Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связи поколений. Искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своего рода защитный пояс, охраняющий ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, национализма… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЭСТЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ИСКУССТВА
    • 1. 1. Характеристика гуманистической культуры личности и роль искусства в ее формировании
    • 1. 2. Человек и его отношение к миру — специфический предмет искусства
    • 1. 3. Эстетическое в искусстве как художественное восприятие общечеловеческих ценностей жизни
    • 1. 4. Воспитывающий потенциал изобразительного искусства как одно из средств формирования личности школьника
  • Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 2.1. Пути повышения эффективности формирования гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства в учебном процессе.

2.2. Методика подготовки будущих учителей к работе по формированию гуманистической культуры учащихся.

2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по развитию знаний, умений и навыков будущих учителей, необходимых для формирования гуманистической культуры учащихся.

Выводы по второй главе.

Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования и постановка проблемы. Воспитание подрастающего поколения, формирование у него гражданских чертдуховности, нравственности, гуманистической культуры — в соответствии с потребностями общественного развития во все времена и эпохи было важнейшей задачей общеобразовательной школы. Задача эта значительно усложняется в переходные периоды развития общества. Именно такой переходный период переживает ныне наше общество. В рамках общероссийской образовательной реформы была развернута программа обновления гуманитарного образования в России. Осуществление этой программы во многом зависит от состояния преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе изобразительного искусства.

В условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связи поколений. Искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своего рода защитный пояс, охраняющий ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, национализма, вседозволенности, бездуховности, могут стать источником агрессивности, безнравственности. Искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

Проблема гуманизма и гуманизации личности в социальном и педагогическом аспектах достаточно широко представлена в исследовательской литературе последних лет. В конце 80-х начале 90-х годов обозначился плодотворный подход к проблеме формирования гуманистической культуры личности с позиций общечеловеческих ценностей (М.Н. Берулава, Л. И. Божович, Л. И. Буева, Б. С. Гершунский, В. А. Караковский,.

Г. М. Мальковская, Н. Д. Никандров, И. Т. Фролов, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская, и др.), большое развитие получает проблема разработки гуманистической воспитательной системы школы (Н.А. Асташова, B.JI. Караковский, Н. Ф. Маслова, Л. И. Новикова, С. Ф. Петрушкин, A.JI. Селиванов, A.M. Сидоркин, В. Д. Симоненко и др.), исследуется роль художественной культуры в гуманизации воспитания (А.Г. Асмолов, А. В. Мудрик, В.Д. Семенов), гуманизация отношений в воспитательном процессе ф (А.А. Бодалев, Л .Я. Зорина, И. Я. Лернер и др.).

Гуманизация воспитательного процесса в 90-х годах рассматривается с позиции формирования культуры личности как социального субъекта на той или иной стадии развития (Л.П. Буева, Э. Н. Егорова, М. И Кирьязов, И. Т. Фролов, Н. В. Фролова и др.).

• Большую роль для характеристики процесса гуманизации личности имеет теория зависимости между нравственным поведением и сознанием, разработанная психологами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Л. С. Рубинштейном, Л. Б. Элькониным, П. М. Якобсоном.

О проблеме гуманизации воспитательной работы речь идет в Ф диссертационных исследованиях последних лет (Я.А. Гусева, А. Х. Бабаева, И.Г. Якимович).

Однако проблема формирования гуманистической культуры учащихся средствами искусства как важнейшего фактора духовного воспитания в педагогической литературе разработана крайне недостаточно. Поэтому в работе мы сосредотачиваем главное внимание на этой проблеме.

Идеи гуманизма, имеющие в своей основе проблему сущности человека, признание его как высшей ценности в этом мире особенно активно начали развиваться в эпоху Возрождения. Видные мыслители этой эпохи видели гуманизм в проявлении человечности, в облагораживании чувств и разума 4 человека. В эпоху Просвещения идеи гуманизма развивали Вольтер, Д. Дидро,.

Ж-Ж Руссо и др. просветители, которые связывали идеи гуманизма с проблемами демократии, свободы и равенства.

Идеи формирования гуманной личности широко рассматриваются в педагогических произведениях Я. А. Коменского, Ж-Ж Руссо, К. А. Гельвеция, А. Дистервега, И. Г. Песталоцци.

Идеи гуманизма в России развивались по трем направлениям:

1. Религиозное. Корни гуманизма в нашей стране уходят в культуру Византии и Древней Руси (Максим Грек, Митрополит Даниил, Ермолай Эразм). Эти идеи в своей основе имели христианское мировоззрение, построенное на заповедях Христа. Христианская мораль на Руси первоначально проявилась в искусстве: иконописи, особенностях архитектуры, древнерусской литературе, фольклоре.

В конце XIX начале XX веков идеи гуманизма широко развиваются в философско-религиозных сочинениях Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, Г. П. Федотова, П. А. Флоренского.

2. Революционно-демократическое. Русские революционные демократы: П. Я. Чаадаев, А. Н. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский — отмечали, что основным средством воспитания должна быть человечность.

3. Марксистское направление. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов считали, что для воспитания гуманного человека необходимо искать пути изменения условий жизни людей, решать социальные проблемы.

Высокий гуманистический смысл духовного становления личности заложен в трудах основоположника русской педагогики и народной школы К. Д. Ушинского.

Современная педагогическая наука и практика используют многовековой опыт зарубежной и русской педагогики, выдающиеся произведения отечественных педагогов-гуманистов: П. П. Блонского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Щацкого, исследования психологов Л. С. Выготского, Л. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.

Гуманистическая культура является важнейшим показателем духовности и отношения человека к жизни. Она предполагает уважение личности как высшей ценности, отношение к другим людям как к самому себе, наличие высоких черт сострадания и милосердия. Она выступает показателем того, насколько глубоко и прочно воплощены в чувствах, мыслях и во всей социальной жизни общечеловеческие духовные ценности и нравственные принципы. Следовательно, гуманистическая культура человека — это не только ф потребность личности, но и величайшая ценность общества. Основы гуманистической культуры закладываются в таких социальных институтах, как семья и школа.

В формировании гуманистической культуры учащихся участвует вся система обучения и воспитания в школе, но ведущую роль играют эстетического цикла художественно-эстетические дисциплины, в том числе изобразительное искусства, обладающее огромным воспитывающим потенциалом. Гуманитаризация школы призвана восстановить в правах и усилить роль изобразительного искусства и в классе, и за его пределами.

Два фактора определяют воспитательный эффект преподавания в изобразительного искусства — программы, соответствующие современным требованиям, и мастерство учителя.

В последние годы созданы обновленные программы изучения изобразительного искусства. В них значительно усилен акцент на формирование духовной культуры учащихся. Программы разработаны на основе исследований B.C. Кузина, Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой, Б. П. Юсова.

Второй фактор — мастерство учителя, способного использовать воспитывающий потенциал искусства для формирования гуманистической культуры учащихся. Ознакомление с работой учителей изобразительного 4 искусства в школах Брянской области свидетельствуют о невысоком уровне подготовки их к этой работе. На уроках изобразительного искусства смещены акценты в сторону выработки умений и навыков художественной грамоты в ущерб раскрытию воспитывающей функции искусства, укоренился взгляд на школьника как на носителя суммы знаний, умений и навыков.

Причины этого, по нашему мнению, в определенном отставании подготовки учителя в вузе от современных задач художественного воспитания в школе. Анализ действующих вузовских программ показывает, что в них крайне мало внимания уделяется психологической подготовке будущих учителей к работе по формированию гуманистической культуры учащихся, не определен состав профессиональных свойств и характеристик учителя, способного осуществить эту работу, отсутствуют соответствующие методики преподавания и рекомендации для обучения студентов.

Таким образом, существует определенное противоречие между реальными возможностями изобразительного искусства в формировании духовной культуры учащихся и подготовкой учителя к реализации этих возможностей в процессе преподавания.

С учетом сказанного сформулирована проблема диссертационного исследования, которая поставлена следующим образом: какова совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих подготовку учителя начальных классов к формированию гуманистической культуры средствами изобразительного искусства.

Цель исследования — разработать психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя начальных классов к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства.

Объект исследования. Образовательный процесс факультета начальных классов педагогического университета.

Предмет исследования. Подготовка будущих-учителей к формированию гуманистической культуры школьников в процессе преподавания изобразительного искусства.

Гипотеза исследования строится на утверждении того, что подготовка учителя к формированию гуманистической культуры средствами искусства будет достигнута, если:

— всей системой обучения изобразительному искусству будущих учителей в вузе будет сформирована их внутренняя психологическая готовность к этой работе;

— важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства будет акцентирование внимания на его человековедческом гуманистическом содержании и социальном предназначении как важном средстве формирования духовности человека, гуманистической культуры отношения к мирубудет раскрыта связь между педагогикой воспитания и гуманистическим содержанием искусства, где связующим звеном выступает обращение педагогики и высокого искусства к общественному человеку и его внутреннему миру;

— в соответствии с принципами нынешней образовательной политики, принципами гуманизации и гуманитаризации образования в процессе подготовки учителя искусства будет осуществляться переход от информативно-инструктивного обучения к личностно-ориентированному;

— методическая подготовка будущего учителя будет основана на учете психолого-педагогических закономерностей восприятия искусства личностью ребенка, в частности, на учете возрастных особенностей и способностей школьников к эмоционально-ценностному восприятию искусства.

Задачи исследования:

— разработать модель гуманистической культуры личности учащегосярассмотреть специфику искусства как предметно-духовной деятельности, особенно те сущностные черты, которые выражают его гуманизм и определяют воспитывающий потенциалосуществить анализ сконцентрированного в выдающихся художественных произведениях мирового изобразительного искусства общечеловеческого, эмоционально-нравственного, отношенческого опыта с целью оказания студентам методической помощи и формировании на этом опыте гуманистической культуры учащихся;

— выявить и обосновать педагогические условия и разработать систему преподавания изобразительного искусства, направленную на формирование гуманистической культуры и апробировать ее в процессе преподавания изобразительного искусства в педвузе на факультете начальных классов, создать методическое пособие по этой проблеме.

Теоретическую основу исследования составляют:

— идеи и научные положения о гуманистической сущности искусства, его социальной роли и места в формировании духовного мира личности, содержащиеся в трудах Аристотеля, Г. В. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, И. В. Гете, Г. В. Плеханова, Н. Г. Чернышевского, Вл. Соловьева, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева, В. В. Асафьева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других выдающихся мыслителей прошлого, обращавшихся к проблеме взаимоотношения искусства и человекапедагогические концепции формирования личности в общеобразовательной школе средствами искусства в трудах современных исследователей В. В. Краевского, А.А. Мелик-Пашаева, Б. М. Неменского, С. Х. Раппопорт, М. Н. Скаткина;

— основополагающие концепции целостного процесса обучения и воспитания в школе (К.Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Ю. К. Бабанский, В. А. Сухомлинский, И. Я. Лернер, П. Р. Атутов, Н. Ф. Маслова, В.Д. Симоненко);

— современные концепции гуманитаризации образования (М.Н. Берулава, Б. С. Гершунский, А.А. Мелик-Пашаев, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Е.Н. Шиянов) — основные закономерности психического развития личности (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, М. С. Каган, И. П. Кон, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);

— современные концепции непрерывного образования учителя и структуры его деятельности (А.А. Бодалев, С. Г. Вершловский, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин).

Методологической основой исследования послужили:

— материалистическое понимание художественного познания как особой формы отражения объективной реальности;

— принципы материалистической диалектики исследования — восхождения от абстрактного к конкретному, историзма и единства логического и исторического, всеобщей связи и зависимости, системно-структурного анализа;

— педагогические концепции обучения и воспитания, разработанные выдающимися русскими педагогами К. Д. Ушинским, С. Т. Шацким, Ю. К. Бабанским, В. А. Сухомлинским;

— гуманистические концепции личности, изложенные в трудах С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, Вл. Соловьева.

Методы организации исследования. В ходе исследования использовались социологические методы — беседа со студентами, учащимися, преподавателями художественных дисциплин по заранее намеченному плану, анкетирование в студенческих группах, изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ. Особое внимание уделялось экспериментальным методам — констатирующему и информирующему экспериментам. Для обработки данных, полученных в результате эксперимента, использовались математико-статистические, математические методы: регистрация, ранжирование, шкалирование.

Работа выполнена на базе факультета начальных классов Брянского госпедуниверситета имени академика И. Г. Петровского.

Исследование выполнялось в несколько этапов:

На первом этапе (1994;1995) проводился анализ философской, психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы по проблеме формирования гуманистической культуры. Результаты анализа использовались для теоретического обоснования исследования и выдвижения рабочей гипотезы. Далее были определены методологические параметры: объект и предмет исследования, цели, задачи, гипотеза. С целью выявления уровня сформированности гуманистической культуры был проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1995;1998) была разработана теоретическая модель формирования гуманистической культуры средствами изобразительного искусства, программа обучения студентов по экспериментальной методике, выявлены педагогические условия положительного результата эксперимента.

На третьем этапе (1997;1999) была завершена опытно-экспериментальная работа, сделаны необходимые выводы и обобщения данных, полученных в ходе эксперимента. Выполнены и оформлены наглядные материалы (таблицы и диаграммы), подведены окончательные итоги исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методик анализа произведений изобразительного искусства, программы спецсеминара «Искусство и формирование представлений об идеале красоты человека», «Русское изобразительное искусство XIX века и формирование гуманистической культуры учащихся», которые могут быть использованы в деятельности педагогических учебных заведений по формированию гуманистической культуры, художественному образованию и воспитанию учащихся.

Эмпирическую базу исследования составил в основном контингент студентов и преподавателей Брянского государственного педагогического университета, где отрабатывалась система комплексно-целевого планирования учебно-воспитательного процесса, а также учащихся и преподавателей школ города Брянска: № 6, 7, 54.

Новизна и теоретическая значимость исследованиял.

1. Впервые в педагогических исследованиях всесторонне анализируется изучение в общеобразовательной школе изобразительного искусства в качестве важнейшего средства формирования гуманистической культуры учащихся.

2. Рассматриваются в диалектическом единстве те сущностные черты искусства, которые выражают его человековедческое содержание и тем самым определяют органическую связь искусства и педагогики воспитания личности.

3. Предпринимается попытка разработки специальной методики психолого-педагогической подготовки учителя начальных классов (вместе с тем и преподавателя изобразительного искусства в школе) к работе по формированию гуманистической культуры учащихся средствами искусства.

На защиту выносятся:

— обоснование формирования гуманистической культуры учащихся современной школы средствами изобразительного искусства и необходимость соответствующей подготовки учителя;

— теоретическое и историческое обоснование связи гуманистической, природы искусства и педагогики воспитания личности;

— целесообразность, особенности и формы подготовки учителя изобразительного искусства к работе в старших классах на завершающем этапе формирования духовного мира учащихсясистема учебно-воспитательного процесса по формированию гуманистической культуры для студентов факультета начальных классов и необходимые для этого психолого-педагогические условия.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования нашли отражение в научных статьях, тезисах, брошюре, методических рекомендациях, опубликованных автором. Результаты данного исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, психологии, художественно-эстетических дисциплин Брянского государственного педагогического университета. Материалы исследования внедрялись в учебно-воспитательный процесс факультета начальных классов БГТТУ в виде разработанных методических рекомендаций, авторских учебных программ по курсам «История изобразительного искусства» и «Народоведение», а также в процессе преподавания автора на данном факультете. Автором принимал участие в разработке компьютерной обучающей программ по курсу «История изобразительных искусств», которая апробирована в процессе изучения культурологических дисциплин в Брянском государственном техническом университете, а также в рамках факультативного курса «Мировая художественная культура» в школе № 61 Западного округа г. Москвы.

Научные материалы исследования систематизированы и обобщены в диссертации, которая состоит из двух глав, заключения, библиографии, приложенияв диссертации имеется 16 рисунков, 7 таблиц, 1 схема.

Выводы по второй главе.

I. В соответствии с целями и задачами исследования разработана методическая и экспериментальная его части. В ходе эксперимента выявлены соответствующие критерии оценки, которые дали возможность определить различные уровни гуманистической культуры обучающихся.

Эксперимент позволил сделать выводы, из которых следует, что для успешной подготовки студентов необходимо: проанализировать существующую систему преподавания изобразительного искусства, сделать критический анализ современных вузовских и школьных программ;

— на основании психолого-педагогических исследований последних лет определить наиболее благоприятный для эмоционально-нравственного восприятия изобразительного искусства возраст (диссертант придерживается той точки зрения, что это юношеский возраст, в котором завершается формирование духовного мира школьника);

— произвести выбор специальных методик анализа произведений изобразительного искусства, учитывая возрастные возможности восприятия произведений искусства;

— создать педагогические условия эффективного руководства процессом формирования гуманистической культуры средствами искусства;

— разработать систему программно-целевого планирования учебно-воспитательного процесса, ввести спецсеминар и спецкурс по целенаправленному изучению произведений изобразительного искусства. С целью развития ценностных представлений предлагается ввести в процесс обучения спецсеминар «Искусство и формирование представлений об идеале красоты человека» и спецкурс «Русское изобразительное искусство XIX века и формирование гуманистической культурыучащихся» .

2. Заключительный этап исследования показал, что при осуществлении на практике разработанного образовательного комплекса мероприятий возможно формирование высокого уровня гуманистической культуры средствами изобразительного искусства у студентов на различных этапах их обучения, а также внедрение результатов, в школьную практику.

3. Необходимо также сделать вывод, о том, что с помощью разработанных нами методик возможно постоянное повышение уровня гуманистической культуры при самостоятельном изучении изобразительного искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации исследуется проблема психолого-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства к формированию гуманистической культуры учащихся.

Воспитание подрастающего поколения, формирование у него соответствующих интересов функционирования и развития, социальных гражданских черт отношения к миру — проблема непреходящая и, вместе с тем, во все времена и эпохи всегда новая, ибо представления о социальных чертах гражданина хотя и содержат в себе веками выработанные принципы и нормы жизни в обществе, однако они исторически изменчивы, несут на себе печать господствующего в данное время образа жизни, а также национальных, классовых, идеологических и других социальных отношений.

Соответственно претерпевают изменение и воспитательные задачи школы, являющейся основным звеном в сложившейся общественной системе обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

В нынешний период жизни России, сопровождающийся многими явлениями, негативно воздействующими на еще неокрепшие души детей, особенно актуальны и острой становится проблема воспитания в школе, формирование достойного человека образа жизни, нравственности, гуманности, духовной культуры.

Все школьные учебные предметы не только сообщают знания, формируют умения и навыки, но и способствуют воспитанию определенных духовных черт личности. Но основные задачи воспитания нравственности, духовности выполняют прежде всего гуманитарные и дисциплины художественноэстетического цикла, где одной из ведущих является изобразительное искусство.

Исходя из поставленных задач был проведен теоретический анализ проблемы, определены те сущностные черты изобразительного искусства, которые определяют его гуманистическое содержание и воспитывающий потенциалосуществлен поиск наиболее эффективных путей формирования высокой гуманистической культуры у студентов — педагогов и учащихсяопределены основные направления разработки учебно-педагогического процесса, выявлены и обоснованы соответствующие психолого-педагогические условия.

В результате исследования решены следующие задачи: — проанализирована специфика искусства как предметно-духовной деятельностивыявлены сущностные черты искусства, которые выражают его гуманистическую направленность и определяют его воспитывающее воздействие;

— выявлены и обоснованы педагогические условия и разработана система преподавания изобразительного искусства, направленная на подготовку будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся.

В ходе исследования разработан и апробирован ряд соответствующих методических элементов: разработана теоретическая модель формирования гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства;

— создана специальная методика анализа идеи, замысла и нравственно-эстетического содержания художественного произведения, а также эмоциональной реакции зрителей, которая успешно применялась в учебной практике студентов;

— практиковалось проведение семинаров, диспутов по актуальным проблемам жизни, неизменно волнующим подрастающее поколение и широко отраженным в мировом искусстве.

В частности, заинтересованно и активно обсуждалась проблема красоты человека — красоты мужчины (мужественность, мудрость, сила), женской красоты (женственность, материнство) и др.

Выявлено, что проведение занятий по актуальным отношенческим проблемам «искусство и человек» более эффективно, чем традиционное изучение истории искусства, ибо дает принципиальное понимание явлений связи искусства с формированием эмоционально-нравственных отношений к миру каждого человека и человеческих цивилизаций. Такие занятия встречают большой отклик у студентов.

Результаты проведенного формирующего эксперимента исследования свидетельствуют о том, что разработанная нами система планирования учебно-воспитательного процесса включающая создание определенных психолого-педагогических условий, учитывающих связь с эмоционально-потребностной сферой личности 7 обучение студентов социальным методикам анализа произведений изобразительного искусства, введение в учебный процесс спецсеминара и спецкурса обеспечивают необходимый уровень формирования гуманистической культуры у студентов — педагогов и дают необходимую подготовку к их профессиональной деятельности в этом качестве.

При этом важно дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, с этой целью предлагаются следующие рекомендации:

1. Будущему учителю искусств необходима всесторонняя и глубокая искусствоведческая подготовка. Наряду с овладением мастерством художественной формы, знаниями истории искусства, которые в ходожественно-педагогических учебных заведениях основательно изучаются, необходимо глубокое осмысливание социальной сущности искусства как человековедения, как нравственно-эстетической позиции времени, уяснение его гуманистической направленности.

2. Ориентация изучения изобразительного искусства в школе на использование его воспитывающего потенциала, сконцентрированного в высоких произведениях искусства, требует соответствующей методики преподавания, логические методы, которые используют при обучении художественной форме, а также навыкам художественного творчества здесь не приемлемы. Обучающийся должен пережить эмоции вызываемые при общении с искусством как свои собственные. Только в этом случае произойдет приобщение к выраженным в искусстве общечеловеческим ценностям.

3. В стенах учебного заведения будущий учитель искусства должен быть глубоко психологически подготовлен к осознанию того, что его основная миссия в школе состоит в осуществлении формирования нравственно-эстетических качеств личности, гуманистической и эстетической культуры учащихся. Обучение же профессиональному языку искусства, сообщение навыков художественного творчества — работа, безусловно, необходимая, но вспомогательная для решения главной задачи.

4. В программах преподавания изобразительного искусства в школе и в подготовке учителя принципиально важно учитывать научные исследования психологии восприятия искусства, проведенные J1.C. Выготским, C. J1. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым и их последователями.

5. Завершать духовное воспитание учащихся общеобразовательной школы предпочтительно в старших классах, так как именно в этом возрасте эмоционально-нравственные проблемы жизни, поднимаемые в искусстве, наиболее актуальны, личностно интересны и важны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Оценка восприятия цвета в живописном в произведении. Методическое пособие. Курск, 1998.-30 с.
  2. В.В. Эстетическое и художественное воспитание. Новое педагогическое мышление. М.- Просвещение, 1989.-160 с.
  3. А.Д. Изобразительное искусство. М.: Искусство, 1989.-162 с.
  4. А.И. К вопросу о социальных причинах возникновения искусства /Проблемы науки, искусства и философии. Вып. 2, — Краснодар, 1968.-С.5
  5. Н.Н. Русское искусство XIX- начала XX в. М.: 1989, — 447 с.
  6. М. В. Немеркнущее наследие. М.: Просвещение, 1990, — 302 с.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск. Изд-во. Университетское, 1990, — 559 с.
  8. Анализ художественных произведений на уроках изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского. Методическая разработка.- С. Петербург: Изд.-во ЛОИИУ, 1992, — 36 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания,— Л.: Лениздат, 1968, — 339 с. Ю. Андреев А. Н. Место искусства в познании мира. М.: Искусство, 1980,-С. 28
  10. П.Антокольский М. М. Письма. Статьи. СПб. — М.: 1905, — С. 19 12. Аристотель об искусстве поэзии. — М.: Искусство, — М.: Искусстве 1964.- 183 с.
  11. З.Аристотель. Избр. философские труды. В 4-х томах. М.: Наука 1975.550 с.
  12. В.В. Русская живопись, Мысли и думы. .М-Л.: Искусство, 1966.-448 с.
  13. А.Г. Психология, искусство, образование. (О проблемах художественной педагогики) // Искусство в школе, — 1993, — № 6, — С. 3--4
  14. П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях. //Педагогика.- 1997, — № 2. С. 17.
  15. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1988, — 208 с.
  16. Бабаева А. Х Гуманистическая направленность подготовки будущего учителя к воспитательной работе с младшими школьниками: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 Чарджоу, 1992, — 226 с.
  17. Е.М. Нравственная культура личности. Минск.: Нравственная культура личности. — Минск. — Наука и техника, 1985- 184 с.
  18. А.Я. Природа искусства. М.: Искусство, 1991, — 166 с.
  19. В.Г. Избр. философские произведения. В 2-х томах. М.: Политиздат, 1965, — 559 с.
  20. А.Н. История русской живописи XIX века. СПб, 1920, — 446 с.
  21. Н.А. Кризис искусства. М.: Просвещение, 1920, — 47 с.
  22. Н.А. О назначении человека. Л.: Лениздат, 1991.- С. 31.
  23. В. Проблема сопереживания в русском искусстве второй половины XIX в. М.: Искусство, 1992, — С. 47.
  24. М.Н. Гуманизация образования. Направления и проблемы. //Педагогика, — 1996. № 4, — С. 23 -27.
  25. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика, — 1990. № 5.- С.21- 25.
  26. Н.Б. Специфика искусства. М.: Знание, 1990, — 63 с.
  27. Н.И., Верещагина А. Г. Русская прогрессивная критика второй половины XIX в. М.: Искусство, 1979 — 278 с.
  28. П.П. Избранные педагогические и психологические произведения / Под ред. А. В. Петровского. В 2 т. Т. 1.- М.: Педагогика, 1979. -304 с.
  29. В.А. Этика и жизнь. М.: Политиздат, 1975, — 109 с.
  30. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, — 1998 № 4.-C.l 1.
  31. А.А. Воспитание человека человеком. Л: Просвещение, 1965.- 123 с.
  32. ЗД.Бодалев А. А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения.// Вопросы психологии.-1989.-№ 6. -С. 74−81.
  33. Ю.Б. Эстетика. Изд. 4-е. М.: Политиздат, 1986. — 496 с.
  34. В. Проблема человека в контексте обновления гуманитарного образования в России.// Человек, — 1976. № 3, — С. 70.
  35. .С. Психология и этика.// Человек, — 1994. № 1. — С. 50.
  36. .С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. М.: Изд.-во Менеджер, Роспедагенство, 1994, — 60 с.
  37. Л.П. Общественный прогресс и гуманизм. М.: Знание, 1985,64 с.
  38. Е.Я. Путь длиною в века. М.: Просвещение, 1994. — 173 с.
  39. А.В. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1965.291 с.
  40. В.Д. и др. Товарищество передвижных художественных выставок. В 4-х т. Т.2. Л.: Лениздат, 1952. — С. 24.
  41. Г. К. В поисках истины. М. Искусство, 1993. — 175 с.
  42. Г. К. Об истолковании картин И.Н. Крамского // Вопросы искусствознания. Выпуск 1,2. М.-1995. — С 20.
  43. В.В. Эстетика, искусство, искусствознание. М.: Искусство, 1983.- 127 с.
  44. В.М. Статьи, воспоминания. М.: Советский художник, 1987.-496 с.
  45. А.А., 'Человек и искусство. М.: Искусство, 1968. — С. 32.
  46. М.А., Соколова Л. Г. Воспитание школьников в духе гуманистической культуры, Ярославль.: Изд.-во ЯГПУ им. Ушинского, 1987. -80 с.
  47. М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старшеклассников Л.- Педагогика, 1988. С. 12.
  48. А.Н. Р.Н. Ге, — М.: Искусство РСФСР, 1998. 182 с.
  49. В.М. Искусство и аудитория. М.: Мысль, 1982. — С. 18.
  50. В. Как создать или воспитать нового учителя // Знание-сила. -1995.-№ 9,-С. 87.
  51. Н.Н. Восприятие картины. М.: Художник РСФСР, 1980.- 32 с.
  52. В.Ф. Произведения искусства в мире художественной культуры. -М.: Просвещение, 1988. 239 с.
  53. Ф.И. Искусство и мировоззрение. М.: Изд.-во МГУ им. Ломоносова, 1982 — 173 с.
  54. Э.Ф., Берникова И. И. Роль духовной культуры и искусства в формировании личности. М.: Мысль, 1986. — С.18.
  55. Вопросы искусствознания. Вып. 1,2, — М.1995. 226 с.
  56. Вопросы формирования творческой личности учителя на занятиях по изобразительному искусству. Алма-Ата, 1991. — 226 с.
  57. Восприятие изобразительного искусства школьниками. М.: Педагогика, 1994. -С. 11.
  58. Всеобщая история искусств. В 6 т. Т 3. М. искусство, 1962 — 531 е.
  59. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.479 с.
  60. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 57 с.
  61. С.С. Роль искусства в развитии личности // Педагогика, 1990.
  62. К.В. Методика воспитания у школьников гуманистического отношения к людям: Дисс.. канд.пед.наук. Л., 1 989 183 с.
  63. К.В. Воспитание человечности: кн. для учителя. Минск: Нар. Асвета, 1085.- 183 с.
  64. Ге Н. Н. Из речи на съезде художников в 1884 году // Юный художник.-1995,-№ 9. -С. 5−6.
  65. Ге Н. Н. Письма. Статьи. М.: Изобразительное искусство, 1963. — С.126.
  66. Г. В. Эстетика. В 4 т. Т. 3. М.: Искусство, 1969. — 326 с.
  67. А.И. О воспитании. М.: Учпедгиз, 1949. — 215 с.
  68. Ю.Н. Язык и смысл изобразительного искусства. Учебное пособие. М.: Педагогика, 1994. — 208 с. 71 .Гершунский Б. С. и др. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1995. — № 5 — 6 — С. 3 -13.
  69. И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975 — 623 с.
  70. И.О. Наша культура это традиции. — М.: Современник, 1991 -205 е.
  71. .И. Искусство и мировоззрение. М.: Изд-во. МГУ им Ломоносова, 1954. — С. 15.
  72. И.Э. Репин. Монография. В 2 т. Т. 1. М.: Изд.- во Акад. наук СССР, 1963, — 332 с.
  73. .Т. Философия о сущности человека. М.: Мысль, 1963.319.
  74. А.К. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978. — 182 с.
  75. Н.А. Принцип гуманизации и его осуществление в воспитательном процессе современной школы: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01.- М&bdquo- 1994.-226 с.
  76. М.А. Воспитательный потенциал народного искусства // Сов. педагогика.- 1989. № 3, — С. 33 — 37.
  77. С.М. Искусство видеть . — Л.: Искусство, 1990. 223 с.
  78. С.В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социал.-политический журнал. 1995. — № 6. -С. 107−115.
  79. И.Д. Всероссийский научный семинар: «Возрождение культуры России: истоки и современность"// Социал.полит.журнал. 1993. -№ 4.-С 127- 128.
  80. Т.В. Влияние русской революционной демократии на искусство передвижников: Дис.. канд. фил ос. наук. М., 1989. — 230 с.
  81. И.А. О соотношении нравственных и эстетических чувств (в кн. Проблемы этики). М.: Мысль, 1964. — С. 31.
  82. Н.А. Подн. собр. соч. В 9 т. Т. 3.- M.-JL: Гослитиздат, 1962.-543 с.
  83. И.В. Мастера и шедевры. В 3 т. Т. 1. М.: Изобразительное искусство 1986. — 717 с.
  84. Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т 19. J1.: Наука, 1979.359 с.
  85. Э.Н. Духовная жизнь современного человека. М.: Педагогика, 1992. -С. 20 .
  86. Е.Ю. Подготовка студентов педвуза к эстетическому воспитанию младших школьников средствами изобразительного искусства: Автореферат дисс. кандидата пед. наук. М., 1992. 16 с.
  87. Н. Нравственное и безнравственное в изобразительном искусстве //Художник. 1989. — № 1. — С. 1.
  88. С.В. Теоретические вопросы исследования нравственной культуры. Вильнюс, 1980. — с. 58.
  89. П.В. Проблема прекрасного в эстетике Чернышевского // Искусство кино. 1980. — № 5. — С. 5.
  90. А.В. Основы процесса нравственного самовоспитания старшеклассников: Дисс.. канд.пед.наук. М., 1971.-271 с.
  91. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М.: Педагогика, 1981. 190 с.
  92. Изобразительное искусство в общеобразовательной школе. Экспериментальный материал для учителя 1−7 классов. (B.C. Кузин, Т. Я. Шпикалова, Э. И. Кубышкина, В.И. Фоминых) — НИИ шк. М., 1987. — С. 4.
  93. Изобразительное искусство и художественный труд. 5−9 классы. Кн. для учителя / Под ред. Б. М. Неменского. М: Просвещение, 1991 — 191 е.
  94. Изобразительное искусство и художественный труд. V-IX классы, Издание переработанное и дополненное по типовой государственной программе. М.:1995. -130 с.
  95. Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1995. -272 с.
  96. ЮЗ.Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. М.: Искусство, 1994 -461 е.
  97. Искусство в системе культуры. Л.: Педагогика, 1984.
  98. Ю5.Искусство в школе. М.: Педагогика, 1990.
  99. Юб.Искусство и художественное воспитание личности. М.: Просвещение, 1991. — С. 14.
  100. Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга для чтения. -М.: Просвещение, 1984. 192 с.
  101. У. Историческая специфика нравственной культуры // Вопросы культуры. 1987. — № 5. — С. 14.
  102. Ф.И. Содержание и форма в искусстве. М.: 1964. — 240 с
  103. ПЗ.Кашекова И. Э., Бирич И. А. Программа по предмету «Искусство и культура моего народа». М.: НИИШ, 1989. — С. 9.
  104. B.C. Художественное наследие и современность. -М.: Искусство, 1989. 269 с.
  105. А.В. Искусство быть человеком. М.: Педагогика, 1987.286 с.
  106. Нб.Ковалевская Т. М. Русский реализм и проблема идеала. М.: Изобразительное искусство, 1992. — С. 65−66.
  107. Кон И. С. Ребенок и общество. -М.: Наука, 1988. 269 с.
  108. И.Н. Об искусстве. М.: Советский художник. — М.: 1 978 214С.
  109. А.И. Психология обучения художественному творчеству.-М.: Институт практической психологии, 1998. 136 с.
  110. Краткая история искусств. / Под ред. Н. А. Дмитриевой. -М. Искусство, 1993 350 е.
  111. О.А. Биография художника как культурно-историческая проблема // Человек. 1997. — № 5. -С. 29 -39.
  112. . Эстетическая наука как общая лингвистика. Ч. 1. Теория. М.: 1920. -С-26.
  113. В.А. Образ человека культуры. М.: Наука, 1988. — 150
  114. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1987. 270 с.
  115. Е.В. Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе обучения произведений искусств: Автореферат дисс. .канд.пед. наук. М., 1991. 16 с.
  116. .Г. Идеи и образы Возрождения. М.: Искусство, 1970.280 с.
  117. И.Г. Введение в эстетику художественного сознания, Изд.-во. Нижегородского университета им. К. Д. Ушинского, 1986. С. 34.
  118. Культура и развитие человека. Очерки философско-методологических проблем / Под ред. В. П. Иванова. -Киев: Наук, думка, 1989. -319 с.
  119. В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. 1989, № 1 .-С.24−31.
  120. А.Н. Избр. произв. В 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1983.391 с.
  121. Д.А. Динамика смысловых процессов // Психолог, журн. -1997.-Т. 18. -№ 6, — С. 13−24.
  122. М.К. Искусство и общественный идеал. М.: Искусство. 1972.-С. 6.
  123. Линд Э И. Проблемы воспитания молодежи и школьников. Уфа, 1994.-С. 3.
  124. Л.И. Человековедение. Кн. для школьного педагога. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 229 с.
  125. К. К критике политической экономии,— М.: Политиздат, 1969.
  126. К., Энгельс Ф. Соч. Т.2 М.: Политиздат, 1960.
  127. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1970.
  128. Мелик-Пашаев А. А. «Праздничный день» или «Страшный праздник»? (К проблеме понимания авторского замысла) //Искусство в школе, 1993. -№ 6-С. 14−21.
  129. Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования проблемы и возможности // Вопросы психологии, 1989. № 5. — С. ! 1 -18.
  130. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом: Программы педагогических институтов. М.: Просвещение, 1987. — С.28.
  131. А. Нравственно-эстетический идеал и правда художественного образа // Искусство. 1986 — № 6. — С.24
  132. Э.М. Заметки о гуманитарном образовании // Человек,-1995. -№ 6.-С. 154−166.
  133. А.В. Социализация в смутное время. М.: Знание, 1991.78 с.
  134. Г. А. Очерки теории искусства. М.: Искусство, 1997.340 с.
  135. .М. Дидактика глазами художника // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 19.
  136. .М. Мудрость красоты. Книга для учителя, изд.2, — М.: Просвещение, 1987. 255 с.
  137. .М. Распахни окно. М.: Искусство, 1984. -18.
  138. Э. Искусство и время. В кн. Психология искусства. -М.: 1976.
  139. Общая психология./ Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.-464 с.
  140. А.К. Внутренний мир личности и искусство. -М.: Искусство, 1991. -356 с.
  141. А.К. К вопросу о педагогическом аспекте гуманизма. М.: Изд.-во МГПИ им. Ленина, 1968. С. 44.
  142. Ю.И. Необыкновенность обыкновенного М.: Художник РСФСР, 1964.-349 с.
  143. С.М. Методологические проблемы психологического исследования изобразительного искусства. М.: Искусство, 1975. — С. 28.
  144. В.У. Изобразительное искусство предмет творческий.// Педагогика. — 1995. — № 1. — С. 61.
  145. Повышение квалификации учителей изобразительного искусства: Методические рекомендации. -М .: Изд. -во РИПКРО, ! 995. -50 с.
  146. Программно методические материалы. Изобразительное искусство 5−9 кл. /Сост. B.C. Кузин., В. И. Сиротин. — М.: Дрофа, 1998, — 320 с.
  147. Преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла в современных социокультурных условиях // Тезисы докладов и выступлений на всероссийской научно-практической конференции работников образования. -М.: Изд-во РШЗКРО, 1994. -С. 32.
  148. Программы педагогических институтов. Сб. 15. -М.: Просвещение, 1998. -30 с.
  149. Профессиональная деятельность молодого учителя / Под ред. Вершловского. М.: Педагогика, — 145 с.
  150. А.В. Культура будущего тысячелетия // Вопросы философии. 1989 — № 6. -С. 17.
  151. С.Х. Искусство и эмоции. -М.: Музыка, 1978. -237 с.
  152. С.Х. От художника к зрителю. М.: Сов. Художник, 1978 -237 с.
  153. С.Х. Художественная жизнь: пути обновления. -М.: Знание, 1989. -63 с.
  154. И.Е. Далекое близкое. М.: Искусство, 1986. — 486 с.
  155. И.Е. Избранные письма. В 2. т. Т. 1. М.: Искусство, — 455 с.
  156. М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению : Автореф. дисс. .д -ра пед. наук. -Чебоксары, 1998. 38 с.
  157. P.M. Становление гуманистического мировоззрения личности: Пособие для студентов. М.: Институт развития личности РАО, 1994. — С. 34.
  158. Н. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1996. — № 1. -С. 85 — 89.
  159. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980. -239 с.
  160. С.Л. Основы общей психологии. С.-Петербург: Питер Ком, 1999.-688 с.
  161. В.М. Индивидуальность человека и проблема развития задатков . М.: Наука, 1988. -С. 9.
  162. Русская идея. Сборни к / Сост. А. Маслин. М.: Республика, 1992 .492 е.
  163. Руссо Ж.-Ж. Избранное. М.: Дет. лит., 1976. -190 с.
  164. Н.В. Нравственное воспитание и культура личности. -Л.: Знание, 1984.-60 с.
  165. Л.В. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика. Учебное пособие. Ижевск. Изд.-во Ижевского университета, 1993. -250 с.
  166. В.Ф. Искусство как общественная потребность. —М.: Художник РСФСР, 1978. 205 с.
  167. Д.В. История изобразительного искусства второй половины XIX века. М.: Искусство, 1980. -381 с.
  168. Д.В. Русская живопись . Пробуждение памяти. М.: Искусствознание, 1998. -431 с.
  169. С. А. Изобразительное искусство в школе. -М.: Томск, 1992.-С.8.
  170. В.Е. Социальная психология искусства. JL: Наука, 1988.30 с.
  171. И.Н. Психология развития и гуманизация образования. // Психологический журнал. 1996 .- № 3. — С 168 -169.
  172. Ю.В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления. // Педагогика. 1999. — № 6 — с. 44.
  173. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика. 1981. -С.4.
  174. В.А. Антропологический подход в педагогическом образований // Народное образование. 1994. — № 9 -10. — С. 124- 126.
  175. В.А. Гуманистическая концепция педагогического образования // Современная высшая школа, — 1991. № 4. — С. 124−126.
  176. В.А., др. Педагогика. Учебное пособие М.: Школа-пресс, 1998.-512 с.
  177. В.И., Исаев В. Н. Основы антропологии. М.: Наука, 1995.-С.124.
  178. В.В. Педагогика и высшего образования. М.: Педагогика, 1994.-С. 17.
  179. Соколов Э. В, Культура и личность. -J1.: Наука, 1972. -228 с.
  180. Э.В. Культурология. М.: Просвещение, 1994. -С.24.
  181. Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Академия, 1999. — 368 с.
  182. B.C. Собр.соч. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988 — 892 с.
  183. А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом. Л.: Искусство, 1980. -С.23.
  184. Социальная философия / Под ред.В. Н. Лавриненко. -- М.: Наука, 1995.-С. 15.
  185. А.В. Основы философии. М.: Политиздат, 1988. — 592 с.
  186. В.В. Избр.произв. В 3 т. Т.З.-М.: Искусство, 1083. 888 е.
  187. Г. В. Взаимоотношение видов искусства. М.: искусство, 1983.- 182 с.
  188. В.А. О воспитании: выдержки из работ / Сост., автор предисловия и вступ. очерков к разделам С. Соловейчик, 6 изд. М.: Политиздат, 1988. — 270 с.
  189. В.А. Как воспитать настоящего человека: Советы воспитателям. Минск: Нар. асвета, 1978. — 288 с.
  190. В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. 2-е изд. — М.: Просвещение. 1979. — 396 с.
  191. Н.Г. Воспитание эстетических чувств младших школьников на внеклассных занятиях искусства. Автореферат канд. пед. наук. М., 1988. 16. с.
  192. А. Десять лет проблеме эстетики. 1956−1966. М.: Знание, 1970.-С. 10.
  193. Д.Н. Что такое искусство. М.: Современник, 1985. — 592 с.
  194. A.M., Дукаревич М. Г. Художественное восприятие живописи в структуре личности. Л.: Искусство, 1978. — С. 12.
  195. Х.В. Учитель и его культура: проблемы подготовки педагогических кадров. // Педагогика.— 1998 .- № 1. С. 67 — 68.
  196. Урок в современной школе и его педагогический анализ. Методические рекомендации.- М.: Изд.-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1987, — С. 15.
  197. К.Д. Собр.соч.В II т. Т.2.-М., 1948. С. 10.
  198. К.Д. Человек как предает воспитания. Собр.соч. В 11 т. Т.8.-М.: 1950−332 с.
  199. Философия русского религиозного искусства XV—XX вв. Антология / Сост.Н. К. Гаврюшина. М.: Прогресс, 1993. — 400 с.
  200. Н.Н. Уроки искусства в начальной школе и художественная культура.-М.-НИИХВ, 1981.-С 55.
  201. Г. М. Гуманизм и основные закономерности его развития. -Свердловск, 1994. 249 с.
  202. Н.А. Я сознание в структуре личности.// Гуманитарное. образование. — 1995, — № 2. — С. 15.1 217.ФромО. Иметь или быть ?. -М., 1990, — С. 236.
  203. Н.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1988 — 558с.
  204. К.М. Как преподавать мировую художественную культуру. -М.: Просвещение, 1994. 159 с.
  205. Художественная культура и гуманизация образования. // Межвуз.сб.научн.работ. М.: Образование, 1992. — С. 5.221 .Художественная культура и развитие личности. / Под ред. Ю. У. Фогт -Бабушкина. М.: Наука, 1987.- 223 с.
  206. Человек и культура. М.: Наука, 1990, — 238 с.
  207. Чернышевский Н. Г. Избранные произведения. Минск: Учпедгиз БССР, 1954.-452 с.
  208. М.С. Художественная культура и мы. М.: Искусство, 1990.-С. 8.
  209. С.Т. Педагогика. Учебное пособие для пединститутов / Под ред. Бабанского Ю.К.- М.: Педагогика, 1988. 478 с.
  210. Л.Г. Искусство и среда. М.: Искусство, 1992.
  211. Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности. Киев, Наук. думка, 1989. -118 с.
  212. Эстетическое и этическое воспитание школьников на уроках художественного цикла. Сб. научн. Труд. АПН СССР. М.: НИИХВ, НИИО и ПЛ., 1989.-С. 12.
  213. И.Г. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. 13.00.01, Брянск, 1997- 180 с.
  214. R.G. Collingwood R.G. Essays in the philosophy of Art, Bloomington, 1964, p.IX.
  215. Bradley Z.C. Oxford tectuzes of Poetiy. London, 1926, p.5.
  216. Zanger S.V. Feelung und Porm, Now Jork, 1953, p.374.
  217. Garaudy P. Zenine, Paris, Presses undivesitaires de F.L. France, 1968, p. l 12.
  218. Ogden C.K., Richasds J. A Hte hicanung of hicanung. London, 1963, p.144.
  219. Heder F. The psychology of interpersonal relations. N.V.: 1985.
Заполнить форму текущей работой