Классификация современных педагогических технологий
Различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика); Технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова и др.; Технологии индивидуализации обучения (А. С. Границкая, И. Унт, В. Д. Шадриков); Групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин, В. К. Дьяченко); Педагогическая технология преподавания литературы E. Н. Ильина и др.; К этой… Читать ещё >
Классификация современных педагогических технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время в современной дидактической литературе представлено несколько классификаций педагогических технологий, каждая из которых обладает своим классификационным признаком.
Первой из них следует назвать классификацию В. Г. Селевко, представленную шестью классификационными группами:
- 1) по уровню применения;
- 2) по философской основе;
- 3) по ведущему фактору психического развития;
- 4) по научной концепции усвоения опыта;
- 5) по ориентации па личностные структуры;
- 6) по характеру содержания и структуры.
Вторая квалификация была предложена В. П. Беспалько, в которой классификационной основой являлся тип организации и управления познавательной деятельностью: классическое лекционное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств; система «консультант»; обучение с помощью учебной книги; система «малых групп»; компьютерное обучение; система «репетитор»; «программное обучение» .
Следующей значимой классификацией педагогических технологий стала классификация по позиции ребенка в образовательном процессе и отношения к ребенку со стороны взрослых.
- а) авторитарные технологии;
- б) дидакто-центрические технологии;
- в) личностно-ориентированные технологии, которые включают в себя гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
К этой классификации примыкает другая — по категории обучающихся:
- — массовая (традиционная) школьная технология;
- — технологии продвинутого уровня;
- — технологии компенсирующего обучения;
- — различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
- — технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
Однако наибольшее распространение получили две классификации педагогических технологий:
- 1) по способу, методу и средствам обучения:
- — догматические;
- — репродуктивные;
- — объяснительно-иллюстративные;
- — программированного обучения;
- — проблемного обучения;
- — развивающего и саморазвивающего обучения;
- — диалогические;
- — коммуникативные;
- — игровые;
- — творческие и др.;
- 2) по направлению модернизации традиционной системы, в том числе и на основе авторских педагогических концепций:
- а) педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений:
- — гуманно-личностная технология Ш. ?. Амонашвили;
- — педагогическая технология преподавания литературы E. Н. Ильина и др.;
- б) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- — игровые технологии;
- — проблемное обучение;
- — технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова и др.;
- в) педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения:
- — программированное обучение;
- — технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, ?. П. Гузик);
- — технологии индивидуализации обучения (А. С. Границкая, И. Унт, В. Д. Шадриков);
- — перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова);
- — групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин, В. К. Дьяченко);
- — компьютерные (информационные) технологии и др.;
- г) педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала:
- — укрупнение дидактических единиц (УДЕ) ?. М. Эрдниева;
- — технология «Диалог культур» В. С. Библера и С. Ю. Курганова;
- — система «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова;
- — технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича и др.;
- д) природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка:
- — обучение по Л. Н. Толстому;
- — воспитание грамотности по А. Кушниру;
- — технология М. Монтсссори и др.;
- е) альтернативные:
- — педагогика «Саммерхилла» ;
- — вальдорфская педагогика Р. Штайнера;
- — технология свободного труда С. Френе и др.;
- ж) комплексные политехнологии — авторские школы:
- — «Школа самоопределения» А. Н. Тубельского;
- — «Русская школа» И. Ф. Гончарова;
- — «Адаптивная школа» Е. А. Ямбурга;
- — «Школа-парк» М. Балабана и др.
- а) педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений:
В заключение следует заметить, что тема исследования педагогических технологий уже в ближайшее будущее будет приобретать все бо? льшую актуальность в связи с необходимостью каждой из технологий пройти путь модернизации в условиях существенного изменения одного из основных элементов дидактической системы — средств обучения в связи с изменением средств поиска, хранения и производства информации.