Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Постижение педагогики родителями происходит ежедневно — здесь основную роль играет народная педагогика. Активно вырабатываются педагогические умения и навыки в процессе воспитательной деятельности. Важным средством повышения педагогической культуры родителей является и самообразование. Однако, основная нагрузка приходится на целенаправленное научно-педагогическое просвещение. В настоящее время… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
    • 1. 1. Современное родительство как психолого-педагогический феномен
    • 1. 2. Историко-логический генезис понятия «педагогическая культура родителей»
    • 1. 3. Деятельность учреждения дополнительного образования как приоритетного условия формирования педагогической культуры родителей
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Диагностика уровня сформированности педагогической культуры родителей
    • 2. 2. Организация процесса формирования педагогической культуры родителей
    • 2. 3. Рефлексивно-оценочный этап экспериментального исследования
  • ВЫВОДЫ

Формирование педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сложившаяся в России ситуация, связанная с драматическими изменениями в семье как социальном институте, остро ставит вопрос о государственной поддержке семьи, восстановлении ее многоуровневых функций в новых общественно-экономических условиях.

В последние годы ситуация значительно ухудшилась в связи с влиянием на семью новых социальных явлений: политической нестабильности, экономического кризиса, социальной поляризации и обнищания растущего числа семей, бурного развития различных религиозных конфессий, не сопровождающего, к сожалению, столь же интенсивным усилением веры, духовности людей.

Семья в силу своей социально-биологической природы является первичным институтом социализации человека, опосредующим звеном между социальными нормами и процессом развития личности. Успешная воспитательная деятельность отцов и матерей зависит как от уровня их теоретических знаний, так и от педагогических умений и способностей, уровень которых в свою очередь в немалой степени зависит от педагогической культуры родителей, особенно от характера их деятельности как воспитателей.

Постижение педагогики родителями происходит ежедневно — здесь основную роль играет народная педагогика. Активно вырабатываются педагогические умения и навыки в процессе воспитательной деятельности. Важным средством повышения педагогической культуры родителей является и самообразование. Однако, основная нагрузка приходится на целенаправленное научно-педагогическое просвещение. В настоящее время такое просвещение дает родителям не меньшее по объему количество знаний, чем они получают из арсенала народной педагогики. В современном обществе, по-прежнему, основная просветительская роль среди родительской общественности лежит на образовательных учреждениях. Среди этих учреждений, традиционно, школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью и помочь родителям в их воспитательной деятельности. Но с появлением нового типа образовательного учреждения — учреждения дополнительного образования — возникли новые реальные перспективные возможности по углублению и расширению взаимодействия с семьей.

Педагогическая работа учреждений дополнительного образования с семьей пока не в полной мере обеспечена фундаментальными исследованиями, в которых были бы раскрыты методология и теория, обоснованы пути, средства и условия позитивного решения ее современных проблем. В то же время в социально-педагогических науках и опыте для этого сложились позитивные предпосылки. К настоящему времени создан общетеоретический фонд по проблеме формирования педагогической культуры родителя.

Важное значение для данного исследования имеет анализ основных общефилософских концепций культуры JI.E. Ананьева, С. Н. Артановского, А. А. Беляева, JI.E. Выготского, М. Г. Казакина, JT.E. Кертмана, С. М. Ковалева, М. С. Когана, А. Н. Леонтьева, C. JL Рубинштейна, Т. Г. Стефаненко, М. Хер-скивеца, А. Швейцера и других.

Педагогические подходы к культуре освещены в работах А.В. Бара-банщикова, М. В. Богуславского, Е. В. Бондаревской, А. П. Валицкой, Г. А. Ви-ленского, Г. Н. Волкова, В. М. Данильченко, Г. В. Звездунова, Т. В. Иванова, И. Ф. Исаева и других.

Психологический аспект явления культуры представлены в работах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Ф. Боаса, А. А. Бодалева, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, Т. В. Лодкиной, О. И. Моткова и других.

Аспекты «родительства» как психолого-педагогического феномена раскрываются в трудах А. Адлера, О. В. Баженова, К. Витакера, Л.И. Гряду-нова, В. Н. Дружинина, И. С. Кона, Р. В. Овчаровой, М. Рокича, Е. Г. Соколовой, А. С. Спиваковской, 3. Фрейда, Л. Б. Шнейдера, Э. Г. Эйдемиллера, Э. Эриксона и других.

Социальную сущность семьи и важнейшие аспекты её жизнедеятельности рассматривают А. И. Антонов, Ю. П. Азаров, Е. П. Арнаутова, В. Г. Афанасьев, В. Г. Бочарова, А. Я. Варга, Н. М. Давыдова, В. Н. Дружинин, А. Н. Елизаров, М. Коваль, B.C. Трохий, Т. Яркина и другие. Процесс социализации ребенка в семье, его подготовку к будущему супружеству и роди-тельству изучали В. И. Барский, И.В. Бестужев-Лада, И. В. Гребенников,.

A.С. Макаренко, СЛ. Рубинштейн и другие. Особенности представлений молодежи о будущей семейной жизни выявлены A.M. Прихожан, Т.И. Юфере-вой, П. М. Якобсон и другими. Психологические особенности семьи и психология семейных отношений раскрыты Т. М. Афанасьевым, А. А. Бодалевым,.

B.Н. Дружининым, Я. Л. Коломинским, Н. Н. Обозовым, Э. Г. Эйдемиллером и другими.

Факторы, оказывающие решающее влияние на формирование готовности к семейной жизни рассмотрены И. А. Арабовым, И. В. Гребенниковым, И. В. Дубровиной, С. В. Ковалевым, В. Э. Пахальян, A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых, A.M. Чудновским, Т. И. Юферевой. и другими.

В педагогической науке уже имеется определенный опыт создания систематизированных подходов к образованию родителей, формированию их педагогической культуры. Современное состояние проблемы педагогической культуры семьи и родителей раскрывается в исследованиях Л. С. Алексеевой, И. В. Гребенникова, Ю. Я. Левкова, Е. И. Наседкиной, Ю. А. Петрова, В.Я. Ти-таренко, С. Н. Токаревой, О. Н. Урбанской, О. Е. Черствой и многих других ученых. По их мнению, основой совершенствования семейного воспитания является работа по повышению педагогической культуры родителей.

Однако, несмотря на имеющийся сегодня обширный теоретический материал и практический опыт по работе с семьей, И. В. Гребенников обращает внимание на недостаточность достигнутого уровня педагогической культуры основной массы родителей, что, по его мнению, «отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей» [49, С.5]. В настоящее время происходит переоценка ценностей, ломаются стереотипы в сознании людей, резко изменяются условия жизни большинства российских семей, проблема формирования педагогической культуры родителей приобретает особое содержание.

С учетом изложенных обстоятельств и был сделан выбор темы исследования: «Формирование педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования».

Изучение родительской готовности к воспитательной деятельности в современной семье и уровня воспитанности детей выявило противоречие между необходимостью обеспечения полноценного воспитания ребенка в семье и недостаточно сформированной педагогической культурой родителей на данном этапе развития общества. Это общее противоречие проявляется в более частных противоречиях между:

— изменением социальных условий жизнедеятельности родителей в современном обществе и устаревшими подходами к работе с родителями;

— преобладанием пассивных форм работы с родителями в образовательных учреждениях и индивидуально-личностными потребностями родителей в получении педагогических знаний;

— нацеленностью образовательных учреждений на работу с родителями и недостаточностью совокупных условий, необходимых для этого;

— предъявляемыми обществом требованиями к расширению образовательной деятельности с родительской общественностью и недостаточным использованием педагогического потенциала учреждений дополнительного образования;

— интегративным характером требований, предъявляемых к родителям-воспитателям, и недостаточной разработанностью предлагаемых технологий формирования педагогической культуры родителей в современных условиях;

— желаниями родителей восполнить дефицит педагогических знаний и отсутствием возможности сделать это в современной социокультурной среде в приемлемых для родителей условиях.

Многие из этих противоречий обусловлены не только объективными, но и субъективными обстоятельствами. В связи с этим возникает необходимость в планомерной и целенаправленной работе с родителями по формированию педагогической культуры.

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы условия формирования педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования? Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: педагогическая культура родителей.

Предмет исследования: процесс формирования педагогической культуры родителей в условиях учреждения дополнительного образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1) раскрыть сущность происходящих изменений в современном обществе, влияющих на функционирование семьи и детерминирующих трансформацию представлений о педагогической культуре родителей;

2) провести анализ содержания компонентного состава структуры педагогической культуры в условиях динамичной социокультурной среды;

3) выявить приоритетные потенциальные возможности учреждения дополнительного образования в работе с родителями;

4) определить технологические основы организации процесса формирования педагогической культуры родителей;

5) разработать структуру научно-методического обеспечение формирования педагогической культуры в учреждении дополнительного образования.

В основу данного исследования положена гипотеза: процесс формирования педагогической культуры родителей в условиях учреждения дополнительного образования будет эффективным, если:

— этот процесс будет осуществляться с учетом динамичности педагогической культуры родителей в современных социальных условиях общества;

— будут учтены личностные особенности, потребности и интересы родителей;

— будет разработана научно-обоснованная образовательная технология формирования педагогической культуры родителей, основанная на андраго-гических принципах;

— процесс формирования педагогической культуры будет иметь необходимое научно-методическое сопровождение.

Методологической основой исследования стали: аксиологический подход, в рамках которого человек рассматривается в контексте основных ценностей межличностных взаимодействийгуманистический подход, признающий человека высшей ценностьюсистемный подход, позволяющий рассматривать педагогическое явление как целостностьличностно-деятельностный подход, признающий деятельность условием полноценного развития и саморазвития личностисодержательный подход, требующий обращения к содержанию явления, выявление его элементов и взаимодействия между нимилогико-исторический подход, интегрирующий историческое развитие педагогического явления с современным состоянием этого явления-, сущностный подход, выявляющий внутренние, глубинные, устойчивые стороны явления, его механизмов и движущих силединичный подход, изучающий отдельное педагогическое явлениефеноменологический подход, представляющий собой интуитивное раскрытие сущности явленияандрагогиче-ский подход, позволяющий рассматривать процесс обучения взрослых.

В русле идеи гуманизации современной педагогики теоретической основой исследования явились положения новой образовательной парадигмы (Ю.П. Ветров, В. Ф. Взятышев, В. В. Краевский, Ю. А. Лобейко, Л.И. Роман-кова, Л. Н. Харченко, В.К. Шаповалов) — теории и идеи, направленные на осмысление отношения культуры и педагогической науки (Ю.П. Азаров, Е. В. Бондаревская, Г. М. Гогиберидзе, В.А. Сластенин) — концептуальные основы организации деятельности в учреждениях дополнительного образования (А.Г. Асмолов, А. К. Бруднов, В. А. Горскогий, М. Б. Коваль, М. Б. Евладова, И.Ю. Соколов) — современные положения по работе с семьей и родителями (В.Г. Бочарова, А. Ю. Гранкин, И. В. Гребенников, Н. П. Клушина, А. Р. Лурия, Д.-Д. Сноу, Л. Юнссон).

В исследовании использовалась система научных методов: Теоретических: анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературынормативно-законодательных документов Российской Федерации об образованииконцептуальный анализ ранее выполненных диссертационных исследованиймоделирование и синтез эмпирического материалаобобщение опыта специалистов, работающих с семьями, по формированию педагогической культуры родителей.

Эмпирических: обсервационные — прямое, косвенное и включенное наблюдениедиагностические — анкетирование, интервьюирование, тестовые задания, ранжированиепрогностические — метод экспертных оценокконстатирующий и формирующий экспериментыстатистические — методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ, графическая интерпретациядескриптивные — описание и вербальная фиксация исследовательского материала и полученных результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Дворец детского творчества г. Ставрополя. На разных этапах эксперимента принимало участие 150 родителей учащихся образовательных учреждений города и воспитанников городского Дворца детского творчества.

Этапы исследования. Теоретико-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:

1) теоретико-диагностический (1996 — 1997 гг.) — был направлен на разработку общей концепции исследования на основе анализа философской, социологической, психолого-педагогической, методической литературыосуществлялось ознакомление с передовым опытом, соответствующим проблеме исследованияпроисходила первичная апробация дидактических средствпроводился констатирующий экспериментопределялись исходные параметры работы, ее цель, предмет, гипотеза, методология и методы исследованияосновные задачи исследованиятерминологический аппарат;

2) организационно-деятельностный (1997 — 2001 гг.) — характеризовался проведением формирующего эксперимента, в ходе которого осуществлялись проверка достоверности и научной обоснованности гипотезы и проверялись показатели технологичности процесса формирования педагогической культуры родителей: уточнялась и апробировалась система дидактических средств, сопровождавшаяся регулярной фиксацией и анализом полученных факторов;

3) рефлексивно-оценочный (2001 — 2004 гг.) — отмечен заключительной оценкой всех данных, полученных в ходе экспериментальной работы, его итоговой математической обработкой, анализом, систематизацией и обобщением результатов исследования, сравнением с данными массового опыта, формированием выводов исследования, литературным оформлением диссертации. Осуществлялся анализ складывающегося опыта, проводилась оценка эффективности процесса разработанной системы средств, корреляции системы, уточнялись выводы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем обосновано изменение содержания компонентной структуры педагогической культуры родителей в контексте происходящих изменений в жизнедеятельности современной семьирассмотрен процесс формирования педагогической культуры на андрагогических принципахопределены и экспериментально апробированы условия успешного формирования педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования с учетом их индивидуально-личностных особенностей и потребностейвыявлена структура научно-методического обеспечения формирования педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы позволяют углубить представление о содержании и структуре педагогической культуры родителей на современном этапе развития общества, о процессе формирования ее структурных компонентов в педагогически и методически обоснованных условиях учреждения дополнительного образования. Это обогащает общую теорию процесса формирования современного родителя-воспитателя и родителя-личности, а также организации деятельности по вопросам помощи семье.

Практическая значимость исследования. Разработаны и проверены в ходе опытно-экспериментальной работы технология, методические приемы и формы работы специалистов учреждений дополнительного образования по формированию педагогической культуры родителей. Материалы и результаты исследования могут быть использованы при организации деятельности образовательных учреждений с родительской общественностью, при подготовке различных категорий работников образования к работе с родителями.

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическая культура родителей формируется под воздействием сложных и противоречивых процессов, происходящих в современном российском обществе и определяющих новое содержание мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов в структуре исследуемого вида педагогической культуры. При этом усиливается психологически личностная составляющая в содержании педагогической культуры родителей.

2. Учреждения дополнительного образования обладают приоритетными потенциальными возможностями для совместной работы с родителями, позволяющими реализовывать индивидуально-личностный подход на основе комплексного использования их кадровых, организационных и информационных ресурсов.

3. Технология формирования педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования реализуется как последовательность основных этапов, учитывающих индивидуально-личностные и социально-профессиональные особенности родителей, их запросы и потребности.

4. Ведущим условием формирования педагогической культуры родителей является научно-методическая обеспеченность этого процесса, включающего в себя основные компоненты: организационную структуру, проектирование содержания, кадровое обеспечение, методическое сопровождение всех этапов формирования педагогической культуры.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась методологической обоснованностью теоретических положений, разнообразием источников информации, использованием комплекса методик, адекватных предмету и задачам исследования, организацией экспериментальной работы, непротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством публикаций научных статей, тезисов и выступлений на Шестой региональной научно-практической конференции СГУ (Ставрополь, 2003 г.) — на научно-методической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука — региону» (Ставрополь, 2004 г.) — на научно-практической конференции СамГУ (Самара, 2004 г.) — на IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2004 г.) — участия авторских программ (по рассматриваемым проблемам) во всероссийских и региональных конкурсах (2002;2003 гг.) — на 3-й Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2005 г.);

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы на русском и иностранном языках, включающем также ссылки на диссертации и авторефераты, близкие к теме исследования, и приложения.

ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В условиях кризисного положения современной семьи, сложности преодоления этих явлений в семейном воспитании, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по педагогическому образованию родителей. Системность подходов определяется выделением принципов, структурирующих деятельность по ее решению.

Анализируя итоги экспериментальной работы по формированию педагогической культуры родителей необходимо выделить следующее:

1. Экспериментальная работа по формированию педагогической культуры родителей была обоснована объективными (современное развитие общества, связь между качеством домашнего и воспитания и проблемами общества, появление нового типа образовательного учреждения — дополнительного образования), так и субъективными (внутрисемейные отношения, осознание родителями низкого уровня психолого-педагогических знаний у себя, потребности детей в образованных родителях) причинами. На базе Дворца детского творчества города Ставрополя была сформирована экспериментальная группа родителей, детей обучающихся во Дворце, для апробирования разработанной программы по формированию педагогической культуры родителей.

2. Предлагаемая технология формирования педагогической культуры родителей выстраивалась на андрагогических принципах и основывалась на взаимодействии основных элементов: обучающегося (родителя), обучающего (специалист в своей области знания), содержания, форм и методов, источников и средств обучения.

3. Образовательный процесс выстраивался с учетом индивидуально-личностных и социально-профессиональных особенностей родителей. Родители реально и активно участвовали в организации самого процесса обучения: им принадлежала ведущая роль в процессе своего обученияони стремились к самоорганизации и самостоятельностиобладая определенным жизненным опытом, они использовали его как источник обучениякаждый из родителей обучался для достижения конкретной цели, решения важных воспитательных задачродители применяли свои знания, умения, навыки и качества безотлагательно.

4. Процесс обучения базировался на целях обучения и его условиях, обеспечивающих целостность формирования функциональных компонентов (мотивационного, когнитивного и деятельностного) педагогической культуры родителей в изменившихся социальных условиях.

5. Измерение уровней сформированности педагогической культуры родителей проводилось в течение всех четырех лет деятельности «Родительского университета» (экспериментальная площадка). Было проведено всего пять диагностических срезов (1 —исходный, 4 — в завершение каждого года эксперимента). Для проведения диагностики применялись различные методы: устные и письменные опросы, наблюдение, тестирование, методика незаконченных предложений, методика экспертных оценок и другие.

6. Уровень процесса обучения родителей по формированию педагогической культуры родителей зависел от обеспеченности педагогическими условиями, которые включали в себя основные компоненты: организационную структуру (учреждение дополнительного образования — Дворец детского творчества города Ставрополя), оптимальное программное содержание (совместное с родителями программирование обучения), обеспеченность кадрами (индивидуальный подбор профессиональных специалистов в соответствующих областях знаний: психологи, социолог, социальный педагог, методист «Родительского университета», приглашенные из вузов города, медицинских учреждений и т. д.), технологическую и методическую обеспеченность (материально-техническая база обеспечения учебного процессатехнические средства обученияучебная литературатематические методические разработкиразличные формы и методы ведения занятийработа экспертного советасовместные обсуждения с родителями вопросов о деятельности университета и т. д.).

7. Экспериментальная проверка функциональной системы формирования педагогической культуры констатировала у родителей экспериментальной группы высокий уровень овладения психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, что способствует расширению потенциальных воспитательных возможностей родителей в пространстве собственной семьи. Сама система показала эффективность и перспективу развития взаимодействия образовательных учреждений и родительской общественности по организации помощи семье как малой социальной группе в повышении ее воспитательной роли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социально-экономические и политические изменения в стране серьезно повлияли на стабильность современной семьи. И в создавшейся ситуации, одной из важнейших забот общества становится помощь в преодолении семейного кризиса. Одним из направлений помощи является формирование педагогической культуры родителей.

В последние два десятилетия появились систематизированные подходы к педагогическому образованию родителей, которые позволили рассматривать это направление отдельно как от обычной педагогической или социальной работы, так и от изложения в доступной форме проблем развития семейного социума.

Прежде всего — это не только широта и глубина содержания, форм и методов работы с родителями (семьей), не попытка «всестороннего охвата», а положительные примеры практического решения разных вопросов в разных условиях. Причем примеры эти и, так сказать, сиюминутные, то и дело возникающие в нашей динамической жизни, и проверенные временем.

Однако анализ состояния практического опыта по формированию педагогической культуры родителей показывает, что решение этой проблемы сопряжено с необходимостью научно-методического обеспечения процесса. Учитывая этот социальный заказ, в данном исследовании теоретически обоснована и экспериментально апробирована система организации и реализации процесса по формированию педагогической культуры родителей.

Анализируя представленный теоретико-экспериментальный исследовательский материал, необходимо сформулировать основные выводы:

1. Теоретическое обоснование логики процесса формирования педагогической культуры родителей предполагает раскрытие сущности понятия «родительство» как психолого-педагогического феномена современности и его субъективной значимости в воспитательном процессе в семье. Семья является неотъемлемой частью социального окружения и, естественно, подвергается влиянию социально-экономических и политических изменений в обществе, вызывающих ее нестабильное положение.

2. Требования к воспитанию личности меняются в связи с трансформацией общества. Современный социальный заказ ориентирован на самодостаточную, адекватную, самостоятельную, уверенную в себе, с четкой жизненной позицией и с конкретными целями личность. Чтобы сформировать человека, востребованного обществом, необходимо и самим воспитателям осознавать новые, выдвинутые временем, требования. Для этого необходимо оказывать помощь самим воспитателям (родителям). Одним из основных направлений помощи семье является формирование педагогической культуры родителей.

3. Опираясь на ряд методологических идей разработанных в последнее время в философии, социологии, психологии и педагогике, нами были выделены компоненты педагогической культуры родителей, отражающие влияние и вклад исследуемого качества на развитие личности в целом: мотивацион-ный, когнитивный и деятельностный. В условиях динамической социокультурной среды усиливается психологическая составляющая педагогической культуры родителей и определяются новые приоритеты: «детоцентристская» позиция родителейих творческая активностьрасширение знаний в педагогической, психологической, правовой, медицинской, духовной и других областяхпереход на партнерские (вместо авторитарных) отношения с детьми в воспитательной деятельности в собственной семье.

Критерии развития педагогической культуры родителей позволили определить уровни его развития, которые мы обозначили: низкий — интуитивный, средний — нормативный, высокий — активный. На этой основе были поставлены цели и разработаны приемы для построения процесса формирования педагогической культуры родителей. Констатирующий эксперимент выявил исходный уровень развития этого свойства у каждого родителя.

4. Проведенный эксперимент по организации процесса по формированию педагогической культуры родителей выявил приоритетные потенциальные возможности учреждения дополнительного образования по работе с родительской общественностью по сравнению с другими образовательными учреждениями. Учреждение дополнительного образования предлагает родителям более широкий творческий спектр услуг по взаимодействию с семьей: индивидуальная и групповая работа с родителями специалистов в области воспитательной деятельности, проведение семейных досуговых мероприятий, работа под «заказ» родителей, различные активные формы работы. Исходным положением гуманистической педагогической деятельности учреждений дополнительного образования является признание уникальности и самоценности не только ребенка, но и родителя, их права на саморазвитие и самореализацию.

5. Разработанная и апробированная образовательная система основана на андрагогических принципах, обеспечивающих формирование педагогической культуры родителей на протяжении всех шести этапов: диагностики, планирования, создание условий для реализации, реализация, оценивание и коррекция. Образовательный процесс должен выстраиваться с учетом индивидуально-личностных и социально-профессиональных особенностей родителей. Предложенная система обеспечивала целостность формирования компонентов педагогической культуры родителей, динамика которой отслеживалась и описывалась на четырех контрольных срезах.

6. Успех процесса формирования педагогической культуры родителей главным образом зависел от высокого уровня организации педагогических условий. Научно-обоснованная структура педагогических условий объединяет следующие компоненты:

— организационная структура — образовательный процесс по формированию педагогической культуры родителей был организован в учреждении дополнительного образования — Дворце детского творчества города Ставрополя, приоритетность этого типа учреждения обоснована;

— оптимальное содержание — ценность и адекватность содержания состояла в том, что само его проектирование происходило совместно с обучающимися родителями: по их запросам и после диагностирования объема имеющихся знаний родителей;

— кадровое обеспечение — каждое тематическое занятие с родителями проводили специалисты в изучаемой области знаний: работники «Родительского университета» или приглашенные работники социальных учреждений города;

— технологическая и методическая обеспеченность — это удобная пространственная средаобучающие технологии: «обучение в учении», «обучение в игре», «обучение в деятельности" — различные технические средства обучения, адекватные содержанию и методам проведения занятийтематические методические разработки для более глубокого осмысления родителями изучаемой темыразличные активные формы ведения занятий, обеспечивающие субъектную позицию родителейсопровождение образовательного процесса работой экспертного совета (контрольные мониторинга по проблемам образования).

7. Полученные в результате экспериментально-исследовательской работы показатели достаточного повышении уровня педагогической культуры родителей, позволяют сделать вывод об эффективности предложенной в диссертации образовательной системы и целесообразности ее опытного внедрения в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений по работе с родительской общественностью.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблем, связанных с семейным воспитанием и, конкретно, с формированием педагогической культуры родителей. Направлениями дальнейших исследований могут быть:

— разностороннее изучение отцовского влияния на воспитательный процесс в семье;

— учет в воспитательном процессе этнокультурных особенностей семей проживающих в Северокавказском регионе;

— применение современных информационных технологий в обучении родителей;

— подготовка и апробация методических материалов для работы с различными категориями родителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Семейная педагогика. — М.: Политиздат, 1985. — 236 с.
  2. Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. — Москва: Аргументы и факты, 1993. -608 с.
  3. Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.-244с.
  4. А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования.- 2003.-№ 9.- С.61−72.
  5. С.Н. Об абсолютной ценности личности // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып. 3.№ 20.- 1988.- С. 23−31.
  6. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических техникумов. — Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. — 344 с.
  7. Л.П., Щукина А. С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социологические исследования.-2003.-№ 7.-С.100−104.
  8. В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России // Социологические исследования.- 2002.- № 6.- С. 96−102.
  9. В.В. Молодежная семья. М., 1988. — 237с.
  10. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М., 1976.- Т. 15−632 с.
  11. Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. Ростов — на/Дону: РГПУ, 1995.- 98с.
  12. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика.- 1999.- № 3, — С. 37−43.
  13. В.Г. Личность семья — община // Социальная работа.- 1992.-№ 1.- С. 3−9.
  14. А.К. Современные ориентиры дополнительного образования детей // Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей: Сборник статей. — М., 1997.-С. 3−5.
  15. JI.H., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие. — М.: ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
  16. Н.Н. Неформальное образование родителей в условиях современной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 24 с.
  17. Е.Н. Содержание и организация социально-педагогической работы школы с семьями младших школьников в сельском социуме: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. — 22с.
  18. Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993.-128 с.
  19. А.Я. Структура и типы родительского отношения. М., 1986. -217 с.
  20. Д. Радости родительских забот. М.: Прогресс, 1983. — 189 с.
  21. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: заметки журналиста. М.: Педагогика, 1983. — 140 с.
  22. Введение в новую профессию: социально-исторический контекст // Социальная работа.- 1994.-№ ¼.-С. 11−17.
  23. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. / Сост. Е.В. Бон-даревская, Т. Ф. Белоусова и др. Ростов — на /Дону: РГПУ, 1995. — 170с.
  24. Веревки на Т. А. Технология педагогических мастерских // Психолого-педагогический журнал.- 2000.- № 3, — С. 31−37.
  25. И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика.- 2002.- № 3.- С. 3−7.
  26. Д.В. Разговор с родителями. М.: Независимая фирма «Класс», 1994.-92 с.
  27. К. Полночные размышления семейного терапевта. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 202 с.
  28. С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦСПО, 1999. — 538 с.
  29. А.Г. Социально-педагогический тренинг педагогического общения: Методические рекомендации педагогам-психологам. — Ростов -на/Д.: Из-во облИУУ, 1995. 19 с.
  30. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. М.: Вента-на-Графф, 2002. — 384 с.
  31. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. М. Педагогика, 1982−1984, т. III. — «Проблемы развития психики», 1983. — 368 с.
  32. Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996. — 148 с.
  33. Е.Г. Родительский институт: из прошлого в настоящее // Семья и школа.- 1997.- № 3.- С. 132−146.
  34. О. Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка // Народное образование.- 2000.- № 9.- С. 219−224.
  35. С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал. -1995.- № 6.- С. 74−87.
  36. А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917 — 1991): Монография. М.: ГосНИИ семьи и воспитания- Пятигорск: ПГЛУ, 2002.-450 с.
  37. И.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
  38. И.В. Повышение педагогической культуры родителей основа совершенствования семейного воспитания школьников. — М., 1971. -С. 61−67.
  39. И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1971.-190с.
  40. И.В. Школа и семья: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
  41. Л.И. Социальная ответственность личности в условиях развитого социализма. Киев, 1979. — 134 с.
  42. Т.А. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин // Социологические исследования.- 2002.-№ 11.- С. 83−91.
  43. Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования.- 1997.- № 1.- С. 72−79.
  44. В.Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьей. -Ставрополь, 2002. 300 с.
  45. В.Н. Социальная работа школы с семьей: Учебное пособие. Москва-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. — 155 с.
  46. В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. Москва-Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 1998. — 228 с.
  47. В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: учебное пособие. Ставрополь: СКИУУ, 1993. — 184 с.
  48. В.Н., Селюкова Л. Я., Шинкаренко Н. Ф. Социальная педагогика в действии: Опыт работы средней школы № 26 г. Ставрополя. Методическое пособие для учителя. Ставрополь: СКИПКРО, 1994. — 145 с.
  49. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2003. — 248 с.
  50. Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания // ОНС. -2000.-№ 4.- С. 51−57.
  51. Демографический ежегодник России 2000. Госкомстат РФ. М., 2000. — 147 с.
  52. О. Стать родителем. (О психологической помощи семье) // Семья и школа.- 1994.- № 12.- С. 11−12.
  53. Духовный мир человека: проблемы формирования и развития. — Вып. 2: Этика и психология семейной жизни / Сост. В. И. Сидоров, О.Е. Проску-рова, Н. Ф. Бондаренко: ред. В. Н. Грузков. Ставрополь: СКИПКРО, 2002. — 148 с.
  54. А.Н. Телефон доверия: работа психолога консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии.-1995.-№ З.-С. 38−45.
  55. В.И., Зайцев М. П., Кудашов Г. Н., Селиванова О. А., Строков Ю. П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 2002.-160 с.
  56. Закон РФ «Об образовании». М., 1992. — 58 с.
  57. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  58. Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика.-1999.- № 3.- С. 69−73.
  59. О. Школа для родителей // Дошкольное воспитание. -1994.- № 3.-С. 49−52.
  60. С.И. Андрагогика становление и пути развития // Педагогика. -1995.-№ 2.-С. 64−67.
  61. С.И. Технология образования взрослых. М.: «Академия», 2002. — 128 с.
  62. Е.И. Семьеведение: Учебно-методическое пособие. — Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 2002. 176 с.
  63. Н.П. Проблемы семьи // Начальная школа. -1994.- № 1.- С. 4−7.
  64. К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М.: Юрид. лит-ра, 1989.-448 с.
  65. Л.П. Формирование духовной культуры учителя в системе непрерывного образования // Педагогическое образование и наука. — 2002. № 3.- С. 10−14.
  66. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. — М.: «Академия», 2002. 208 с.
  67. О.Г. Отказ от новорожденного и репродуктивные права женщины // Социологические исследования.- 2002.- № 11.- С. 92−99.
  68. В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: Семейное воспитание // Вопросы психологии. -1992.- № 1−2. -С. 14−21.
  69. Калейдоскоп семейного досуга. М., 1988. — 271 с.
  70. Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. -2003.- № 7.- С. 92−100.
  71. Л.В. Российская семья на рубеже веков. Казань: Школа, 2001. -191 с.
  72. Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870−1917 гг.). М.: Высшая Школа, 1987. — 304 с.
  73. И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников. -1998.- № 4.- С. 2−5.
  74. М. Семья в сфере детского досуга // Социальная работа.- 1994.-№ 2/5.-С. 41−42.
  75. М.Б. Деятельность внешкольных учреждений в помощь школе. — М.: АПН СССР, 1985. 52 с.
  76. М.С. Философия культуры.- СПб., 1996.-414 с.
  77. Е. Семья и образование // Семья в России.- 1996.- № ¾.-С. 74−80.
  78. Н.В., Сологуб Л. Г. Что происходит в демографическом развитии России? // Социально-гуманитарные знания. -2003.- № 3.- С.201−211.
  79. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. — 270 с.
  80. Кон И. С. Этнография родительства. М., 2000. — 310 с.
  81. Т. Как избежать семейных ссор // Воспитание школьников. -2003.-№ 2.- С. 48−50.
  82. А.И. Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001.-224 с.
  83. Коренькова (Бахуташвили) Т. В. Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социального учреждений. Дисс. канд.пед. наук, — Ставрополь, 2004. 191с.
  84. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании / Пер. с польского.-М.: Политиздат, 1990. 493 с.
  85. Я. Педагогическое наследие: Пер. с польского / Сост. К.П. Чулко-ва. — М.: Педагогика, 1990. 272 с.
  86. .И. Мужчина и ребенок. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  87. В.К. Взаимоотношения в системе «педагог-ребенок-родитель» // Педагогика.- 2002.- № 9.-С. 27−32.
  88. Н.В. Очерки психологии труда учителя. — JL: Из-во ЛГУ, 1967. 182 с.
  89. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. — М.: «Академия», 2000. — 232с.
  90. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.-128 с.
  91. Г. И. Дифференцированный подход педагога в работе с семьей. Дисс. канд. пед. наук.- М., 1993.-270с.
  92. В.П. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Психологический журнал.- 1990. -Т.2.- № 2.-С. 2536.
  93. B.C. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании.-2002. -№ 6, — С. 3−6.
  94. А.Н. Проблемы развития психики. -М., 1981. 582 с.
  95. М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-352 с.
  96. .Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. — 192 с.
  97. Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М.: ВЛАДОС, 1999.- 238 с.
  98. Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: «Академия», 2003.-192 с.
  99. Т. Кто я: оптимист или пессимист? // Воспитание школьников.-2002.-№ 2.- С. 57−58.
  100. А.С. Книга для родителей. Книга 2. — М.: Из-во АПН РСФСР, 1949.-345 с.
  101. А.С. Книга для родителей: К 100 — летию со дня рождения А. С. Макаренко. М.: Педагогика, 1988. — 304 с.
  102. А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. Соч. в 7-ми томах. М.: Из-во АПН РСФСР, — 1957, — Соч., т. V. — 462 с.
  103. А.С. О «Книге для родителей». Соч. в 7-ми томах. — М.: Из-во АПН РСФСР, 1957, т. IV. — 424 с.
  104. А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступительной статьи B.C. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
  105. М.Д. Помощники школы или школа помощник? // Педагогика.-1994.-№ З.-С. 44−46.
  106. Ф.С. Кого мы растим? Беседы о материнском и отцовском воспитании. — М.: Профиздат, 1989. — 144 с.
  107. И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. М.: Семья и Школа, 1996.-269 с.
  108. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Нормативные аспекты // Дополнительное образование.- 2002.-№ 10.-С. 12−22.
  109. С., Чикина Т. Профилактика семейного распада // Социальная работа. 1993. № 2(3). С. 22−23.
  110. А.И. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие. Новосибирск, 1991. — 148 с.
  111. О.И. Психологическая культура личности // Школьный психо-лог.-1999.-№ 15. -С. 8−9.
  112. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. — 80 с.
  113. К. Психология ответственности. Л.: Наука, Ленинградское отделение. — М., 1983. — 240 с.
  114. Е.И. Дифференцированный подход к работе по повышению педагогической культуры родителей. Дисс.канд. пед. наук.- М., 1979. — 180с.
  115. Д., Лотт Л., Гленн X. Стефен. 1001 совет родителям по воспитанию детей от, А до Я / Пер. с англ. М. В. Шитаревой. М.: Крон — Пресс Корона, 1994. — 384 с.
  116. О.С. Педагогическая культура родителей как источник гуманизации воспитания младших школьников. Дисс. канд. пед. наук.- Ка-рачаевск, 2002.- 193с.
  117. A.M. Родитель и учитель как участники образовательного процесса // Начальная школа.- 1994.- № 10. -С. 104−107.
  118. Л.И. Повседневность и семья как воспитательное пространство // Педагогика.- 2003.- № 6.- С. 67−73.
  119. О дополнительном образовании // Проект закона РФ. М., 1999. -31 с.
  120. Образование взрослых как социальный институт / Под ред. Е. П. Тонконогой, В. Н. Подобеда. СПб.: ИОВ РАО, 1999. — 216 с.
  121. Образование родителей и школа. Пособие для учителей / Под ред. Л. Г. Петриевской. СПб.: ИОВ, 1997.- 131 с.
  122. Образование родителей и школа. Учебно-методическое пособие. — М.: ВЛАДОС, 1999.-117 с.
  123. Образовательные учреждения дополнительного образования детей. — Ставрополь: ИРО, 1995.-25 с.
  124. Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Изд-во института Психотерапии, 2003. 319 с.
  125. Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. — М.: Просвещение: Уч. лит., 1996. 144 с.
  126. Г. И. Семьи безработных и семейная политика // Социологические исследования.-1997.- № 1.- С. 79−82.
  127. Основы андрагогики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. А. Колесникова, А. Е. Марок, Е. П. Тонконогая и др. — М.: «Академия», 2003. 240 с.
  128. Л.Ф. Надо ли наказывать детей. — М.: Просвещение, 1967. — 168 с.
  129. М.С., Магауова А. С. Концепция воспитания студенческой молодежи в вузе // Педагогическое образование и наука. -2002. -№ 3, — С. 2231.
  130. М. Взрослые и дети. Л.: Лениздат, 1961.-320 с.
  131. И.Е. Педагогические условия самообразования родителей одаренных детей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. — 23 с.
  132. О.И. П.Ф. Лесгафт о семейном воспитании // Педагогика.- 2002.-№ 10.- С. 76−79.
  133. О. Роль отца в воспитании ребенка // Воспитание школьников.-2003.-№ 2.- С. 46−47.
  134. Г. А. Пожилой человек в семье // Социологические исследования.- 2002.- № 6.- С. 103−110.
  135. К.Н., Растомджи М. К., Паври С. Дети. Как их воспитывать. — СПб., 1992.-124 с.
  136. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  137. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов на/Д., 1995. — 88 с.
  138. А.О. Это вам, родители. Раздумья педагога. — М.: Знание, 1971. — 383 с.
  139. Повышение эффективности семейного воспитания. Сборник научных трудов. Ташкент, 1987. — 110 с.
  140. Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В. Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1992. 256 с.
  141. Практические рекомендации по психологическому консультированию / Сост. Б. М. Ребус. Ставрополь, 2000. — 44 с.
  142. Проблемы современного воспитания в дополнительном образовании детей: Учебное пособие — хрестоматия. Ч. IV. — 2-е изд., доп. /Сост. Е. С. Туренская, Л. Д. Теряева, Р. С. Дубровина. — Ставрополь: СКИПКРО, 1999.-94 с.
  143. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. — 64 с.
  144. Л.М., Валетас М. Ф. Отцы и их дети после развода // Социологические исследования.- 2002. -№ 6, — С. 111−115.
  145. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. Проф. М. К. Тушушкиной. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001.-348 с.
  146. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов на/Д.: «Феникс», 1998.- 544 с.
  147. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ — М», 2000. -672 с.
  148. В.А. Грамматика общения. (Школа для родителей). — М.: «Семья и школа», 1995. — 188 с.
  149. Ребенок. Общество. Семья. Творчество. Сборник № 19. СПб., 2003. — 203 с.
  150. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  151. В.В. Сочинения в 2-х т. Т. 2.- М., 1990. 563 с.
  152. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. — 486 с.
  153. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1998. 672 с.
  154. Российский энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001. — Кн. 2. (Н-Я) — С. 1027 — 2015.
  155. В.Н. Русская идея: Продолжим прерванный путь. Серия: Россия накануне XXI века. Вып. 2. СПб., 1994. — 217 с.
  156. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «Эк-мос», 2000. — 384 с.
  157. В. Супружеская пара: зодчие семьи // Дошкольное образование.-1994.-№ 6. -С. 60−65.
  158. Семейное воспитание. Краткий словарь / Под ред. И. В. Гребенникова, Л. В. Ковинько. -М.: Политиздат, 1990. -319с.
  159. Г. Изучать и просвещать (из опыта работы с семьей) // Воспитание школьников. -2002.- № 2.- С. 49−53.
  160. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  161. A.M. Парад предрассудков. М.: Знание, 1992. — 80 с.
  162. А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ростов на/Д., 1997.-20 с.
  163. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М., 1997.-512 с.
  164. Е.Р. Когда в семье ребенок-инвалид // Социологические исследования. -1997. -№ 1.- С. 83−89.
  165. Современный словарь по педагогике. / Сост. Е. С. Рапацевич. — Мн.: «Современное слово», 2001. С. 576 — 577.
  166. Я.В. Граждановедение: Родители и дети // Социально-политический журнал. -1994.-№ 3−6. -С. 131−138.
  167. Я.В. Граждановедение: Семья // Социально-политический журнал.- 1994.- № 1−2.- С. 118−126.
  168. Я.В., Прутченков А. С. Азбука социальной психологии: Личность в семье // Социально-политический журнал. -1995. 3. -С. 140 151.
  169. Е.Т. Самосознание: самооценка при аномалии личности. М.: Изд-во МГУ, 1989.-213 с.
  170. И.Ю. Управление образовательными системами: Курс лекций: Учебное пособие / И. Ю. Соколова, Д. А. Хохлова. Ставрополь: Из-во СГУ, 2002.-122 с.
  171. Ю.В. Формирование и развитие основ психолого-педагогической компетентности будущих специалистов системы дополнительного образования школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2000. 21 с.
  172. Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения / Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, В. Н. Гуров.- В 2 т.- Ставрополь: СКИГЖРО, 1997. 285с.
  173. Социальная работа в крае: опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов. Ставрополь: СКИПКРО, 1995. — 182 с.
  174. Социально-психологические и педагогические проблемы развития личности учащейся молодежи: Материалы Региональной научно-практической конференции (2 октября 2002 года): В 2-х томах. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. Т.2. — 332 с.
  175. С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Социально-политический журнал.- 1995.- № 4, — С. 101−122.
  176. С.Г. Проблема социализации пожилых и стареющих людей // Социально-гуманитарные знания.- 2003.-№ 2.-С. 129−149.
  177. А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2000. — 184 с.
  178. Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. JL, 1981.- 183 с.
  179. Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. — 320 с.
  180. В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах.- М.: Педагогика, 1979. Т — 1: Сердце отдаю детям. Рождение гражданина.-558 с.
  181. В. Психологические проблемы работы с семьей // Социальная работа.- 1994. -№ 2/5.- С. 45−48.
  182. Торре Делла А. Ошибки родителей. Пер. с итал. / Послесл. Ю. Азарова.- М.: Прогресс, 1993. 136 с.
  183. В.В. Дополнительное образование детей в Свердловской области // Дополнительное образование.- 2003.- № 5.- С. 5−9.
  184. О. Личность семья — предприятие // Социальная работа,-1993.-№ 2(3).-С. 48−50.
  185. Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии.- 2001.- № 2.- С. 22−36.
  186. Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал.- 1999. -Т.20. -№ 5.- С. 81−88.
  187. Г. Знаете ли Вы своего ребенка? Книга для родителей / Пер. с польского. М.: Прогресс, 1980. — 208 с.
  188. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Из-во «Лань», 1998.-448 с.
  189. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. — 576 с.
  190. Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей. М.: ТЦ «Сфера», 1999. — 208 с.
  191. А., Гордон Ф. Популярная педагогика. Екатеринбург: Изд-во АРДЛГД, 1997.-608 с.
  192. Ю. Воспитание родителей: Концепция, направления и перспективы: Книга для воспитателей детского сада и родителей. — М., 1993.-183 с.
  193. А.Д. Культура и этика. Ч. 2. М., 1973. — 332 с.
  194. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998.-512 с.
  195. Н. Опора семьи — в «открытой» школе // Социальная работа.- 1993.-№ 2(3).- С. 18−20.
  196. Т. Неудачник по наследству // Воспитание школьников. -2003.-№ 2.- С. 51−52.
  197. Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель пресс: ЭКСМО пресс, 2000. — 489с.
  198. С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей. Дисс. канд. пед. наук. М., 1998.- 200 с.
  199. Л.И. Семья и общество // Начальная школа. -1994.- № 12.- С. 4−7.
  200. Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб, 2001.- 651 с.
  201. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. М.: ACT, 1997. — 304 с.
  202. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. М.: ACT, 1997. — 256 с.
  203. B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996. — 172 с.
  204. Т. Семья в меняющемся мире // Социальная работа.- 1994.-№ 2/5.- С. 33−35.
  205. Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall М.Н., Dasen P.R. Crosscultural psychology: Research and applications. — Cambridze, ets: Cambridze University Press, 1992, P. 165.
  206. Knowles M.S. The Modern Practice of Adult Education. Chicago, 1980. -P. 240.
  207. Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. N. Y., 1968. — P.240.
Заполнить форму текущей работой