Литература для самостоятельной работы
Характер и пути реализации этих закономерностей были раскрыты, когда шла речь о сущности воспитания. Здесь же следует только подчеркнуть, что умелое осуществление этих закономерностей в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности. Если, например, педагог не будет формировать и развивать потребностно-мотивационную сферу учащихся, вряд ли ему удастся поддерживать… Читать ещё >
Литература для самостоятельной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М., 1977.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982.
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения. М., 1977.
Менчинская Н. А. Вопросы умственного развития ребенка. М., 1970.
Оконъ В.
Введение
в общую дидактику / Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М., 1990.
Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М, 1989.
Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. Мн., 1975.
Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания (в широком смысле)
Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет прежде всего то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует (и это отмечалось в главе о сущности и закономерностях воспитания), что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:
- а) направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности;
- б) деятельностный характер обучения;
- в) единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся;
- г) проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения;
- д) обеспечение радости успехов в овладении знаниями;
- е) раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;
- ж) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения;
- з) повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы;
- и) согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся.
Характер и пути реализации этих закономерностей были раскрыты, когда шла речь о сущности воспитания. Здесь же следует только подчеркнуть, что умелое осуществление этих закономерностей в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности. Если, например, педагог не будет формировать и развивать потребностно-мотивационную сферу учащихся, вряд ли ему удастся поддерживать их учебно-познавательную активность. Равным образом он не будет стимулировать эту активность, если не сумеет вызвать у своих питомцев переживание радости успехов в овладении знаниями, если не будет проявлять к ним уважения, чуткости и тактичной требовательности. Так же обстоит дело и с другими закономерностями, которые являются общими как для воспитания, так и для обучения.
Однако, будучи специфическим педагогическим процессом, направленным на овладение знаниями, умениями и навыками, развитие умственных и творческих задатков, а также на выработку мировоззрения и нравственно-эстетическое формирование учащихся, обучение, несомненно, имеет и свои особые закономерности.