Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике обеспечивается посредством выполнения следующих педагогических условий: 1) осуществлении интеграции учебных дисциплин в области компьютерной графики, основанной на структурных схемах взаимосвязи направлений компьютерной графики, ориентированных на профессиональную деятельность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ
    • 1. 1. Сущность, содержание и структура профессиональной культуры будущих учителей технологии
    • 1. 2. Процесс формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике
    • 1. 3. Педагогические условия эффективного формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ
    • 2. 1. Цель, задачи и этапы экспериментальной работы по формированию профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии
    • 2. 3. Анализ результатов и динамика формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике
  • Выводы по второй главе

Формирование профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное общество характеризуется способностью приспосабливаться к новым условиям жизни в стремительно меняющемся мире. Процессы информатизации и компьютеризации, развитие техники и технологий обусловили потребность в формировании информационной культуры молодого поколения. Все это повлияло на необходимость совершенствования профессионального образования, в особенности профессиональной подготовки учителей технологии, которая ориентирована на приобретение знаний и умений из различных областей человеческой деятельности. В связи с этим формирование информационной культуры будущих учителей технологии является приоритетным направлением.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011;2015 годы представлена задача, согласно которой соответствие содержания профессиональной подготовки должно соответствовать потребностям общества. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», профилю «Технологическое образование» заложены основные требования к уровню подготовки учителей технологии, выраженные в компетенциях, одной из которых становится способность к применению в учебно-воспитательном процессе различных способов и средств работы с информацией. Развитие компьютерных технологий повлияло на выбор таких средств, самым актуальным из которых стали технологии компьютерной графики.

В связи с этим совершенствование профессиональной подготовки учителей технологии на базе компьютерной графики является актуальным и своевременным.

Исследованиями по проблеме технологической подготовки учащихся занимались В. Е. Алексеев, П.Н. Андрианов^ П. Р. Атутов, С .Я. Батышев,

H.B. Матяш, A.A. Павлова, В. Д. Путилин, M.B. Ретивых, В. Д. Симоненко, Д. А. Тхоржевский и др. Профессиональную культуру учителей технологии рассматривали JT.H. Аралина, Ю. К. Васильев, В. А. Кальней, Э. Ф. Насырова, Г. И. Некрасова, A.A. Павлова, JI.K. Патрушева, Е. В. Романов и др.

Формированию информационной культуры в процессе подготовки специалистов посвящены работы С. Г. Антонова, Н. П. Безруковой, Г. А. Бочкаревой, М. Г. Вохрышевой, Н. И. Гендиной, О. Ю. Герасимовой, Г. А. Герцог, Е. В. Гнатышиной, Е. А. Горневой, М. П. Лапчика, И. В. Роберт др. Графическая культура в профессиональной подготовке специалистов исследовалась А. Д. Ботвинниковым, Ю. Ф. Катхановой, В. В. Клюйковым, A.B. Кострюковым, М. В. Лагуновой, Б. Ф. Ломовым, С. П. Ломовым,

A.A. Ляминой, A.A. Павловой, H.A. Усовой, О. П. Шабановой др.

Применение компьютера в процессе обучения школьников общеобразовательной области «Технология» рассматривали А. Н. Богатырев, Г. Н. Некрасова, A.B. Коптел ов, A.A. Кузнецов, Г. М. Пташкина,

B.Д. Симоненко, Н. Г. Тарасова, H.A. Шайденко, Н. П. Шипицын и др. Применению компьютеров в подготовке учителей технологии посвящены работы A.B. Волохова, О. М. Владыко, В. Д. Симоненко, И. В. Симоновой, Т. А. Синициной, Г. А. Шильникова и др.

Но в научной литературе остается недостаточно разработанным вопрос о процессе формировании профессиональной культуры будущих учителей технологии, связанной с компьютерной графикой: нет описания целей этого процесса, факторов функционирования, принципов отбора содержания дисциплин в области компьютерной графики.

Актуальность исследования определяется выявленным противоречием между потребностью современного общества в учителях технологии, владеющих профессиональной культурой в условиях применения средств компьютерной графики, и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования профессиональной культуры в процессе их подготовки.

Указанное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая связана с определением структурно-содержательной модели и педагогических условий эффективного формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике.

Проблема исследования обусловила выбор темы: «Формирование профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике».

Цель исследования — разработать, обосновать и экспериментально проверить структурно-содержательную модель и педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике.

Объект исследования: процесс формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии.

Предмет исследования: структурно-содержательная модель и педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что эффективность формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике повысится, если:

— конкретизированы сущность, содержание и структура понятия «профессиональная культура будущих учителей технологии»;

— на основании компетентностного и системного подходов будет разработана и внедрена в учебный процесс структурно-содержательная модель формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии;

— созданы необходимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике.

Под эффективностью педагогических условий понимается повышение уровня сформированное&tradeпрофессиональной культуры (с репродуктивного до творческого уровня) у будущих учителей технологии.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования, поставлены следующие задачи:

1. Уточнить сущность, содержание и структуру профессиональной культуры будущих учителей технологии.

2. Описать процесс формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике.

3. Разработать, апробировать и внедрить в процесс обучения структурно-содержательную модель формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии.

4. Выявить, обосновать и экспериментально проверить действенность педагогических условий, при которых обеспечивается эффективность формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии.

5. Разработать комплекс учебно-методических пособий, направленный на формирование профессиональной культуры будущих учителей технологии в рамках применения средств компьютерной графики.

Методологическую основу исследования составили: компетептностный подход (В.И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, JI.M. Лебедев, Д. А. Иванова, К. Г. Митрофанова, О. В. Соколова и др.) и системный подход (В.П. Беспалько, И. В. Блауберг, Е. К. Дворянкина, Д. Ф. Карева, В. Кинг, В. Н. Садовский, Ю. Г. Юдин и др.).

Теоретическую основу исследования составляют:

— идеи культуры как процесса творческой деятельности (А.И. Арнольдов, A.B. Болдырь, В. М. Межуев и др.);

— подходы к феномену «профессиональная культура» (Д.В. Калинкин, Е. В Коржуева, Т. А Третьякова и др.);

— теоретические положения о закономерностях формирования графической культуры (E.H. Дорофеева, A.A. Лямина, В. М. Молочков, H.A. Усова и др.);

— труды ученых по проблеме формирования информационной культуры (K.M. Войханская, Е. В. Гнатышкина, В. А. Извозчиков, Г. М. Коджаспирова и др.);

— положения о повышении профессиональной подготовки будущих учителей технологии (П.Р. Атутов, В. А. Поляков, В. М. Распопова, Е. В. Романова, В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. IO.JT. Хотунцев и др.);

— подходы к феномену компьютерной графики (П.В. Вельмандер, Ю. В. Котов, O.A. Крайнова, С. А. Попов и др.);

— концепции междисциплинарной интеграции в образовании (М.Н. Берулава, Ю. А. Кустов, В. А. Сластенин, О. О. Скобелева, В. Т. Фоменко и др.);

— идеи проектной технологии обучения (Т.Е. Землинская, Е. С. Полат, В. Д. Симоненко, И. И. Скворцова, В. Н. Стернберг и др.);

— труды ученых по проблеме применения информационных технологий обучения (JI.H. Бабанин, И. Г. Захарова, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, Н. Ф. Талызина и др.);

— подходы к феномену информационно-образовательной среды (Е.Г. Зуева, Е. В. Лобанова, H.A. Моисеенко, O.E. Иванова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, педагогической литературы по исследуемой проблеме, изучение и анализ документов) — эмпирические (опрос, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика, педагогическое моделирование, методы математической статистики).

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе факультета педагогического образования ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры». Обследованием было охвачено 327 студентов специальности «Технология и предпринимательство», специализация «Графика и дизайн» (3−5 курсы), направления «Педагогическое образование», профиль «Технологическое образование» (1−2 курсы).

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2008;2010 гг.). На этом этапе изучалась психолого-педагогическая и методическая литература, диссертационные исследования по проблеме формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике. Создавалось теоретическое обеспечение исследования проблемы: обосновывался выбор методологических подходов, определялись особенности осуществления изучаемого процесса.

Второй этап (2010;2011 гг.). На этом этапе были выявлены критериальные характеристики формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике, проведен констатирующий вариант эксперимента. Разрабатывались структурно-содержательная модель процесса формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике и педагогические условия эффективной ее реализации.

Третий этап (2011;2013 гг.). Этап включал в себя экспериментальную проверку действенности педагогических условий, при которых обеспечивается эффективность формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии. Осуществлялось обобщение и описание полученных результатов, уточнение выводов, оформление результатов в виде публикаций и учебно-методических пособий.

Научная новизна исследования заключается:

— в авторской дефиниции понятия «профессиональная культура будущих учителей технологии» и выявлении его структурно-содержательных компонентов;

— в разработке структурно-содержательной модели формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии, основанной на положениях компетентностного и системного подходов, включающей совокупность взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, деятельностно-технологического, результативно-оценочного;

— в выявлении педагогических условий эффективного формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике: 1) осуществление интеграции учебных дисциплин в области компьютерной графики- 2) реализация принципа прагматической и социальной целесообразности- 3) создание специальной информационно-образовательной среды обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование вносит определенный вклад в современную педагогическую пауку по проблеме формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии в рамках применения средств компьютерной графики, в систематизацию, обобщение материалов по данной проблематике, углубляет и расширяет представления о сущности понятия профессиональной культуры будущих учителей технологии. В диссертационном исследовании выявлены и обоснованы структурно-содержательные компоненты профессиональной культуры будущих учителей технологии в рамках применения средств компьютерной графики, определена классификация направлений компьютерной графики, адаптированная к профессиональной деятельности учителей технологии, обоснована действенность педагогических условий, при которых обеспечивается эффективность формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии.

Практическая значимость исследования состоит в разработке, апробации и внедрении в учебный процесс учащихся (специальности «Технология и предпринимательство», специализации «Графика и дизайн» и направления «Педагогическое образование», профиля «Технологическое образование») учебно-методических комплексов по дисциплинам в области компьютерной графики, комплекса учебно-методических пособий. Результаты исследования нашли отражение в основных образовательных программах по направлению подготовки 50 100.62 «Педагогическое образование», профиль — «Технологическое образование», 50 100.68 «Педагогическое образование», магистерская программа — «Технологическое образование», 50 100.68 «Технологическое образование», магистерская программа — «Профессиональное образование». Материалы исследования могут быть использованы в системе высшего профессионального образования, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная культура будущих учителей технологииинтегративпое качество личности, характеризующееся совокупностью знаний, умений и навыков работы с программными средствами компьютерной графикиположительной мотивацией к применению компьютерной графики в технологическом образовании школьников. Мотивация к применению компьютерной графики в технологическом образовании школьников может рассматриваться, как стремление будущего учителя технологии оптимизировать профессионально-педагогическую деятельность, сделать ее более продуктивной, повысить уровень своего собственного развития.

2. Структура профессиональной культуры будущих учителей технологии включает компоненты: гносеологический, праксиологический и аксиологический. Гносеологический — определяет содержание знаний по компьютерной графике, в основе которых лежит: изучение интерфейсов, инструментария графических редакторов, приобретение знаний по работе с инструментами и функциями программзнакомство с основными понятиями и видами компьютерной графики. Праксиологический — отражает способность применять знания по компьютерной графике в профессиональной деятельности, предполагающей навыки работы с инструментами и функциями графических редакторов, умения по проектированию различных продуктов общества при помощи средств компьютерной графики. Аксиологический — отражает осознанное стремление будущего учителя технологии к применению компьютерной графики в профессионально-педагогической деятельности, готовности к применению информационных технологий при обучении школьников.

3. Структурно-содержательная модель формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графики основывается на положениях компетентностного и системного подходов и включает взаимосвязанные компоненты: целевой, содержательный, деятельностно-технологический, результативно-оценочный.

4. Эффективность формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике обеспечивается посредством выполнения следующих педагогических условий: 1) осуществлении интеграции учебных дисциплин в области компьютерной графики, основанной на структурных схемах взаимосвязи направлений компьютерной графики, ориентированных на профессиональную деятельность учителей технологии- 2) реализации принципа прагматической и социальной целесообразности, основанного на внедрении в процесс обучения проектной технологии- 3) создание специальной информационно-образовательной среды обучения, адаптированной для преподавания учебных дисциплин в области компьютерной графики, которая состоит из: компьютерных средств обучения, информационных и образовательных ресурсов, представленных на электронных носителях, образовательных сайтов и информационных образовательных порталов, технологий дистанционного взаимодействия.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на методологическую обоснованность теоретических положений, на положения компетентностного и системного подходов при проектировании модели формирования профессиональной культуры будущих учителей технологииположительной динамикой результатов педагогического экспериментастатистической значимостью полученных данных, их количественным и качественным анализом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и докладывались: на международных конференциях: «Применение новых технологий в образовании» (г. Троицк, 2011), «Гуманитарные науки в XXI веке» (Москва, 2011), «Инновация и современная паука» (Новосибирск, 2011), «Science and society» (Лондон, 2013), «Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе» (Уфа, 2013) — на всероссийской конференции молодых ученых: «Наука и инновации XXI века» (Сургут, 2012) — па окружной конференции молодых ученых «Наука и инновации XXI века» (Сургут, 2010, 2011) — на молодежной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука XXI века» (Санкт-Петербург, 2012) — на студенческой научной конференции им. Г. И. Назина Сургутского государственного университета ХМАО — Югры: «Наука 60-й параллели» (г. Сургут, 2010) — на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО — Югры» (2010;2013 гг.).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс индустриально-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», института дизайна и прикладных искусств ГОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия», гуманитарного института ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет», факультета технологии и профессионального образования ФГБОУ ВГТО «Марийский государственный университет», факультета технологии и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» что подтверждается соответствующими актами о внедрении.

По результатам исследования опубликовано 20 работ, в том числе 4 учебно-методических пособия, 1 электронное издание, 3 публикации в периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Структура профессиональной культуры будущих учителей технологии состоит из следующих компонентов: гносеологического, праксиологического и аксиологического. Гносеологический компонент профессиональной культуры будущего учителя технологии замеряется гностическим критерием. Праксиологический компонент профессиональной культуры будущего учителя технологии замеряется деятелыюстным критерием. Аксиологический компонент профессиональной культуры будущего учителя технологии замеряется мотивационным критерием

2. Определены уровни формирования профессиональной культуры: репродуктивный, продуктивный, творческий.

3. Проверка экспериментальным путем эффективности формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии показала следующие результаты:

— действенность педагогических условий определяется уровневым ростом сформированности компонентов, замеряемых в течение трех семестров;

— по отношению к контрольной группе, в экспериментальных группах, на которых производилась реализация педагогических условий, уровневый рост компонентов профессиональной культуры показал более высокий рост;

— в экспериментальных группах, в которых реализовывались по два педагогических условия, уровневый рост компонентов профессиональной культуры показал положительный результат, но недостаточный по сравнению с экспериментальной группой, в которой реализовывались все педагогические условия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя экспериментальную работу, мы определили, что в связи с повсеместной информатизацией и компьютеризацией, необходимо переходить на новый этап жизни, подготавливая специалистов технологического образования нового уровня, которые будут способны работать в современных жизненных условиях, и умело применять современные информационные технологии в профессионально-педагогической деятельности. Подготовка учителей технологии требует от системы образования высокой организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование их профессиональной культуры с помощью средств компьютерной графики.

1. Профессиональная культура будущих учителей технологииинтегративное качество личности, характеризующееся совокупностью знаний, умений и навыков работы с программными средствами компьютерной графикиположительной мотивацией к применению компьютерной графики в технологическом образовании школьников. Мотивация к применению компьютерной графики в технологическом образовании школьников может рассматриваться, как стремление будущего учителя технологии оптимизировать профессионально-педагогическую деятельность, сделать ее более продуктивной, повысить уровень своего собственного развития.

2. Структура профессиональной культуры будущих учителей технологии включает компоненты: гносеологический, праксиологический и аксиологический. Гносеологический — определяет содержание знаний по компьютерной графике, в основе которых лежит: изучение интерфейсов, инструментария графических редакторов, приобретение знаний по работе с инструментами и функциями программзнакомство с основными понятиями и видами компьютерной графики. Праксиологический — отражает способность применять знания по компьютерной графике в профессиональной деятельности, предполагающей навыки работы с инструментами и функциями графических

117 редакторов, умения по проектированию различных продуктов общества при помощи средств компьютерной графики. Аксиологический — отражает осознанное стремление будущего учителя технологии к применению компьютерной графики в профессионально-педагогической деятельности, готовности к применению информационных технологий при обучении школьников.

3. Структурно-содержательная модель формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графики основывается на положениях компстеитностного и системного подходов и включает взаимосвязанные компоненты: целевой, содержательный, деятельностно-технологический, результативно-оценочный.

4. Эффективность формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике обеспечивается посредством выполнения следующих педагогических условий: 1) осуществлении интеграции учебных дисциплин в области компьютерной графики- 2) реализации принципа прагматической и социальной целесообразности- 3) создание специальной информационно-образовательной среды обучения.

5. Для формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии необходимо спроектировать процесс обучения на основе структурных схем взаимосвязи дисциплин в области компьютерной графики, основанных на классификации направлений компьютерной графики, адаптированной к профессиональной деятельности учителей технологии (деловая графика, дизайн и художественное творчество, графика для полиграфии, конструкторская графика, трехмерное моделирование, анимация и мультимедиа).

6. Обучение компьютерной графике соответствует принципу прагматической и социальной целесообразности, так как процесс обучения направлен на практическую деятельность студентов по созданию различных продуктов общества и формированию практических навыков, что составляет основу проектной технологии обучения.

7. В связи с требованием социального заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов технологического образования, необходимым условием становится правильно организованный процесс обучения, т. е. специальная информационно-образовательная среда обучения, адаптированная для преподавания дисциплин в области компьютерной графики, которая содержит: компьютерные средства обучения, информационные и образовательные ресурсы, представленные на электронных носителях, образовательные сайты и информационные образовательные порталы, технологии дистанционного взаимодействия.

8. Для измерения уровня сформированное&tradeкомпонентов профессиональной культуры будущих учителей технологии, были выделены критерии и показатели. Гностический критерий отражает теоретическую сторону обученное&tradeстудентов, что соответствует гносеологическому компоненту (показатели: объем усвоенных знаний, системность знаний, скорость выполнения проектов). Деятельностный критерий отражает практическую сторону студентов, что соответствует праксиологическому компоненту (показатели: умение применять полученные знания на практике, умение выполнять действие в определенной последовательности, умение творчески подходить к работе). Мотивационный критерий учитывает мотивы обучения студентов в ходе образовательного процесса, что соответствует аксиологическому компоненту (показатели: осознание потребности к будущей профессиональной деятельности, настойчивость в формировании знаний и умений по компьютерной графике, интересы к будущей профессиональной деятельности).

9. Обобщение и анализ результатов экспериментальной работы показали, что предлагаемые нами педагогические условия по формированию профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике эффективны. Наблюдается уровневый рост компонентов профессиональной культуры, а значит и профессиональной культуры в целом.

10. По результатам исследования рассмотренной проблемы в учебный процесс внедрен комплекс учебно-методических пособий: «Теория и методика обучения компьютерному дизайну», «Теория и методика обучения редактору CorelDraw», «Теория и методика обучения редактору Adobe Photoshop», «Теория и методика обучения редактору Adobe InDesign».

В результате теоретического и экспериментального исследования было доказано, что комплексная реализация условий, сформулированных в гипотезе, приводит к значительному повышению эффективности формирования профессиональной культуры будущих учителей технологии при обучении компьютерной графике.

Дальнейшим возможным направлением исследования может стать совершенствование модели формирования профессиональной культуру будущих учителей технологии, а также применение данной модели при формировании профессиональной культуры учителей других специальностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Ф. Проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения : избранные статьи: в 2 т. / А.Ф. Аменд- под общ. ред. A.A. Саламатова, A.A. Горчинской. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010.-Т. 2.-474 с.
  2. , Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев — под. ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — Т.2. — 287 с.
  3. , JI.H. Методические основы подготовки учителя технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Аралина Лариса Николаевна. М, 2000. — 21 с.
  4. , О.В. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике : автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Арефьева Оксана Викторовна. Магнитогорск, 2007. — 21 с.
  5. , С.Н. Понятие культуры : лекция / С. Н. Артановский. -СПб, 2000.-40 с.
  6. , С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза : дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Атанасян Сергей Левонович. М., 2009. — 498 с.
  7. , A.M. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Атаян Ануш Михайловна. Владикавказ, 2001. — 23 с.
  8. , П.Р. Педагогика трудового становления учащихся : Избр. тр.: В 2-х т. / П. Р. Атутов Т. 1 М.: Педагогика, 2001. — 356 с.
  9. , В.И. Компетеции в профессиональном образовании (к освоению компетентпостного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России.-2004.-№ 11
  10. П.Бачинин, В. А. Культурология. Энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. — С. 127−129
  11. , A.A. Формирование информационной культуры студентов естественнонаучных факультетов педагогического вуза A.A. Безруков, Н. П. Безрукова // Информатика и образование. 2004. — 32. — С. 86−94
  12. , Г. А. Методология современной психологии : монография / Г. А. Берулава. Москва: изд-во Московского психолого-социального ин-та — Воронеж: МОДЭК, 2009. — 214 с.
  13. , Г. А. Психологические основы развития личности / Г. А. Берулава. Москва: Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2009. -175 с.
  14. , М.Н. Интеграция содержания образования / М. Н. Берулава. М., Совершенство, 1998. — 192 с.
  15. , В.П. О возможностях системного подхода в педагогике / В. П. Беспалько // Советская педагогика. 1990. -№ 7. — С. 59−61
  16. , В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. М.: МПСИ, МОДЭК, 2002. — 352 с.
  17. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  18. , И.В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 448 с.
  19. , А.Н. Учителю технологии (трудового обучения) о современных информационных технологиях: учеб. пособие / А. Н. Богатырев, A.B. Коптелов, Г. Н. Некрасова- Вят. гос. пед. ун-т. Киров: ВГПУ, 1998. -112 с.
  20. Большой российский энциклопедический словарь. М.: Большая Рос. энцикл., 2003 (АООТ Твер. полигр. комб.). — 1887 с.
  21. , А.Д. Черчение : учеб. для 7−8 кл. общеобразоват. учреждений / А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. 10. изд. — М.: Просвещение: Моск. учеб., 2000. — 221 с.
  22. , Г. А. Информационно-коммуникативная подготовка специалиста / Г. А. Бочкарева, C.B. Шмелева // Школьные технологии. 2003. -№ 2. — С. 106−111
  23. , JI.B. Инженерная графика : учебное пособие по развитию графической культуры студентов технического вуза / Брыкова JT.B. Губкин: Айкью, 2011.- 186 с
  24. , JI.B. Формирование графической культуры студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Брыкова Людмила Валерьевна. М., 2012. — 23 с.
  25. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / М.В. Буланова-Топоркова и др. М.: ИКЦ «МарТ», 2006. — 336 с.
  26. , С.Ю. Межпредметная интеграция в учебном процессе технического вуза : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Бурилова Светлана Юрьевна. Новосибирск, 2001. — 248 с.
  27. , Ю.К. Физика, техника, технология, производство : пособие для учителей физики и труд, обучения сред. шк. / Ю. К. Васильев,
  28. Р.Д. Минькова, Р. Ф. Раджабов. М.: Ин-т общ. образования РСФСР, 1992. -48 с.
  29. , П.В. Вводный курс компьютерной графики : учебное пособие / П. В. Вельтмандер — Кн. 1 «Машинная графика». НГТУ, 1997. -112 с.
  30. , JI.K. Реализация компетентностного подхода в развитии творческого потенциала младших школьников в свете Болонского процесса : учеб.-метод, пособие / Л. К. Веретенникова, A.B. Неверова. М.: Прометей, 2012. — 56 с.
  31. , С.М. Профессиональное образование : Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: НМЦ СПО, 1999.-538 с.
  32. , A.C. Словарь терминов по общей и социальной педагогике Электронный ресурс. / A.C. Воронин. 2006 г. — Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/673/28 673/11886/pagel
  33. , М.Г. Художественное образование в вузе культуры и искусств : монография / М. Г. Вохрышева. Самара: Самарская гос. акад. культуры и искусств, 2006. — 167 с.
  34. , П.Я. Лекции по психологии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / П. Я. Гальперин. 5-е изд. — М.: Книжный дом Университет, 2010. — 397 с.
  35. , П.Я. Психология как объективная наука : избранные психологические труды / П. Я. Гальперин — под ред. А. И. Подольского. 3-е изд., стер. — М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та — Воронеж: МОДЭК, 2008.-478 с.
  36. , II.И. Информационная культура личности тех, кто учит, и тех, кто учится: итоги эксперимента: методическое пособие / Н. И. Гендина, М. В. Корнилов. Кемерово: Изд-во КРИПКИПРО, 2011. — 150 с.
  37. , Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. — 263 с.
  38. , Е.В. Технология формирования информационной культуры будущего специалиста в процессе самостоятельной работы : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Гнатышина Екатерина Викторовна. 2005. -С. 12
  39. , Е.А. Формировние информационной культуры будущих учителей технологии : автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Горнева Екатерина Александровна. Шуя, 2009. — 24 с.
  40. ГОСТ Р 7.0.11 2011 Система стандартов по информатизации библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления. — М.: Стандартинформ, 2012. — 12 с.
  41. , О.С. Теория обучения : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -384 с.
  42. , А.Н. Формирование информационной культуры специалиста в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Григорьев Анатолий Николаевич. М., 2010.-43 с.
  43. , C.B. Формирование профессионально-информационной культуры специалистов по сервису и туризму в образовательном процессе вуза : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Гринь Светлана Владимировна. Ставрополь, 2010.- 186 с.
  44. , Л.И. Теория и практика обучения : интегративный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Гриценко. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.
  45. , A.A. Педагогическая акмеология : учебное пособие / A.A. Деркач, О. С. Анисимов, Н. В. Соловьева. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 159 с.
  46. Допиро, Т. Д Внедрение компьютерной графики в учебный процесс / Т. Д. Допиро // Компьютерна геометрия и графика в образовании. Красноярск: КГТУ, 2000. С. 43−45
  47. , A.B. Методические рекомендации по организации учебного процесса (реализация экспериментальных программ) / A.B. Ефремов, Е. Л. Белкин. М., 2002. — С. 119
  48. , В.И. Педагогика : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова — под ред. В. И. Загвязипского. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2012. — 350 с.
  49. , В.И. Теория обучения / В. Г. Загвязинский. -Современная интерпретация. -М., 2001. 192 с.
  50. , И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И. Г. Захарова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
  51. , И.Г. Формирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. д-р пед. наук: 13.00.08 / Захарова Ирина Гелиевна. Тюмень. 2003. — 46 с.
  52. , И.Д. Интеграция межпредметных связей в общем и региональном экологическом образовании // Региональные системы экологического образования / И. Д. Зверев. М.: Тобольск, 1998. — 144 с.
  53. , Т.Е. Формирование самообразовательной компетентности студентов технических вузов на основе проектной технологии : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Землинская Татьяна Евгеньевна. СПб., 2006. — 181 с.
  54. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Электронный ресурс. / И. А. Зимняя. — Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
  55. , И.А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. 3-е изд., пересмотр. — М.: МПСИ — Воронеж — МОДЭК, 2010. -448 с.
  56. , Ю.П. Основы безопасности личности и общества : монография / Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова. М.: Изд-во Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2010. — 289 с.
  57. , Е.Г. Формирование универсальных компетенций у студентов в информационно-образовательной среде вуза : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Зуева Елена Григорьевна. М.: 2008. — 24 с.
  58. Иванникова, J1.B. Методика конструирования учебного модуля компьютерная графика для студентов ФТ и П педвузов специализации «Графика и дизайн»: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Иванникова Любовь Викторовна. М.: 2005. — 16 с.
  59. , O.E. Теория обучения в информационном обществе / O.E. Иванова, И. М. Осмоловская. М.: Просвещение, 2011. — 192 с.
  60. , В.А. Школа информационной цивилизации: «Интеллект -XXI»: Над чем думать, что знать и что делать директору школы /
  61. В.А. Извозчиков, Е. А. Тумалева — под общ. ред. В. А. Извозчикова. М.: Просвещение, 2002. — 109 с.
  62. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт и др. М.: Дрофа, 2008. — 312 с.
  63. , Д.В. Педагогические условия формирования профессиональной культуры у студентов юридического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Калинкин Дмитрий Викторович. Челябинск, 2002. — С. 37
  64. , В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения / В. А. Кальней, B.C. Капралова, В.А. Поляков- Под ред. В. А. Полякова. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  65. , Д.Ф. Взаимодействие систем обучения и воспитания в вузовском образовании / Д. Ф. Карева, Е. К. Дворянкина. Хабаровск: Изд-во ЗГПУ, 2003.-236 с.
  66. , Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Катханова Юлия Федоровна. -М., 1994.-503 с.
  67. , Б.М. Классификация наук / Б. М. Кедров. М.: Мысль, 1985. — 543 с.
  68. , В.В. Формирование информационно-графической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства в вузе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Клюйков Владимир Владимирович. Брянск, 2012. -22 с.
  69. , Г. М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2-е изд., стер. — М.: Academia, 2005. — 173 с.
  70. , С.М. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации: дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Кожуховская Светлана Махтиевна. М., 2012. — 406 с.
  71. , С.М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного образования : автореф. дис.. д-р пед. наук: 13.00.08 / Конюшенко Светлана Михайловна. Ярославль, 2005. — 44 с.
  72. , В.В. Развитие творческих способностей в процессе занятий компьютерной графикой : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Корешков Валерий Викторович. Москва. — 1985. — 78 с.
  73. , E.B. Формирование профессиональной культуры будущего специалиста по работе с молодежью в процессе обучения в вузе автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Коржуева Елена Васильевна. Калуга, 2009. -23 с.
  74. , С.М. Современные образовательные технологии : учебно-методическое пособие / С. М. Косенок, Ф. Д. Рассказов. Сургут: ИЦ СурГУ, 2012.- 78 с.
  75. , С.М. Управление образовательными системами : учебно-методическое пособие / С. М. Косенок, Ф. Д. Рассказов. Сургут: ИЦ СурГУ, 2012.- 78 с.
  76. , JI.C. Профессиональное становление личности учителя развивающего обучения в педагогическом колледже : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Кошкарова Лариса Сергеевна. Челябинск, 1999. — 216 с.
  77. , O.A. Проектирование методической системы обучения студентов дисциплине «Компьютерная графика» : На примере специальности 30 100 «Информатика»: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Крайнова Ольга Анатольевна. Тольятти, 2004. — 208 с.
  78. , В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. Монография / В. А. Красильникова. Москва: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. — 339 с. С 17
  79. , Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. И. Кругликов. 3-е изд., стер. — Москва: Академия, 2007. — 478 с.
  80. , Г. И. Теоретические основы методики преподавания технологии: учеб. пособие для студентов ТЭФ педвузов и педколледжей / Г. И. Кругликов. Курск.: изд-во КГПУ, 1998. — 252 с.
  81. , В.А. Построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями : дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Кудинов Виталий Алексеевич. -М., 2010. 519 с.
  82. , И.П. Системный подход в обучении цветоведению студентов художественно-графического факультета : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. / Кузьмина Ирина Петровна. -М. 178 с.
  83. , Ю.А. Профориентация учащихся в социуме : монография / Ю. А. Кустов, В. Н. Жирнова, C.B. Стацу. Тольятти: ВУиТ, 2008. — 183 с.
  84. , Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе / Ю. А. Кустов. Самара: Самар. ун-т, 1993. — 112 с.
  85. , М.В. Теория и практика формирования графической культуры студентов в высшем техническом учебном заведении: дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Лагунова Марина Викторовна, Нижний Новгород, 2002. -564 с.
  86. , С.А. Философия науки: Словарь основных терминов / С. А. Лебедев. М.: Академический Проект, 2004. — 320 с.
  87. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
  88. , A.A. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность / A.A. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. М.: Смысл, 2005.-431 с.
  89. , A.A. Психология общения : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / A.A. Леонтьев. М.: Смысл: Academia, 2008. — 365 с.
  90. , А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения : сборник / А.Н. Леонтьев- под ред. Д. А. Леонтьева, A.A. Леонтьева. -М.: Смысл, 2009. 422 с.
  91. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. Ереван: Луйс, 1982. — 93 с.
  92. , Г. Г. Психология профессиональной деятельности: учебный курс (учебно-методический комплекс) электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.ecollege.rn/xbooks/xbook059/book/index/index. html? go=part-004*page.htm
  93. , И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник / И. Н. Лисаковский. М., Издательство РАГС, 2002.-238 с.
  94. , Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев — под ред. В. А. Сластенина. М.: Владос, 2010. — 646 с.
  95. , Е.В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Лобанова Елена Владиславовна. -М., 2005. 314 с.
  96. , Б.Ф. Психическая регуляция деятельности : избранные труды / Б. Ф. Ломов — отв. ред. В. А. Барабанщиков и др. Москва: Ин-т психологии РАН, 2006. — 622 с.
  97. , Б.Ф. Системность в психологии : избранные психологические труды / Б. Ф. Ломов. 3-е изд. — М.: Изд-во Моск. психолого-социалыюго ин-та — Воронеж: МОДЭК, 2011. — 423 с.
  98. , С.П. Дидактика художественного образования : монография / С. П. Ломов. М.: Педагогическая академия, 2010.-103 с.
  99. , С.П. Методология художественного образования : учебное пособие / С. П. Ломов, С. А. Аманжолов. М.: Прометей: МПГУ, 2011. — 187 с.
  100. , С.П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и прикладного искусства: кн. Для учителя / С. П. Ломов, В. П. Крылов. М.: Молодая гвадия, 1997. 58 с.
  101. , А. А. Формирование графической культуры у будущих конструкторов-модельеров в колледже : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Лямина Алла Амировна. Ставрополь 2007. — 25 с.
  102. , В.Н. Акмеологический подход в педагогике : монография / В. Н. Максимова — Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. -Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. 195 с.
  103. , В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе : учеб. пособие / В. Н. Максимова. Л.: ЛГПИ, 1980. — 92 с.
  104. , В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения : Кн. для учителя: / В. Н. Максимова. Кишинев: Лумина, 1986.- 150 с.
  105. , Е.А. Педагогические условия обучения компьютерной графике студентов-дизайнеров в высшем учебном заведении : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Маликова Елена Александровна. М., 2009. — 209 с.
  106. Мастерство и личность учителя: На примере деятельности учителя иностр. яз.: Учеб. пособие по проф. подгот. учителя иностр. яз. / Е. И. Пассов, В. П. Кузовлев, Н. Е. Кузовлева, В. Б. Царькова. 2. изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 237 с.
  107. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1988. — 191 с.
  108. , Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  109. , М.Г. Технология творческого мышления / М. Г. Меерович, Л. И. Шрагина. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 494 с.
  110. , В.М. История, цивилизация, культура : опыт философского истолкования / В. М. Межуев. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов, 2011. — 439 с.
  111. , В.М. Идея культуры : очерки по философии культуры / В. М. Межуев. М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 406 с.
  112. Методология и технологии высшего образования в информационном обществе: материалы международной научно-практической конференции, 6 сентября 2011 года / под ред. Г. А. Берулавы. Сочи: Изд-во Международного инновационного ун-та, 2011.-351 с.
  113. , Д.Ф. Компьютерная графика в дизайне / Д. Ф. Миронов. -СПб.: БХВ-Петербург, 2008. 549 с.
  114. Модернизация общего образования: технологии образоват. деятельности: Кн. для учителя / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена- Акулова О. В. и др.- Под ред. В. В. Лаптева и А. П. Тряпицыной. СПб.: Береста, 2002 (ООО Береста). — 95 с.
  115. , H.A. Информационно-образовательная среда как средство формирования информационно культуры будущих инженеров : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Моисеенко Наталья Анатольевна. -М., 2006−20 с.
  116. , В.П. Формирование графической культуры будущих учителей на основе использования информационных технологий обучения : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Молочков Владимир Петрович. Великий Новгород, 2004.- 151 с.
  117. , Э.Ф. Концепция методической системы профессиональной подготовки учителей технологии на основе интегративно-модульного обучения : монография / Э. Ф. Насырова. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2012. — 140 с.
  118. , Э.Ф. Методическая система интегративно-модульного обучения в профессиональной подготовке учителей технологии : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Насырова Эльмира Фанилевна. -М., 2013. 40 с.
  119. , Э.Ф. Модульно-рейтинговая технология обучения студентов в вузе // Прикладная педагогика и психология: монография / под общ. Ред. В. В. Колмакова. Тюмень: «Ист Консалтинг», 2010. — С. 7−32.
  120. , Э.Ф. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству : методическое пособие / Э. Ф. Насырова. Сургут: ИЦ СурГУ, 2009. — 24 с.
  121. , Э.Ф. Формирование профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства в процессе обучения дисциплинам предметной подготовки : дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Насырова Эльмира Фанилевна. М., 2007. — 189 с.
  122. , Г. Н. Профессионально-ориентированная подготовка учителя технологии в области методики использования средствинформационных технологий : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Некрасова Галина Николаевна. Киров, 2005. — 440 с.
  123. , Г. Н. Уроки технологии в начальных классах с компьютерной поддержкой : учебно- методическое пособие / Г. Н. Некрасова. Н. Г. Тарасова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. — 131 с.
  124. , В.В. Методологические основы психологии : учебное пособие / В. В. Никандров. СПб: Речь, 2008. — 234 с.
  125. , В.В. Психология : учебник / В. В. Никандров. Волтерс Клувер, 2009 — 974 с.
  126. , A.M. Методология Электронный ресурс. / A.M. Новиков, Д. А. Новиков. Режим доступа: http://www.methodolog.ru/method.htm
  127. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия: Рипол классик, 2006. — 1455 с.
  128. , Л.Я. Технология обучения студентов художественно-графического факультета компьютерной графике : канд. пед. наук: 13.00.08 / Нодельман Лев Яковлевич. М., 2000. — 275 с.
  129. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 Электронный ресурс. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=T0681
  130. , С.И. Словарь русского языка : около 53 000 слов / С. И. Ожегов — под общ. ред. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. — М.: Оникс: Мир и Образование, 2012. — 894 с.
  131. , С.И. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов — под ред. Л. И. Скворцова. 27-е изд., испр. — М.: Мир И образование, 2013. — 736 с.
  132. , A.A. Методика обучения черчению и графике : учеб.-метод. пособие по черчению для учителей общеобразоват. учреждений /
  133. A.A. Павлова, C.B. Жуков. M.: Гуманит. издат. центр Владос, 2004 (Великолук. гор. тип.). — 95 с.
  134. , М.Б. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / М. Б. Павлова, И. А. Сасова, М. И. Гуревич — под ред. И. А. Сасовой. Изд. 3-е, с уточнениями. — М.: Вентана-Граф, 2013.-222 с.
  135. Патрушева, J1.K. Дидактика образовательной области «Технология» в таблицах и схемах / JI.K. Патрушева. Киров: ВятГГУ, 2006. — 215 с.
  136. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / М.В. Буланова-Топоркова и др. 2. изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 543 с.
  137. Педагогика: учеб. пособие для бакалавров / под ред. П. И. Пидкасистого. 3-е изд., испр. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. -511 с.
  138. , С. Поворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пейперт — пер. с англ / под ред. A.B. Беляевой, В. В. Леонаса. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  139. , А.Ю. Компетентностный поход в непрерывной профессиональной подготовке инжерено-педагогических кадров : дис.. д-рапед. наук: 13.00.08 / Петров Алексей Юрьевич. Нижний Новгород, 2005. -425 с.
  140. , В.А. Общая методика трудового обучения в старших классах / В. А. Поляков, А. Е. Ставровский. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1980.- 111 с.
  141. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5−9 классы М.: Просвещение, 2010 г. 96 с.
  142. , А.Г. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов в современной информационной образовательной среде вуза : дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Прокофьева Анна Геннадьевна. Волгоград, 2008. — 222 с.
  143. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра: сборник / под ред. A.A. Леонтьева. М.: Смысл, 2006. — 389 с.
  144. Психология: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям: базовый курс — под ред. В. А. Сластенина, A.C. Обухова. М.: Юрайт, 2013.-530 с.
  145. , Г. М. Использование компьютера на уроках по обработке ткани / Г. М. Пташкина // Школа и производство. 2001. — № 1. — С. 52
  146. , Ф.Д. Педагогика в модулях : учебно-наглядное издание / Ф. Д. Рассказов. Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2008. — 89 с.
  147. , Ф.Д. Психология в модулях: учеб.-метод. Издание (учеб. пособие для вузов) / Ф. Д. Рассказов. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский дом печати», 2008. — 101 с.
  148. , Ф.Д. Теория и методика организации научно-исследовательской работы : учебно-методическое пособие / Ф. Д. Рассказов, Э. Ф. Насырова, Н. С. Бирюкова. Сургут: ИЦ СурГУ, 2011. — 80 с.
  149. , A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2004. — 432 с.
  150. , Е.В. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя технологии и предпринимательства: Монография / Е. В. Романов. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2000. — 88 с.
  151. , И.М. Формирование основ графической культуры младших школьников на уроках технологии : канд. пед. наук: 13.00.02 / Рубина Ирина Михайловна. Брянск 2006. — 240 с.
  152. , С.Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М. и др.: Питер, 2012.-287 с.
  153. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М. и др.: Питер, 2012. 705 с.
  154. , Г. И. Методология научного познания : учебное пособие для студентов и аспирантов вузов / Г. И. Рузавин. М.: Юнити, 2012. — 287 с.
  155. , В.Н. Философия антропокосмизма: авторский словарь Электронный ресурс. / В. Н. Сагатовский. 2012. — Режим доступа: http://vasagatovskij.narod.ru/raboti.html
  156. , В.Н. Философия культуры: предмет и базовые понятия Электронный ресурс. / В. Н. Сагатовский. СПб.: Парадигма, 2008. — Режим доступа: http://vasagatovskij.narod.ru/raboti.html
  157. , Э.Р. Технологии образовательной поддержки самоопределения педагогов-профессионалов в системе дополнительногопедагогического образования / Э. Р. Саитбаева. Оренбург: изд-во ООИПКРО, 2005.- 122 с.
  158. А.И. Мониторинг качества преподавания в школе /
  159. A.И. Севрук, Е. А. Юнина // Педагогическое общество России. М., 2003. — 33 с.
  160. , Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К. Селевко. М.: НИИ шк. Технологий, 2006 — Т. 1. — 816 с. — Т. 2. — 815с.
  161. , Г. К. Педагогические технологии авторских школ / Г. К. Селевко. М.: НИИ шк. технологий, 2005. — 192 с.
  162. , В.Д. Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса: методическое пособие / В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш. М.: Вентана-Граф, 2007. — 79 с.
  163. , В.Д. Основы технологической культуры : учеб. для учащихся 10−11 кл. общеобразоват шк., гимназий, лицеев / В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш. М.: Вентана-Граф, 2003. — 175 с.
  164. , В.Д. Профессиональная культура : учебное пособие /
  165. B.Д. Симоненко, Е. А. Савченко. Брянск: БГУ, 2006. — 148 с.
  166. , В.Д. Современные педагогические технологии: учеб. пособие / В. Д. Симоненко, Н. В. Фомин. Брянск: Изд-во БГПУ, 2001. — 394 с.
  167. , Т.А. Подготовка будущих учителей технологии к инновационной деятельности в области использования информационных технологий : дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Синицына Татьяна Анатольевна. -М, 2003.- 166 с.
  168. , С.Ю. Развитие графической культуры студентов в системе обучения технического вуза : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ситникова Светлана Юрьевна. М., 2004. — 197 с.
  169. , И.И. Проектная технология развития иноязычной монологической речи учащихся (Общепедагогический аспект): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Скворцова Ирина Игоревна. Саратов, 2000. — 171 с.
  170. , Э.Г. Дистанционное обучение: теоретико-методологические основы: моногр. / Э. Г. Скибицкий, А. Г. Шабанов. -Новосибирск: СИФБД: СГА, 2004. 224 с.
  171. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В. А. Сластенин. М.: Академия, 2003. — 187 с.
  172. , В.А. Психология и педагогика : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. А Сластенин, В. П. Каширин. 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 480 с.
  173. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введ. в психологию субъективности: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-пресс, 1995. — 383 с.
  174. Словари и энциклопедии на Академике Электронный ресурс. -Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enclp/23 546
  175. Словопедия. Толковый словарь Ушакова Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.slovopedia.eom/3/211/845 970.html
  176. , Т.А. Структура и содержание непрерывной профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства в системе «колледж-вуз» : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Смолина Тамара Андреевна. Екатеринбург, 2001. — 18 с.
  177. , Е.А. Профессиональное становление личности специалиста-гуманитария / Е. А. Соколова.- М.: Из-во «Университетская книга», 2009.-480с.
  178. , О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя / О. Б. Ставрова // Школьная Пресса. 2004. -№ 18.-С. 63−65
  179. , В.В. Черчение : рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В. В. Степакова. 6-е изд. — М.: Просвещение, 2011 (Смоленск: Смоленский полиграфкомбинат). -23 с.
  180. , В.Н. Теория и практика «метода проектов» в педагогике XX века : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Стернберг Вера Николаевна. -Владимир, 2003. 194 с.
  181. , Н.Ф. Педагогическая психология : учеб. для студ. сред, учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 288 с.
  182. , Н.Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса / Н. Ф. Талызина. М., 1977. — 412 с.
  183. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. Монография / В. А. Красильникова. Москва: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009.-339 с.
  184. Технологическое образование: состояние, проблемы, перспективы: материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В. Д. Симоненко, 20−21 марта 2007 г. / редкол.: Н. В. Матяш и др. Брянск: РИО БГУ, 2007. — 254 с.
  185. , Е.В. Концепция непрерывного дизайн-образования / Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская. М.: НИИ развития проф. образования, 2006. -43 с.
  186. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И. В. Роберт и др. — под ред. И. В. Роберт, Т. А. Лавиной, Л. Л. Босовой. М.: Бином. Лаб. знаний, 2011. — 69 с.
  187. , В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. 3-изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. — 280 с.
  188. , Т.А. Формирование профессиональной культуры будущих инженеров ландшафтного дизайна : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Третьякова Татьяна Анатольевна. Саратов 2008. — 23 с.
  189. Трудовое становление учащихся основной школы: монография / П. Р. Атутов, В. А. Поляков, И. А. Сасова и др. Владимир, 2003. — 175 с.
  190. , Д.А. Проблемное обучение на уроках труда : Кн. для учителя / Д. А. Тхоржевский, В. Г. Гетта. Минск: Нар. асвета, 1986. — 125 с.
  191. , Л.Н. Компьютерная графика как особый вид современного искусства : автореферат дис.. кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Турлюн Любовь Николаевна. Барнаул, 2006. — 23 с.
  192. , H.A. Формирование графической культуры будущего учителя в процессе обучения информатике : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Усова Надежда Александровна. Самара, 2010. — 195 с.
  193. , Л.А. Новые информационные технологии обучения как фактор повышения качества подготовки студентов в вузе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Федина Любовь Александровна. М, 2007. — 207 с.
  194. , Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. Т.1 / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. — 568 с.
  195. , Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. 2009. № 1. — С. 212.
  196. Философский словарь / Авт.- сост.: В. Н. Мирошниченко и др.- под ред. А. П. Ярещенко. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 555 с.
  197. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. — 568 с.
  198. Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. Т 1: Теория культуры / отв. Ред. Д. Л. Спивак. СПб.: Алетейя, 2008. — 432 с.
  199. Е.В. Формирование информационной культуры старшеклассников на основе интегративного подхода: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Харунжева Елена Викторовна. Киров, 2003. — 19 с.
  200. , Г. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г. И. Хозяинов. М., 2006. — 206 с.
  201. , Ю.Л. Преподавание образовательной области «Технология» в 2008/2009 учебном году / Ю. Л. Хотунцев, Л. И. Дубровская М.: МИОО: ОАО «Московские учебники», 2008. — 144 с.
  202. Художественно-педагогический словарь / сост.: Н. К. Шабанов и др. М.: Трикста: Академический Проект, 2005. — 472 с.
  203. , A.B. 55 методов творческого обучения : методическое пособие / A.B. Хуторской. М.: Эйдос, 2012.-41 с.
  204. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. № 2. — С. 58−64
  205. , A.B. Метапредметный подход в обучении : научно-методическое пособие / A.B. Хуторской — Ин-т образования человека, Центр дистанционного образования «Эйдос». М.: Эйдос, 2012. — 72 с.
  206. , A.B. Системно-деятельностный подход в обучении : научно-методическое пособие / A.B. Хуторской. М.: Эйдос, 2012. — 62 с.
  207. , Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Чапаев Николай Кузьмич. -Екатеринбург, 1998. 462 с.
  208. , Н.К. История художественно-промышленного и художественно-педагогического образования в России в XIX XX вв.: учебное пособие / Н К. Шабанов, М. С. Степанов. — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006 (Воронеж: ИПФ Воронеж). — 199 с.
  209. , Н.К. Художественно-педагогическая подготовка учителя изобразительного искусства в вузе : монография. / Н. К. Шабанов — Курский гос. ун-т. Курск: Курский гос. ун-т, 2008. — 146 с.
  210. , В.Д. От индивида к индивидуальности : введение в психологию / В. Д. Шадриков. М.: Ин-т психологии РАН, 2009 (М.: Наука). -654 с.
  211. , Г. А. Педагогические условия использования ЭВМ в подготовке будущих учителей технологии к конструированию и моделирования одежды: автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Шильникова Галина Алексеевна. Брянск, 1988. — 18 с.
  212. , Н.П. Дидактические условия применения компьютерной техники в процессе обучения учащихся 5−7 классов образовательной области «Технология» : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Шипицын Николай Павлович. Брянск, 1996. — 19 с.
  213. , Т.Ш. Использование технологий компьютерного обучения для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей: автореф. дисс. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Шихнабиева Тамара Шихгасановна. М., 1999. — 16 с.
  214. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. Т. 1. А Л / Под ред. С. Я. Батышева. — М.: Ассоциация «Проф.образование», 1998. — 568 с.
  215. , П.С. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к экономическому образованию школьников : дисс.. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Яковлев Павел Сергеевич. -Челябинск, 2005.- 196 с.
  216. Brinkmann, R. The Art and Science of Digital Compositing / R. Brinkmann: Morgan Kaufmann, 2008. 704p.
  217. Hughes, J. The Role of Teacher Knowledge and Learning Experiences in Forming Technology-Integrated Pedagogy / J. Hughes // Journal of Technology and Teacher Education, 2005. № 13(2). — P. 277−302
  218. Koehler, M.J. Integrating content, pedagogy & technology: Tracing the development of teacher knowledge in a design seminar / M.J. Koehler, P. Mishra, K. Yahya // Computers & Education, 2007. № 49(3). — P. 740−762
  219. Shiffman, D. Learning processing / D. Shiffman: Morgan Kaufmann, 2008.-472 p.
  220. Stone, R. Best Practices for Teaching Science: what award-winning classroom teachers do / R. Stone. Thousand Oaks, CA: Corwin Press, 2007. — 89 p.
Заполнить форму текущей работой