Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворенность потребителя»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменения, происходящие в сфере образования, потребовали пересмотра образовательной политики. На первое место вышли проблемы качества образования как основы качества жизни человека и общества. Важнейшим аспектом образования, связанным с проблемой его качества, является проблема преподавателей, их квалификация. Эта проблема обусловлена быстрым расширением сферы образования, трудоёмкостью… Читать ещё >

Содержание

  • Стр
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. КАЧЕСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
    • 1. 1. Различные подходы к определению качества в образовании. 11 1.2.0сновные положения системы всеобщего управления качеством (TQM) и образование
    • 1. 3. Опыт оценки качества деятельности образовательных учреждений за рубежом
      • 1. 4. 0. пыт разработки систем качества на основе ИСО в России
    • 1. 5. Выводы
  • ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПОКАЗАТЕЛЮ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ"
    • 2. 1. Место показателя «удовлетворённость потребителя» в системе управления качеством
    • 2. 2. Основные черты модели оценки качества учебного процесса деятельности преподавателя по показателю «удовлетворённость потребителя»
    • 2. 3. Методическое обеспечение реализации модели
    • 2. 4. Процедура учета мнения потребителей образовательных услуг
    • 2. 5. Математическая обработка результатов
    • 2. 6. Форма представления результатов
    • 2. 7. Выводы к главе
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗРАБОТАННОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПОКАЗАТЕЛЮ УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ"
    • 3. 1. Анализ результатов анкетирования студентов по выборке в целом
    • 3. 2. Представление результатов анкетирования по отдельному преподавателю
    • 3. 3. Мнение одних и тех же студентов о качестве учебного процесса, организуемого различными преподавателями
      • 3. 4. 0. соотнесении результатов анкетирования студентов с само-^ оценкой преподавателей, организующих учебный процесс у этих студентов
    • 3. 5. Изменения в используемых материалах при учете показателя «удовлетворенность потребителя»
    • 3. 6. Выводы

Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворенность потребителя» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование является одной из самых важных сфер человеческой деятельности, огромные достижения в этой области легли в основу научно-технических достижений XX века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение его статуса сопровождается обострением проблем, решение которых привело к необходимости формирования новой образовательной системы. Превращение образования во второй половине XX века в массовое поставило перед образовательной системой множество сложных вопросов:

• как совместить широкий доступ к образованию с гарантией его высокого качества;

• как обеспечить соответствие образовательных запросов личности, общества и государства;

• как подготовить преподавателей к решению новых образовательных задач ?

Изменения, происходящие в сфере образования, потребовали пересмотра образовательной политики. На первое место вышли проблемы качества образования как основы качества жизни человека и общества. Важнейшим аспектом образования, связанным с проблемой его качества, является проблема преподавателей, их квалификация. Эта проблема обусловлена быстрым расширением сферы образования, трудоёмкостью преподавательского труда, оттоком квалифицированных кадров из образования в другие отрасли в период экономической нестабильности. Проблема качества образования также обострилась и в связи с непрерывно растущим объёмом человеческих знаний. В условиях информационной революции, когда объём информации удваивается каждые 10−15 лет, классический учебник и преподаватель неизбежно становятся поставщиками устаревших знаний. В этих условиях качество деятельности преподавателей, организующих учебный процесс, приобретает важнейшее значение. Повышаются требования к качеству образовательных услуг и в связи с этим возрастает роль оценки качества деятельности преподавателя и управления этим качеством. Образовательные услуги, особенно в высшем образовании, существенно отличаются от всех других видов услуг тем, что являются услугами интеллектуального характера. Всякая оценка предполагает сравнение того, что есть, с тем, что требуется. Никакой метод не может обеспечить абсолютной точности. Качество образовательных услуг и педагогической деятельности — один из наиболее сложных объектов оценки. Для управления качеством этих услуг требуются особые подходы и методики.

Для оценки качества учебного процесса и деятельности преподавателя в общих чертах может быть использована модель управления качеством, разработанная Европейским фондом управления качеством EFQM. В рамках этой модели наряду с другими важным является удовлетворение требований потребителей (в данном случаестудентов), а качество обеспечивается за счёт постоянного монито-рирования и совершенствования учебного процесса. Такая программа реализуется в НГТУ в течение последних лет.

Анализ работ, посвященных деятельности преподавателя, показывает, что инспектирование качества учебного процесса и педагогической деятельности ранее осуществлялось без использования показателя «удовлетворённость потребителя». Поскольку в современном образовательном процессе преподаватель перестаёт быть центральной фигурой, а центр тяжести переносится на обучающегося, который становится активным и равноправным участником образовательного процесса, игнорирование этого показателя представляется некорректным. Вовлечение пользователей в мониторинг качества педагогического процесса и деятельности преподавателя является важным принципом оценки качества деятельности образовательного учреждения. Для этого необходимо разработать процедуру получения и использования показателя «удовлетворённость потребителя». Удовлетворённость потребителя при оценке качества является ключевым элементом как в Международных Стандартах Качества (ИСО), так и в системе Всеобщего Управления Качеством (TQM). Но необходимость использования этого показателя при оценке качества учебного процесса и деятельности преподавателя сталкивается с несовершенством существующих оценочных методик и процедур учёта мнения обучающихся. На решение этой проблемы направлено данное диссертационное исследование. Этим определяется его актуальность.

Объект исследования. Педагогическая деятельность преподавателя вуза.

Предмет исследования. Опосредованная оценка студентами качества деятельности преподавателя.

Цель исследования. Разработать модель использования показателя «удовлетворённость потребителя» (обучающегося) в системе управления качеством учебного процесса и деятельности преподавателя.

Гипотеза исследования. Если в системе управления качеством учебного процесса и деятельности преподавателя в университете использовать показатель «удовлетворённость потребителя» образовательных услуг (студентов), то это позволяет.

• выявлять аспекты педагогической деятельности преподавателя, нуждающиеся в коррекции;

• определять направления совершенствования педагогической деятельности отдельного преподавателя и педагогического коллектива в целом, ориентируясь на тенденции развития современного образования и нормы качества;

• способствовать «присвоению» принятых норм качества учебного процесса преподавателями и возникновению деятельности, направленной на самосовершенствование;

• использовать показатель «удовлетворенность потребителя» для осуществления управленческих решений (в процедуре избрания на должность, при принятии решений о поощрениях, для формирования управленческого резерва и др.).

Задачи исследования:

1. Исследовать возможность использования показателя «удовлетворенность потребителя образовательных услуг» в системе управления качеством образования в университете.

2. Разработать комплекс методических материалов для реализации модели оценки качества учебного процесса и деятельности преподавателя:

• анкеты для изучения мнения студентов и преподавателей о качестве учебного процесса;

• формы представления результатов анкетирования преподавателям и руководителям подразделений;

• процедуру анкетирования.

3. Разработать программу подготовки экспертов, обученных правилам сбора, хранения и использования информации о качестве учебного процесса и деятельности преподавателя.

4. Провести эксперимент по определению работоспособности модели оценки качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворенность потребителя».

5. Разработать программу компьютерной обработки результатов анкетирования.

Новизна исследования. Разработана технология получения, обработки и хранения информации о качестве учебного процесса по показателю «удовлетворённость потребителя» и использования этого показателя в системе управления качеством в образовательном учреждении.

Практическая и теоретическая значимость.

• Предложена модель опосредованной оценки качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворенность потребителя».

• Установлены критерии и соответствующие им словесные оценочные суждения по показателю «удовлетворенность потребителя», используемые для оценки качества учебного процесса и педагогической деятельности преподавателя в образовательном учреждении.

• Разработаны формы представления результатов по показателю «удовлетворенность потребителя» для пользователей различного уровня доступа к информации (преподавателю, руководителю, эксперту).

Апробация материалов исследования выполнялась в Новосибирском Государственном Техническом Университете. Основные результаты исследования обсуждались на научно-методическом совете, Всероссийской научно-методической конференции «Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление» (Новосибирск 1998 г.), на II Международной научно-методической конференции «Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт» (Новосибирск, 1999 г.), на III Международной научно-методической конференции «Качество образования: концепции, проблемы.» (Новосибирск, 2000 г.), на IV Международной научно-методической конференции «Качество образования: достижения, проблемы.» (Новосибирск, 2001 г.), на V Международной научно-методической конференции «Качество образования: системы управления, достижения, проблемы.» (Новосибирск, 2003 г.).Результаты исследования были использованы при работе над ежегодным докладом «Качество образования в Новосибирском Государственном Техническом Университете», а также при проведении семинара «Обеспечение качества в высшем образовании» в Великом Новгороде в рамках программы OSI/HESP в 2003 г. в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого.

В работе использовались следующие методы исследования: метод критического анализа литературы по проблемеметод анкетирования участников учебного процесса, корректирующая беседа с преподавателями: по результатам анкетирования, математико-статистические методыметод сравнительного анализаметод самооценки.

Методологическую основу исследования составляют теория педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А. И. Щербаков, В. В. Богословский, А. Д. Боборыкин, В. А. Сластенин, А. А. Реан, В.Я. Якунин), концепция личностно-ориентироеанного образования (Д.А. Белухин, Е. В. Бондаревская, А. Б. Орлов, В. В. Сериков, И.С. Якиманская), современные концепции гуманизации образования (И.Ю. Алексашина, В. П. Бездухов, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Г. С. Сухобская), основные положения теории общения (Г.М. Андреева, А. А. Леонтьев, JI.A. Карпенко, А. К. Маркова, В.А. Кан-Калик).

Исследование опирается на ведущие идеи и положения, отражающие роль качества образования в развитии современного общества (А.П. Беляева, Н. Н. Булынский, С. И. Григорьев, И. А. Ивлиева, А. А. Макаров, В. П. Панасюк, М. М. Поташник, Н. А. Селезнёва, А. И. Субетто, Ю. К. Чернова, В.В. Щипанов), исследования в области управления образованием и аттестации ОУ (М. Альберт, Л. Арелин, Т. И. Березина, А. Л. Гавриков, Д. Дьюк, Г. Сериков, В. Тарасов, К. Ушаков), положения теории управления качеством (B.C. Аванесов, Г. Г. Азгальдов, В. Я. Белобрагин, В. П. Беспалько, З. Д. Жуковская,.

И.А. Зимняя, Б. К. Коломиец, В. В. Левшина, Л. В. Макарова, Н. А. Селезнева, Г. Б. Скок, В. П. Соловьев, А. И. Субетто, B.C. Черепанов).

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования и её соответствием поставленным задачамвыполнением исследования на теоретическом и практическом уровняхиспользованием методов, соответствующих его целямвозможностью повторения эксперимента в других образовательных учреждениях, представительностью выборки.

На защиту выносятся.

• Модель управления качеством учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворенность потребителя», выстроенная на основе положения о том, что качество педагогической деятельности преподавателя может быть опосредованно оценено по схеме: оценка обучающимся себя в учебном процессе—юценка учебного процесса «глазами потребителей"—юценка педагогической деятельности преподавателя, организующего учебный процесс.

• Комплекс методических материалов, используемый для опосредованной оценки качества педагогической деятельности преподавателя студентами.

• Процедура использования показателя «удовлетворенность потребителя» в системе управления качеством учебного процесса и деятельности преподавателя.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ В данном диссертационном исследовании получены следующие основные результаты.

• Показано, студенты, оценивая учебный процесс в соответствии с нормами качества, косвенно оценивают качество деятельности преподавателя. Разработанная модель управления качеством учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворенность потребителя» работает по схеме: оценка обучающимся себя в учебном процессе —> оценка учебного процесса «глазами потребителей» —> оценка педагогической деятельности преподавателя.

• Установлено, что разработанные для реализации модели управления качеством учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворенность потребителя» методические материалы и процедура использования этой модели снижают сопротивление со стороны преподавателей их внедрению.

• На основании мониторирования качества учебного процесса экспериментально обоснованы критерии опосредованной оценки качества педагогической деятельности, сформулированы соответствующие словесные оценочные суждения.

• Показано, что реализация разработанной модели, основанной на привлечении самого преподавателя к анализу качества собственной педагогической деятельности, способствует появлению новых условий, которые стимулируют дальнейшую деятельность, направленную на совершенствование.

• Показано, что в силу разнообразия личностей и моделей деятельности преподавателей нельзя полностью автоматизировать выдачу рекомендаций по анализу качества учебного процесса и деятельности преподавателя для принятия управленческих решений.

Показано, что «удовлетворенность потребителя» — важный показатель качества деятельности преподавателя, но для полного анализа необходимо наряду с ним учитывать другие источники информации (качество методического обеспечения, качество занятий, мнение коллег и т. д.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Профессиональные качества преподавателя // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2001. — № 6, С.61−64.
  2. B.C. Композиция тестовых заданий. М.-1996.-191с.
  3. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: В вопросах и ответах. Киев, Рад. Школа., 1982. -198с.
  4. В. И. Об одном подходе к стандартизации оценки качества образования // Телекоммуникации и информатизация образования. № 1 (8), 2000. С. 58 — 65.
  5. Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов -СПб: Питер, 2001. 304с.
  6. В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. — Челябинск, Южно Урал. кн. изд-во, 1991.- 144с.
  7. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  8. Ю.Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко.
  9. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.-128с.
  10. П.Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.-207с.
  11. Ф., Райн JL Обеспечение качества и институциональная аккредитация в системах высшего образования стран Центральной и Восточноой Европы. Высшее образование в Европе. 1995, № 1−2, С.158−174.
  12. А.И. Оценка качества высшего образования: Рекомендации по внешней оценке качества в вузах. — М.:Изд-во МНЭПУ, 2000. 180с.
  13. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/ О.П. Глуд-кин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин: под ред. О.П. Глуд-кина. М.: Горячая линия — Телеком, 2001.-600с.
  14. Государственный стандарт Рос. Федерации, ГОСТ ИСО 9000−2001.
  15. М.Т. Если вы преподаватель. Позиция Модели —1. Технологии. М., 1998.
  16. М.Т. Педагогические основы образования взрослых. -М.: 1993 165с.
  17. С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM) СПб., «Виктория плюс», 2002.-256с.
  18. Р. Международный подход к качеству в высшем образовании: роль ЮНЕСКО. Высшее образование в Европе. № 1−2, С.111−126.
  19. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1982. — 160с.
  20. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.-189с.22.3агвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.-159с.
  21. С.И. Основы андрогогики: Учебное пособие для вузов. -М.:Флинта: Наука, 1999. 152с.
  22. Г. Л. Личностно ориентированная педагогическая психология (анализ понятия и практика применения). Научный доклад. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-24с.
  23. В.А. Проблемы управления качеством в вузах// Стандарты и качество. 2000. — № 5. — С.82−85.
  24. Качество образования: Достижения, проблемы: Материалы IV Международной науч.-метод, конф./ Под общ. ред. А.С. Востри-кова.- Новосибирск. Изд-во НГТУ, 2001.-С.52−246.
  25. Качество образования: Концепции, проблемы: Материалы III Международной науч.-метод, конф./ Под общ. ред. А.С. Востри-кова.- Новосибирск. Изд-во НГТУ, 2000.-С.14−146.
  26. Качество образования: Системы управления, достижения, проблемы: Материалы V Международной науч.-метод, конф./ Под общ. ред. А. С. Вострикова.- Новосибирск. Изд-во НГТУ, 2003. Том 1,2,3.
  27. Г. Р. Процесс самооценки/ пер с анг. В сокр. О.Бухиной. М.:Московский общественный научный фонд- ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999.- 152с.
  28. М.В. Инновации в обучении. М.: Наука, 1997.-223с.
  29. С.А. Педагогическая технология учителя: Методические рекомендации к аттестации на высшую категорию.-Новосибирск, 1998. 76с.
  30. Концепция управления качеством образования. Пермь, 1997.-С.14.
  31. А.И., Соловьев В. П. и др. Руководство для участников конкурса 2000 года «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». — М.: Изд-во Мин. образования РФ, 2000.
  32. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования/Исслед.центр проблем качества подгот.специалистов.-М., 2001.-144с.
  33. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970.-114с.
  34. Н.В. Предмет акмеологии. Спб.: СПб акмеологическая академия, 1995.
  35. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. — М.: Высш. шк., 1989. 191с.
  36. Н.В. Формирование педагогических способностей. — Л., 1961.-98с.
  37. А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб: Образование и культура, 1996.-304с.
  38. А.К. Психология профессионализма. М., 1996 — 308с.
  39. Д. Ш., Полев Д. М., МельниковаН.Н. Упрвление качеством образования на основе новых информационны технологий и образовательного мониторинга. Изд-е 2-е, исправл. И доп. -М.:Педагогическое общество России. 2001.-128с.
  40. В.А. Оценка деятельности преподавательского состава в вузах США.- М., 1992−48с-(проблемы зарубежной высшей школы: Обзор. информ./НИИВО-вып2)
  41. Международный стандарт ИСО 9000−4:1991 Общее руководство качеством и элементы системы качества часть2: Руководящие указания по услугам. М., 1996. — 43с.
  42. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие/ Под ред. А. П. Егоршина. Н, Новгород: НИМБ, 2001. -624с.
  43. Э.Н., Пальянов М. П., Синенко В. Я. Повышение квалификации работников образования: состояние, проблемы, перспективы. Томск, ТОИПКРО, 1999. — 236с.
  44. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально- программный подход/ Под науч. ред. Н. А. Селезневой и А. И. Субетто. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 199с.
  45. О.С. Как составить образовательную программу. Научно -методические основы конструирования образовательных программ: Пособие. — Новгород: НРЦРО, 1997. 55с.
  46. Основы педагогического мастерства (под ред. И.А.Зазюна). — М., 1989
  47. В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Автореф. докт. Дисс. -Спб., 1998, — С. 17.
  48. В.П. Системное управление качеством образования в школе./под ред. А. И. Субетто. Изд.2-е-Спб., М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.-239с.
  49. Н. Обыкновенная история (Откровения профессо-ра)//Вестник высшей школы. 2002. — № 2. — С.27 — 41.
  50. В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Р.Ф. об образовании. М., 1995. С. 20.
  51. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. -СПб, СПбГТУ, 1996.-140с.
  52. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования/ Пер. с анг. A.JI. Раскина. М., РИА «Стандарты и качество», 2002. — 128с.
  53. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. -255с.
  54. Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования// Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
  55. Н.А., Жуковская З. Д., Кузьмина Н. В. Системы обеспечения качества и управления качеством образования по учебной дисциплине (анализ, проектирование, реализация) М.: .: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.
  56. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М: Издательский центр «Академия», 2000. -235с.
  57. В.П. Педагогический менеджмент. Уч. пособие — М., Роспедагенство, 1995. 256с.
  58. В.Я. Критерии профессионализма учителя//Сибирский учитель, № 2(3), 1999. С.4−8.
  59. Синенко В. Я Многоаспектность качества образования//Сибирский учитель, № 2(19), 2002.-С.5−10.
  60. Системы качества в образовании: Сборник переводов с английского. Выпуск1.Ч.1. Под общей редакцией Ю. П. Адлера — М.: МИСИС. 2000.-144с.
  61. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Госстандарт России, 2001.
  62. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., Рос. пед. агентство, 2000.-102с.
  63. Г. Б., Афанасьев Ю. А. Управление качеством дистанционного обучения// Сборник докладов «Политика открытого дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество."-М.: Изд-во РУДН, 2001.
  64. Г. Б., Горлов Б. Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей: Учеб. пособие. Отв. редактор Ю.А. Кудрявцев/ Новосиб электротехн. ин-т Новосибирск, 1992. -115с.
  65. Г. Б., Лыгина Н. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу. М.: Рос. пед. агентство, 2003.-94с.
  66. Г. Б., Лыгина Н. И. Управление качеством деятельности преподавателя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.-25с.
  67. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во «Магистр», 1997.
  68. Словарь справочник «Внутришкольное управление"/ Под ред. Моисеева A.M. -М., 1998.
  69. Н.Ф. методика составления обучающих программ: Учеб. пособие. М.: Изд — во МГУ, 1980. — 46с.
  70. Ю. Г. Образовательная система России. Высшая школа. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. С. 51 — 61.
  71. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника.-М.: Педагогическое общество России, 2000.-448с.
  72. Управление качеством. Часть1: Семь простых методов: Учебное пособие для вузов/ Адлер Ю. П., Полховская Т. М., Шпер В. Л., Не-стеренко Г. А. М.:МИСИС. 2001.- 138с.
  73. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита — Пресс, 1998. — 256с.
  74. И.Г. Модели педагогической деятельности: опыт систематизации. Тюмень. — Изд — во Тюмен. гос. ун — та, 1997 — 255с.
  75. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя: Высшая школа. 1988
  76. М.С. Информационные технологии в обучении: Учеб. пособие. Тамбов, Москва: Изд — во ТГУ им. Державина Г. Р., 1997. — 123с.
  77. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.-431с.
  78. А.А. Опыт разработки политики в области качества образования // Качество образования: Концепции, проблемы: Материалы III Международной науч.-метод, конф./ Под общ. ред. А. С. Вострикова. Новосибирск. Изд-во НГТУ, 2000.- С.100−101.
  79. В.Д. и др. О процедуре комплексной оценки вуза // Высшее образование в России, 2001. № 1.
  80. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.-Педагогическое общество России, 1999−320с.
  81. Н.А. Педагогическое мастерство. Диагностика мастерства работников образования. Красноярск, 1995. 162с.
  82. В.Я. Педагогическая психология: Учеб. пособие/ 2-е изд. СПб.: Изд-во Михайлова В. А. 2000. — 349с.
  83. Ball С.(1985) What the hell is guality? // С. Ball Fitness for Purpose. Guildford: SRHE.
  84. Harvey L. and Green D.(1993) Defining Quality// Assessment and Evaluation in Higher Education. Vol. 18.1.9−34.
  85. McClain С. I., Kruger D. W. and Taylor T.(1989) Northeast Missouri State Universitys Value Added Assessment Program: A Model for Educational Accountability// M. Kogan (ed) Evaluating Higher Education. London: Jessica Kingsley Pubishers
Заполнить форму текущей работой