Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные подходы к планированию воспитательной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Классному руководителю важно использовать существующие следующие подходы к планированию: целенаправленность плана; учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классе, норм в коллективе; преемственность, систематичность, последовательность дел; реальность; разнообразие форм и методов; творческий характер планирования. Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является… Читать ещё >

Основные подходы к планированию воспитательной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

в начальной школе У педагога сегодня разносторонний спектр функций, главная из которых — воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о содержательной деятельности классного руководителя.

Классный руководитель несет ответственность за целевую воспитательную работу в классном коллективе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Классный руководитель определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности. Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к необходимости планирования воспитательной работы. [15,16].

Планирование воспитательной работы в классе представляет собой совместную деятельность классного руководителя, детей и взрослых, в ходе которой определяются цели, содержание и формы организации воспитательного процесса.

Планирование воспитательной работы — это конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в её общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо последовательно выполнить действия по следующему алгоритму:

  • 1. Педагогический анализ состояния и результатов воспитательной работы в классе за прошедший учебный год.
  • 2. Определение классным руководителем модели плана воспитательной работы на следующий учебный год.
  • 3. Моделирование классным руководителем образа учащегося, жизнедеятельности класса.
  • 4. Коллективное планирование жизнедеятельности класса.
  • 5. Уточнение, конкретизация целевого, содержательного, организационного и оценочно-диагностического компонентов воспитательной деятельности, оформление плана воспитательной работы.

При планировании работы классному руководителю важно соблюсти принцип оптимальности: 1) найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллективной работе по планированию; 2) избрать оптимальный вариант формы и структуры плана воспитательной работы, чтобы он был удобен для использования.

Классному руководителю важно использовать существующие следующие подходы к планированию: целенаправленность плана; учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классе, норм в коллективе; преемственность, систематичность, последовательность дел; реальность; разнообразие форм и методов; творческий характер планирования.

План воспитательной работы классного руководителя может состоять из шести разделов:

  • 1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.
  • 2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
  • 3. Основные направления и дела классного коллектива.
  • 4. Индивидуальная работа с учащимися.
  • 5. Работа с родителями.
  • 6. Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе,

В плане работы классного руководителя наряду с целями формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели, которые позволяют достичь поставленной цели.

При планировании воспитательной работы с учащимися классному руководителю необходимо учитывать следующее:

Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся.

Каждое планируемое мероприятие должно решать определенные задачи.

Начинающий классный руководитель должен внимательно изучить систему мероприятий класса в предыдущие годы. В планировании отвести важное место традиционным мероприятиям школы и класса.

Внеклассные мероприятия должны быть разнообразными по форме, по содержанию, интересными и развивающими.

Планирование должно учитывать даты, традиции, связанные с историей страны, города, села, района, самой школы и т. д.

При выборе форм и способов работы классный руководитель должен отдавать предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и их родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе.

Существуют различные структуры составления тематического планирования, которые включают в себя главные направления деятельности и способы решения воспитательных задач.

Например:

Основные направления и задачи.

Содержание работы по разделам.

Формы и методы.

Сроки проведения.

Исполнители.

Отметка результата.

Если исходить из того, что личность школьника, как целостная психическая система формируется не по частям, что любой вид деятельности так или иначе образуется на её формировании, то этот раздел плана принимает совершенно другой вид:

Вид деятельности.

Обществен-ная.

Познава-тельнаяая.

Трудо-вая.

Художест;

венная.

Спортивная.

Коммуника;

тивная.

№ недели.

В соответствии с современным воспитательным становлением можно представить следующее планирование:

Название мероприятия.

Воспитательные задачи.

Форма проведения.

Дата.

Общешкольные мероприятия.

Таким образом, для реализации воспитательной задачи существуют различные структуры планирования, и педагог среди этого количества выбирает наиболее эффективный вариант, с учётом особенностей конкретного класса, что в дальнейшем будет способствовать становлению и развитию качеств личности на основе нравственных ценностей. Удачно составленное планирование, соблюдение алгоритма, принципа оптимальности, подхода к разделам и прочих составляющих компонентов плана, определяет успешную реализацию поставленных целей и организацию воспитательного процесса.

Виды деятельности, используемые в планировании и реализации воспитательной работы, стимулируют учащихся к творчеству, к расширению кругозора, воспитанию индивидуально — личностных качеств, нравственно-духовному самовоспитанию. Ребёнок имеет возможность на самореализацию и развитие собственных интересов, а так же, социально-полезная деятельность способствует развитию социальной активности. Общественная значимость дел и высокая оценка, которую получают эти дела со стороны социума, способствует самоактуализации учащихся, формирует имидж школы.

Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Для реализации воспитательной задачи существуют различные структуры планирования, и педагог среди этого количества выбирает наиболее эффективный вариант, с учётом особенностей конкретного класса, что в дальнейшем будет способствовать становлению и развитию качеств личности на основе нравственных ценностей. Удачно составленное планирование, соблюдение алгоритма, принципа оптимальности, подхода к разделам и прочих составляющих компонентов плана, определяет успешную реализацию поставленных целей и организацию воспитательного процесса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой