Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности коммуникативной активности и способности у детей с интеллектуальной недостаточностью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проанализировав различную литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что интеллектуальная недостаточность ведет к серьезным нарушениям коммуникативной деятельности. Поэтому у детей с интеллектуальными нарушениями она имеет свои особенности, которые мы описали. Дети с интеллектуальными нарушениями гораздо труднее, чем дети в норме овладевают коммуникативной деятельностью, включаются в процесс… Читать ещё >

Особенности коммуникативной активности и способности у детей с интеллектуальной недостаточностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучив психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, мы приступили к изучению особенностей коммуникативной деятельности таких детей. Изучение литературы показало, что у детей с интеллектуальными нарушениями сфера коммуникации сильно страдает.

Ребенок развивается в процессе общения с взрослым. Детям с нарушениями интеллекта свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт с взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем детстве совсем не возникает. Так, у детей с интеллектуальными нарушениями отсутствует в младенчестве «заражение эмоциями», как правило, нет «комплекса оживления» и в результате не формируется потребность в общении с взрослым. Следовательно, не создается основа для сотрудничества с взрослым, что негативно отражается на всем познавательном и личностном развитии, в том числе развитии коммуникативной деятельности. 18 ].

Развитие коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. [42 ] Задача формирования коммуникативных навыков частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на индивидуальных и групповых занятиях с психологом, учителемдефектологом, воспитателем.

Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что самостоятельно, без целенаправленного обучения, коммуникативная деятельность у данной категории детей развивается со значительным отставанием от нормально развивающихся сверстников.

По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем нормально развивающиеся сверстники. Отмечаются (Б. П. Пузанов) серьезные проблемы в формировании нравственно — эстетической сферы; страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям с взрослыми и сверстниками, нарушены контакты с близкими взрослыми. 27 ].

Развитие общения с взрослыми происходит как смена форм коммуникативной деятельности (Б.П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин). При этом под формой общения понимается в деятельности определенный уровень развития структурных компонентов деятельности общения. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста характерна ситуативноделовая форма общения. В возрасте трех — четырех лет общение приобретает внеситуативный характер. Для детей среднего дошкольного возраста характерна внеситуативно-познавательная форма общения. 34 ] Постепенно внимание ребенка начинают привлекать события, происходящие во взаимоотношениях людей. Предметом его общения в старшем дошкольном возрасте становятся нравственно-эстетические проблемы. Названные формы общения характерны для полноценно развивающихся детей.

Обследование (Е.А. Стребелева, А.А. Катаева) детей с интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста показало их значительное отставание в коммуникативном развитии от нормально развивающихся сверстников.

Личностные мотивы занимают ведущее положение в общении детей со взрослым. Дети редко проявляют инициативу в общении, неактивно ожидают помощи взрослого. 25 ].

Этих детей отличает однообразное содержание познавательных контактов. Преобладающее число контактов носит ситуативный характер. Речь у детей с нарушениями интеллекта настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Несформированность мотивационного компонента общения определяет и низкий уровень развития речевых средств. Многие факты свидетельствуют о коммуникативном недоразвитии детей, которое затрудняет их общение с окружающими, создает неблагоприятные условия для развития ребенка. У детей, как правило, нарушены все формы довербального, невербального и вербального общения. Дети с нарушениями интеллекта отличаются маловыразительной мимикой. [ 22 ].

Исследования в области взаимоотношений детей с интеллектуальными нарушениями показывает, что дети не способны различать и передавать интонационную выразительность, употреблять в речи разнообразные лексические средства, определения, сравнения, синонимы, антонимы. Нужно отметить, что способность ребенка с интеллектуальными нарушениями в распознавании эмоциональных состояний, их передаче также грубо нарушена. [ 49 ].

Необходимо сказать, что для детей с нарушениями интеллекта характерно равнодушное и даже пренебрежительное отношение к сверстникам. Они как бы ни видят и ни слышат друг друга. Если в детском саду, как указывает Г. А. Урунтаева, нормально развивающиеся дети достаточно активно общаются, живо интересуются действиями сверстника, их реакцией на собственные успехи, то дети с нарушениями интеллекта практически не замечают не только действий сверстника, но и его эмоциональных реакций. [ 51 ].

Многие примеры отношений дошкольников с интеллектуальными нарушениями, иллюстрируют безразличие детей друг к другу и полное отсутствие чувствительности к переживаниям сверстника. Также у детей нет предпочтений в общении. Если у детей нормально развивающихся, начиная с пяти лет, существуют более или менее популярные дети внутри группы детского сада, то у детей с интеллектуальными нарушениями, как правило, никто не выделяется из коллектива; все дети ведут себя сходным образом.

У детей с нарушениями интеллекта эмоции выражены скудно и однообразно: плач, «жалобное скуление», пассивный уход в сторону.

Также отмечается то, что в ситуациях совместной деятельности дети с нарушениями интеллекта не заинтересованы в своей деятельности. И они не проявляют интереса к работе сверстников. Обращает на себя внимание общая сниженность всех эмоциональных проявлений во время игр.

Опираясь на данные сведения, можно сделать вывод о несформированности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта коммуникативной деятельности, необходимых навыков и умений для ее осуществления. Также можно говорить о том, что в дошкольном возрасте дети с интеллектуальными нарушениями без специальной работы минуют два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и развитие общения с другими людьми. [ 44 ] Дети, как уже отмечалось ранее, мало контактируют как с взрослыми, так и со сверстниками, они не вступает в ролевую игру и в какуюлибо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается не только на развитии коммуникативной деятельности, но и на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций. (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго) Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и у нормально развивающегося.

Некоторые нарушения — отставание в овладении предметными действиями, отставание в развитии речи, общения и познавательных процессов — в значительной мере носит вторичный характер. При своевременной и правильной организации воспитания и обучения, возможно более раннее начало коррекционно-педагогического воздействия, в результате которого, многие отклонения развития у детей могут быть скорригированны и даже предупреждены. [ 50 ].

Коррекция социального недоразвития должна осуществляться путем активного включения детей в деятельность общения с взрослым. Организуя совместные игры, продуктивные виды деятельности, взрослый должен стремиться вызвать у детей потребность в сотрудничестве, учить обращаться за помощью. Особое внимание следует уделять в использовании детьми как вербальных, так и невербальных средств общения. 37 ].

При разработке содержания коррекционной работы с дошкольниками с интеллектуальными нарушениями необходимо учитывать особенности их психического развития.

Также отметим, что огромное значение в развитии личности ребенкадошкольника играет искусство. 12 ] Поэтому приобщение ребенка к миру прекрасного, погружение его в удивительный мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает и раскрывает его творческий потенциал (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Эстетическое чувство формируется у дошкольника не только путем созерцания и восприятия прекрасного. Оно развивается в условиях театрализованной, художественно-речевой, музыкальной деятельности. В процессе этих видов деятельности создаются благоприятные условия для коррекции эмоционально — волевой и коммуникативной сфер ребенка с проблемами развития. 13 ].

Доказано, что у детей с нарушениями интеллекта в процессе коррекционного воздействия отмечается положительная динамика в формировании разных видов художественной деятельности, особенно в театрализовано — игровой, а также в образноролевых играх. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности (в том числе и в общении). Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми. 21 ].

Однако игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста с проблемами интеллектуального развития, по мнению многих исследователей (Е. Б. Аксенова, Л. И. Плаксина, О. С. Никольская, Е. С. Слепович, Е. А. Стребелева) не становится ведущей деятельностью, так как отклонения в психическом и речевом развитии, несовершенство предметной деятельности, трудности общения с взрослыми препятствуют появлению необходимых предпосылок к ее естественному возникновению и развертыванию. [ 25 ] Именно поэтому возникает необходимость в специальной коррекционной работе, способствующей формированию игровой деятельности, расширяющей возможности проблемного ребенка в приобретении навыков общения со сверстниками и взрослыми. Значение театрализованных игр в данном отношении трудно переоценить.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна недостаточность межанализаторного взаимодействия, т. е. они с трудом образуют слухо-двигательные, зрительно-двигательные и слухо-зрительные связи. Также имеет место случаи неверного понимания и неточного употребления многих общеупотребительных слов [ 20 ].

В словаре детей данной категории преобладают слова с конкретными, хорошо им известным значением. В основном они пользуются такими категориями, как существительные, глагол.

Логическое построение связного высказывания также оказывается нарушенным: наблюдается застревание на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, неумение передавать последовательность событий, ребенок легко «соскальзывает» с одной темы на другую.

Нарушения речи у детей с интеллектуальным недоразвитием исследовались А. Г. Зикеевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, Р. И. Лалаевой. Как показывают эти исследования, при умственной отсталости встречаются все известные виды нарушения речи. 22 ] Их чрезвычайно высокая частота объясняется, с одной стороны, недостаточностью интеллекта, а, с другой — часто сопутствующими мозговыми повреждениями, которые непосредственно становятся причиной речевых нарушений. Но это неразрывно связано с условиями обучения и меняющимися ситуационными условиями. Развитию дошкольника с нарушениями интеллекта мешает значительная осложненность его связи с партнерами по коммуникации. Для преодоления его неуверенности чрезвычайно необходимы такие социальные отношения, в которых он имел бы возможность говорить. И наоборот, учитывая скудность его речевых выражений, надо уметь разбираться в сопутствующих им обстоятельствах, чтобы правильно интерпретировать то, что подразумевается. Важно создавать условия, побуждающие к определенным высказываниям, вербализации в разных формах.

Важную роль в общении, как уже было отмечено, играют невербальные средства. Невербальная коммуникация имеет особое значение для эмоциональной сферы социализации. Она во многом происходит неосознанно и, главным образом, передает качества чувств в межличностных отношениях. Ее значение для восприятия очевидно. Дошкольники с нарушениями интеллекта нуждаются в помощи для того, чтобы научиться адекватно, интерпретировать невербальное поведение других. 38 ].

В работах О. П. Гаврилушкиной, Н. Д. Соколовой отмечено, что ребенок старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта находится в специфической зависимости от коммуникативной помощи и поддержки. Он испытывает трудности в понимании того, что его окружает, и часто именно потому, что окружающие его люди затрудняются в понимании его самого. Поскольку он более слабый партнер по коммуникации, экзистенциальная опасность заключается в том, что он либо отдаляется от любого контакта, впадает в коммуникативный негативизм, крайнее проявление чего можно видеть в аутоагрессии, либо изза своих проблем с поведением сковывается страхом, беспокойством, агрессией. [ 13 ].

Выражение чувств детей с нарушениями интеллекта часто дает много поводов для неверного толкования окружающими людьми. Прежде всего, для обоих невозможно полностью проникнуть в чувства и жизнь другого, а кроме того, партнеру с нарушениями интеллекта не удается адекватно выразить свое внутренне состояние. Также соматически измененные черты лица могут препятствовать пониманию. 23 ].

Большой интерес представляет анализ возникающей в младенческом возрасте потребности ребенка с интеллектуального развития в общении. Все органические потребности здорового и неполноценного ребенка могут быть удовлетворены только взрослыми. У ребенка с нарушениями интеллекта эта полная зависимость сохраняется очень долго. Потребность в общении у него очень велика. Вместе с тем она не сразу перерастает в подлинную потребность в собственно общении. Она длительное время сохраняется лишь как потребность в помощи. Но именно в связи с этой потребностью происходят существенные нарушения процесса его индивидуального развития. 25 ].

Взаимоотношения ребенка с нарушениями интеллекта с родителями, братьями, сестрами и сверстниками с самого начала складываются неблагоприятно для развития его психики. Большинство родителей не умеет ввести такого ребенка в мир социальной действительности. Такой ребенок почти минует важнейшую школу развития психики, школу овладения предметными действиями, им оказывается почти не пройденной вся ясельная и даже дошкольная школа. [ 34 ].

Замедленный темп развития речи и ее несовершенство затрудняют и сильно ограничивают общение детей с интеллектуальными нарушениями с окружающими.

Следующий, еще более тяжелый момент начинается со времени соприкосновения ребенка с нарушениями интеллекта с детским коллективом.

Важной жизненной школой ребенка является школа коллективной ролевой игры, так как ребенок усваивает в процессе игры смысл общественных взаимоотношений взрослых, постигает права и обязанности по отношению к коллективу. 7 ] Эту школу также минует ребенок с отклонениями в развитии.

В связи с этим у ребёнка появляются стереотипы поведения.

Именно в этих стереотипах поведения больше всего проявляются компенсаторные механизмы развития.

Проанализировав работы отечественных психологов, можно сказать, что недоразвитие высших функций — вторичная надстройка над дефектом. Недоразвитие проистекает из того факта, который мы можем назвать выпадением ненормального ребенка из коллектива. Из — за того или иного дефекта у ребенка возникает ряд особенностей, которые препятствуют нормальному развитию коллективного общения, сотрудничества и взаимодействия этого ребенка с окружающими людьми. Выпадение из коллектива или затруднение социального развития, в свою очередь, обусловливает недоразвитие высших психических функций, которые при нормальном течении дела возникают непосредственно в связи с развитием коллективной деятельности ребенка. 21 ].

Проанализировав различную литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что интеллектуальная недостаточность ведет к серьезным нарушениям коммуникативной деятельности. Поэтому у детей с интеллектуальными нарушениями она имеет свои особенности, которые мы описали. Дети с интеллектуальными нарушениями гораздо труднее, чем дети в норме овладевают коммуникативной деятельностью, включаются в процесс общения со сверстниками, так как интеллектуальное недоразвитие, речевые дефекты, эмоциональная незрелость и другие особенности их психического развития затрудняют понимание, искажают восприятие друг друга, в результате чего дети не могут овладеть навыками, необходимыми для общения. Но как уже было сказано, этот процесс поддается корректировке. [ 54 ] И вместе с коррекцией интеллектуальных нарушений, речевого дефекта, необходимо проводить занятия, развивающие у детей с нарушениями интеллекта коммуникативную деятельность и навыки коммуникации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой