Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание и методика сенсорного воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Довольно сложно для ребенка познавать пространственные отношения, которые лучше усваиваются в движении, их можно обследовать так, как форму и размер предмета. Осложнения встречаются также в формировании у детей представлений о времени, которое воспринимается не конкретным анализатором, а благодаря чередованию явлений жизни, постоянно повторяются: день сменяется вечером, занятия — прогулкой… Читать ещё >

Содержание и методика сенсорного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная педагогическая наука определяет содержание сенсорного воспитания, исходя из данных современной психологии и педагогики. Он строится на основе принципа обогащения и углубления путем формирования у детей (начиная с раннего возраста) широкого ориентирования в окружающем мире. Рядом со специальным ознакомлением с цветом, формой, размером предметов следует совершенствовать звуковой анализ речи, формировать музыкальный слух, развивать мышечно-суставную чувствительность и прочее. Эти умения играют важную роль в осуществлении музыкальной, изобразительной, трудовой деятельностей, в речевом общении. Обучение сенсорным действиям сочетается с различными видами деятельности, обеспечивает жизненную пригодность сенсорных знаний и умений. В то же время, сенсорное воспитание включает специальную работу по ознакомлению детей с сенсорными эталонами, а также специальными способами сопоставления качеств предметов воспринимаются с усвоенными образцами, т. е. способами обследования предметов. Для выделения определенных групп качеств нужны как простые действия (прикосновение и поглаживание — для определения гладкости поверхности), так и более сложные (перцептивные) действия (например, система обнаружения звукового состава слова). Все это и составляет содержание сенсорного воспитания.

На каждом этапе дошкольного детства задачи и содержание сенсорного воспитания конкретизируют его общую цель. Последние научные данные свидетельствуют о возможности формирования у детей первых лет жизни тонких дифференцировок предметов различной формы, размера, цвета и их оттенков. Начиная с семи недель, ребенок хорошо следит за предметами, которые перемещаются, различает цвета. Трехмесячные дети различают объемные формы (прямоугольная призма, куб, шар и др.). Поэтому сенсорное воспитание следует начинать как можно раньше, чтобы использовать природные возможности ребенка.

Стихийно усваивая сенсорный опыт, ребенок подвергается ошибки и ложные представления о качествах предметов, а процесс усвоения искусственно затягивается во времени. Поэтому важным средством сенсорного воспитания является обучение.

Довольно сложно для ребенка познавать пространственные отношения, которые лучше усваиваются в движении, их можно обследовать так, как форму и размер предмета. Осложнения встречаются также в формировании у детей представлений о времени, которое воспринимается не конкретным анализатором, а благодаря чередованию явлений жизни, постоянно повторяются: день сменяется вечером, занятия — прогулкой, а прогулка — обедом и так далее. В формировании временных представлений важное значение имеет понимание временной последовательности и продолжительности. Для этого следует вести познания ребенка от понимания короткого промежутка времени к осознанию частей суток, от правильного понимания понятий «вчера», «сегодня», «завтра» и к усвоению последовательности дней недели, времен года и другое.

Важное значение имеет также развитие слухового восприятия, которое играет важную роль в подготовке к школе и дальнейшей жизни. Уже к концу 2-го года жизни ребенок имеет развитый фонематический слух, а в школу овладевает способностью к звуковому анализу слов.

Развитие тактильной, обонятельной и вкусовой чувствительности в процессе сенсорного воспитания требует специальных упражнений на сравнение, а также большой работы в повседневной жизни детей. Л. Венгер разделяет процесс сенсорного воспитания в дошкольном возрасте на подготовительный этап (первые три года жизни) и систематическое усвоение ребенком сенсорной культуры.

На первом году жизни главное содержание сенсорного воспитания составляет предоставление ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений. С развитием хватательных движений нужно помочь приспособить их к форме, размерам и местонахождение предмета. Постепенно для ребенка эти качества приобретают определенное значение (маленькое берется одной рукой, большое — двумя).

На втором — третьем годах жизни важно познакомить ребенка со всем разнообразием свойств предметов: формами, цветами, размерами и т. д. Действия с предметами следует организовать так, чтобы для достижения нужного результата необходимо сопоставление предметов по форме, размеру, установить их сходство или различие. Выполняя начальные продуктивные действия, ребенок 3-го года жизни уже знает, что форма, размер, цвет — постоянные признаки предметов, которые следует учитывать при выполнении самых действий.

После трех лет следует переходить к систематическому ознакомления с сенсорными эталонами и способами их использования.

В восприятии цвета сенсорными эталонами выступают хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические — белый, черный. Сначала у детей формируют представления о белом и черный, далее о хроматические цвета. Дети должны усвоить также и оттенки цветов.

Ознакомить с эталонами формы — геометрическими фигурами — в сенсорном воспитании отличается от их изучения в процессе формирования элементарных математических представлений. Целью является узнавание соответствующей формы, названия и умение действовать с ней, а не анализировать ее.

Эталонами размера служат условные мерки. В процессе сенсорного воспитания, в отличие от математической подготовки, можно не использовать метрическую систему, а устанавливать размеры предмета в зависимости от места, которое он занимает в ряду однородных (большой, маленький, самый большой). Осложнения представлений о размере происходит в процессе перехода от сравнения двух — трех предметов многим, образующих ряд величин, уменьшаются или увеличиваются.

Позже дети знакомятся с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по размеру, возникающие между элементами ряда, который состоит из большего количества предметов. Одновременно необходимо научить детей способам обследования предметов: группировке по цвету и форме на основе образцов — эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению более сложных действий око миру. Сначала ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов. Это совсем не сложно, если предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, если этот цвет содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени (например, цвет морской волны, кофейный, бордовый и др.), Задача становится непростой. Специальная тренировка требуется и для умения выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками.

Научить детей обследовать формы предметов — это, прежде всего, научить уметь видеть сходство между формой предмета и какой-то простой геометрической фигурой. После того важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (например, телевизор — прямоугольный, тарелка — круглая и т. д.). Однако есть немного таких предметов, которые имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма предметов более сложная: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и размещение второстепенных (более мелких) частей и отдельные дополнительные детали. В 5 — 7 лет ребенок должен научиться последовательно обследовать именно такие, сложные формы предмета. На всех этапам обучения действиям, необходимым для обследования формы, может быть использован способ обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставить обведенную форму с усвоенными эталонами.

Обучение обследованию величины предметов следует направить, главным образом, на развитие глазомера. Для этого можно учить детей выполнять все сложные «глазомерные» задачи. Сначала ребенок учится сравнивать два предмета, прикладывая их друг к другу, и подбирать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины — научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке находит предмет нужной величины. Переходя к задачам на глазомер, следует иметь в виду, что они являются достаточно сложными даже для 6−7-леток. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий у детей можно повысить путем целенаправленного обучения. Глазомер развивается при конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает отсутствуют, но нужны для построения какой-то конструкции детали; во время лепки, когда она делит комок глины, чтобы ее хватило для всех частей предмета; при создании приложений, рисование и, конечно, игр.

И наконец, следует развивать аналитическое восприятие — умение ориентироваться в сочетании цветов, выделять отдельные измерения величин, различать форму предметов. Самой сложной задачей для дошкольников является сочетание цветов, форм и величины предметов со сложной структурой. Выделение элементов таких структур, а также анализ связей между этими элементами обеспечиваются аналитическим восприятием. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка 5 — 7 лет следует научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в размещении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.

Восприятие формы сложной структуры предполагает умение на глаз разделять ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным образцам, и определять соотношение этих элементов между собой. И таким действиям можно обучить ребенка уже в дошкольном возрасте.

Несколько иначе формируется понятие величины. Аналитическое восприятие этого признака связано не с выделением и объединение частей сложного целого, а с выделением разных измерений предмета — его длины, высоты и ширины. Однако, поскольку невозможно отделить длину и ширину от самого предмета, следует научить ребенка сопоставлять предметы по этих измерений. Одновременно важно отметить, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от положения предмета в пространстве.

В современных программах обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, как правило, не выделяется раздел «Сенсорное воспитание». Задача его реализуются в других разделах, где рассматривается речевое развитие детей, ознакомление с окружающим, развитие продуктивных видов деятельности. Воспитатель ставит конкретные задачи и определяет их способом реализации (занятия, дидактическую игру, дело и т. д.) в соответствии с возрастом детей, уровня их сенсорного и умственного развития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой