Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Прием «Зигзаг». Использование методов и приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществоведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа по группам не является принципиально новой формой обучения. Еще в начале девятнадцатого века в практике образования появилась так называемая Белль-Ланкастерская система, являющаяся своеобразным прототипом современных групповых и парных форм работы. Групповые и парные формы работы в классе — одни из самых сложных в образовательном процессе. Это связано с тем, что не только маленьким детям… Читать ещё >

Прием «Зигзаг». Использование методов и приемов развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществоведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа по группам не является принципиально новой формой обучения. Еще в начале девятнадцатого века в практике образования появилась так называемая Белль-Ланкастерская система, являющаяся своеобразным прототипом современных групповых и парных форм работы. Групповые и парные формы работы в классе — одни из самых сложных в образовательном процессе. Это связано с тем, что не только маленьким детям, но и старшеклассникам (и даже взрослым) не всегда просто действовать совместно с другим человеком (когда они выполняют задание, например, им сложно прислушиваться к чьим-то словам; или ученики часто, отвечая, повторяют уже сказанное до них); не все школьники умеют самоорганизовываться (самостоятельно распределять роли в малой группе, планировать совместную работу, рассчитывать силы и время); к тому же некоторые ребята — незаметно для себя — могут отвлекаться от основной цели работы.

Стратегия «Зигзаг» направлена на развитие у учащихся навыков совместного размышления. Наше восприятие так устроено, что мы склонны находить в новом старое (так легче — тогда не нужно искать различия), поэтому какие-то моменты будут выглядеть схоже, но все же «Зигзаг» имеет свою структуру и свои особенности. (Название «Зигзаг» кажется более точным переводом, так как подразумевает нелинейный, зигзагообразный характер работы с информацией.).

Возможные цели «Зигзага».

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

анализировать текст совместно с другими людьми;

вести исследовательскую работу в группе;

доступно передавать информацию другому человеку;

самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Главным достоинством «Зигзага» является овладение навыками совместного критического анализа. Во взрослой жизни человек часто сталкивается с необходимостью работы в коллективе, где приходится отвечать не только за свой участок работы, но и за то, чтобы сотрудники также усвоили определенную информацию, определенные сведения. В процессе совместного анализа проблемы или изучения какого-то вопроса учащемуся нужно проявить еще целый комплекс различных умений, кроме названных выше:

  • — задавать разноуровневые вопросы;
  • — уточнять, переформулировать как свои высказывания, так и высказывания собеседника;
  • — выражать свои чувства и мысли в понятной для других форме;
  • — генерировать (создавать) идеи в группе и много др.

Именно для достижения всех этих целей и предназначена стратегия «Зигзаг».

Прием «Шляпы де Боно» или «Шесть шляп мышления»

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.

Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений.

Учащиеся делятся на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп и предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа Белая шляпа — мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.

Желтая шляпа Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.

Черная шляпа Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и — объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.

Красная шляпа Это — эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия связана та или иная эмоция? Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.

Зеленая шляпа Это — творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т. д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.

Синяя шляпа Это — философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо время работы поделить на две равные части: в первой — походить по другим группам, собрать всю у них информацию, а во второй — вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними — последнее слово.

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой