Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения: На материале изучения химии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Устранение устаревшей идеологии нашего отношения к природе предполагает большую работу по перестройке сознания людей, его экологизации. Отсюда ясно, что первостепенной задачей в комплексе проблем, связанных с охраной окружающей среды, является социально-экологическая направленность обучения и воспитания учащихся. Социально-экологическая направленность позволяет преодолеть такой недостаток… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
    • 1. 1. Научные основы формирования социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химии
    • 1. 2. Социально-экологическая направленность личности школьника: сущность, структура и особенности
    • 1. 3. Критерии, показатели и уровни сформированности социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химии
    • 1. 4. Технология формирования социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химии
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
    • 2. 1. Состояние проблемы формирования социально-экологической направленности личности школьника в практике обучения химии
    • 2. 2. Формирование социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химии
    • 2. 3. Эффективность технологии формирования социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химии
  • Выводы по II главе

Формирование социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения: На материале изучения химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Процесс развития современной цивилизации все более нуждается в научном прогнозировании преобразований природы с учетом экологических требований. В связи с быстрым изменением материального состава окружающей среды, выявилась насущная необходимость в изменении отношения людей к природе и обеспечения соответствующего образования подрастающего поколения. Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их необходимо формировать с детства, В связи с этим экологическое образование должно охватывать все возрастные этапы, стать одним из приоритетных, опережающих направлений общественной деятельности.

С 80-х годов экологическая направленность образования утверждается в нашей стране как новое направление педагогической теории и практики. Тбилисская международная конференция по образованию в области окружающей среды (1977) закрепила приоритет экологического образования в системе просвещения, а Московский международный конгресс (1987) подтвердил основной круг вопросов и проблем, считающихся достаточным фундаментом экологической подготовки населения (187). Решение вопросов экологического образования нашло отражение в целом ряде публикаций. Концептуальные положения экологического образования различных слоев населения отражены в исследованиях педагогов (С.Н. Глазачев, Е.А. Ко-гай и др), социальных экологов (А.В. Лосев, Н. М. Мамедов, Д. Ж. Маркович, и др.), рассматривавших экологические проблемы и образования в этой области, как общечеловеческие (35−36- 76−78- 94- 9697- 98).

По мере развития экологии как науки социальной и педагогической появляется большое количество работ, раскрывающих проблемы экологического образования учащейся молодежи. Исследования А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, И. Н. Пономаревой, И. Т. Суравегиной раскрывают общие идеи, принципы, цели, а также общетеоретические и методологические аспекты общего экологического образования школьников. К настоящему времени Учеными определены цели, задачи и принципы экологического образованияметодологические основы, принципы и условия его реализациираскрыт междисциплинарный аспект ответственного отношения к природе (54−56- 57−60- 124−126- 159−165). Н. М. Мамедов и И. Т. Суравегина отмечают, что в настоящее время в условиях сложившейся структуры предметов специалисты видят три модели экологического образования в основной школе (97). Первая многопредметная модель — предполагает экологизацию традиционных учебных дисциплин путем введения в них соответствующих разделов и тем. Вторая модель — однопредметная предполагает введение специального базового курса экологии, что позволит интегрировать разные аспекты экологических взаимодействий и целостно рассмотреть глобальные экологические проблемы. В настоящее время наиболее перспективным считаетсятретий путь, связанный с реализацией смешанной модели экологического образования. Согласно этой модели, экологические проблемы могут изучаться поаспектно в каждом учебном предмете и целостно в специальном, самостоятельном предмете (195).

К числу составляющих общего экологического образования школьников относится социально-экологическое образование, концептуальные основы которого разработаны С. Н. Глазачевым, Н. М. Мамедовым, B.C. Шиловой, и которое направлено на подготовку подрастающего поколения к нормативному взаимодействию со всеми элементами среды жизни и деятельности (35−36- 96−97- 187−190). Педагогическая практика подтверждает высказываемую многими учеными мысль о том, что уровень социально-экологического образования в современной школе продолжает оставаться низким. Правомерно утверждение, что причиной такого состояния является, с одной стороны, недостаточная разработанность этого вопроса и, как следствие, — недостаточная подготовка учителей. Особенно это касается школьного предмета химии, основ науки, которая имеет большие возможности в формировании социально-экологической направленности личности школьника. Однако сегодня изучаются лишь отдельные аспекты общего экологического образования: экологические знания (Н.М. Кузменок, С. Б. Шустов) — экологический эксперимент (М.А. Афанасьев, Э. Г. Злотников, В.М. Назаренко) — педагогические условия развития видеоэкологических представлений старшеклассников (Е.А. Алисов) и др. (85- 193- 9- 62- 100−102- 6). Что касается каких-либо аспектов социально-экологического образования школьников в рамках предмета химии, то проблема находится лишь на начальной стадии своей разработки, хотя потенциальные возможности для этого существуют уже в действующих школьных программах и учебниках.

Анализ состояния изучаемой нами проблемы показал, что в настоящее время наметилось противоречие между необходимостью и: возможностью формирования социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химии и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической теории и практике.

Преодоление выявленного противоречия и составило проблему нашего исследования, которая предполагает поиск условий, необходимых и достаточных для формирования социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химии (9 класс), ориентированной на становление ответственного отношения к природе. Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования — социально-экологическое образование школьников.

Предмет исследования — процесс формирования социально-экологической направленности личности школьника при’изучении химии.

Гипотеза исследования — эффективность формирования социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химии повысится, если будут: раскрыты сущность и содержание социально-экологической направленности личности школьника;

— выявлены необходимые и достаточные для этого педагогические условия;

— учтены общие педагогические принципы, специфические требования социально-экологического образования и условия химического образования учащихсяразработаны соответствующие технологии обучения.

Согласно сформированной цели работы и ее гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования.

1. Определить научные основы формирования социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химии.

2. Выявить сущность и содержание социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химии.

3. Определить критерии, показатели и уровни сформированно-сти социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химии.

4. Разработать и апробировать экспериментальную педагогическую технологию формирования социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химии 9 класса.

Методологической основой исследования являются положения философской науки о всеобщей связи явленийо единстве теории и практикиидея гармонизации социально-экологических отношений, необходимости формирования экологической культуры каждого человекасистемный, деятельностный и, личностно-ориентированный подходыидея целостности: педагогического процесса, его технологичности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической, методической и химической литературыанализ передового и массового педагогического опытаобсервационные методы (прямое, косвенное, включенное наблюдение) — педагогическое моделированиеанализ собственной педагогической деятельности в качестве учителя химии школы и преподавателя университетадиагностические методы (анкетирование учителей, школьников) — экспериментальные методы (поисковый, констатирующий и: формирующий эксперименты) — математические методы обработки данных, полученных в ходе исследования, их системный, качественный и количественный анализ. Перечисленные методы обеспечили возможность апробирования разработанной нами теоретической модели на практике и внесения в нее необходимых корректив.

Опытно-экспериментальная база исследования. В педагогическом эксперименте участвовали учителя химии и биологии, учащиеся девятых классов общеобразовательных школ г. Белгорода: №№ 2, 19, 25, 31, 40, 43, 47- а также школ Белгородского районаНово-Садовской, Северной школы № 1 и Яковлевской средней школы.

Яковлевского района Белгородской области. Различными видами педагогического эксперимента было охвачено 700 учащихся 9 классов. В исследовании нашел отражение пятнадцатилетний опыт работы диссертанта в школе-лицее 25 г. Белгорода в классах с углубленным изучением химии.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1995;1999 гг.) изучались научно-теоретические и практические аспекты проблемы формирования социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химииразрабатывались исходные позиции исследованияобобщался педагогический опытопределялись используемые педагогические технологии и приемыподбирались и конструировались диагностические материалы для проведения констатирующего эксперимента. С помощью констатирующих методик был определен реальный уровень сформированное&tradeсоциально-экологической направленности личности школьника, который позволил выдвинуть общую гипотезу, наметить программу экспериментальной работы. Одновременно с этим велся поиск эффективных методов формирования исследуемого феномена.

На втором этапе (2000;2002 гг.) велась работа по определению сущности, содержания, критериев, показателей иуровней сформированности социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химииразрабатывались методики диагностирования исследуемого явленияанализировался полученный диагностический материалвыявлялись необходимые и достаточные условия его формированияразрабатывалась экспериментальная педагогическая технология, программа формирующего эксперимента и проведения его первого этапа.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) продолжался педагогический эксперимент по формированию социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химии (9 класс) — разрабатывались методические материалыреализовывалось внедрение экспериментальной педагогической технологии в практику обучения химии (9 класс) — изучалась результативность опытно-экспериментальной работы путем сопоставления данных констатирующего и формирующего экспериментованализировались, обобщались и систематизировались материалы исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:, выявлены и обоснованы сущность, и содержание феномена социально-экологической направленности личности школьника, определены необходимые критерии, показатели и уровни его сформи-рованности;

— определена система социально-экологических понятий, отражающих и раскрывающих социально-экологические отношения в контексте содержания химического образованияобоснована необходимость и разработано социально-экологическое содержание учебного эксперимента и расчетных задач;

— определена система социально-экологических умений учащихся, формируемых в процессе обучения химии:

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ формирования социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химиив выявлении специфических условий, влияющих на эффективность формирования изучаемого феномена и обусловленных особенностями содержания социально-экологического и химического образования школьников, закономерностями целостного педагогическогопроцесса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предлагаемая технология проведения уроков химии в 9 классе рационализирует образовательный процесс в области теоретической и практической подготовки школьников к жизни, к, нормативному взаимодействию с окружающей средой. Обоснованные и апробированные авторские методики проведения ученического эксперимента и решения расчетных задач социально-экологического содержания нашли применение в практике работы учителей химии и биологии Белгородской области.

Достоверность и обоснованность полученных результатов % обеспечивались исходными методологическими и теоретическими позициями, связанными с системным и личностно-деятельностным подходамииспользованием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его задачам и логикедоказательностью и логической непротиворечивостью выводовдлительностью и многократным повторением опытно-экспериментальной работыдостаточной выборкой испытуемыхконтрольным сопоставлением результатов с массовым педагогическим опытомактуальной и статической значимостью разработанной технологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-экологическая направленность личности школьника представляет собой интегральное психологическое образование, включающее в себя потребности, мотивы, установки, ценности, цели, связанные с изучением, охраной, восстановлением и возобновлением природных условий: и ресурсовусвоением социально-экологических знанийформированием умений: и навыков рационального природопользования, опытом творческой и эмоционально-волевой деятельности в природе.

2. Сформированность социально-экологической направленно/. сти личности школьника устанавливалась по определенным критериям, показателям и уровням. Критерии: потребностно-мотивацион-ный, знаниевый, действенно-операционный. Потребностно-мотивационный критерий определялся показателями: сила, устойчивость, широта, действенность мотивазнаниевый — полнота, системность, прочность, действенность знанийдейственно-операционный — устойчивость, объем, результативность и целостность-: уровни: воспроизводящий, конструктивный, творческий.

3. Технология формирования социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химии представлена как единство этапа подготовки к формированию социально-экологической направленности личности школьника и этапа непосредственного ее формирования. Технология подготовки включает в себя следующие этапы: конструктивно-содержательный, конструктивно-материальный и конструктивно-операционный. Технология непосредственного формирования социально-экологической направленности личности школьника включает этапы: вводно-мотивационный, операционно-познавательный и рефлексивно-оценочный.

4. Педагогические условия, способствующие успешному протеканию процесса формирования социально-экологической направленности личности школьника. К ним мы относим: усиление социально-экологической ориентированности содержания теоретического курса химии путем введения социально-экологических знаний на уровне понятий, фактов, представленийобязательное включение в педагогический процесс ученического эксперимента и расчетных задач социально-экологического содержаниясистемность и систематичность формирования социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения химии (9 класс).

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования апробировались в рамках российско-германской образовательной программы «Повышение квалификации учителей по экологии и охране природы» (г. Белгород, 1999 г.) — на межвузовской конференции по методике преподавания биологии (г. Санкт-Петербург, 1993 г.) — на научно-практической конференции (г. Белгород, 1997 г.) — на II региональной научно-практической студенческой конференции (г. Воронеж, 2000 г.) — в практике экспериментального обучения химии в школе-лицее 25 г. Белгородав работе со студентами биолого-химического факультета БГУ, слушателями института усовершенствования учителей, методических объединениях учителей химии сельских школна заседаниях кафедры педагогики и неорганической химии БелГУв публикациях.

Структура диссертации определялась логикой исследования: и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

Выводы по II главе.

1. Анализ достижений психолого-педагогических исследований по формированию социально-экологической направленности личности школьников на уроках химии показал, что в педагогике и методике обучения химии имеется определенный потенциал для решения данной проблемы: выявлены образовательные, воспитательные и развивающие задачи по становлению личности, учащиеся приобщаются к приобретению социально-экологических знаний и умений в учебно-воспитательном > процессе по химии. Вместе с тем работа учителей по данной проблеме имеет разрозненный характер, проводится в виде эпизодических мероприятий из-за недостаточного уровня разработанности данной проблемы.

2. Определены социально-экологические знания и социально-экологические умения, последовательность их введения в школьный курс химии.

3. Улучшение подготовки учащихся возможно при использовании технологии формирования социально-экологической направленности личности школьника в учебно-воспитательном процессе по химии и включающей: постановку цели и задачи формирования социально-экологической направленности личности школьникаразработку содержания социально-экологического характера, связанного с учебным материалом курса химииразработку и реализацию технологии формирования социально-экологической направленности личности школьника, основывающейся на реализации дидактических и методических принципов: системности, комплексности, воспитывающего и развивающего характера обучения, самостоятельности, содержания базовой дисциплины, взаимосвязи видов социально-экологической направленности личности школьника в учебно-воспитательном процессе.

4. Опытно-экспериментальная работа показала достаточно высокую эффективность разработанной нами педагогической технологиидоказала, что разработанная педагогическая технология способствует качественному повышению уровня социально-экологической направленности личности школьника. Проведенное исследование показало, что включение задач формирования социально-экологической направленности личности школьника в обучение химии способствует повышению самостоятельности и творческой активности учащихся, развитию у школьников экологической культуры. Это дало основание для рекомендации к использованию наших результатов в массовой практике школ.

5. Установлено, что использование задач, ученического эксперимента с социально-экологическим содержанием способствует более глубокому усвоению химических и социально-экологических знаний, повышению интереса к предмету и социально-экологическим проблемам. Обосновано и экспериментально доказано положительное влияние использования задач и ученического эксперимента с социально-экологическим содержанием на качество усвоения практических операцийумение анализировать и применять социально-экологическую информациюразвитие социально-экологического и творческого мышленияповышение уровня самостоятельной деятельности учащихся при решении вопросов охраны и восстановления природной среды, что подтверждается качественными и количественными показателями педагогического эксперимента.

6. На основе анализа современного состояния изучаемой проблемы научно обоснована эффективность формирования социально-экологической направленности личности школьника на уроках химии.

Заключение

.

Одной из примет нашего времени становится осознание необходимости перемен в сложившихся стереотипах отношений человека и природы. Главная идея этих отношений проста: не ждать милостей от природы, а подчинить ее интересам развития общества. Но оказалось, что природа не обречена навеки быть источником неисчерпаемых запасов сырьевых ресурсов и полезных ископаемых. Более того, она не мастерская и даже не лаборатория, где допустимы любые эксперименты. Вообще природа существует не для человека и он, по отношению к ней, никогда не станет властелином. Представление о власти человека над природой оказалось всего лишь очередным мифом, который уходит вместе с веком расточительства.

Устранение устаревшей идеологии нашего отношения к природе предполагает большую работу по перестройке сознания людей, его экологизации. Отсюда ясно, что первостепенной задачей в комплексе проблем, связанных с охраной окружающей среды, является социально-экологическая направленность обучения и воспитания учащихся. Социально-экологическая направленность позволяет преодолеть такой недостаток образования, как разрозненность формируемых знаний, изолированность школьных дисциплин, их разобщенность. Обучение должно быть направлено на становление личности с социально-экологическим? типом мышления, способной адекватно оценивать состояние отношений общества со средой, выбирать варианты установления связи с ней, сохранению, восстановлению и возобновлению в настоящем и будущем. Для этого необходимо создать единую непрерывную систему социально-экологической направленности личности школьника. Большие возможности для этого имеются в школьном предмете химии, в содержание которого заложены основы необходимых социально-экологических знаний и социально-экологических умений.

Вместе с тем осуществление нами диагностического этапа исследования показало, что возможности социально-экологической направленности обучения учителями химии реализуются неполно. Исследование показало, что недостаточно сформированы не только социально-экологические знания, но и социально-экологические умения и мотивы обучения. В условиях экспериментального обучения мы стремились преодолеть эти недостатки, учитывая, что действующие учебники «Химия.9» и программы обладают некоторыми возможностями формирования социально-экологической направленности личности школьников. Важность этого вывода привела нас к разработке педагогической технологии формирования социально-экологической направленности обучения химии.

В результате теоретического анализа был установлен предмет социально-экологической направленности в обучении химии, определивший его сущность, заключающуюся в целенаправленном процессе обучения и воспитания личности, подготовленной к оптимальному взаимодействию со средой, сберегающей ее для будущих поколений. В ходе реализации целей обучения педагогического исследования, мы определили три компонента формирования социально-экологических ориентаций школьников: мотивационный, когнитивный и деятельност-ный.

Когнитивный компонент предполагает сформировать через систему социально-экологических знаний школьника позицию личного отношения к проблемам окружающей среды. В ходе педагогического эксперимента нами составлен перечень социально-экологических понятий, социально-экологических и природоохранных знаний, которые могут быть сформированы у учащихся при изучении химии.

Деятельностный компонент проявляется в формировании социально-экологических умений целесообразного поведения и деятельности школьников на основе личного опыта изучения природных объектов. В ходе работы нами систематизированы социально-экологические умения, которые могут быть сформированы при изучении химии. С целью обобщения и систематизации, социально-экологических знаний и умений, нами отобраны и разработаны задачи и ученический эксперимент социально-экологического содержания. Причем для усиления действенности социально-экологических знаний содержание задач и эксперимента составлялось с учетом местных условий^ Это позволит формировать навыки рационального природопользования, позволит не только осознать, но и почувствовать экологическую опасность.

Мотивационный компонент исследования был направлен на формирование устойчивых потребностей сохранения и восстановления природной среды, рационального использования ее ресурсов.

Важнейшим аспектом социально-экологической направленности является пропаганда того, что экологические законы касаются материальной и духовной культуры, и таким образом, влияют на социальные процессы. С этой целью в школьный курс химии мы предлагаем ввести такие понятия, как «мониторинг», предельно допустимые концентрации, которые, как показало педагогическое исследование, органически связаны с изучаемым материалом и не вызывают перегрузки школьников. Кроме этого, введение подобных понятий приводит к возможности переноса учебных знаний во внеучебные действия, а это, в свою очередь, способствует реализации принципа единства познания. Дальнейшее исследование показало, что усвоение содержания социально-экологической направленности в курсе химии способствует формированию такого качества личности, каким является ее готовность к оптимальному взаимодействию со средой.

В ходе исследования было выделено предметное поле социально-экологической направленности личности школьника по химии, включающее социально-экологические понятия, социально-экологические знания, природоохранные мероприятия, социально-экологические умения, ученический эксперимент и задачи с экологическим содержанием.

Во взаимосвязи они помогут сформировать у школьников социально-экологическую направленность через предмет «химию».

Теоретический поиск и опытно-экспериментальная работа в настоящем исследовании привели к необходимости выявления и формирования педагогических условий, способствующих успешному протеканию процесса формирования социально-экологической направленности. Было установлено, что он должен быть ориентирован на системное и систематическое использование социально-экологических знаний и умений школьников. Исследование привело к выводу о специфике не только сущности рассматриваемого процесса, но и об особенностях методов и форм его организации. Основными методами являются ученический эксперимент и решение задач с экологическим содержанием, исследовательские работы учащихся. При выполнении ученического эксперимента использованы природные объекты. Оптимальными формами стали уроки: практические работы, исследовательские работы. Во время проведения опытов с природными объектами, учащиеся осознавали целесообразность своих трудовых действий. Действия ученика основывались не на непосредственных впечатлениях, а на заранее сформулированной внутренней модели этого процесса, учитывающей взаимосвязи всех компонентов среды и организма. Школьники учились анализировать сложные ситуации, проверять все этапы будущих и прошлых действий, делать заключения и обобщения. Как показали результаты формирующего эксперимента около 80% учащихся, участвовавших в нем, имеют возможности усваивать социально-экологические знания.

Дальнейшее исследование привело к разработке технологии исследуемого процесса, которая включала этапы: конструктивно-содержательный, конструктивно-материальный и конструктивно-операционный. Апробация разработанной технологии осуществлялась в условиях общеобразовательных школ, среди которых базовой выступила средняя школа-лицей № 25 г. Белгорода. Поэтапное проведение педагогического эксперимента подтвердило наличие познавательного потенциала школьников усваивать вопросы социально-экологической направленности.

Исследование показало, что выделенный перечень педагогических условий является обязательным минимумом, позволяющим организовать и осуществлять рассматриваемый процесс. Подытоживая, подчеркнем, что систематическая и целенаправленная деятельность педагогов в формировании социально-экологической направленности позволяет решать не только задачи повышения знаний по химии, но и общий культурный уровень учащихся.

Эффективность предложенной технологии формирования социально-экологической направленности личности на уроках химии была доказана математической обработкой результатов тестового опроса, контрольных работ учащихся.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о важности и перспективности разработанной в диссертации технологии формирования социально-экологической направленности на уроках химии и рекомендовать ее для практики обучения в массовой школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.В. Психологические принципы всестороннего развития личности в школе / В. В. Абраменкова, А. В. Петровский // Сов. педагогика. 1987. — № 12. — С. 16−22.
  2. , B.C. Композиция тестовых заданий / B.C. Аване-сов // Химия в школе. 1993. — № 1. — С. 24−28.
  3. , B.C. Содержание теста: теоретический анализ / B.C. Аванесов // Химия в школе. 1994. — № 2. — С. 30−34.
  4. , Н.А. Экология человека : Словарь-справочник / Н. А. Агаджанян, И. Б. Ушаков, В. И. Торшин и др. М.: КРУК, 1997. — 208 с.
  5. , С.В. Практикум по экологии / С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьева, Э. В. Гущина. М.: Изд-во АО НДС, 1996. — 192 с.
  6. , Е.А. Педагогические условия развития видеоэкологических представлений старшеклассников : Автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Алисов. — Курск: Изд-во Курск. ГПУ, 2002. — 17 с.
  7. , Дж. Введение в химию окружающей среды / Дж. Андруз, П. Бримблекумб, Т. Джикелз, П. Лисс. М.: Мир, 1999. -271 с.
  8. , А.Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  9. , М.А. Количественные опыты по химии : Пособие для учителей / М. А. Афанасьев, В. А. Ахаганянц, Г. М. Тулякова и др. М.: Просвещение, 1972. — 191 с.
  10. , Ю.К. Педагогика : Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  11. , С.А. Об охране окружающей среды / С. А. Балезин // Химия в школе. 1977. — № 4. — С. 6−11.
  12. , В.И. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков / В. И. Берзень. Киев: Высш. шк., 1989. — 275 с.
  13. , В.П. Слагаемые педагогической технологии /
  14. B.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  15. , Н.З. Психологический словарь / Н. З. Богозов, И. Г. Гозман, Г. В. Сахаров. Магадан, 1965. — 291 с.
  16. , В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия / В. И. Боголюбов // Сов. педагогика. 1991. — № 3. — С. 123— 128.
  17. , Л.И. Воспитание как целенаправленное формирование / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1974. — № 1. — С. 35.
  18. Большая советская энциклопедия / Под ред. Б. А. Введенского. М.: Изд-во БСЭ, 1956. — Т. 23. — 430 с.
  19. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред.
  20. C.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. — 1536 с.
  21. , Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. -№ 3. — С. 37−43.
  22. , Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. -№ 1. — С. 17−24.
  23. , А.Д. Дидактические требования к научно-методическим методам исследования / А. Д. Ботвинников. М.: Изд-во АПН СССР, 1978. — 180 с.
  24. , В.К. Виды самообразовательной работы с учебником / В. К. Буряк // Среднее спец. образование. 1987. — № 7. — С. 11−13.
  25. , Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении / Е. Е. Васюкова // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 91−104.
  26. , JI.К. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене : Учеб. пособие / JI.К. Великанова, А. А. Гуминский и др. — М.: Просвещение, 1992. — 131 с.
  27. , A.JI. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / A.JI. Венгер // Вопросы психологии. 2001. — № 3. — С. 17−27.
  28. , М.А. Педагогическая техника / М. А. Верб, В.Г. Ку-ценко // Теория и методика коммунистического воспитания в школе / Под. ред. Г. И. Щукиной. М., 1974. — С. 278.
  29. , Н. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших школьников / Н. Вересов, П. Хаккарайнен // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 37−47.
  30. , В.А. Экология : Словарь-справочник / В. А. Вронский. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 576 с.
  31. , О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл. / О. С Габриелян, И. Г. Остроумов. М.: Дрофа, 2002. — 400 с.
  32. , О.С. Химия. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / О. С. Габриелян. 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 1998. — 224 с.
  33. , О.С. Химия. 8−9 кл.: Метод, пособие / О. С. Габриелян. 2-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2000. — 128 с.
  34. , О.С. Химия. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / О. С. Габриелян. 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 224 с.
  35. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966. -С. 236−277.
  36. , С.Н. Экологическая культура : Пробное учеб. пособие для гуманит. учеб. заведений / С. Н. Глазачев, О. Н. Козлова. -М.: Горизонт, 1997. 208 с.
  37. , П.А. Формирование умений и навыков в процессе обучения химии / П. А. Глориозов. М.: Учпедгиз, 1963. — 72 с.
  38. , Н.В. Биометрия : Учеб. пособие / Н. В. Глотов, Л. А. Животовский, Н. В. Хованов и др.- Под ред. М. М. Тихомировой. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 264 с.
  39. , Л.Ю. Методика педагогического воздействия : Лекции по педагогике / Л. Ю. Гордин, В. М. Коротков, Б. Т. Лихачев. — М.: Просвещение, 1967. — 144 с.
  40. , А.К. Самообразование школьников / А.К. Гром-цева // Сов. педагогика. 1987. — № 3. — С. 46−48.
  41. , Л.С. Химия. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. 4-е изд., стереотип. — М-: Дрофа, 1997. — 288 с.
  42. , Л.С. Химия. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. 6-е изд., пе-рераб и доп. — М.: Дрофа, 2002. — 288 с.
  43. , А.И. Практикум по общей гигиене /А.И. Гурова, О. Е. Горлова. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991. — 177 с.
  44. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  45. , В.В. Предметная деятельность и онтогенез познания / В. В. Давыдов, В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 1998. -№ 5.-С. 11−29.
  46. , И.И. Экологический энциклопедический словарь / И. И. Дедю. Кишинев: Молд. сов. энцикл., 1989. — 406 с.
  47. , С. Экологический словарь /С. Делятицкий, И. Зайонц, JL Чертков и др. М.: Конкорд Лтд — Экопром, 1999. -202 с.
  48. , С.Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Деребо, В. А. Ясвин. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 48 с.
  49. , Е.А. Развитие социальной активности старшеклассника в познавательной деятельности / Е. А. Дмитриев // Формирование социальной активности личности: сущность, проблемы: Межвуз. сб. науч. труд. М.: Изд-во МГПИ, 1985. — 4.2. — 157 с.
  50. , А.Н. К исторической реконструкции психологических основ развивающего обучения / А. Н. Ждан // Вопросы психологии. 2000.-№ 6. — С. 76−90.
  51. , Г. В. Кислотные дожди и охрана окружающей среды / Г. В. Зайков, С. А. Маслов, B.JI. Рубайло. М.: Химия, 1991. -144 с.
  52. , О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений / О. С. Зайцев. М.: ВЛАДОС, 1999. — 384 с.
  53. , Л.А. Действенность знаний как показатель их качества / Л. А. Закота // Актуальные вопросы дидактики. Киев, 1974. -С. 33.
  54. , А.Н. Принципы и условия экологического образования / А. Н. Захлебный // Педагогические принципы и условия экологического образования. М., 1983. — С. 10−20.
  55. , А.Н. Содержание экологического образования в средней школе. Теоретическое обоснование и пути реализации: Дис.. д-ра пед. наук / А. Н. Захлебный. М., 1987. — 389 с.
  56. , А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранного образования / А. Н. Захлебный. М.: Педагогика, 1981. — 84 с.
  57. , И.Д. Методологические основы принципов и условий реализации экологического образования / И. Д. Зверев // Педагогические принципы и условия экологического образования. М., 1983. — С. 4−10.
  58. , И.Д. Методология проблемы отношения личности к природе / И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина // Современные подходы к содержанию и организации непрерывного экологического образования: Теория, опыт работы. — СПб., 1992. Вып. 2. — С. 3−7.
  59. , И.Д. Разработка проблем экологического образования и воспитания школьников / И. Д. Зверев // Проблемы природоохранного образования и воспитания. — М., 1982. — С. 111−117.
  60. Зверев, И1Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования / И. Д. Зверев. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  61. , И.А. Педагогическая психология : Учеб. для вузов / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2001. — 384 с.
  62. , Э.Г. Химико-экологический анализ различных природных сред : Эксперимент, материал для факультативных и кружковых занятий в сред. шк. / Э. Г. Злотников, Э. Р. Эстрин. Киров: Изд-во ВГПУ, 1996. — 111 с.
  63. , К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. — СПб.: Питер, 2000. 464 с.
  64. , А.И. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков / А. И. Израэльсон. М.: Медицина, 1983. — 287 с.
  65. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2000. 512 с.
  66. , В.А. Тестирование знаний и умений учащихся /
  67. B.А. Кабардин, А. Н. Земляков // Сов. педагогика. 1991. — № 12.1. C. 27−33.
  68. , М.С. Человеческая деятельность : Опыт системного анализа / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  69. , А. Изучение научных основ химического производства в советской школе / А. Каверина // Проблемы обучения химии в школах социалистических стран. Градец-Кралове, 1983. — С. 460−478.
  70. Каким быть экологическому образованию в 12-летней школе?: Круглый стол // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 40−57.
  71. , В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков / В. Н. Кардашенко, Л. В. Кондакова, Л. П. Варламова, М. В. Прохорова и др.- Под ред. В. Н. Кардашенко. М-: Медицина, 1983. — 264 с.
  72. , В.В. Принципы создания безотходных химических производств / В. В. Кафаров. М.: Химия, 1982. — 288 с.
  73. , Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н. А. Кирилова // Вопросы психологии. 2000. — № 4. — С. 29−37.
  74. , М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании / М. В. Кларин // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 14−21.
  75. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе : Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 88 с.
  76. , В.И. К проблеме мотивов / В. И. Ковалев // Психолог. журнал. 1991. — № 5. — С. 29−43.
  77. , Е.А. Будущее человека в экологической перспективе: от прогнозов к стратегии устойчивого развития / Е. А. Когай // Социально-гуманитарные знания. — 1999. № 5. — С. 96−110.
  78. , Е.А. Экология и здоровье человека / Е. А. Когай // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 3. — С. 105−120.
  79. , С.А. Информирование и развитие в процессе обучения / С. А. Козлов // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 39−42.
  80. , Г. Н. Принцип системной дифференциации в экологическом образовании школьников / Г. Н. Корона // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 28−35.
  81. , Ф. Экологическая химия / Ф. Корте, М. Бахадир, В. Клайн и др.- Под ред. Ф. Корте. — М.: Мир, 1997. — 396 с.
  82. , С.А. Методологические подходы к предмету педагогики / С. А. Крупник // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 21−26.
  83. , В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1998. — № 8. — С. 59−68.
  84. , Н.М. Экология на уроках химии / Н.М. Кузьме-нок, Е. А. Стрельцов, А. И. Кумачев. Мн.: Красикопринт, 1996. -208 с.
  85. , Н.Е. Методика преподавания химии : Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по хим. и биол. спец. / Н. Е. Кузнецова, В. П. Гаркунов, Д. П. Ерыгин и др. М.: Просвещение, 1984. — 415 с.
  86. , Б.Н. Безотходная технология в промышленности / Б. Н. Ласкорин, Б. В. Громов, А. Н. Цыганков и др. М.: Стройиз-дат, 1986. — 160 с.
  87. , Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1998. — 288 с.
  88. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  89. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 230 с.
  90. , И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1978. -48 с.
  91. , Б.Т. Экология личности / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 19−24.
  92. , А.В. Социальная экология : Учеб. пособие для вузов / А. В. Лосев, Г. Г. Провадкин. М.: ВЛАДОС, 1998.-312 с.
  93. , А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования / А. Н. Майоров. М.: Нар. образование, 2000. — 352 с.
  94. , Н.М. Экологическая культура и образование / Н. М. Мамедов // Экологическое образование: концепции и методические подходы: Сб. ст. М., 1996. — С. 10−24.
  95. , Н.М. Экологическое образование: проблемы базовых знаний / Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина // Биология в школе.- 1993. № 1. — С. 17−21.
  96. , Д.Ж. Социальная экология : Кн. для учителя / Д. Ж. Маркович. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
  97. , Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика : Кн. для учителя / Э. Ш. Натанзон. — М.: Просвещение, 1968. -124 с.
  98. , В.М. Исследовательская деятельность учащихся в процессе экологического образования / В. М. Назаренко // Химия в школе. 1990. — № 4. — С. 56−57.
  99. , В.М. Модель обучения в экологическом образовании / В. М. Назаренко // Развитие непрерывного экологического образования. М., 1995. — С. 69−73.
  100. , В.М. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании / В. М. Назаренко, Н. В. Лучинина // Химия в школе. 1994. — № 1. — С. 69−73.
  101. , И.П. Утилизация и ликвидация отходов в технологии неорганических веществ / И. П. Наркевич, В. В. Печковский.- М.: Химия, 1984. 240 с.
  102. . Наука об окружающей среде : Как устроен мир: В 2-х т. / Б. Небел. М.: Мир, 1993. — Т.2. — 336 с.
  103. , Р.С. Психология : Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации переподготовки пед. кадров / Р. С. Немов.- М.: Просвещение, 1990. 301 с.
  104. , Р.С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2000. -Кн. 1. Общие основы психологии. — 688 с.
  105. , A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования / A.M. Новиков // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 3−11.
  106. , Ю.В. Методы исследования качества воды водоемов / Ю. В. Новиков, К. О. Ласточкин, З. Н. Болдина. М.: Медицина, 1990. — 399 с.
  107. , С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов- Под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд. — М.: Рус. яз., 1990. — 795 с.
  108. , Ю. Экология : В 2-х т. / Ю. Одум. М.: Мир, 1986.
  109. , В.И. Знания, умения и навыки учащихся / В. И. Орлов // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 33−38.
  110. Пак, М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя / М. Пак. М.: Просвещение, 1993. — 64 с.
  111. , Н.А. Внутренний план действия как показатель общего развития личности / Н. А. Пастернак // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 82−91.
  112. Педагогическая технология: что это такое и как ее использовать в школе / Под ред. Т. И. Шамовой. М.- Тюмень, 1994. — С. 11−12.
  113. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И. А. Каиров. — М.: Сов. энцикл., 1968. Т. 4. — С. 255.
  114. , А.В. Основы агрохимии / А. В. Петербургский. М.: Просвещение, 1979. — 400 с.
  115. , А.В. Категориальная система психологии / А. В. Петровский, В. А. Петровский // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 3−18.
  116. , А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1987. -№ 1.- С. 15−26.
  117. , В.Ю. Основы педагогической технологии : Учеб.-метод, пособие / В. Ю. Питюков. М.: Гном и Д, 2001. -192 с.
  118. , К.К. Психологический практикум : Учеб. пособие для индустр.-пед. техн. / К. К. Платонов. М.: Высш. шк., 1980.- 165 с.
  119. Политехнический словарь / Гл. ред. А. Ю. Ишлинский. 3-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1989. — 655 с.
  120. , В.М. Оценка эффективности работы по методике обучения химии / В. М. Полонский // Химия в школе. 1975. — № 3. — С. 17−19.
  121. , Я.Л. Влияние способности действовать «в уме» на данные психологического тестирования / Я. Л. Пономарев, Н. А. Пастернак // Психолог, журнал. 1995. — Т. 16, № 6. — С. 34−54.
  122. , И.Н. Система и развитие экологических понятий в курсе биологии средней школы : Дис.. д-ра пед. наук / И. Н. Пономарева. Л, 1980. — 350 с.
  123. , И.Н. Экологическое образование и природоохранное воспитание школьников в курсе биологии / И. Н. Пономарева // Вопросы воспитания школьников в обучении биологии. — Л., 1985. С. 17−23.
  124. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Химия. М.: Просвещение, 1993. — С. 14−20.
  125. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8−11 кл. / Сост. Н. И. Габрусева. М.: Дрофа, 2000. — 192 с.
  126. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8−11 кл. / Сост. Н. И. Габрусева, С. В. Суматохин. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 288 с.
  127. Психологические тесты: В 2 т. / Под ред. А. А. Карелина. М.: ВЛАДОС, 2001. — Т. 1. — 312 с.
  128. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  129. , Г. И. Определение нитрат-ионов в воде / Г. И. Рай-зер // Химия в школе. 1993. — № 6. — С. 54−55.
  130. , А.А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  131. , П. Среда нашего обитания : В 4-х т. / П. Ревелль, Ч. Ревелль. М.: Мир, 1995. — Т. 4. Здоровье и среда, в которой мы живем. — 191 с.
  132. , Н.Ф. Основные биологические понятия и термины : Кн. для учителя / Н. Ф. Реймерс. М.: Просвещение, 1988. -40 с.
  133. , Н.Ф. Природопользование / Н. Ф. Реймерс. М.: Мысль, 1990. — 240 с.
  134. , Н.Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы / Н. Ф. Реймерс. М.: Россия молодая, 1994. -367 с.
  135. , Н.И. Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности / Н. И. Ремизова // Биология в школе. -2001. -№ 5. С. 28−32.
  136. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. — 672 с.
  137. , C.JI. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1973. — 423 с.
  138. , C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1970.— 124 с.
  139. , Г. Е. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. 10-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 208 с.
  140. Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований: Учеб. пособие / Под ред. Л. Г. Подуновой. М.: Медицина, 1990. — 304 с.
  141. , В.Л. Проверка результатов обучения химии с помощью тестов / В. Л. Рысс // Химия в школе. 1977. — № 3. — С. 40−43.
  142. , Л.И. Лабораторные занятия по анатомии и физиологии ребенка с основами школьной гигиены / Л. И. Санюкевич. М.: Высш. шк., 1985. — 159 с.
  143. , В.В. Личностно ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 16−21.
  144. , Г. Н. О соотношении между самостоятельной работой и самообразованием / Г. Н. Сериков // Новые исслед. в пед. науках. М., 1989. — № 1 (53) — С. 28−30.
  145. , М.Н. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский. М.: Педагогика, 1978. -208 с.
  146. , Ю.И. Введение в экологическую химию : Учеб. пособие для хим. и хим.-технолог, спец. вузов / Ю. И. Скурлатов, Г. Г. Дука, А. Мизити и др. М.: Высш. шк., 1994. — 400 с.
  147. , В.А. Педагогика : Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. — М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  148. , В.И. Влияние и категорийный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 43−51.
  149. Словарь иностранных слов. 18-е изд. — М.: Рус. яз., 1989. — 624 с.
  150. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2001. — 304 с.
  151. Совершенствование экологического образования и деятельности школьников в области охраны природы: Метод, рекомендации / Под ред. И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — 52 с.
  152. , B.C. Как самостоятельно составить тест по химии / B.C. Сорокин, Э. Г. Злотников // Химия в школе. 1994. — № 5.- С. 48−50.
  153. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. И. Жукова. М.: ВЛАДОС, 1998. — 312 с.
  154. , М.А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л. С. Выготский и П. Я. Гальперин / MiA. Степанова // Вопросы психологии.- 2000. № 6.-С. 90−96.
  155. , М.П. Макаренко и Франкл о ценностях ориентации личности / М. П. Стурова // Педагогика. 1993. № 1. — С. 99 104.
  156. , И.Т. Методическая система экологического образования / И. Т. Суравегина // Сов. педагогика. 1988. — № 9. -С. 31−35.
  157. , И.Т. Проблемы и концептуальные идеи экологического образования / И. Т. Суравегина // Пути решения задач экологического образования и воспитания в современной школе. Л., 1990. — 84 с.
  158. , И.Т. Система экологических знаний как основа формирования ответственного отношения к природе / И.Т. Суравегина- Под ред. И. Д. Зверева // Становление и развитие ответственного отношения школьников к природной среде. М., 1981. — С. 2636.
  159. , И.Т. Школьная экология: задачи и функции / И. Т. Суравегина // Биология в школе. 1999. — № 3. — С. 18−24.
  160. , И.Т. Экологическое образование в школе / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич, Т. В. Кучер // Сов. педагогика. -1990. -№ 12. С. 47−51.
  161. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. эн-цикл., 1979. — 1600 с.
  162. , А.Я. Каталитические реакции и охрана окружающей среды / А. Я. Сычев, С. О. Травин, Г. Г. Дука и др. — Кишинев: Штиинца, 1983. 272 с.
  163. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 342 с.
  164. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Круглый стол // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 72−81.
  165. , Д.И. Практическая направленность обучения ботаники / И. Д. Трайтак. М.: Просвещение, 1980. — 143 с.
  166. , А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  167. , Б.И. Некоторые вопросы развития современной дидактики / Б. И. Федоров, JI.M. Перминова // Педагогика. -2000. — № 3. С. 18−21.
  168. , А.И. Практикум по экологии и охране окружающей среды : Учеб. пособие / А. И. Федорова, А. Н. Никольская. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997. 305 с.
  169. , Л. Избр. философ, произведения / Л. Фейербах // Мир философии: Кн. для чтения: В 2-х ч. М., 1991. — Ч. 1. Исходные философ, проблемы, понятия и принципы. — С. 264−269.
  170. , Ф.Г. Химия : Учеб. для 9 кл. сред. шк. / Ф. Г. Фельдман, Г. Е. Рудзитис. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1992. -176 с.
  171. , М. Экоцид в СССР. Здоровье и природа на осадном положении / М. Фешбах, А. Френли-мл. М.: Голос, 1992. -308 с.
  172. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. -М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  173. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1989. — 815 с.
  174. Фридман, Л. М- Психология в современной школе: Для руководителей и работников образования / Л. М. Фридман. — М.: Сфера, 2001. 224 с.
  175. , Л.М. Психологическая наука учителю / Л. М. Фридман, К. Н. Волкова. — М.: Просвещение, 1985. 224 с.
  176. , Л.М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  177. , И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание / И. Ф. Харламов // Сов. педагогика. 1990. — № 12. — С. 28−36.
  178. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Сост. В.В. Мироненко- Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987. 447 с.
  179. , В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шад-риков. М.: Логос, 1994. — 320 с.
  180. , Т.И. Управление образовательными системами : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова- Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Академия, 2002. — 384 с.
  181. , Т.И. Управление процессом формирования системы качества знаний учащихся / Т. И. Шамова, Т.М. Давыденко- МГПИ им. В. И. Ленина. М.: Прометей, 1990. — 112 с.
  182. , B.C. Социально-экологическое образование школьников: теория и практика / B.C. Шилова. Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. — 244 с.
  183. , B.C. Социально-экологическое образование школьников: сущность и общая структура / B.C. Шилова // Науч. ведомости БелГУ. Белгород, 2000. — № 3 (12), сер. Экология. — С. 6064.
  184. , B.C. Экологическое образование школьников : Учеб. пособие / B.C. Шилова. Белгород: Изд-во БелГПУ, 1996. — 93 с.
  185. Школьный экологический мониторинг: Учеб.-метод, пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: АГАР, 2000. — 387 с.
  186. Шнекендорф, 3.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека / 3.К. Шнекендорф // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 43−50.
  187. , С.Б. Химические основы экологии : Учеб. пособие для учащихся шк., гимназий с углубл. изуч. химии, биологии и экологии / С. Б. Шустов, JI.B. Шустова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 239 с.
  188. Эволюция круговорота фосфора и эвтрофирование природных вод / Отв. ред. акад. К. Я. Кондратьев, д-р техн. наук И.С. Коплан-Дикс. Л.: Наука, 1988. — 204 с.
  189. Экологическое образование школьников / Под ред И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  190. Экологический энциклопедический словарь. — М.: Ноосфера, 1999. 930 с.
  191. , Э.Р. Пособие по основам агрохимии : Материалы к лаборатор. занятиям для студ. пед. вузов / Э. Р. Эстрин. Киров: Изд-во ВГПУ, 1998. — 56 с.
  192. , И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С 31−41.
  193. , Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. -1997. -№ 4. С. 20−26.
  194. , В.А. Методика проведения эколого-психологического тренинга / В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо // Шк. здоровья. 1995. — № 2. — С. 114−121.
Заполнить форму текущей работой