспитательной работы и позволяющие скоординировать усилия учителей, классного руководителя, родителей по использованию" конкретных национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания школьников.
Теоретическая знач имость исследования состоит в выявлении педагогических условий функционирования национальных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитанияуточнении понятий, раскрывающих содержание проблемы использования национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания школьников в полиэтнической среде (национальная традиция,' духовно-нравственное воспитание, полиэтническая среда, готовность к использованию национальных традиций как средства духовно-нравственного самосовершенствования) — определении логики и содержательной базы взаимодействия учебных предметов и различных форм учебной и внеучебной воспитательной работы с ориентацией их на многоуровневое формирование готовности школьников к использованию национальных традиций как средства духовно-нравственного самосовершенствования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем определены цели, этапы, содержание, педагогический инструментарий процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традицийразработана программа «Национальные традиции в школе», которая в структурном отношении включает восемь модулей: гражданско-патриотические, трудовые, экологические, коммуникативные, религиозные, бытовые традициипраздники, обряды, ритуалытрадиции здорового образа жизни, позволяющих интегрировать содержание учебных предметов (литература, русский язык, история, обществозна-ние, иностранный язык, естествознание, музыка, ИЗО, физическая культура) и внеучебной деятельности. Данная программа может быть использована в целях совершенствования преподавания учебных предметов в средней школе, а также при разработке национально-регионального компонента стандартов.
Представленные в исследовании методические разработки могут найти применение при организации внеучебной воспитательной работы, направленной на духовно-нравственное воспитание школьников.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на первой Международной научнопрактической конференции «Проблемы и перспективы устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса стран Черноморского бассейна» (Сочи, 2000), Международной научно-методической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательнойсферах» (Сочи, 1999;2004) — Всероссийской, научно-практическойконференции- «Проблемы современной педагогики — и систем образования» (Майкоп, 2002), Межвузовской научно-практической конференции- «Общество, право, политика» (Краснодар, 2002), Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы» (Воронеж, 2003), заседаниях кафедры педагогики Социально-педагогического института Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Программа «Национальные традиции в школе» апробирована и используется в средней образовательной школе № 8 г. Туапсе.
Достоверность результатов исследования обеспечивается ориентацией на современные методологические подходы к изучению национальных традицийопорой на фундаментальные психологическиепедагогические, философские теориииспользованием комплекса теоретических и эмпирических методов, а также методов статистической обработки"результатов исследования, адекватных целям и задачам исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В условиях полиэтнического региона духовно-нравственное воспитание имеет свои особенности: направленность на этнокультурные ценности 5 народов, населяющих регион-: поликультурный контекст решения? задач духовно-нравственного воспитанияиспользование национальных традиций как регулятора межэтнических отношений в регионедиалог и синтез этнокультурных ценностей и традиций как средства их трансляции.
2. Необходимое представление о функционировании национальных традиций в качестве средства духовно-нравственного воспитания школьников дают их сущностные признаки, основные и вспомогательные функции, педагогическая классификация, условия комплексного применения (воспитательно-целевая организацияценностно-смысловая интеграция в образовательно-воспитательный процессвключение в деятельностьединство воспитательных воздействий семьи, школы, обществаактуализация опыта эмоционально-ценностных отношенийнормативно-регулятивная направленностьвариативностьсценарно-игровая технологичность).
3. Ведущей целью духовно-нравственного воспитания школьников является формирование у них готовности к использованию национальных традиций как средства духовно-нравственного самосовершенствования. Поэтапное формирование такой готовности отражает определенные направления использованиянациональных традиций согласно специфике задач духовно-нравственного воспитания. Педагогический инструментарий представлен в систематизированном виде в определенном наборе • методических цепочек, реализующих межпредметную интеграцию, взаимосвязь учебной и внеучебной воспитательной работы.
4. В процессе духовно-нравственного воспитания^ школьников: в условиях полиэтнического региона необходим комплексный подход к использованию национальных традиций, обеспечивающий интеграцию содержания учебных предметов (литературы, русского и иностранного языков, культуры речи, истории, обществознания, естествознания, ИЗО, музыки, технологии, безопасности жизнедеятельности, физической культуры, ку-бановедения) и различных форм учебной и внеучебной воспитательной работы. Ведущее место в. такой интеграцию отводится программе «Национальные традиции в школе», включающей восемь модулей: гражданско-патриотические, трудовые, экологические, коммуникативные, религиозные, бытовые национальные традициинациональные праздникиобряды, ритуалынациональные традиции здорового образа жизни.
Заключение
.
Национальные традиции являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры (совокупного человеческого опыта, ценностей, отношений, форм поведения) и обладают высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания школьников. Проведенное исследование позволило теоретически разработать и экспериментально апробировать педагогические условия использования национальных традиций в качестве средства духовно-нравственного? воспитания школьников. В ходе исследования были сделаны следующие основные выводы.
Духовно-нравственное воспитание следует понимать как процесс воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности школьников с целью приобщения их к системе поликультурных духовных ценностей, на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в. своей жизни в соответствии! с ними, на формирование способности к духовному саморазвитию. Специфическими особенностями духовно-нравственного воспитания> в полиэтнической среде являются: направленность на этнокультурные ценности народов, населяющих регионполикультурный контекст решения задач духовно-нравственного воспитанияиспользование национальных традиций как регулятора духовно-нравственных межэтнических отношений в регионедиалог и синтез этнокультурных ценностей и традиций как средства их трансляции. Основными задачами духовно-нравственного воспитания в полиэтнической среде являются (1) формирование поликультурных духовно-нравственных ценностей, отношений, убеждений, установок- (2) знаний о духовно-нравственных нормах поведения в различных культурах, представленных в регионе- (3) опыта духовно-нравственного поведения, включающего умения духовно-нравственного выбора, саморегуляции поведения, культуры межнациональных отношенийэтнокультурной ориентировки, толерантного поведенияг по отношению к представителям других культур.
Национальные традиции являются элементами духовно-нравственнойкультуры и обладают значительнымдуховно-нравственным потенциалом, который отражают их классификация (мировоззренчески-ориентирующие, позиционно-ролевые, регламентирующие традиции) и функции (основныевоспитания духовно-нравственных качеств, формирования опыта духовно-нравственных отношений в ученическом коллективедуховно-нравственной' регуляции поведения школьников, и вспомогательныекультурно-просветительская, творческо-развивающая). В то же времянациональные традиции обладают значительным воспитательным-потенциалом. Педагогическую сущность национальных традиций отражают их. сущностные признаки (эволюционность, социально-игровая сюжетика, ценностная ориентированность, противоречивость отдельных элементов, практико-ориентированныйхарактер, многофакторность, образовательно-мировоззренческая направленность, эмоциональная насыщенность, устойчивость) и условия эффективного педагогического использования (вариативностьсценарно-игровая технологичностьценностно-смысловая интеграция вобразовательно-воспитательный процессединство воспитательных воздействий школы, семьи и обществавоспитательно-целеваяорганизацияактуализация опыта эмоционально-ценностных отношенийнормативно-регулятивная направленность).
С целью оценки практики использования национальных традиций впроцессе духовно-нравственного воспитания школьников был проведен констатирующий эксперимент, который: включал анкетирование учащихся 9−11-х классов, учителей и родителей: Анализ отношения школьников к национальным традициям позволил выявить следующие проблемы: школьники не воспринимают национальные традиции как выражение национальной идентичностимотивация к изучению традиций и традиционному поведению является неустойчивой, преобладают внешние мотивыобласть функционирования национальных традиций сужается до обрядов и праздников, значимой является внешняя сторона традиций, а ценности традиционного поведения у большинства учащихся отсутствуют. Анализ этнокультурного самосознания школьников показал в целом позитивное восприятие собственной национальности, ее представителей, но при этом недостаточно развито чувство ответственности за себя как представителя нации. Анализ, лгежличностного общения школьников в поликультурной среде показал, что оно не является конфликтным, не отличается национальной избирательностью. Анализ отношения учащихся к педагогическому использованию национальных традиций показал, что необходимых для освоения национальных традиций условий не создаетсяведущую роль в их создании должно: играть народное образование, в частности, школа и национально-культурные центрытакие формы пропаганды национальных традиций, как национальные школы (классы) и предмет «Культура межнациональных отношений», не являются достаточно эффективными.
Отношение родителей к национальным традициям положительное, однако область их функционирования сужается до обрядов и праздников, значимой является внешняя сторона традиций. В семьях практически не сохраняютсянациональные традиции? воспитания детей, родителями в достаточной степенине осознается важная роль семьи в пропаганде национальных традиций. Такие формы пропаганды национальных традиций, как национальные школы (классы) и изучение родной истории, по мнению родителей, не являются достаточно эффективными. Необходим поиск других, более эффективных форм.
Подавляющее большинство учителей относятся к использованию национальных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников положительно. Однако незнание большинством педагогов особенностей традиций и условий использования их в качестве педагогического средства обусловливает неверный выбор педагогического инструментария их использования, предпочтение словесных методов в ущерб практическим, отражающим практико-действенный характер традиций. Уровень методической подготовленности учителей к использованию национальных традиций оценивается педагогами преимущественно как низкий, недостаточный, что говорит о необходимости специальной подготовки учителей к использованию национальных традиций в духовнонравственном воспитании школьников.
Эффективное построение процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций требует процедуры моделирования, которая предполагает содержательное наполнение целе-функциональных, логико-содержательных и инструментально-технологических характеристик. Целе-функционалъные характеристики включают дерево целей. Генеральной целью является овладение национальными традициями как средством духовно-нравственного совершенствования. Частные цели определяются с учетом структуры традиции и задач духовно-нравственного воспитания и формулируются как (1) формирование духовно-нравственных ценностей, отношений, убеждений, установок, определяющих смысл традиционного поведения- (2) формирование знаний о духовно-нравственных нормах традиционного поведения- (3) формирование опыта этнокультурной ориентации и овладения традициями как средством духовно-нравственного совершенствования. Логико-содержательные характеристики включают этапы и содержание моделируемого процесса. Этапы выделены с учетом структуры традиций и условий их педагогического использования. Процесс духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций включает четыре этапа — диагностический, ознакомительный, побудительный, практико-творческий — которые реализуются с 5 по 11 класс по концентрическому принципу. Содержание моделируемого процесса отражает программа «Национальные традиции в школе». В структурном отношении программа включает восемь модулей: гражданско-патриотические, трудовые, экологические, коммуникативные, религиозные, бытовые традициипраздники, обряды, ритуалытрадиции здорового образа жизни. Каждый модуль позволяет интегрировать содержание учебных предметов (литература, русский язык, история, обществознание, иностранный язык, естествознание, музыка, ИЗО, физическая культура) и внеучебной деятельности.
Инструментарий процесса духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций включает педагогические формы, методы, приемы, систематизированные по этапам данного процесса. Синхронизация обращения к определенной традиции на разных уроках и во внеучебной деятельности, координация действий классного руководителя и учителей-предметников обеспечивается использованием методических цепочек.
Разработанная модель духовно-нравственного воспитания школьников с использованием национальных традиций была экспериментально апробирована и показала достаточно высокую эффективность формирования готовности школьников к использованию национальных традиций как средства духовно-нравственного совершенствования. Наибольший прирост отмечен по мотивационному критерию готовности, наименьший — по процессуальному.
Список литературы
- Авксентьев A.B., Авксентьев В. А., Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. — Ставрополь: изд-во СГПИ, 1993.- 72 с.
- Аджиев A.M. Многообразие и единство в фольклоре народов Северного Кавказа //Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. — Махачкала: Просвещение, 1985. — с. 30−45.
- Алиев А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании Человека. Махачкала: Педагогика, 1986.- с. 15−3 5
- Аналитическая справка этносоциологического исследования по проблеме «Образовательная система в изучении традиционных культур полиэтничного города». — Майкоп, 2000. 47с.
- Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание школьников (на традициях народной педагогики бурят): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Улан-Удэ, 1996.- 17с.
- Аникеева Н.В. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.-110с.
- Апышев Б. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников. — М., 1974.- 121с.
- Аринский М.А., Бутиков Г. П. Прикладная культурология на службе развития личности //image.websib.ru.
- Арнольдов А.Н. Введение в культурологию. М.: Народная академия культурных и общечеловеческих ценностей, 1993. — с.47−50
- Артамонов В.А. Национальный характер и история. Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. М.: Наука, 1990.-С.81
- Артемьева Ю.А. Основы психологии субъективной семантики.- М.: Наука- Смысл, 1999. 350 с.
- Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-246с.
- Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция //Советская этнография. 1981. — № 2. — с. 97.
- Арутюнян Ю.В., Дробижева J1.M., Кондратьев B.C., Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. — М., 1984.
- Бабаков В.Г. Кризисные этносы.- М., 1993. 183с.
- Бабанский Ю. К. Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М.: Педагогика, 1980. — 80с.
- Байчекуева Н.Х. Духовное наследие народов в современной системе образования. //Материалы науч.-практ. конф. «Педагогика единого и целостного мира». Чебоксары, 1995. — с.25.
- Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. — М., 1969.- с. 68.
- Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987.-c.15
- Бальжиев В.Г. Роль традиций и обычаев в воспитании детей. -Улан-Удэ: Педагогика, 1971.- 26с.
- Батурина ГИ., Лисова К. Л., Суворова Г. Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. — М.: Народное образование, 2002. — 112с.
- Бацын В.К., Кузьмин М. Н. Интересы этносов и государства на пути к гармонии //Народное образование. 1994. — № 4. — с.4−9.
- Беличева С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Педагогика, 1984.- 128с.
- Бешимов Ж.Г. Народные традиции и нравственное воспитание школьников старших классов: Автореф. Дисс. Канд. Пед. наук. Казань, 1975.-21 с.
- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990. — 64с.
- Блонский П.П. О национальном воспитании //Вестник образования, 1995, № 4. с. 40.
- Богданова О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 206с.
- Болотоков В.Х. Национальный менталитет в теории и практике межнациональных отношений //Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Симпозиум. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. — с. 52−54.
- Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. //Ростов-н/Д: Современник, 1995.-С.25
- Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. — М.: Педагогика, 1976. 248 с.
- Бокарева Г. А. Дидактические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общенаучным дисциплинам: Дис. докт. пед. наук. М., 1988. — 390 с.
- Бромлей Ю.В. Этнографическое изучение этнических функций культуры//Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. М.: Наука, 1990. — с.5−16.
- Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М., 1968. -с. 89.
- Буева JI.П. Социокультурный опыт и механизмы его освоения человеком //Культурный прогресс: философские проблемы. — М., 1981. -с. 41−47.
- Бурмистров Г. Ю., Дмитров O.A. Дружбой сплочённые: культура межнационального общения в СССР. М.: Мысль, 1986.
- Бурулова М.М. Народные традиции воспитания в алтайской национальной школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 16с.
- Валицкая А.П. Культуротворческая школа: Концепция и модель образовательного процесса//Педагогика. № 4. — 1998. — с. 1516.
- Варналис К. Эстетика — критика. — М., 1961.-е. 224.
- Васильев Е.В. Воспитание у учащихся гуманности в сфере межнациональных отношений. Чебоксары: Современник, 1996. — 450с.
- Васильева 3.И. Единство воспитания и обучения школьников. -Л.: Знание, 1980.-36с.
- Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. —М: Педагогика, 1988.-C.33−37.
- Введение в обществознание: учебник /Л.Н. Боголюбов и др. — М., 2000. 126с.
- Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. — М.: Просвещение, 1982. — 227с.
- Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория //Философские науки. 1980. — № 4. — с. 72−79.
- Возрастные и индивидуальные особенности подростков. //Под ред. Д. Б. Эльконина М.: Просвещение, 1986. — 194с.
- Возрождение народов России и формирование национальной системы образования. Вып. 1−3. М.: Министерство образования РФ, 1992. —94с.
- Волков Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры //Сов. педагогика. 1989. — № 7. — с. 42−48.
- Волков Г. Н. Нравственное воспитание учащихся IV-VIII классов сельской национальной школы. М.: Педагогика, 1986. — с.37−45.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989. — 334с.
- Волков Г. Н. Педагогика национального спасения. — Элиста: АПП «Джангар», 2003. 440с.
- Волков Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993. — с.21−3 6
- Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2001. — 215с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Педагогика, 1999. -376с.
- Волков Г. Н., Жирков Е. П. Концепция национальной школы. -М.: Педагогика, 1991. с.33−37.
- Волобуев О.В., Клокова Г. В. Методическое пособие по истории. М.: Просвещение, 1987. — с.25−27.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2001. 192с.
- Воспитательная система школы: проблемы управления /Под ред. В. А. Караковского и др. -М.: Сентябрь, 1997. 83 с.
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. //Государство и право. 1996. — № 2. — с.З.
- Вундт В. Проблемы психологии народов //Преступная толпа. -М., 1998.-с. 8−12.
- Выготский Л.С. Педология подростка //Собр. соч. — Т. 4. М.: Педагогика, 1984. — с.242.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991 .-С.45.
- Габитова Р.К. Этнопедагогический аспект башкирского фольклора //Педагогика. 2002. — № 1. — с. 45−50.
- Газман О. С. Роль игры в формировании личности школьника. //Сов. Педагогика. 1982. — № 9. — с. 60−64.
- Газман О. С., Иванов А. В. Содержание и опыт деятельности освобожденного классного руководителя: Метод, рекомендации. М.: Знание, 1992. — с. 15−16.
- Галазова М.А., Сердюк Г. В. Моделирование в процессе обучения педагогике //Советская педагогика. 1991. — № 12. — С. 78−82.
- Гарунов Э.Г. О формировании национальной и интернациональной позиции учащихся //Советская педагогика. 1989, № 10.-с. 32−3 7.
- Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала: ДГПУ- 1998. -338с.
- Гасанов З.Т. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости //Педагогика. —2003. № 5. — с. 18−26.
- Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей. //Советская педагогика. 1991, № 9 — с. 2 1−24
- Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999.-215с.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988. — 151с.
- Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1992.-75с.
- Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-смысловых приоритетов образования //Педагогика. — 2002. № 7. — с. 312.
- Горохова Н.П. Воспитание национального самосознания //Русская школа: духовно-нравственные проблемы воспитания М.: Русское слово, 1996. — с. 111−124.
- Горшенин JI. Г. Подросток: характер, проблемы М.: Знание, 1993. — с.47−48.
- Гофман А.Б., Левкович В. П. Обычай, как форма социальной регуляции// Советская этнография. 1973. — № 1. — с. 10.
- Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России: Метод, пособие. М.: Педагогика, 1991. — с. 20.
- Григорьев C.B. Самовыражение и развитие личности в игр (на материале традиционных народных игр): Дисс.канд. пед. н. М., 1991.- 176с.
- Гришин Д.М., Панарина Г. П. Народные традиции в воспитании. Калуга, 1992. — 231 с.
- Гумилев JI.H. Психологическое несходство этносов//Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998. — 231с.
- Гуревич П.С. Человек и культура. М.: Знание, 1997. — с.2586.
- Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М., 1974.- 125с.
- Гусейнов Г. Ч., Драгунский Д. В. Национальный вопрос: попытка ответа// Вопросы философии. 1989. — № 6. — с. 13.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. СПб.: ТОО «Диамант», 1996.
- Даминдарова Ф.В. Роль народных традиций в нравственном формировании личности (социально-философский аспект) -Дисс.канд. Филос. наук. — Уфа, 2000. — 193с.
- Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999. -131с.
- Дмитриев- Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип //Педагогика. 2000. — № 10. — с. 3−10.
- Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Д., 1982.- 17с.
- Дробижева JI.M. Национальное самосознание в динамике культуры. Нация и культура. Таллин, 1985. — с.3−14.
- Дробижева JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития/ /Советская этнография. 1991. — № 1. — с. 42−47.
- Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993.- № 5. — с.20−30.
- Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып. 1. -М., 1990.- 127с.
- Духовно-нравственное воспитание. Опыт и поиск путей развития учащихся гимназии № 2 г. Нерюнги //cde.sakha.ru
- Дьяченко М.И., Кандыбович J1.A. Психологические проблемы готовности к деятельности Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1976. — 176с.
- Ефремова Н.Г. Пути, методы и средства активизации исторического образования и эстетического воспитания учащихся Х-Х1 классов. М.:ИООМОРФ, 1996.-с. 17−30.
- Желобовский А.И. Семья по воззрениям русского народа, выраженная в пословицах и других произведениях народнопоэтического творчества. — Воронеж, 1982. — с. 34−75.
- Жирков Е.П. Как возродить национальную школу? Шаги Республики (Якутия). М.: Знание, 1992. — с. 15−39.
- Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе //Педагогика. — 2001. № 3. — с. 37−41.
- Зверева O. JL, Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Академия, 1999. — 160с.
- Зильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность //Вопросы философии. — 1996. -№ 4. с. 72.
- Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры //Вопросы психологии. -1998. -№ 3. С. 104 -114.
- Зубайров A.JI. В познании национального и общественного нет мелочей // Сов. педагогика. 1991. № 1. — с. 11.
- Иконникова C.B. Диалог о культуре. JL: Знание, 1987. — с.21−23.
- Ильин B.C. Единство обучения и воспитания. //Комплексный подход к воспитанию школьников. М: Просвещение, 1982. —с.59−66.
- Ильин E.H. Рождение урока. Калининград.: Книжное издательство. 1989.-с.17−19.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Знание, 1993 -с.30−33.
- Инал-Ипа Ш. Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми: Алашара, 1984.- 190с.
- Иностранные языки: типовые учебные программы для общеобразовательных школ. М., 1997. — 125с.
- Ионин JI. Философия национальности //Новое время. — 1989.- № 12.-с. 12−17.
- Ионин Л. Культурный шок: конфликт этнических стереотипов //Психология национальной нетерпимости .- Мн., 1998. — 125с.
- Исрафилов P.C. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана Дисс.канд. пед. н. — Махачкала, 2001. — 186с.
- История Отечества: учебник /Н.В. Загладин и др. — М., 2002.-231с.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителей -М.: Просвещение, 1981. 192с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988.-е. 13.
- Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в учебных заведениях многонационального региона //Развитие личности в образовательных системах ЮжноРоссийского региона. В 2 ч. — Ч. П. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. — с. 124−126.
- Казакова H.A. О традициях народной педагогики //Русская школа: духовно-нравственные проблемы воспитания — М.: Русское слово, 1996.-е. 140−164.
- Кампарс Н.И., Закович Н. М. Советская гражданская обрядность. М., 1967.-е. 11−12.
- Капчели В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития. — Кишинев, 1991. с. 39.
- Кис лова Г. И., Цатуров В. Н. Проблема интимно-личностного общения в молодежной полиэтнической среде //Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру: Симпозиум. — Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. с. 52−55.
- Кобецкий Г. Уникальность и общность наций //Согласие.- Вильнюс, 1989. с. 52−74.
- Ковалева И.И. Гражданское благочестие и российский закон //Русская школа: духовно-нравственные проблемы воспитания — М.: Русское слово, 1996. с. 164−178.
- Коваль H.A. Духовность в системе профессионального становления специалиста. — Дис.. докт. психол. наук. -М., 1997.
- Колеватов В.А. Социальная память и познание. М., 1994.-с. 153.
- Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения.- М., 2002. 143с.
- Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог -ребенок — родители» //Педагогика. — 2002. № 9. — с. 27−32.
- Кушева E.H. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963. — 178с.
- Левчук Д.Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы.- М.: Планета, 2000. 52с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995.- 167с.
- Лихачев Д.С. Экология культуры //Памятники Отечества.- 1980.- № 2.-с. 125−132.
- Лопухова О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности //Вопросы психологии. — 2001.-№ 5.-с. 73−79.
- Лучанкин А.И. Методологические проблемы исследования традиций народной культуры //Философские науки. -1986.-№ 6.-с. 25−34.
- Магомедов A.M. Традиции кавказских горцев. Махачкала: Юпитер, 1999. с. 13−21.
- Макаев В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы //Педагогика. 1997. — № 6. — с. 3−10.
- Макаренко A.C. Педагогическая поэма //Сочинения в 7 томах. Т.1. М., 1957. — с. 255−257.
- Малыгина И.В. Проблемы взаимодействия культуры и национального самосознания: Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1993. — 16с.
- Маркарян Э.С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных наук. Ереван, 1977.-е. 12−17.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. — М., 1983.-е. 155.
- Методика историко-краеведческой работы в школе. М.: Знание, 1982. — с.15.
- Мирзоев Ш. А. Народная педагогика: Словесные средства воспитания. Махачкала, 1984. — с. 21−33.
- Михнев H.H. Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молодежи (в условиях поликультурного региона). — Дисс.канд. пед. н. — Пятигорск, 2002. — 203с.
- Мукаева О.Д. Национальные традиции воспитания у многоязычных народов //Педагогика. 1994. — № 1. — с. 73−79.
- Мушинский В.О. Азбука гражданина (гражданское образование): учебная программа для общеобразовательной школы. — М., 2000.-43с.
- Мыльникова А. С. Народная культура и генезис национального самосознания // Советская этнография. 1981. — № 6. -с. 13.
- Нагодина О. В. Традиция как определяющее понятие культуры // Этнографического обозрение.- 1992. № 6. — с. 136.
- Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Матер. Всесоюзной науч.-практ. конф. Чебоксары, 1991. — с.12−17.
- Народная педагогика воспитания детей, подростков и молодежи.—Екатеринбург: Книжное издательство, 1993. — с. 15- 17.
- Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей: Сб. статей — Майкоп, 1957.— 128с.
- Нигматов 3.F. Использование современных традиций в воспитании учащихся: Уч. пособие. Казань: Знание, 1985. — с. 15
- Никитина Е.В., Котлярова JI.H. Русский язык в начальной школе: опережающее обучение //Русская школа: духовно-нравственные проблемы воспитания — М.: Русское слово, 1996. — с. 124 140.
- Обществознание: учебная программа для 10−11 класса общеобразовательной школы /Сост. Т. И. Тюляева. — М.', 2000. —27с.
- Омаров A.M. Кавказские горцы. Сборник сведений. — М.: МНТПО «Адир», 1992. с.81−100.
- Орлова А.П. Национальная школа: опыт народной педагогики. // Сов. педагогика. 1991. — № 7. — с. 17.
- Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания //Сов. педагогика. 1989. — № 7. — с. 21−27.
- Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях //Педагогика. 20 002. — № 5. — с. 41−47.
- Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография //Образование: исследовано в мире / www.oim.ru,
- Пирлиев К. Народная педагогика и современность. — Ашхабад, 1988.- 139с.
- Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. — М., 1982. — с. 217.
- Погодина JI.H. Русская школа. Духовно-нравственные проблемы //Русская школа: духовно-нравственные проблемы воспитания -М.: Русское слово, 1996. с. 95−111.
- Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. — М.: Рос. акад. образования, 1997. 295 с.
- Попов JI.A. Грани духовности //Педагогика. — 1996. № 1. -с. 40−43.
- Попова И.О. Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Астрахань, 2001. — 26с.
- Праздников Г. А. Традиция как диалог культуры //Советская этнография. 1981. — № 2. — с. 56.
- Проценко Б.Н. История духовной культуры донского края. — Ростов н/Д, 1993. — 167с.
- Развитие образования: Национальный доклад РФ. М., 1992. — с.5.
- Ребане Я.К. Принципы социальной памяти //Философские науки. 1977. — № 3. — с. 100.
- Рожков М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе: Уч. Пособие. — М.: ВЛАДОС, 2001. 256с.
- Русский язык: учебник для 10−11 классов средней школы /Сост. Л. М. Рыбченкова. — 237с.
- Савруцкая Е.П. Православные традиции воспитания подрастающего поколения // Православие и проблемы воспитания. Н. Новгород, 2000.-с. 81.
- Савенкова Л.Б. Пословицы как отражение национального самосознания //Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. — с. 87−89.
- Саидов Т.Г. Традиции народов творят человека. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.-е. 12−15.
- Сарсенбаев Т.У. Национальные традиции в семейном воспитании//Сов. педагогика. 1984. — № 9. — с. 52−57.
- Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии. — Алма-Ата, 1965.-е. 191−193.
- Сарсенбаев Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата, 1974. — с. 23−28.
- Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Уч. пособие /Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. 336с.
- Семенова Л.И. О влиянии поколенного состава семьи на передачу этнокультурных традиций // Советская этнография. 1981. -№ 4. — с.68−77.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Уч. пособие М.: Школа-Пресс, 2000. — 512с.
- Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1984.-е. 1339−1340.
- Содоноков H.A. Традиционную культуру в основу воспитания. — Чебоксары, 1996.-c.79.
- Соколов Э.В. Традиция и культурная преемственность //Советская этнография. 1981. — № 3. — с. 58−59.
- Солдатенков А.Д. Ориентация школьников на духовно значимые ценности. — Автореф. дисс.докт. пед. наук. -М., 1994.- 46с.
- Соловьев B.C. Оправдание добра. СПб, 1902. — 342с.
- Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция //Традиция в истории культуры. М., 1978. — с. 8.
- Степанов В.В. Угрозы этнической культуре, мнимые и реальные // Вестник РАН, 1993, т.63, № 12. с. 1061−1066.
- Степанов В.В., Тишков В. А. Как развивается у ребенка этническое самосознание //Этничность, конфликт и согласие. М.: Оргсервис, 2003. — с. 44−56.
- Степанов В.В., Тишков В. А. Этничность, конфликт и согласие. М.: «Оргсервис», 2003. — 64 с.
- Степашко JI.A. Духовность как доминанта педагогического образования //Педагогика. — 1997. № 6. — с. 117−121.
- Султанов К.О. О достоинстве и самоценности национальной культуры//Эхо Кавказа. 1992.- № 2.-с.5.
- Султанова Н., Цилько Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание. — 2004. № 5. — с. 7−15.
- Супрунова Л.JI. Понятие поликультурного образования и его функции //Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. — Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998. С 40−43.
- Су соколов А. А. Устойчивость этноса и концепции национальной школы России. М.: Знание, 1994. — 106с.
- Сусоколов A.A. Структурные факторы самоорганизации этноса//Расы и народы. Вып.20. М.:ИЭА РАН. 1990. С.5−40.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. — с. 9 — 150.
- Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. — Горький, 1973. — с. 74−76.
- Сухо дольский Г. В. Основы математической статистики для психологов: учебник. СПб.: Изд-во С-Пб ун-та, 1998. — 464 с.
- Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М.: Учпедгиз, 1961. — 223с.
- Тавадов Г. Т. Этнология. М., 2002. — 342с.
- Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М.: Знание, 1992. — 47с.
- Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1982. — с. 15.
- Татарская культура в предметах гуманитарного цикла /Сост. JI.A. Харисова. Казань: Тан-Заря, 1996. — 48с.
- Ткаченко Е.В. Школа приобретает региональное лицо // Регионология. 1993. — № 3. — с. 3.
- Традиции и подросток // Сост. Г. А. Евдокимова. Киев, 1990.-с. 5−13.
- Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования //Педагогика. 1998. — № 2. — с. 3−8.
- Тюнников Ю.С. Логика педагогического проектирования и организации инновационного процесса как педагогической технологии //Экспериментальные педагогические технологии: Матер, краевой науч.-практич. конф. Краснодар, 1996. — С. 8−10.
- Тюнников Ю.С., Хасанова Г. Ф., Харисов Ф. Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. -Казань, 1994.-89с.
- Угринович Д.М. Обряды: за и против. — М., 1975. — с. 2035.
- Уледов А.К. Структура общественного сознания. — М., 1968.-с. 177.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. -М., 1948.- С.40−43.
- Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании //Собр. соч. М.- Д.: АПН РСФСР, 1948. — с.69−166.
- Фарфоровский В.Ф. Формирование гражданского сознания и национального самосознания у учащихся молодежи. М.: Знание, 1994.-с. 17.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1989. -с. 439.
- Флиер А .Я. Культурология в системе образования // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — с. 18.
- Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992. -217с.
- Харисов Ф.Ф. Из опыта работы по формированию национального самосознания учащихся //Национальное образование. -Казань: АНРТ, 1994. -с. 101−105.
- Харисов Ф.Ф. Школа-центр национальных культур: Метод. Рекомендации. — Казань: Тан-Заря, 1996. 16с.
- Харисова JI.A. Педагогический потенциал национальной культуры. Казань: Тан-Заря, 1996, — 76с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. — Мн.: Университетское, 1998. — 560с.
- Харлицкий М.С., Хромов С. С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды. -М., Изд-во РУДН, 1996. 129с.
- Хасанова Г. Ф. Педагогический потенциал этнокультурных контактов //Регионализация образования: проблемы, поиски, решения: Тезисы науч.-метод. конф. В 2ч. 4.2. — Сочи, 1995. — с. 60−63.
- Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. -М.: Знание, 1993.-С. 18.
- Хотинец В.Ю. Зависимость развития интегральной индивидуальности от особенностей этнического самосознания //Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 1. — с. 114−119.
- Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека //Вопросы психологии. —2001. -№ 5.-с. 60−72.
- Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика. — М., 1997.- 126с.
- Чошанов М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М.: Народное образование, 1996. — 160с.
- Шадриков В .Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 329 с.
- Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология //Биология в школе. — 1994. № 5. — с. 29−32.
- Шестун Е. Православная педагогика. М., 2001. — 125с.
- Шитякова Н.П. Психологические основы духовно-нравственного воспитания школьников.
- Школа и мир культуры этносов. Вып. I, II. М.: Знание, 1993. -348с.
- Шоров И.А. Адыгская народная педагогика //Автореф. дисс. докт. пед. наук. Казань, 1994. — 45с.
- Этнические стереотипы поведения /Под ред. А. К. Байбурина. М.: Просвещение, 1985. — с.3−8.
- Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. -М.: Просвещение, 1978.-c.20.
- Этнографические исследования развития культуры. М.: Наука, 1985. -с.Ю.
- Эфендиев С.И., Эфендиев Ф. С. К проблеме изучения этнопсихологических особенностей народов Северного Кавказа //Национальное возрождение России: теория и практика. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1996. — с. 144−146.
- Эфендиев С.И., Эфендиев Ф. С. Северокавказский этнокультурный феномен в системе мировой цивилизации //Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. — Пятигорск:. Изд-во ПГЛУ, 1996.-с. 213−216.
- Юдина Н.П. Традиция: социокультурные и педагогические аспекты //Педагогика. 2002. — № 8. — с. 35−38.
- Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. -Каунас, 1989.-271с.
- Якубов З.Я. Традиции трудового и нравственного воспитания в дагестанкой семье //Педагогика. — 1996. № 5. — с. 31−35.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1986. — 160с.
- Education and the Family. Boston, 1992.
- Educating the Democratic Mind. N. Y., 1996.
- National Standards for Civic and Government. Calabasas, 1997.
- Bean J. Curriculum integration and the search for self and social meaning. Chicago, 1993.
- Bereznicki F. Reforma edukacji narodowej istotny problem spoleczny // Przemiany szkolnictwa wyzszego u progu XXI wieku. Plock, 1999.
- Sommervill C. J. The Rise and Fall of Childhood. N. Y., 1982.1. Анкета для школьников
- Как вы считаете, сохраняется ли культура вашего народа или она постепенно поглощается русской культурой?1. она сохраняется2. она постепенно забывается3. она сохраняется, но обогащается элементами русской культуры4. затрудняюсь ответить
- Как вы считаете, нужно ли открывать национальные школы (классы), в которых преподавание ряда предметов осуществляется на родном языке?1. да2. по желанию населения региона3. нет4. все равно5. затрудняюсь ответить
- В каком коллективе вы бы хотели учиться?1. в многонациональном2. в однонациональном3. не имеет принципиального значения4. затрудняюсь ответить
- Ваше мнение необходимо ли в школьном расписании ввести предмет «Культура межнациональных отношений?"1. да2. нет3. мне все равно
- Ю.есть ли отличия между твоим народом и другими? Если есть, то какие?
- Если бы тебе пришлось выбирать национальность, то какую бы ты выбрал? Обоснуй свой выбор1. свою2. американскую3. японскую4. английскую5. или какую-нибудь другую
- Имеете ли Вы возможность изучать историю, культуру, язык, обычаи и традиции своего народа?1. нет, не имею2. в недостаточной степени3. да, имею полную возможность4. затрудняюсь ответить5. другое
- Есть ли у Вас желание более лучше знать обычаи и традиции своего народа?1. да2. нет3. затрудняюсь ответить4. другое
- Кто, по Вашему мнению, должен взять на себя функции по пропаганде обычаев и традиций Вашего народа?1. государство, в лице народного образования2. национально-культурные центры3. семья и родственники4. другое
- Придерживаетесь ли Вы традиций и обычаев своего народа?1. всегда2. стараюсь придерживаться по мере возможности3. в зависимости от обстоятельств4. по настроению5. нет6. другое
- В каком коллективе Вы хотели бы, чтобы учился Ваш ребенок?1. В многонациональном2. В однонациональном
- Не имеет принципиального значения4. Затрудняюсь ответить
- Считаете ли Вы необходимым изучение родной истории?1. обязательно2. желательно3. не обязательно4. затрудняюсь ответить
- Сохраняет ли современная семья народные традиции в воспитании детей?1. да2. нет3. очень редко
- Как Вы считаете, нужно ли открывать национальные школы (классы), в которых преподавание ряда предметов осуществляется на родном языке?1. да2. нет3. все равно4. затрудняюсь ответить
- Какую роль играют в Вашей жизни семейные традиции?1. положительную2. отрицательную3. никакой роли не играют4. затрудняюсь ответить
- Как вы отмечаете праздники в семье?1. в узком семейном кругу2. с приглашением родственником3. не отмечаем вообще4. затрудняюсь ответить
- Поддерживаете ли вы использование народной педагогики в воспитании?1. да2. нет3. иногда4. затрудняюсь ответить
- Какое влияние оказывает использование идей народных традиций воспитания на духовно-нравственное развитие школьника?1. положительное2. отрицательное3. затрудняюсь ответить
- Что нужно делать для улучшения работы по воспитанию детей на прогрессивных народных традициях?1. соблюдать народные традиции2. проводить встречи, беседы с людьми старшего3. поколения4. учителю лучше знать прогрессивные5. традиции
- Как вы относитесь к народным традициям в качестве педагогического средства?1. положительно2. отрицательно3. затрудняюсь ответить
- Считаете ли Вы, что знание и соблюдение школьниками народных традиций важное условие воспитания и возрождения национальной духовной культуры молодежи?1. да2. нет3. затрудняюсь ответить
- Считаете ли Вы свой уровень подготовки достаточным для трансляции этнических знаний в рамках современного учебного процесса?1. достаточный2. недостаточный3. низкий4. затрудняюсь ответить
- Поддерживаете ли вы использование народной педагогики в воспитании?1. да2. нет3. иногда11. Какие средства народной педагогики чаще всего используете в воспитании детей вашего класса?1. пословицы и поговорки2. нравы, обычаи3. беседы
- Анкета для диагностики мотивационного критерия готовности школьников к использованию национальных традиций как средства духовно-нравственного совершенствования
- Придерживаешься ли ты традиций и обычаев своего народа?1. всегда2. по мере возможности3. если к этому вынуждают обстоятельства4. по настроению5. практически не придерживаюсь
- Как ты относишься к традициям и обычаям других народов?1. уважительно2. с пониманием3. безразлично4. пренебрежительно5. по-разному
- Если бы ты оказался на необитаемом острове, следовал бы ты традициям и обычаям своего народа?1. да2. нет3. только некоторым4. не знаю
- Если бы ты оказался в другой стране, то каким традициям и обычаям ты бы следовал:1. своего народа2. народа этой страны3. и тем, и другим4. не знаю
- Хочешь ли ты лучше знать обычаи и традиции своего народа:1. да2. нет3. затрудняюсь ответить
- Хочешь ли ты лучше знать обычаи и традиции других народов?1. да2. нет3. затрудняюсь ответить
- Какие обычаи и традиции своего и других народов ты хотел бы лучше узнать:1. патриотические2. экологические3. коммуникативные4. бытовые5. трудовые6. обряды, ритуалы и праздники7. религиозные8. здорового образа жизни9. другие (напиши)
- Как бы ты поступил на месте старика:1. так же2. расправился бы с убийцей3. отдал бы убийцу в руки правосудия4. не знаю.
- Как ты считаешь, способствуют ли национальные традиции духовно-нравственному совершенствованию человека:1. да2. нет3. затрудняюсь ответить.
- Сценарий конкурса „Созвездие Кубани“.
- Автор-составитель Миля В. В. Конкурс проводился 1998 г. в ТПК.)
- На фоне звучания первых строк гимна Кубани выходят двое ведущих („Ты Кубань, ты — наша Родина, вековой наш богатырь.“)
- Ведущий: Кубань Родина моя прекрасная
- Ты красива, горда и щедра, Раскрываешь свои ты объятия Людям разных наций на века- Руки дружбы ты протягиваешь смело, Помогаешь людям всей земли. И решаешь все проблемы ты умело Для людей живешь, для доброты.
- Люди разных наций поселились На твоей красавице земле. Так живи, Кубань моя Россия Сотни тысяч лет во всей красе.
- Звучит песня „Родина“ исполняет хор. (Выходит ведущая).1. Ведущая:
- Мой Краснодарский край, родной Люблю твои поля и горы, И влажный воздух твой морской, Цветы, что создают узоры. Горжусь величием Кубани, Горжусь тобою, мой народ -Живут здесь русские, армяне, Живут веками, а не год!1. Ведущий:
- Живут здесь греки и шапсуги, Потомки северян, уральцы, Волжане и сибиряки, Украинцы, татары, немцы
- И вольные донские казаки. Мы все единая семья! И мир, и дружбу, и свободу Мы сохраним здесь навека!!!1. Ведущая:
- Оценивать наш конкурс будут уважаемое жури: (идет представление жюри) 1. 2. 3.
- Оценивать участниц конкурса будет жюри по пятибалльной системе с помощью вот таких символов: красное сердечко — 5 баллов, синее 4 балла и зеленое — 3 балла.1. Итак, первый конкурс.
- Я представлю наших участниц, которые поприветствуют вас на родномязыке и представят свой национальный костюм.
- Звучит музыка называют по очереди участниц. Они выходят, приветствуют и демонстрируют свой национальный костюм. Всеучастницы остаются на сцене) :1. Русская:
- Есть у нас обычай славный, Если ты гостей созвал, Перед ними с пылу, с жару, Ставить русский самовар».1. Украинка
- Номер художественной самодеятельностиза это время участники переодеваются).1.I.1. Ведущая:
- Игра развивает воображение и фантазию, творческие способности. Вот мы сейчас и посмотрим как наши конкурсантки знают именно эту часть национальной культуры игру.
- В игре как нигде развиваются национальные особенности, характер ребенка и мышление, игра регулирует отношения между детьми, развивает их чувства и укрепляет волю.
- Итак, наши девушки должны провести игру с залом или группой зрителей.1.1. Ведущий:
- Как хорошо, что дружба есть на свете! Она как воздух нам нужна! Так пусть шагает дружба по планете, Пускай как солнце светит нам она!
- Затем участницы переодеваются в национальный костюм. Номер художественной самодеятельности. Слово жюри.1. V.1. Ведущая:
- Мы — республик счастливые дети Наше завтра в надежных руках! И над Родиной нашей как ветер Летят песни дружбы на всех языках!
- Я прошу всех наших участниц подняться на сцену.
- Каждая из девушек в течении 1 минуты должна, как можно больше назвать пословиц.1. Слово жюри:1. Номер художественнойсамодеятельности
- VII. (Участницы переоделись и возвращаются в зал). Ведущая:
- Пожалуйста, девушки, подойдите к столикам и возьмите все необходимое. А всем зрителям предлагается следующий номер нашей программы.
- Номер художественной самодеятельности1. VIII.1. Ведущая:
- Девушки идут в зал и работают с залом). Слово жюри.1.1. Ведущая:
- Следующий конкурс необычный.
- В наследство получили мы планету.2.я участница. Нам этот мир завещано беречь1. И землю удивительную эту3. я участница. Как хорошо, что дружба есть на свете
- Она, как воздух, нам с тобой нужна.4.я участница. Так пусть шагает дружба по планете.
- Пускай, как солнце, светит нам она.
- Хор исполняет песню о дружбе, в зал летят шары.
- Сейчас будет звучать национальная музыка, вы должны станцевать танец соответствующий данной музыке. (Звучит музыка, участницы танцуют). Номер художественнойсамодеятельности1. XI.1. Ведущая :
- Каждая национальная кухня отличается своим многообразием, особенностью и национальным колоритом. Кавказская кухня всегда острая.
- Участницы выходят по очереди, называют блюдо и угощают жюри и зрителей.)
- Участницы поднимаются на сцену). Ведущая:
- Вот и подошел к концу наш конкурс. Слово для окончательного решения жюри. Жюриподводит итоги.
- Идет награждение. В финале звучит песня «Мой Туапсе».1. Мой Туапсе"
- Яхты в порту словно чайки скользят, Звезды плывут за кормой, Где-то у пирсов гитары звенят, Им подпевает прибой.1. Припев:
- Город любимый мне с детства знаком, Здесь мой причал и заботливый дом. Как ты хорош в юной красе, мой Туапсе.
- Улицы Маркса, зеленый наряд, Строгий узор площадей. Есть города красивей, говорят, 1. Но не отыщешь родней.1. Припев:
- С городом вместе в рабочем строю Делим судьбу на двоих: Помним героев, что пали в бою Славим героев живых.1. Припев:
- Вновь надо мною рассветы горят Заревом мирных огней. Есть города красивей, говорят, Но не отыщешь родней.