Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование исследовательских компетенций в обучении математике будущих бакалавров педагогического образования с использованием информационно-коммуникационной среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования отражены в работах автора (статьи в научно-методических журналах), докладывались автором и обсуждались на заседаниях кафедры математического анализа (с 2011 г. высшей математики) ПГГПУ, научно-методических семинарах и конференциях: международных Колмогоровских чтениях — VI, VII (2008, 2009 гг., г. Ярославль… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских компетенций студентов педвуза в обучении математике
    • 1. 1. Психолого-педагогический анализ сущности понятия исследовательская компетенция"
    • 1. 2. Сравнительный анализ состава исследовательских компетенций и его интерпретация для математических дисциплин педвуза
    • 1. 3. Концепции формирования исследовательских компетенций студентов
    • 1. 4. Информационно-коммуникационная образовательная среда в профессиональной подготовке студентов
    • 1. 5. Технология образовательного портфолио
  • Выводы первой главы
  • Глава 2. Методика формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров педагогического образования в обучении математике с использованием информационно-коммуникационной среды
    • 2. 1. Возможности современного содержания математики и использования информационно-коммуникационной среды в формировании исследовательских компетенций студентов
    • 2. 2. Фундирование исследовательских компетенций студентов педвуза
    • 2. 3. Особенности организации процесса обучения математике и формирование исследовательских компетенций студентов педвуза средствами информационно-коммуникационной среды
    • 2. 4. Формирование исследовательских компетенций студентов при изучении курса «Обобщение понятия производной»
    • 2. 5. Методика использования информационно-коммуникационной среды в процессе обучения математике будущих бакалавров педагогического образования
  • Выводы второй главы
  • Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров педобразования при обучении математике
    • 3. 1. Диагностические методики оценки уровня исследовательских компетенций студентов
    • 3. 2. Методика проведения экспериментальной работы
    • 3. 3. Динамика основных показателей сформированности исследовательских компетентнций будущих бакалавров педагогического образования
  • Выводы третьей главы

Формирование исследовательских компетенций в обучении математике будущих бакалавров педагогического образования с использованием информационно-коммуникационной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реализуемый в педагогическом образовании компетентностный подход в качестве результата обучения студентов предполагает, с одной стороны, способность действовать в профессиональных ситуациях неопределенности, а с другой — умение использовать современные информационные технологии для реализации образовательных целей. Это, в комплексе с переходом вузов на двухуровневую систему «бакалавриат — магистратура» и внедрением ФГОС ВПО третьего поколения, влечет изменение функций профессионального образования, заключающихся не только в передаче знаний, формировании умений, но и в развитии способностей к самоопределению, подготовке будущих бакалавров к принятию важных решений, эффективной самостоятельной деятельности и ответственности за свои поступки. Способность решать жизненные и профессиональные проблемы во многом зависит от личностных качеств, совокупность которых обеспечивает развитие исследовательских компетенций (ИК) обучающихся. Одновременно наблюдается качественное изменение модели обучения, с одной стороны, касающееся системы взаимоотношений преподавателей и студентов, а с другой — формы организации учебного процесса. Студент, находящийся ранее в позиции объекта обучения, становится его субъектом, а преподаватель — организатором образовательного процесса. Вместе с этим успех российской команды во всемирных олимпиадах, в частности, по математике, обусловлен включением в олимпиадное движение учащихся школ по всей стране и, следовательно, исследовательской работой их учителей, среди которых, по данным результатов лонгитюдного исследования [262], значительную часть занимают выпускники педагогических вузов. В то же время полученные в ходе проведенного нами эксперимента результаты анкетирования студентов педагогического вуза, наблюдения за осуществлением ими учебной деятельности в начале первого года обучения выявили низкий уровень сформированности у них учебно-познавательных мотивов и мотивов творческой самореализации. Наряду с олимпиадами, становятся широко распространенными другие формы исследовательской активности обучающихся: научные конференции, вебина-ры и форумы в Интернет и др. Кроме этого, требования творческой активности обучающихся и информатизации образования нашли свое отражение в образовательной инициативе «Наша новая школа», ставившей главной задачей педагогических вузов подготовку профессионально компетентных педагогов, «способных творчески мыслить, вовлекать учащихся в исследовательские проекты, находить нестандартные решения» [125] и в «Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011 — 2015 годы», направленной, с одной стороны, на обеспечение эффективного использования новых информационных технологий обучения и цифровых образовательных ресурсов, а с другой — на решение комплекса проблем, среди которых можно отметить недостаточное использование современных образовательных технологийзначительное отставание российских школьников от сверстников из многих стран в умении выражать и обосновывать свою точку зрения, работать с различными источниками информации [89]. В достижении поставленных задач и устранении отмеченных негативных проявлений может помочь целенаправленное формирование у студентов бакалавриата конкретного профиля ИК, в частности, с использованием возможностей виртуальных образовательных сред. Одновременно с этим анализ традиционно выработавшихся форм, методов и средств организации и проведения занятий в вузе констатирует преобладание репродуктивности при освоении учебного материала. Традиционные формы, методы, средства обучения в большинстве своем рассчитаны на преподавателя-транслятора информации, нередко упускается то, что успех в учении главным образом зависит от мыследеятельно-сти самого студента. Все вышесказанное определяет необходимость формирования ИК будущих специалистов, в частности, средствами информационно-коммуникационной среды (ИКС), тем новым в её структуре, что обусловлено изменением всех сфер жизни нашего общества. Рассматривая возможности применения в обучении ИКС, функционирующей на основе среды.

Moodle, можно ожидать, что современное образование откроет перед педагогом широкий выбор решений теоретических и практических задач.

Методические исследования В. В. Афанасьева, С. А. Генкина, В. А. Гусева, Д. Пойа, Г. Фройденталя, A.B. Ястребова и др. свидетельствуют о наличии огромного потенциала в формировании ИК на материале разных областей математики. Одновременно с этим дидактические работы ставят акцент на исследовательской деятельности педагогов (В.И. Загвязинский, Л. В. Занков, В. М. Монахов, М. Н. Скаткин, Е. И. Смирнов и др.).

В нашей стране примерно с 2003 г. появляются диссертационные исследования, в которых анализируется проблема формирования ИК обучающихся. Все эти исследования можно условно разделить на три категории. К первой — относятся работы, связанные с развитием ИК учащихся школы (Е.В. Феськова — 2005 г., С. Н. Скарбич — 2006 г., Т. В. Альникова — 2007 г., A.A. Ушаков — 2008 г., H.A. Александрова — 2011 г. и др.). Ко второй категории можно отнести работы, ориентированные на профессиональную педагогическую подготовку (Т.М. Талманова — 2003 г., H.A. Сухина — 2006 г., О. Г. Чугайнова — 2008 г., JI.A. Черняева — 2011 г., E.JI. Макарова — 2011 г. и др.). К третьей — работы на базе подготовки кадров технических специальностей (П.Э. Шендерей — 2003 г., Г. М. Семенова — 2011 г., О.В. Федина-2011 г. и др.).

Исследовательские компетенции студентов неразрывно связаны с их исследовательской деятельностью, проблемой организации которой интересовались многие психологи и педагоги. В частности, философским аспектам теории деятельности уделяется огромное значение в трудах М. С. Кагана, П. В. Копнина, Э. Г. Юдина и др., психолого-педагогические стороны исследовательской деятельности изучались К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьевым, А. Г. Асмоловым, Л. И. Божович, Л. С. Выготским, М. В. Клариным, А. Н. Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, A.B. Мудриком, С. Л. Рубенштейном, А. И. Савенковым, В. Д. Шадриковым и др. Вопросами организации исследовательской деятельности обучающихся занимались.

B.B. Афанасьев, A.JT. Жохов, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасисный, Д. Пойа, Н. Ф. Талызина, Е. И. Смирнов, A.B. Ястребов и др. Кроме того, в последнее время разработке проблем исследовательской деятельности уделяется внимание и в диссертационных работах В. В. Коршуновой, Ю. А. Митенева, М. А. Осинцевой, P.A. Сельдемировой, A.C. Чикишевой и др.

По нашему мнению, эффективным может стать обучение на основе конструирования ИКС, в частности, с использованием возможностей виртуальной среды Moodle и ведения электронного образовательного портфолио студента, а также применения технологии фундирования ИК. По мнению И. В. Роберт, информационно-коммуникационная среда представляет собой набор условий, «способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым (и), преподавателем и средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при определенных условиях» [150, с. 26]. При этом в качестве определения ИКТ мы используем формулировку, представленную в Государственном стандарте «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: ИКТ — «информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации» [75, с. 2]. Основной особенностью ИКС является введение в её структурные компоненты учебного материала, а также методики его изучения посредством системы локальных дидактических технологий и разнообразных возможностей информационных ресурсов.

Технологические, психологические аспекты, методики внедрения ИКТ в учебный процесс, а также проблемы интеграции информационных и других наук исследовались С. И. Архангельским, В. П. Беспалько, П. Я. Гальпериным, A.A. Кузнецовым, Н. Д. Кучугуровой, М. В. Моисеевой, В. М. Монаховым, Е. С. Полат, И. В. Роберт, B.C. Сековановым, Н. Ф. Талызиной, В. А. Тестовым, Е. К. Хеннером и др. Вопросам организации дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса, в частности, с использованием среды.

Moodle, посвящены работы A.M. Анисимова, Т. В. Громовой, Н. В. Михайловой и др. Применению ИКТ в обучении математике посвящены диссертационные исследования В. В. Богуна, С. Ф. Катержиной, Ю. А. Митенева, М. А. Осинцевой, С. А. Ярдухиной и др.

Отмеченные особенности теории и практики, а также проведенные констатирующий и поисковый эксперименты позволили выявить противоречия между:

• явлениями в сфере образования, объективно вовлекающими учеников в исследовательскую деятельность, и недостаточностью, разрозненностью методико-содержательных подходов к формированию исследовательских компетенций будущих бакалавров в обучении математике в условиях многоуровневой профессиональной подготовки в педагогическом вузех.

• потребностью современного общества в учителях, активно внедряющих ИКС в профессиональную деятельность на основе развитых исследовательских умений, и традиционной практикой их математической подготовки без ИКТ;

• требованиями государственных образовательных инициатив по подготовке профессионально компетентных, творчески мыслящих педагогов и низким уровнем мотивации студентов к учебно-исследовательской деятельности.

Все вышеотмеченное определяет актуальность темы нашего диссертационного исследования — «Формирование исследовательских компетенций в обучении математике будущих бакалавров педагогического образования с использованием информационно-коммуникационной среды».

В связи с указанными противоречиями, возникла проблема исследованиякакова методика формирования ИК в обучении математике будущих бакалавров педагогического образования с использованием возможностей виртуальной среды Moodle и технологии образовательного портфолио, способствующая эффективному включению студентов в исследовательский процесс?

Цель исследования: выявить теоретические и методические основы формирования исследовательских компетенций в обучении математике будущих бакалавров педагогического образования с использованием среды МоосПе и технологии образовательного портфолио студента.

Объект исследования — процесс обучения математике в педагогическом вузе будущих бакалавров педагогического образования с использованием ИКТ.

Предмет исследования — формирование исследовательских компетенций в обучении математике будущих бакалавров педагогического образования с использованием информационно-коммуникационной среды.

Гипотеза исследования — формирование исследовательских компетенций в обучении математике будущих бакалавров педагогического образования с использованием ИКС будет успешным и приведет к повышению качества их профессионально-математической подготовки, если:

• в конструировании характеристик ИК у студентов будут выделены базовые компоненты, определяющие развитие ИК в целом;

• интеграция математической и информационной деятельности студентов будет реализована в специально организованной компьютерной среде, функционирующей на базе разработанных интерфейсов курсов среды МоосПе с использованием технологии портфолио;

• с позиций современных подходов к организации обучения в вузе будут выявлены и реализованы принципы, условия и механизмы формирования исследовательских компетенций студентов, учитывающие специфику математики как учебного предмета и особенности педагогической профессии.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи исследования.

1. Выявить на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы современное состояние проблемы формирования ИК обучающихсяуточнить понятия «исследовательская компетенция», «исследовательские компетенции» и «исследовательская компетентность», определить состав исследовательских компетенций будущего бакалавра педагогического образования и их характеристики в рамках профессионально-математической подготовки в педвузе.

2. Разработать и обосновать модель и методику процесса формирования ИК студентов при обучении математике с использованием технологий порт-фолио, фундирования и возможностей виртуальной образовательной среды дистанционной поддержки очно преподаваемых математических дисциплин.

3. Определить структуру и функции студенческого образовательного портфолио с точки зрения эффективности развития РЖ студентов педвуза.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанной методики формирования исследовательских компетенций студентов при обучении математике в педвузе с использованием среды Moodle и технологии образовательного студенческого портфолио.

Теоретико-методологические основы исследования:

• компетентностный подход в образовании (В.А. Болотов, И. А. Зимняя, O.E. Лебедев, Дж. Равен, В. В. Сериков, A.B. Хуторской и др.), в частности, теория формирования исследовательской компетентности (H.A. Александрова, С. Н. Скарбич, A.A. Ушаков, О. В. Федина, Л. А. Черняева, О. Г. Чугайнова и др.);

• психолого-педагогическая теория деятельности и деятельностный подход к обучению (К.А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.), в частности, методология исследовательской деятельности (В.В. Афанасьев, С. М. Бондаренко, П. Я. Гальперин, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, A.B. Леонтович, A.C. Обухов, А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, И. И. Холодцова, Е. А. Шашенкова и др.) и концепция моделирования исследовательской деятельности в учебном процессе A.B. Ястребова;

• личностно-ориентированный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, М. С. Каган, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

• системный подход и принципы изучения педагогических систем (В.П. Беспалько, Э. Г. Юдин, В. И. Загвязинский, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, И. Д. Пехлецкий и др.);

• теория, методика обучения математике и организации факультативных занятий по математике (С.А. Генкин, В. А. Гусев, Ю. М. Колягин, Д. Пойа, Н. Х. Розов, A.A. Столяр, И. Д. Пехлецкий, J1.M. Фридман,.

A.Я. Хинчин, П. М. Эрдниев и др.), в том числе концепция и технология наглядно-модельного обучения математике (P.M. Асланов, Е. И. Смирнов,.

B.Н. Осташков и др.);

• теория и методика математической подготовки в вузе, в том числе в педагогическом (В.В. Афанасьев, Л. Д. Кудрявцев, Н. Д. Кучугурова, В. М. Монахов, А. Г. Мордкович, Г. И. Саранцев, Е. И. Смирнов, H. J1. Стефанова, В. А. Тестов, Г. Фройденталь, Г. Г. Хамов, A.B. Ястребов и др.) — психолого-дидактические особенности становления личности в процессе обучения математике (А.Д. Александров, Н. Я. Виленкин,.

A.Н. Колмогоров, Ю. П. Поваренков, А. Я. Хинчин, М. А. Холодная,.

B.Д. Шадриков и др.);

• теория фундирования опыта личности (В.В. Афанасьев,.

C.Н. Дворяткина, Ю. П. Поваренков, Е. И. Смирнов, В. Д. Шадриков и др.);

• теория программированного обучения и концепция информатизации образования (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, A.A. Кузнецов, Н. Д. Кучугурова, В. М. Монахов, Н. И. Пак, И. В. Роберт, Е. К. Хеннер и др.), в том числе теория и методика дистанционного обучения (A.M. Анисимов, М. Ю. Бухаркина, Т. В. Громова, М. В. Моисеева, Е. С. Полат и др.);

• теории образовательного портфолио (Е.В. Григоренко, С. И. Никитина, Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, Е. С Полат, A.C. Прутченков и др-);

• теория педагогического эксперимента и статистической обработки результатов (В.В. Афанасьев, Дж. Глас, В. И. Загвязинский, Д. А. Новиков, Дж. Стенли и др.).

Методы исследования:

1. Теоретические (изучение и анализ философской, психологической, педагогической и учебно-методической литературыанализ продуктов исследовательской деятельности студентовмоделированиепроектированиелогическое обоснование);

2. Эмпирические (социологические методы — опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение за работой студентов и преподавателей в учебном процессепедагогический эксперимент);

3. Применение специальных методик для изучения характеристик личности.

4. Статистические (обработка результатов педагогического эксперимента, их количественный и качественный анализ).

База исследования. Исследование проводилось в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете (ПГТПУ) поэтапно с 2006 г. по 2013 г.

На подготовительном этапе (2006 — 2008 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы и практики обучения в связи с указанной выше проблематикойвыполнялись констатирующий и поисковый экспериментыопределялись объект, предметформулировались цель, гипотеза и задачи исследованияпроводилось теоретическое исследование сущности ИК студентов в связи с использованием ИКС (в частности, среды МоосИе).

В рамках основного этапа исследования (2008 — 2012 гг.) выявлялись и обосновывались принципы, педагогические условия и механизмы, разрабатывались модель и методика формирования ИК в обучении математике студентов педвуза на основе анализа различных теоретических и практических подходов к использованию ИКС, разрабатывались следующие учебные курсы с организацией онлайнового обучения: семестровый курс «Введение в курс математики (математический анализ)» для студентов первого курса математического факультетадвухгодичный курс «Математический анализ», изучение которого начинается со второго семестра, а также курсы по выбору «Обобщение понятия производной» и «Электронный образовательный порт-фолио» для старших курсов. Проводился формирующий эксперимент, разрабатывались варианты практического применения полученных теоретических и экспериментально подтвержденных положений. Проводился контрольный эксперимент, обобщенный анализ итогов экспериментальной работы, внедрение результатов исследования в практику.

На заключительном этапе (2012 — 2013 гг.) производилась систематизация и обобщение результатов, оформлялась диссертационная работа.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается благодаря опоре на фундаментальные педагогические и психологические исследования, а также на работы в области методики обучения математике и информатикенепротиворечивостью использованных положений в области теории и методикисогласованностью теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и задачам исследованияэкспериментальной проверкой полученных результатов исследования на практике и использованием для их обработки стандартизованных математико-статистических методов.

Личный вклад автора заключается в разработке и обосновании методики использования ИКС на основе среды МоосИе для формирования ИК при обучении математическим дисциплинамвыявлении дидактических условий и разработке методических средств формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров педобразования с использованием МоосИепроведении экспериментальной проверки эффективности использования в обучении математике студентов педвуза разработанного механизма формирования РЖ на основе МоосИе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем проведения лекционных, практических, индивидуальных занятий по дисциплинам «Введение в курс математики (математический анализ)», «Математический анализ», курсам по выбору «Обобщение понятия производной», «Электронный образовательный портфолио» и в ходе организации самостоятельной работы студентов ПГГПУ в период с 2006 по 2012 гг.

Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования отражены в работах автора (статьи в научно-методических журналах), докладывались автором и обсуждались на заседаниях кафедры математического анализа (с 2011 г. высшей математики) ПГГПУ, научно-методических семинарах и конференциях: международных Колмогоровских чтениях — VI, VII (2008, 2009 гг., г. Ярославль), международной научно-практической конференции «Информационные системы и коммуникационные технологии в современном образовательном процессе» (2012 г., г. Пермь), международной научной конференции «Чтения Ушинского» (2013 г., г. Ярославль) — Всероссийском семинаре преподавателей математики университетов и педагогических вузов (2008 г., г. Пермь), трижды на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы механики, математики, информатики» (2010, 2011, 2012гг., г. Пермь), причем в 2012 г. по результатам доклада автор награжден дипломом за лучшую молодежную научную работутрижды на региональных научно-практических конференциях — «Актуальные проблемы преподавания геометрии» (2009 г., г. Пермь), «Школьная информатика — 2011» (2011 г., г. Пермь) и конференции преподавателей и учителей математики, посвященной 90-летию математического факультета ПГГПУ (2011г., г. Пермь) — факультетском семинаре «Организация самостоятельной работы студентов» (2010 г., ПГГПУ), на итоговых научных конференциях преподавателей ПГГПУ (2006 — 2012 гг.).

Разработанные в рамках проведенного исследования материалы по организации проектной деятельности студентов с использованием ИКС были представлены на конкурс научно-практических работ ИНФО-2012 (организован издательством «Образование и Информатика» совместно со Всероссийским научно-методическим обществом педагогов) и отмечены званием лауреата конкурса.

Научная новизна исследования;

1. Выделено инвариантное ядро понятия «исследовательская компетенция», сформулированы определения «исследовательской компетенции», «исследовательских компетенций» и «исследовательской компетентности», выделен состав исследовательских компетенций применительно к процессу обучения математике будущего бакалавра педагогического образования.

2. Предложена структурно-содержательная модель состава исследовательских компетенций бакалавров педагогического образования.

3. Разработаны интерфейсы курсов в виртуальной образовательной среде МоосНе и структура индивидуальных портфолио студентов как средства формирования их исследовательских компетенций в процессе обучения математике.

4. На основе концепции фундирования, технологии образовательного портфолио и использования возможностей среды МоосНе разработаны дидактическая модель и методика формирования исследовательских компетенций студентов, отражающая особенности математического образования в педвузе.

Теоретическая значимость исследования:

1. Обоснована методика формирования ИК будущих бакалавров педагогического образования при обучении математике с использованием возможностей виртуальной среды МоосНе и технологии образовательного портфолио студента.

2. Выявлены возможности и показана эффективность использования разработанной ИКС на основе МоосНе в формировании исследовательских компетенций студентов педагогического вуза при обучении математике.

3. Выявлены уровни, критерии, принципы и педагогические условия сформированное&tradeисследовательских компетенций будущих бакалавров педагогического образования при обучении математике.

Практическая значимость исследования:

1. Разработаны и апробированы курсы по выбору «Обобщение понятия производной» и «Электронный образовательный портфолио» для студентов математического факультета педвуза.

2. Созданы и реализованы учебные материалы (программы курсов, тематика проектов, банки заданий и др.), в частности, в электронном виде для формирования исследовательских компетенций студентов в процессе изучения математического анализа и указанных выше курсов по выбору.

3. Разработана и апробирована методика использования виртуальной среды Моос11е для организации самостоятельной работы студентов при обучении математике в педагогическом вузе.

4. Содержание, структура и принципы проектирования ИКС могут быть использованы в качестве ориентира для внедрения виртуальных образовательных сред при организации самостоятельной работы студентов других специальностей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Разработанная методика обучения математике с использованием возможностей виртуальной образовательной среды МоосИе (цель, содержание предмета, принципы, педагогические условия, организация процесса обучения, информационно-образовательный ресурс студентов, образовательные и личностно значимые результаты) является эффективным средством и механизмом формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров педагогического образования.

2. Организационно-методической основой формирования ИК является разработанный и обоснованный интерфейс математических курсов в среде МоосИе в комплексе с блоком интегративных занятий при обучении математике.

3. Дидактические принципы (системной реализации исследовательской составляющейпоэтапностисубъектности деятельностифункциональной значимости и полноты формируемых характеристик ИКпрофессиональной направленности, наглядного моделированияоткрытости приемов осуществления исследовательской деятельности преподавателясамостоятельности и рефлексии) и педагогические условия (интеграция деятельности преподавателейинформационная насыщенность интерфейсов курсов Моос11ецелостность проектирования процедур разрешения учебных ситуацийорганизация творческого сотрудничества преподавателя и студента путем использования технологии портфолио, осуществление педагогической диагностики и коррекции уровня сформированности ИК) способствуют реализации процесса формирования исследовательских компетенций при обучении математике с использованием ИКС.

4. Дидактическая модель (принципы, педагогические условия, этапы) формирования ИК студентов педагогического вуза при обучении математике с использованием ИКС на основе системы Моос11е создает целостность механизма развития личности будущего бакалавра в направлении исследовательской деятельности. В дидактической модели формирования ИК ведущая роль принадлежит фундированию исследовательского опыта обучающихся посредством включения их в рефлексию как вид учебно-познавательной деятельности. Базовыми элементами разворачиваемых спиралей фундирования выступают исследовательские компоненты содержания школьного математического образования.

Структура диссертации: работа включает введение, три главы, заключение, библиографический список из 262 наименований и 5 приложений. Общий объем диссертации 229 страниц, из них 174 страницы основного текста.

Выводы третьей главы.

Педагогический эксперимент проводился в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете у студентов первого, третьего и пятого курсов, обучающихся по направлениям 50 200.62 — «Физико-математическое образование» и 50 100 — «Педагогическое образование»: экспериментальная группа (ЭГ) — 49 человек, и контрольная — 50 человек (КГ). Занятия в контрольной группе проводились по обычной методике (преподаватель и изучение традиционных учебников), а в экспериментальной — к названному добавлено использование возможностей информационно-коммуникационной среды на базе МоосИе и технологии образовательного портфолио студента.

Результаты констатирующего и поискового экспериментов показали низкий уровень исследовательских компетенций студентов педвуза и подтвердили необходимость разработки методики развития данной характеристики у обучаемых. На начальном этапе эксперимента во всех группах наблюдалось незначительное расхождение по уровням сформированности исследовательских компетенций студентов.

Приведенные статистические данные показывают, что уровень сформированности исследовательских компетенций большинства студентов экспериментальных групп вырос после обучения с использованием ИКС на основе МоосИе по сравнению с контрольными группами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенная теоретико-экспериментальная работа подтвердила, с одной стороны, актуальность проблемы формирования исследовательских компетенций студентов педвуза, обусловленную потребностью общества в профессионально компетентных, творчески мыслящих педагогах, способных находить нестандартные решения и вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность, а с другой — наличие в педагогической теории и практике резервов и возможности решения этой проблемы.

Настоящее исследование было направлено на разработку модели формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров педагогического образования при обучении математике с использованием информационно-коммуникационной среды с позиций компетентностного, личностно-деятельностного и системного подходов на основе интеграции математических, информационных и педагогических знаний в процессе изучения базовой дисциплины «Математический анализ» и курсов по выбору «Обобщение понятия производная» и «Электронный образовательный портфолио».

Научный анализ содержания и экспериментальная проверка эффективности построенной модели формирования исследовательских компетенций студентов позволили получить следующие результаты.

1. Уточнено понятие «исследовательская компетенция» с учетом профессионально-педагогической направленности студентовустановлено, что особенности вузовского преподавания, связанные с большим объемом обучающей информации, порой несогласованностью лекционных и практических занятий, дефицитом аудиторного времени, требуют использования специальных приемов и средств обучения для формирования исследовательских компетенций обучающихся. В частности, обнаружено, что в их качестве могут использоваться обобщенное осмысление изученного материала и самостоятельное составление студентами эффективных структурных схем и таблиц, ведение индивидуального студенческого портфолио и организация дистанционной компьютерной поддержки самостоятельной работы обучающихся в рамках изучения очно преподаваемых дисциплин.

2. Выявлены содержание и структура ИК, представляющие собой совокупность четырех взаимосвязанных компонентов: мотивационно-целевого, когнитивного, деятельностно-оценочного, коммуникативного.

3. Определен компонентный состав процесса формирования исследовательских компетенций будущих бакалавров, включающий мотивационно-целевой, содержательно-структурный, технологический, критериально-оценочный блоки.

4. Выделена и обоснована система принципов и педагогических условий, отражающих закономерности формирования исследовательских компетенций студентов педагогического вуза при обучении математике с применением информационно-коммуникационной среды, функционирующей на основе интерфейсов курсов Моос11е и использования технологии образовательного портфолио студента.

5. Разработанная модель формирования исследовательских компетенций студентов педвуза, основанная на идеях концепции фундирования опыта личности и применении информационно-коммуникационной образовательной среды на основе МоосПе с использованием электронного образовательного портфолио, включает цель, задачи, принципы реализации, процессуальные компоненты, результат, рефлексию и коррекцию, которые взаимосвязаны между собой.

6. Созданы интерфейсы образовательной компьютерной среды МоосПе для дистанционной поддержки очно преподаваемых математических дисциплин и разработана методика их использования как эффективного механизма формирования исследовательских компетенций студентов педвуза.

7. Отслеживание процесса формирования исследовательских компетенций студентов включает выделение критериев, уровней и показателей сформированное&trade-, применение методик диагностического обеспечения. Для оценки эффективности предложенной модели использовались соответствующие критерии сформированности исследовательских компетенций студентов педвуза (психологический, когнитивный, поведенческий, коммуникативно-педагогический). Применялась также интегративная оценка уровней сформированности исследовательских компетенций студентов, заключающаяся, в частности, в изучении и анализе электронного образовательного студенческого портфолио, жизненный цикл которого сопровождался соответствующими заданиями в информационно-коммуникационной среде.

8. Проведена опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности реализации педагогических условий и механизмов формирования исследовательских компетенций студентов при обучении математике с использованием информационно-коммуникационной среды.

Полученные результаты показали, что поставленные задачи решены, и гипотеза исследования нашла подтверждение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.И. Формирование исследовательской компетентности студентов инженерного вуза при изучении математики Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Абакумова Светлана Ивановна. Ставраполь, 2009. — 23 с.
  2. , O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования Текст.: для пед. спец. высш. учеб. заведений / O.A. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  3. , Л.Ш. Формирование исследовательской компетентности студентов колледжа на основе синергетического подхода Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Абдулова Людмила Шунгаевна. Астрахань, 2009 — 23 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. 335 с.
  5. , В.И. Различные определения производной в линейных топологических пространствах Текст. / В. И. Авербух, О. Г. Смолянов // УМН. -1968,-№ 4.-С. 67−116.
  6. , В.И. Теория дифференцирования в линейных топологических пространствах Текст. / В. И. Авербух, О. Г. Смолянов // УМН. 1967. -№ 6.-С. 201 -258.
  7. , Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики Текст. / Ж. Адамар. Пер. с франц. А Шаталовой и О. П. Шаталова. М.: Изд-во «Советское радио», 1970. — 152 с.
  8. , H.A. Развитие исследовательских компетенций учащихся средствами историко-родословного краеведения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 /Александрова Наталья Анатольевна, Москва, 2011. 24 с.
  9. , Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся Электронный ресурс. / Н. Г. Алексеев, A.B. Леонтович, A.C. Обухов, Л. Ф. Фомина.-ЬПр://шлулу.ге8еагсЬег.ги (Дата обращения 8.10.12)
  10. , М.С. Основы исследований в физико-математическом образовании Текст.: учеб. пособие / М. С. Ананьева, И. Н. Власова. 2-е изд., перераб. и доп.- Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2010.- 130 с.
  11. , A.M. Работа в системе дистанционного обучения MOODLE Текст. / A.M. Анисимов. Харьков: ХНАГХ, 2009. -292 с.
  12. , Н.П. Научно-исследовательские компетенции как новообразования личности преподавателя педагогического вуза Текст. / Н. П. Ансимова, О. В Ракитина // Ярославский педагогический вестник. -2010 № 4 — Том II. — с. 137 — 142.
  13. , Л.И. Принцип развития в психологии Текст. / Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1987. — 368 с.
  14. , Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. 1998. — № 1. — С. 3 — 15.
  15. , С.И. Некоторые пути развития систем обучения: материалы лекции, прочитанной на факультете программированного обучения при Политехническом музее в 1966 г. Текст. / С. И. Архангельский. М.: Издательство «Знание», 1967. — 25 с.
  16. , В.Г. Мотивация поведения и формирования личности Текст. / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  17. , А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человекаТекст. /А.Г.Асмолов. -М.:"Академия", 2007. -528 с.
  18. , B.B. Математическая статистика в педагогике Текст.: учебное пособие / В. В. Афанасьев, М. А. Сивов, под. науч. ред. д-ра ист. наук, проф. М. В. Новикова. Ярославль Изд-во ЯГПУ, 2010. — 76 с.
  19. , В.В. Профессионализация предметной подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Монография Текст. /В.В. Афанасьев, Ю. П. Поваренков, Е. И. Смирнов, В. Д. Шадриков. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000.-389 с.
  20. , В.В. Формирование творческой активности студентов в процессе решения математических задач Текст.: Монография/ В. В. Афанасьев. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1996. — 168 с.
  21. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: «Педагогика», 1977. — 256 с.
  22. , Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Текст.: Монография / Н. Ц. Бадмаева. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. — 280 с.
  23. , А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем Текст. / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. — 616 с.
  24. , В.П. Основы теории педагогических систем. Текст. / В. П. Беспалько. -Воронеж:Изд-во Воронежского университета, 1977. -304 с.
  25. , В.П. Программированное обучение (дидактические основы) Текст. / В. П. Беспалько. М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.
  26. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. /
  27. B.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  28. , A.A. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия Текст. / A.A. Бизяева. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004 -216 с.
  29. , В.В. Проблемы и перспективы реализации единой среды дистанционного обучения студентов педагогических вузов / В. В. Богун, A.A. Кузнецов, Е. И. Смирнов // Информатика и образование. 2010. — № 7.1. C. 74−82.
  30. , Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности) Текст. / Л. И. Божович, Под ред. Д. И. Фельдштейна., М.: Международнаямия, 1995. с. 212.
  31. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе Текст. / Л. И. Божович. Изд-во Питер, 2009. с. 398.
  32. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст./ В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика.- 2003.-№ 10.-с. 8−14.
  33. Большая советская энциклопедия / гл. редактор A.M. Прохоров, Т10: ива-италики, третье издание, М.: «Советская энциклопедия», 1972. с. 542.
  34. Большой академический словарь русского языка Текст. / гл. редактор К. С. Горбачевич. Т7 (И-Каюр), М.-СПб: «Наука», 2007. — с. 439.
  35. Большой академический словарь русского языка Текст. / гл. редактор A.C. Герд, Т. 19 Порок- Пресс. М., С.-Петербург: «Наука», 2011.-е. 29.
  36. , Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы Текст.: учеб. пособие / Е. В. Бондаревская. -Ростов на/Д.: РГПИ, 1986. 120 с.
  37. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов Н/Д: РГПУ, 2000. — 352 с.
  38. , Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во Московского университета, 1984.-200 с.
  39. , В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагогаТекст. /В.Н. Введенский //Педагогика. -2003. -№ 10. -С. 51 -55.
  40. , A.A. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография Текст. / A.A. Вербицкий, М. Д. Ильзянова. М.: Логос, 2011.-288 с.
  41. , A.A. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции Текст. / A.A. Вербицкий, О. Г. Ларионова. -М.: Логос, 2009.-336 с.
  42. , A.A. Формирование инвариантов компетентности студента: ситуационно-контекстный подход Текст. / A.A. Вербицкий, М. Д. Ильязова // Высшее образование сегодня. 2011. — № 3. — С. 34 — 38.
  43. , Б.З. Педагогика рефлексии Текст. / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. Изд. 2-е. -М.: «Издательство Магистр», 1999. — 112 с.
  44. , JI.C. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов Текст. / Под редакцией А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова. М.: Издательство академии педагогических наук, 1960. 488 с
  45. , П.Я. К теории программированного обучения: материалы лекции, прочитанной на факультете программированного обучения при политехническом музее в 1966 г. Текст. / П. Я. Гальперин. М.:Издательство «Знание», 1967. — 44 с.
  46. , С.А., Интенберг И. В., Фомин Д. В. Ленинградские математические кружки Текст. / С. А. Генкин, И. В. Интенберг, Д. В. Фомин. Киров: Издательство «АСА», 1994. — 272 с.
  47. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Дж. Глас, Дж. Стенли. Перевод с английского Л. И. Хайрусовой, общая редакция Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  48. , В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / В. Е. Гмурман. М.: Высшая школа, 2004. — 404 с.
  49. , Е.В. Портфолио в вузе: метод, рекомендации Текст.: учеб. пособие / Е. В. Григоренко. Томск: Изд-во ТГУ, 2007. — 64 с. ii.tsu.ru/userfiles/metodichkaportfoliowuze.doc (Дата обращения 07.03.2008).
  50. , Т.В. Актуальные аспекты формирования профессиональной готовности преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения Текст.: монография/ Т. В. Громова. Самара: Изд-во «Глагол», 2007.-268 с.
  51. , В.А. Внеклассная работа по математике в 6−8 классах Текст. / В. А. Гусев, А. И. Орлов, А. Л. Розенталь. М.: Просвящение, 1984. — 286 с.
  52. , В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике Текст. / В. А. Гусев. М.: Академия: Вербум-М, 2003. — 432 с.
  53. , С.Н. Развитие вероятностного стиля мышления студентов в обучении математике на основе диалога культур Текст.: автореф. дис. доктора пед. наук: 13.00.02: защищена 28.12.12 / Дворяткина Светлана Николаевна. Елец, 2012. — 47 с.
  54. , К.Я. Психологический практикум Текст.: уч. пособие для студентов / К. Я. Джус, JI.B. Порхачева. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. — Кемерово, 2009. — 108 с.
  55. , С.М. Педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций студентов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Дзидзоева София Муратовна, Ростов-на-Дону, 2009. 29 с.
  56. Диагностика уровня творческой активности обучающихся Текст. / М. И. Рожков, Ю. С. Тюнников, Б. С. Алишев, JI.A. Волович. wiki.iteach.ru .
  57. , А.К. Развитие личности в учебной деятельности Текст. / А. К. Дусавицкий. М.: Дом педагогики, 2001. — 195 с.
  58. , Д. Психология и педагогика мышления Текст. / Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 208 с.
  59. , A.JI. Формирование начал научного мировоззрения школьников при обучении математике: учеб. пособие. Текст. / A.JI. Жохов. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. — 211 с.
  60. , В.К. Метод портфолио- нечто большее, чем альтернативный способ оценки Электронный ресурс. // http://www.childpsy.ru -Центр методологии ИТИП РАО (Дата обращения 11.08.10).
  61. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: уч. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: «Академия», 2005. -208 с.
  62. , В.И. Теория обучения: современная интерпрета-цияТекст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  63. , В.И. Учитель как исследователь Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  64. Закон РФ от 10.06.1992. № 3266−1 (ред.от 10.07.2012) «Об образовании» http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc-base=LAW-n=l 32 509
  65. , JI.B. Дидактика и жизнь Текст. / J1.B. Занков. М.: Просвещение, 1968. — 176 с.
  66. , И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности Текст.: учеб.-метод, пособие / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. Ижевск — М.: Удмурт, гос. ун-т, 2001. — 103 с.
  67. , И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов Текст. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2005. — 384 с.
  68. , М.Л. Формирование ключевых образовательных компетенций при обучении математике в средней (полной) школе Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Зуева Марина Леоновна. Ярославль, 2008. — 196 с.
  69. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002.-512 с.
  70. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. ГОСТ Р 52 653−2006 (утв. Приказом Ростехрегули-рования от 27.12.2006. N 419-ст).
  71. , М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  72. , И.Т. Понятие знания в социальной гносеологии. Текст. / И. Т. Касавин // Познание в социальном контексте. М., 1994. — С. 6 — 36.
  73. , С.Ф. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении высшей математике с использованием шеЬ-технологии Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02/ Катержина Светлана Федоровна. Ярославль, 2009. — 160 с.
  74. , В.И. Исследовательский подход к обучению: вопросы теории и практики / В. И. Качнев // Высшее образование сегодня. № 1.- 2012. — с. 65−66.
  75. , Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г. Д. Кириллова. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  76. , М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии Текст.: анализ зарубежного опыта/ М. В. Кларин. Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 — 176 с.
  77. , М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели Текст.: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  78. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта Текст. / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 75 с.
  79. , А.Н. Элементы теории функций и функционального анализа Текст. / А. Н. Колмогоров, C.B. Фомин. -М.:Физматлит, 2004. -572 с.
  80. , Ю.М. Задачи в обучении математике. В 2-х ч. Текст. / Ю. М. Колягин М.: Просвещение, 1977. — Ч. 1. — 110 е.- Ч. 2. — 144 с.
  81. , Ю.М. О прикладной и практической направленности обучения математике Текст. / Ю. М. Колягин, В. В. Пикан // Математика в школе.-1985.-№ 6. С. 27−32.
  82. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. // Народное образование. 2002. — № 4. — С. 254 — 269.
  83. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р.
  84. , П.В. Гносеологические и логические основы науки Текст. / П. В. Копнин. М.: «Мысль», 1974. — 568 с.
  85. , В.В. Организация исследовательской деятельности по информатике при создании Е-портфолио Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Коршунова Вера Владимировна. Москва, 2009. — 23 с.
  86. , В.В. Основы обучения. Дидактика и методика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
  87. Краткая российская энциклопедия Текст. /составитель В. М. Карев, гл. ред. В. И. Бородулин и др., Т2: К Р., М.: Большая российская энциклопе-дия-«Оникс 21 век», 2003. — с. 548.
  88. , В.В. Дидактические микроединицы конструирования исследовательской компетенции Текст. /В.В. Крысов // Высшее образование в России № 8−9, 2011. с. 120 — 123.
  89. , Л.Д. Современная математика и её преподавание Текст.: учеб. пособие для вузов / С предисловием П. С. Александрова. М.: Наука, 1985.- 176 с.
  90. , A.A. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя Текст. / A.A. Кузнецов, Е. К. Хеннер, В. Р. Имакаев, О. Н. Новикова, Е.В. Чернобай// Информатика и образование, № 4.- 2010, С. 3−11.
  91. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В Кузьмина. Л.: Изд. ЛГУ, 1970. — 114 с.
  92. , Н.Д. Профессионально-методическая подготовка учителя математики Текст.: дис.. доктора пед. наук: 13.00.08 / Кучугурова Нина Дмитриевна. Ставрополь, 2002. — 460 с.
  93. , A.A. Учебно-исследовательская работа и НИРС Текст./ A.A. Лебедев // Вестник высшей школы. 1976. № 7. С. 46 51.
  94. , O.E. Компетентностный подход в образовании Текст. / O.E. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3 — 12.
  95. , Т.Н. Информационные технологии в обучении Текст.: учебное пособие и лабораторный практикум / Т. Н. Лебедева, Н.И. Миндоров- Перм. гос. ун-т. Пермь, 2004. — 164 с.
  96. , В. А. Субъект. Объект. Познание Текст./ В. А. Лекторский. М.:Наука, 1980. -358 с.
  97. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  98. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст./ И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  99. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Лернер. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  100. , В.В. Малый толковый словарь русского языка Текст.: Ок.35 000 слов / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.: Рус. яз., 1990. — 704 с.
  101. , Л.А. Краткий курс функционального анализа Текст.: учеб. пособие / Л. А. Люстерник, В. И. Соболев. М.: Высш. школа, 1982. -271 с.
  102. Ш. Мазур, И. И. Управление проектами: учебное пособие Текст./ И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. М.: Омега-Л, 2004. — с. 664.
  103. , А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя Текст. / А. К. Макарова. М.:Просвящение, 1993. 192 с.
  104. , Е.Л. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя естественнонаучного профиля в процессе математической подготовки Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08/ Макарова Елена Леонидовна. Самара, 2011. -23 с.
  105. Материалы дискуссии на заседании РОСРО по проблемам работы с одаренными детьми Текст. // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 260 271.
  106. , Е.В. Живая оценка Текст. / Е. В. Меттус, A.B. Литвина -М.: Глобус, 2007.-С. 5
  107. , Ю.А. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности учащихся на внеурочных занятиях по математике Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Ми-тенев Юрий Андреевич. Ярославль, 2012. — 25 с.
  108. , Н.В. Электронная обучающая среда Moodle как средство организации асинхронной самостоятельной работы студентов вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Михайлова Наталья Вячеславовна. Оренбург, 2012. — 23 с.
  109. , М.В. Интернет-обучение: тенологии педагогического дизайна Текст. / М. В. Моисеева, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.И. Нежурина- М.: Издательский дом «Камерон», 2004 216 с.
  110. , В.М. Перспективы понятийно-категориального аппарата дидактики при переходе к новым ФГОС ВПО Текст. / В. М. Монахов // Педагогика. 2012. — № 5. — С. 27 — 35.
  111. , В.М. Технологии проектирования методических систем с заданными свойствами Текст. / В. М. Монахов // Высшее образование в России.-2011.-№ 6.-С. 59−65.
  112. , А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс (профильный уровень): методическое пособие для учителя Текст. / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. М.: Мнемозина, 2010. — 239 с.
  113. , А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс (профильный уровень): методическое пособие для учителя Текст. / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. -М.: Мнемозина, 2010. 191 с.
  114. , A.B. Социальная педагогика Текст.: учеб. для студ. пед. вузов / A.B. Мудрик. Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
  115. , A.B. Учитель: мастерство и вдохновение Текст. / A.B. Мудрик. -М.: Педагогика, 1986. 184 с.
  116. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Электронный ресурс. http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (Дата обращения: 25.10.2011).
  117. , С.И. Методические аспекты создания, ведения и использования портфолио при обучении информатике в 8−11 кл. Текст.: дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / Никитина Светлана Игоревна М., 2008 — 143 с.
  118. Новая философская энциклопедия Текст. / научные редакторы М. С. Ковалева и др. М.: «Мысль», 2001. — Т.2.: Е-М. — с. 168.
  119. , Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) Текст. / Д. А. Новиков. М.: МЗ-Пресс, 2004. — 67 с.
  120. , Т.Г. Портфолио в зарубежной образовательной практике Текст. / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, A.C. Прутченков, Е. Е. Федотова // Вопросы образования. 2004. — № 3. — С. 201 — 239.
  121. , Т.Г. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) Текст. / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, A.C. Прутченков, Е. Е. Федотова // Профильная школа. № 3. 2005. С. 45 — 56.
  122. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.-М.: Рус. яз., 2000. Т.1.: А-О. — 1209с. — (Б-ка словарей рус. яз), с. 614.
  123. , A.C. Развитие исследовательской деятельности учащихся Текст. / A.C. Обухов. М.: Издательство «Прометей» Mill У, 2006. — 224 с.
  124. , М.А. Организация исследовательской деятельности будущих инженеров при обучении математике с использованием информационно-коммуникационных технологий Текст.: дис.. канд. пед. / Марина Александровна Осинцева. Тюмень, 2009. — 206 с.
  125. , С. И. Развитие исследовательской компетентности одаренных детей. ГОУ ВПО «Государственный ун-т цветных металлов и золота» Электронный ресурс. www.flcgpu.ru/conf717.ёос.(Дата обр. 10.04.12).
  126. Педагогика Текст.: учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  127. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: «Академия», 2005.176 с.
  128. , Н.В. Методика организации самостоятельной деятельности студентов 1 курса педвуза на занятиях по математическому анализу Текст.: дис.канд. пед. наук: 13.00.02 / Перькова Наталья Владимировна. -СПб., 2002.- 154 с.
  129. , И.Д. О схеме структурно-количественного анализа процесса обучения математике: метод, разработка для студентов мат. фак-тов пед. ин-тов Текст. / И. Д. Пехлецкий. Пермь: изд-во Пермского пед. ин-та, 1983. — 19 с.
  130. , П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы Текст. / П. И. Пидкасистый, JI.M. Фридман, М. Г. Гарунов. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  131. , М.А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащегося в условиях профильного обучения Текст.: дис.канд. пед. наук: 13.00.01/ Пинская Марина Александровна. М., 2007. — 194 с.
  132. , А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт Текст. / А. Н. Поддъяков. М., 2007. -187 с.
  133. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: учебное пособие / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Гардарики, 2002. — 383 с.
  134. , Г. Ю. Стратегия внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях образования / Г. Ю. Пожарина, A.M. Поносов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 152 с.
  135. , Д. Математическое открытие Текст. / Перевод с английского B.C. Бермана, под редакцией И. М. Яглома. М.: Наука, 1976. 448 с.
  136. , Е.С. Теория и практика дистанционного обучения Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат. М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. М., 2004. — 416 с.
  137. , В.А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы Текст. / В. А. Попков, A.B. Коржуев. М.: Изд-во МГУ, 2000.- 184 с.
  138. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация Текст. / Джордж Равен. М.: «Когито-Центр», 2002. — 395 с.
  139. , И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования Текст. / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. — с. 183 — 184.
  140. , И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования Текст. / И. В. Роберт // Информатика и образование. 2004. № 5. — С. 22 — 29.
  141. , Д.М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь Текст. / Д. М. Розенберг. М.: ИНФА-М, 1997. — 464 с.
  142. , Н.Х. Инновации в общеобразовательной школе и педагогическом образовании Текст. / Н. Х. Розов. М.: Макс Пресс, 2008. — 14 с.
  143. Российская педагогическая энциклопедия / гл. редактор В.В. Давыдов- Т1 (А-М), М.: изд-во «Большая российская энциклопедия», 1993.
  144. Рубинштейн, C. J1. Принципы и пути развития психологии Текст. / СЛ. Рубинштейн. М.: Издательство академии наук СССР, 1959. — 354 с.
  145. Русско-английский словарь Текст. / под ред. О. С. Ахмановой, около 20 000 слов. М.: ЩГИЗ Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1947. 284 с.
  146. , Ю.В. Исследовательская компетентность в структуре ключевых компетентностей будущего педагога Электронный ресурс. / Ю. В. Рындина http://www.jurnal.org (Дата обращения 5.10.11).
  147. , Ю.В. Структурно-содержательные и функциональные характеристики исследовательской компетентности будущего учителя Текст. / Ю. В. Рындина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -№ 1. -2011.-с. 123 131.
  148. , H.A. Механизм оценки компетенций в системе управления образованием: монография Текст. / H.A. Ряписов. Новосибирск: изд. НГПУ, 2007. — 128 с.
  149. , А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению Текст.: уч. пособие / А. И. Савенков. М.: Ось-89, 2006. -480 с.
  150. , А.И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности Текст. :учебник-тетрадь для учащихся средней школы / А. И. Савенков. М.: Генезис, 2005. — 95 с.
  151. , Т.П. Исследовательская деятельность студентов Текст.: учебное пособие / Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2005 — 96 с.
  152. , Г. И. Методология методики обучения математике Текст. / Г. И. Саранцев. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. — 144 с.
  153. , Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2004. -224 с.
  154. , P.A. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к исследовательской деятельности в системе дошкольного образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Сельдемирова Раиса Арсентьевна. Новокузнецк, 2004. — 342 с.
  155. , Г. М. Формирование исследовательской компетентности будущих радиофизиков в обучении математике на основе междисциплинарной интеграции Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Семенова Галина Михайловна. -Ярославль, 2011. 23 с.
  156. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  157. , М.Н. Совершенствование процесса обучения Текст./ М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 208 с.
  158. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. -152 с.
  159. , А.Ю. Генезис понятия «производная» в профессиональной подготовке учителя Текст. /А.Ю. Скорнякова // Материалы юбилейной научн. конф. студентов ПГПУ. Пермь: ПГПУ, 2006. — С. 18−20.
  160. , А.Ю. Генезис понятия «производная» на основе е-learning Текст. /А.Ю. Скорнякова // Ярославский педагогический вестник. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. -№ 2. Том III.- С. 7 — 11.
  161. , А.Ю. Генезис понятия «производная» Текст. /А.Ю. Скорнякова // Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики: Межвузовский сборник научных трудов. Калуга: Изд. КГПУ им. Циолковского, Вып. 8., 2006. — С. 55 — 57.
  162. , А.Ю. Дифференциальные уравнения и уравнения с частными производными: учеб.-метод. комплекс курса. Специальность 50 201 Текст. / А. Ю. Скорнякова, С. А. Юганова // ПГПУ. Пермь, 2008. — 26 с.
  163. , А.Ю. Дифференцируемость по конусу в F-пространствах Текст. /А.Ю. Скорнякова // Матем. обр. и наука в педвузахна современном этапе: сб. научн. трудов. Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 2006.-С. 40−43.
  164. , А.Ю. Интерактивные методы и портфолио в математической подготовке студентов Текст. /А.Ю. Скорнякова // труды VI между-нар. Колмогоровских чтений. Ярославль: ЯГПУ, 2008. — С. 419 — 423.
  165. , А.Ю. Использование среды дистанционного обучения MOODLE в математической подготовке студентов педвуза Текст. / А. Ю. Скорнякова // Ярославский педагогический вестник. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. — № 2. — Том II — С. 225 — 228.
  166. , А.Ю. Математический анализ: учеб.-метод. комплекс курса. Специальность 50 201 Текст./ Л. Г. Недре, А.Ю. Скорнякова// ПГПУ. Пермь, 2008. — 51 с.
  167. , А.Ю. О курсе по выбору «Многообразие дифференцируемое&trade- в анализе» Текст. /А.Ю. Скорнякова // Проблемы преемственности в обучении математике на уровне общего и проф. образования: материалы
  168. XXVIII Всеросс. семинара преподавателей математики ун-тов и педвузов. -Екатеринбург: ГОУ ВПО УрГПУ, ГОУ ВПО РГППУ, 2009. С. 240.
  169. , А.Ю. О формировании профессионально-педагогической направленности будущего учителя математики в педвузе Текст. /А.Ю. Скорнякова // труды VIII международных Колмогоровских чтений. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. — С. 358 — 364.
  170. , А.Ю. Об опыте использования виртуальной образовательной среды в педвузе Текст. /А.Ю. Скорнякова // Школьная информатика 2011: матер, регион. конф.-Ч.2. — Пермь: ПГПУ, 2011. — С. 64 — 66.
  171. , А.Ю. Опыт практической реализации подхода к управлению учебным процессом педвуза с использованием информационно-коммуникационной среды Текст. /А.Ю. Скорнякова // Информатика и образование М.: ИНФО, 2013. — № 1. — с. 20 — 25.
  172. , А.Ю. Ряды Тейлора и Лорана функции комплексного переменного Текст. / И. И. Кобяков, А. Ю. Скорнякова // Перм. гос. пед. унт. Пермь, 2009. — 23 с.
  173. , А.Ю. Электронное портфолио в математической подготовке студентов педвуза Текст. /А.Ю. Скорнякова // Ярославский педагогический вестник. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. — № 2. — С. 176 — 179.
  174. , Е.И. Наглядное моделирование в обучении математике: теория и практика Текст.: учеб. пособие/ В. В. Богун, В. Н. Осташков, Е. И. Смирнов, под. ред. Е. И. Смирнова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. 454 с.
  175. , Е.И. Фундирование опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога Текст.: монография / Е. И. Смирнов. Ярославль, 2012. — 646 с.
  176. , Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием Текст. / Е. Э. Смирнова. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1977. — 136 с.
  177. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов / С. Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.
  178. , Е. Проективная методика диагностики дивергентного мышления Текст. / Е. Солдатова // Вестник практической психологии образования: научно-методический журнал. 2005. — № 2(3). — с. 119 — 125.
  179. , A.A. Педагогика математики: учеб. пособие для физ.-мат. фак. пед. ин-тов Текст. / A.A. Столяр. Минск, 1986. — 414 с.
  180. , Т.М. Формирование исследовательской компетенции учителя начальных классов в системе непрерывного образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Талманова Талия Мубараковна. -Москва, 2003.-25 с.
  181. , Н.Ф. Методика составления обучающих программ Текст.: учеб. пособие / Н. Ф. Талызина. М.: Изд. Моск. ун.-та, 1980. — 47 с.
  182. , Н.Ф. Педагогическая психология Текст.: учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина. М.: «Академия», 2011. — 288 с.
  183. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся Текст. / Н. Ф. Талызина. М.:3нание, 1983. — 96 с.
  184. , В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании Текст. / В. А. Тестов // Педагогика. № 4. — 2012. — С. 3 -10.
  185. Толковый словарь русского языка Текст. / Под ред. Д. Н. Ушакова, Т1: А-М., М.: «Вече», 2001.
  186. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов Текст. / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: «Азбуковник», 2007. — 1175 с.
  187. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования Текст. М.: ИИО РАО, 2006. — 88 с.
  188. Толково-экономический словарь Текст./ гл. редактор С. М. Снарская., «Норинт» / «РИПОЛ классик», 2006. с. 702.
  189. , A.B. Стандарты и технологии создания e-Learning Текст.: учеб.-метод, пособие / A.B. Урезалов, A.B. Хлызов, Л. Н. Лядова, Е. Б. Замятина, А.Н. Фирсов- Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007. — 156 с.
  190. , A.A. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы в условиях профильного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ушаков Алексей Антонидович. -Майкоп, 2008. 190 с.
  191. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден Министерством обр. и науки РФ от 17 мая 2012 № 413 Зарег. Минюстом России 07.06.12, per. № 24 480
  192. , О. В. Формирование исследовательских компетенций студентов-физиков в рамках лабораторного практикума по курсу общей физики Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Федина Ольга Викторовна. Рязань, 2011. — 25 с.
  193. , Е. В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении Текст. :автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Феськова Елена Васильевна.-Красноярск, 2005. 22 с.
  194. Е.В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Феськова Елена Васильевна. Красноярск, 2005.-210 с.
  195. , Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.
  196. , JI.C. Технические средства и программированное обучение Текст. / J1.C. Фридман, В. А. Вадюшин, Б. В. Пальчевский, под ред.
  197. A.Г. Молибога. Минск, «Вышэйш. школа», 1976. 256 с.
  198. , Г. Математика как педагогическая задача: пособие для учителей Текст. / Сокращенный перевод с немецкого А. Я. Халамайзера, под ред. Н. Я. Виленкина. М.: Просвещение, 1982. 4.1. — 208 с.
  199. , Г. Математика как педагогическая задача: пособие для учителей Текст. / Сокращенный перевод с немецкого А.Я. Халамайзера- под ред. Н. Я. Виленкина. М.: Просвещение, 1983. 4.2. — 192 с
  200. , А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики Текст. / А. Я. Хинчин // Математика в образовании и воспитании / сост.
  201. B.Б. Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000. — С. 64 — 103. (дата обращения 2.04.10)http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=l 4 569# 1
  202. , И.И. Учебно-исследовательская деятельность как средство профессиональной ориентации старшеклассников Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Холодцова Ирина Ивановна. М., 2007.23 с.
  203. , A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58 — 64.
  204. , A.B. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения Текст.: пособие для учителя / A.B. Хуторской. М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с.
  205. , Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Черняева Лариса Александровна. Новокузнецк, 2011. — 25 с.
  206. , Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Черняева Лариса Александровна. Новосибирск, 2011 — 190 с.
  207. , A.C. Исследовательская деятельность студентов колледжа как фактор его личностно-профессионального становления Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Чикишева Анастасия Сергеевна Хабаровск, 2006. — 23 с.
  208. , A.C. Исследовательская деятельность студентов колледжа как фактор его личностно-профессионального становления Текст.: дис.. канд. пед. наук /Чикишева Анастасия Сергеевна. Хабаровск, 2006. -178 с.
  209. , О.Г. Формирование исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Чугайнова Оксана Геннадьевна. Сургут, 2008. — 25 с.
  210. , О.Г. Формирование исследовательской компетенции у будущих педагогов дошкольного образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Чугайнова Оксана Геннадьевна. Сургут, 2008. — 217 с.
  211. , В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст.: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. М: «Логос», 1996. — 320 с
  212. , Т.И. Управление образовательными системами Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. М.: ВЛАДОС, 2002. — 320 с.
  213. , Е.А. Исследовательская деятельность Текст.: словарь / Авт. сост. Е. А. Шашенкова. — М.: УЦ «Перспектива». 2010. — 88 с.
  214. , P.P. Методическая подготовка будущего учителя математики на основе фундирования опыта студентов в процессе педагогической практики Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Шахмарова Роза Разиев-на. Омск, 2003 — 190 с.
  215. , П.Э. Развитие исследовательской компетенции студентов технического вуза в системе спецкурсов по единой проблеме Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Шендерей Павел Эдуардович. Саратов, 2003.- 134 с.
  216. Экономическая энциклопедия Текст. / гл. ред. Л. И. Абалкин, М.: Экономика, 1999. с. 583.
  217. , Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии Текст. / Д.Б. Эльконин- под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Междунар. пед. академия, 1995. -224 с.
  218. , П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике Текст.: кн. для учителя / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. М.: Просвещение, 1986. — 255 с.
  219. Это не ранец, это портфель! Электронный ресурс. //Учительская газета (независимое педагогическое издание) http://www.ug.ru/issues/?action=topic&-toid=2343 (дата обращения 08.02.13).
  220. , Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 445 с.
  221. , И.С. Знания и мышление школьника Текст. / И. С. Якиманская. -М.: Знание, 1985. 80 с.
  222. , И.С. Развивающее обучение Текст. / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979. — 144 с.
  223. , И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии.-№ 2, 1995.-С. 31−42.
  224. , А.В. Дуалистические свойства математики и их отражение в процессе преподавания Текст. / А. В. Ястребов // Ярославский педагогический вестник. 2001. — № 1. — С. 48 — 53.
  225. , А.В. Моделирование научных исследований как средство оптимизации обучения студента педагогического вуза Текст.: дис.. доктора. пед. наук: 13.00.08/ Ястребов Александр Васильевич.- Ярославль, 1997.-386 с.
  226. FRIEDRICH ADOLPH WILHELM DIESTERWEG // PROSPECTS: the quarterly review of comparative education (Paris, UNESO), vol. 23, no. ½, 1993, p. 293−302. http://www.twiфx.com/flle/267 189/?rand=5 236 955.
  227. GEORG KERSCHENSTEINER // Prospects: the quarterly review of comparative education (Paris, UNESCO), vol. XXIII, no. ¾, 1993, p. 807−822.http://www.twirpx.com/file/267 192/?rand=6 588 865.
  228. Smirnov, E.I. Base and Data of the International Longitude Research of Teacher’s Mathematical Readiness// Ярославский педагогический вестник.-Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. № 4. Том II. — с. 155 — 167.
Заполнить форму текущей работой