Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональный потенциал педагога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональный потенциал (от лат. potencia — обобщенная способность, возможность, сила) — главная характеристика педагога. Это совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне. Профессиональный потенциал можно определить и как спроектированную на цель способность педагога ее реализовать; при… Читать ещё >

Профессиональный потенциал педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значение имеют не изолированные качества педагога, а их комплекс, целостная система. Системный характер учительского мастерства отражается в понятии профессиональный потенциал педагога (далее — ППП), преимущество которого в том, что оно объединяет в себе многие разноплановые и разноуровневые аспекты подготовки и деятельности учителя.

Профессиональный потенциал (от лат. potencia — обобщенная способность, возможность, сила) — главная характеристика педагога. Это совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне. Профессиональный потенциал можно определить и как спроектированную на цель способность педагога ее реализовать; при этом, соответственно, речь идет о соотношении намерений и достижений. Профессиональный потенциал может быть определен и как базис профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, действовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных результатов.

Профессиональный потенциал определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств:

Профессиональный потенциал педагога.

где ППП — профессиональный потенциал педагога; Пнеп — неизменяемая часть потенциала, обусловленная общими врожденными способностями личности; Пчип — частично изменяемая (прогрессивная) часть потенциала, обусловленная естественными специальными способностями личности, развитием последних в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности; Пдсп — компонент потенциала, добавляемый специальной подготовкой в вузе (специальный); Пдпд — часть потенциала, приобретаемая в процессе практической деятельности педагога.

Система ППП содержит структурные части, под которыми понимаются крупные направления (аспекты) подготовки учителей и их профессиональной деятельности. Компоненты могут быть выделены по направлениям научных исследований, разрабатывающих проблему ППП.

Общая структура понятия «профессиональный потенциал» достаточно сложная и многоплановая. Во-первых, ППП содержит в себе соотношение ориентации как наклонности к педагогической деятельности и действительной ситуации деятельности. При таком подходе подчеркивается значение приобретенной и естественной способности к занятиям педагогической деятельностью. Во-вторых, ППП отражает отношение педагога к профессиональной деятельности. Это значит, что одних лишь способностей, даже когда они есть, мало для качественного выполнения профессиональных обязанностей. В-третьих, ППП трактуется как возможность выполнять свой труд на уровне требований, налагаемых педагогической профессией, в сочетании с индивидуальным пониманием сущности педагогического процесса, стилем учебновоспитательной деятельности. Наконец, в-четвертых, ППП — это концентрирование приобретенных качеств, т. е. система приобретенных в процессе подготовки знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.

Ближайшими по отношению к ППП общими понятиями будут педагогический профессионализм и компетентность. Профессионализм сводится к способности рассчитывать течение педагогических процессов, предвидеть их последствия, опираясь при этом на знание общих обстоятельств, условий и конкретных причин. Иными словами, профессионализм — это умение мыслить и действовать профессионально.

Компетентность — то же самое, с незначительным оттенком. В Словаре русского языка С. И. Ожегова расшифровываются значения слов «компетентный» и «компетенция». Компетентный:

  • 1) знающий, осведомленный, авторитетный в какой-то области; например, компетентный специалист, компетентное суждение;
  • 2) обладающий компетенцией; например, компетентная инстанция. Компетенция: 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-нибудь полномочий, прав[1]. Получается, компетентность — ядро профессионализма. Пчеловода, знахаря, банкира или судью лучше назвать компетентным, хотя бы по той причине, что он не несет никакой ответственности за свое «компетентное» решение, а учитель обязан принимать профессиональное решение с полной ответственностью за исход события.

В нашем учебнике компетентность рассматривается как умение применять полученные знания на практике. Изучение каждой главы имеет компетентностную направленность, после ее изучения студент приобретает вполне определенные компетенции — теоретические и практические. Пожалуйста, уважаемые студенты, проверяйте себя — действительно ли вы стали компетентными в тех вопросах, которые изучались в теме. На семинарских и практических занятиях стремитесь не к общему рассуждению «по поводу», а к приобретению профессиональных компетенций.

Заговорили также о компетентности обучаемых. В чем может быть компетентен пятиклассник, какими компетенциями должен обладать девятикалассник, какие компетенции проверяются на едином государственном экзамене, еще предстоит узнать.

Профессиональный потенциал педагога расчленяется на составные качества. Их можно выделять, изучать и оценивать отдельно, а потом представить ППП как некую сумму профессиональных качеств. В этом смысле понятие профессионализма гораздо перспективнее.

Использование понятия профессионального потенциала помогает разобраться в иерархии понятий, его составляющих, достичь правильного выделения общих условий и конкретных факторов.

Общими структурными компонентами педагогического профессионального потенциала являются интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операционный (или собственно профессиональный), творческий. Культурный, гуманистический, деятельностный и другие компоненты, обычно выделяемые в педагогических пособиях, должны рассматриваться как общие условия, в которых протекает профессиональная деятельность педагога.

  • [1] См.: Ожегов С. И. Указ. соч. М., 1989. С. 289.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой