Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Элементы театрализации в педагогике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В. А. Артемов, психолог, специалист в области обучения иностранным языкам, обращает внимание на близость обстоятельств, стимулирующих овладение языком, к театральным обстоятельствам: «Театр позволяет в известной мере раскрыть социально-психологические закономерности актуализации речевых поступков, условия их осуществления» (Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение… Читать ещё >

Элементы театрализации в педагогике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Театрализация — использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства) (Чумакова Т. И. Особенности изучения художественного произведения на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2005. № 6. С. 41−43).

Коллективное творчество способствует осуществлению взаимного контроля работы друг друга. Дети с большим интересом следят за работой партнеров, они прислушиваются к мнению своих товарищей и сознательно стараются контролировать свое поведение и речь. Таким образом, рождается еще один важный компонент обучения английскому языку — самоконтроль. Кроме того, в процессе занятий для развития привлекательности учебных действий часто используются элементы соревнования, например, кто лучше перевоплотится в данную роль, кто лучше произнесет ту или иную реплику (Гальперин П. Я. Заметки о психологических основах обучения речи на иностранном языке. Изд. Воронежский университет, 1980. С. 20−21).

Детей привлекает игра в вымышленном мире, что позволяет им реализовать свои способности, высказать свои желания и забыть на время о тех сложностях или стереотипах, которые у них существуют в реальной жизни.

В.А. Артемов, психолог, специалист в области обучения иностранным языкам, обращает внимание на близость обстоятельств, стимулирующих овладение языком, к театральным обстоятельствам: «Театр позволяет в известной мере раскрыть социально-психологические закономерности актуализации речевых поступков, условия их осуществления» (Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. С. 87−89).

Существует ряд приемов использования элементов театрализации, которую в данной работе мы рассматривали как ведущее понятие по отношению к нижеперечисленным: персонификация, ролевое прочтение текста, ролевая игра, сценически-игровые упражнения, историческая сценка, инсценирование отрывка, драматизация (Малышева О.К., Жесткова Е. А. Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе // Молодой ученый. 2015. № 18. С. 471−474).

Персонификация — это прием театрализации, при котором реально живший персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя. Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию. Задачами данного приема являются: введение в тему и способность заинтересовать детей в предстоящим изучении литературного произведения (Ершова А. П. Влияние актёрского творчества на всестороннее развитие личности школьника // Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. М.: АПН СССР, 1984. С. 46−52).

Ролевое прочтение текста — чтение текста по ролям с использованием авторского текста. Виды упражнений данного приема: «вложение» слов в уста героя, передать голосом и интонацией характер героя (Ершова А.П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. М., 1982. С. 50).

Ролевая игра «Кто я?» — представление себя учеником в костюме персонажа. Задачи приема: уяснить значение речи действующего лица как его основной характеристики. В этом приеме используются следующие упражнения: кукольный театр, игра «Парад героев», игра «Узнай героя» (Ершов П. М. Технология актёрского искусства. М.: ВТО, 1969. С. 113−120).

В сценически-игровых упражнениях учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение персонажей, место и время действия. При этом можно использовать один из представленных видов упражнения: сценический этюд, пантомиму, составление словесного портрета героя. Этот прием используется для развития речи, пластики, игровых способностей.

Еще один прием использования элементов театрализации — историческая сценка. Это небольшое представление по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов (Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. М.: Просвещение, 1992. С. 125−134).

Инсценирование отрывка — воспроизведение текста с передачей характера героев без применения театральных атрибутов. Виды упражнений: деление и прочтение текста по ролям; «живые картинки»; учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев и создают ремарки, уточняют поведение героев, место и время действия (Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982. С. 175).

Самый сложный прием: драматизация — самостоятельное инсценирование литературного произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов. Задачи данного приема:

  • 1. составление словесного портрета героя;
  • 2. работа над сценической выразительностью: определение целесообразности действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
  • 3. подготовка театральных атрибутов для выступления;
  • 4. использование грима для создания образа.

Для данного ассортимента приемов характерно разнообразие упражнений: работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации; подготовка театрального костюма; использование грима для создания образа (Ершова А.П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы. Театр и образование. М., 1992. С. 37−50).

Соответственно, использование элементов театрализации в педагогическом процессе оказывает продуктивное влияние на формирование компетенций обучающихся (фонетическая, лексическая, грамматическая, социокультурная), универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), развитие личности, способствует формированию благожелательной атмосферы, то есть достигается эффективность всего учебного процесса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой