Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сравнительная характеристика развития общего образования в регионах ПФО

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кластер № 2 (таблица 2.4) содержит в себе 11 объектов (районов): Республика Марии Эл, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский Край, Кировская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Соответственно данная группа регионов отстаёт по своему развитию от трех лидирующих. Причиной для этого… Читать ещё >

Сравнительная характеристика развития общего образования в регионах ПФО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Утверждена Стратегия социально-экономического развития ПФО до 2020 г. В округ входят Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области.

В данном нормативно-правовом акте приведены характеристика ПФО. Описаны конкурентные преимущества, вызовы и угрозы. Установлены цели, задачи, сценарий развития округа. Так же отдельный пункт документа посвящен развитию образования в ПФО.

В основу развития системы образования в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года положены принципы проектной деятельности, реализуемые в приоритетном национальном проекте «Образование» — открытость образования к внешним запросам, конкурсное выявление и поддержка лидеров, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Повышение доступности и качества образовательных услуг, соответствующих требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, является стратегической целью государственной политики в области образования. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

  • — обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;
  • — модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
  • — создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
  • — развитие сети дошкольных образовательных учреждений;
  • — создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную специализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • — создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах;
  • — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
  • — разработка и реализация мер по целевой подготовке специалистов в рамках сотрудничества учебных заведений и региональных организаций, приведение профильной структуры подготовки специалистов в соответствии с потребностями рынка труда, расширение спектра реализуемых образовательных программ на основе прогнозных данных о структуре и объемах кадровых потребностей экономики и социальной сферы;
  • — создание ресурсных центров, позволяющих имитировать различные производственные процессы, адекватные профессиональной деятельности современного квалифицированного рабочего или специалиста;
  • — разработка и реализация программы профориентации и профотбора молодежи;
  • — формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы;
  • — развитие государственно-общественного управления образовательным учреждением и участие потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

Регионы ПФО не смотря на территориальную близость располагают различным уровнем социально-экономического развития. Соответственно уровень развития образования в этих регионах так же отличается. Для выявления уровня развития образования каждого региона проведем кластерный анализ по ряду показателей.

Среди которых: Число дошкольных образовательных учреждений, численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, уровень образования населения, число школ, численность учащихся в школах (таблица 2.3). Данные показатели рассмотрены по состоянию на 2011 год по всем регионам входящим в ПФО.

Кластерный анализ проведем в программе STATISTICA 6.0. В данном случае в роли объектов кластеризации выступают регионы ПФО, которые мы будет распределять по кластерам в зависимости от уровня развития образования. Была проведена иерархическая кластеризация по показателям. Рассмотрим горизонтальную древовидную диаграмму (рисунок 2.4).

Таблица 2.3 — Динамика показателей по регионам ПФО.

Регион Показатель.

Число дошкольных образовательных учреждений.

Численность детей в дошкольных обр. учреждениях.

Уровень образования населения.

Число школ.

численность учащихся в школах.

Республика Башкортостан.

180,2.

434,5.

Республика Марии Эл.

31,8.

66,8.

Республика Мордовия.

28,6.

Республика Татарстан.

180,1.

375,4.

Удмуртская Республика.

85,5.

157,6.

Чувашская Республика.

57,5.

Пермский край.

124,2.

274,7.

Кировская область.

59,5.

120,4.

Нижегородская область.

140,5.

283,6.

Оренбургская область.

86,2.

206,7.

Пензенская область.

46,2.

112,1.

Самарская область.

121,5.

Саратовская область.

83,2.

218,3.

Ульяновская область.

44,2.

111,1.

Из данной диаграммы видно что, объекты разделились на 2 кластера. Это означает что уровень развития образования отличается в значительной степени у двух групп регионов. Мы можем узнать сколько регионов входит в каждую из групп (кластеров).

Диаграмма разделения регионов на кластеры.

Рисунок 2.4 — Диаграмма разделения регионов на кластеры Кластер № 1 (таблица 2.4) содержит три объекта: Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Нижегородская. Что в принципе ожидаемо, так как данные регионы занимаю наивысшие позицию по уровню социально-экономического развития.

Кластер № 2 (таблица 2.4) содержит в себе 11 объектов (районов): Республика Марии Эл, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский Край, Кировская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область. Соответственно данная группа регионов отстаёт по своему развитию от трех лидирующих. Причиной для этого в первую очередь служит уровень социально-экономического развития регионов.

Для наглядности, отобразим средние арифметические на графике (рисунок 2.5).

Таблица 2.4 — Регионы по кластерам.

Кластер № 1.

Кластер № 2.

Субъект.

Субъект.

Республика Башкортостан.

Республика Марии Эл.

Республика Татарстан.

Республика Мордовия.

Нижегородская область.

Удмуртская Республика.

Чувашская Республика.

Пермский Край.

Кировская область.

Оренбургская область.

Пензенская область.

Самарская область.

Саратовская область.

Ульяновская область.

Описательные статистики для каждого кластера. Другим способом определения природы кластеров является проверка средних значений для каждого кластера и для каждого измерения. Выводим диаграмму средних. Обычно, этот график дает наилучшее представление результатов.

Синяя линия это регионы, занимающие лидирующую позиции, красная основная группа регионов. На графике наглядно видно, что основное отличие выявляется по показателю численности дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений. Именно по этим показателям наблюдается основные отличия двух кластеров. Причинами служат:

  • — значительные отличия в уровне социально-экономического развития между регионами;
  • — отличия по численности населения (лидирующие регионы занимают наивысшие позиции по данному показателю);
  • — только в части регионов действуют программы по оптимизации учебных заведений;
  • — миграция населения, старение населения (из регионов второго кластера происходит отток населения в более благополучные субъекты);
  • — различные уровни развития общего образования по регионам, более позднее и заторможенное развитие;
  • — отличие в финансирование и в финансовом потенциале каждого из регионов.

Исследуемая область — Ульяновская оказалась в кластере № 2 что говорит о том что уровень её развития в области образования не лидирующий и находится на уровне с остальными регионами ПФО. Для того, чтобы данному региону попасть в группу лидирующих необходимо произвести модернизацию образования и повысить его уровень. Однако изменения должны производиться в корне социально-экономической политики региона, только тогда образование выйдет на качественно новый уровень развития.

График средних арифметических.

Рисунок 2.5 — График средних арифметических Ульяновская область занимает средние позиции по уровню социально-экономического развития среди регионов ПФО. Она не наблюдается не в числе преуспевающих, не в числе отстающих, твердая середина. Хорошие показатели относительно постоянности данных результатов. В результате исследования подтвердилось что и по уровню образования регион занимает средние позиции, динамично развивается и не останавливается на достигнутом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой