Программа «Организация социально-педагогической помощи детям из неблагополучных семей»
При кардинационно — организационной помощи со стороны социального педагога, на основании алгоритма, составленного для работы с неблагополучными семьями нами была предложена программа «Социально — педагогическая помощь детям из неблагополучных семей» с учетом того, что в основе возникновения социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья — ребенок». В ходе работы школы… Читать ещё >
Программа «Организация социально-педагогической помощи детям из неблагополучных семей» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:
ь раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
ь определение причин неблагополучия семьи;
ь осуществление информационной помощи семье;
ь организация профилактики нарушений воспитания в семьях «группы риска»;
при кардинационно — организационной помощи со стороны социального педагога, на основании алгоритма, составленного для работы с неблагополучными семьями нами была предложена программа «Социально — педагогическая помощь детям из неблагополучных семей» с учетом того, что в основе возникновения социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья — ребенок».
Цель программы: создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, раннее выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных семей.
В настоящее время возрастает число неблагополучных семей. Это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно. Именно поэтому таким семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
В целях профилактической, реабилитационной и коррекционной работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении на базе ЦСОН созданы и функционируют.
- — школа профилактики для несовершеннолетних
- — профилактический клуб для родителей «Семейная гостиная».
В работу школы профилактики для несовершеннолетних внедрили краткосрочную профилактическую и реабилитационную программу профессора В, Р, Касаткина «Предупреждение насилия».
Программа направлена на профилактику и раннее выявление жестокого обращения и повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях жестокого обращения и насилия.
Цель данной программы: профилактика, раннее выявление случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних и их реабилитация.
Задачи:
ь внедрение краткосрочной профилактической программы на профилактику жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних;
ь повышение информированности детей о возможности риска и опасностях жестокого обращения и насилия;
ь формирование позитивного самоотношения в детях Основные направления реализации программы: психодиагностика, психокоррекция, консультативная работа, профилактико-просветительская работа.
Основные формы работы:
- — акции «Береги себя и других», «Защитим детей от насилия!
- — индивидуальное консультирование «Откровенный разговор»
- — цикл профилактических бесед «Нет насилию»
- — ролевые игры
- — анализ конкретных ситуаций
- — групповые дискуссии
- — мини-лекции
- — элементы арт-терапии
- — оформление и распространение буклетов
- — выставка методической литературы
- — время доброго общения с представителями других учреждений и религиозных конфессий
- — психологические тренинги.
В ходе работы школы профилактики для несовершеннолетних были достигнуты следующие положительные результаты: в связи с проведением профилактических и реабилитационных мероприятий специалистами уменьшилось количество осужденных несовершеннолетних (с 9 до 4 человек) и снизилось количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения (с 21 до 14).
Наиболее сложной частью работы по предотвращению жестокого обращения и насилия в семье является работа с родителями. Основным постулатом в работе профилактического клуба «Семейная гостиная» является программа Н, Ю. Величко «СемьЯ».
Цель программы: повышение психологической грамотности родителей в решении проблем и оказании им помощи в гармонизации отношений с детьми и между собой.
Задачи:
ь психологическая поддержка родителей, переживающих трудности в отношении с детьми;
ь коррекция родительских установок в восприятии и воспитании своего ребенка;
ь помощь в анализе проблемных ситуаций и трудностей в семье, а также выработка стратегий поведения в каждой конкретной ситуации.
Основные направления программы:
- — диагностика семейных и детско-родительских отношений, а также личностных качеств членов семьи;
- — коррекция семейных отношений;
- — информационная работа с родителями;
- — консультирование родителей;
- — профилактика семейных проблем.
Основные формы работы:
- — мини-лекции
- — групповые дискуссии
- — социально-психологические тренинги
- — ролевые игры
- — анализ конкретных ситуаций
- — элементы арт-терапии
- — индивидуальное консультирование
- — круглый стол
- — индивидуальные и групповые беседы
- — встречи с представителями других учреждений и религиозных конфессий.
В ходе работы профилактического клуба «Семейная гостиная» можно отметить следующие положительные результаты:
- — восстановление детско-родительских взаимоотношений после прохождения родителей курса лечения от алкогольной зависимости (5 семей)
- — восстановлен благоприятный психологический климат в связи с трудоустройством родителей (4 семьи)
- — налажены взаимоотношения между супругами в связи с проведением ряда профилактических мероприятий (2 семьи).
Таким образом, необходима слаженная работа, тесное взаимодействие всех учреждений. Работа должна быть направлена на достижение оптимального физического, интеллектуального, социально-психологического уровня деятельности семьи.
Часто, начиная работу с семьей, мы хотим в скором времени получить результат. Опыт показывает, что мы бываем слишком нетерпеливы и отсутствие результата считаем основанием для прекращения работы «по-хорошему» и начала работы «по-плохому». Тогда к семье начинают применять (от отчаяния и возмущения) карательные меры — с исключением детей из школы и направлением их в специализированные учебные заведения, со штрафными санкциями для родителей, с ограничениями и лишением родительских прав. Однако в результате этих мер изменения в лучшую сторону наступают далеко не всегда, а нередко и без того тяжелое положение усугубляется. Безусловно, в работе встречаются ситуации, когда перечисленные меры оказываются единственно возможным выходом. Но бывает и так, что отсутствие изменений говорит о плохо продуманном подходе со стороны специалистов, о недостаточном профессионализме при работе с семьей или просто о нашей поспешности. Серьезные изменения требуют времени. Как на протяжении многих лет формировался негативный способ поведения членов семьи, так не за один день семья перестраивается и начинает пробовать жить иначе. Человек должен созреть для изменений, а это долгий процесс, причем большая его часть происходит во внутреннем мире человека, не проявляясь поначалу внешне. Когда же изменения становятся заметны, то об их устойчивости все равно говорить рано: требуется значительный период, для того чтобы новые способы поведения стали привычными. На этом пути возможны срывы, возврат к старому, который не следует расценивать как тщетность всех приложенных усилий. Возможно, это временный откат назад, вызванный какими-либо неблагоприятными обстоятельствами. И наше дело в таком случае — вновь проанализировать ситуацию, делать выводы и продолжать работу.