Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование творческой активности будущих инженеров в процессе обучения математике на основе исследования и решения профессионально ориентированных задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ ситуации, сложившейся в настоящий момент в системе высшего профессионального образования, и опыт преподавания в вузе позволили выявить следующие противоречия между: традиционной системой подготовки будущих инженеров в области математики и потребностями современного общества в развитии личностей, способных к творчеству, рефлексии, самообразованию и постоянной динамичной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования 17 творческой активности будущих инженеров
    • 1. Анализ сущности понятия «способности» в психологопедагогических науках
    • 2. Психолого-педагогический анализ подходов к формированию творческой активности
    • 3. Основные цели и содержание курса «Высшая математика» при подготовке горного инженера
  • Выводы первой главы
  • Глава 2. Методические особенности преподавания курса 57 «Высшая математика» в техническом вузе
    • 1. Профессиональная направленность математической подготовки будущего инженера
    • 2. Профессионально ориентированные задачи при обучении математике
    • 3. Методика проектирования творческой активности студентов на ресурсных занятиях
  • Выводы второй главы
  • Глава 3. Организация опытно-экспериментальной работы
    • 1. Методика проведения опытно-экспериментальной работы
    • 2. Статистический анализ результатов педагогического эксперимента
  • Выводы третьей главы

Формирование творческой активности будущих инженеров в процессе обучения математике на основе исследования и решения профессионально ориентированных задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возрастающая потребность общества в инженерах, способных творчески подходить к изменениям в технологиях современного производства, эффективно и качественно решать профессиональные проблемы обусловлена необходимостью быстро и адекватно реагировать на быстроменяющиеся условия развития современного общества. Вместе с тем, в технических вузах наблюдается недостаточно эффективное использование преподавателями методов, приемов и средств, активизирующих творческую деятельность студентов.

Творческая активность инженера является одним из важнейших критериев его профессиональной подготовки. Для инженера творческая активность как интегративное качество личности является профессионально значимым, т. е. таким, которое становится системообразующей характеристикой его профессионального облика, например, качество и результаты инженерного труда наиболее развиты в Великобритании, США, Германии, Японии: патенты, новые технологии, наукоемкая продукция и т. п.

Необходимость продолжать исследование проблем формирования и развития творческой активности студентов объективно вытекает из постановки новых образовательных задач, выдвигаемых рынком интеллектуального труда перед выпускником технического вуза. Вступление России в Болон-ский процесс, переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования, разработка образовательных стандартов третьего поколения на основе компетентностного подхода, рост наукоемкости производства и ответственности инженера за последствия принимаемых им решений диктуют новые, повышенные требования к качеству профессиональной подготовки. На первое место встает формирование таких личностных качеств специалиста как широкая эрудиция и развитые интеллектуальные качества, адаптивность к изменениям в технологиях и производстве, активно действующий творческий потенциал.

Значительный вклад в изучение закономерностей формирования и развития творческой личности внесли: В. И. Андреев, С. И. Архангельский, В. В. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, А. В. Брушлинский, А. А. Вербицкий, JI.C. Выготский, В. И. Загвязинский, С. И. Зиновьев, JI.H. Ландау, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Ястребов и др. В работах этих и других ученых разработана общая теория развития творческого потенциала личности. Исследования Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, М. И. Рожкова, Н. Х. Розова, А. Е. Малых, В. Н. Дружинина и др. показали, что для развития творческого потенциала личности необходимы не только природные предпосылки, но и благоприятная образовательная среда.

Анализ диссертационных исследований показал, что формированием творческой активности занимались в своих работах: В. В. Королев — для студентов-хореографов, С. М. Галышева и М. В. Жителева — для студентов>ту-ристического вуза, Р. А. Гильман — в области художественно-педагогического образования, А. В. Дурнов — для студентов военно-медицинского вуза, С. Н. Дорофеев — для будущих учителей математики в педагогическом вузе, И. Л. Железняк — для студентов военных вузов.

Подобные вопросы в технических вузах исследовали: Л. Р. Муллина — развитие способностей к творческой самореализации студентов, В. А. Артемьева — исследование компонентов творческой деятельности студентов, О. В. Маркевич — системное развитие творческого потенциала студентов, Г. С. Кочеткова — подготовка к исследовательской деятельности, Н. И. Куприянычева — формирование эвристических умений, Н. А. Онанко — педагогические условия формирования творческих профессионально-личностных качеств студентов и другие.

Анализ диссертационных исследований показал, что профессионально ориентированными задачами занимались: Е. М. Мусина — по экономике для студентов технических специальностей среднего профессионального образования, Н. В. Скоробогатова — в контексте наглядного моделирования для ' I инженерных направлений технического вуза, J1.B. Васяк — в свете формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях интеграции математики, В. А. Шершнева — для повышения качества математической подготовки студентов транспортного направления технического вуза, Л. П. Скрипко — для формирования обобщенных методов решения инженера-технолога при изучении курса физики и другие.

Внедрение новых наукоемких технологий в разработку и функционирование нефтегазового комплекса значительно повышает требования в области фундаментальных наук, предъявляемые к выпускникам высших учебных заведений инженерного профиля. Они должны обладать глубокими профессиональными знаниями и умениями, владеть математическими методами и применять их в практической деятельности (и не только в стандартных ситуациях). Как учебная дисциплина, математика обладает огромным гуманитарным и прикладным потенциалом, позволяющим не только своими’методами и средствами выявлять существенные связи реальных явлений и процессов в производственной деятельности, но и развивать навыки будущих инженеров в математическом исследовании прикладных вопросов, умения строить и анализировать математические модели инженерных задач, развивать интуицию и рефлексию в процессах прогнозирования и принятия решения в условиях неопределенности. Поэтому рассмотрение комплекса профессионально ориентированных задач в курсе математики должно не только устанавливать связи со специальными дисциплинами и иллюстрировать эффективность математических методов, но и аккумулировать математические знания в единую целостность, соответствовать процессу формирования базовых характеристик личности будущего инженера. В этом, в частности, заключается основа для понимания единства математики, повышение качества освоения ее содержания будущими инженерами, развития мотивации и интереса к овладению будущей профессией, потребности в инженерно ориентированных математических знаниях и методах.

Различные вопросы обучения математике в технических вузах рассмотрены в диссертационных исследованиях Г. А. Бокаревой, А. Н. Буровой, А. Г. Головенко, А. П. Исаевой, И. Г. Михайловой, А. Б. Ольневой, С. А. Розановой, Е. А. Солодовой, Е. Н. Трофимец, В. А. Шершневой, Г. И. Худяковой и др.

Проблема профессиональной направленности обучения математике в технических вузах рассматривалась в диссертационных работах Е. А. Василевской, О. М. Калуковой, С. В. Плотниковой, А. Ф. Салимовой, Н. В. Скоробогатовой, С. И. Федоровой, В. А. Шершневой и др. В их работах показано, что содержание математической подготовки специалистов должно формироваться в соответствии со специализацией выпускника вуза. Для некоторых специальностей разработаны частные методики реализации принципа профессиональной направленности при изучении отдельных тем курса математики. Тем не менее, реализация профессиональной направленности по всему курсу высшей математики для важных направлений высшего технического образования (например, инженерная геология) разработана слабо.

Анализ состояния проблемы в практике обучения в техническом вузе показывает, что более 80% студентов воспринимают математику как чисто абстрактную дисциплину, не испытывают потребности в расширении и углублении математических знаний, не умеют использовать их при изучении специальных дисциплин, ориентированных на будущую профессию.

Наблюдения во время эксперимента и результаты анкетирования в начале первого года обучения будущих инженеров подтвердили тот факт, что студенты на этом этапе еще не убеждены в необходимости математических знаний в их будущей профессиональной деятельности. В то же время, обучение математике будущих инженеров несет в себе профессиональный контекст: с одной стороны, через решение прикладных проблем средствами математики происходит интеграция математических знаний, предметная визуализация математических методов, с другой стороны, естественнонаучные и специальные дисциплины реально взаимодействуют с математикой в процессе творческого поиска адекватного решения проблем.

Однако курс математики для инженерных специальностей технических вузов в действующих учебниках изложен традиционно, связь с будущей профессиональной деятельностью выпускников выражена неявно. Основополагающая цель интегративной направленности обучения математике — это формирование математического аспекта готовности выпускника инженерной специальности технического вуза к профессиональной деятельности на основе единства математических знаний. Специфика профессиональной подготовки специалистов инженерного профиля состоит не только в получении новых математических знаний, но и в воспитании потребности и готовности к применению математических методов, повышению креативности в профессиональной деятельности. Следует научить студентов грамотно формулировать и варьировать инженерную1 задачу, моделировать, интерпретировать результат ее решения на языке реальной ситуации, проверять соответствие полученных и опытных данных. В контексте повышения творческой активности будущих инженеров это возможно при условии актуализации связей между техническими проблемами и математическими методами путем решения и исследования профессионально ориентированных задач (ПОЗ).

Как показывают различные психолого-педагогические и методические исследования, в том числе наше исследование, будущие инженеры теряются, столкнувшись с профессионально ориентированными задачами, что нередко приводит к отказу от попыток решать задачу. Студенты недостаточно владеют различными приемами активизации творческой активности, видами математического моделирования, определяющими тактику и стратегию действий при решении различных задач, в частности, умением самостоятельно разрабатывать некоторую программу действий, соотносить её с полученными результатами, осуществлять контроль и оценку выполнения исходной программы действий, обобщать полученные результаты. В психологических и методических работах рассмотрены приёмы поиска решения. ПОЗ, при этом остается мало изученной проблема взаимосвязи таких приёмов и формирования творческой активности будущих инженеров.

Анализ ситуации, сложившейся в настоящий момент в системе высшего профессионального образования, и опыт преподавания в вузе позволили выявить следующие противоречия между: традиционной системой подготовки будущих инженеров в области математики и потребностями современного общества в развитии личностей, способных к творчеству, рефлексии, самообразованию и постоянной динамичной переподготовкесовременными тенденциями развития высшего профессионального образования (личностно-ориентированное и развивающее обучение, деятель-ностный и компетентностный подходы) и недостаточной их практической разработанностью при обучении математике в техническом вузенеобходимостью учета раскрытия и развития педагогами. личностных качеств1 обучаемых (мотивация, творческое мышление, коммуникации и рефлексия) средствами математики и практикой профессиональной направленности обучения математике в техническом вузе.

Таким образом, по состоянию на сегодняшний день представляется недостаточным уровень разработки средств и механизмов формирования творческой активности будущих инженеров в процессе обучения математике.

На основании вышеизложенного актуальность исследования определяется необходимостью разрешения названных противоречий и обусловила выбор темы «Формирование творческой активности будущих инженеров в процессе обучения математике на основе исследования и решения профессионально ориентированных задач».

Выявление состояния на сегодняшний день недостаточного уровня разработки методики формирования творческой активности студентов в процессе обучения математики определили проблему исследования: каковы теоретико-методические основы формирования творческой активности будущих инженеров на основе исследования и решения профессионально ориентированных задач в процессе обучения математике в техническом вузе.

Постановка проблемы предполагает необходимость создания комплекса механизмов формирования творческой активности студентов в процессе обучения математике при исследовании и решении профессионально ориентированных задач.

Цель исследования: выявить теоретико-методические основы формирования творческой активности студентов в обучении математике при исследовании и решении профессионально ориентированных задач.

Объект исследования: творческая активность будущего инженера в процессе математической подготовки в техническом вузе.

Предмет исследования: педагогические условия, формы и средства формирования творческой активности будущих инженеров при исследовании и решении профессионально ориентированных задач в обучении математике.

Гипотеза исследования: формирование творческой активности студентов в процессе обучения математике при исследовании и решении профессионально ориентированных задач будет эффективным, если: в основу познавательной деятельности будут положены процессы обоснования и реализации механизмов интеграции математических знаний и исследования профессионально ориентированных задачреализуется комплекс принципов построения и реализации методической системы обучения математике: доступности, наглядности моделирования, вариативности, профессиональной направленности, предметно-информационной обогащенностиосуществляется поэтапность и ресурсное взаимодействие математики и специальных дисциплин в становлении и развитии творческой активности будущего инженера.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить и структурировать в педагогической науке и практике современное состояние взглядов и опыта формирования творческой активности студентов в процессе обучения математике в высшей школе.

2. Обобщить сведения о развитии представлений о роли задач в математическом образованиивыявить степень разработки в дидактике и методике вопросов использования прикладных задач при формировании творческой активности будущих инженеров.

3. Разработать комплекс ПОЗ в обучении математике на основе выявления их критериев и функций в контексте интеграции математических знаний при исследовании технических процессов и реальных явлений.

4. Разработать и обосновать дидактическую модель и методику исследования и решения ПОЗ на ресурсных занятиях по математике с целью формирования творческой активности студентов технического вуза.

5. Экспериментально проверить эффективность и результативность методики формирования творческой активности студентов в процессе обучения математике на основе исследования и решения ПОЗ.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы, посвященные теории учебно-познавательной деятельности — В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, А. П. Тряпицына, Т. И. Шамова и др.- психологии творчества и творческих способностей личности — Ж. Адамар, Г. Айзенк, Д. Векслер, Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, А. Маслоу, A.M. Матюшкин, А. Пуанкаре, К. К. Платонов, Р. Стернберг, Б. М. Теплов, Е. Торренс, и др.- закономерностям формирования и развития творческой личности — А. В. Абдуллаев, В. В. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, В. Б. Бондаревский, Н. В. Бордовская, Дж. Брунер, А. В. Брушлинский, А. А. Вербицкий, В. И. Загвязинский, М. М. Зиновкина, С. И. Зиновьев, М. М. Кашапов, А. И. Кои маров, Ю. П. Поваренков, Я. А. Пономарев, Н. Х. Розов, C.JI. Рубинштейн,.

A.В. Савенков, В. Д. Шадриков и др.- методологии и методики обучения математике — В. В. Афанасьев,.

B.А. Гусев, A.JI. Жохов, Н. Д. Кучугурова, B.JI. Матросов, Ю. Б. Мельников,.

A.Г. Мордкович, С. А. Розанова, Г. И. Саранцев, З. А. Скопец, Е. И. Смирнов, Н. Ф. Талызина, А. В. Хуторской, А. В. Ястребов и др.- теории деятельностного подхода — JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, О. Б. Епишева, А. Н. Леонтьев, А. А. Реан, М. И. Рожков, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.- теории личностно-ориентированного обучения и компетептностно-го подхода — Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, О. Н. Шахматова, В. М. Шепель, И. С. Якиманская и др.- реализации внутрии межпредметных связей — Н. Я. Виленкин, В. А. Гусев, В. А. Далингер, А. Л. Жохов, А. Н. Колмогоров, В. Л. Матросов, В. М. Монахов, А. Г. Мордкович, П. М. Эрдниев, и др.- прикладной и профессиональной направленности— П. Т. Апанасов,.

C.С. Варданян, И. В. Егорченко, В. А. Кузнецова, В. М. Монахов, Ю. П. Поваренков, С. А. Розанова, Е. И. Смирнов, Н. А. Терешин, В. А. Тестов, В. Д. Шадриков, И. М. Шапиро и др.- концепции и технологии наглядно-модельного обучения — Г. Ю. Буракова,.

B.В. Давыдов, Т. Н. Карпова, И. Н. Мурина, В. Н. Осташков, Е. И. Смирнов, Е.Н. Тро-фимец, Л. М. Фридман и др.- теории и методики обучения в вузе — С. И. Архангельский, А. А. Вербицкий, В. А. Далингер, В. А. Кузнецов, B.C. Леднев, Г. Л. Луканкин, М. И. Махмутов, В. И. Михеев, А. Г. Мордкович, Е. И. Смирнов, В. А. Тестов, Г. Г. Хамов, Д. В. Чернилевский, Л. В. Шкерина и др.- теории учебных задач и творческих задач — В. В. Афанасьев, Г. С. Альтшуллер, Г. А. Балл, Б. П. Беспалько, В. А. Гусев, Ю. М. Колягин, И. Я. Лернер, С. В. Новиков, В. Н. Осташков, Дж. Пойа, А. Ф. Эсаулов, Д. Б. Эльконин, С.И. Шохор-Троцкий, А. В. Ястребов и др.

Для решения поставленных задач были использованы, следующие методы педагогического исследования'.

1. Теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической, научно-технической литературы по проблеме исследования);

2. Эмпирические (наблюдение за деятельностью студентов в учебном процессеанализ самостоятельных, контрольных и творческих работ студентованкетированиеопрос преподавателей математики и дисциплин инженерного цикла);

3. Общелогические (логико-дидактический анализ учебных пособий по математике и физике, сравнение, обобщение учебного материала по данному вопросу);

4. Статистические (обработка результатов педагогического эксперимента, их количественный и качественный анализ).

База исследования. Исследование проводилось поэтапно на базе Тюменского государственного нефтегазового университета с 2001 по 2008 год.

В соответствии с выдвинутой целью, гипотезой и задачами, исследование проводилось в три этапа.

Этапы исследования'.

На первом этапе (2001—2003 г. г.) накапливался эмпирический материал на основе обобщения практического опыта. Осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, определялись цель, объект, предмет, задачи, рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (2003;2004 г. г.) осуществлялась теоретическая разработка диссертационной проблемывыявлялись и обосновывались основные факторы, компоненты и уровни творческой активности будущих инженеровразрабатывались критерии отбора ПОЗ и методика ресурсного взаимодействия математики и дисциплин инженерного циклапроводился поисковый и констатирующий эксперимент, в ходе которого устанавливались уровни интеграции математических знанийразрабатывалась и теоретически обосновывалась методика проектирования и исследования элементов интеграционной системы в процессе обучения математике, корректировалась методическая последовательность изучения выявленных дидактических элементов интеграционной линии курса математики и инженерных дисциплин в процессе формирования творческой активности студентов.

На третьем этапе (2004;2008 г. г.): проводился формирующий эксперимент, основной задачей которого была экспериментальная проверка педагогических условий и модели формирования творческой активности студентованализировались результаты опытно-экспериментального внедрения разработанного комплекса ПОЗ в обучение математикесопоставлялись полученные эмпирические данные по экспериментальным и контрольным группам, делались соответствующие выводы и анализ применения статистических методов по результатам экспериментаоформлялсятекст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что.

1. Разработаны и обоснованы критерии отбора и функции ПОЗ в обучении математике будущих инженеров как средства, способствующего формированию творческой активности студентов.

2. Выявлены основные этапы, условия и средства исследования и решения ПОЗ с целью формирования творческой активности студентов технических вузов.

3. Разработана дидактическая модель и методика формирования творческой активности студентов в процессе обучения математике при решении и исследовании ПОЗ.

4. Выявлены этапы и характеристики математического аспекта готовности к ресурсному взаимодействию математики и специальных дисциплин в процессе исследования ПОЗ.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Выявлены и обоснованы педагогические условия формирования творческой активности на основе исследования и реализации ПОЗ в обучении математике студентов инженерных специальностей технических вузов.

2. Обоснована возможность реализации комплекса ПОЗ в математической подготовке студентов технического вуза инженерных специальностей.

3. Определены и обоснованы содержание, механизмы, этапы и структурные характеристики процесса формирования творческой активности будущих инженеров на основе интеграции математических знаний.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

1. Разработана методика отбора и исследования ПОЗ, выполняющая роль средства и механизма формировании творческой активности студентов на основе интеграции математических знаний .

2. Разработаны и реализованы учебные материалы, содержащие профессионально ориентированные задачи в обучении математике, особенностью которых является интеграция математических и специальных знаний.

3. Определены и апробированы организационные формы и методы проектирования творческой активности студентов, позволяющие реализовать профессиональный контекст в процессе изучения курса «Высшая математика» в техническом вузе.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются многосторонним анализом проблемы, опорой на данные современных исследований по теории и методике обучения математикеопорой на фундаментальные исследования психологов, педагогов, методистов-математиковадекватностью методов исследования целям, предмету и задачам, поставленным в работепроведенным педагогическим экспериментом и использованием адекватных математико-статистических методов обработки полученных в ходе эксперимента результатов.

Личный вклад заключается в разработке и обосновании модели и педагогических условий формирования творческой активности будущих инженеров, методики отбора и исследования ПОЗ в обучении математике студентов инженерных специальностей технических вузовопределении особенностей формирования творческой активности будущих инженеров при решении ПОЗ в ходе исследования технических процессов и реальных явлений как средства интеграции математических знаний.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем проведения лекционных, практических и индивидуальных занятий со студентами по высшей математике в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) в период с 2001 по 2008 годы.

Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались: на заседаниях кафедр высшей математики ТюмГНГУ и математического анализа ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Региональной научно-методической конференции «Управление качеством образования» (г. Тюмень, 2003 г.), Региональной научно-методической конференции «Фундаментализация профессионального образования в университетском комплексе» (г. Тюмень, 2004 г.), Международных Колмогоровских чтениях (г. Ярославль, 2004, 2007, 2008 гг.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплекс ПОЗ является эффективным средством и механизмом формирования творческой активности будущих инженеров, если он: построен на принципах вариативности, наглядности моделирования, доступности, профессиональной направленности, предметно-информационной обогащенностиспособствует интеграции математических и специальных знаний, расширению коммуникаций и проектной деятельности студентов, развитию профессиональной мотивацииобеспечивается педагогическими условиями для реализации деятель-ностного, личностно-ориентированного, компетентностного и проблемно-исследовательского подходов.

2. Реализация методики формирования творческой активности будущих инженеров в обучении математике позволяет эффективно интегрировать математические и специальные знания при решении и исследовании ПОЗ.

3. Организационно-методической основой формирования творческой активности с комплексным использованием ПОЗ является разработанный и обоснованный блок ресурсных занятий в процессе обучения математике.

4. Исследование комплекса ПОЗ, критерии его отбора и дидактические функции, позволяют учесть особенности формирования творческой активности студентов в обучении математике на основе развития мотивации и профессиональных качеств у студентов инженерных специальностей технических вузов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 231 наименования и 4 приложений.

Научный анализ содержания и практическое воплощение разработан ной методики использования комплекса профессионально ориентированных задач в курсе «Высшей математики» позволяет сформулировать следующие результаты:

1. Теоретически обоснована и практически реализована возмож ность формирования творческой активности в процессе обучения математике с использованием ПОЗ, опирающихся на принципы: доступности, наглядно сти моделирования, вариативности, профессиональной направленности, предметно-информационной обогащенности на основе ресурсного взаимо действия математических и специальных дисциплин.2. Дидактическая модель (функции, задачи, принципы, этапы творче ской деятельности студентов, функции и критерии отбора ПОЗ) интеграции математических и инженерных взаимодействий с использованием комплекса ПОЗ отражает базовые узлы методики и создает целостность механизма формирования творческой активности студентов.3. Выявленные дидактические условия: создание творческой средынизкая степень регламентации поведения и наличие предметно информационной обогащенностиинформационно-технологическая под держка творческой активности студентов на всех этапах обучения математи ке с использованием ПОЗ — способствуют становлению профессиональной мотивации и формированию творческой активности студентов.4. Разработанная методика формирования творческой активности с ис пользованием комплекса ПОЗ (целеполагаемые компоненты: этапы творче ской деятельности: мотивационно-ценностный, подготовительный, содержа тельно-исследовательский, оценочныйуровни становления: поисковая ак тивность как основа мотивации творчества, имитация творчества, творческая самостоятельностьфакторы успешности) повышает качество учебной и творческой деятельности студентов в освоении математики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Mednich, S.A. The associative basis of the creative process Text. / S.A. Mednich // Psychol. Rewiew. N 2. — 1969. P. 220 — 232.
  2. Torrance, E.P. Guiding creative talent — Englewood Cloffs Text. / E.P. Torrance .— N.Y.- Prentice-Hall, 1962.
  3. Torrance, E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth Text. / E.P. Torrance. — Daedalus: Creativity and Learning, 1965. — P. 663 — 679.
  4. , Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики Текст. / Ж. Адамар. — М., 1970.
  5. , Т.Н. Урок математики: применение дидактических материалов с профессиональной направленностью Текст.: метод, пособие для преподавателей ПТУ / Т. Н. Алешина.— М.: Высшая школа, 1991. — 64 с.
  6. , Г. С. Творчество как точная наука (теория решения изобретательских задач) Текст. / Г. С. Альтшуллер. — М.: Сов. радио, 1979. — 184 с.
  7. , Ю.А. Теория упругости текст. / Ю. А. Амензаде — М.: Высшая школа, 1971.— 288 с.
  8. , В.В. Формирование творческой активности студентов в процессе решения математических задач: Монография Текст. / В. В. Афанасьев — Ярославль: Изд-во ЯЛТУ им. К. Д. Ушинского, 1996. — 168 с.
  9. , А.С. Реализация прикладной функции школьного курса математики на основе межпредметных связей в условиях непрерывного образования Текст.: Дисс … канд. пед. наук: 13.00.02—Баку, 1992. — 219 с.
  10. , Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения Текст. / Ю. К. Бабанский — М.: Знание, 1978. — 48 с.
  11. , Ю.К. Педагогика Текст. / Ю. К. Бабанский, В.А. Сласте- нин, П. А. Сорокин и др.: учеб. пособие для студентов пед. институтов: под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
  12. , Г. А. Методы оценки количественных характеристик задач Текст. / Г. А. Балл // Программированное обучение. — Киев: Вища школа, 1985. Вып 22. — 21 — 28.
  13. , Г. А. О психофизическом содержании понятия «задача» Текст. / Г. А. Балл // Вопросы психологии, 1970, № 6. — 75 — 83.
  14. , Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл — М.: Педагогика, 1990 — 184с.
  15. , B.C. Педагогика профессионально-технического образования Текст. / B.C. Безрукова — Свердловск: СИПИ, 1989. — 83 с.
  16. , Г. И. Межпредметные связи // Совершенствование содержания образования в школе Текст. / Г. И. Беленький- под ред. И. Д. Зверева, М. И. Кашина. — М.: Педагогика, 1985. — 253 — 270.
  17. , Л. Математический анализ Текст.: в 2 т. Т. 2. Математический анализ: учеб. пособие для втузов- под ред. И. М. Яглома: пер. с англ. Л. И. Головиной. — М. , «Высшая школа», 1975. — 544 с.
  18. , М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах Текст. / М. Н. Берулава. — Томск: Из-во Томск. Ун-та, 1988. — 222с.
  19. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. — 215 с.
  20. , В.П., Системно педагогическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалистов Текст. / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. — М.: 1989. — 79 с.
  21. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская. — Изд. Ростовский университет, 1983. — 3 4 2 с.
  22. , Д.Б. Пути к творчеству Текст. / Д. Б. Богоявленская. '• — М.: Знание, 1981. — 258 с.
  23. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема «» творчества Текст. / Д. Б. Богоявленский. — РГУ, 1983. — 173 с.
  24. , А.В. Психология мышления и кибернетика Текст. / А. В. Брушлинский. — М.: Мысль, 1970. — 191с.
  25. , А.В. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / А. В. Брушлинский. — М., 1983.
  26. , Г. Ю. Цепь профессионально-ориентированных дидактических модулей как средство обучения математике студентов педвузов Текст.: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 — Ярославль, 2002. — 194 с.
  27. , Г. Н. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах Текст.: метод, пособие / Г. Н. Варковецкая — М.: Высшая школа, 1989. — 128 с.
  28. , Е.А. Профессиональная направленность обучения математике студентов технических вузов Текст.: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Москва, 2000. — 26 с.
  29. , СМ. Технические способности и условия их развития как предпосылка технического новаторства Текст. / СМ. Василейский // Проблемы способностей- под ред. В. Н. Мясищева. — М., 1962.
  30. , Д.В. Применение гипотезы в познавательной деятельности школьников при проблемном обучении Текст. / Д. В. Вилькеев — Казань, КГПИ, 1974. — 67с.
  31. Воспитательный процесс: изучение эффективности Текст. — метод. рекоменд: под ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128 с.
  32. Выготский, Л. С Избранные психологические исследования Текст. / Л. С. Выготский — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519 с.
  33. Выготский, Л. С Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский — М.: Педагогика, 1991. — 551 с.
  34. , П.Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин — М, 1976. — 2 5 8 с.
  35. , Н. В. Специфика групповой формы работы в условиях дифференциации обучения Текст. Диссерт. … канд. пед. наук: 13.00.02 — М., 1995.
  36. , Э.А. Способности и индивидуальность Текст. / Э. А. Голу бева— М.: Прометей, 1993. — 124 с. 4б. Готман, Э. Г. Задача одна — решения разные: Геометр, задачи. Текст. / Э. Г. Готман, З. А. Скопец: кн. для учащихся.— М.: Просвещение, 2000.— 225 с.
  37. , Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике Текст. / Я. И. Груденов. — М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
  38. , В.А. Обучение математике и целостное формирование личности ученика Текст. / В. А. Гусев, В. Л. Матросов, А. К. Насыбулина // Научные труды МПГУ. Серия: естественные науки. — М.: Прометей, 1993. •— 38 — 4 7 .
  39. , Р.С. Дифференциальные уравнения Текст. / Р. С. Гутер, А. Р. Янпольский: учеб. пособие для втузов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., «Высш. школа», 1979. —• 304 с.
  40. , В.В. О понятии развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов // Педагогика. — М., 1995. № 1. — С .29 — 39.
  41. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  42. , В.А. Межпредметные связи математики и физики Текст. •/ / В. А. Далингер: пособие для учителей и студентов. — Омск: ОмПИ, 1991. — 93 с.
  43. , В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей Текст. / В. А. Далингер. — Омск: Ом ИПКРО, 1993. — 323 с.
  44. , М.А. Дидактика Текст. / М. А. Данилов, Б. П. Есипов. — М.: Изд-во Академии пед. наук, 1957. — 515 с.
  45. , П.Е. Высшая математика в упражнениях и задачах Текст. / П. Е. Данко, А. Г. Попов, Т. Я. Кожевников. В 2 ч Ч. 2.: учеб. пособие для втузов. — Изд. 5-е перераб. и испр. — М.: Высш. шк., 1999. — 416 с.
  46. , Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования Текст. / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. — 1990. — № 6. — С. 2 — 5 .
  47. , В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. -СП6Д999. — 356 с.
  48. , В.Н. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность Текст. / В. Н. Дружинин, Н.В. Хазра-това // Психологический журнал, № 4 — М., 1994.
  49. , А.П. Развитие творческой активности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе изучения общеобразовательных дисциплин Текст.: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 —Ярославль, 2006.—171с.
  50. , Д. Психология и педагогика мышления. Текст. / Д. Дьюи — М.: Совершенство, 1997.
  51. , В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе Текст. / В. К. Дьяченко // Начальная школа, № 1 — 1998. — г 17 — 2 4 .
  52. , В.К. Организация коллективных учебных занятий Текст.: / В. К. Дьяченко, А. И. Попова // Начальная школа,№ 1 — 1990. — 5 — 6.
  53. , И.А. Интеллектуальная собственность — результат технического творчества Текст. / И. А. Ефимович, С В. Скифский: учебное пособие. — Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. — 320 с.
  54. , О.В. Развитие творческой активности студентов технических вузов посредством гуманитарно ориентированных математических задач Текст. / О. В. Ефременкова: монография. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. —166 с.
  55. , А.В. Научно-методические основы отбора, структурирования и реализации содержания математического образования в старших классах общеобразовательной школы Текст. Автореф. … дис. док. пед. наук: 13.00.02 — Казань, 1995. — 58 с.
  56. , В.И. Моделирование на уроках межпредметного обобщающего повторения математики и физики (на материале математики XI класса) Текст.: дисс … канд. пед. наук: 13.00.02 — Омск, 1999. — 198 с.
  57. , И. Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе Текст. / И. Д. Зверев. // Проблемы методов обучения современной общеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 1980. — 2 2 4 с.
  58. , П.И. Непроизвольное запоминание Текст. / П.И. Зинчен- ко — М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961.— 561 с. 76.3олотова, А. В. Коллективная работа на уроках Текст. / А.В. Золо-това. // Начальная школа. — № 10/1989. — 34 с.
  59. , Е.А. Критерии отбора исследовательских профессионально ориентированных задач Текст. / Е. А. Зубова, В. Н. Осташков, Е. И. Смирнов // Ярославский педагогический вестник.— Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 4(57), — 2008. — С. 16 — 22 .
  60. , Е.А. Методика проектирования творческой активности бу- дущих инженеров на ресурсных занятиях Текст. / Е. А. Зубова // Ярослав- '•' ский педагогический вестник.— Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1(58). — 2009. 7 — 1 2. -:
  61. , Е.А. Формирование творческой активности у будущих инженеров Текст. / Е. А. Зубова, В. Н. Осташков // Управление качеством образования: Материалы региональной научно-методической конференции.— Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2008. — 101 — 108.
  62. , Е.А. Фундирование способности к творчеству в процессе обучения математике у будущих инженеров Текст. / Е. А. Зубова, В. Н. Осташков // Труды V Колмогоровских чтений.— Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007.—С. 235 — 241.
  63. , Д. О моделях деятельности и подготовки специалиста Текст. / Д. Исхакова, А. Кочнев, X. Ярошевская. // Высшее образование в России, № 8. — 2005.
  64. , A.M. Формирование иноязычных компетенций студентов технического вуза в пректной деятельности Текст. Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 — Казань, 2008. — 23 с.
  65. , И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход) Текст. / И. П. Калошина. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983.—168 с.
  66. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан- Калик, Н. Д. Никандров. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  67. , Б. Деловая стратегия (концепция, содержание, символы) Текст. / Б. Карлофф. — М., 1991.
  68. , М.М. Психологи творческого мышления профессионала Текст. / М. М. Кашапов. — М.: ПЕР СЭ, — 2006. — 688 с.
  69. , Б.М. О творчестве в науке и технике Текст. / Б. М. Кедров. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 192 с.
  70. , В.Н. Межпредметные связи в естественно- математической и педагогической подготовке учителей Текст. / В.Н. Келба-киани. —Тбилиси: Изд-во «Ганатлеба», 1987. — 291 с.
  71. , А.Г. Психические особенности человека Текст. / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. В 2 т. Т. 2. Способности. — Л.: ЛГУ, 1960. — 304 с.
  72. , Ю.М. Задачи в обучении математике Текст. / Ю.М. Коля- гин: В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 1977. — 110 с.
  73. , Ю.М. О прикладной и практической направленности обучения математике Текст. / Ю. М. Колягин, В. В. Пикан. // Математика в школе, № 6. — 1985.—С. 27 — 3 2 .
  74. , Ю.М. Общее понятие задачи в кибернетическом и системно- психологическом аспекте и его приложения в педагогике математики Текст. / Ю. М. Колягин. // Роль и место задач в обучении математике. — М.: 1973 —Вып. 1, разд. 1,2 — С. 11—35.
  75. , Б.И. Учение — процесс творческий Текст. / Б.И. Корота- ев. — М.: Просвещение, 1982. — 198 с.
  76. , Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов Текст. / Ю. С. Крижанская, P.M. Грановская. — СПб., 1994. — 210 с.
  77. , М.В. Психология и педагогика Текст. / М. В. Кроль: учеб. пособие для техн. вузов. — М.: Высш. шк., 2001. — 319 с.
  78. , В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач Текст.: автореф. дисс… д-ра пед. наук: 13.00.02. — М.: 1992. —37с.
  79. , В.А. Психология математических способностей школь- ников Текст. / В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  80. , В.А. Психология обучения и воспитания школьников Текст. / В. А. Крутецкий. — М.: Высш. шк., 2001 г. — 303 с.
  81. , Л.Д. Математическое образование и его специфика. Образование и общество Текст. / Л. Д. Кудрявцев, — Орел, 2000,№ 6. — 4 — 6.
  82. , Л.Д. Современная математика и её преподавание Текст. / Л. Д. Кудрявцев: с предисловием П. С. Александрова: учебное пособие для вузов. — Изд 2-ое перераб., и доп. — М.: Наука, 1985. — 176 с.
  83. , Т.В. Психология творческого мышления Текст. / Т. В. Кудрявцев. — М.: Прогресс, 1975. — 247 с.
  84. , Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений Текст. / Ю. Н. Кулюткин. — М.: Педагогика, 1970. — 321 с.
  85. , О.Т. Проблемы теории подготовки специалистов в вые- J" шей школе Текст. / О. Т. Лебедев, Г. Е. Даркевич. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1984. — 212 с.
  86. , Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей Текст.: автореф. дисс. канд. психол. наук: 13.00.02. — М.: (1970. — 3 2 с.
  87. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. — М., 1977.
  88. , А.Н. Проблемы развития психики. Текст. / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575 с.
  89. , И.Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. — М.:3нание, 1974. — 64 с.
  90. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. —186 с.
  91. , И.Я. Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках Текст. / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1970. Вып.14. — 86 — 91.
  92. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / П. Ф. Лесгафт: сост. И. Н. Решетень. — М.: Педагогика 1988. — 400с.
  93. , Х.И. Место групповой работы среди других форм обучения Текст. / Х. И. Лийметс. // Сов. педагогика и школа. — Тарту, 1971, т.6. — 17 — 35.
  94. , З.А. Развитие творческой активности старшеклассников в технологической деятельности Текст.: автореферат докт. пед. наук: 13.00.02 — Ярославль, 2005, — 43 с.
  95. , Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 445 с.
  96. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 445 с.
  97. Лук, А. Н. Мышление и творчество Текст. / А. Н. Лук. — М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  98. Лук, А. Н. Проблемы научного творчества Текст. / А. Н. Лук. — М.: ИПИОН АН СССР, 1983.
  99. Лук, А. Н. Психология творчества Текст. / А. Н. Лук. — М.: Наука, 1978. —127 с.
  100. , А.И. Теория упругости текст. / А. И. Лурье — М.: Наука, 1970.—940 с.
  101. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. — М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  102. , М.И. Организация проблемного обучения Текст. / М. И. Махмутов. — М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  103. , М.И. Принцип профессиональной направленности преподавания в среднем ПТУ Текст. / М. И. Махмутов, A.M. Власенков. // Принцип обучения в среднем ПТУ: Сб. науч. трудов: под ред. А. А. Кирсанова. — М.: Изд-во АПН СССР, 1986. — 50 — 53.
  104. , М.И. Проблемное обучение Текст. / М. И. Махмутов. — М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  105. , Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы Текст. / Н. А. Менчинская // Советская педагогика. — М., 1968.
  106. , И.Г. Математическая подготовка инженера в условиях профессиональной направленности межпредметных связей Текст.: дисс … канд. пед. наук: 13.00.02 — Тобольск. — 221 с.
  107. , В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике Текст. / В. И. Михеев. — М., 1987. — 198 с.
  108. , В.А. Психология творческой деятельности Текст. / В. А. Моляко. — Киев: Знание, 1978. — 45 с.
  109. , В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения Текст. / В. М. Монахов. // Проектирование f новых информационных технологий обучения. — М., 1991. — 4 — 30.
  110. , Д.М. Лекции по высшей математике Текст. / А.Д., Мышкис. — М.: Наука, 1964. — 608 с.
  111. , А.Д. К методике прикладной направленности обучения математике Текст. / А. Д. Мышкис, М. И. Шамсутдинов. // Математика в школе, 1988, № 2 — С. 12.
  112. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат: под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  113. , И.Б. Реализация межпредметных связей курса физики с общепрофессиональными и специальными дисциплинами в военном вузу Текст.: дисс … канд. пед. наук: 13.00.02 — Челябинск, 1999. — 194 с.
  114. , A.M. Профессиональное образование в России Текст. / A.M. Новиков. — М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — с. 45.
  115. , П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в средних профессионально-технических училищах Текст. / П. Н. Новиков. — Минск: Вышэйная школа, 1979. — 148 с.
  116. , А., Шоу С, Саймон Г.А. Процессы творческого мышления Текст. / А. Ньюэлл, Шоу, Г. А. Саймон. // Психология мышления: сб. переводов под ред. A.M. Матюшкина. — М.: Прогресс, 1965. — 500 -— 530.
  117. , И.Т. Педагогикаг-Учебное пособие для студентов пед. институтов Текст. / И. Т. Огородников. — М.: Просвещение, 1968. — 375 с.
  118. , А.А. Спасибо за урок, дети!: О развитии творческих способностях учащихся Текст. / А. А. Окунев: кн. для учителя: из опыта работы. — М,: Просвещение, 1981. — 191с.
  119. , А.Б. Формирование фундаментальных знаний в системе профессионального образования студентов технических вузов Текст. / А. Б. Ольнева: монография. — М.: МПГУ, 2003. — 184 с.
  120. , В.А. Урок в современной школе Текст. / В. А. Онищук — М.: Просвещение, 1981. — 191 с.
  121. , В.Ф. Школа учит мыслить Текст. / В.Ф. Паламар- чук — М.: Просвещение, 1980.
  122. Педагогическая энциклопедия Текст. / изд-во «Советская энциклопедия». — М., 1965.
  123. , А.Н. Психология деятельности Текст. / А.Н. Пет- ровский. — М.: 1991. — 3 2 6 с.
  124. , П.И. Воспроизводящая и творческая деятельность школьников в обучении Текст. / П. И. Пидкасистый — М.: Педагогика. 1980. — 240 с.
  125. , Д.Т. Конспект лекций по высшей математике Текст. / Д. Т. Письменный. В 2 ч. Ч 1. — М.: Рольф, 2002. — 288 с.
  126. , Д.Т. Конспект лекций по высшей математике. Текст. / Д. Т. Письменный. В 2 ч. Ч 2. — М: Рольф, 2002. — 256 с.
  127. , К.К. Краткий словарь системы понятий Текст. / К. К. Платонов. Изд 2-е перераб и доп. — М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
  128. , К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1986.— 255 с.
  129. , И.П. Педагогика Текст. / И. П. Подласый — М.: Просвещение, 1996. — 627 с.
  130. , И.П. Педагогика Текст. / И. П. Подласый: учеб. пособие для студентов высш. пед. учебн. заведения. — М.: Просвещение: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  131. , Д. Как решать задачу Текст. / Д. Пойа. — Львов: Квантор, 1991. — 2 1 4 с .
  132. , Д. Математическое открытие Текст. / Д. Пойа. — М.: Наука, 1976. — 4 4 8 с.
  133. , Я.А. Психология творчества Текст. / Я. А. Пономар е в — М.: Наука, 1976. — 3 0 4 с.
  134. Практикум по возрастной психологии Текст.: под ред. Л.А. Го- ловей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2001. — 688 с.
  135. , В.А. Психология подражания Текст.: автореф. диена соиск. степ, доктора психол. наук 13.00.01. — Орел, 1973.
  136. Психология. Словарь Текст.: под общей ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Изд 2-е перераб. и испр. — М.: Политиздат. 1990. — 494 с.
  137. , А. Математическое творчество Текст. / А. Пуанкаре. — М., 1909.
  138. , Н.С. Дифференциация обучения физике Текст. / Н. С. Пурышева. — М., 1994.
  139. , A.M. Научно-практические основы разработки и внедрения интегративнои системы педагогических технологий в высшем военном учебном заведении Текст.: дисс … д-ра. пед. наук: 13.00.02 — СПб, 1999. — 3 7 8 с.
  140. , А.З. Сущность творческого мышления учащихся Текст. / А. З. Рахимов. // Формирование творческого мышления школьников в учеб-ной деятельности: Сб. научн. тр.— Уфа: БГПИ, 1985.— 3 — 12.
  141. , А.З. Формирование творческого мышления школьников Текст.: автореф. дисс. … докт. пед. наук: 13.00.02 — М, 1993. — 31 с.
  142. , А.А. Социальная педагогическая психология Текст. / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский — СПб.: Питер, 2000.
  143. , Н.Н. Проблемное изложение материала в лекциях Текст. / Н. Н. Ржецкий — Киев.: Знание, 1982. — 19с.
  144. , М.И. Концепция экзистенциальной педагогики Текст. / М. И. Рожков. // Ярославский педагогический вестник № 4, 2002. — 32 — 40.
  145. , А. Математическая культура студентов технических университетов Текст. / А. Розанова — М.: Физматлит, 2003. — 176 с.
  146. , Л. О мышлении и путях его исследования Текст. / Л. Рубинштейн — М., 1958.
  147. , Л. Основы общей психологии Текст. / Л. Рубинштейн: В 2 т. Т.1 — М.: Педагогика, 1989.—- 485 с.
  148. , Л.Д. Особенности содержания и методики преподавания математики в классах экономического профиля Текст.: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 — Омск, 1996. — 191 с.
  149. , А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению Текст. / А. И. Савенков: учебное пособие, М., «Ось-89», 2006 —480 с.
  150. , Ю.А. Очерки о психологии ума Текст. / Ю. А. Самарин — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1962. — 504 с.
  151. , Г. И. Теоретические основы методики упражнений по математике в средней школе Текст.: автореф. дисс… д-ра пед. наук: 13.00.02 — Л., 1987. — 36 с.
  152. , Г. И. Упражнения в обучении математике Текст. / Г. И. Саранцев — М.: Просвещение, 1995. — 240 с.
  153. , И.М. Избранные философские и психологические произведения Текст. / И. М. Сеченов — М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1947. — 40 с.
  154. , А.А. Технология обработки зубчатых колес цилиндрических передач Новикова Текст. / А. А. Силич — Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2007.—162., сил.
  155. , М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин — М.: Педагогика, 1980. — 270 с.
  156. , М.Н. Совершенствование процесса обучения Текст. / М. Н. Скаткин — М.: Педагогика, 1980. — 270 с.
  157. , Н.В. Наглядное моделирование профессионально-ориентированных математических задач в обучении математике студентов инженерных направлений технических вузов Текст.: дисс.канд. пед. наук: 13.00.02 —Ярославль: 2006. — 183 с.
  158. , В.Ф. Совершенствование обучения спецдисциплинам средствами математики в профессиональном лицее Текст.: дисс.канд. пед. наук: 13.00.02 —Тобольск: 2000. — 203 с.
  159. , Е.И. Наглядное обучение математике в педвузе — психология, интуиция, опыт Текст. / Е. И. Смирнов, Т. Н. Карпова. // Непрерывное педагогическое образование. Вып. VIII. РГПУ- УМО ОППО- ЯЛТУ. — Ярославль, 1995. — 4 1 — 60.
  160. , Е.И. Технология наглядно-модельного обучения математике Текст. / Е. И. Смирнов: Монография. Ярославль, 1998 — 323 с.
  161. , И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения Текст.-/ И. М. Смирнова: монография. — М.: Прометей, 1994. —• 152 с.
  162. Советский энциклопедический словарь Текст. / под. ред. A.M. Прохорова. 4-е изд.— М.: «Советская энциклопедия», 1989. — 1632 с, ил.
  163. , A.M. Логическая структура учебного материала Текст. / A.M. Сохор — М.: Педагогика, 1974. — 189 с.
  164. , А.А. Педагогика математики Текст. / А. А. Столяр — Минск: Вышэйная школа, 1986. — 414 с.
  165. , Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста Текст. / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хохловский. — Саратов: Сарат. ун-т., 1987.—174 с.
  166. , Б.М. Избранные труды Текст. / Б. М. Теплов. В 2 ч. Ч 1. — М.: Педагогика, 1985.— 328 с.
  167. , В.А. Стратегия обучения математике Текст. / В. А. Тестов. — М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1999. — 304 с.
  168. , Л.Н. Осуществление прикладной направленности математической подготовки военного инженера (на примере обучения в танковом институте) Текст.: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 — Омск, 2000. — 166 с.
  169. , К.Д. Избранные пед. сочинения Текст. / К.Д. Ушин- ский. В 2 ч. Ч. 1 — М: Педагогика, 1971. — 465 с.
  170. , К.Д. Педагогические сочинения Текст. / К. Д. Ушинский. В 6 ч. Ч. 2.: сост. Ф. Егоров — М.: Педагогика, 1988. — 416 с.
  171. , Е.И. Усиление профориентационной направленности факультативных занятий по математике Текст.: дисс … канд. пед. наук: 13.00.02 —Москва, 1987, — 2 1 4 с.
  172. Философский словарь Текст. / под ред. И.Д.Фролова- 6-е изд. перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  173. , Л.М. Как научиться решать задачи Текст. / Л. М. Фридман, Н. Турецкий: пособие для учащихся — М.: Просвещение, 1984. — 130 с, форзацы.
  174. , Л.М. Психологический анализ задачи: Проблемные ситуации и задачи Текст. / Л. М. Фридман. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии — М.: Педагогика, 1970. — 54 — 55.
  175. , Л.М. Психолого-педагогические основы обучения ма- тематике в школе Текст. / Л. М. Фридман. — М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  176. , И.Ф. Активизация учения школьников Текст. / И. Ф. Харламова. — Минск, 1970.
  177. , М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная — М.: Изд-во «Барс», 1977. — 392 с.
  178. , А. Высшая техническая школа и методология обучения инженера-конструктора Текст. / А. Хомяков. // Alma mater, № 4 — 6. — 1992. 10 — 16.
  179. , Г. И. Методические основы реализации экономической направленности обучения математике в военно-экономическом вузе Текст.: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 —Ярославль, 2001. — 192 с.
  180. , А.В. Современная дидактика Текст. / А. В. Хуторской: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  181. , В.Д. О содержании понятий «способность» и «одаренность» Текст. / В. Д. Шадриков. // Психологический журнал, Т. 4. № 5. — 1983, — С. 3 — 10.
  182. , В.Д. О структуре познавательных способностей Текст. / В. Д. Шадриков. // Психологический журнал, № 3, Т.6 — 1985. — 38 — 46.
  183. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. /В.Д. Шадриков. — М.: Наука, 1983:
  184. , СМ. «Искусственный интеллект: гносеологический аспект» Текст. / СМ. Шалютин. — М.: Мысль, 1985.
  185. , Т.И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. — М.:Педагогика, 1982. — 208 с.
  186. , И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики Текст. / И. М. Шапиро: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 96 с.
  187. , B.C. Педагогика творчества учащихся Текст. / B.C. Шубинский. // Сер. Педагогика и психология.— М.: Знание, 1988.— № 8.— 80 с.
  188. , А.Т. Проблемы теории творчества Текст. / А. Т. Шумилин — М.: Высшая школа, 1988. — 143 с.
  189. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979 — 160 с.
  190. , П.К. Теория творчества Текст. / П. К. Энгельмейер — Спб.: Образование, 1910. — 208.
  191. Энциклопедический словарь Текст.: издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — т. 32. — СПб., 1901. — 966 с.
  192. , Б.П. О технологии творческого обучения математике Текст. / Б. П. Эрдниев. // Математика в школе, 1990. — 15−19.
  193. , Б.П. Современная технология обучения Текст. / Б. П. Эрдниев. — М.: 1971. — 208 с.
  194. , П.М. Методика упражнений по математике Текст. / П. М. Эрдниев — М.: Просвещение, 1970. — 319 с.
  195. , И.С. Психологические проблемы развития личности ученика в трудах Н.А. Менчинской Текст. / И. С. Якиманская. // Психологический журнал,№ 1, том 26, 2005. — 95 — 103.
  196. , П.М. Процесс творческой работы изобретателя Текст. / П. М. Якобсон — М.: Издательство ЦС Всесоюзн. Об-ва изобретателей, 1934.—135 с.
  197. , В.Н. О межпредметных связях в процессе преподавания основ естественных наук Текст. / В. Н. Янцен. // Советская педагогика, 1968, № 3. — С. 37 — 4 4 .
  198. , А.В. Дуалистические свойства математики и их отражение в процессе преподавания Текст. / А. В. Ястребов. // Ярославский педагогический вестник. — 2001. — № 1. — 48 — 53.
Заполнить форму текущей работой