Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

У зеркала. 
Педагогика. 
Игровые методики в классном руководстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исключительное место среди них занимает групповая работа с детьми под названием «У зеркала». Суть этого группового дела — поставить подростка или юношу перед самим собою хотя бы на мгновение, предоставив возможность взглянуть на себя как на некое неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, некоторый эмансипированный, самостоятельный внутренний мир в его… Читать ещё >

У зеркала. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Умение отдавать себе отчет в собственной жизни является одним из значительных признаков личностного развития человека. Формированию данного умения можно способствовать, ставя воспитанника в ситуацию жесткого вопроса: «Чего ты хочешь?» Этот вопрос сам по себе очень хорош, когда его ставят перед ребенком в минуту необъяснимых его реакций или нежелательного поведения[1].

Однако неплохо было бы расширить пространство для духовных усилий по осознанию себя как личности. Для этого существует несколько методических форм, рожденных в нашей школе: «Разговор при свечах», «Расскажи мне обо мне», «Рейтинг по кругу», «Портрет в анкете» и др.

Исключительное место среди них занимает групповая работа с детьми под названием «У зеркала». Суть этого группового дела — поставить подростка или юношу перед самим собою хотя бы на мгновение, предоставив возможность взглянуть на себя как на некое неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, некоторый эмансипированный, самостоятельный внутренний мир в его автономии от окружения.

У зеркала (вокруг зеркала) рассаживается группа, либо каждый член группы — перед отдельным зеркалом. Перед каждым участником лежит веер цветных карточек, на обороте которых написаны незавершенные фразы. Поочередно перевертывая карточки, участники группового занятия, глядя на свое изображение в зеркале, завершают фразу про себя, мысленно, или же вслух.

Если зеркало одно и большое, то подростки подходят к нему и садятся перед ним, а остальные располагаются слева или справа, чтобы «собеседник с собою» оставался условно наедине. Если же зеркало имеется у каждого, то по просьбе педагога все одновременно берут одного цвета карточку и сообщают зеркальному отражению свое мнение.

Не рекомендуем эту форму занятий всем педагогам. Дело тут не в «хорошем» или «плохом» специалисте. Здесь недопустима и толика фальши, и капля сомнения в значимости занятия. Только педагог духовной ориентации может проводить такую работу с детьми, и только искренний и технически (голос, мимика, пластика разнообразны и богаты) подготовленный учитель способен извлечь из «Зеркала» максимум ценностного результата.

Приведем примеры текста карточек: «Я вижу перед собою…», «Я обнаруживаю в себе…», «Мне интересен этот человек, потому что…», «Я бы не возражал побеседовать с ним, потому что…», «Я хотел бы задать ему прямой вопрос…», «В моем собеседнике мне непонятным кажется…».

Варианты содержательного наполнения общения с зеркальным отражением создаются при опоре на вычленение функций зеркала как социально-психологического феномена общественной жизни и жизни индивидуальной[2]. Зеркало регулирует наш внешний облик, вернее костюм, в котором мы выходим на общение с «другим человеком». В минуту проверки нашего внешнего облика с помощью зеркала мы как бы стали на место этого «другого» и его глазами взглянули на себя.

Зеркало сообщает о мере соответствия внешнего облика внутреннему содержанию нашей личности, возрасту, ситуации, предмету общения, качествам, идеологии; обращаясь к зеркалу, мы корректируем тут же мимику, жесты, пластику, приводя их в соответствие сиюминутному состоянию. В зеркале мы воспринимаем лишь оболочку человека без его содержательного наполнения, оно — своеобразный идеологический вакуум, который мы вправе наполнить самовольно собственным идеологическим соком. Зеркало помогает нам вывести наше «Я» за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив ее в качестве объекта рассмотрения и наблюдения.

Отмечая функции зеркала, педагог создает смену позиций для подростка и юноши, севших перед зеркалом. Можно избрать одну из функций.

Стимулирующим моментом может послужить художественное полотно, где герой представлен перед зеркалом (например, полотна Серова, Веласкеса). Рассматривая миг общения человека с самим собой посредством зеркала, дети вместе с педагогом обнаруживают разнообразие функций этого чудесного изобретения человечества. Попутно спросим у детей: как ведет себя кошка или собака перед куском стекла, покрытого серебром? Нужно ли черепахе амальгамированное стекло?

  • [1] Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — М., 1992.
  • [2] Вулис А. Литературные зеркала. — М., 1991.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой