Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности разработки проектов по поддержке чтения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с кризисом чтения в нашей стране и его последствиями в 2007 году была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения в РФ на 2007;2020 годы». Это первая программа, реализация которой должна помочь существенным образом изменить в обществе и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре и стать стартом для планомерного и логически последовательного… Читать ещё >

Особенности разработки проектов по поддержке чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения социального контекста, технический прогресс, международные интеграционные процессы образовательной политики дают основания констатировать особую ситуацию развития чтения в мире на современном этапе.

При этом принципиально важным для нас является педагогический потенциал чтения, его воспитательные и обучающие функции, определяемые целями, содержанием, способами организации и оценкой достижений.

Динамика инновационных процессов Российского образования, включающая модернизацию, компетентный подход, профильное обучение, обусловили ряд существенных изменений в традиционных подходах к чтению учащихся.

Очевидно, что в настоящее время культура чтения выделяется в сферу педагогических интересов, не локализированных в области начального, среднего и высшего образования, предметного обучения или коррекционной педагогики. Чтение рассматривается как базовое умение в формировании других компетентностей.

В практическом смысле представляется важным спроектировать и апробировать инструментарий обеспечения социально-педагогических условий развития чтения на разных уровнях культурно-образовательного социума. В решении этой задачи интересен опыт системного подхода в создании образовательной среды Школы культуры чтения.

Чтение — открытая, сложноорганизованная гиперсистема, основными структурными компонентами которой являются: текст, читатель и социум. При этом мотивация рассматривается нами в качестве системообразующего фактора, определяющего общую динамику развития и функционирования системы.

В условиях современной школы может быть создана образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего успешного развития ребенка. Примером системного подхода к решению этой задачи является реализация над предметные программы «Школа культуры чтения» .

Целевая установка программы — это разработка и осуществление системы социально-педагогического сопровождения процесса развития культуры чтения школьников в контексте учебной и внеучебной деятельности. Подобное целеполагание предполагает комплексное решение следующей группы задач, обусловленных дифференцированным подходом ко всем потенциальным участникам:

  • — Низкая мотивация учащихся к чтению актуализирует необходимость поиска новых эффективных форм повышения мотивации;
  • — недостаток специальных знаний у педагогов предполагает повышение профессиональной компетентности в области детского чтения и новых педагогических технологий работы с текстом;
  • — недооценка значимости чтения со стороны родителей побуждает к настойчивому педагогическому просвещению по проблемам чтения и максимальному привлечению их к совместным действиям.

В качестве желаемого результата ожидается, что Учащиеся научаться:

  • — получать удовольствие от чтения;
  • — использовать свой читательский опыт в жизненных ситуациях;
  • — эффективно работать с разными текстами.

Педагоги:

  • — освоят эффективные (отечественные и зарубежные) педагогические технологии работы с текстом;
  • — откроют «жизненный потенциал» своих предметов и их практическую значимость;
  • — обогатят предметное содержания дополнительными литературными источниками;

Родители:

  • — научатся простым и действенным педагогическим способам привлечения своего ребенка к чтению;
  • — откроют для себя новые воспитательные возможности детской литературы;
  • — получат удовольствие от творческого взаимодействия со своим ребенком в совместных школьных мероприятиях.

Одним из обязательных условий успешности программы является ее реализация через все учебные предметы, а также систему воспитательной работы школы при участии школьного психолога, библиотекаря и социального педагога.

На сегодняшний день снижение интереса к чтению является общемировой тенденцией. Исходя из понимания роли чтения, во многих странах предпринимаются активные попытки противодействовать этому.

Одним из главнейших социальных институтов, способным решать задачи привлечения к чтению, продвижения качественного чтения, являются общедоступные библиотеки, объединяющие традиционную культуру общения с книгой и новые информационные технологии.

В библиотеках применяют разнообразные методики привлечения внимания к книге и чтению, но и отечественная практика убедительно доказывают, что этот процесс наиболее эффективен при использовании библиотеками программно-проектных методов.

Преимущества этих методов:

  • · представляя чётко сформулированные и подробно просчитанные программы или проекты, предлагающие пути и методы решения, актуальных для государства и общества проблем (а именно таковыми являются сегодня проблемы чтения), библиотеки вправе рассчитывать на их финансирование;
  • · разработка программ/проектов способствует развитию инновационной деятельности библиотек, продвижению новых идей и форм работы, новых технологий популяризации чтения, раскрытию творческого потенциала сотрудников библиотек;
  • · повышается общественный престиж библиотек, их социальный статус и значимость в социуме;
  • · развиваются читательская активность и компетентность, повышается культура чтения и его качество;
  • · развиваются и укрепляются партнерские связи библиотек.

Довольно часто термины «программа» и «проект» употребляются как синонимы, но разница в этих понятиях существует.

ГОСТ Р 54 871−2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой» даёт следующее трактовку термину «программа»: «совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений» [7].

ГОСТ Р 54 869−2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» определяет проект, как «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений» [8].

Программа — это описание модели будущей деятельности, рассчитанной на достижение определенных результатов в будущем, по одному или нескольким направлениям. В ней формулируются конкретные задачи, определяются ресурсы, необходимые для их осуществления, временные рамки, исполнители. Целевая программа — документ, который содержит взаимосвязанную группу проектов (циклов мероприятий), имеющих общую взаимосвязанную цель, определённое ресурсное обеспечение, скоординированных по времени реализации.

Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на межгосударственном, государственном, региональном, муниципальном уровнях управления. Однако программа сама по себе, как правило, не может служить основанием для финансирования, так как не приносит быстрого и заметного социального эффекта. Обычно программа служит базой для разработки и осуществления тех или иных проектов, результатом которых и будет качественное изменение состояния, вызванное реализацией запланированных задач.

Проект может существовать как составная часть программы или как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории. Он представляет комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых также выделяются соответствующие ресурсы, устанавливаются определённые сроки. Проект — это разовая деятельность, которая:

  • · неповторима, уникальна;
  • · имеет конечную цель и промежуточные задачи;
  • · производит чётко обозначенный конечный результат, который может быть оценен;
  • · состоит из последовательных взаимосвязанных работ;
  • · использует ограниченное количество ресурсов: финансовых, информационных, временных;
  • · имеет обозначенные временные рамки (дату начала и окончания работ) [5, с. 6].

Таким образом, программа — понятие более широкое, включающее в себя совокупность проектов. Сроки реализации программы — широкие, проекта — конкретные. Проект воплощён тогда, когда запланированные мероприятия выполнены к указанной дате. Результат программы — изменение состояния, влияние на ситуацию, т. е. даже её частичная реализация может оказаться успешной. Реализация программы сложнее, чем выполнение проекта, так как все поставленные в программе задачи нуждаются в координации.

Алгоритм разработки проектов подробно описан в книгах И. М. Сусловой и З. И. Злотниковой [9], Н. В. Жадько [1], Л. Д. Щириковой и Н. В. Яценко [10], в сборнике материалов Центральной муниципальной библиотекой им. Н. А. Некрасова г. Ижевска [4], в методических рекомендациях «Проектная деятельность в библиотечном формате: как правильно писать заявки на гранты», подготовленных Новосибирской ГОНБ и «Программно-целевая и проектная деятельность библиотек» Вологодской ОЮБ им. В. Ф. Тендрякова, размещённых на сайтах этих библиотек.

В связи с кризисом чтения в нашей стране и его последствиями в 2007 году была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения в РФ на 2007;2020 годы». Это первая программа, реализация которой должна помочь существенным образом изменить в обществе и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре и стать стартом для планомерного и логически последовательного формирования и осуществления эффективной национальной политики в области поддержки и развития чтения. В Программе указывается, что успешность Национальной программы поддержки и развития чтения зависит от эффективности конкретизации и реализации её положений на уровне различных регионов России и с учётом особенностей их социокультурного развития. Также в Программе подчеркивается важнейшая роль библиотек: «Библиотеки должны использовать этот уникальный шанс снова громко заявить о себе и, будучи одним из самых продвинутых институтов инфраструктуры поддержки и развития чтения, предложить интересные проекты реализации Программы на федеральном, региональном и местном уровнях» .

" Национальная программа поддержки и развития чтения" стала катализатором процессов активизации внимания к проблемам чтения в регионах, способствовала разработке и принятию региональных и муниципальных программ и концепций поддержки и развития чтения. На региональном уровне можно назвать: «Целевую программу поддержки и развития чтения Калининградской области на 2010;2014 годы», республиканскую ведомственную целевую программу «Читающая Хакасия» на 2008;2010 годы, «Концепцию поддержки и развития чтения в Республике Саха (Якутия)», республиканскую программу «Читающий город, читающая республика, читающая страна» (Республика Алтай) и ряд других. На муниципальном уровне: Городская программа «Время читать» (г. Майкоп, Республика Адыгея), городская программа «Читающая молодежь» (г. Петрозаводск, Республика Карелия), Муниципальная целевая программа «Читающий город» (2008;2010 гг.) (г. Чебоксары, Чувашская Республика), Целевая комплексная программа развития муниципальных библиотек г. Барнаула на 2007;2010 гг. «Город — чтение», а также огромное количество программ на уровне районных муниципальных образований.

Во всех этих программах к основным институтам, составляющим инфраструктуру поддержки развития чтения, отнесены библиотеки.

К сожалению, срок реализации многих программ к настоящему времени истёк, его не продлевают, а новые программы не принимаются. Тем не менее, работа по данному направлению ведётся, и библиотеки всех уровней активно разрабатывают собственные программы и проекты. По причине значимости данного рода деятельности в ряде центральных региональных и городских библиотек создаются отделы, специализирующиеся на разработке и реализации библиотечных программ и проектов. Подобные подразделения есть в Национальной библиотеке Удмуртской Республики и Центральной универсальной научной библиотеке им. Н. А. Некрасова Москвы (отделы культурно-просветительских проектов и программ), Приморской краевой публичной библиотеке им. А. М. Горького (Центр культурных программ), Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского Санкт-Петербурга (отдел культурных программ) и ряде других.

На протяжении нескольких лет президент РФ каждый год посвящает той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. 2014;ый был Годом культуры, 2015;ый — Годом литературы, 2016;ый объявлен Годом кино. Часто библиотечные проекты по продвижению чтения приурочиваются к этим темам. Отдельные регионы России, ориентируясь на необходимость решения местных вопросов, объявляют свои темы года.

При поддержке Министерства культуры в целях популяризации книги и чтения среди детей и юношества, возрождения интереса к творчеству современного классика отечественной детской литературы В. П. Крапивина в 2016 году на территории Свердловской области реализуется областной литературно-просветительский проект «Год Владислава Крапивина в библиотеках Свердловской области». Координатором проекта является Свердловская областная библиотека для детей и юношества. Его главная цель — возрождение интереса юных уральцев к творчеству писателя и развитие творческой активности детей и подростков. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи: продвижение творчества В. П. Крапивина посредством организации цикла мероприятий; развитие и поддержка творческой инициативы школьников через привлечение к участию в конкурсах, посвященных жизни и творчеству В. П. Крапивина; формирование профессиональной заинтересованности библиотекарей и педагогов в работе по продвижению творчества В. П. Крапивина.

Сводный план муниципальных библиотек области по реализации проекта показывает многообразие заявленных форм и методов продвижения творчества писателя. В нём, кроме таких традиционных мероприятий, как биографические часы, громкие чтения, обзоры книг, литературные часы, книжные выставки, викторины и т. п., есть инновационные формы массовой работы: квест-игры «На всех парусах» и «Мы все из страны детства»; брейн-ринги «И ветер в лицо» и «На всех парусах»; молодежный интернет-фестиваль «BookNet. Миры Владислава Крапивина»; флэшмоб, посвящённый Дню рождения В. Крапивина; интернет-акция «Мой Крапивин»; конкурс буктрейлеров по книгам Крапивина «Острова и Капитаны» в рамках Недели детской книги; мультимедийный проект «Любимые страницы книг Владислава Крапивина» .

Выводы

Казалось бы, классификация проектов имеет чисто теоретическое значение. Однако здесь присутствует и важный практический аспект. Именно классификационные характеристики дают возможность самой библиотеке выстроить приоритеты в выборе того или иного вида проектирования. Очевидно, что многообразие перечисленных классификационных признаков проектов только подчеркивает большое количество задач, решаемых библиотеками.

Программно-проектная деятельность библиотек позволяет осваивать наиболее перспективные направления, стать доступным центром общения для населения. Работа библиотек по программам и проектам позволяет им целенаправленно вести работу по различным направлениям, в том числе, по продвижению чтения и книги, во взаимодействии с различными заинтересованными организациями — социальными партнерами.

Программно-проектная деятельность библиотек в современных условиях может рассматриваться как эффективный механизм развития творческой активности библиотечного сообщества, совершенствования форм и методов социального партнерства и привлечения новых источников финансовых средств для развития библиотек.

Там, где библиотеки вдумчиво и творчески подходят к разработке библиотечных программ и проектов, там есть и реальные результаты. А у библиотекарей появляется возможность проводить свои мероприятия, оказывать библиотечные услуги населению более качественно, с привлечением современных технологий и ресурсов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой