Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях лаборатории биологии ИСМО РАО (2001;2005 гг.), на научно-практической конференции молодых учёных «Проблемы и приоритеты современного образования» в ИОСО РАО (г. Москва, 2002 г.), на областной конференции для учителей и директоров школ Калужской области (г. Обнинск… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема биоразнообразия в науке и школьной практике
    • 1. 1. Проблема биоразнообразия в биологической науке
    • 1. 2. Реализация регионального компонента при изучении биоразнообразия
    • 1. 3. Состояние проблемы формирования знаний о биоразнообразии в методике обучения биологии
  • Глава 2. Методика развития знаний о биоразнообразии в основной школе и результаты педагогического эксперимента
    • 2. 1. Система знаний о биоразнообразии в разделе «Растения» и организация педагогического эксперимента
    • 2. 2. Взаимосвязь классной и внеклассной работы как условие формирования знаний о биоразнообразии
    • 2. 3. Введение знаний о видовом и экосистемном разнообразии
    • 2. 4. Формирование знаний о биоразнообразии при изучении споровых растений
    • 2. 5. Развитие знаний о биоразнообразии при изучении семенных растений

Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в системе среднего образования, в том числе и биологического, на первое место выходят проблемы, связанные с обновлением структуры и содержания общего образования, обеспечивающие достижение нового качества образования. Эти проблемы требуют изменения приоритетов в биологическом образовании, переосмысление целей и приведения его содержания в соответствие с новыми потребностями общества, мировыми тенденциями, достижениями науки о жизни на современном этапе.

Как отмечается в Конвенции модернизации российского образования на период за 2010 г., главная задача российской образовательной политики состоит в сохранении фундаментальности образования и его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. К числу фундаментальных, общебиологических знаний относятся знания о биоразнообразии, составляющие базу для осознания экологических проблем, бережного отношения ко всему живому как уникальному и бесценному, обеспечивающие сохранение равновесия в биосфере как основы выживания человека и устойчивого развития цивилизации.

Биоразнообразие в последнее время стало одним из самых распространённых понятий в научной литературе, природоохранном движении и международных связях. Доказано, что необходимым условием нормального функционирования экосистем и биосферы в целом является достаточный уровень природного разнообразия на нашей планете. Биологическое разнообразие рассматривается как основной параметр, дающий представления о состоянии надорганизменных систем. В ряде стран именно характеристика биологического разнообразия выступает в качестве основы экологической политики государства, стремящегося сохранить свои биологические ресурсы, чтобы обеспечить устойчивое экономическое развитие.

Термин «биологическое разнообразие» используется активно не менее полувека и в его современной трактовке включает всю совокупность форм жизни на Земле, а также разнообразие биотических сообществ, формирующихся в разных средах обитания. Планетарное биоразнообразие поддерживает современный баланс биосферных процессов и функционирование самой биомассы. Поэтому все живые организмы представляют собой природный биологический ресурс, обусловливающий возможность существования жизни на Земле и существование человека. Биоразнообразие напрямую связано с устойчивостью экосистем и биосферы в целом и зависит от изменения экологических факторов, в первую очередь антропогенных. В связи с усиливающимся воздействием человека на биосферу проблема сохранения биологического разнообразия на всех уровнях — от организменного до популяционно-видового и экосистемного — становится всё более актуальной. Сокращение биоразнообразия может иметь серьёзные экономические, эстетические и моральные последствия, так как представляет прямую угрозу существованию человека как вида. По разным оценкам, наша планета может потерять за грядущие 50 лет от ¼ до Уг своего биологического разнообразия.

Мировое сообщество проявляет в связи с этим беспокойство, о чём свидетельствует принятие Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992), которая, в частности, призывает использовать средства массовой информации и общеобразовательные программы для того, чтобы помочь общественности понять важность биологического разнообразия и необходимость принятия мер по его сохранению.

На сегодняшний день проблема биоразнообразия находит недостаточное отражение в школьной практике. Выпускники школы плохо знакомы с проблемой биоразнообразия планеты и России, биосферными функциями живых организмов, их ролью в экосистемах и в окружающей среде, биоразнообразием как уникальным явлением природы, от которого зависит устойчивость жизни.

В курсе биологии назрела необходимость в изменении подхода к изучению многообразия органического мира с позиций биоразнообразия, раскрытия его значения в поддержании устойчивости и целостности биосферы как основы формирования экологической грамотности учащихся и воспитания культуры поведения в окружающей среде.

Понятие биоразнообразия целесообразно вводить в разделе «Растения», в котором учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса биологии. Растительный мир — главный компонент биосферы, способный преобразовывать солнечную энергию и осуществлять синтез биоорганического вещества на Земле. От состояния растительного покрова отдельных областей и планеты в целом зависит общий баланс вещества и энергии в биосфере.

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что отдельные аспекты формирования знаний о биоразнообразии в школьном курсе биологии частично отражены в работах Т. В. Васильевой, C.B. Ельшиной, Э. Ф. Илларионова, Г. С. Калиновой, А. Н. Мягковой, И.Т. Су-равегиной, Т. А. Татариновой и др.- в диссертационных исследованиях Н. В. Кабаян, Г. С. Калиновой, В. А. Ковтун, H.H. Назаровой, И. Н. Пономарёвой, J1.A. Сивцевой, J1.H. Шурхал и др. В то же время в этих исследованиях в неполной мере определены система знаний о биоразнообразии и методические условия их формирования на начальном этапе изучения курса биологии в основной школе.

Таким образом существует научно-педагогическое противоречие между необходимостью изучения знаний о биоразнообразии как основы экологической грамотности и культуры поведения учащихся в окружающей среде и недостаточной разработанностью методики их формирования на начальном этапе изучения курса биологии в основной школе.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью изучения знаний о биоразнообразии в соответствии с целями биологического образования и современным состоянием науки о жизни и недостаточной разработанностью методики их формирования на начальном этапе изучения курса биологии в основной школе.

Цель исследования состоит в разработке методики формирования знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы.

Объект исследования: процесс изучения биологии в основной школе.

Предмет исследования: формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы.

Гипотеза исследования: соответствие учебного содержания знаний о биоразнообразии современным положениям биологической науки и достижение планируемых результатов обучения будет обеспечено, если уточнить содержание знаний о биоразнообразии и выявить методические условия их формирования в курсе биологии основной школы.

Задачи исследования:

1.Определить содержание общебиологических знаний о биоразнообразии с учётом последних достижений биологической науки, основных тенденций модернизации общего среднего образования.

2.Выявить методические условия, обеспечивающие качественное усвоение знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы.

3.Экспериментально проверить эффективность разработанной методики формирования знаний о биоразнообразии.

Методологическую основу исследования составили основополагающие теории и концепции: биосферы (М.И. Будыко, В.И., Вернадский) — экосистем-ного строения биосферы (A.M. Гиляров, Р. Дажо, В. В. Докучаев, Ю. Одум, В. Н. Сукачёв, А. Тенсли) — биоразнообразия и охраны окружающей среды (В.И. Данилов-Данильян, Н. Ф. Реймерс, A.B. Яблоков) — ноосферы и устойчивого развития (H.H. Моисеев, Н.В. Тимофеев-Ресовский, А. Д. Урсул, А. Швейцер) — содержательного обобщения (В.В. Давыдов) — содержания биологического образования (Т.В. Иванова, Г. С. Калинова, А.Н. Мягкова) — развития биологических понятий (Н.М. Верзилин, Б. В. Всесвятский, И. Д. Зверев, Б. Д. Комиссаров, А.Н. Мягкова).

Методы исследования. В ходе исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Анализ философской, психологической, педагогической, методической, биологической литературы позволил сформулировать теоретические позиции исследования. Методы эмпирического исследования включали обобщение отечественного и зарубежного опыта изучения биоразнообразия и состояния знаний о биологическом разнообразии в школах г. Обнинска Калужской области, педагогический эксперимент, личное преподавание, беседы с учителями и учащимися, обработку результатов исследования на основе поэлементного анализа письменных проверочных работ.

Этапы исследования.

На первом этапе (2001;2002 гг.) были определены цели и задачи исследованияразработаны учебные материалы для учащихся и методические рекомендации для учителяизучен опыт работы учителейпроведён анализ состояния знаний учащихся о биологическом разнообразииразработана система внеклассной работы, направленная на усиление воспитательного потенциала школьного биологического образования.

На втором этапе (2002;2004 гг.) проведён обучающий эксперимент в школах № 3, № 4, № 5, № 8, № 9, № 11, № 13, № 16, лицее «Держава» г. Обнинска Калужской области с целью проверки эффективности разработанной методики.

На третьем этапе (2004;2005гг.) анализировались результаты эксперимента и оформлялось диссертационное исследование.

Для организации педагогического эксперимента были подготовлены методические рекомендации для учителя, которые содержали общие задачи темы, поурочное планирование учебного материала, задачи каждого урока, его оборудование и основное содержание, проверочные вопросы и задания базового и повышенного уровня, направленные на определение качества усвоения учащимися знаний о биоразнообразии.

Научная новизна исследования заключается в:

— уточнении содержания понятия «биоразнообразие» ;

— определении содержания общебиологических знаний о биоразнообразии с учётом последних достижений биологической науки, основных тенденций модернизации общего среднего образования, объединяемых в блоки: вводный, формирующий, развивающий, обобщающий;

— выявлении методических условий, обеспечивающих формирование знаний о биоразнообразии: приведение содержания знаний о биоразнообразии в соответствие с достижениями современной науки, его поэтапное формированиеиспользование дедуктивного и экосистемного подхода при изучении таксонов растенийизучение видов и экосистем с учётом регионального компонентаразвитие и углубление знаний о биоразнообразии во внеклассной работемоделирование, проведение экскурсий с целью изучения местных видов и экосистем.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании целесообразности введения понятия «биоразнообразие» в раздел «Растения» курса биологии, уточнении его содержания, отбора знаний о биоразнообразии и методических условий их формирования с учётом основных тенденций модернизации биологического образования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для учителей-биологов по изучению биологического разнообразия (видового, экосистемного), обеспечивающих повышение теоретической направленности курса биологии основной школыопределении требований к усвоению учащимися знаний о видовом и экосистемном разнообразии с учётом национально-регионального компонента. Разработанная методика позволит усовершенствовать содержание раздела «Растения», может быть использована в школьной практике при работе по различным программам и учебникам.

На защиту выносится:

1. Содержание и структура общебиологических знаний о биологическом разнообразии, составляющих основу экологической грамотности и культуры школьников (разнообразие видов и экосистем, сокращение биоразнообразия, мониторинг биоразнообразия, сохранение видов и экосистем).

2. Методические условия, обеспечивающие усвоение учащимися знаний о биологическом разнообразии (приведение содержания знаний о биоразнообразии в соответствие с достижениями современной науки, его поэтапное формированиеиспользование дедуктивного и экосистемного подхода при изучении таксонов растенийизучение видов и экосистем с учётом регионального компонентаразвитие и углубление знаний о биоразнообразии во внеклассной работемоделирование, проведение экскурсий с целью изучения местных видов и экосистем).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях лаборатории биологии ИСМО РАО (2001;2005 гг.), на научно-практической конференции молодых учёных «Проблемы и приоритеты современного образования» в ИОСО РАО (г. Москва, 2002 г.), на областной конференции для учителей и директоров школ Калужской области (г. Обнинск, 2003 г.), на научно-практической конференции «Проблемы и перспективы экологического образования и воспитания учащихся Калужской области» (г. Калуга, 2003 г.), на восьмой Международной ассамблее ректоров славянских университетов (г. Москва, 2004 г.), на Российской открытой научно-практической конференции «Мотивационно-ценностные подходы привлечения молодёжи в науку» (г. Обнинск, 2004 г.), на конференции Академии творческой педагогики (г. Сочи, 2004 г.), на Международной конференции «V школьные Харитоновские чтения» (г. Саров, 2005 г.), на Международном молодёжном форуме «Экология. Нравственность. Краеведение» (г. Москва — Обнинск, 2005 г.).

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Выводы по 2-ой главе.

1. Проведён отбор содержания знаний о биологическом разнообразии: видовое разнообразие культурных и дикорастущих растений, разнообразие естественных и искусственных экосистем, мониторинг, сохранение биоразнообразия. Определены этапы формирования этих знаний в соответствии с теорией содержательного обобщения В. В. Давыдова.

2. Выявлены методические условия, обеспечивающие формирование знаний о биологическом разнообразии: необходимость сочетания теоретической направленности содержания знаний о биологическом разнообразии и практической деятельности учащихсяпроведение наблюденийподготовка сообщенийучастие в ролевых играх, трудовых десантах, природоохранных мероприятиях.

3. Установлено, что важным методическим условием, обеспечивающим усвоение знаний о биоразнообразии, является проведение экскурсий по учебной экологической тропе, на которой учащиеся расширяют и углубляют знания о разнообразии видов и экосистем, проводят наблюдения за состоянием растительного покрова, изменениями экосистем под влиянием антропогенных факторов.

4. Доказана эффективность использования методов моделирования, решения экологических задач на прогнозирование при формировании знаний об экосистемах и причинах нарушения их устойчивости.

5. В ходе педагогического эксперимента доказана эффективность разработанной методики формирования знаний о биоразнообразии, получены статистически достоверные результаты, подтвердившие гипотезу исследования.

Заключение

.

Проблема биоразнообразия получила развитие после принятия на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992г.) «Конвенции о биологическом разнообразии», целью которой стала ликвидация условий исчезновения видов и экосистем.

Понятие биоразнообразия многомерно и многопланово, включает всю совокупность форм жизни на Земле. Биологическое разнообразие представляет собой уникальную особенность живой природы, имеет планетарное значение, обеспечивая возможность существования жизни на Земле. Большинство учёных выделяют три категории биоразнообразия: генетическое, видовое и экосистемное.

На основе анализа методической литературы по проблеме исследования установлено, что в содержании курса биологии основной школы (раздел «Растения») проблеме биоразнообразия не уделяется должного внимания: не рассматривается само понятие «биологическое разнообразие», причины его сокращения и необходимые меры сохранения, что свидетельствует о необходимости совершенствования методики развития знаний о биологическом разнообразии в школьном курсе как общебиологическом понятии, составляющем основу экологической культуры учащихся.

Проведённое исследование направлено на повышение качества усвоения знаний о биологическом разнообразии в курсе биологии основной школы. В ходе исследования решены поставленные задачи и доказаны следующие положения.

1. Обоснована целесообразность введения понятия «биоразнообразие» в раздел «Растения», в котором учащиеся впервые приступают к изучению систематического курса биологии. С учётом последних достижений биологической науки, основных тенденций модернизации общего среднего образования определено содержание общебиологических знаний о биоразнообразии: разнообразие видов и экосистемсокращение биоразнообразияпроведение мониторинга биоразнообразиясохранение видов и экосистем.

2. Выявлены методические условия, обеспечивающие усвоение знаний о биологическом разнообразии: приведение содержания знаний о биоразнообразии в соответствие с достижениями современной науки, его поэтапное формированиеиспользование дедуктивного и экосистемного подхода при изучении таксонов растенийизучение видов и экосистем с учётом регионального компонентаразвитие и углубление знаний о биоразнообразии во внеклассной работемоделирование, проведение экскурсий с целью изучения местных видов и экосистем.

3. Экспериментально доказана эффективность разработанной методики формирования знаний о биоразнообразии. В ходе педагогического эксперимента получены статистически достоверные результаты, подтвердившие гипотезу исследования. Число учащихся, правильно ответивших на вопросы по каждой изучаемой теме, в экспериментальных классах на 20−35% выше, чем в контрольных. Примерно на 20% в экспериментальных классах повысилось число учащихся, получивших хорошие и отличные отметки.

Результаты педагогического эксперимента, анкетирование учителей биологии и учащихся показали, что изучение биологического разнообразия в школе меняет отношение учащихся к биологии, повышает их интерес к предмету, позволяет сделать акцент на сохранении биологического разнообразия при изучении мира растений, показать зависимость устойчивости экосистем и биосферы в целом от разнообразия населяющих их видов.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы, которая требует дальнейшего развития и уточнения при изучении растительного мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Б., Губанов И. А., Тихомиров В. М. Ботаническая номенклатура. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 168 с. с ил.
  2. Г. М., Букварёва E.H. Некоторые вопросы моделирования разнообразия в биологических системах различных типов // Успехи совр. биол. 1991. — 43. Вып.6. — С. 803 — 811.
  3. А.Ф. Разнообразие, сложность, стабильность, выносливость экологических систем // Журн. общ. биол., т. 55. 1994. — № 3. — С. 285 -301.
  4. Ю.П. Генетика популяций и сохранения биоразнообразия //СОЖ. 1995. № 7. — С. 32 — 43.
  5. Дж. М. Экология и науки об окружающей среде: биосфера, экосистемы, человек. JI.: Гидрометеоиздат, 1985. — 165с.
  6. В.В., Бобылёв С. Н., Буданцев Л. Ю. и др. Сохранение биологического разнообразия в России. Москва, 1997. 167с.
  7. Л.П., Благосклонов К. Н. Охрана природы. М.: Колос, 1978.
  8. В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. -М.: Политиздат, 1986. 333с.
  9. C.B. Изучая тему «Биоценозы» // Биология в школе. 1996. -№ 3. — С.48.
  10. А.Г. Всемирная стратегия охраны природы и современные проблемы экологии // Экология. 1981. — № 5. — С. 5 — 8.
  11. И.Г. Уроки ботаники 5−6 классов. М.: Просвещение, 1974. -289с.
  12. Л.Т. Ботанические экскурсии в природу. М.: Учпедгиз, 1955. -245с.
  13. Л.Т. Организация экологического отдела на учебно-опытном участке // Биология в школе. 1966. — № 2. — С. 71 — 74.
  14. М. и др. Экология особи, популяции и сообщества / В 2-х томах / Под ред. A.M. Гилярова. М.: Мир, 1989. — 667с.
  15. A.B. О методике учебного эксперимента по ботанике. // Биология в школе. 1973. — № 5 — С. 36 — 44.
  16. Биологические методы оценки состояния водных экосистем // Науч.— практ. рекомендации по внешк. работе / (Сост. П. В. Машкин).- Пущи-но: Пущин, научн. центр РАО, 1996. -С. 14 17.
  17. Биологический Энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1989.-864с.
  18. Биологическое разнообразие лесных экосистем / Отв. ред. A.C. Исаев. — М.: 1995.
  19. Биология охраны природы / Под ред. M Сулея. М.: Мир, 1983
  20. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. Учеб. для 6−7 классов общеобраз. учреждений / Т. И. Серебрякова, А. Г. Еленевский и др. М.: Просвещение, 1998.-223с.
  21. Биология-8: учебник для 8 кл. общеобраз. Учреждений / А. Н. Мягкова, Г. С. Калинова, Т. В. Иванова и др. М.: Просвещение, 1998. — 272с.
  22. Л.Д. Практика экологического воспитания школьников // Биология в школе. 1994. — № 3. — 55с.
  23. А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Раздел «Растения, грибы, лишайники». М.: Просвещение, 1995. — 160с.
  24. П.И., Боч Г.Н., Герд C.B. Рабочая книга по естествознанию. Пятый год обучения. М. — Л.: ГИЗ, 1931. — 229с. с ил.
  25. Боч М. С. Мониторинг растительности на охраняемых болотных территориях: задачи, методика, результаты. Веб.: Болота охраняемых территорий: проблемы охраны и мониторинг. Л.: ВБО. — 1991. — С. 53 — 56.
  26. Боч М.С., Носкова М. С., Многолетний мониторинг болотной растительности в заказнике «Болото Бор» Новгородской и Ленинградской областей // Экологические аспекты устойчивого развития региона. 4. 1. Новгород. 1995. — С. 55 — 56.
  27. Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся: Пособие для учителя. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1996. — 122с.
  28. Е.Т., Державина Т. В. Экскурсии в природу // Биология в школе.- 1996.-№ 5.-57с.
  29. Е.Т., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Методическое пособие к учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов». М.: Дрофа, 1999. -128с.
  30. Е.П. Активизация познавательной деятельности и умственное развитие учащихся в процессе обучения биологии // Проблемы методики обучения в средней школе / Под ред. И. Д. Зверева. М.: Педагогика, 1978. — С. 112−135.
  31. Е.П. и др. Содержание обучения биологии в средней школе. М.: Педагогика, 1971. 224с.
  32. М.А. Опытная ботаника / Учебный курс ботаники, построенный на основе лабораторно-исследовательского метода. Л.: Сеятель, 1930.- 183с.
  33. М.И. Эволюция биосферы. Л.: 1984.
  34. Н.И. Новая система культурных растений (1940) / Избр. соч., т.З.-М.: 1962.
  35. М.П. Учебник ботаники для реальных училищ. М., 1907. -314с.
  36. Т.В. Развитие экологических понятий в курсе биологии 6−7 класса во взаимосвязи с географией: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1992. — 144с.
  37. Н.М. Ботаника / Учебник для 5−6 классов средней школы. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 278с.
  38. Н.М. Основы методики преподавания ботаники. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 820с.
  39. Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: Просвещение, 1974.-223 с.
  40. Н.М. Развитие основных понятий курса ботаники // Развитие биологических понятий в 5 9 классах // Известия АПН РСФСР. — Вып. 82. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — С 36 — 93.
  41. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. — 381с.
  42. В.И. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994. — 669с.
  43. В.А., Никишов А. И. Биология: Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. Учеб. Для уч-ся 6 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Гуманист. Изд. Центр Владос, 2002. — 248с.: ил.
  44. Внеклассная работа по ботанике / Уч. пособие / В помощь учителям и студентам. Курск, 1975. — 78с.
  45. Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья: Тезисы докладов XII конференции 17−18 апреля 1997 г. Калуга: Издательский педагогический центр «Гриф», 1998. — 224с.
  46. Н.Н., Сухорукова JI.H. Эволюция органического мира: Факультативный курс. Учебное пособие для 10−11 кл. средней школы. М.: Наука, 1996.-256с.
  47. Временный государственный образовательный Стандарт. Структкра содержания непрерывного образования и учебные планы общеобразовательной и профессиональной школы. 2-ая редакция. М.: ИОШ РАО, 1993.-96с.
  48. Вронский В. А, Антропогенное загрязнение атмосферы и растения // Биология в школе. № № 3, 4. — 1991. — С.7.
  49. .В. Ботаника/ Учеб. для 5−6 классов средней школы. М.: Просвещение, 1964. — 216с.
  50. .В. Проблемы дидактики биологии. М.: Просвещение, 1969.-240с.
  51. .В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. М.: Просвещение, 1985. — 143с.
  52. A.M. Экологическое образование и воспитание: проблемы и решения / Город, природа, человек. М.: Мысль, 1982. — С. 41 — 74.
  53. A.M., Курок M.JI. Методические основы экологического образования и воспитания // Биология в школе. 1981. — № 2. — С. 6 — 14.
  54. П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С. 97 — 101.
  55. П.Я., Запорожец A.B., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. 1963. -№ 5. — С. 61 — 73.
  56. География Калужской области: учеб. пособие / сост. Пашканг К. В. 3-е изд. с измен. Тула. Приок. кн. изд-во. — 1989. — 119с.
  57. В.А. Классный час играючи. Выпуск 2. — М.: ТЦ Сфера, 2, 2002 64с.
  58. А .Я. Краткий курс естествознания. Спб., 1906. — 146с.
  59. A.M. Биоразнообразие, или почему столько видов организмов // Биология в школе. 1999. -№ 7. — С. 5 — 13.
  60. A.M. Что такое современная экология // Биология в школе. -1997.-№ 5.-С 10−17.
  61. .Н. Рассказы о растениях-переселенцах / Книга для внекласс. чтения уч-ся 5−6 класс. М.: Просвещение, 1984. — 128с., ил.
  62. Т.Н. и др. Летняя полевая практика по ботанике. JL: Учпедгиз, 1954.
  63. А. Естественная история для женских учебных заведений и для домашнего обучения. Спб.: Общественная польза, 1861. — 440с.
  64. Горчакове кий П. Л. Растительный мир высокогорного Урала. М.: Наука, 1975.-283с.
  65. П.Л., Демченко A.A. Сравнительная оценка флористического разнообразия особо охраняемых природных территорий // Экология. 2002. № 6. — С. 403 — 411.
  66. В.Г. Концепция биологической регуляции окружающей среды // Экология. 1988. — № 3. — С. 163 — 170.
  67. В.Г. Физиологические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ, 1995. — 470с.
  68. М.И., Краснянская К. А. Некоторые положения выборочного метода в связи с организацией изучения знаний / методические рекомендации. М.: «Педагогика», 1973. — 45с.
  69. B.B. Три царства природы / Систематически описательный курс естественной истории (зоология, ботаника, минералогия). М.: 1872. — 451с. с ил.
  70. Н.П. Ботаника / Учебные материалы для учащихся 5−6 класса средней школы / Под ред. Е. А. Манучаровой. М.: АПН РСФСР, 1953.- 144с.
  71. М.А. Биология. Растения, бактерии, грибы. 6 класс: Методическое пособие к учебнику А. Г. Еленевского, М. А. Гуленковой «Биология. 6 класс. Растения, бактерии, грибы». М.: Дрофа, 2002. — 160с.
  72. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, — 1972. -423с.
  73. Р. Основы экологии. М.: Прогресс, 1975. — 415с.
  74. Дан T.JI. Биологическое разнообразие и концепция устойчивого развития // Вестник Ас ЭКО, вып. 3- 4. 1994. — 91с.
  75. Г. И. Методика развития деятельности экологического содержания у учащихся при изучении растений в школьном курсе биологии 6−7 классов: Дис.. канд. пед. наук. Спб., 1994. — 154с.
  76. Н.В. Исследовательская работа учащихся по изучению природы в пионерском лагере // Биология в школе. 1987. — № 3. — С. 69 -71.
  77. JT.B. Экология для пятиклассников. Воронеж, 1996. — 156с.: ил.
  78. JI.H., Нехлюдова A.C. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии растений. М.: Просвещение, 1986. -95с.
  79. H.H., Мяло Е. Г. Экосистемы мира. М.: ABF, — 1997. — 340с.
  80. Н.В. Основы биогеоценологии. М.: Изд-во МГУ, 1978.
  81. Н.В. Учение о биогеоценозе и его проблемы. М.: Знание, 1975. — № 6. — 64с.
  82. К.Н., Захаров A.A. Восстановление биологического разнообразия: пути и проблемы //Экология. 1996. № 6 — С. 476 — 478.
  83. C.B. О понятиях «биогеоценоз» и «экосистема» // Биология в школе. 1989. — № 4. — С. 55 — 56.
  84. А.В., Бочкарёва Н. Ф. Экология Калужской области и здоровье населения. Калуга: Золотая аллея, 1995. — 112с.
  85. Естествознание. Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / Г. С. Ка-линова, Н. В. Шкарбан, Р. Г. Иванова и др.- Под ред. А. Г, Хрипковой. -М.: Просвещение, 1995. 240с. с ил.
  86. В.В. Исторические изменения разнообразия насекомых // Биологическое разнообразие: подходы к изучению и сохранению. Спб. 1992.-С. 53−65.
  87. Жизнь растений: В 6-ти т. / Гл. ред. Чл.-корр. АН СССР, проф. А. А. Фёдоров. М.: Просвещение,. — 27 см. (Изд. выходит с 1974 г.).
  88. К. М. Вид и видообразование. Д.: Наука. 1968. 404 с.
  89. В.Б., Сонин Н. И. Биология. 7кл. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. 3-е изд. Стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 248с. с ил.
  90. А.Н., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.-207с.
  91. А.Н., Суравегина И. Т. Организация практической деятельности школьников по изучению и охране природной среды // Советская педагогика. 1978. — № 5. — С. 55 — 62.
  92. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.- 160с.
  93. И.Д. Место и значение экологического образования в учбно-воспитательном процессе школы // Экологическое образование деятельности школьного коллектива. М., 1983. — С. 5 — 12.
  94. И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. -М.: Знание, 1980.-96с.
  95. И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985.- 191с.
  96. И.Д., Мягкова А. Н., Бруновт Е. П. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии: Пособие для учителя / Под ред. И. Д. Зверева. -М.: Просвещение, 1984.- 160с.
  97. В.Ф. Начертание естественной истории. М., 1786. — 462с.
  98. Т.В. Теория и практика развития фундаментальных общебиологических понятий. М.: ИОСО РАО, 1998. — 68с.
  99. Т.В., Калинова Г. С., Мягкова А. Н. Концепции среднего биологического образования // Развитие содержания общего среднего образования / Под ред. Ю. И. Дика, Г. Ю. Семёновой. М.: ИОСО РАО, 1997. -С. 20−26.
  100. Г. П. Уроки биологии в 6-ом классе. Развёрнутое планирование / Художник Куров В. Н. Ярославль. Академия развития, 2002. — 272с.: ил. — (Учитель года России).
  101. Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1984.-360с.
  102. Изучай и охраняй природу родного края // Полевая экологическая практика. Задание для учащихся по теме «Вода, водоём и человек».- М.- АПН, 1988.-С. 5−17.
  103. Изучение темы «Отделы растений» при помощи опорных знаков в курсе ботаники: Метод. Рекомендации для студентов биолого-хим. фак. и стажёров / Самар. гос. пед. ин-т им. В. В Куйбышева. Самара, 1993. — 191с. ил.
  104. Э.Ф. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.-320с.
  105. М.П. Школьный гербарий /Пособие для учителя/. М.: Просвещение, 1971. — 96с.
  106. A.A. Охрана ландшафтов // Биология в школе. 1982. — № 2. -С.6.
  107. A.C., Носова Л. Г., Пузаченко Ю. Г. Биологическое разнообразие лесных экосистем (конспект проекта программы). М. 1995. — С 3 — 11.
  108. Использование средств обучения на уроках биологии / A.M. Розен-штейн, H.A. Пугал, И. Н. Ковалёва, В. Г. Лепина. М.: Просвещение, 1989.-190с.: ил.
  109. История биологии (с начала XX века до наших дней). Под. ред. В. В. Бляхера.-М.: Наука. 1975. 660с.
  110. И.Ф. Биология 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. В. Пасечника. Волгоград: Изд-во «Учитель ACT», 2002. — 144с.
  111. Н.В. Развитие экологических понятий в разделе «Растения» курса биологии: Дис.. канд. пед. наук. -JL, 1990. 149с.
  112. Д. Начальная ботаника. Спб., 1912. — 2с.
  113. ИЗ. Калинина O.A. Ботаническая экскурсия: как её провести // Биология в школе. 1998. — № 4. — С. 70 — 72.
  114. Г. С. Обобщение и повторение знаний о покрытосеменных растениях // Биология в школе. 1982. № 1. — С. 31.
  115. Г. С. Развитие знаний об эволюции растительного мира у школьников 5−6 классов: Дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 168с.
  116. Г. С. Эволюционно-экологический подход в преподавании темы «Растительное сообщество» (6 класс) // Биология в школе. 1975. -№ 4.-С. 9−14.
  117. Г. С., Аверина Н. М. Экологическое воспитание школьников при изучении разделов «Растения», «Бактерии», «Грибы», «Лишайники» в 6 классе // Биология в школе. 1987. — № 3. — С. 31 — 33.
  118. Г. С., Аверина Н. М. Элементы экологического воспитания при обучении школьников ботанике в 5 классе // Биология в школе. 1984. -№ 5. — С. 31.
  119. Г. С., Мягкова А. Н. 900 вопросов и заданий по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. /- М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001. -224с.: ил.
  120. Г. С., Мягкова А. Н. Актуальные проблемы среднего биологического образования // Биология в школе. 1995. — № 4. — С 22.
  121. Г. С., Мягкова А. Н. Биологическое образование: современное состояние и перспективы / В сб.: Перспективы развития общего среднего образования. М.: ИОСО РАО, 1998. — С. 32 — 36.
  122. Г. С., Мягкова А. Н. Жизнь растений. Учебные материалы для учащихся 6−7 класса (факультативный курс). М.: НИИ ОСО АПН СССР, 1991.- 188с.
  123. Г. С., Мягкова А. Н. Методика обучения биологии 6−7. М.: Просвещение, 1989. — 224с.
  124. Г. С., Мягкова А. Н., Аверина JI.M. Поурочное планирование учебного материала: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» / Под общ. ред. JI.B. Ребровой. М.: Школьная пресса, 2004. — 144с.
  125. Г. С., Мягкова А. Н., Резникова В. З. Подходы к совершенствованию среднего биологического образования // Биология в школе. -1991.-№ 4.-С. 27.
  126. Г. С., Мягкова А. Н., Резникова В. З. Тестовые задания для проверки знаний // Биология в школе. 1996. —№ 4. — С. 28.
  127. А.К., Симонян О. П. Отбор местных растений для использования на уроках ботаники // Биология в школе. 1979. — № 5. С. 37.
  128. И.Н. Наш кружок юных экологов // Биология в школе. 1987. — № 3 — С. 72. Клепинина З. А. Вопросы систематики в курсе ботаники 6 класса: Дис.. канд. пед. наук. — JL, 1966. — 284с.
  129. Н.Е. Научно-методические основы разработки и использования учебного пособия по экологии региона (на примере Нижегородского Поволжья): Дис.. канд. пед. наук. М., 1997. — 167с.
  130. З.А. Вопросы систематики курса ботаники 6 класса: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1966. — 284с.
  131. В.А. Подготовка студентов-биологов к проведению ботанических экскурсий в природу: Дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 205с.
  132. Л.Г. Луг как биогеценоз, его продуктивность и народнохозяйственное значение // Биология в школе. 1985. -№ 3. — С. 9.
  133. Е.Ю. Экология для любознательных или о чём не узнаешь на уроке / Художник Гориков Г. Ю., Куров В. Н. Ярославль: Академияразвития: Академия Холдинг, 2003. 256с.: ил. — (Это мы не проходили).
  134. A.B. Игры в экологическом воспитании детей // Биология в школе. 1997. -№ 5. — С. 70.
  135. .Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. 158с.
  136. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Информационный обзор. (Рио-де-Жанейро, 1992 г.)-Новосибирск, 1992-С.23.
  137. В.А. Ботаника / Учебник для 5−6 классов средней школы. -М.: Просвещение, 1966. 272с.
  138. М. В. Озёра, болота, пруды и лужи и их обитатели. (Серия «Жизнь в воде»). М.:ИД «Муравей», 1996. — С. 35 — 47.
  139. В.В. Дидактика средней школы. М., 1982. — 319с.
  140. Н. Учебник ботаники для средних учебных заведений. Спб., 1908.-304с.
  141. В.И. Уроки ботаники. 6−7 класс. М.: Просвещение, 1991. -191с.
  142. Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. — 178с.
  143. Н.В. Структура и методика уроков ботаники: Дис.. кан. пед. наук.-Л., 1977.-220с.
  144. B.C. Программы и учебники по биологии // Биология в школе. 1997. — № 2. — С. 31 — 35.
  145. Т.В. Многообразие цветковых растений // Биология в школе. -1992.-№№ 3,4. -С. 12.
  146. Т.В. Цветковые растения. Многообразие и история классификации // Биология в школе. 1989. — № 4. — С. 5 — 11.
  147. Н.В., Дроздов H.H., Криволуцкий Д. А. Биологическое разнообразие: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 432с.: ил.
  148. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.
  149. Леса южного Подмосковья. М.: Наука, 1985. — 280с.
  150. Ю.Н. Видовое разнообразие и элементы организации сообществ мелких млекопитающих севера средней Сибири (природоохранный аспект) // Экология. 1995. № 5. — С. 385 — 389.
  151. И.К. Разнообразие животного мира: прошлое, настоящее, проблемы сохранения // СОЖ. 1997. № 7. — С. 18 — 24.
  152. Э. Принципы зоологической систематики. М.: Изд-во «Мир». -1971.-454с.
  153. Н.В., Чуб В.В. Биология 7. Флора. М.: Мирос, Дрофа, 1994. -400с.
  154. Г. Г., Маш Р.Д., Михеева М. Я. Методика проведения факультативных занятий по биологии. М.: Просвещение, 1977. — 280с.
  155. Материалы XIII региональной научной конференции «Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья» Калуга: Изд-во H Бочкарёвой, 2001. — 167с.
  156. .М. Аксиомы биологии. М.: Знание, 1982. — 136с.
  157. .М. Новая макросистематика / Биология в школе. 1997. -№ 5. — С. 5 — 9.
  158. О.П. Биологическое образование. Каким ему быть? Биология в школе. 1998. -№ 4. — С. 44 — 49.
  159. А.П. Цели и задачи современной систематики растений. М.: Знание, 1984.-63с.
  160. Методика обучения ботанике / Под ред. Н. В. Падалко, В. Н. Фёдоровой. -М.: Просвещение, 1982.-351с.
  161. Методика обучения зоологии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972. — 336с. с ил.
  162. М.Т. Значение формирования учебных приёмов в усовершенствовании ботанических знаний: Дис.. канд. пед. наук. М., 1974. -166с.
  163. Т. Жизнь в окружающей среде / Программы всеобщего экологического образования / Пер. с англ. Б. А. Алексеевой и др. / Под ред.
  164. Действительного члена РАО проф. Г. А. Ягодина. В 3-х т. М.: Изд-ая группа «Прогресс», 1993.
  165. Л.И. О некоторых проблемах исследования биоразнообразия лесов. М., 1995. — С. 34 — 35.
  166. Мир восьмидесятых годов: Сборник обзорных статей из ежегодников «А World Watch Institute» М.: Прогресс. 1989.
  167. .М. Что такое растительное сообщество. М.: Наука, 1986.
  168. .М., Наумова А. Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей. — М.: Устойчивый мир, 2000. 272с.
  169. .М., Наумова Л. Г. Классификация экологических систем // Биология в школе. 1995. -№ 3. — С. 5 — 9.
  170. H.H. Система «Гея» и проблема запретной черты (природа и будущее её цивилизации) // Наука и жизнь. 1986. — № 1. — С. 54 — 66- № 2.-С. 58.
  171. Мониторинг биоразнообразия / Под ред. В. Е. Соколова, Ю. С. Решетникова, М. И. Шатуновского. М., 1997. — 375с.
  172. Г. Ф. Учение о лесе. М. — Л.: Сельхозгиз, 1931.
  173. В.Ф. Формирование системы умений в процессе обучения ботаники: Дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 186с.
  174. В.Ф. Экскурсия в природу по изучению водного биоценоза // Биология в школе. 1994. -№ 5. — С. 34.
  175. С.Л., Юстус Н. О. Внеклассные мероприятия по биологии / Серия «Внимание: опыт». Чебоксары: «Клио», 1998. — 56с.
  176. H.H. Развитие знаний о системе растительного мира в процессе обучения биологии: Дис.. канд. пед. наук. М., 1992. — 175с.
  177. H.H. Эколого-эволюционный подход при изучении многообразия растительного мира // Биология в школе. 1992. — № № 1−2. С. 30.
  178. Л.Г., Миркин Б. М. Классификация экологических систем // Биология в школе. — 1995. № 3. — С. 5 — 9.
  179. Национальный план действий по сохранению биологического разнообразия. Приоритетные направления. М.: Российская Академия Наук. Министерство природных ресурсов Российской Федерации. 2001. 24с.
  180. М.М. Методика использования краеведческого материала по ботанике в обучающих модулях: Дис.. канд. пед. наук. М., 1999. -218с.
  181. . Наука об окружающей среде: Как устроен мир: в 2-х т.- Т. 1. Пер. с англ. М.: Мир, 1993.-С. 132−151.
  182. В.М. Перспектива создания международной системы мониторинга биоразнообразия в рамках программы «Диверситас» // Экология. -1997. № 2-С. 153 158.
  183. Нестандартные формы уроков биологии и экологии в школе (из опыта работы). Издание 2-ое, испр. и доп. М.: «Изд-во «ГНОМ и Д», 2001. -96с.
  184. А., Кондратьев Б. Родное Подмосковье. М.: Московский рабочий, 1970.-С. 45−47.
  185. JI.H. Ботаника / Учебник для среднего возраста. М., 1915. -386с.
  186. H.H., Флилис Т. В. Оценка современного состояния растительного покрова Свердловской области и прогнозирование качества природной среды // Проблемы охраны окружающей среды Уральского региона. Екатеринбург, 1997. 135 с.
  187. H.H., Флилис Т. В., Шурова Е. А. Экологическая дифференциация и биологическое разнообразие растительного покрова Свердловской области // Экология. 1999. № 3. — С. 224 — 227.
  188. Ю.В. Охрана окружающей среды. М.: Высшая школа, 1987. -286с.
  189. О преподавании биологии в 2001/02 учебном году // Биология в школе. -2001.-№ 4.-С. 20−24.
  190. Общее знакомство с цветковыми растениями / Метод, рекомендации / к табл. по биологии (Г.В. Анфимова) /. М.: ЗАО «Интерсигнал СП «, 1997.-23с.
  191. H.H., Шиханова Н. М. Зелёный щит нашей планеты: кн. Для внеклассного чтения 5−8 классов. М.: Просвещение, 1979. — 127с.: ил.
  192. Ю. Экология. В 2-х т. / Пер. с англ. М.: Мир, 1986. — Т. 1 — 328с.- Т. 2−336с.
  193. Н. Начатки естествознания. М., 1901.
  194. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии / А. Н. Мягкова, Е. Т. Бровкина, Г. С. Калинова и др. М.: Просвещение, 1988.- 192с.
  195. В.М., Шманаева Т. Н. Кружковая работа как средство трудового воспитания учащихся // Биология в школе. — 1993. № 1. — 50с.
  196. В.В., Дубинина Н. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2000. — 96с.
  197. В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. М.: Изд-во Дрофа, 1997.-272с.
  198. В.В., Снисаренко Т. А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 класс. 2-е изд. — М.: Дрофа, 1999. — 80с.: ил.
  199. Первый национальный доклад о сохранении биологического разнообразия в Российской Федерации. М.: 1997. -170с.
  200. Перспективы биологического образования в России // Биология в школе. 1992.-№ 3−4.-С. 25.
  201. В.В. Растительный мир нашей родины / Кн. для учителя. изд. доп. — М.: Просвещение, 1991 — 205с.
  202. В.В. Основы общей методики естествознания. Л., 1925. -235с.
  203. И.И. Ботанические экскурсии. М.: Просвещение, 1968. -241с.
  204. И.И. О трёх царствах природы. Спб., 1904.
  205. И.Н. Развитие экологических понятий в теме «Основы экологии» (9 класс) // Биология в школе. 1987. — № 3. — С. 44 — 48.
  206. И.Н. Система и развитие экологических понятий в курсе биологии средней школы: Дис.. докт. пед. наук. Л., 1980. -35с.
  207. И.Н. Система и развитие экологических понятий в курсе биологии средней школы. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. — 88с.
  208. И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. М.: Просвещение, 1978.-207с.
  209. И.Н. Экология. -М.: Вентана-Графф, 2001 -272с. с ил.
  210. И.Н., Корнилова O.A., Кучменко B.C. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для бкласса общеобразоват. Школы / Науч. Ред. Проф. И. Н. Пономарёва. М.: Вентана — Граф, 1999. — 224с. с ил.
  211. Проблемы биологического образования на современном этапе // Биология в школе. 1999. — № 2. — С. 26 — 29.
  212. Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф., 15−19 сентября 2003 г. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. — 149с.
  213. Проблемы методики обучения биологии в средней школе / Под ред. И. Д. Зверева. М.: Педагогика, 1978. — 320с.
  214. Программы восьмилетней и средней школы. Биология. М.: Просвещение, 1982.-48с.
  215. Программы восьмилетней школы. Биология. М.: Просвещение, 1965. — 40с.
  216. Программы и методические записки единой трудовой школы. М.: Госиздат, 1927. Вып. 1,2,3,6.
  217. Программы общеобразовательных учреждений: Биология V-XI. Составитель Кучменко В. С.-М.: Просвещение, 1998. 220с.
  218. Программы средней школы. Биология. М.: Учпедгиз, 1948. — 22с.
  219. Программы средней школы. Биология. М.: Учпедгиз, 1953. — 40с.
  220. Программы средней школы. Биология. М.: Учпедгиз, 1968. — 78с.
  221. Программы фабрично-заводской семилетки. — Выпуск 6. Биология. — М. — Л.: Госиздат, 1932.-80с.
  222. Ю.Г., Безделова А. П., Виноградова Т. А. и др. Измерение биологического разнообразия на основе встречаемости // Экология. 1999. № 5.-С. 323−332.
  223. Рабочая книга по естествознанию. Седьмой год обучения в городской школе / Под общей ред. Б. В. Всесвятского, Б. В. Игнатьева. М. — Л.: Госиздат, 1931.-240с.
  224. Рабочая книга по естествознанию. Шестой год обучения в городской школе / Под общей ред. Б. В. Всесвятского, Б. В. Игнатьева. М. — JI.: Госиздат, 1931. — 240с. с ил.
  225. И. Систематический курс ботаники для реальных училищ. -Спб.: Изд-во Глазунова, 1884.- 175с.
  226. Развитие содержания общего среднего образования / Сборник научных трудов. М.: ИОСО РАО, 1997. — 126с.
  227. .Е. Общая методика естествознания. М. — JI.: Учпедгиз, 1947. -300с.
  228. С.К. Система контроля за состоянием окружающей среды в СССР // Биология в школе. 1981. -№ 4. — С. 12.
  229. Рей Роберт М. Сколько видов населяют Землю? // В мире науки. 1992. -№ 11,12.
  230. Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды / Слов. -справ. М.: Просвещение, 1992. — 317с.
  231. Н.Ф., Яблоков A.B. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной природы. -М.: Наука, 1982. 144с.
  232. Ю.С. Биологическое разнообразие и изменение экосистем // Биоразнообразие. Степень таксономической изученности. М.: Наука, -1994. -С. 4- 12.
  233. С.И. Биоразнообразие и будущее // Биология в школе. 1998. № 6.-С.5- 12.
  234. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-Т. 1.-608с.
  235. B.C., Теремов A.B., Петросова P.A. Занимательная ботаника: книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. 432с.: ил.
  236. Руководство к летним практическим занятиям по ботанике / Под ред. В. В. Суворова. Д.: Изд-во Колос, 1966. — 190с.
  237. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Пособие для учителя / Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленская, Е. Т. Бровкина и др. М.: Просвещение, 1984.- 160с.
  238. Сборник тезисов докладов «Биологическое разнообразие Калужской области». Проблемы и перспективы особо охраняемых природных территорий». Часть I. г. Калуга. 1996. -167с.
  239. Сборник тезисов докладов «Биологическое разнообразие Калужской области». Проблемы и перспективы особо охраняемых природных территорий». Часть II. г. Калуга. 1996. -161с.
  240. Т.Н. и др. Повысить научный уровень курса ботаники // Биология в школе. 1979. -№ 1. — С. 32 — 36.
  241. Т.Н., Еленевский А. Г. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. / Учебник для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1992.-224с.
  242. Сивцева J1.A. Изучение многообразия растительного мира: экосистем-ный подход // Биология в школе. 1999. — № 3. — С. 24 — 27.
  243. JI.A. Экосистемный подход при изучении многообразия растительного мира (в школах Якутии): Дис.. канд. пед. наук. М., 1999. -159с.
  244. И.И. Экология и экономика природных ресурсов бассейна р. Про-твы (Калужская и Московская области). Калуга: ВИЭМС, 2003. — 324с.
  245. O.A. Биологическое разнообразие: подходы к изучению и сохранению. Спб. — 1992. — С. 5 — 6.
  246. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. -96с.
  247. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1981.- 1600с.
  248. Содержание обучения биологии в средней школе / Под ред. Е.П. Бру-новт. М.: Педагогика, 1971. — 223с.
  249. В. Е., Пузаченко Ю. Г., Чернов Ю. И., Фундаментальные положения экологии в связи с задачами биосферных заповедников // Экологический мониторинг в биосферных заповедниках социалистических стран. Пущино-на-Оке. -1982. С. 5 — 36.
  250. В.Е., Чернов Ю. И., Решетников Ю. С. Национальная программа России по сохранению биологического разнообразия // Биоразнообразие. Степень таксономической изученности. М.: Наука. — 1994. — С. 4 — 12.
  251. Н.И. Биология. Живой организм, бкласс / Учебник для общеобра-зоват. уч. заведений. М.: Изд-во Дрофа, 1998. — 175с.
  252. Сорокина J1.B. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 96с.
  253. И.П., Коренева В. И. Уголок природы в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 112с., ил.
  254. Сохранение биологического разнообразия: позитивный опыт. М.: Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия». 1999. 115с.
  255. Я.И. Пути формирования биоразнообразия на таксономическом уровне // Биологическое разнообразие: подходы к изучению и сохранению. Спб. 1992. — С. 94 — 100.
  256. П. Естественная история для первоначального ознакомления с природой. -М.: Изд-во «Товарищество» «Общ. пол.», 1875. 343с.
  257. В. И. Основные понятия лесной биогеоценологии. Избр. труды. Т. 1.- 1971.-329с.
  258. М.Э., Уилкокс Б. А. Биология охраны природы: её задачи и проблемы // Биология охраны природы. 1983.
  259. И. Т., Шурхал Л. И. Мы изучаем биологическое разнообразие. Дидактические материалы для учащихся 7−8 классов- Липецк, 2001.- 122с.
  260. И.Т. Содержание экологического образования в усовершенствованных программах по биологии // Биология в школе. 1984. — № 6. -С. 16−23.
  261. И.Т. Школьная экология. Задачи и функции / Биология в школе. 1999. -№ 3. — С. 18 — 23.
  262. Л.Ф. Экологический практикум для студентов и школьников (Биоиндикация загрязнённой среды). М.: Аргус, 1997. — 80с., 10 рис., 12 табл.
  263. Т.А. Криоконсервация: сохранение биологического разнообразия // Биология в школе. 1996. — № 3. — С. 21 — 24.
  264. A.JI. Морфологическая эволюция покрытосеменных. М.: Наука, 1948.-215с.
  265. A.JI. Наука о многообразии живой природы // Природа. -1973.-№ 6.
  266. A.JI. Система и физиология цветковых растений. М. — JL: Наука, 1966.
  267. Тенденции в образовании по вопросам окружающей среды. ЮНЕСКО, 1979.-271с.
  268. В.А. Ботаника / Учебные материалы для учащихся 5−6 классов. -М., 1949.-208с.
  269. A.A. О стратегии сохранения биологического разнообразия в России // Биология в школе. 1998. — С. 13−18.
  270. Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. 2-е издание. М.: Просвещение, 1979. — 144с.
  271. Д.И. Растения, бактерии, грибы, лишайники: Пособие для учащихся 6−7 кл. ощеобразоват. учреждений. М.: Мнемозина, 1998. -272с.
  272. Д.И., Трайтак Н. Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. Для 6 кл. ощеобразоват. учреждений. — М.: Мнемозина, 2000.-240с.: ил.
  273. Труды государственного природного заповедника «Калужские засеки». Вып. 1. Калуга: Изд-во «Полграф-Информ», 2003 — 296с.
  274. Туманов В. Е, Школьный музей. Методическое пособие. -М.: ЦДЮТиК, 2003, изд. второе, исправленное. 154с.
  275. К. Экология и управление природными ресурсами. — М.: Мир, 1971.-463с.
  276. Р. Сообщества и экосистемы. М.: Прогресс, 1980. — 237с.
  277. А.Д. Формирование экологического сознания и экодеятельности. / В кн.: Введение в социальную экологию. Часть II. М., 1994. — С. 3 — 18.
  278. В.Д. Заметки о парадигме вообще и экологической парадигме в частности // Вестн. МГУ. Сер. биол. 1977. — № 3. — С. 8 — 22.
  279. В.Н. Ботаника / Экспериментальный материал для учащихся 7 класса. М.: Просвещение, 1997. — 160с.
  280. В.Н., Беляева В. Н., Корчагина В. А., Кивотов С. А. Методика ботаники. -М.: Просвещение, 1964. 432с.
  281. Физическая география и природа Калужской области. Калуга: Изд-во Н. Бочкарёвой, 2003. — 272с.: ил.
  282. Ю.В. Что такое царства живого мира? // Биология в школе. -1998.-№ 4.-С. 13−21.
  283. Ю.И. Биологическое разнообразие: сущность и проблемы // Успехи совр. биол. 1991. — Т. 3. Вып. 4. — С. 499 — 507.
  284. Н.М. Лабораторный практикум по экологии. М.: Просвещение, 1986.-95с.
  285. В.Ф., Богорад В. Б., Никишов А. И. и др. Методика обучения зоологии. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1972. 336с. с ил.
  286. С.С. Экологические основы охраны биосферы // Вестник АН СССР.- 1973.-№ 9.
  287. А.Б. Весенние явления в жизни растений // Биология в школе. -1994.-№ 1.-С63.
  288. Школа дикой природы / Пособие для юных натуралистов по практической экологии / Буренков С. И., Мосалов A.A., Константинов Д. Р. М.: АО Аспект-Пресс, 1994. — 192с.
  289. С.А. Систематика высших растений. М.: Изд-во «Высшая школа», 1971.-351с.
  290. Л.И. Методика развития знаний о биоразнообразии в курсе биологии (раздел «Животные»): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. -16с.
  291. Д.Ф. Плотность и биомасса тропических млекопитающих // Биология охраны природы. М.: Мир, 1983. — С. 55 — 75.
  292. Экологический калейдоскоп: Учебно-методическое пособие / Сост. Л. Ю. Кондрашова. Смоленск: СОИУУ, 2002. — 134с. t
  293. .Г. Единство и многообразие биологического познания // Вопросы философии. -1983. С. 5.
  294. . А. Эколого-географическая структура биологического и стратегия его учёта и охраны // Биологическое разнообразие: подходы к изучению и сохранению. Спб. 1992. — С. 7 — 20.
  295. А.В. Экологические проблемы: острота ситуации // Биология в школе. 1989. — № 3. — С. 5.
  296. Emmel, Т.С. An introduction to ecology and Population Biology. W.W. Norton & Co., 1973. 539p.
  297. V.F. 1994. Biological diversity. Cambridge et al.: Cambridge University Press. 681 p.
  298. Jarvinen O., Ranta E. Selection of conservation areas based on species composition and abundance // Rept. Dep.
  299. Margules C., Usher V. Criteria used in assessing wildlife conservation potential: a review // Biol. Conserv. 1981. V. 21. № 2. P. 79 109.
  300. Nilsson S.G. Hur skall naturreservatsystem utformos // Rept. Dep. Wildlife Ecol. Swed. Univ. Agr. Sci. 1982. № 9. P. 25 29.
  301. R.E. 1990. Indicators for monitoring biodiversity: a hierarchical approach // Conserv. Biol., Vol. 4. P. 355 364.
  302. R.T., Heywood V.N. 1995. Global Biodiversity Assessment. UNEP, Cambridge. 1140p.
  303. Whittaker R.H. Communities and Ecosystems. New York, 1975. 327p.
Заполнить форму текущей работой