Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диагностика уровней психолого-педагогического духовно-нравственного воспитания подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с приведенной шкалой исследования 29 подростков из исследуемой группы по показателю итоговых оценок можно отнести к низкому уровню духовно-нравственной воспитанности, так как их НУДНВ составил от 17,5 до 24 баллов. С психолого-педагогической точки зрения это означает, что больше половины данной группы, а именно 58% подростков располагают слабым, еще неустойчивым опытом… Читать ещё >

Диагностика уровней психолого-педагогического духовно-нравственного воспитания подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диагностика первоначальных уровней духовно-нравственной воспитанности подростков была проведена в соответствии с методикой и условиями, представленными в разделе 2.1.

На основании проведенного тестирования по бланку анкеты были получены результаты балльных оценок по 6-ти показателям. Все оценки были занесены в сводный лист. Оценки, выставленные подростком, заносились в графу Д. Оценки, выставленные классным руководителем — в графу П. Средняя оценка по каждому критерию рассчитывалась, как среднеарифметическая между двумя оценками, и отражалась в графе С. Рассчитанная суммированная итоговая оценка уровня духовно-нравственной воспитанности подростка была выставлена в графе И. Сводный лист представлен в Приложении 1.

Анализ полученных показателей духовно-нравственной воспитанности подростков проводился по двум направлениям:

  • 1. Оценка НУДНВ — общего первоначального уровня духовно-нравственной воспитанности подростков для представления общей картины;
  • 2. Оценка каждого критерия по отдельности для выявления наиболее слабых сторон духовно-нравственной воспитанности, которые нуждаются в усиленной психолого-педагогической коррекции.

Рассмотрим по отдельности каждую группу результатов.

Анализируя рассчитанные оценки НУДНВ исследуемой группы подростков, можно сделать следующие выводы.

  • 1. В исследуемой группе отсутствуют подростки, которых можно считать абсолютно невоспитанными, то есть, все итоговые оценки превышали показатель в 12 баллов. Наименьший показатель составил 17,5 баллов, что соответствует низкой воспитанности.
  • 2. В соответствии с приведенной шкалой исследования 29 подростков из исследуемой группы по показателю итоговых оценок можно отнести к низкому уровню духовно-нравственной воспитанности, так как их НУДНВ составил от 17,5 до 24 баллов. С психолого-педагогической точки зрения это означает, что больше половины данной группы, а именно 58% подростков располагают слабым, еще неустойчивым опытом положительного нравственного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.
  • 3. В соответствии со шкалой исследования 21 подросток из исследуемой группы по показателю итоговых оценок можно отнести к более высокому среднему уровню духовно-нравственной воспитанности, так как их НУДНВ составил от 24,5 до 35, 5 баллов. С психологопедагогической точки зрения это означает, что 42% респондентов данной группы характеризуются самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя в целом их активная общественная позиция еще не вполне сформирована.
  • 4. По результатам исследования в данной группе подростков нет ни одного человека, которого можно было бы отнести к высокому уровню духовно-нравственного воспитания, так как максимальный показатель НУДНВ в данной группе составил 35,5 баллов.
  • 5. Достаточно показательно, что в большинстве случаев подростки оценивают себя более высокими баллами, чем это делает классный руководитель. Это свидетельствует об их завышенной самооценке, что достаточно характерно для данного возраста.

Наглядно распределение уровней в данной группе подростков представлено в виде диаграммы на рисунке 1.

Распределение уровней духовно-нравственной воспитанности при первоначальной диагностике исследуемой группы подростков.

Рис. 1. Распределение уровней духовно-нравственной воспитанности при первоначальной диагностике исследуемой группы подростков.

Источник: исследования автора

Соответственно, такое распределение уровней нельзя считать положительным, ведь уровень духовно-нравственного воспитания большинства подростков данной группы является низким. Исследование подтвердило гипотезу о том, что уровень духовно-нравственного воспитания подростков нуждается в корреляции. Тем не менее, итоговая оценка (НУДНВ) складывается из оценки 6-ти критериев. Поэтому для более четкого выявления черт, нуждающихся корреляции, были проанализированы оценки каждого критерия по отдельности в соответствии с уровнями, предложенными при разъяснении:

  • 0 — 2,0 балла — невыраженный характер (0 уровень);
  • 2,5 — 4,5 баллов — слабо выраженный характер (1 уровень);
  • 5 — 7 баллов — средняя степень проявления (2 уровень);
  • 7,5 — 10 баллов — высокая степень проявления (3 уровень).

Рассмотрим анализ оценок отдельных черт личности, характеризующих уровень духовно-нравственного воспитания.

1) Первым критерием оценивался патриотизм («Отношение к обществу»). По мнению К. Д. Ушинского, патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

В данной исследуемой группе подростков оценки патриотизма сложились следующим образом:

  • · 33 человека — невыраженный характер данного показателя при оценках 2 и менее баллов;
  • · 17 человек — слабовыраженный характер;
  • · в группе не оказалось ни одного человека со средней и высокой степенью проявления патриотизма.

Это очень тревожное явление, так как значительная часть, фактически 66% подростков, исследуемой группы находятся на 0 уровне развития чувства патриотизма. С педагогической точки зрения это означает, абсолютно не выраженный характер данного критерия среди личностных качеств. Патриотизм практически не находит выражения в их поведении, они не могут вспомнить реальный случай из личной жизни, когда бы чувствовали, что данная черта важна для них.

Вторая часть группы — 34% респондентов находятся на 1 уровне развития чувства патриотизма. Это говорит о том, что данный критерий имеет слабо выраженный характер в комплексе духовно-нравственных качеств. Испытуемым иногда, в отдельных случаях, нечасто, но приходилось испытывать данное чувство. Однако они не считают данную черту важной.

Наглядно распределение респондентов по уровням выраженности патриотизма представлено в виде диаграммы на рисунке 2.

Распределение по уровням личного качества «Патриотизм» в группе подростков.

Рис. 2 Распределение по уровням личного качества «Патриотизм» в группе подростков

Источник: исследования автора

Аналогично были проведены расчеты по другим личным качествам, определенным критериями духовно-нравственного воспитания подростков.

2) Стремление к культурному развитию, познанию нового («Отношение к умственному труду»). К. Д. Ушинский считал процесс обучения, который является для детей и подростков важным умственным трудом, одним из важнейших средств нравственного воспитания. Поэтому уровни данного критерия будут свидетельствовать об отношении подростков к этой стороне их жизни.

Уровни отношения к познанию, культурному развитию, процессу обучения распределились в группе подростков следующим образом:

  • · 1 человек — невыраженный характер данного показателя с оценкой 1,5 баллов;
  • · 33 человека — слабовыраженный характер при оценках от 2,5 до 4,5 балла;
  • · 16 человек — со средней степенью проявления стремления к познанию и культурному развитию с оценками от 5 до 7 баллов;
  • · в группе не оказалось ни одного человека с высокой степенью проявления данного качества.

В данном случае большая часть группы подростков — 66% имеют слабовыраженный характер стремления к культурному развитию. Они не считают эту черту важной для себя. Это также неблагоприятный показатель в условиях современного общества.

В составе группы 32% подростков имеют среднюю степень проявления данного критерия. Это означает, что они знают и уверены, что данная черта часто встречается в их поведении. Они придают ей важное значение, стараются ее развивать.

Невыраженный характер проявления данной черты установлен у 2% участников. Высокого уровня данного критерия не проявил ни один человек, что является достаточно тревожным симптомом для молодых людей.

Наглядно распределение респондентов по уровням выраженности стремления к познанию и культурному развитию представлено в виде диаграммы на рисунке 3.

Распределение по уровням личного качества.

Рис. 3 Распределение по уровням личного качества

«Стремление к культурному развитию» в группе подростков.

Источник: исследования автора

3) Третий анализируемый критерий — трудолюбие отношение к общественно полезному труду («Отношение к физическому труду»). Воспитанию трудолюбия К. Д. Ушинский придавал очень важное значение и посвятил этому вопросу свою книгу «Труд в его психическом и воспитательном значении». Он отмечает: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни… должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» .

Уровни отношения к трудолюбию распределились в группе подростков следующим образом:

  • · 16 человек — невыраженный характер показателя с оценками от 1 до 2 баллов;
  • · 28 человека — слабовыраженный характер при оценках от 2,5 до 4,5 балла;
  • · 6 человек — со средней степенью проявления стремления к познанию и культурному развитию с оценками от 5 до 7 баллов;
  • · в группе не оказалось ни одного человека с высокой степенью этого качества.

В данном случае большая часть группы подростков — 56% имеют слабовыраженный характер стремления к культурному развитию. Они не считают эту черту важной для себя. Это также неблагоприятный показатель «непрестижности» труда в условиях современного общества.

В составе группы 32% подростков имеют невыраженный характер данного критерия. Для них вообще нехарактерно стремление к труду, трудолюбие, что также очень неблагоприятно с точки зрения будущего гражданина общества.

В группе 12% подростков имеют среднюю степень проявления трудолюбия. То есть, они знают и уверены, что данная черта часто встречается в их поведении Они придают ей важное значение, стараются ее развивать.

Высокого уровня данного критерия не проявил ни один человек.

Наглядно распределение респондентов по уровням выраженности трудолюбия представлено в виде диаграммы на рисунке 4.

Распределение по уровням личного качества «Трудолюбие» в группе подростков.

Рис. 4 Распределение по уровням личного качества «Трудолюбие» в группе подростков

Источник: исследования автора

4) Критерий Коллективизм и товарищество («Отношение к людям»), по мнению К. Д. Ушинского, является основой нравственного воспитания и стремился всегда создать атмосферу товарищества в детском коллективе.

Уровни отношения к товариществу распределились в группе подростков следующим образом:

  • · невыраженный характер данного показателя не проявил ни один человек;
  • · 16 человек — слабовыраженный характер при оценках от 2,5 до 4,5 балла;
  • · 24 человека — со средней степенью проявления товарищества с оценками от 5 до 7 баллов;
  • · 10 человек с высокой степенью проявления данного качества.

В данном случае большая часть группы подростков — 48% имеют среднюю степень проявления товарищества. Они знают и уверены, что данная черта часто встречается в их поведении Они придают ей важное значение, стараются ее развивать.

32% опрошенных подростков выявили слабовыраженный характер данной черты. Это означает, что им в отдельных случаях, нечасто, но приходилось испытывать данное чувство. Тем не менее, они не считают эту черту важной.

Высокий уровень данного критерия установлен у 20% респондентов. Это означает, что они практически ежедневно проявляют данное качество, стараются его развивать, стремятся к наиболее высоким проявлениям данной черты в повседневной жизни Наглядно распределение респондентов по уровням выраженности стремления к познанию и культурному развитию представлено в виде диаграммы на рисунке 5.

Распределение по уровням личного качества «Товарищество» в группе подростков.

Рис. 5 Распределение по уровням личного качества «Товарищество» в группе подростков

Источник: исследования автора

5) Долг и ответственность («Саморегуляция личности, требовательность к себе»). Понятию «гражданский долг» К. Д. Ушинский придавал очень большое значение и повсеместно выступал за обязательное воспитанию гражданского долга, умению «высказать смелое слово истины». Для подростков это чувство было обозначено как требовательность по отношению к себе и выполнению своих обязанностей.

Уровни отношения к долгу и ответственности распределились в группе подростков следующим образом:

  • · 19 человек проявили невыраженный характер данного показателя;
  • · 29 человек — слабовыраженный характер при оценках от 2,5 до 4,5 балла;
  • · 2 человека — со средней степенью проявления чувства долга с оценками от 5 до 7 баллов;
  • · ни один человек не проявил высокой степени данного качества.

В данном случае очень большая часть группы подростков — всего 58% имеют слабо выраженную степень проявления данного показателя. Это означает, что им в отдельных случаях, нечасто, но приходилось испытывать данное чувство. Тем не менее, они не считают эту черту важной.

38% подростков обладают невыраженным характером данной черты, то есть вообще находятся на нулевом уровне по отношению к долгу и ответственности. Это очень негативный показатель для будущих граждан современного общества.

Всего лишь 4% подростков имеют среднюю степень проявления чувства долга. Они знают и уверены, что данная черта часто встречается в их поведении, придают ей важное значение, стараются ее развивать.

Высокую степень проявления данных чувств не проявил ни один человек.

Наглядно распределение респондентов по уровням выраженности долга и ответственности представлено в виде диаграммы на рисунке 6.

Распределение по уровням личных качеств «Долг и ответственность» в группе подростков.

Рис. 5 Распределение по уровням личных качеств «Долг и ответственность» в группе подростков

Источник: исследования автора

6) Критерий Доброта и отзывчивость («Отношение к людям») становится очень важным в нашем современном обществе в условиях постоянного потока негативной информации из средств масс медиа. Примечательно, что К. Д. Ушинский призывал к воспитанию доброты, но доброты без слабости, то есть активной доброте.

Уровни отношения к доброте и отзывчивости распределились в группе подростков следующим образом:

  • · невыраженный характер данного показателя не проявил ни один человек;
  • · 16 человек — слабовыраженный характер при оценках от 2,5 до 4,5 балла;
  • · 17 человек — со средней степенью проявления товарищества с оценками от 5 до 7 баллов;
  • · 17 человек с высокой степенью проявления данного качества.

В данном случае очень большая часть группы подростков — всего 68% имеют среднюю и высокую степень проявления данного показателя, распределенные наполовину, то есть по 34%. Это можно считать положительным моментом. Подростки знают и уверены, что данная черта часто встречается в их поведении Они придают ей важное значение, стараются ее развивать. Многие практически ежедневно проявляют данное качество, стараются его развивать, стремятся к наиболее высоким проявлениям данной черты в повседневной жизни.

32% опрошенных подростков выявили слабовыраженный характер данной черты. Это означает, что им в отдельных случаях, нечасто, но приходилось испытывать данное чувство. Тем не менее, они не считают эту черту важной.

Примечательно, что невыраженный характер проявления не проявил ни один человек. Наглядно распределение респондентов по уровням выраженности стремления к познанию и культурному развитию представлено в виде диаграммы на рисунке 7.

Распределение по уровням личного качества «Доброта» в группе подростков.

Рис. 7 Распределение по уровням личного качества «Доброта» в группе подростков

Источник: исследования автора

На основе анализа отдельных качеств, являющихся критериями уровня духовно-нравственной воспитанности, была составлена сводная таблица 2 анализа для выявления наиболее проблемных нравственных качеств подростков исследуемой группы.

Таблица 2 Сводный анализ проблемных нравственных качеств в группе исследуемых подростков.

0 уровень.

1 уровень.

2 уровень.

3 уровень.

Патриотизм.

66%.

34%.

0%.

0%.

Стремление к культурному развитию.

2%.

66%.

32%.

0%.

Трудолюбие.

32%.

56%.

12%.

0%.

Товарищество.

0%.

32%.

48%.

10%.

Долг.

38%.

58%.

4%.

0%.

Доброта.

0%.

32%.

34%.

34%.

Источник: исследования автора

Красным цветом в таблице выделены наиболее проблемные качества духовно-нравственного воспитания, нуждающиеся в наибольшей коррекции. К ним относятся:

  • · Патриотизм,
  • · Трудолюбие,
  • · Долг и ответственность.

Желтым цветом выделены качества, также нуждающиеся в дополнительной коррекции, но не в такой сильной степени. Здесь к предыдущим качествам добавляется критерий «Стремление к культурному развитию».

Зеленым цветом выделены показатели, находящиеся в благоприятном состоянии у данной группы подростков и нуждающиеся в обычной поддержке данного уровня.

Соответственно, в результате психолого-педагогической диагностики духовно-нравственного воспитания у исследуемой группы подростков было выявлено, что наибольшей коррекции требуют качества «Патриотизм», «Трудолюбие», «Долг и ответственность», а также «Стремление к культурному развитию». Именно из-за низких уровней данных качеств большинство подростков группы (58%) обладают низким уровнем духовно-нравственной воспитанности (УДНВ), а 42% - средним уровнем.

В связи с этим было предпринято создание модели духовно-нравственного воспитания подростков для коррекции УДНВ по направлениям наиболее проблемных качеств.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой