Технология разработки опорных конспектов
Реферат
Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. На данном этапе преподаватель на листе бумаги располагает весь подобранный им материал, выраженный в графической и символической форме, в соответствии с логикой учебной деятельности. Способ подачи информации повышает внимание учащихся, удачно подобранные, ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции… Читать ещё >
Технология разработки опорных конспектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основные принципы составления опорного конспекта:
- · Лаконичность (300−400 печатных знаков).
- · Структурность (4−5 связок, логических блоков).
- · Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого,
оригинальное расположение символов).
- · Унификация печатных знаков.
- · Автономность (каждый из 4−5 блоков должен быть самостоятельным).
- · Ассоциативность.
- · Доступность воспроизведению.
- · Цветовая наглядность и образность.
При разработке и применении опорных конспектов необходимо учитывать следующие психологические аспекты:
- 1. Материал в опорном конспекте разбивается на блоки, легко воспринимается и запоминается. Компактное представление информации дает возможность охватить материал фронтально.
- 2. Создается основа осуществления логических операций, способствующая сохранению основных знаний в долговременной памяти.
- 3. Способ подачи информации повышает внимание учащихся, удачно подобранные, ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции, способствуют прочному запоминанию и в некоторой степени снятию утомления.
Этапы разработки опорного конспекта
Разработка опорного конспекта предусматривает следующие этапы:
- 1. Отбор учебного материала. На этом этапе подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, из нее выбираются учебная информация, исторические справки, высказывания известных ученых и т. д.
- 2. Структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации (позволяют наглядно представить структуру учебного материала и последовательность изложения).
- 3. Выделение основных понятий, определений, формул. Здесь производится переработка подобранного материала, отбрасывание всего второстепенного, несущественного. В результате из главных мыслей и выводов выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие воспроизвести весь материал.
- 4. Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур и т. д.
- 5. Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. На данном этапе преподаватель на листе бумаги располагает весь подобранный им материал, выраженный в графической и символической форме, в соответствии с логикой учебной деятельности.
- 6. Кодирование значимости учебной информации в цвете. При разработке опорных конспектов не существует жестких условий при выборе цвета. Однако желательно следовать рекомендации по использованию некоторых цветов:
- *использовать не более 3−4 цветов в одном опорном конспекте;
- *иллюстрировать одним цветом одинаковые положения, признаки понятий;
- *обеспечивать хороший контраст фигур и фона;
- *избегать комбинации красного и желтого цветов;
- *избегать яркого белого цвета, ослепляющего и утомляющего глаза учащихся.
опорный конспект образ текст.